01.09.2018 при выполнении посадки на аэродроме Адлер (Сочи) произошло авиационное происшествие (авария) с самолетом Boeing 737-800 VQ-BJI ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр".
При выполнении посадки ночью в условиях ливневых осадков и сдвига ветра самолет приземлился на удалении 1285 м от входного торца взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП), с перелетом 385 м от зоны точного приземления, на повышенной приборной скорости, что привело к его выкатыванию за пределы ВПП. В результате авиационного происшествия 18 человек получили травмы.
Информация об обстоятельствах и причине авиационного происшествия приведена в приложении к настоящему приказу.
В соответствии с пунктом 2.10.5 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609, подпунктами 5.4.6 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Начальнику Управления летной эксплуатации Росавиации М.Ю. Костылеву в целях реализации рекомендации, изложенной в пункте 5.5 Окончательного отчета комиссии по расследованию авиационного происшествия с самолетом Boeing 737-800 VQ-BJI (далее - Окончательный отчет), совместно с Экспертным советом в области гражданской авиации России и психологом Центральной врачебно-летной экспертной комиссии гражданской авиации ФБУ "Центральной клинической больницы гражданской авиации" до 10.04.2020 рассмотреть целесообразность введения дополнительных методик психологического обследования членов летных экипажей гражданских воздушных судов (далее - ВС).
2. Начальнику Управления аэропортовой деятельности Росавиации А.А. Пчелину совместно с ФГУП ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" в целях реализации рекомендаций, изложенных в пунктах 5.2 и 5.4 Окончательного отчета до 30.04.2020, направить в Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России предложения:
2.1. о необходимости издания нормативных правовых актов Российской Федерации для обеспечения возможности перехода на вступающие в силу в ноябре 2020 года новый глобальный формат сообщаемых данных о состоянии поверхности ВПП и требования по определению характеристик сцепления поверхности для целей проведения строительных работ и технического обслуживания, предусмотренные стандартами Приложения 14 "Аэродромы" (том I "Проектирование и эксплуатация аэродромов", издание восьмое, 2018 год) к Конвенции о международной гражданской авиации;
2.2. по включению в нормативные правовые акты Российской Федерации положений для обеспечения возможности использования на аэродромах гражданской авиации аэродромных систем аварийного торможения (систем аварийного торможения, основанных на использовании специальных материалов с заданными свойствами (EMAS)), а также требований к ним с учетом рекомендаций раздела 10 "Концевые зоны безопасности ВПП" Дополнения А к Приложению 14 (том I "Проектирование и эксплуатация аэродромов", издание восьмое, 2018 год) к Конвенции о международной гражданской авиации.
3. Начальнику Управления сертификации авиационной техники Росавиации Н.Б. Кирилловой до 01.04.2020 направить в Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса России предложение принять во внимание рекомендацию, изложенную в пункте 5.6 Окончательного отчета, в части включения в новый документ (взамен действующих Авиационных правил "Нормы летной годности самолетов транспортной категории". Часть 25) требований о разработке переводных таблиц, определяющих характеристики торможения в зависимости от состояния ВПП, измеренного коэффициента сцепления и типа средства измерения.
4. Руководителям территориальных органов Росавиации:
4.1. довести требования настоящего приказа до сведения руководителей организаций гражданской авиации, эксплуатантов ВС, авиационных учебных центров, осуществляющих подготовку (переподготовку) членов летных экипажей самолетов, органов обслуживания воздушного движения, операторов аэродромов, а так же юридических и физических лиц, использующих ВС для полетов в целях авиации общего назначения (далее - АОН);
4.2. рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации, эксплуатантов ВС, авиационных учебных центров, осуществляющих подготовку (переподготовку) членов летных экипажей самолетов, органов обслуживания воздушного движения, операторам аэродромов, а так же юридическим и физическим лицам, использующим ВС для полетов в целях АОН:
4.2.1. изучить с авиационным персоналом настоящий приказ и Окончательный отчет, размещенный на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет;
4.2.2. с учетом результатов расследования аварии самолета Boeing 737-800 VQ-BJI провести анализ принятых, в рамках программы анализа полетных данных, показателей оценки техники пилотирования при выполнении захода на посадку и посадки, необходимых для выявления негативных тенденций в технике пилотирования, которые могут повышать риск выкатываний ВС за пределы ВПП;
4.2.3. провести дополнительные занятия с членами летных экипажей ВС с изучением следующих вопросов:
основные ошибки, приводящие к нестабилизированному заходу на посадку (выдерживание повышенной поступательной и вертикальной скорости, режима работы двигателей не соответствующего потребному, нарушение рубежей выпуска механизации крыла и шасси, неправильное выполнение S-образных маневров, пролет контрольных точек глиссады на высотах более или менее установленных) и порядок их устранения;
техника выполнения посадки, не допускающая раннего выравнивания и длительного выдерживания с риском существенного перелета рекомендованной зоны приземления, грубого приземления, касания земли хвостовой частью фюзеляжа ВС;
влияние на длину посадочной дистанции ВС различных вариантов использования реверсивных устройств двигателей (посадка без использования реверса тяги, использование малого или максимального реверса), спойлеров (невыпуск, ручной или автоматический выпуск) и тормозов (автоматическое торможение или торможение от педалей);
оценка потребной посадочной дистанции и принятие решений с учетом фактических метеорологических условий и данных о состоянии покрытия ВПП;
ограничения и особенности выполнения захода на посадку и посадки в условиях прогнозируемого сдвига ветра и посадки в условиях попутной составляющей скорости ветра, а также действия при срабатывании сигнализации о сдвиге ветра (вероятности сдвига ветра) и попадании в сдвиг ветра;
4.2.4. обратить внимание членов летных экипажей на выполнение требований пунктов 3.117 и 3.118 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, в части информирования органа обслуживания воздушного движения о попадании ВС в зону опасных для полета метеорологических явлений, в том числе в сдвиг ветра;
4.2.5. операторам аэродромов в рамках функционирования собственной системы управления безопасностью полетов провести:
анализ содержания руководства по деятельности аэродрома на предмет наличия в нем достаточных требований, описывающих порядок осмотра (контроля), документирования и передачи данных о состоянии ВПП, особенно в части обеспечения объективности сведений о виде осадков, площади и толщине слоя осадков на ВПП;
занятия с персоналом аэродромной службы по технологии замера коэффициента сцепления и оценки состояния поверхности ВПП, а также о влиянии на эффективность торможения;
а) различных видов осадков (в том числе с учетом их интенсивности) и применения химических реагентов;
б) характеристик ВПП (вид покрытия, наличие мест скопления воды, наслоения резины и т.п.).
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации О.Г. Сторчевого.
Первый заместитель Министра транспорта |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 25 марта 2020 г. N 331-П "О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с самолетом Boeing 737-800 VQ-BJI"
Текст приказа опубликован не был