I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог России - 2020" (далее - Конкурс), требования к оформлению и представлению конкурсных материалов, конкурсным мероприятиям и испытаниям, формированию составов экспертной комиссии, Большого Жюри и счетной комиссии, процедуре определения лауреатов и победителей Конкурса.
1.2. Конкурс проводится во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования до 2025 года.
1.3. Учредителем Конкурса является Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Общероссийской общественной организацией "Федерация психологов образования России" (далее - Федерация психологов образования России).
1.4. Организатором Конкурса является федеральное государственное бюджетное учреждение "Центр защиты прав и интересов детей" (далее - Центр).
1.5. Конкурс является практической программой, ориентированной на развитие психологической службы в системе образования в Российской Федерации, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности и индивидуализации, эффективности и конкурентоспособности российского образования, а также на содействие профессиональному развитию психологов образования России.
1.6. Основными принципами проведения Конкурса являются открытость, прозрачность критериев оценивания, коллегиальность принятия решений, равенство условий для всех участников Конкурса (далее - Конкурсантов).
1.7. Информация о Конкурсе размещается на официальных сайтах Минпросвещения России http://edu.gov.ru, Центра http://fcprc.ru, Федерации психологов образования России www.rospsy.ru и сайте Конкурса httр://педагогпсихолог.рф.
II. Цели и задачи Конкурса
2.1. Конкурс проводится в целях повышения профессионального уровня и наиболее полной реализации творческого потенциала психологов образования России, повышения престижа психологической службы в системе образования в Российской Федерации.
2.2. Задачами Конкурса являются:
- создание условий для самореализации педагогов-психологов, раскрытия их творческого потенциала;
- выявление талантливых педагогов-психологов системы образования Российской Федерации, их поддержка и поощрение;
- распространение передового профессионального опыта педагогов-психологов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- тиражирование лучших психолого-педагогических практик и инновационных технологий оказания психолого-педагогической помощи участникам образовательных отношений.
III. Регламент работы организационного комитета Конкурса
3.1. Для организации, проведения Конкурса создается организационный комитет Конкурса (далее - Оргкомитет).
3.2. Оргкомитет формируется численностью не менее 7 (семи) человек из числа представителей Минпросвещения России, Федерации психологов образования России, Центра, общественных организаций, ведущих психологических центров, образовательных организаций, имеющих опыт в организации и проведении аналогичных мероприятий, и утверждается Минпросвещения России.
3.3. К полномочиям Оргкомитета относятся:
- определение и утверждение порядка проведения Конкурса;
- определение даты и места проведения Конкурса;
- определение порядка регистрации и утверждения состава Конкурсантов;
- установление перечня и содержания конкурсных мероприятий и критериев оценивания конкурсных испытаний;
- установление требований к оформлению и экспертизе материалов, представляемых Конкурсантами;
- процедура определения лауреатов и победителя Конкурса;
- определение порядка награждения участников, лауреатов и победителя Конкурса;
- утверждение составов экспертной комиссии, Большого Жюри и счетной комиссии Конкурса и регламентов их работы;
- утверждение фирменного стиля Конкурса;
- утверждение номинаций Конкурса;
- разработка сценариев проведения конкурсных мероприятий и торжественных церемоний открытия и закрытия Конкурса;
- утверждение перечня партнеров Конкурса;
- установление порядка информационного сопровождения и проведения Конкурса.
IV. Организация Конкурса
4.1. Конкурс проводится в два этапа: региональный и федеральный.
4.2. I этап - региональный. Проводится организационными комитетами региональных конкурсов профессионального мастерства "Педагог-психолог - 2020" в очной, заочной или смешанных формах, в том числе с применением дистанционных технологий.
Срок проведения: по 16 сентября 2020 года.
Места проведения: субъекты Российской Федерации.
Победители регионального этапа Конкурса проходят электронную регистрацию на участие в федеральном этапе Конкурса на официальном сайте Конкурса httр://педагогпсихолог.рф в срок до 20 сентября 2020 года.
Документы, конкурсные материалы и анкетные данные направляются в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и добавляются Конкурсантом самостоятельно в личный кабинет Конкурсанта на сайте httр://педагогпсихолог.рф.
Консультация по размещению конкурсных материалов осуществляется в режиме онлайн на официальном сайте Конкурса httр://педагогпсихолог.рф.
4.3. II этап - федеральный. Включает два тура.
Первый тур - экспертные испытания.
Срок проведения: по 30 сентября 2020 года.
Место проведения: г. Москва.
