Приказ Министерства образования и науки Республики Тыва от 11 января 2018 г. N 10-д
"Об утверждении Положении о региональной системе оценки качества образования Республики Тыва"
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295, подпрограммой 5 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования" государственной программы Республики Тыва "Развитие образования и науки на 2014 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 октября 2013 г. N 632, во исполнение перечня поручений Главы Республики Тыва от 20 марта 2017 г. N 28 по итогам заседания Совета директоров "Качество образования - основной показатель работы школы" и в целях формирования системного подхода к оценке качества образования, обеспечения контроля и управления качеством образования приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной системе оценки качества образования Республики Тыва.
2. Рекомендовать руководителям муниципальных органов муниципальных районов (городских округов), осуществляющих управление в сфере образования, образовательных организаций Республики Тыва принять участие в региональной системе оценки качества образования Республики Тыва.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра образования и науки Республики Тыва Хардикову Е.В.
Министр |
Т.О. Санчаа |
Положение
о региональной системе оценки качества образования Республики Тыва
(утв. приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 11 01 2018 г. N 10-д)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Республики Тыва (далее - Положение) определяем цели, задачи, принципы функционирования региональной системы оценки качества образования на территории Республики Тыва, ее организационную и функциональную структуру.
1.2. Положение распространяется на общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, организации дополнительного образования детей и иные организации, осуществляющие образовательную деятельность и расположенные на территории Республики Тыва (далее - образовательные организации), за исключением образовательных организаций, лицензирование образовательной деятельности которых отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования.
1.3. Потребителями региональной системы оценки качества образования Республики Тыва (далее - РСОКО РТ) являются субъекты, заинтересованные в использовании результатом системы оценки качества образования Республики Тыва как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг:
органы государственной власти;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов Республики Тыва (далее - управления (отделы) образованием);
учредители образовательных организаций;
общественно-государственные органы управления образовательными организациями;
работодатели и их объединения; общественные организации и объединения;
методические службы и система повышения квалификации педагогических классов;
обучающиеся и их родители (законные представители):
отдельные граждане;
средства массовой информации.
1.4. В Положении используются следующие определения и термины:
образование - целенаправленная деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая в интересах обучающихся, общества и государства в соответствии с принципами образовательной политики, закрепленными в законодательстве Российской Федерации;
качество образования - интегральная характеристика системы образования в целом, отражающая ее соответствие личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям;
мониторинг - форма организации, сбора, храпения, обработки, анализа и распространения информации о деятельности образовательной системы;
контроль качества образования - деятельность уполномоченного органа, направленная на оценку соответствия содержания и (или) качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов;
региональная система оценки качества образования - система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования;
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Цели, задачи и принципы функционировании РСОКО РТ
2.1. Целые РСОКО РТ является получение н распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений.
2.2. Основными задачами РСОКО РТ являются:
формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования, подходов к его измерению, оценке и путям развития;
создание условий для выявления факторов и проблем, существенно влияющих на качество образования;
определение и внедрение единых критериев анализа и оценки индивидуальных достижений обучающихся, деятельности образовательных организаций, руководящих и педагогических работников образования;
совершенствование нормативно-методической, информационной и статистической инфраструктур республиканской системы образования;
создание условий для активного участия образовательных организаций органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Республики Тына, методических служб и общественности в различных формах оценки качества образования;
формирование регионального экспертного сообщества, в том числе из представителей общественности, участвующих в различных формах внешней независимой оценки качества образования;
создание стабильно функционирующей региональной информационной системы оценки качества образования Республики Тына, базирующейся на современных средствах сбора, обработки, хранения, анализа и использования информации о качестве образования, структурированной в соответствии с запросами потребителей;
создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области оценки качества образования (педагогических измерений);
создание и развитие инфраструктуры образовательных организаций, обладающих опытом в области мониторинга и оценки качества образования;
повышение эффективности управления качеством образования на основе использования результатов оценки качества образования и внедрения современных технологий управления системой образования;
удовлетворение потребностей потребителей образовательных услуг в получении объективной информации о состоянии и развитии системы образования Республики Тыва.
2.3. Основными принципами РСОКО РТ являются:
оптимальность используемых источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности;
открытость, возможность обновления критериально-нормативной базы оценки качества образования с учетом реально наблюдаемых тенденций и динамично меняющихся запросов потребителей образовательных услуг;
перспективность, направленность на решение актуальных задач развития образования;
прозрачность, объективность процедур оценки качества образования; минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; иерархичность системы показателей;
инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
соблюдение морально-этических норм в отборе показателей, проведении оценочных процедур, использовании информации об индивидуальных учебных и внеучебных достижениях обучающихся;
сопоставимость системы показателей с международными аналогами.
