1. Техническое задание и инструкция документации о закупке не должны вводить участника закупки в заблуждение по вопросу формирования заявки на участие в закупке.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ, поставка оборудования, неразрывно связанного с производством работ.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) установлено, что в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения Инструкции, устанавливающие необходимость определения участниками закупки наличия или отсутствия характеристик товаров, используемых при выполнении работ, вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивают количество участников закупки.
Кроме того, пунктом 229 приложения N 3 к разделу N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров "Кабель силовой", в том числе:
"Материал наружной оболочки поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности; поливинилхлоридный пластикат пониженной горючести;
Материал защитного шланга поливинилхлоридный пластикат пониженной пожарной опасности; поливинилхлоридный пластикат пониженной горючести;
Кабели имеют защитный шланг; наружную оболочку".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что участникам закупки по товару "Кабель силовой" в отношении показателей (параметров) "материал наружной оболочки; материал защитного шланга; кабели имеют защитный шланг или наружную оболочку" необходимо выбрать одно из перечисленных значений в соответствии с Инструкцией.
При этом, например, в случаи выбора показателя "защитный шланг" участнику закупки по параметру "материал наружной оболочки" необходимо указать прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлены требования к товару "Кабель силовой", поскольку в случаи выбора показателя "защитный шланг" указать показатель "материал наружной оболочки" не представляется возможным, что не соответствует техническому заданию документации об Аукционе, вводит участников закупки в заблуждения, препятствует надлежащему заполнению заявок на участие в Аукционе, а также может послужить основанием для отказа в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащую Инструкцию, а также ненадлежащие требования к товарам, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Согласно части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства включается в том числе раздел: "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов".
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, опубликованным в ЕИС 28.03.2019, положениями документации об Аукционе, объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Реконструкция существующих зданий ГБУЗ РКЦ МЗ РБ со строительством хирургического корпуса".
Согласно положительному заключению экспертизы от 28.04.2017 N 02-1-1-2-0089-17, размещенному в ЕИС, в состав проектно-сметной документации входят, в том числе следующие разделы: "раздел 3 "Архитектурные решения"; раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения"; раздел 7 "Проект организации по сносу и демонтажу объектов капитального строительства" и другие (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Вместе с тем, проектная документация, размещенная в ЕИС, не содержит полный перечень разделов, предусмотренных положительным заключением экспертизы от 28.04.2017 N 02-1-1-2-0089-17, в связи с чем, потенциальным участникам закупки не представляется возможным определить объем выполняемых работ в рамках исполнения контракта.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, не разместивших в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.03.2020 г. по делу N 17/04/7.30-579/2019)
2. Действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом положение о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки, является нарушением Закона о контрактной системе.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет).
В соответствии с пунктом 24 дополнительных требований к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2018 года N 656 (далее - Постановление 656), оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки заключают соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Взаимодействие между оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки и банком осуществляется в электронной форме.
Таким образом, в закупках, извещения о которых опубликованы после 01.01.2019, обеспечения заявок вносится на открытый участником закупки специальный счет, открытый в банке, включенном в установленный Правительством Российской Федерации перечень.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, в том числе указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Согласно сведениям ЕИС извещение о проведении Аукциона опубликовано 05.04.2019.
При этом пунктом 13 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Средства обеспечения заявок перечисляются по банковским реквизитам оператора электронной площадки в соответствии с инструкцией, размещенной на электронной площадке в информационной-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащим образом указанное положение о внесении участниками закупки денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, не соответствуют пункту 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2020 г. по делу N 17/04/7.30-44/2020)
3. Положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) Заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по объекту.
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в направленном на подпись Заявителю контракте неправомерно изменены положения проекта государственного контракта документации об Аукционе, в том числе, неправомерно исключены из государственного контракта положения, в том числе, в отношении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлено, в том числе, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 года.
В приложении N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что к контракту, который Заказчик направил на подпись Заявителю, добавлено приложение N 2 с видами и объемами работ по Постановлению Правительства N 570.
Вместе с тем, положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) Заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 10.03.2020 г. по делу N 17/04/7.30-91/2020)
4. Заказчик обязан соблюдать сроки размещения информации в ЕИС, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на выполнении работ по ремонту участка дороги.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заказчика на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 24.1 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.
В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе Результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Из обращения Заявителя следует, что 25.03.2019 Заявителем размещен первый протокол подведения итогов Аукциона от 22.03.2019 в личном кабинете на сайте Оператора электронной площадки, а также сформирован и направлен проект контракта победителю Аукциона. 01.04.2019 Заявителем размещен второй протокол подведения итогов Аукциона от 25.03.2019 с внесением изменений, после чего не представилось возможным подписать проект контракта из-за следующей ошибки: "Документ, на основании которого сформирован проект контракта и который указан в поле "Реквизиты протокола, в котором определен победитель" является недействующим".
Согласно сведениям ЕИС проект государственного контракта размещен Заявителем в ЕИС 26.03.2019.
Таким образом, регламентированный срок подписания проекта контракта победителем Аукциона - 02.04.2019.
Согласно сведениям, представленным Оператором электронной площадке, а также сведениям, размещенным в ЕИС, Заявителем 01.04.2019 повторно был размещен протокол подведения итогов Аукциона с нарушением регламентированных сроков.
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в ЕИС сторонами заключен контракт от 05.06.2019.
На заседание Комиссии Заявитель явку не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих, что Оператор электронной площадки не обеспечил надежность функционирования программных и технических средств, в связи с чем Комиссией не представляется возможным прийти к выводу о наличии нарушений в действиях Оператора электронной.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, нарушают часть 8 статьи 69 Закона о контрактной системе и образуют признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частями 1.4, 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.03.2020 г. по делу N 17/04/7.30-193/2020)
5. Заказчик обязан заключить контракт на условиях, предусмотренных в заявке участника Закупки.
Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о возможных признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Аукциона.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно заключен государственный контракт на условиях, не предусмотренных в заявке участника закупки в части указания единиц измерения лекарственного препарата.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается государственный контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанных в заявке участника электронной процедуры.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно заключен государственный контракт на условиях, не предусмотренных в заявке участника закупки в части указания единиц измерения лекарственного препарата, а именно, в заключенному контракте от 11.04.2019 указана единица измерения лекарственного препарата в упаковках, в то время как в заявке на участие в Аукционе указано в штуках.
Согласно положениям документации об Аукционе, проекту контракта, указано, что к поставке подлежит раствор для подкожного введения 200 мг/мл в количестве 146 штук (единица измерения - штуки), при этом в обосновании начальной (максимальной) цены контракта указано, что количество единиц в упаковке 2 штуки.
Исходя из указанных положений документации о закупке, участником закупки в составе указано раствор для подкожного введения 200 мг/мл, количество 146 штук (единица измерения - штуки), 1 мл - шприцы (2) - упаковки картонные/в комплекте с салфетками спиртовыми - 2 шт.
Вместе с тем, в приложении N 1 к заключенному контракту от 11.04.2019 заказчиком в столбце "единица измерения товара" указано "упаковки картонные", в количестве 145 штук, что не соответствует требованиям документации о закупке и условиям поданной заявки на участие в закупке.
Вместе с тем, сведений, однозначным образом подтверждающих правомерность действий Заказчика на заседании Комиссии не представлено.
Таким образом, действия Заказчика при заключении контракта нарушают части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.03.2020 г. по делу N 17/04/7.32-133/2020)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2020)
Материал подготовлен для компании "Гарант" начальником Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.