В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
1) обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора за 2019 год;
2) обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2019 год.
2. Организационному отделу Организационно-аналитического управления разместить настоящий приказ на официальном сайте Госжилинспекции Московской области.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Госжилинспекции Московской области В.В. Шелухина.
Руководитель Госжилинспекции |
О.Н. Федина |
Утверждено
приказом руководителя
Госжилинспекции
Московской области
от 15 января 2020 г. N 8
Обобщение
практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2019 год
Обобщение практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2019 год с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений лицензионных требований (далее - обобщение практики) подготовлено во исполнение пункта 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, одобренных на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 9 сентября 2016 г. N 7 в целях профилактики нарушений жилищного законодательства Российской Федерации Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области).
I. Общие положения
1. Госжилинспекция Московской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) и в рамках полномочий, определенных Положением о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение о Госжилинспекции Московской области), утвержденным постановлением Правительства Московской области от 2 июля 2013 г. N 485/27 "Об утверждении Порядка организации и осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
2. Госжилинспекция Московской области в соответствии с Положением о Госжилинспекции Московской области осуществляет лицензионный контроль предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами далее - лицензионный контроль) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области, на основании лицензии (далее - поднадзорные субъекты) требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных ЖК Российской Федерации, Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
3. Целями обобщения практики являются:
принятие поднадзорными субъектами мер по предотвращению нарушений лицензионных требований;
обеспечение Госжилинспекцией Московской области доступности сведений об обобщении практики путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
4. Задачей обобщения практики является выявление наиболее часто встречающихся нарушений лицензионных требований.
5. При реализации функции по осуществлению лицензионного контроля Госжилинспекция Московской области руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:
2) Гражданским кодексом Российской Федерации;
3) Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации);
4) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации";
6) Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
7) Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
8) Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
9) Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
10) Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных";
11) Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
12) Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
13) Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
14) Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
15) Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
16) Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
17) Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ);
18) Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов";
19) Федеральным законом от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства";
20) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения";
21) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами";
22) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 "Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения";
23) постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность";
24) постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан";
25) постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 489);
26) постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
27) постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 N 318 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";
28) постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
30) постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";
31) постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения";
32) постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 410);
33) постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами";
34) постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия";
35) постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
36) постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";
37) постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов";
38) постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 "Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах";
39) постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации";
40) постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме";
41) распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 718-р "Об утверждении индексов изменения размеров вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов";
42) распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация";
43) постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда";
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
43) приказом Госстроя Российской Федерации от 18.07.2002 N 149 "Об установлении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области строительства и жилищной сфере";
44) приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
45) приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
46) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации";
47) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 "Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
48) приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 N 124 "Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами";
49) Уставом Московской области;
50) Законом Московской области N 164/2006-ОЗ "О рассмотрении обращений граждан";
51) Законом Московской области N 148/2012-ОЗ "Об отдельных вопросах осуществления муниципального жилищного контроля на территории Московской области";
52) Законом Московской области N 37/2016-ОЗ "Кодекс Московской области об административных правонарушениях";
53) постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 "Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
II. Изменения в законодательстве, произошедшие в 2019 году
6. За последнее время нормативное правовое регулирование в сфере жилищных отношений, организации контроля и надзора претерпело значительные изменения.
1 марта 2019 года вступили в законную силу изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), предусматривающие требования к деятельности аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций, которые относятся к лицензионным требованиям.
Аварийно-диспетчерская служба теперь осуществляет контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, иных обязательств товарищества или кооператива по управлению многоквартирным домом (пункт 10 Правил N 416).
Также регламентируется время дозвона в оперативные аварийно-диспетчерские службы управляющих организаций, вводится требование об оснащении телефонов указанных служб функциями "обратного вызова" или "автоответчика", устанавливается время локализации аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем и нормативное время ликвидации засоров и повреждений внутридомовых инженерных систем.
В частности, аварийно-диспетчерская служба обеспечивает:
- ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления;
- локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение 30 минут с момента регистрации заявки;
- ликвидацию засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок;
- подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг.
При этом собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме должен быть в течение получаса с момента регистрации заявки проинформирован о планируемых сроках исполнения заявки.
