Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2020 г. N 5-КА20-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кравцова Ильи Леонидовича на решение Таганского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 июня 2019 г. по административному делу N 2а-30/2019 по административному исковому заявлению Кравцова И.Л. к призывной комиссии муниципального образования "Таганский" Центрального административного округа г. Москвы, призывной комиссии г. Москвы, объединенному военному комиссариату Красносельского района Центрального административного округа г. Москвы о признании решений незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., выслушав объяснения представителя Кравцова И.Л. - адвоката Тригнина В.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Военного комиссара города Москвы Парахиной А.О., представителя Военного комиссара (объединённого, Красносельского района Центрального административного округа г. Москвы) Журавлева А.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Кравцов И.Л. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии муниципального образования "Таганский" Центрального административного округа г. Москвы (далее - призывная комиссия МО "Таганский" ЦАО г. Москвы), призывной комиссии г. Москвы, объединенному военному комиссариату Красносельского района Центрального административного округа г. Москвы (далее - ОВК Красносельского района ЦАО г. Москвы) об оспаривании решений от 27 ноября 2018 г. о призыве истца на военную службу, от 11 декабря 2018 г. об отказе в удовлетворении жалобы Кравцова И.Л. на решение от 27 ноября 2018 г., о возложении обязанности рассмотреть вопрос об оформлении отсрочки от призыва на военную службу на основании подпункта "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до исполнения Кравцову И.Л. двадцатисемилетнего возраста.
В обоснование своих требований указал, что состоит на воинском учёте в отделе военного комиссариата г. Москвы по Красносельскому району Центрального административного округа г. Москвы. 27 ноября 2018 г. призывная комиссия приняла решение о его призыве на военную службу в период действия отсрочки в связи с обучением в аспирантуре. Не соглашаясь с указанным решением призывной комиссии, Кравцов И.Л. обратился в призывную комиссию г. Москвы с жалобой, однако на заседании призывной комиссии г. Москвы от 11 декабря 2018 г. принято решение об отсутствии у истца права на отсрочку от призыва на военную службу по причине того, что в период обучения он воспользовался переводом в аспирантуру другой образовательной организации, в связи с чем его жалоба оставлена без удовлетворения.
Решением Таганского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2019 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 июня 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судьи Московского городского суда от 30 июля 2019 г. Кравцову И.Л. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной административным истцом, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии нового решения.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 18 февраля 2020 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Кравцов И.Л., ... г.р., принят на воинский учёт отдела военного комиссариата г. Москвы по Красносельскому району Центрального административного округа г. Москвы.
29 июня 2017 г. истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период освоения образовательной программы в аспирантуре негосударственного частного образовательного учреждения высшего образования "Московский институт экономики, политики и права" (далее - НЧОУ ВО "Московский институт экономики, политики и права") до окончания срока действия государственной аккредитации данного учреждения - 10 февраля 2018 г. (л.д. 41).
Приказом исполнительного директора негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский промышленный университет "Синергия" (далее - НОЧУ ВО "Московский промышленный университет "Синергия") от 1 февраля 2018 г. Кравцов И.Л. на период с 2 февраля 2018 г. по 1 марта 2020 г. зачислен в аспирантуру данного учреждения на очную форму обучения по направлению 38.06.01 "Экономика" в порядке перевода из аспирантуры НЧОУ ВО "Московский институт экономики, политики и права" (л.д. 16).
В связи с отчислением из аспирантуры НЧОУ ВО "Московский институт экономики, политики и права" решением призывной комиссии МО "Таганский" ЦАО г. Москвы от 27 ноября 2018 г. истец призван на военную службу (л.д. 39).
Решением призывной комиссии г. Москвы от 11 декабря 2018 г. отказано в удовлетворении жалобы Кравцова И.Л. на решение призывной комиссии МО "Таганский" ЦАО г. Москвы от 27 ноября 2018 г. о призыве Кравцова И.Л. на военную службу, поскольку отсрочка от призыва на военную службу при переводе в другую образовательную организацию в период освоения образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре не сохраняется (л.д. 11).
