На основании пункта 1 статьи 18 Устава Сахалинской области и пункта 2 статьи 2 Регламента Сахалинской областной Думы Сахалинская областная Дума постановляет:
1. Принять обращение Сахалинской областной Думы к Министру сельского хозяйства Российской Федерации Патрушеву Д.Н. по вопросам, касающимся создания условий для эффективного развития рыбохозяйственного комплекса (прилагается).
2. Направить настоящее постановление и указанное обращение Министру сельского хозяйства Российской Федерации Патрушеву Д.Н.
3. Опубликовать настоящее постановление и указанное обращение в газете "Губернские ведомости" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя постоянного комитета Сахалинской областной Думы по экономическому развитию Кочнева А.А.
Председатель Сахалинской областной Думы |
А.А. Хапочкин |
Обращение
Сахалинской областной Думы
Министру сельского хозяйства
Российской Федерации
Патрушеву Д.Н.
Уважаемый Дмитрий Николаевич!
В ходе парламентских слушаний на тему "О правоприменении новых положений законодательства в сфере рыболовства с учетом региональных особенностей", проведенных Сахалинской областной Думой 27 ноября 2019 года (далее - парламентские слушания), их участниками отмечено, что государственная политика в области рыболовства, направленная на кардинальные изменения в осуществлении рыбохозяйственной деятельности, обоснована необходимостью ухода от сырьевой направленности отрасли и достижения основной задачи - укрепления продовольственной безопасности, обеспечения населения качественной, доступной рыбной продукцией. Именно с этим связаны изменения федерального законодательства, коснувшиеся в том числе механизма распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов посредством ввода нового вида квот - инвестиционные квоты.
Вместе с тем новые положения Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве - и сохранении водных биологических ресурсов", устанавливающие частичный переход на аукционную систему распределения долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, а именно - распределения 50 процентов объема квот добычи (вылова) краба, стали началом поэтапного изменения "исторического принципа" их распределения и закрепления.
Так, по инициативе Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС) пунктом 3 раздела VI "Рыбохозяйственный комплекс" плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 N 1697-р (далее - план мероприятий), предусмотрена разработка предложений о механизме выделения по заданным критериям и на регулярной основе (раз в 3 - 5 лет) части квот (из ранее распределявшегося по "историческому принципу" объема квот), которая должна будет предоставляться путем проведения аукциона в электронной форме.
По мнению участников парламентских слушаний, изменение базового принципа распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов (изъятие части квот для перераспределения их через аукционы с указанной частотой) исключит возможность долгосрочного планирования деятельности рыбохозяйственного комплекса, приведет к сокращению объемов инвестиций, ухудшению экономических показателей развития отрасли. Поэтому участники парламентских слушаний поддержали позицию сообщества рыбопромышленников Сахалинской области о нецелесообразности применения данного механизма.
Следует отметить, что предложение ФАС по данному вопросу не поддержали участники научно-практической конференции "Правовое обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации: прошлое, настоящее, будущее. К 15-летию принятия Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", проведенной в декабре 2019 года Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам совместно со Всероссийской ассоциацией рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров. По итогам указанного мероприятия Правительству Российской Федерации было рекомендовано обеспечить сохранение "исторического принципа" распределения квот на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Кроме того, свою позицию в отношении целесообразности реализации предложения ФАС изложил Союз рыболовецких колхозов России, отметив, что изменение действующего механизма закрепления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов приведет к ряду негативных последствий в отрасли в целом: снижению ключевых экономических показателей развития отрасли, снижению эффективности освоения менее рентабельных видов водных биоресурсов, банкротству рыбохозяйственных предприятий, сокращению рабочих мест, браконьерству, значительному росту социальной напряженности в прибрежных субъектах Российской Федерации. Предложение Союза рыболовецких колхозов России о введении Правительством Российской Федерации моратория на внесение изменений в нормативно-правовые акты, касающиеся механизма распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов сроком на 15 лет (срок действия договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, заключенных рыбохозяйственными организациями в 2018 году), поддержано участниками Всероссийского совещания рыболовецких артелей (колхозов), малых и средних рыбохозяйственных организаций России, состоявшегося в сентябре 2019 года.
Поскольку рыболовство является ключевой отраслью в социально-экономическом развитии Сахалинской области, депутаты Сахалинской областной Думы поддерживают данную позицию и считают, что механизм выделения на регулярной основе (раз в 3 - 5 лет) части квот (из ранее распределявшегося по "историческому принципу" объема квот на добычу (вылов) водных биоресурсов) для предоставления путем проведения аукциона, предусмотренный планом мероприятий, не будет способствовать обеспечению доступности рыбной продукции для населения и негативно отразится на развитии рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области и Российской Федерации в целом.
С целью сохранения "исторического принципа" распределения и закрепления права на добычу (вылов) водных биоресурсов просим Вас выйти с предложением к Правительству Российской Федерации, обосновав необходимость пересмотра плана мероприятий и отказа от предложенного ФАС механизма распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов.
Кроме того, в ходе парламентских слушаний обсуждались вопросы, связанные с реализацией положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в части возможности применения риск-ориентированного подхода в ходе осуществления государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Согласно статье 8.1 Федерального закона N 294-ФЗ в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) может применяться риск-ориентированный подход.
Однако в перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806, государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов не включен.
При этом в отрасли сохраняется избыточная административная нагрузка на субъекты рыбохозяйственной деятельности, что влечет снижение эффективности развития отрасли.
В связи с этим, с учетом необходимости реализации мероприятий, направленных на снижение административных барьеров, предлагаем Минсельхозу России инициировать рассмотрение Правительством Российской Федерации вопроса о включении государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход.
Предлагаемые меры будут способствовать созданию условий для эффективного развития рыбохозяйственного комплекса и повышения качества жизни населения Российской Федерации.
Председатель |
А.А. Хапочкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Сахалинской областной Думы от 30 апреля 2020 г. N 8/12/123-7 "Об обращении Сахалинской областной Думы к Министру сельского хозяйства Российской Федерации Патрушеву Д.Н. по вопросам, касающимся создания условий для эффективного развития рыбохозяйственного комплекса"
Вступает в силу с 30 апреля 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 мая 2020 г., в газете "Губернские ведомости" от 13 мая 2020 г. N 51, на официальном сайте Сахалинской областной Думы (http://www.dumasakhalin.ru) 18 мая 2020 г.