Выполнение заявок об устранении мелких неисправностей и повреждений осуществляется в круглосуточном режиме в соответствии с согласованными с собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме, направившим заявку, сроком и перечнем необходимых работ и услуг.
Ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения аварийно-диспетчерская служба теперь должна обеспечить в течение 2 часов с момента регистрации заявки, а устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.
Регистрация заявок теперь должна осуществляться с использованием записи телефонного разговора.
Уточняется механизм взаимодействия сотрудников аварийно-диспетчерских служб управляющих организаций с собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме в случае возникновения необходимости получения доступа в помещение собственника или пользователя (пункт 13 Правил N 416).
Также вводится регистрация заявок с использованием записи телефонных разговоров (абзац 2 пункта 17 Правил N 416).
При этом надо учитывать, что с 1 марта 2019 года нарушение лицензиатом требований к осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, указанных пунктом 13 Правил N 416 является грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (подпункт "ж" пункта 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110).
За грубые нарушения лицензионных требований, предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Федеральным законом от 18.03.2019 N 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 14.1.3 КоАП РФ дополнена частью 3 предусматривающей административную ответственность за предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Данное правонарушение теперь влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 100 тыс. до 250 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3-х лет, на юридических лиц - от 300 тыс. до 350 тыс. рублей.
Предусматривается, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Перечень грубых нарушений лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Также внесены изменения в статью 23.55 КоАП РФ, теперь дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.23.3 и 14.1.3 КоАП РФ рассматривают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор
Вышеуказанные изменения вступили в законную силу 29.03.2019.
Решением Верховного суда Российской Федерации от 13.08.2019 N АКПИ19-474 признаны недействующими подпункты "а", "б", "г" пункта 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Согласно подпунктам "а", "б", "г" пункта 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются: копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации; копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса); копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра.
Признавая недействующими указанные положения Порядка, Верховный Суд Российской Федерации исходил, в частности, из следующего.
Содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом.
Федеральный законодатель установил, что изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом обуславливает объективную необходимость внесения соответствующих изменений в реестр лицензий и упоминаемую систему.
Основания для внесения необходимых изменений в реестр лицензий связаны с различными юридическими фактами, и, как следствие, их отличие определяет разное содержание прав и обязанностей субъектов правоотношения.
Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 161, частям 1, 5 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из выбираемых собственниками помещений в многоквартирном доме способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией, с которой заключается договор в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами на срок: не менее чем один год, но не более чем пять лет (часть 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации); не менее чем один год, но не более чем три года (части 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации); не более чем три месяца (часть 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором (часть 6 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из смысла приведенного положения при заявлении одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия договор не продлевается, что отвечает принципу свободы договора, предусмотренному статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Окончание срока действия договора управления многоквартирным домом в случае заявления одной из сторон о его прекращении по данному основанию влечет прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом и изменяет перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, что в силу требований частей 2 и 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации требует внесения изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
При этом Жилищный кодекс Российской Федерации, иной закон не предусматривают, что при прекращении действия договора управления в указанном случае на управляющую организацию (лицензиата) возлагается обязанность по управлению многоквартирным домом до выбора иной управляющей организации либо дня возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом у других лиц (например, при изменении способа управления многоквартирным домом). Следовательно, такой лицензиат, не являясь участником последующих правоотношений по управлению многоквартирным домом, не должен располагать документами, предусмотренными оспариваемыми подпунктами пункта 3 Порядка, и представлять их вместе с заявлением о внесении изменения в реестр лицензий.
Используемая в пункте 3 Порядка юридическая техника, вводя общее императивное предписание "к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:", в оспариваемых пунктах ясно и недвусмысленно не разграничивает основания для внесения изменений в реестр лицензий, а также объем обязанностей различных лицензиатов, обращения которых могут быть связаны не только со случаями прекращения договора управления многоквартирным домом, но и с заключением или расторжением такого договора.
При этом согласно подпункту "а" пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 данного порядка. В свою очередь, несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Порядка, является основанием для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления и документов (подпункт "а" пункта 9 Порядка).