Решением призывной комиссии от 28 декабря 2018 г. решение от 27 ноября 2018 г. о призыве истца для прохождения военной службы отменено в связи с подачей Кравцовым И.Л. в призывную комиссию г. Москвы упомянутой жалобы (л.д. 40).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре предоставляется один раз и не сохраняется за гражданином, переведенным в другую образовательную организацию для освоения программы того же уровня образования. Объективных причин, препятствующих Кравцову И.Л. окончить полный курс обучения в НЧОУ ВО "Московский институт экономики, политики и права", у административного истца на момент вынесения решения призывной комиссии от 27 ноября 2018 г. не имелось. Кроме того, судами приняты во внимание отмена оспариваемого решения призывной комиссии от 27 ноября 2018 г. и устранение допущенного нарушения прав Кравцова И.Л. во внесудебном порядке.
Вместе с тем судебными инстанциями не учтены следующие обстоятельства.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (часть 1 статьи 43).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регулируя общественные отношения, возникающие в сфере образования, рассматривает одним из уровней профессионального образования высшее образование - подготовку кадров высшей квалификации (пункт 4 части 5 названной статьи).
К основным образовательным программам относятся образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки (пункта б части 3 статьи 12).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт б пункта 2 части 3 статьи 12 ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
К освоению программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура) (часть 4 статьи 69).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 898 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 "Экономика" (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33688).
Абзацем первым пункта 3.3 названного образовательного стандарта предусмотрено, что срок получения образования по программе аспирантуры в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 3 года.
Одним из прав обучающегося является право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (пункт 15 части 1 статьи 34).
Порядок и условия перевода граждан в другую образовательную организацию в случае истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе установлены приказом Минобрнауки России от 14 августа 2013 г. N 957. Согласно пункту 2 данного Порядка в случае прекращения действия государственной аккредитации уполномоченный орган образовательной организации обеспечивает перевод совершеннолетних обучающихся с их письменного согласия.
Для обеспечения баланса между правом на образование и воинской обязанностью путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование, в том числе высшее образование.
Согласно подпункту "б" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
При таком положении Кравцов И.Л. имел право на сохранение отсрочки от призыва на военную службу для обучения по направлению 38.06.01 "Экономика" в аспирантуре НОЧУ ВО "Московский промышленный университет "Синергия" после перевода из НЧОУ ВО "Московский институт экономики, политики и права" в пределах сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации (3 года) и защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения, а призывная комиссия имела возможность решением от 29 июня 2017 г. предоставить ему отсрочку в связи с обучением в аспирантуре до 30 июня 2020 г. и на время защиты диссертации до 1 июля 2021 г.
Предоставив отсрочку до окончания срока действия государственной аккредитации НЧОУ ВО "Московский институт экономики, политики и права" (10 февраля 2018 г.), призывная комиссия со всей очевидностью нарушила право Кравцова И.Л. на получение образования по программе аспирантуры, срок освоения которой составляет 3 года.
На основании изложенного нельзя признать правомерным вывод судебных инстанций о законности оспариваемых решений призывных комиссий от 27 ноября 2018 года и от 11 декабря 2018 г., поскольку они лишают Кравцова И.Л. права на получение отсрочки от призыва и нарушают его право на образование, предусмотренное Конституцией Российской Федерации.
Как уже указано выше, решением призывной комиссии от 28 декабря 2018 г. решение от 27 ноября 2018 г. о призыве истца для прохождения военной службы отменено в связи с подачей Кравцовым И.Л. в призывную комиссию г. Москвы жалобы.
Данное обстоятельство было учтено судом при вынесении решения.
Вместе с тем судебными инстанциями не было принято во внимание, что отменяя решение о призыве для прохождения военной службы, призывная комиссия не разрешила вопрос о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
В силу положений части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Таким образом, допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права, повлиявшее на исход административного дела, обжалуемые судебные акты нельзя признать законными, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что они подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду первой инстанции следует учесть изложенное выше и разрешить административное дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Таганского районного суда г. Москвы от 11 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 июня 2019 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2020 г. N 5-КА20-3
Текст определения опубликован не был