Второй тур - суперфинал.
Срок проведения: с 30 сентября по 5 октября 2020 года.
Место проведения: г. Москва.
V. Участники Конкурса
5.1. В региональном этапе Конкурса принимают участие педагоги-психологи организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типов, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, субъектов Российской Федерации.
В федеральном этапе Конкурса принимают участие педагоги-психологи, являющиеся победителями регионального этапа Конкурса.
В случае невозможности участия в Конкурсе по объективным причинам победителя регионального этапа Конкурса, для участия в федеральном этапе может быть направлен педагог-психолог, занявший второе место на региональном этапе профессионального Конкурса, который проведен в текущем году, либо победитель (лауреат, призер) регионального профессионального Конкурса предыдущего года.
5.2. Участники федерального этапа Конкурса обязаны предоставить полный пакет конкурсной документации в установленные Оргкомитетом сроки.
5.3. Для сопровождения участников на Конкурс приглашаются: представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, региональные кураторы Конкурса, методисты, руководители образовательных организаций, а также центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, работники системы образования различных уровней, руководители или члены региональных отделений Федерации психологов образования России.
5.4. Расходы, связанные с участием Конкурсанта, а также сопровождающего его лица в федеральном этапе Конкурса, осуществляются за счет направляющей стороны.
VI. Регламент работы экспертной комиссии Конкурса
6.1. В целях оценки конкурсных испытаний первого тура федерального этапа Конкурса и определения лауреатов Конкурса создается экспертная комиссия Конкурса (далее - Экспертная комиссия).
6.2. Работа Экспертной комиссии регламентируется настоящим Положением.
6.3. Состав Экспертной комиссии и изменения в нем определяются Оргкомитетом.
6.4. Экспертная комиссия формируется из нечетного количества членов с равными правами.
6.5. До начала Конкурса проводится инструктивно-методическое совещание Экспертной комиссии, на котором обсуждаются процедура оценки и организационно-технические вопросы.
6.6. В состав Экспертной комиссии входят не менее 11 (одиннадцати) членов, имеющих степени кандидата либо доктора психологических или педагогических наук, в том числе имеющих опыт работы по проведению экспертизы конкурсных работ, соответствующих тематике Конкурса, а также не менее 10 (десяти) специалистов-практиков, имеющих опыт практической деятельности не менее 10 (десяти) лет в области общего образования, возрастной психологии, психологического консультирования, педагогической деятельности и др.
6.7. Права и обязанности членов Экспертной комиссии.
6.7.1. Члены Экспертной комиссии обязаны:
использовать в своей работе критерии определения победителя и (или) лауреатов (призеров), утвержденные Оргкомитетом;
присутствовать на заседаниях Экспертной комиссии, за исключением пропусков по уважительной причине.
6.7.2. Члены Экспертной комиссии имеют право:
вносить предложения в Оргкомитет о введении номинаций Конкурса;
использовать представленные на Конкурс материалы и сведения только при наличии согласия авторов.
6.7.3. Председатель Экспертной комиссии обязан:
осуществлять контроль за соблюдением всеми заинтересованными лицами настоящего Положения;
координировать работу Экспертной комиссии.
6.7.4. Председатель Экспертной комиссии имеет право:
проводить открытые обсуждения с членами Экспертной комиссии после каждого конкурсного задания.
6.8. Результатом работы членов Экспертной комиссии являются заполненные и подписанные оценочные ведомости, которые выдаются Оргкомитетом каждому из членов Экспертной комиссии перед началом первого тура федерального этапа Конкурса.
Оценивание выполнения конкурсных испытаний первого тура федерального этапа Конкурса осуществляется в соответствии с критериями, указанными в оценочных ведомостях.
После прохождения каждого конкурсного испытания оценочные ведомости заверяются подписью председателя Экспертной комиссии и передаются в Счетную комиссию.
6.9. Результаты работы Экспертной комиссии архивируются Оргкомитетом и могут быть подвергнуты анализу после завершения Конкурса.
VII. Регламент работы Большого Жюри Конкурса
7.1. В целях оценки конкурсного испытания второго тура федерального этапа Конкурса и выбора победителей создается Большое Жюри Конкурса (далее - Жюри).
7.2. Работа Жюри регламентируется настоящим Положением.
7.3. Состав Жюри и изменения в его составе определяются Оргкомитетом.
7.4. Жюри формируется из нечетного количества членов с равными правами.
7.5. До начала Конкурса проводится инструктивно-методическое совещание Жюри, на котором обсуждаются процедура судейства и организационно-технические вопросы.