Оспариваемые нормативные положения в системе действующего правового регулирования не отвечают общеправовому критерию формальной определенности, так как их содержание не обеспечивает однозначное понимание и толкование, приводит к возможности их произвольного применения, вследствие чего на лицензиата, чья деятельность по управлению многоквартирным домом прекращена в связи с окончанием срока действия соответствующего договора, может возлагаться не предусмотренная законом обязанность по представлению названных в них документов. При этом неисполнение таким лицензиатом подобной, не существующей у него согласно Жилищному кодексу РФ обязанности служит препятствием для своевременного внесения актуальных изменений в реестр лицензий.
При установленных обстоятельствах и в силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ подпункты "а", "б", "г" пункта 3 Порядка подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в какой данные нормативные положения в системе действующего правового регулирования допускают возложение на лицензиата, подавшего заявление о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, обязанности по представлению указанных в них документов и препятствуют внесению изменений в названный реестр в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 N 1498 "О внесении изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме" уточнено требование о поддержании температуры и влажности в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах. Таким требованием является поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав общего имущества, в случае наличия продухов в таких помещениях.
III. Правоприменительная практика законодательства об организации и проведении лицензионного контроля
7. Лицензионный контроль осуществляется посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений лицензионных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - контрольно-надзорные и профилактические мероприятия).
8. Порядок проведения контрольно-надзорных и профилактических мероприятий установлен Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
9. Разработаны и утверждены приказом руководителя Госжилинспекции Московской области от 04.12.2017 N 159 проверочные листы (списки контрольных вопросов), которые применяются при проведении плановых проверок.
10. За 2019 год Госжилинспекцией Московской области проведено 34351 контрольно-надзорные и профилактические мероприятия. Из них первичные проверки - 15722, проверки исполнения предписания - 18629, профилактические мероприятия - 55935.
По результатам вышеуказанных мероприятий выявлены 104479 нарушений законодательства в жилищной сфере, из которых типовыми нарушениями являются нарушения в сфере:
- правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда - 86145;
- требований законодательства о раскрытии информации - 3768;
- порядка расчёта внесения платы за коммунальные услуги - 4761;
- некачественное предоставление коммунальных услуг населению - 2269;
- правил управления многоквартирными домами - 6924;
- правил технической эксплуатации внутридомового газового оборудования - 612.
По фактам которых составлено 13650 протокола об административных правонарушениях:
1) ч. 4 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам" (6102)
2) ч. 5 ст. 9.16 "Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах" (191)
3) ч. 2 ст. 13.19.2 "Неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или нарушение установленных законодательством РФ порядка" (236);
4) ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" (31);
5) ч. 12 ст. 9.16 "Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (32);
6) ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор" (394);
7) ч. 24 ст. 19.5 "Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа об устранении нарушений лицензионных требований (962);
8) ч. 24.1 ст. 19.5 "Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (15);
9) ч. 1 ст. 9.23 "Нарушение требований к качеству (сроку, периодичности) выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования" (3043);
10) ч. 2 ст. 9.23 "Уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным" (219);
11) ч. 4 ст. 9.23 "Уклонение от замены оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в случаях, если такая замена является обязательной в соответствии с правилами обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (2);
12) ч. 1 ст. 7.23.2 "Воспрепятствование деятельности по управлению многоквартирным домом, выразившееся в отказе от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов управляющей организации..." (39);
13) ч. 1 ст. 7.23.3 "Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами..." (29);
14) ч. 1 ст. 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если такая лицензия обязательна..." (3);
15) ч. 2 ст. 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований" (2064);
16) ч. 3 ст. 14.1.3 "Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований" (216);
17) ч. 2 ст. 19.4.1 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки" (19);
18) ч. 3 ст. 9.23 "Отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке" (3);
19) ч. 5 ст. 9.23 "Действия (бездействие), предусмотренные частями 1 - 4 настоящей статьи, приведшие к аварии или возникновению непосредственной угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей" (1);
20) ст. 7.23 "Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами" (49).
IV. Правоприменительная практика соблюдения лицензионных требований
11. Госжилинспекцией Московской области были проанализированы типовые нарушения лицензионных требований, установленных жилищным законодательством, допущенные лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами в 2019 году.