3. Распределение полномочии организационных структур
3.1. Организационная структура РСОКО РТ включает:
Министерство образования и науки Республики Тыва;
Государственное бюджетное учреждение "Институт оценки качества образования Республики Тыва";
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации";
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Тыва "Республиканский центр развития профессионального образования";
Государственное бюджетное научное учреждение Министерства образования и науки Республики Тыва "Институт развития национальной школы";
Государственное бюджетное научно-исследовательское и образовательное учреждение "Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований;
Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Республиканский центр дополнительного образования детей";
Государственное бюджетное образовательное учреждение "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения Сайзырал";
Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Республиканский центр диагностики и консультирования";
Управления (отделы) образованием;
Образовательные организации;
Органы государственно-общественного управления.
3.2. Организационная структура РСОКО РТ предусматривает три уровня: региональный, муниципальный и уровень образовательной организации.
3.3. Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную
составляющую, определяемую приоритетами развития образования на данном уровне, специальными потребностями субъектов РСОКО РТ и особенностями оценочных процедур.
3.3.1. Министерство образования и науки Республики Тыва:
формирует единые концептуальные и методологические подходы к оценке качества образования;
обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;
координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования;
издаст необходимые нормативные акты по вопросам организации оценки качества образования на территории Республики Тыва;
утверждаем перечень показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Республики Тыва;
утверждает регламенты информационного обмена пользователей системы оценки качества образования;
принимает управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе;
осуществляет аналитическую деятельность и оценку ситуации в региональной системе образования;
информирует внешних пользователей о развитии образования в регионе и муниципальных образованиях;
принимает решения по совершенствованию РСОКО и управлению качеством образования в Республике Тыва;
участвует в разработке системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Республики Тыва;
проводит лицензирование и аккредитацию образовательной деятельности;
осуществляет федеральный государственный контроль качества образования;
осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования: проводит в рамках плановых проверок качества образования оценку качества подготовки обучающихся с использованием сертифицированных диагностических работ;
совершенствует процедуры проведения и методики оценки уровня освоения обучающимися образовательных программ общего и профессионального образования;
принимает участие с целью контроля в организации и проведении государственной итоговой аттестации и региональных мониторинговых исследований качества образования (учебных достижений).
3.3.2. Государственное бюджетное учреждение "Институт оценки качества образования Республики Тыва":
организует и проводит федеральные и региональные процедуры, связанные с оценкой качества образования;
выступает в роли регионального координатора международных сравнительных исследований в области оценки качества образования;
обеспечивает организационно-техническое сопровождение
государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена, единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена (далее - ОГЭ, НГЭ, ГВЭ) на территории Республики Тыва;
осуществляет подготовку методических рекомендаций, информационно-аналитических, справочных, статистических, инструктивно-методических материалов но вопросам оценки качества образования;
осуществляет технологическое сопровождение республиканских проектов;
обеспечивает организационно-методическое и технологическое сопровождение ОГЭ, НГЭ, ГВЭ на территории Республики Тыва;
обеспечивает организационно-методическое и технологическое сопровождение проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся по отдельным предметам на различных ступенях обучения;
осуществляет организационно-методическое и технологическое сопровождение проведения международных, всероссийских исследований качества образования;
организовывает семинары, тренинги со специалистами управлений образованием, работниками образовательных организаций, обучающимися и их родителями (законными представителями) по организации и проведению государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, мониторинговых исследований:
обеспечивает подготовку экспертов предметных комиссий к осуществлению контрольно-оценочных процедур;
проводит исследования процедур контроля и оценки качества образования по заданию Министерства образования и науки Республики Тыва;
выполняет функции регионального оператора федеральных и региональных мониторингов оценки качества образования в Республике Тыва;
разрабатывает программное обеспечение для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Республики Тыва;
проводит мониторинг состояния региональной системы образования; обеспечивает информационную поддержку РСОКО РТ.
