Приказ Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2020 г. N ЕД-7-10/242@
"Об утверждении Концепции развития системы централизованного хранения документов, образующихся в процессе деятельности территориальных органов ФНС России"
В целях совершенствования организации хранения, использования и уничтожения документов, образующихся в деятельности территориальных органов ФНС России, приказываю:
1. Утвердить Концепцию развития системы централизованного хранения документов, образующихся в процессе деятельности территориальных органов ФНС России (далее - Концепция), согласно приложению к настоящему приказу.
2. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (г. Москва) (Р.В. Филимошин) совместно с Административно-контрольным управлением (И.В. Акунова) осуществлять реализацию Концепции.
3. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 12.12.2014 N ММВ-7-12/643@ "Об утверждении Концепции создания централизованной системы обработки и хранения документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего организацию работы с архивными документами, и на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России.
Руководитель Федеральной |
Д.В. Егоров |
УТВЕРЖДЕНА
приказом ФНС России
от 9 апреля 2020 г. N ЕД-7-10/242@
Концепция развития системы централизованного хранения документов, образующихся в процессе деятельности территориальных органов ФНС России
I. Необходимость разработки новой Концепции
Настоящая концепция развития системы централизованного хранения документов, образующихся в процессе деятельности территориальных органов ФНС России (далее - Концепция) предусматривает продолжение реализации мероприятий, содержащихся в Концепции создания централизованной системы обработки и хранения документов, образующихся в процессе деятельности налоговых органов, утверждённой приказом ФНС России от 12.12.2014 N ММВ-7-12/643@. Концепция направлена на повышение эффективности деятельности сотрудников налоговых органов при работе с документами, совершенствования организации хранения, использования и уничтожения документов ФНС России.
Концепция определяет основные цели и задачи системы централизованного хранения документов, образующихся в процессе деятельности территориальных органов ФНС России (далее - ТНО), ее информационно-технологическую архитектуру и этапы её развития до 2025 года.
В настоящее время централизованное хранение осуществляется в 26 централизованных хранилищах межрегионального и регионального уровня.
На хранении находятся следующие виды документов:
- документы налоговой и бухгалтерской отчетности, прошедшие централизованную обработку с использованием АИС "Налог-ЦОД" и АИС "Налог-3" (функция по централизованному хранению которых передана в ФКУ в полном объеме в 83 субъектах Российской Федерации);
- документы, образующиеся при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, учёте организаций и физических лиц, прошедшие централизованную обработку с использованием АИС "Налог-3" (ПК МВиП) (функция по централизованному хранению указанных документов, в полном объеме передана в ФКУ в 46 субъектах Российской Федерации);
- документы, не прошедшие централизованную обработку, в том числе документы, истребованные у налогоплательщиков, их контрагентов и иных лиц, при проведении мероприятий налогового контроля или представленных налогоплательщиками одновременно с налоговыми декларациями (функция по централизованному хранению указанных документов, в полном объеме передана в ФКУ в 47 субъектах Российской Федерации).
С учётом ранее достигнутых результатов в настоящее время сохраняется необходимость передачи во всех субъектах Российской Федерации функции по централизованному хранению как вышеперечисленных, так и всех остальных видов документов, образующихся в деятельности ТНО.
II. Нормативная база создания Концепции
Концепция разработана с учетом требований следующих нормативных правовых и ведомственных актов в сфере информации, документооборота и хранения документов (в действующей редакции):
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146 ФЗ;
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера";
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе";
- постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 N 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти";
- приказ ФНС России от 23.10.2007 N ММ-4-27/29дсп@ "Об утверждении руководства по организации информационной безопасности на объектах информатизации Федеральной налоговой службы";
- приказ ФНС России от 31.12.2009 N ММ-7-6/728@ "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в налоговых органах";
- приказ ФНС России от 25.07.2011 N ММВ-7-10/463 "Об обмене документами в системе Федеральной налоговой службы";
- приказ ФНС России от 13.01.2012 N ММВ-7-4/6@ "Об утверждении Концепции информационной безопасности ФНС России";
- приказ ФНС России от 15.02.2012 N ММВ-7-10/88@ "Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, её территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения" (с последующими изменениями и дополнениями);
- приказ ФНС России от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@ "Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы";
- приказ ФНС России от 24.06.2016 N ММВ-7-14/374@ "Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов ФНС России и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России при реализации с использованием АИС "Налог-3" функций централизованной обработки документов, представляемых в территориальные органы ФНС России при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- приказ ФНС России от 24.08.2016 N ММВ-7-10/456@ "Об утверждении Порядка организации централизованного хранения налоговых документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и проведения мероприятий в отношении взаимозависимых лиц и контролируемых сделок, представляемых налогоплательщиками (их представителями) в территориальные органы ФНС России на бумажных носителях";
- приказ ФНС России от 17.10.2016 N ММВ-7-10/564@ "Об утверждении Порядка организации централизованного хранения документов, образующихся при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, учёте организаций и физических лиц";
- приказ ФНС России от 25.02.2016 N ММВ-7-6/97@ "Об утверждении Регламента взаимодействия территориальных органов ФНС России и ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России при реализации функций по обработке налоговых документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и проведения мероприятий в отношении взаимозависимых лиц и контролируемых сделок, представляемых налогоплательщиками (их представителями) в территориальные органы ФНС России на бумажных носителях";
- приказ ФНС России от 01.09.2017 N ММВ-7-10/707@ "Об утверждении Порядка организации централизованного хранения документов";
- приказ ФНС России от 25.06.2019 N ММВ-7-10/325@ "Об утверждении Перечня территориальных органов ФНС России, передающих документы на централизованное хранение в ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России, с указанием мест хранения документов".