7.6. В состав Жюри входит не менее 8 (восьми) человек, в том числе кандидаты либо доктора психологических или педагогических наук (не менее 4 (четырех) человек) и специалисты-практики, имеющие опыт практической деятельности не менее 10 (десяти) лет в области общего образования, возрастной психологии, психологического консультирования, педагогической деятельности и др. (не менее 3 (трех) человек). Председателем Жюри является представитель Министерства просвещения Российской Федерации.
7.7. Права и обязанности членов Жюри.
7.7.1. Члены Жюри обязаны:
использовать в своей работе критерии определения победителя и (или) лауреатов (призеров), утвержденные Оргкомитетом;
голосовать индивидуально и тайно;
присутствовать на заседаниях Жюри за исключением пропусков по уважительной причине.
7.7.2. Члены Жюри имеют право:
вносить в Оргкомитет предложения о введении номинаций Конкурса и поощрении участников второго тура федерального этапа Конкурса специальными призами;
использовать представленные на Конкурс материалы и сведения только при наличии согласия авторов.
7.7.3. Председатель Жюри обязан:
следить за соблюдением всеми заинтересованными лицами настоящего Положения;
координировать работу Жюри.
7.7.4. Председатель Жюри имеет право:
проводить открытые обсуждения с членами Жюри после каждого конкурсного задания;
делегировать часть своих обязанностей заместителю председателя Жюри.
7.8. Результатом работы членов Жюри являются заполненные и подписанные оценочные ведомости, которые выдаются Оргкомитетом каждому из членов Жюри перед началом второго тура федерального этапа Конкурса.
Оценивание выполнения конкурсных испытаний второго тура федерального этапа Конкурса осуществляется в соответствии с критериями, указанными в оценочных ведомостях.
После прохождения каждого конкурсного испытания оценочные ведомости заверяются подписью председателя Жюри и передаются в Счетную комиссию.
7.9. Результаты работы Жюри архивируются Оргкомитетом и могут быть подвергнуты анализу после завершения Конкурса.
VIII. Регламент работы Счетной комиссии Конкурса
8.1. В целях исключения субъективного фактора при осуществлении технических функций, связанных с выявлением победителя Конкурса (процедуры жеребьевки, подсчет баллов по результатам выполнения заданий, ранжирование участников и т.д.), создается Счетная комиссия Конкурса (далее - Счетная комиссия).
8.2. Состав Счетной комиссии формируется для проведения обоих туров федерального этапа Конкурса и утверждается Оргкомитетом.
8.3. Работа Счетной комиссии регламентируется настоящим Положением.
8.4. Счетная комиссия проводит жеребьевку для определения очередности выполнения заданий Конкурсантами и фиксирует результаты в протоколе жеребьевки.
8.5. По итогам конкурсных испытаний первого и второго туров федерального этапа Конкурса Счетная комиссия в соответствии с оценочными ведомостями, заполненными членами Экспертной комиссии и Жюри, оформляет рейтинговые бюллетени и предоставляет их для информирования участников.
8.6. Результаты работы Счетной комиссии фиксируются в протоколах Конкурса. Протоколы Конкурса являются документами, подтверждающими правомерность решений Экспертной комиссии и Жюри, и могут быть использованы для разрешения разногласий заинтересованных лиц.
IX. Условия участия в Конкурсе
9.1. Для участия в федеральном этапе Конкурса Конкурсант направляет пакет документов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, заполняет электронную регистрационную форму и добавляет документы, конкурсные материалы заочных конкурсных испытаний первого тура, а также указывает анкетные данные в личном кабинете участника на специализированной интернет-странице Конкурса на сайте httр://педагогпсихолог.рф в срок с 16 июня по 18 сентября 2020 года.
X. Требования к составу документов участника Конкурса
10.1. Основанием допуска к участию в Конкурсе является размещение в личном кабинете Конкурсанта следующих документов и конкурсных материалов:
представление на Конкурсанта от субъекта Российской Федерации (приложение N 1);
сканированная копия личного заявления Конкурсанта для участия во II этапе Конкурса (приложение N 2);
цветная фотография Конкурсанта (в файле с расширением .tiff или .jpg объемом не более 2 Мб, но не менее 0.3 Мб) для размещения на страницах официальных сайтов Конкурса, Федерации психологов образования России, Центра;
конкурсных материалов первого тура Конкурса, подлежащих заочной оценке (приложение N 3).