3.3.3. Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации":
осуществляет научно-методическое обеспечение оценки качества образования в республике;
проводит подготовку специалистов управлений образованием и работников образовательных организаций по вопросу использования результатов контрольно-оценочных процедур;
разрабатывает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Республики Тыва;
обеспечивает систему управления образованием различных уровней аналитической информацией;
изучает, обобщает и распространяет опыт построения, функционирования и развития систем оценки качества в образовании;
проводит аналитические, мониторинговые, статистические исследования по вопросам качества образования;
обеспечивает проведение процедуры рейтинговой оценки образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Тыва:
ведет базу данных результатов аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций;
формирует экспертное сообщество, участвующее в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования;
осуществляет информационно-техническое сопровождение республиканского банка данных о состоянии системы образования республики;
оказывает содействие повышению качества подготовки педагога" путем создания научно-обоснованной системы комплексной оценки компетенции учителей;
обучает и методически сопровождает экспертов ЕГЭ и ГИА обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования и среднего общего образования;
обеспечивает методическое сопровождение профессионального развития работников образования: подготовка участников региональных и всероссийских конкурсов, проведение тренингов профессионального роста, создание банка эффективного педагогического опыта, проведение индивидуального и группового коучинга;
разрабатывает и реализует проекты, направленные на преобразование в республиканской системе образования;
обеспечивает научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных организаций разных типов;
организует мероприятия по диссеминации педагогического опыта; научно-методическое сопровождение образовательных организаций, являющихся участниками федеральных экспериментов, республиканских программ и проектов;
участвует в разработке документов, направленных на улучшение функционирования системы образования Республики Тыва: подготовка методических рекомендаций по различным направлениям образовательной деятельности, осуществление подбора инструментария для аттестации педагогических работников, участие в разработке программы внедрения в практик) федеральных государственных образовательных стандартов, участие в разработке региональных программ развития образования Республики Тыва;
реализует дополнительные профессиональные программы: повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки.
3.3.4. Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Республики Тыва "Республиканский центр развития профессионального образования".
разрабатывает нормативные правовые акты по организации п проведению мониторинговых исследований в профессиональных образовательных организациях Республики Тыва (далее - ПОО РТ);
получает объективную информацию о состоянии качества образования, развития и эффективности деятельности ПОО РТ;
обеспечивает сбор, обработку, хранение информации о состоянии и динамике показателей оценки качества образования;
предоставляет всем участникам образовательного процесса и общественности достоверной информации о качестве образования в ПОО РТ: принимает обоснованные и своевременные управленческие решения по совершенствованию образования и повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений;
содействие в общественном участии в управлении образованием в ПОО РТ;
определяет цели, чадами, организации и порядок проведения мониторинга профессиональных намерений, учащихся 8-11 классов общеобразовательных организаций Республики Тыва;
определяет основные специальности (профессии), интересующие учащихся общеобразовательных организаций Республики Тыва;
изучение профессиональных предпочтений учащихся общеобразовательных организаций Республики Тыва;
выявляет мотивы и факторы, влияющие на принятие решения о выборе специальности (профессии) учащимися общеобразовательных организаций Республики Тыва;
рекомендует образовательным организация Республики Тыва оптимальные профориентационные мероприятия, способствующие эффективном) формированию готовности к профессиональному самоопределению учащихся общеобразовательных организаций Республики Тыва;
проводит анализ состояния трудоустройства выпускников образовательных организаций высшего образования (далее - ООВО), ПОО Республики Тыва для представления в Министерство образования науки Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Тыва;
проводит анализ удовлетворенности выпускников ООВО, ПОО РТ и работодателей качеством профессионального обучения в ООВО, ПОО РТ;
принимает меры по улучшению качества предоставляемых образовательных услуг в ПОО РТ;
создает единую систему диагностики и контроля состояния воспитания в ПОО РТ, обеспечивающей определение факторов и своевременного выявления изменений, влияющих на воспитательный процесс и профилактику правонарушений среди студентов ПОО РТ;
проводит анализ состояния качества воспитания, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень в ПОО РТ;
формирует систему аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества воспитания в ПОО РТ; обеспечивает оценку:
уровня индивидуальных достижений студентов ПОО РТ для их адаптации в социуме;
состояния и эффективности воспитательной деятельности и профилактики правонарушений среди студентов ПОО РТ;
качества воспитательных программ в 1100 Республики Тыва с учетом социальных потребностей общества;
выявляет факторы, влияющие на качество воспитания и профилактику правонарушений среди студентов ПОО РТ:
содействует повышению квалификации классных руководителей, кураторов, мастеров производственного обучения, воспитателей общежитий, принимающих участие в воспитательном процессе студентов ПОО РТ.
