В соответствии с приказом Минспорттуризма России от 08 июня 2009 г. N 369 "Об утверждении Порядка разработки и предоставления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта" (в редакции приказа Минспорттуризма России от 12 июля 2010 г. N 720) приказываю:
1. Утвердить программу развития Го в Российской Федерации до 2020 года.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации П.А. Колобкова.
Министр |
В.Л. Мутко |
Программа развития Го в Российской Федерации до 2020 года
Введение
Настоящая Программа развития Го в Российской Федерации до 2020 года (далее - Программа) разработана общероссийской общественной организацией "Российская федерация Го" в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 16 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Порядком разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта, утвержденного приказом Минспорттуризма России от 8 июня 2009 года N 369 (с изменениями и дополнениями согласно приказа Минспорттуризма от 12.07.2010 г. N 720).
Программа разрабатывалась в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р и Стратегией развития физической культуры и спорта до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р.
При разработке Программы учитывались российский и передовой зарубежный опыт развития неолимпийских видов спорта, предложения федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, научных и практических работников.
Представленная Программа является основным (директивным) документом, определяющим стратегию (цели, задачи), увязанным по срокам, средствам и методам реализации мероприятий, обеспечивающим решение приоритетных задач развития вида спорта в Российской Федерации, включая подготовку спортсменов сборной команды страны по виду спорта Го к официальным международным соревнованиям.
Ход и результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях руководящих органов общероссийской общественной организации "Российская федерация Го", а так же соответствующими подразделениями Министерства спорта Российской Федерации. Регулярный контроль выполнения намеченных мероприятий, проведение обобщенного анализа полученных данных позволит, в случае необходимости, своевременно корректировать Программу.
Ограничить административный риск неэффективного управления Программой позволит: регулярная и открытая публикация данных о выполнении мероприятий Программы и выполнении участниками программы взятых на себя обязательств; обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов, разработка рекомендаций для участников программы.
Паспорт Программы
"Развитие Го в Российской Федерации до 2020 года"
Наименование программы |
"Развитие Го в Российской Федерации до 2020 года" |
Дата принятия решения о разработке Программы |
Утверждена решением Исполкома Общероссийской общественной организации "Российская федерация Го" от "11" июля 2014 г. |
Разработчик программы |
Общероссийская общественная организация "Российская федерация Го" |
Цель Программы |
Создание условий, обеспечивающих возможность эффективного развития вида спорта Го, включая массовые формы в Российской Федерации, для завоевания передовых позиций в мировом спорте, утверждения принципов здорового образа жизни и решения социальных проблем общества средствами физической культуры и спорта. |
Задачи Программы |
- повышение эффективности подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по виду спорта Го к официальным международным соревнованиям, - совершенствование системы подготовки спортивного резерва, вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия Го; - укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, педагогических, научных и других кадров, необходимых для развития вида спорта Го; - содействие реализации государственной спортивной политики путем решения оздоровительных, экологических, экономических и других проблем средствами вида спорта Го; - укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры вида спорта Го, создание региональных центров развития Го, строительство и реконструкция физкультурно-спортивных объектов для проведения спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий по Го; - организация и проведение российских и международных соревнований, массовых мероприятий, включая внесоревновательные, направленных на поддержку и популяризацию вида спорта Го и спортивной культуры; - совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей стабильное развитие Го, включая его массовые и рекриационные формы; - создание системы информационного обеспечения вида спорта Го. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Целевыми показателями эффективности Программы являются уровень достижений российских спортсменов на международной спортивной арене, масштаб развития детско-юношеского и массового спорта в Российской Федерации, по отношению к уровню 2013 года. Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются: - завоевание медалей российскими спортсменами на официальных международных соревнованиях; - количество юных спортсменов, занимающихся Го в учреждениях спортивной подготовки; - увеличение количества отделений по Го в учреждениях спортивной подготовки к уровню 2013 года; - увеличение численности занимающихся Го к уровню 2013 года; - количество регионов, проводящих спортивно-массовые мероприятия по Го; - количество введенных в эксплуатацию объектов различных категорий для занятий Го; - число тренеров (инструкторов) по Го; - число штатных тренеров по Го в учреждениях спортивной подготовки; - количество региональных центров развития Го. |
Срок реализации Программы |
Реализация Программы включает 3 этапа. Первый этап 2014-2015 гг. направлен на: - разработку региональных программ развития Го; - совершенствование нормативно-правовой базы развития Го, включая массовые формы; - разработку концепции создания региональных центров по Го, начало ее реализации; - развитие материальной базы вида спорта Го, начало строительства современных физкультурно-спортивных объектов; - создание условий для увеличения количества отделений и юных спортсменов, специализирующихся в Го в учреждениях спортивной подготовки; - разработку и внедрение рационального календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований и массовых мероприятий по Го; - разработку и внедрение программ подготовки и повышения квалификации тренеров, специалистов, судей, волонтеров; - разработку и начало внедрения мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию вида спорта Го, в том числе путем увеличения информации о Го в Интернете и СМИ; - разработку системы финансового обеспечения вида спорта, включая массовые формы; - формирование интереса граждан к Го как популярному виду спортивных состязаний и красочному шоу, а также увлекательной форме интеллектуальной активности. Второй этап 2016-2017 гг. направлен на: - совершенствование системы подготовки спортсменов сборных команд России по Го; - внедрение в процесс подготовки сборных команд России по виду спорта Го современных систем научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения; - достижение запланированных результатов по Го на чемпионатах и первенствах мира, Европы, Всемирных интеллектуальных Играх; - реализацию мероприятий концепции создания региональных центров по Го; - реализацию мероприятий региональных программ развития Го и создание муниципальных программ поддержки массового и рекреационного спорта; - дальнейшее увеличение отделений и количества юных спортсменов, специализирующихся в Го в учреждениях спортивной подготовки; - оснащение современным спортивным инвентарем и оборудованием существующих профильных отделений учреждений спортивной подготовки; - дальнейшее развитие материальной базы, строительство современных физкультурно-спортивных объектов для развития Го, включая его массовые формы; - дальнейшее совершенствование финансового обеспечения вида спорта Го; - совершенствование календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований и массовых мероприятий по Го; - совершенствование нормативно-правовой базы развития Го и его массовых форм; - увеличение количества тренеров и специалистов по виду спорта Го, судей, прошедших курс повышения квалификации и сертифицированных Российской федерацией Го; - увеличение количества мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию вида спорта Го; - формирование интереса граждан к Го как популярному виду спортивных состязаний, увлекательной форме досуга и интеллектуальной активности. - увеличение информации о виде спорта Го в Интернете и СМИ. Третий этап 2018-2020 гг. направлен на: - укрепление позиций российского Го на международной спортивной арене; - внедрение новых технологий научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов сборных команд России по виду спорта Го и резерва; - оптимизацию подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по Го к чемпионатам и первенствам мира, Европы, Всемирным Интеллектуальным Играм; - дальнейшее развитие системы региональных центров Го; - развитие систем научно-методического и медицинского обеспечения системы подготовки спортивного резерва, создание базы данных по различным группам занимающихся Го; - реализацию региональных программ развития Го и муниципальных программ поддержки развития его массовых форм; - дальнейшее увеличение количества юных спортсменов, специализирующихся в Го в учреждениях спортивной подготовки; - продолжение работы по оснащению современным спортивным инвентарем и оборудованием существующих профильных отделений учреждений спортивной подготовки; - расширение сети физкультурно-спортивных объектов для занятий Го и инфраструктуры массового и рекреационного спорта; - увеличение массовости и количества всероссийских, международных, межрегиональных и региональных соревнований и рекреационных мероприятий по Го; - оптимизация нормативно-правовой базы развития Го и его массовых форм; - создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для вида спорта Го, продолжение реализации программ подготовки специалистов, судей и волонтеров; - оптимизация системы финансового обеспечения вида спорта, включая массовые формы; - создание условий для привлечения инвестиций в развитие Го, внедрение государственно-частного и общественно-государственного партнерства в развитие материальной базы вида спорта Го; - продолжение реализации начатых программ по популяризации вида спорта Го и его массовых форм, совершенствование системы информационного обеспечения Го, значительное увеличение количества информации о Го в Интернете и СМИ; - поддержание устойчивого интереса к соревнованиям по Го, показательным мероприятиям, участию в массовых спортивных и внесоревновательных мероприятиях. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
В результате реализации Программы к 2020 году предполагается: - выйти на уровень ведущих команд мира, добиться завоевания медалей российскими спортсменами на официальных международных соревнованиях; - обеспечить стабильную работу системы подготовки ближайшего резерва для сборных команд по виду спорта Го; - создать единую систему отбора наиболее одаренных спортсменов для обучения и тренировки в федеральных и региональных центрах подготовки спортсменов; - увеличить количество занимающихся Го в системе подготовки спортивного резерва в два раза по сравнению с 2013 годом; - значительно улучшить материально-техническую базу вида спорта за счет введения в эксплуатацию новых и реконструкции имеющихся объектов к 2020 году; - создать современную нормативно-правовую базу, отвечающую потребностям развития Го; - создать совершенную систему научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения вида спорта Го; - создать региональные центры (33) по Го, в том числе на базе образовательных учреждений; - улучшить оснащение современным инвентарем и оборудованием профильных отделений по Го в учреждениях спортивной подготовки (8); - обеспечить комплектование аттестованными специалистами всех физкультурно-спортивных объектов, создаваемых в рамках программы; - увеличить количество международных, межрегиональных и региональных спортивных соревнований по Го в 1,5 раза по отношению к 2013 г; - обеспечить регулярное проведение спортивно-массовых мероприятий по Го в регионах Российской Федерации (33). |
1. Анализ развития вида спорта Го в Российской Федерации и мире
Исторически игра Го (яп. - иго, кор. - бадук, кит. - вэйци) получила наибольшее распространение в странах Юго-Восточной Азии, прежде всего в Корее, Японии и Китае, где Го культивируется более 2000 лет. Распространение Го в мире началось в XX веке. Американская Ассоциация Го (AGA) была учреждена в 1934, Европейская Федерация Го (EGF) - в 1957, Международная Федерация Го (IGF) - в 1982. Значительное влияние в мировом Го имеют профессиональные лиги Го: японская Нихон Ки-ин , корейская Хангуг Ки-вон
и китайская Чжунго Ци Юань
.