Как показывает анализ проведенных мероприятий наиболее часто выявляемых нарушений лицензионных требований является:
1) неудовлетворительное техническое состояние входов и лестничных клеток, в том числе:
а) отсутствие самозакрывающихся устройств;
б) отсутствие освещения лестничной клетки;
в) надписи на стенах;
г) разрушение окрасочного и штукатурного слоя;
д) частичное разрушение ступеней;
е) мусор на лестничной клетке;
2) содержание и ремонт внутридомового газового оборудования, в том числе:
а) отсутствие заключенного договора со специализированной организацией, осуществляющей обслуживание внутридомового газового оборудования;
б) нарушение обязательных пунктов при заключении договора на обслуживание внутридомового газового оборудования;
в) коррозии, ржавчина на газопроводе;
г) нарушение окрасочного слоя внутридомового газового оборудования;
3) неудовлетворительная эксплуатация входов и лестничных клеток, в том числе:
а) невыполнение работ по уборке мест общего пользования и лестничных клеток;
б) неисправное состояние подъездов, а именно отслоение штукатурно-окрасочного слоя на стенах и потолке;
в) частичное отсутствие освещения мест общего пользования в подъезде;
г) отсутствие плафонов на светильниках;
4) неудовлетворительное техническое состояние подвалов, в том числе:
а) входные двери в техническое подполье, подвал не закрыты на замок;
б) затопление приямка подъезда;
в) подвальное помещение захламлено бытовым мусором;
5) нарушена целостность и герметичность ствола мусоропровода;
6) мусор на кровле.
12. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лицензионных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям лицензионных требований Госжилинспекция Московской области осуществляет мероприятия по профилактике таких нарушений в соответствии с Ведомственной программой профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области на 2019 - 2021 годы.
13. Как показывает анализ правоприменительной практики в настоящее время необходимо усилить контроль за деятельностью лиц, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, прежде всего в сфере деятельности по управлению многоквартирными домами (управляющих организаций).
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Точное местонахождение юридического лица чрезвычайно важно, поскольку именно оно определяет место исполнения обязательств, подсудность споров и место уплаты налогов. Недостоверная или неточная информация, зафиксированная в учредительных документах организации, осуществляющей управление многоквартирными домами, самым непосредственным образом затрагивает интересы граждан, ресурсоснабжающих организаций, и других контрагентов. Кроме этого, несовпадение фактического и юридического адреса создает определенные препятствия для проведения надлежащего контроля.
Подпункт "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, "по которому осуществляется связь с юридическим лицом", что является одним из важнейших факторов при оказании гражданам услуг по управлению многоквартирными домами, так как обеспечивает оперативность решения возникающих проблем при обеспечении граждан жилищно-коммунальными услугами.
В связи с чем, существует необходимость внести изменения в Федеральный закон N 99-ФЗ по дополнению перечня сведений, которые указываются в заявлении о предоставлении лицензии, представляемом соискателем лицензии, фактическим адресом его места нахождения, определить как адрес места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, или иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в том числе почтовый адрес.
Также существует необходимость ужесточения лицензионных требований.
Одним из необходимых условий для осуществления качественного обслуживания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, управления многоквартирными домами в целом является наличие у управляющей организаций необходимой материально-технической базы.
Под материально-технической базой следует понимать наличие и приспособленность помещений управляющей организации для осуществления взаимодействия с собственниками помещений многоквартирных домов, находящихся под ее управлением, срок эксплуатации и техническое состояние парка оборудования, инвентаря, инструмента, находящегося в собственности управляющей организации, в том числе его количественный показатель, за исключением специального оборудования, а также наличие материальных и квалифицированных трудовых ресурсов для осуществления управления и эксплуатации многоквартирными домами.
Установление платы за содержание жилого помещения, в соответствии с Правилами содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, происходит на основании расчёта (сметы) и обоснования размера платы, объективность которых в том числе обусловлена качественным обоснованием затрат и имеющимися в распоряжении управляющей организации материально-техническими ресурсами.
В настоящее время отсутствуют установленные полномочия федеральных и региональных органов власти по утверждению порядка и расчету минимальных базовых требований к обеспечению материально-технической базы, необходимой для качественного обслуживания общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с чем, предлагается внести изменения в статью 12 и 13 ЖК Российской Федерации в части наделения органов государственной власти Российской Федерации полномочиями определять порядок установления минимальных требований к материально-технической базе, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации - устанавливать такие требования в региональных нормативно-правовых актах с учётом территориальной специфики.