III. Цели и задачи реализации Концепции
Целями реализации Концепции являются повышение экономической и организационно-технологической эффективности эксплуатации системы централизованного архивного хранения ФНС России и расширение ее географии.
Основными задачами, требующими решения для достижения данных целей, являются.
- ввод в действие новых и повышение экономической эффективности эксплуатируемых комплексов архивного хранения в т.ч. за счет увеличения плотности хранения архивных документов ТНО, находящихся на централизованном хранении;
- оптимизация документооборота и максимальное использование безбумажных технологий на всех этапах жизненного цикла архивных документов ТНО, находящихся на централизованном хранении;
- унификация и оптимизация операций, обеспечивающих все этапы жизненного цикла архивных документов ТНО, находящихся на централизованном хранении;
- минимизация рутинных операций на всех этапах жизненного цикла архивных документов ТНО, находящихся на централизованном хранении;
- оптимизация затрат на всех этапах жизненного цикла архивных документов ТНО, находящихся на централизованном хранении;
- передача функции централизованного хранения документов налоговой и бухгалтерской отчетности, прошедших централизованную обработку в 2 субъектах Российской Федерации (приложение N 1).
- передача функции централизованного хранения документов, образующихся при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, учёте организаций и физических лиц, прошедших централизованную обработку в 39 субъектах Российской Федерации (приложение N 1).
- передача функции централизованного хранения документов, не прошедших централизованную обработку, в том числе документов, истребованных у налогоплательщиков, их контрагентов и иных лиц, при проведении мероприятий налогового контроля или представленных налогоплательщиками одновременно с налоговыми декларациями в 38 субъектах Российской Федерации (приложение N 1).
IV. Перечень документов, подлежащих централизованному хранению, сроки хранения документов
Хранению в филиалах ФКУ подлежат документы, образующиеся в деятельности ТНО, перечень и сроки хранения которых утверждены приказом ФНС России от 15.02.2012 N ММВ-7-10/88@ (с учетом изменений и дополнений).
В рамках реализации настоящей Концепции переход к хранению различных видов документов, образующихся в деятельности ТНО, будет проведён поэтапно в зависимости от ввода в действие технологических комплексов хранения ФКУ.
V. Этапы реализации Концепции
Первый этап Концепции предполагает реализацию следующих мероприятий:
1. Ввод в действие 10 межрегиональных и региональных технологических комплексов хранения в следующих субъектах Российской Федерации:
Республика Карелия;
Кемеровская область;
Свердловская область;
Сахалинская область;
Ульяновская область;
Красноярский край;
Приморский край;
Ставропольский край;
Хабаровский край;
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
2. Передача в ФКУ функции хранения всех видов документов, прошедших централизованную обработку, а также документов, не прошедшие централизованную обработку (за исключением документов постоянного хранения и по личному составу) по мере ввода в действие централизованных технологических комплексов хранения.
Реализация первого этапа Концепции позволит передать в ФКУ функцию централизованного хранения в отношении всех видов документов в 26 субъектах Российской Федерации (приложение N 2).
Срок выполнения этапа: до 31 декабря 2022 года.
Второй этап Концепции предполагает реализацию следующих мероприятий:
1. Ввод новых и расширение имеющихся комплексов технологического хранения в следующих субъектах Российской Федерации:
Республика Мордовия;
Республика Алтай;
Алтайский край;
Пермский край;
Кировская область;
Оренбургская область.
2. Передача в ФКУ функции хранения всех видов документов, прошедших и не прошедшие централизованную обработку, по мере ввода в действие централизованных технологических комплексов хранения и при наличии соответствующих нормативно-правовых актов.
Реализация второго этапа Концепции позволит полностью передать в ФКУ функцию централизованного хранения в отношении всех видов документов во всех субъектах Российской Федерации, за исключением субъектов Российской Федерации, в которых предусмотрено хранение только в локальных хранилищах ФКУ и не планируется создание централизованных хранилищ (приложение N 3).
Срок выполнения этапа: до 31 декабря 2024 года.