Развитие Го в нашей стране началось с середины 60-х гг. XX в.
В 1965 г. в г. Ленинграде был проведен первый турнир по го и организована первая в СССР официальная секция по игре го в ДК им. Ленсовета. Руководителем секции стал Ю.П. Филатов.
В конце 1966 г. состоялся командный чемпионат г. Ленинграда среди коллективов физкультуры, в котором приняло участие 12 команд. Начальное обучение и массовые турниры базировались на доске 13x13, но проводились и турниры для сильнейших игроков на доске 19x19.
В 1974 г. Генеральное консульство Японии в г. Ленинграде и авиакомпания JAL организовали первый визит японских профессиональных игроков го в СССР: Сачико Хонда, 6-ой дан и Чизу Кобаяси.
В 1979 г. при Ленинградском Дворце молодежи был создан "Центр го", который организовывал всесоюзные соревнования и обсчет рейтинга Всесоюзным рейтинг клубом.
В 1984 г. игра Го была признана видом спорта Госкомспортом РСФСР и образована Всероссийская секция Го при Госкомспорте РСФСР ( с 1989 г. Федерация Го СССР). С 1985 г. регулярно проводятся официальные Чемпионаты и Первенства СССР среди мужчин, женщин и детей до 12 и 18 лет. Сильнейшие игроки получили возможность участвовать в международных турнирах.
В 1991 г. зарегистрирована Российская Федерация Го (наименование - "Общероссийская общественная организация "Российская Федерация Го (Бадук)" до 2002 г. и "Общероссийская общественная организация "Российская федерация Го" с 2013 г.). В настоящее время РФГ является единственной общероссийской официальной организацией, аккредитованной Министерством спорта Российской Федерации и развивающей древнюю восточную интеллектуальную игру Го на территории России.
Основные виды дисциплин, входящие в программы российских и международных соревнований: личные соревнования, парные соревнования, командные соревнования.
Особенностью вида спорта Го является то, что любой спортсмен, может участвовать во всех видах дисциплин по Го. Разница между дисциплинами состоит в том, что в парных соревнованиях требуется участие двух спортсменов противоположного пола, а в командных участвуют 3-5 спортсменов.
1.1 Спорт высших достижений
Результаты выступления спортсменов сборной команды России на крупнейших международных соревнованиях являются объективным критерием уровня развития спорта высших достижений в стране.
Начиная с 1985 г. спортсмены России (СССР) по виду спорта Го постоянно участвуют в Чемпионатах мира и Европы.
Таблица 1 - Количество комплектов наград и медалей по Го, разыгранных на Всемирных играх и международных соревнованиях.
N |
Виды спортивных дисциплин |
Разыгрывается на Всемирных играх, чемпионатах мира, Европы и др. соревнованиях |
|
Комплектов наград |
Количество медалей |
||
1. |
Всемирные интеллектуальные игры |
6 |
18 |
2. |
Чемпионат мира личный |
1 |
3 |
|
Чемпионат мира парный |
1 |
6 |
4. |
Чемпионат мира командный |
1 |
9 |
5. |
Кубок мира личный |
1 |
3 |
6. |
Чемпионат мира среди студентов личный |
1 |
3 |
7. |
Чемпионат мира среди студентов парный |
1 |
6 |
8. |
Первенство мира среди юношей и девушек 16-19 лет |
1 |
3 |
9. |
Первенство мира среди юношей и девушек 12-15 лет |
1 |
3 |
10. |
Первенство мира среди мальчиков и девочек до 12 лет |
1 |
3 |
11. |
Чемпионат Европы личный |
1 |
3 |
12. |
Чемпионат Европы парный |
1 |
6 |
13. |
Чемпионат Европы командный |
1 |
15 |
14. |
Чемпионат Европы среди женщин |
1 |
3 |
15. |
Чемпионат Европы среди студентов |
1 |
3 |
16. |
Кубок Европы |
1 |
3 |
17. |
Первенство Европы среди юношей и девушек 16-19 лет |
1 |
3 |
18. |
Первенство Европы среди юношей и девушек 12-15 лет |
1 |
3 |
19. |
Первенство Европы среди мальчиков и девочек до 12 лет |
1 |
3 |
20. |
Первенство Европы среди юношей и девушек до 20 лет командное |
1 |
15 |
Всего: |
22 |
114 |
За период 2009-2014 гг. победителями и призерами Всемирных интеллектуальных игр, чемпионатов, кубков и первенств мира и Европы становились представители следующих стран: Китая, Южной Кореи, Японии, Тайваня, Канады, Сингапура, Гонконга, Северной Кореи, США, Украины, Финляндии, России, Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, Франции, Польши, Германии, Великобритании, Нидерландов, Израиля, Сербии. Всего медали были завоеваны представителями 23-х стран.
Таблица 2 - Спортивные достижения команд стран - лидеров мирового спорта и России на международных соревнованиях 2009 -2014 гг.