Также предлагается дополнить перечень лицензионных требований, установленных статьей 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, условием об отсутствии у лицензиата, соискателя лицензии недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации - по аналогии с условием, действующим для застройщиков в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 4 части 3 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) в том числе может быть включено требование о соответствии соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами. Таким образом, включение в качестве одного из лицензионных требований условия об отсутствии налоговой задолженности в часть 1 статьи 193 Жилищном кодексе Российской Федерации не нарушает конституционные права на свободу предпринимательской деятельности и не создает препятствий по ее осуществлению. Законодательство может предусматривать ограничения в отношении предпринимательской деятельности, если они направлены на выполнение конституционно значимых целей. Уплата налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством существенным образом влияет на обеспечение экономических интересов Российской Федерации, а, следовательно, и обеспечение безопасности страны, общества и отдельно взятого гражданина.
Наличие у лицензиата (соискателя лицензии) задолженности перед государством по обязательным платежам является угрозой срыва предоставления коммунальных ресурсов в управляемые им многоквартирные дома и свидетельствует о ненадлежащей работе с должниками либо о нецелевом расходовании средств, принудительное взыскание задолженности по налогам и сборам негативно отразится на исполнении обязанностей по управлению жилищным фондом и непрерывному обеспечению граждан коммунальными услугами в результате возможного введения ограничительных мер (наложение арестов на счета и имущество должника).
Установление указанного лицензионного требования (условия) будет стимулировать налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, к добровольному и своевременному исполнению обязанностей, установленных налоговым законодательством, и не позволит им осуществлять лицензионную деятельность при нарушении правил об исчислении и уплате налогов.
Дополнение перечня лицензионных требований к субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, вышеназванными положениями будет способствовать сокращению на соответствующем рынке услуг количества неэффективно работающих недобросовестных компаний, а также повышению гарантий своевременного и бесперебойного обеспечения граждан коммунальными ресурсами.
Также как показывает анализ правоприменительной практики необходимо оздоровление рынка услуг по управлению многоквартирными домами, предупреждения входа на него неэффективно работающих и недобросовестных организаций.
По результатам мониторинга, обобщения и анализа информации о предпринимательской деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, также установлено, что в настоящее время руководителями и собственниками управляющих организаций применяются схемы ухода от выполнения обязательств по оплате поставленных коммунальных ресурсов путем преднамеренного банкротства данных предприятий вследствие искусственного накопления долговых обязательств и вывода денежных средств, поступающих в качестве платежей за предоставленные коммунальные услуги.
При этом, указанные лица учреждают другие компании (как правило имеющие схожие названия с компаниями-банкротами), проходят процедуры лицензирования и выбора собственников помещений в МКД в качестве управляющей организации и остаются в бизнесе, связанном с управлением МКД. Долговые обязательства, урегулированные в ходе процедур банкротства, не компенсируют в полном объеме накопившиеся задолженности управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. Ресурсники, в свою очередь, несут убытки и испытывают сложности при взаиморасчетах с поставщиками топливно-энергетических ресурсов за поставленные природный газ и электроэнергию.
В целях выявления и пресечения связи управляющей компании с лицом, лишенным лицензии, в том числе опосредованной через одних и тех же фактических выгодоприобретателей и (или) лиц, фактически имеющих право давать обязательные для исполнения указания (учредители, должностные лица), в целях осуществления недобросовестной деятельности на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а также в целях пресечения возникновения случаев злоупотребления управляющими организациями, лицензии которых аннулированы или из управления которых исключен многоквартирный дом, своими правами, существует необходимость внесения изменений в ЖК Российской Федерации по дополнению перечня лицензионных требований, установленных статьей 193 ЖК Российской Федерации, условием, что лицензиат, соискатель лицензии не входит в группу лиц с лицом, действие лицензии на осуществление деятельности по управлению, многоквартирными домами которого аннулировано в порядке, установленном статьей 199 ЖК Российской Федерации.
Аналогичное условие необходимо установить в статье 199 ЖК Российской Федерации в качестве основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Данные изменения позволят защитить права граждан, а также снизить возможность образования задолженности перед ресурсоснабжающими организациями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 15 января 2020 г. N 8 "Об утверждении обобщения практики осуществления Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за 2019 год"
Текст приказа опубликован на сайте Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" Московской области (http://gzhi.mosreg.ru) 21 января 2020 г.