Сроки выполнения этапов создания, функционирования и развития Концепции могут быть уточнены отдельными организационно-распорядительными документами ФНС России.
Приложение N 1
к Концепции развития системы централизованного
хранения документов, образующихся в процессе
деятельности территориальных органов ФНС
России, утверждённой приказом ФНС России
от 9 апреля 2020 г. N ЕД-7-10/242@
Субъекты Российской Федерации, в которых требуется передача функции централизованного хранения различных видов документов
1. Субъекты Российской Федерации, в которых требуется передача в ФКУ функции централизованного хранения документов налоговой и бухгалтерской отчетности, прошедших централизованную обработку:
1. Оренбургская область;
2. Ульяновская область.
2. Субъекты Российской Федерации, в которых требуется передача в ФКУ функции централизованного хранения документов, образующихся при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, учёте организаций и физических лиц, прошедших централизованную обработку:
1. Республика Адыгея;
2. Республика Бурятия;
3. Республика Алтай;
4. Республика Дагестан;
5. Республика Ингушетия;
6. Кабардино-Балкарская Республика;
7. Республика Калмыкия;
8. Карачаево-Черкесская Республика;
9. Республика Карелия;
10. Республика Коми;
11. Республика Мордовия;
12. Республика Саха (Якутия);
13. Республика Северная Осетия-Алания;
14. Республика Тыва;
15. Республика Хакасия;
16. Чеченская Республика;
17. Алтайский край;
18. Красноярский край;
19. Приморский край;
20. Ставропольский край;
21. Хабаровский край;
22. Камчатский край;
23. Кемеровская область;
24. Кировская область;
25. Магаданская область;
26. Оренбургская область;
27. Пермский край;
28. Сахалинская область;
29. Свердловская область;
30. Томская область;
31. Тюменская область;
32. Ульяновская область;
33. Еврейская автономная область;
34. Ханты-Мансийский автономный округ;
35. Чукотский автономный округ;
36. Ненецкий автономный округ;
37. Ямало-Ненецкий автономный округ;
38. Республика Крым;
39. г. Севастополь.
3. Субъекты Российской Федерации, в которых требуется передача в ФКУ функции централизованного хранения документов, не прошедших централизованную обработку, в том числе документов, истребованных у налогоплательщиков, их контрагентов и иных лиц, при проведении мероприятий налогового контроля или представленных налогоплательщиками одновременно с налоговыми декларациями:
1. Республика Адыгея;
2. Республика Бурятия;
3. Республика Алтай;
4. Республика Дагестан;
5. Республика Ингушетия;
6. Кабардино-Балкарская Республика;
7. Республика Калмыкия;
8. Карачаево-Черкесская Республика;
9. Республика Карелия;
10. Республика Мордовия;
11. Республика Саха (Якутия);
12. Республика Северная Осетия-Алания;
13. Республика Тыва;
14. Республика Хакасия;
15. Чеченская Республика;
16. Алтайский край;
17. Красноярский край;
18. Приморский край;
19. Ставропольский край;
20. Хабаровский край;
21. Камчатский край;
22. Кемеровская область;
23. Кировская область;
24. Магаданская область;
25. Оренбургская область;
26. Пермский край;
27. Сахалинская область;
28. Свердловская область;
29. Томская область;
30. Тюменская область;
31. Ульяновская область;
32. Еврейская автономная область;
33. Ханты-Мансийский автономный округ;
34. Чукотский автономный округ;
35. Ненецкий автономный округ;
36. Ямало-Ненецкий автономный округ;
37. Республика Крым;
38. г. Севастополь.
Приложение N 2
к Концепции развития системы централизованного
хранения документов, образующихся в процессе
деятельности территориальных органов ФНС
России, утверждённой приказом ФНС России
от 9 апреля 2020 г. N ЕД-7-10/242@
Субъекты Российской Федерации, в отношении которых будет передана функция централизованного хранения документов на первом этапе Концепции.
Приложение N 3
к Концепции развития системы централизованного
хранения документов, образующихся в процессе
деятельности территориальных органов ФНС
России, утверждённой приказом ФНС России
от 9 апреля 2020 г. N ЕД-7-10/242@
Субъекты Российской Федерации, в которых предусмотрено хранение только в локальных хранилищах ФКУ и не планируется создание централизованных хранилищ
1. Чукотский автономный округ;
2. Республика Бурятия;
3. Камчатский край;
4. Магаданская область;
5. Ямало-Ненецкий автономный округ;
6. Республика Саха (Якутия);
7. Ненецкий автономный округ;
8. Республика Калмыкия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2020 г. N ЕД-7-10/242@ "Об утверждении Концепции развития системы централизованного хранения документов, образующихся в процессе деятельности территориальных органов ФНС России"
Текст приказа опубликован не был
Приказом ФНС России от 21 июня 2023 г. N ЕД-7-10/405@ настоящий документ признан утратившим силу с 21 июня 2023 г.