годы |
Виды спортивных дисциплин |
Медали |
Страны |
Россия |
|||
Румыния |
Венгрия |
Чехия |
Украина |
|
|||
2009 |
Чемпионат Европы личный |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
1 |
|
|
|
|
||
Б |
|
1 |
|
|
|
||
2010 |
Чемпионат Европы личный |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
|
|
|
1 |
|
||
Б |
1 |
|
|
|
|
||
2011 |
Чемпионат Европы личный |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
1 |
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
1 |
|
||
2012 |
Чемпионат Европы личный |
3 |
|
|
1 |
|
|
С |
|
|
|
|
1 |
||
Б |
|
|
|
|
|
||
2014 |
Чемпионат Европы личный |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
|
|
|
|
1 |
||
Б |
|
|
|
|
1 |
||
2009 |
Чемпионат Европы парный |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
|
|
1 |
|
|
||
Б |
1 |
|
|
|
|
||
2010 |
Чемпионат Европы парный |
3 |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
|
||
2012 |
Чемпионат Европы парный |
3 |
|
|
|
|
|
С |
|
|
1 |
|
|
||
Б |
|
|
|
|
|
||
2013 |
Чемпионат Европы парный |
3 |
|
|
|
|
|
С |
|
|
1 |
|
|
||
Б |
|
|
|
|
|
||
2014 |
Чемпионат Европы парный (гандикап) |
3 |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
|
||
2010 |
Чемпионат Европы командный |
3 |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
1 |
||
2011 |
Чемпионат Европы командный |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
1 |
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
1 |
|
||
2012 |
Чемпионат Европы командный |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
|
|
1 |
|
|
||
Б |
|
|
|
1 |
|
||
2013 |
Чемпионат Европы командный |
3 |
|
|
1 |
|
|
С |
|
|
|
|
1 |
||
Б |
|
|
|
1 |
|
||
2014 |
Чемпионат Европы командный |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
|
|
1 |
|
|
||
Б |
|
|
|
|
|
||
2012 |
Чемпионат Европы женщины личный |
3 |
|
|
|
|
|
С |
|
1 |
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
1 |
||
2013 |
Чемпионат Европы женщины личный |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
|
|
|
|
1 |
||
Б |
|
|
|
|
|
||
2014 |
Чемпионат Европы женщины личный |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
|
|
|
|
1 |
||
Б |
|
|
|
|
1 |
||
2009 |
Чемпионат Европы студенческий личный |
3 |
|
|
|
|
|
С |
|
1 |
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
1 |
||
2012 |
Чемпионат Европы студенческий личный |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
|
|
|
|
I |
||
Б |
|
|
|
|
I |
||
2012 |
Первенство Европы среди юношей и девушек 16-19 лет |
3 |
|
|
1 |
|
|
С |
|
|
|
|
1 |
||
Б |
|
|
|
|
|
||
2014 |
Первенство Европы среди юношей и девушек 16-19 лет |
3 |
|
|
1 |
|
|
С |
|
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
|
||
2011 |
Первенство Европы среди юношей и девушек 12-15 лет |
3 |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
1 |
||
2012 |
Первенство Европы среди юношей и девушек 12-15 лет |
3 |
|
|
|
1 |
|
С |
|
|
|
|
I |
||
Б |
1 |
|
|
|
|
||
2013 |
Первенство Европы среди юношей и девушек 12-15 лет |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
I |
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
1 |
||
2014 |
Первенство Европы среди юношей и девушек 12-15 лет |
3 |
1 |
|
|
|
|
С |
|
|
|
|
1 |
||
Б |
|
|
|
|
1 |
||
2009 |
Первенство Европы среди мальчиков и девочек до 12 лет |
3 |
|
|
|
|
1 |
С |
|
|
|
|
1 |
||
Б |
|
|
|
|
1 |
||
2011 |
Первенство Европы среди мальчиков и девочек до 12 лет |
3 |
|
|
|
1 |
|
С |
|
|
|
|
1 |
||
Б |
|
|
|
1 |
|
||
2012 |
Первенство Европы среди мальчиков и девочек до 12 лет |
3 |
|
|
|
1 |
|
С |
1 |
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
1 |
||
2013 |
Первенство Европы среди мальчиков и девочек до 12 лет |
3 |
|
|
|
1 |
|
С |
|
|
|
|
1 |
||
Б |
|
|
|
|
1 |
||
2014 |
Первенство Европы среди мальчиков и девочек до 12 лет |
3 |
|
|
|
|
|
С |
1 |
|
|
|
|
||
Б |
|
|
|
|
|
||
Всего: |
10 |
|
9 |
10 |
45 |
Как видно из таблицы 2 на европейских чемпионатах лидерство удерживает Россия. При этом уровень европейских спортсменов неуклонно растет. Появляются новые сильные спортсмены из разных стран, которые теснят традиционных лидеров (так в 2013 году никто из стран-лидеров не вошел в призеры на личном чемпионате Европы). И для того, чтобы сохранять свои позиции, России необходимо предпринимать ряд мер по поддержанию необходимой формы у ведущих спортсменов и интенсивной подготовке спортивного резерва.
Таблица 3 - Состав и возраст спортсменов - членов сборной команды России на Всемирных играх и международных соревнованиях 2009-2014 гг.
Виды спортивной дисциплины |
Фамилия, имя спортсмена, субъект РФ |
Возраст* |
годы и место проведения международных соревнований |
Всемирные интеллектуальные игры |
Шикшин Илья (Татарстан) |
24 |
2014, 2013, 2012 г.г. Китай, Пекин |
Шикшина Светлана (Татарстан) |
34 |
||
Ковалева Наталья (Челябинская обл.) |
27 |
||
Бурдакова Дина (Челябинская обл.) |
27 |
||
Динерштейн Александр (Татарстан) |
34 |
||
Чемпионат мира личный |
Сурин Дмитрий (Санкт-Петербург) |
37 |
2009 г. Япония, Фукурои |
Чемпионат мира личный |
Шикшин Илья (Татарстан) |
23 |
2013 г. Япония, Сендай |
Чемпионат мира парный |
Матвеев Евгений (Санкт-Петербург) |
40 |
2009 г. Япония, Токио |
Кальсберг Эльвина (Санкт-Петербург) |
35 |
||
Чемпионат мира парный |
Сурин Дмитрий (Санкт-Петербург) |
41 |
2013 г. Япония, Токио |
Ковалева Наталья (Челябинская обл.) |
27 |
||
Кубок мира |
Симонов Алексей (Ленинградская обл.) |
28 |
2009 г. Южная Корея, Чонджу |
Кубок мира |
Шикшин Илья (Татарстан) |
23 |
2013 г. Южная Корея, Гуми |
Чемпионат Европы личный |
Динерштейн Александр (Татарстан) |
29 |
2009 г., Нидерланды, Гронинген |
Шикшин Илья (Татарстан) |
19 |
||
Чемпионат |
Динерштейн Александр (Татарстан) |
33 |
2013 г., Польша, Ольштын |
Европы личный |
Шикшин Илья (Татарстан) |
23 |
|
Чемпионат Европы личный |
Дина Бурдакова (Москва) |
26 |
2013 г., Швеция, Лександ |
Наталья Ковалева (Челябинская обл.) |
26 |
||
Чемпионат Европы личный |
Дина Бурдакова (Москва) |
27 |
2014 г., Россия, Казань |
Наталья Ковалева (Челябинская обл.) |
27 |
||
Айгуль Нуреева (Татарстан) |
|
||
Чемпионат Европы парный |
Сурин Дмитрий (Санкт-Петербург) |
37 |
2009 г., Чехия, Прага |
Ковалева Наталья (Челябинская обл.) |
23 |
||
Чемпионат Европы парный |
Шикшин Илья (Татарстан) |
23 |
2013 г., Нидерланды, Амстердам |
Шикшина Светлана (Татарстан) |
33 |
||
Вашуров Александр (Татарстан) |
17 |
||
Ковалева Наталья (Челябинская обл.) |
27 |
||
Чемпионат Европы командный |
Шикшин Илья (Татарстан) |
23 |
2013 г., Польша, Ольштын |
Динерштейн Александр (Татарстан) |
33 |
||
Сурин Дмитрий (Санкт-Петербург) |
41 |
||
Вашуров Александр (Татарстан) |
17 |
||
Лазарев Алексей (Карелия) |
52 |
||
Чемпионат Европы личный, командный |
Динерштейн Александр (Татарстан) |
34 |
2014 г., Румыния, Сибиу |
Шикшин Илья (Татарстан) |
24 |
||
Сурин Дмитрий (Санкт-Петербург) |
42 |
||
Санкин Тимур (Москва) |
30 |
||
Светлана Морозова (Московская обл.) |
|
||
Андрей Арсентьев (Москва) |
|
||
Первенство Европы |
до 19 лет - Вашуров Александр |
18 |
2014 г., Великобритания, Богнор-Реджис |
до 15 лет - Фионин Григорий |
15 |
||
Вячеслав Каймин |
14 |
||
Степан Попов |
15 |
||
до 12 лет - Михаил Добрицын |
11 |
______________________________
* - Возраст спортсменов обозначен на период участия в соревнованиях.
- Спортсмены-победители международных соревнований.