3.3.5. Государственное бюджетное научное учреждение Министерства образовании и науки Республика Тыва "Институт развития национальной школы":
разрабатывает нормативные правовые акты по организации и проведению ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ), мониторинговых исследований по тувинскому языку и литературе в общеобразовательных организациях Республики Тыва;
проводит экспертизу примерных основных программ по русскому и тувинскому языкам общеобразовательных организаций Республики Тыва;
разрабатывает контрольно-измерительные материалы по тувинскому и русскому языкам для проведения мониторинговых исследований для образовательных организаций Республики Тыва;
проводит экспериментальную работу по апробации новых форм проведения ГИЛ по русскому языку в 8-9 классах общеобразовательных организаций Республики Тыва;
участвует в работе экспертных сообществ для проведения диагностических и оценочных процедур в рамках РСОКО РТ;
ведёт аналитическую деятельность и оценки качества освоения образовательных программ по тувинскому и русскому языкам и литературам в общеобразовательных организациях Республики Тыва:
проводит анализ образовательных достижений учащихся, качества реализации образовательных программ по тувинском) и русскому языкам и литературам по результатам региональных проверочных работ (далее - РПР), национальных исследований качества образования (далее - НИКО), всероссийских проверочных работ (далее - ВПР) и ГИА, в общеобразовательных организациях Республики Тыва;
обобщает результаты мониторинговых работ по результатам РПР, НИКО, ВПР и ГИА, разрабатывает методические рекомендации для учителей тувинского и русского языков и литератур;
принимает участие в проведении курсов повышения квалификации и методических семинаров по русскому и тувинскому языкам и литературам для воспитателей и учителей образовательных организации Республики Тыва.
3.3.6. Государственное бюджетное научно-исследовательское и образовательное учреждение "Тувинский институт гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований:
проводит мониторинг и анализ исполнения региональной и муниципальной образовательной практики;
обеспечивает информационное и аналитическое сопровождение губернаторского проекта "В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием";
вносит предложения по реализации губернаторского проекта "В каждой семье - не менее одного ребенка с высшим образованием";
проводит анализ системы управления качеством образования образовательных организаций всех типов, расположенных на территории Республики Тыва. за исключением образовательных организации контроль качества образования в которых относится к полномочиям федеральных органов государственной власти и на основе анализа разрабатывает предложения по совершенствованию системы управления качеством образования.
3.3.7. Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Республиканский центр дополнительного образования детей":
разрабатывает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику физического развития и физической подготовленности учащихся, развития одаренных детей и талантливой молодежи и Республике Тыва;
актуализирует единое нормативное и программно-методическое обеспечение мониторинга работы физического воспитания с учащимися, с одаренными детьми и талантливой молодежью в муниципальных районах и городских округах Республики Тыва по направлениям интеллект (наука и техника), спорт и искусство;
систематически повышает уровень информированности ответственных лиц за организацию и проведение мониторинга физического воспитания, по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи;
разрабатывает показатели и индикаторы и осуществляем процедуру рейтинговой оценки образовательных организаций, деятельности учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования, учителей - предметников Республики Тыва по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью;
готовит информационно-аналитические материалы и предложения для принятия мер по улучшению и эффективности работы по улучшению физического здоровья школьников, устранению факторов, оказывающих на него негативное воздействие, а также с одаренными детьми и талантливой молодежью Республики Тыва.
3.3.8. Государственное бюджетное образовательное учреждение "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения Сайзырал":
разрабатывает систему, обеспечивающую реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику, планирование и проведение превентивных, коррекционно-реабилитационных мероприятий;
разрабатывает и внедряет психолого-педагогические образовательные программы, направленные на формирование жизнестойкости, развития коммуникативных навыков и уверенности, позитивного отношения к себе и к окружающим, навыков саморегуляции психоэмоционального состояния, умения разрешать конфликты и адекватно вести себя в стрессовых ситуациях;
формирует республиканский банк данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
выявляет причины и условия, способствующие совершению попыток суицида несовершеннолетними;
предупреждает проявления аутоагрессивных, деструктивных форм поведения детьми и подростками;
координирует усилия образовательных организаций, управлений (отделов) образованием для защиты прав и интересов несовершеннолетних;
повышает квалификацию педагогов на основе использования последних достижений науки, современных здоровье-сберегающих технологий и профилактики эмоционального выгорания педагогов;
повышает воспитательный потенциал и ответственность родителей (законных представителей) путем обеспечения эффективного взаимодействия семьи и школы.