10.2. Материалы, представляемые на Конкурс, не возвращаются и могут быть использованы с согласия их авторов для публикаций в средствах массовой информации и при подготовке учебно-методических материалов Конкурса.
XI. Порядок проведения Конкурса
11.1. Порядок проведения регионального этапа Конкурса определяется организационными комитетами региональных конкурсов профессионального мастерства "Педагог-психолог - 2020" в соответствии с региональными положениями о проведении конкурсов, а также с учетом настоящего Положения.
11.2. Порядок проведения федерального этапа Конкурса определяется настоящим Положением. Федеральный этап проводится в два тура: экспертные испытания и суперфинал.
11.3. Экспертные испытания федерального этапа включают в себя четыре конкурных испытания:
два заочных - "Характеристика профессиональной деятельности", "Визитная карточка";
два очных - "Профессиональный квест", "Мастер-класс".
Информация о конкурсных испытаниях, в том числе о принципах их оценивания, приведена в приложении N 3 к настоящему Положению.
11.4. Члены Экспертной комиссии проводят оценку заочных конкурсных испытаний, размещенных в личных кабинетах Конкурсантов, заполняют протоколы оценки и передают их в Счетную комиссию.
11.5. Порядок проведения первого тура федерального этапа Конкурса:
очередность выступления Конкурсантов в рамках очных испытаний первого тура федерального этапа Конкурса осуществляется открытой жеребьевкой, проводимой Счетной комиссией;
по итогам конкурсных испытаний первого тура Экспертная комиссия заполняет оценочные ведомости.
11.6. После завершения первого тура федерального этапа Конкурса Счетная комиссия на основе оценочных ведомостей, заполненных членами Экспертной комиссии, составляет протокол оценки результатов выполнения заданий, в котором суммирует набранные баллы, выставленные членами Жюри в результате выполнения каждого из заданий первого тура, производит ранжирование Конкурсантов с учетом общего количества набранных баллов, отбирает по итогам 15 (пятнадцать) Конкурсантов, вышедших во второй тур федерального этапа Конкурса.
11.7. Суперфинал (второй тур) включает в себя одно конкурсное испытание - "Профессиональные кейсы".
11.8. Порядок проведения второго тура федерального этапа Конкурса:
очередность выступления Конкурсантов в рамках второго тура федерального этапа Конкурса осуществляется открытой жеребьевкой, проводимой Счетной комиссией;
по итогам конкурсного испытания второго тура члены Жюри заполняют оценочные ведомости.
11.9. После завершения второго тура федерального этапа Конкурса Счетная комиссия на основе оценочных ведомостей, заполненных членами Жюри, составляет протокол оценки результатов выполнения конкурсного испытания, в котором суммирует набранные баллы, выставленные членами Жюри в результате выполнения конкурсного испытания второго тура, производит ранжирование Конкурсантов с учетом общего количества набранных баллов.
XII. Определение и награждение победителей Конкурса
12.1. Пятнадцать участников Конкурса, набравших наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам первого тура федерального этапа, объявляются лауреатами Конкурса.
12.2. Победителем Конкурса признается лауреат Конкурса, набравший наибольшее количество баллов в общем рейтинге по итогам второго тура.
12.3. В соответствии с количеством набранных баллов определяются призеры Конкурса, которым присуждаются II и III места.
12.4. Объявление и награждение победителя и призеров, а также других Конкурсантов проводится на торжественной церемонии закрытия Конкурса.
12.5. Все Конкурсанты награждаются памятными дипломами Конкурса.
12.6. Всем лауреатам Конкурса вручаются сувенирные подарки.
12.7. Награждение победителя Конкурса проводится в ФГБУК "Государственный Кремлевский дворец".
XIII. Контактные данные учредителя и организаторов Конкурса
13.1. Контакты Минпросвещения России:
телефоны: 8 (495) 587-01-10, доб. 3042, +7 (926) 923-52-00;
адрес электронной почты: profilaktika@edu.gov.ru.
13.2. Контакты Федерации психологов образования России:
телефоны: 8 (495) 632-99-70, 8 (495) 623-26-63, +7 (909) 966-55-37;
адрес электронной почты: rospsy.ru@gmail.com.
13.3. Контакты ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей":
телефоны: 8 (499) 444-08-06 доб. 100-06, +7 (994) 666-56-57;
адрес электронной почты: fcprc@yandex.ru.
Заместитель Министра просвещения |
Д.Е. Грибов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-психолог России - 2020" (утв. Министерством просвещения РФ 31 марта 2020 г.)
Текст положения опубликован в журнале "Вестник образования", май 2020 г., N 5