Как видно из таблицы 3, в настоящий момент лидерами российской сборной остаются те же спортсмены, что и 5 лет назад. Это объясняется тем, что лидеры российской сборной достигли достаточно высокого уровня и подтвердили свои результаты на международных соревнованиях. Ближайший спортивный резерв еще пока сильно уступает по уровню лидерам сборной и отсутствует достаточное количество игроков спортивного резерва.
Если говорить о спортивных перспективах по дисциплинам Го, то можно отметить следующее. Самое прочное лидерство российская сборная удерживает в парном зачете. В этой дисциплине можно ожидать еще много успешных выступлений российских спортсменов на европейских чемпионатах. В командном и личном зачете ситуация сложнее. Как уже говорилось выше, в связи с ростом мастерства и числа европейских спортсменов и отсутствием достаточного уровня мастерства и числа у российского спортивного резерва, можно ожидать ухудшения результатов в ближайшие годы.
1.2 Подготовка спортивного резерва
Российская федерация Го участвует в разработке федеральных стандартов спортивной подготовки и их корректировке, в том числе программ для учреждений и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, на основе федеральных стандартов.
Важнейшими критериями развития системы подготовки спортивного резерва в стране являются количество и квалификационный уровень спортсменов, занимающихся в учреждениях спортивной подготовки (спортивных клубах).
Таблица 6 - Динамика числа отделений по Го в учреждениях спортивной подготовки 2009-2013 гг.
Год |
спортивные дисциплины |
Всего |
||
Личные |
Парные |
Командные |
||
2009 |
|
|
|
3 |
2010 |
|
|
|
4 |
2011 |
|
|
|
4 |
2012 |
|
|
|
4 |
2013 |
|
|
|
5 |
Таблица 7 - Динамика численности занимающихся Го в учреждениях спортивной подготовки 2009-2013 гг.
Год |
спортивные дисциплины |
Всего |
||
Личные |
Парные |
Командные |
||
2009 |
|
|
|
228 |
2010 |
|
|
|
367 |
2011 |
|
|
|
505 |
2012 |
|
|
|
529 |
2013 |
|
|
|
503 |
Как видно из таблиц 6 и 7, число отделений по Го и численность юных спортсменов за 2009-2013 гг. увеличилось в 2 раза. При этом рост численности спортсменов произошел за 2009-2010 г.г.
Таблица 8 - Соотношение контингента мужского и женского пола в структуре численности занимающихся Го в учреждениях спортивной подготовки в 2009-2013 гг.
2009 год
Пол |
спортивные дисциплины |
Всего |
||||||
Личные |
Парные |
Командные |
||||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Мужчины |
|
|
|
|
|
|
129 |
56,6 |
Женщины |
|
|
|
|
|
|
99 |
43,4 |
2013 год
Пол |
спортивные дисциплины |
Всего |
||||||
Личные |
Парные |
Командные |
||||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|
Мужчины |
|
|
|
|
|
|
273 |
54,3 |
Женщины |
|
|
|
|
|
|
230 |
45,7 |
Го является таким видом спорта, где мужчины и женщины могут заниматься вместе на равных. Поэтому соотношение численности занимающихся юных спортсменов мужского и женского пола в учреждениях спортивной подготовки близко к равенству.
Вовлечение девочек и девушек в занятия по Го является важнейшим фактором укрепления системы подготовки спортивного резерва и повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене.
В таблице 9 представлены показатели численности занимающихся видом спорта Го на разных этапах спортивной подготовки.
Таблица 9 - Численность занимающихся видом спорта на разных этапах спортивной подготовки в 2009-2013 г.г. (чел./%)
N |
Виды спортивных дисциплин |
Этапы подготовки |
|||||
Спортивно-оздоровительный |
Начальной подготовки |
Учебно-тренировочный |
Совершенствования спортивного мастерства |
Высшего спортивного мастерства |
|||
1. |
Личные, парные, командные |
2009 |
45 |
145 |
28 |
|
10 |
2. |
Личные, парные, командные |
2010 |
95 |
245 |
19 |
|
8 |
3. |
Личные, парные, командные |
2011 |
120 |
360 |
18 |
|
7 |
4. |
Личные, парные, командные |
2012 |
113 |
381 |
28 |
|
7 |
5. |
Личные, парные, командные |
2013 |
200 |
282 |
13 |
|
8 |
Из таблицы 9 видно, что тренирующиеся спортсмены распределены по этапам спортивной подготовки весьма неравномерно. Большинство спортсменов находятся на первых двух этапах и практически не переходят на третий этап. Основной состав спортивного резерва по Го составляют 7-8 спортсменов, которые находятся на этапе Высшего спортивного мастерства.
Таблица 10 - Квалификационный уровень спортсменов, занимающихся Го
N |
Виды спортивных дисциплин |
Массовые разряды |
Первый разряд |
КМС |
МС |
ГР |
ЗМС |
|
1. |
Личные, парные, командные |
2009 |
21 |
1 |
6 |
3 |
2 |
2 |
2. |
Личные, парные, командные |
2010 |
35 |
3 |
6 |
4 |
4 |
2 |
3. |
Личные, парные, командные |
2011 |
45 |
4 |
6 |
4 |
1 |
2 |
4. |
Личные. парные, командные |
2012 |
78 |
4 |
6 |
4 |
1 |
3 |
5. |
Личные, парные, командные |
2013 |
63 |
2 |
5 |
4 |
1 |
3 |
Как видно из таблицы 10, уровень спортсменов достаточно статичен. Существенным проявлением динамики является увеличение количества спортсменов со званием ЗМС с 2 до 3, а также увеличение спортсменов с массовыми разрядами более чем в 3 раза.
Таблица 11 - Количество спортсменов, впервые выполнивших квалификационные требования ЕВСК в 2013 г.
N |
Виды спортивных дисциплин |
Массовые разряды |
Первый разряд |
КМС |
МС |
ГР |
ЗМС |
1. |
Личные, парные, командные |
20 |
3 |
|
2 |
|
|
Всего: |
20 |
3 |
|
2 |
|
|
Таблица 12 - Тренерско-преподавательский состав учреждений спортивной подготовки 2009 и 2013 гг.
2009 год
N |
Виды спортивных дисциплин |
Кол-во тренеров |
Квалификационная категория |
||||
Всего |
Штатных |
Высшая |
Первая |
Вторая |
Звание "Заслуженный тренер России" |
||
1. |
Личные, парные, командные |
10 |
5 |
1 |
1 |
|
1 |
2013 год
N |
Виды спортивных дисциплин |
Кол-во тренеров |
Квалификационная категория |
||||
Всего |
Штатных |
Высшая |
Первая |
Вторая |
Звание "Заслуженный тренер России" |
||
1. |
Личные, парные, командные |
13 |
11 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Анализ показателей таблицы 12 свидетельствует о значительном изменении в тренерско-преподавательском составе - увеличение числа тренеров со званием "Заслуженный тренер России" с 1 до 2, а также увеличение числа штатных тренеров более чем в 2 раза.
В соответствии с приказом "Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2014-2018 годы" N 83 от 14 февраля 2014 г. Го не является базовым видом спорта в субъектах Российской Федерации.
В таблице 13 представлены регионы развития Го, для которых вид спорта будет базовым.
Таблица 13 - Территориальное представительство вида спорта Го (спортивных дисциплин) в субъектах Российской Федерации
N |
Субъект Российской Федерации |
спортивные дисциплины |
Личные, парные, командные | ||
Центральный федеральный округ
| ||
1. |
Москва |
|
2. |
Московская область |
|
3. |
Тверская область |
|
4. |
Ивановская область |
|
5. |
Костромская область |
|
Северо-Западный федеральный округ
| ||
1. |
Республика Карелия |
|
2. |
Ленинградская область |
|
3. |
Санкт-Петербург |
|
4. |
Республика Коми |
|
5. |
Новгородская область |
|
Южный федеральный округ
| ||
1. |
Краснодарский край |
|
2. |
Волгоградская область |
|
Приволжский федеральный округ
| ||
1. |
Нижегородская область |
|
2. |
Самарская область |
|
3. |
Республика Татарстан |
|
4. |
Удмуртская Республика |
|
5. |
Чувашская Республика |
|
6. |
Пермский край |
|
Сибирский федеральный округ | ||
1. |
Алтайский край |
|
2. |
Новосибирская область |
|
3. |
Красноярский край |
|
Уральский федеральный округ | ||
1. |
Челябинская область |
|
2. |
Курганская область |
|
Дальневосточный федеральный округ | ||
1. |
Хабаровский край |
|
2. |
Еврейская автономная область |
|
Как видно из приведенной таблицы, география регионов, где развивается вид спорта Го, достаточно широка. При этом число спортсменов в каждом регионе недостаточно велико. Поэтому для развития вида спорта Го, в первую очередь, требуется увеличения числа спортивных школ и секций внутри регионов с привлечением большого числа тренерско-преподавательского состава.