3.3.9. Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Республиканский центр диагностики и консультирования":
обеспечивает методическое и организационное обеспечение РСОКО РТ по специальному (коррекционному) образованию;
организует мониторинговые исследования и сбор образовательной статистики по охвату детей, нуждающихся в помощи специалистов (логопеда, психолога, дефектолога, ассистента и тьютора);
проводит мониторинг по исполнению перечня мероприятий индивидуальной программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов образовательными организациями;
проводит анализ данных и подготавливает рекомендации по повышению качества образования и эффективности работы с образовательными организациями по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
3.3.10. Управления (отделы) образованием:
разрабатывают и реализуют программы развития муниципальной образовательной системы, включая развитие муниципальной системы оценки качества образования;
обеспечивают проведение на территории муниципального образования мониторинговых исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в образовательных организациях;
обеспечивают проведение подготовки специалистов муниципальных органов управления образованием, работников образовательных организаций и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования и системы образования Республики Тыва;
организуют систему мониторинга качества образования на территории муниципального образования;
осуществляют сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования;
проводят анализ качества образования на муниципальном уровне, в том числе в разрезе системы оценки качества образования в образовательных организациях;
осуществляют ресурсную поддержку функционирования муниципальной системы оценки качества образования.
3.3.11. Образовательные организации:
разрабатывают и реализуют образовательную программу образовательной организации, включающую систему оценки качества образования образовательной организации;
участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальной и региональной систем образования;
обеспечивают на основе образовательной программы проведение в образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых исследований по вопросам качества образования;
организуют систему мониторинга качества образования в образовательной организации;
осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательной организации;
проводят анализ результатов оценки качества образования на уровне образовательной организации;
осуществляют индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об них результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
обеспечивают функционирование и развитие внутренней системы оценки качества образования на основе образовательной программы.
3.3.12. Органы государственно-общественного управления: осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательных организаций Республики Тыва в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы, участия в работе экспертных групп, экспертных комиссий;
инициируют и участвуют в организации конкурсных мероприятий образовательной организации, разработке и экспертизе образовательных программ;
принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Республики Тыва, в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, муниципальной системы образования и системы образования, в проведении, оценивании и внедрении результатов областных образовательных проектов.
4. Организация и технология оценки качества образования
4.1. Функционирование РСОКО РТ предусматривает: оценку индивидуальных достижений обучающихся: оценку результатов профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций;
оценку качества деятельности образовательных организаций; оценку качества деятельности муниципальных образовательных систем; оценку качества республиканской образовательной системы.
4.2. Оценка индивидуальных достижений обучающихся осуществляется посредством:
ежегодных региональных мониторинговых исследований качества учебных достижений обучающихся:
мониторинга образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения на уровне образовательной организации (включая стартовый, промежуточный, рубежный, итоговый контроль и мониторинг результатов предметных олимпиад и конкурсов);
текущих и рубежных форм диагностики и оценки предметных знаний, компетентностей обучающихся в ходе осуществления внутреннего контроля в образовательной организации;
замера внеучебных достижений обучающихся и установления уровня их социализации;
ГИА выпускников;
установления соответствия уровня подготовки обучающихся (каждого в отдельности) и образовательной организации в целом требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям;
оценки развития личностных, физических и интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста;
комплексного учета результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся;
участия обучающихся в муниципальных, республиканских, всероссийских и международных сравнительных исследованиях качества образования, творческих конкурсах, олимпиадах и соревнованиях разного уровня.
4.3. Для оценки результатов профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций используются:
результаты аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования (определение уровня соответствия деятельности педагогического работника требованиям, предъявляемым к соответствующей должности и квалификационной категории);
конкурсный отбор лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование";
конкурсный отбор лучших педагогов в рамках профессиональных творческих конкурсов "Учитель года", имеющим очную форму республиканского и Всероссийского уровней;
различные модели оценки результативности педагогической деятельности для установления стимулирующих выплат на уровне образовательной организации.
4.4. Оценка качества деятельности образовательной организации осуществляется на основе:
результатов лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных организаций (экспертиза условий образовательной деятельности, качества образовательных программ и конечных результатов образовательной деятельности);
мониторинга качества образования на основе результатов государственной аккредитации образовательных организаций;
статистических данных, ведомственной информации, аналитических материалов организационных структур, выполняющих функции по организации и проведению оценочных процедур;
результатов различных форм проверок, осуществляемых в рамках федерального государственного контроля (надзора) и области образования;
ежегодного публичного доклада руководителя образовательной организации об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности, согласованного с органами самоуправления образовательной организации; оценки уровня удовлетворенности качеством образовательных услуг; результатов целевых социологических опросов и мониторинговых исследований качества образования;
различных форм и результатов общественной экспертизы качества образования, организуемой силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов;
мониторинга реализации государственных проектов и программ.
4.5. В рамках РСОКО РТ предусматривается ежегодное проведение комплексной сравнительной оценки состояния и развития муниципальных образовательных систем. Оценка качества деятельности муниципальных образовательных систем осуществляется на основе мониторинга состояния и развития муниципальных образовательных систем, в том числе:
равенства доступа к качественному образованию;
выполнения целевых ориентиров, установленных муниципальной системой оценки качества образования;
результатов различных форм проверок, осуществляемых в рамках федерального государственных контроля (надзора) в области образования;
целевых значений показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
4.6. Оценка качества республиканской образовательной системы осуществляется на основе:
мониторинга целевых значений показателей, установленных Указами Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Тыва, государственными целевыми программами;
различных форм и результатов общественной экспертизы качества образования, организуемой силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов.
4.7. РСОКО РТ включает системы сбора и первичной обработки данных, анализа и оценки качества образования, адресного обеспечения статистической и аналитической информацией.
4.8. Деятельность по реализации каждого компонента РСОКО РТ регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами.
4.9. Оценка качества образования осуществляется на основе системы индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса). Перечень индикаторов качества образования, их количественные и качественные характеристики устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
4.10. Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования осуществляются в соответствии с ежегодно утвержденным графиком и планом работы Министерства образования и науки Республики Тыва.
4.11. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.11. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, подлежит дальнейшему анализу, интерпретации с целью принятия управленческих решений. На основе полученной информации по каждой группе показателей в виде суммы баллов формируется рейтинг муниципальных образовательных систем, образовательных организаций. Информация о качестве образования, включающая статистическую и ведомственную информацию, собирается в структурированном формате и оформляется в виде аналитических записок, справок, докладов, сборников. Информация общего доступа размещается на официальных сайтах Министерства образования и науки Республики Тыва, государственного бюджетного учреждения "Центр оценки качества образования Республики Тыва". Информация ограниченного доступа предоставляется на основе официального запроса в адрес Министерства образования и науки Республики Тыва, в том числе в электронном виде с учетом соблюдения требований информационной безопасности.
5. Общественная и профессиональная экспертиза качества образовании
5.1. РСОКО РТ предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов, в том числе при:
проведении экспертизы проектов документов по оценке качества:
обсуждении комплекса показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования республики;
проведении мониторинговых исследований и оценочных процедур и обсуждении их результатов.
5.2. РСОКО РТ обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений, включенных в процесс оценки качества образования на всех уровнях системы образования.
5.3. Общественная эксперт та качества образования обеспечивает: соответствие требований, предъявляемых к качеству образования в конкретной образовательной организации, социальным ожиданиям и интересам личности, общества;
формирование инструментария для реализации принципов государственно-общественного управления образованием;
развитие механизмов независимой экспертизы качества образования.
5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:
качество образования, представляемое образовательной организацией, включая учебные достижения обучающихся;
общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития обучающихся, обеспечиваемый конкретной образовательной организацией:
условия, созданные в образовательной организации с целью сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья обучающихся.
5.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает: соответствие требований, предъявляемых к качеству образования,
современным тенденциям развития образования;
формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся;
развитие сетевого взаимодействия в рамках системы повышения квалификации.
5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают:
качество образовательных программ:
эффективность управления образовательными системами (образовательной организацией, муниципальной системой образования, региональной системой образования), в том числе в финансово-экономической сфере;
условия, созданные в образовательной организации в целях стимулирования и поощрения творческой инициативы педагогических работников, повышения их профессионального мастерства;
условия, созданные для реализации программ дополнительного образования, реализации индивидуальных запросов обучающихся.
5.7. Доведение информации до общественности о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов о состоянии качества образования на республиканском и муниципальном уровнях.
6. Финансовое обеспечение
Финансирование РСОКО РТ осуществляется в рамках финансирования текущей деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, республиканских и муниципальных образовательных организаций, за счет средств консолидированного бюджета республиканского бюджета, федерального бюджета на реализацию государственных программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Тыва от 11 января 2018 г. N 10-д "Об утверждении Положении о региональной системе оценки качества образования Республики Тыва"
Вступает в силу с 15 января 2018 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Тыва http://www.monrt.ru 15 января 2018 г.
Приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от 5 июня 2019 г. N 843-д настоящий документ признан утратившим силу со дня официального опубликования названного приказа