Кардинального решения для развития неолимпийских видов спорта требуют вопросы обеспечения спортивных школ современными программно-нормативными документами, учитывающими передовой международный и отечественный опыт многолетней подготовки спортсменов, вопросы развития современной системы научно-методического обеспечения спортсменов сборных команд России и резерва по неолимпийским видам спорта.
1.3 Массовый спорт (Спорт для всех)
В настоящее время развитие массового спорта как общенациональной идеи, направленной на решение целого комплекса социальных проблем, получило мощный импульс в странах западной Европы, Великобритании, США, Канаде, Австралии и др. странах.
Практически во всех европейских странах в США, Канаде и Австралии приняты государственные программы, направленные на решение проблем путем расширения государственной поддержки массового спорта и повышения спортивной культуры в обществе.
Наиболее развито Го в странах восточной Азии - Китае, Южной Кореи, Японии, Тайване. В этих странах Го занимается более 20 миллионов человек. Го здесь является традиционным видом спорта с многовековой историей и имеет широкую поддержку, как со стороны государства, так и частных лиц на всех уровнях. В этих странах проводятся научные исследования, свидетельствующие о том, что Го оказывает положительное влияние на развитие интеллектуальных способностей людей.
Основными причинами развития массовых видов спорта, является доступность самостоятельных занятий для разных категорий граждан, наличие клубной системы, системы массовых спортивно-рекреационных мероприятий, популярности и соответственно условий в стране.
Го в России в настоящий момент является в большей степени массовым спортом, нежели профессиональным. Большинство людей узнает о системе клубов, секций по игре в Го через интернет. Они заинтересованы заниматься Го, т.к. это увлекательное проведение досуга и гимнастика для ума.
Система клубов способствует привлечению в Го большого числа студентов. Центр студенческого Го находится в г. Петрозаводске. В 2013 году в России были проведены чемпионаты России среди студентов - личный и командный.
1.4 Развитие вида спорта Го в регионах Российской Федерации
В состав Российской федерации Го входят 22 структурных подразделения, включая 12 аккредитованных региональных спортивных федераций.
В таблицах 14-20 представлены показатели развития вида спорта Го в федеральных округах Российской Федерации за 2013 год.
Таблица 14 - Развитие вида спорта в Центральном федеральном округе
N |
Субъект Российской Федерации |
Виды спортивных дисциплин |
Всего |
|
Личные, парные, командные |
Спортсм. |
Тренеры |
||
1. |
Москва |
|
628 |
2 |
2. |
Московская область |
|
71 |
1 |
3. |
Тверская область |
|
20 |
|
4. |
Ивановская область |
|
7 |
|
5. |
Костромская область |
|
1 |
|
Всего: |
|
727 |
3 |
Таблица 15 - Развитие вида спорта в Северо-Западном федеральном округе
N |
Субъект Российской Федерации |
Виды спортивных дисциплин |
Всего |
|
Личные, парные, командные |
Спортсм. |
Тренеры |
||
1. |
Республика Карелия |
|
199 |
1 |
2. |
Ленинградская область |
|
80 |
|
3. |
Санкт-Петербург |
|
75 |
1 |
4. |
Республика Коми |
|
30 |
|
5. |
Новгородская область |
|
25 |
|
Всего: |
|
409 |
2 |
Таблица 16 - Развитие вида спорта в Южном федеральном округе
N |
Субъект Российской Федерации |
Виды спортивных дисциплин |
Всего |
|
Личные, парные, командные |
Спортсм. |
Тренеры |
||
1. |
Краснодарский край |
|
277 |
|
2. |
Волгоградская область |
|
75 |
1 |
Всего: |
|
352 |
1 |
Таблица 17 - Развитие вида спорта в Приволжском федеральном округе
N |
Субъект Российской Федерации |
Виды спортивных дисциплин |
Всего |
|
Личные, парные, командные |
Спортсм. |
Тренеры |
||
1. |
Нижегородская область |
|
115 |
3 |
2. |
Самарская область |
|
114 |
|
3. |
Республика Татарстан |
|
68 |
2 |
4. |
Удмуртская Республика |
|
45 |
1 |
5. |
Чувашская Республика |
|
18 |
1 |
6. |
Пермский край |
|
17 |
1 |
Всего: |
|
377 |
8 |
Таблица 18 - Развитие вида спорта в Сибирском федеральном округе
N |
Субъект Российской Федерации |
Виды спортивных дисциплин |
Всего |
|
Личные, парные, командные |
Спортсм. |
Тренеры |
||
1. |
Алтайский край |
|
58 |
|
2. |
Новосибирская область |
|
31 |
|
3. |
Красноярский край |
|
1 |
|
Всего: |
|
90 |
|
Таблица 19 - Развитие вида спорта в Уральском федеральном округе
N |
Субъект Российской Федерации |
Виды спортивных дисциплин |
Всего |
|
Личные, парные, командные |
Спортсм. |
Тренеры |
||
1. |
Челябинская область |
|
570 |
8 |
2. |
Курганская область |
|
65 |
1 |
Всего: |
|
635 |
9 |
Таблица 20 - Развитие вида спорта в Дальневосточном федеральном округе
N |
Субъект Российской Федерации |
Виды спортивных дисциплин |
Всего |
|
Личные, парные, командные |
Спортсм. |
Тренеры |
||
1. |
Хабаровский край |
|
15 |
|
2. |
Еврейская автономная область |
|
10 |
|
Всего: |
|
25 |
|
Анализ показателей, представленных в таблицах, позволяет определить достаточно широкое региональное распространение вида спорта Го в федеральных округах Российской Федерации. Однако при этом количество спортсменов в регионах находится на низком уровне. Еще острее стоит вопрос с кадровым обеспечением тренерско-преподавательского состава.
1.5 Кадровое обеспечение вида спорта Го
Для обеспечения динамичного развития вида спорта необходимо создать устойчивую систему подготовки и переподготовки кадров, включая подготовку:
- тренерско-преподавательского состава;
- квалифицированных спортивных менеджеров;
- судей для проведения соревнований;
- квалифицированного персонала для создания и содержания физкультурно-спортивных объектов;
- спортивных врачей;
- других специалистов обеспечения сборных команд России;
- волонтеров для проведения крупных спортивных и спортивно-массовых мероприятий.
Для этих целей базовыми образовательными учреждениями профессионального образования Минспорта России и Минобрнауки России, обладающими материально-технической базой и кадровым потенциалом по подготовке профессиональных кадров являются:
1. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва;
2. Московская государственная академия физической культуры (МГАФК);
3. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург;
4. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань.
В числе задач подготовки кадров по виду спорта Го на базе учреждений профессионального образования:
- открытие в учебных заведениях соответствующей специализации в рамках подготовки специалистов, получающих среднее специальное образование, бакалавров и магистров, совершенствование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- взаимодействие с образовательными учреждениями профессионального образования по формированию содержания учебных программ дисциплин и практик по специализации "Теория и методика вида спорта" для подготовки выпускников этих учреждений в соответствии с современным уровнем развития вида спорта;
- подготовка и издание необходимой учебно-методической и научной литературы по виду спорта.
В числе других мер по подготовке кадров планируется:
- стажировка перспективного тренерского состава и специалистов в сборных командах России, спортивных центрах, клубах России и за рубежом;
- разработка специальной программы по переподготовке ведущих спортсменов, завершивших выступления, с целью создания кадрового резерва управленческого звена и тренерского состава региональных сборных команд;
- разработка и внедрение адекватной системы мотивации (моральной и материальной) тренеров и специалистов всех уровней;
- создание системы аттестации тренеров и других специалистов по виду спорта.
Подготовка высококвалифицированных специалистов и волонтеров, необходимых для подготовки и проведения соревнований по Го, особенно актуальна в период активного строительства и ввода в эксплуатацию физкультурно-спортивных объектов, поскольку без их наличия эти сооружения не могут иметь полноценную загрузку спортивными и спортивно-массовыми мероприятиями.
1.6 Финансовое обеспечение Программы развития Го
Российская федерация Го в рамках своих полномочий вносит предложения по развитию вида спорта Го в Министерство спорта Российской Федерации, региональные и муниципальные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а также обращается с предложениями в различные организации в целях привлечения внебюджетных источников финансирования.
Российская федерация Го реализует мероприятия программы, а также координирует работу и обеспечивает взаимодействие всех структур, участвующих в реализации мероприятий Программы, обеспечивая максимальную эффективность использования выделяемых ресурсов.
В рамках текущей деятельности, осуществляет формирование и подготовку спортивных сборных команд России по Го, обеспечение проведения спортивных мероприятий Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Финансовое обеспечение реализации Программы должно осуществляться на основе принципа консолидации средств бюджета Российской федерации Го, федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иных привлеченных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение основного и резервного составов спортивных сборных команд Российской Федерации, а также участие в их подготовке к международным спортивным соревнованиям и обеспечение их участия в таких соревнованиях относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение их подготовки к межрегиональным спортивным соревнованиям, всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям и их участия в таких спортивных соревнованиях относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Кроме того, субъекты Российской Федерации обеспечивают создание необходимых условий для членов сборных команд России по виду спорта Го, представляющих данный субъект, и принимают участие в обеспечении их подготовки.
Финансирование развития детских спортивных учреждений, клубов, секций, культивирующих развитие вида спорта Го, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также внебюджетных источников в соответствии с Программами развития вида спорта при содействии Минспорта России, Минобрнауки России и Российской федерации Го.
Расходы федерального бюджета на реализацию Программы должны предусматриваться в пределах средств, выделяемых Минспорту России на реализацию Государственной программы развития физической культуры и спорта в Российской Федерации.
Предполагаемые объемы финансового обеспечения на реализацию мероприятий программы развития Го за счет средств федерального бюджета на период до 2020 года определяются в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, с учетом ожидаемых изменений, в связи с уточнением прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
В целях обеспечения эффективной реализации Программы необходимо создание механизма управления и контроля. Контроль подготовки и проведения программных мероприятий в субъектах Российской Федерации должен осуществляться руководящими органами Российской Федерации Го.
Отчет о выполнении мероприятий Программы ежегодно заслушивается на Президиуме Российской федерации Го.
Информирование общественности о ходе реализации Программы и принятие оперативных решений о внесении изменений в программу осуществляется по результатам контроля эффективности реализации ее мероприятий и независимых экспертиз с целью оптимального и эффективного решения существующих проблем.
Мониторинг эффективности реализуемых мероприятий Программы проводится на основе утвержденного перечня показателей (Приложение N 1).
В соответствии с данными мониторинга проводится уточнение показателей и затрат на мероприятия Программы с учетом выделяемых на ее реализацию средств.
1.7 Международное сотрудничество, взаимодействие с международной федерацией по виду спорта Го и другими спортивными организациями
На протяжении многих лет, представители Российской федерации Го активно взаимодействуют с представителями международной федерации Го (IGF) и Европейской федерации Го (EGF). С 2013 г. представитель Российской федерации Го Наталья Ковалева занимает должность исполнительного директора EGF.
Основные направления работы в Европейской федерации Го: развитие профессионального спорта, изменение и дополнение турнирных правил, составление календаря международных соревнований, проведение семинаров для судей, сотрудничество с национальными федерациями.
В России ежегодно проводятся европейские чемпионаты по разным дисциплинам. Российским судьям EGF присвоены звания международных судей.
1.8 Противодействие нарушению антидопинговых правил
Антидопинговые программные мероприятия Российской федерации Го должны быть синхронизированы с деятельностью соответствующих служб Минспорта России, НП "РУСАДА", IGF и включать, в соответствии со статьей 26 Федерального закона Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 329, следующие мероприятия:
- назначение ответственных лиц за антидопинговое обеспечение из числа специалистов в области физической культуры и спорта;
- ознакомление спортсменов и персонал спортсменов с положениями основных действующих антидопинговых документов (адаптированные антидопинговые правила, соответствующие правилам международной федерации и переведенные на русский язык, Кодекс ВАДА, Международные стандарты ВАДА), в объеме, касающихся этих лиц;
- подписание договора о совместной деятельности Российской федерации Го и НП "Российское антидопинговое агентство "РУСАДА". Разработка и проведение совместно с НП "Российское антидопинговое агентство "РУСАДА" образовательных, информационных программ и семинаров по антидопинговой тематике для спортсменов и персонала спортсменов;
- проведение антидопинговой пропаганды среди спортсменов;
- содействие в обеспечении своевременной подачи заявок для получения разрешений на терапевтическое использование спортсменами, запрещенных субстанций и/или методов, включенных в Запрещенный список ВАДА;
- обеспечение своевременной подачи информации о месте нахождения спортсменов, включенных в международный и национальный списки тестирования;
- заключение со спортсменами и персоналом спортсмена соглашения о недопустимости нарушения антидопинговых правил;
- оказания всестороннего содействия антидопинговым организациям в проведении допинг контроля и реализации мер, направленных на борьбу с допингом в спорте;
- опубликование в общероссийских периодических изданиях и размещение на официальном сайте Российской федерации Го в сети Интернет общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных IGF, переведенных на русский язык;
- предоставление в соответствии с общероссийскими антидопинговыми правилами общероссийской антидопинговой организации необходимой информации для формирования списка спортсменов, подлежащих тестированию, как в соревновательный период, так и вне соревновательного периода;
- разработку и внедрение эффективных не допинговых технологий повышения работоспособности и восстановления спортсменов;
- обеспечение спортсменов, тренеров и медицинского персонала полным комплектом антидопинговых информационно-образовательных материалов и методических пособий, информирование спортсменов и тренеров относительно всех последних изменений в Запрещенный список ВАДА и соответствующих положений международных спортивных объединений;
- участие представителей вида спорта в образовательных мероприятиях: семинарах, круглых столах, рабочих группах и др. с участием ведущих специалистов в области спортивной медицины для тренеров, врачей, массажистов и сотрудников Российской федерации Го, проводимых НП "РУСАДА" и Минспорта России по вопросам борьбы с использованием запрещенных средств и методов подготовки.
1.9 Информационное обеспечение развития вида спорта Го
В настоящее время значительное число неолимпийских видов относится к числу видов спорта, наименее упоминаемых в российских СМИ.
Привлечение внебюджетных и спонсорских средств в современных условиях требуют также самого пристального внимания к информационному обеспечению развития вида спорта.
Программа предполагает широкое информирование всех слоев населения России о достижениях отечественных спортсменов в соревнованиях по виду спорта Го, планах развития Го и ходе их реализации. В этих целях необходимо расширение сотрудничества с общероссийскими и региональными СМИ. Особое внимание должно уделяться налаживанию сотрудничества с телерадиокомпаниями.
Вместе с тем наиболее доступным и популярным среди молодежи и других слоев населения остается Интернет. В связи с этим наибольшее внимание Российская федерация Го уделяет использованию Интернет-ресурса. Создание и наполнение сайта федерации необходимой информацией будет оставаться приоритетным направлением работы. Планируемое расширение сотрудничества с другими целевыми группами также повысит рост популярности Го.
Расширение информационного обеспечения предполагает дополнительное привлечение молодежи в ряды занимающихся Го, благодаря созданию и распространению специальных программ для начинающих.
1.10 Проблемы развития вида спорта Го в Российской Федерации
Существует ряд проблем, которые влияют на развитие вида спорта Го в Российской Федерации и требуют эффективного решения:
- в целях эффективного развития вида спорта Го необходимо внедрение современной научно-методической базы в учебно-тренировочный процесс;
- создание системы подготовки и повышения квалификации тренеров, судей, спортивных врачей и других специалистов по виду спорта Го;
- бюджетное финансирование, необходимое для подготовки сборных команд Российской Федерации по Го;
- привлечение средств из внебюджетных источников для укрепления материально-технической базы учреждений (организаций), осуществляющих спортивную подготовку по виду спорта Го;
- возможность проведения на специально подготовленной территории официальных спортивных соревнований.
Эффективным механизмом решения проблем является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по созданию условий развития вида спорта Го и их увязка с реальными возможностями федерального, региональных и муниципальных бюджетов, что также является необходимым условием привлечения внебюджетных источников финансирования.
Использование такого метода позволит мобилизовать ресурсные возможности и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях комплексного решения проблем:
- создание материально-технической базы, современных технологий подготовки, ресурсного и научно методического обеспечения устойчивого развития вида спорта в Российской Федерации;
- формирование интереса различных категорий граждан к виду спорта Го как одной из доступных и массовых форм интеллектуальной активности населения России;
- завоевание передовых позиций в мировом спорте.
- разработка программ для учреждений и организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, на основе федеральных стандартов.
Реализация программы "Развитие Го в Российской Федерации до 2020 года", разработанной в соответствии с основными положениями Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, является рациональным решением проблемы развития вида спорта в условиях долгосрочного планирования.
Программа предусматривает эффективное решение проблем спортивной подготовки, физического воспитания и оздоровления различных групп граждан Российской Федерации путем целенаправленного развития вида спорта, предполагает разработку комплекса взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых заинтересованными федеральными, региональными и муниципальными органами власти, общественными и коммерческими организациями в рамках целостной нормативно-правовой системы.
Предполагается регулярный контроль выполнения мероприятий Программы.
2. Цели и задачи программы, ожидаемые результаты и этапы реализации программы
2.1 Цели и задачи программы
Цель Программы. Создание условий, обеспечивающих возможность эффективного развития вида спорта Го, включая массовые формы в Российской Федерации, для завоевания передовых позиций в мировом спорте, утверждения принципов здорового образа жизни и решения социальных проблем общества средствами физической культуры и спорта.
Задачи Программы:
- повышение эффективности подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по виду спорта Го к официальным международным соревнованиям;
- совершенствование системы подготовки спортивного резерва, вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия Го;
- укрепление системы подготовки и повышения квалификации управленческих, педагогических, научных и др. кадров, необходимых для развития Го;
- содействие реализации государственной спортивной политики путем решения оздоровительных, экологических, экономических и др. проблем средствами Го;
- укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры вида спорта, создание региональных центров развития Го, строительство и реконструкция физкультурно-спортивных объектов для проведения спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий по Го;
- организация и проведение российских и международных соревнований, массовых мероприятий, включая внесоревновательные, направленных на поддержку и популяризацию вида спорта Го и спортивной культуры;
- совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей стабильное развитие Го, включая его массовые и рекриационные формы;
- создание системы информационного обеспечения вида спорта Го.
2.2 Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
Целевыми показателями эффективности Программы являются уровень достижений российских спортсменов на международной спортивной арене, масштаб развития детско-юношеского и массового спорта в Российской Федерации, по отношению к уровню 2013 года.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- завоевание медалей российскими спортсменами на официальных международных соревнованиях;
- количество юных спортсменов, занимающихся видом спорта в учреждениях спортивной подготовки;
- увеличение количества отделений по виду спорта Го в учреждениях спортивной подготовки к уровню 2013 года;
- количество регионов, проводящих спортивно-массовые мероприятия по виду спорта Го;
- количество введенных в эксплуатацию объектов различных категорий для занятий Го;
- число тренеров (инструкторов) по Го;
- число штатных тренеров по виду спорта Го в учреждениях спортивной подготовки;
- количество региональных центров развития Го.
2.3 Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы включает 3 этапа.
Первый этап 2014-2015 гг. направлен на:
- разработку региональных программ развития вида спорта Го;
- совершенствование нормативно-правовой базы развития вида спорта Го, включая массовые формы;
- разработку концепции создания региональных центров по Го, начало ее реализации;
- развитие материальной базы вида спорта Го, начало строительства физкультурно-спортивных объектов для вида спорта;
- создание условий для увеличения количества отделений и юных спортсменов, специализирующихся в Го в учреждениях спортивной подготовки;
- разработку и внедрение рационального календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований и массовых мероприятий по Го;
- разработку и внедрение программ подготовки и повышения квалификации тренеров, специалистов, судей, волонтеров;
- разработку и начало внедрения мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию Го, в том числе путем увеличения информации о виде спорта в Интернете и СМИ;
- разработку системы финансового обеспечения Го, включая массовые формы;
- формирование интереса граждан к Го как популярному виду спортивных состязаний и красочному шоу, а также увлекательной форме интеллектуальной активности.
Второй этап 2016-2017 гг. направлен на:
- совершенствование системы подготовки спортсменов сборных команд России по Го;
- внедрение в процесс подготовки сборных команд России по Го современных систем научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения;
- достижение запланированных результатов по Го на официальных международных соревнованиях;
- реализацию мероприятий концепции создания региональных центров по Го;
- реализацию мероприятий региональных программ развития Го и создание муниципальных программ поддержки массового и рекреационного спорта;
- дальнейшее увеличение отделений и количества юных спортсменов, специализирующихся в Го в учреждениях спортивной подготовки;
- оснащение современным спортивным инвентарем и оборудованием существующих профильных отделений учреждений спортивной подготовки;
- дальнейшее развитие материальной базы вида спорта, строительство современных физкультурно-спортивных объектов для развития вида спорта, включая его массовые формы;
- дальнейшее совершенствование финансового обеспечения вида спорта Го;
- совершенствование календаря всероссийских, международных, региональных и межрегиональных соревнований и массовых мероприятий по Го;
- совершенствование нормативно-правовой базы развития вида спорта Го и его массовых форм;
- увеличение количества тренеров и специалистов вида спорта, судей, прошедших курс повышения квалификации и сертифицированных Российской федерацией Го;
- увеличение количества мероприятий, направленных на поддержку и популяризацию Го;
- формирование интереса граждан к Го как популярному виду спортивных состязаний, увлекательной форме досуга и интеллектуальной активности.
- увеличение информации о Го в Интернете и СМИ.
Третий этап 2018-2020 гг. направлен на:
- укрепление позиций российского Го на международной спортивной арене;
- внедрение новых технологий научно-методического, медицинского и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов сборных команд России по Го и резерва;
- оптимизацию подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации по Го к чемпионатам и первенствам мира, Европы, Всемирным Интеллектуальным Играм;
- дальнейшее развитие системы региональных центров Го;
- развитие систем научно-методического и медицинского обеспечения системы подготовки спортивного резерва, создание базы данных по различным группам занимающихся видом спорта Го;
- реализацию региональных программ развития Го и муниципальных программ поддержки развития его массовых форм;
- дальнейшее увеличение количества юных спортсменов, специализирующихся в Го в учреждениях спортивной подготовки;
- продолжение работы по оснащению современным спортивным инвентарем и оборудованием существующих профильных отделений учреждений спортивной подготовки;
- расширение сети физкультурно-спортивных объектов для занятий видом спорта Го и инфраструктуры массового и рекреационного спорта;
- увеличение массовости и количества всероссийских, международных, межрегиональных и региональных соревнований и рекреационных мероприятий по Го;
- оптимизация нормативно-правовой базы развития вида спорта Го и его массовых форм;
- создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для вида спорта, продолжение реализации программ подготовки специалистов, судей и волонтеров;
- оптимизация системы финансового обеспечения вида спорта Го, включая массовые формы;
- создание условий для привлечения инвестиций в развитие Го, внедрение государственно-частного и общественно-государственного партнерства в развитие материальной базы Го;
- продолжение реализации начатых программ по популяризации вида спорта Го и его массовых форм, совершенствование системы информационного обеспечения Го, значительное увеличение количества информации о виде спорта Го в Интернете и СМИ, поддержание устойчивого интереса к соревнованиям по Го, показательным мероприятиям, участию в массовых спортивных и внесоревновательных мероприятиях.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей по годам представлена в Приложении N 1.
3. Перечень и описание программных мероприятий, сроки их выполнения
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, приведены в Приложении N 2.
Стоимость строительства физкультурно-спортивных объектов и плоскостных сооружений для вида спорта Го не может быть определена без необходимых документов (землеотвода, утверждения проекта и т.д.). Проработка вопросов создания новых объектов и сооружений для вида спорта Го и определение стоимости работ будет осуществляться в ходе реализации настоящей программы.
4 Оценка социально-экономической эффективности программы
Ожидаемая социально-экономическая эффективность реализации программы будет оцениваться ежегодно по динамике целевых индикаторов и показателей, которые приведены в Приложении N 1 к Программе.
Для оценки социально-экономической эффективности реализации мероприятий Программы используются целевые показатели реализации Программы, основным из которых является масштаб развития вида спорта Го в Российской Федерации, по отношению к уровню 2013 года.
Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:
- завоевание медалей российскими спортсменами на официальных международных соревнованиях;
- количество юных спортсменов, занимающихся видом спорта Го в учреждениях спортивной подготовки;
- увеличение количества отделений вида спорта Го в учреждениях спортивной подготовки к уровню 2013 года;
- увеличение численности занимающихся Го к уровню 2013 года;
- количество регионов, проводящих спортивно-массовые мероприятия по Го;
- количество введенных в эксплуатацию объектов различных категорий для занятий Го;
- число тренеров (инструкторов) по Го;
- число штатных тренеров по Го в учреждениях спортивной подготовки;
- количество региональных центров развития Го.
Тенденция роста указанных показателей в период до 2020 г. будет свидетельствовать об эффективности реализуемых мероприятий в части создания социально-экономических условий для укрепления здоровья населения путем приобщения молодого поколения граждан России к регулярным занятиям спортом и ведению активного образа жизни, укрепления материально-технической базы Го, повышения эффективности подготовки спортивного резерва и сборных команд России по Го, повышения конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к программе "Развитие Го
в Российской Федерации до 2020 года"
Динамика важнейших целевых показателей и индикаторов эффективности реализации программы "Развитие Го в Российской Федерации до 2020 года"
Показатели |
Изменения показателей по этапам реализации Программы |
|||
2013 |
2016 |
2017 |
2020 |
|
1. - Количество медалей на всемирных интеллектуальных играх (золотые - серебряные - бронзовые) |
0 |
0 |
0 |
1 |
- Количество медалей на чемпионатах и первенствах мира и Европы (золотые - серебряные - бронзовые) |
9 |
10 |
11 |
12 |
2. - Численность юных спортсменов, занимающихся видом в учреждениях спортивной подготовки (тыс. человек) |
0,5 |
0,7 |
0,8 |
1 |
3. - Количество отделений в учреждениях спортивной подготовки |
5 |
6 |
7 |
8 |
Численность занимающихся видом спорта |
615 |
|
|
|
4. - Количество регионов, проводящих физкультурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия по виду спорта |
23 |
27 |
30 |
33 |
5. - Количество новых, реконструированных и введенных в эксплуатацию объектов по виду спорта (единиц): | ||||
|
0 |
4 |
6 |
8 |
6. - Количество тренеров (инструкторов) по виду спорта (человек) |
23 |
27 |
31 |
40 |
7. - В том числе штатных тренеров по виду спорта в учреждениях спортивной подготовки (человек) |
11 |
27 |
31 |
40 |
8. - Региональные центры развития вида спорта |
23 |
27 |
30 |
33 |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к программе "Развитие Го в Российской
Федерации до 2020 года"
Перечень
мероприятий к программе "Развитие Го в Российской Федерации до 2020 года"
Мероприятия |
Этапы реализации |
Ожидаемый результат |
||
2014-2015 |
2016-2017 |
2018-2020 |
||
1. Общие вопросы развития вида спорта
| ||||
1.1 Нормативно-правовое обеспечение развития вида спорта
| ||||
Достижение Уставных целей Российской федерацией Го и региональными спортивными федерациями (структурными подразделениями) |
+ |
+ |
+ |
Развитие вида спорта Го в Российской Федерации |
Разработка программ развития по виду спорта региональными спортивными федерациями (структурными подразделениями) Российской федерации Го и планов по реализации мероприятий программ |
+ |
+ |
+ |
Внесение вида спорта Го в перечень базовых видов спорта на 2014-2018 годы |
Аккредитация структурных подразделений Российской федерации Го |
4- |
+ |
+ |
Наделение структурных подразделений Российской федерации Го статусом региональных спортивных федераций |
Расширение сотрудничества с международными спортивными федерациями IGF, EGF |
+ |
+ |
+ |
Участие в ежегодной конференции Европейской федерации Го. |
|
|
|
|
|
1.2 Вопросы развития инфраструктуры вида спорта
| ||||
Создание физкультурно-спортивных объектов в субъектах Российской Федерации |
|
+ |
+ |
Обеспечение доступности занятий спортом для населения. Создание условий для подготовки спортивных сборных команд по виду спорта Го и проведения соревнований. |
Привлечение внебюджетных инвестиций |
+ |
+ |
+ |
Укрепление материально-технической базы региональных и муниципальных учреждений (организаций), осуществляющих спортивную подготовку по виду спорта Го |
1.3 Общие вопросы
| ||||
|
|
|
|
|
2. Спорт высших достижений
| ||||
Обеспечение подготовки и участия сборных команд России по виду спорта Го в официальных международных соревнованиях. |
+ |
+ |
+ |
Достижение стабильных результатов спортсменами сборных команд России по виду спорта Го на Всемирных Интеллектуальных Играх, чемпионатах и первенствах мира, Европы. |
Оптимизация системы медицинского и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов |
+ |
+ |
+ |
Профилактика заболеваний, проведение медицинского осмотра, обследования и контроля за питанием спортсменов. |
Допинг-контроль за терапевтическим использованием спортсменами субстанций и/или методов, включенных в Запрещенный список ВАДА |
+ |
+ |
+ |
Повышение качества системы антидопингового обеспечения спортсменов сборных команд России по виду спорта Го |
Подготовка и повышение квалификации спортивных судей путем проведения региональных и Всероссийских семинаров |
+ |
+ |
+ |
Повышение уровня квалификации судей и организации региональных и Всероссийских соревнований |
|
|
|
|
|
3. Подготовка спортивного резерва
| ||||
Разработка рекомендаций и проведение научно-практических мероприятий по организации тренировочного процесса для учреждений и организаций, осуществляющих спортивную подготовку |
+ |
+ |
+ |
Повышение научно-методического и информационно-аналитического обеспечения подготовки спортивного резерва по виду спорта Го |
Реализация образовательными организациями дополнительных образовательных программ детей в области физической культуры и спорта |
+ |
+ |
+ |
Отбор спортивно одаренных детей. Подготовка к освоению этапов спортивной подготовки. |
Участие в разработке федеральных стандартов для учреждений и организаций, осуществляющих спортивную подготовку |
+ |
|
|
Выполнение спортсменами требований программ спортивной подготовки. Повышение уровня спортивного мастерства спортсменов на различных этапах спортивной подготовки. |
Внедрение федеральных стандартов спортивной подготовки и их корректировка |
|
+ |
+ |
Эффективная подготовка спортивного резерва для спортивных сборных команд субъектов Российской Федерации по виду спорта Го Осуществление контроля за соблюдением федеральных стандартов организациями, осуществляющими спортивную подготовку Отбор перспективных спортсменов и определение кандидатов в состав резерва сборных команд России по виду спорта Го |
+ |
+ |
+ |
Выполнение требований и норм, необходимых для присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по виду спорта Го |
|
4. Массовый спорт
| ||||
Организация и проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий среди различных групп населения по игре в Го |
+ |
+ |
+ |
Увеличение численности занимающихся видом спорта Го |
Проведение информационно-просветительских мероприятий в СМИ по популяризации игры Го |
+ |
+ |
+ |
Повышение информированности и уровня знаний населения о виде спорта Го |
Расширение сети секций в центрах досуга и спорта, спортивных клубов, центров спортивной подготовки студенческих сборных команд на базе образовательных организаций высшего и профессионального образования по игре в Го. |
+ |
+ |
+ |
Увеличение количества центров досуга и спорта и образовательных организаций, имеющих секции, спортивные клубы по игре в Го |
|
|
|
|
|
Президент |
М.А. Волков |
12 августа 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства спорта РФ от 17 апреля 2015 г. N 418 "Об утверждении программы развития Го в Российской Федерации до 2020 года"
Текст приказа опубликован не был