Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МПР
Оренбургской области
от 04.06.2020 г. N 260
Региональная программа
"Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Оренбургской области"
Паспорт региональной программы
"Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Оренбургской области"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
- |
министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области |
Участники Программы |
- |
органы исполнительной власти Оренбургской области в рамках исполняемых полномочий; региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами; органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области; хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Оренбургской области |
Цель Программы |
- |
создание комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Оренбургской области |
Задачи Программы |
- |
формирование нормативно-правовой и информационно-технической базы в сфере обращения с отходами на территории Оренбургской области; организация инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, в том числе твердых коммунальных отходов; создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования твердых коммунальных отходов; реализация мер по выявлению и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе объектов несанкционированного размещения отходов; обеспечение доступа к информации в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами |
Целевые показатели Программы |
- |
объем твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию; объем твердых коммунальных отходов, направленных на обработку; доля захороненных твердых коммунальных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов; доля рекультивированных мест размещения отходов в общем количестве мест размещения отходов, подлежащих рекультивации |
Срок реализации Программы |
- |
2020 - 2024 годы |
Источники финансирования Программы |
- |
бюджеты муниципальных образований; внебюджетные источники |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
создание комплексной системы обращения с отходами, в том числе: сокращение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на захоронение, в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов на 15 процента; обеспечение раздельного накопления и сортировки твердых коммунальных отходов; увеличение доли населенных пунктов Оренбургской области, обеспеченных системами сбора и удаления отходов, соответствующих требованиям природоохранного законодательства, в общем количестве населенных пунктов Оренбургской области до 100 процентов; ликвидация несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов; повышение информированности населения Оренбургской области в сфере обращения с отходами; увеличение доли утилизированных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов на 7 процентов |
Список сокращений, используемых в Программе:
МПР Оренбургской области |
- |
министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области; |
ТКО |
- |
твердые коммунальные отходы. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Одной из проблем современного общества является нарастание объемов отходов производства и потребления (далее - отходы). Темпы роста образования отходов опережают их переработку, обезвреживание и утилизацию.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области, к началу 2019 года на территории Оренбургской области накоплены 1228,8 млн. тонн отходов.
По классам опасности для окружающей природной среды, накопленные в отчётный период отходы распределились следующим образом: отходы I класса опасности для окружающей природной среды - 0,0000091 млн тонн; отходы II класса опасности - 0,04144 млн тонн; отходы III класса опасности - 0,09545 млн. тонн; отходы IV класса опасности - 0,2964 млн тонн; отходы V класса опасности - 1228,392 млн тонн.
Большая часть образованных и накопленных отходов представлена отходами V класса опасности, представляющих собой отходы при добыче полезных ископаемых (скальные, полускальные, рыхлые вскрышные породы, слабоминерализованные породы околорудной зоны). В значительной степени объёмы образования и накопления отходов в области связаны с осуществлением производственной деятельности крупных промышленных предприятий различных отраслей хозяйственной деятельности, в частности, с добычей полезных ископаемых.
Более всего накоплено отходов за весь срок эксплуатации месторождений на отвалах АО "Оренбургские минералы" - более 635,227 млн. тонн; ПАО "Гайский горно-обогатительный комбинат" - свыше 456,371 млн. тонн; ЗАО "Ормет" - 172,950 млн. тонн. Немалая доля накопленных отходов приходится на предприятия металлургического комплекса. Так, на объектах размещения отходов АО "Уральская сталь" по состоянию на 31.12.2018 года накоплено более 491 199,7 тонн.
В 2018 году образовалось 54,665 млн. тонн отходов производства и потребления, в том числе: отходы I класса опасности для окружающей природной среды - 0,0000429 млн. тонн; отходы II класса опасности - 0,0005169 млн. тонн; отходы III класса опасности - 0,2494 млн. тонн; отходы IV класса опасности - 2,550 млн. тонн; отходы V класса опасности - 51,8653 млн. тонн.
Значительное количество отходов образуется в результате хозяйственной деятельности: ПАО "Гайский горно-обогатительный комбинат" (45,8% от всех образовавшихся в 2018 году отходов или 25,0876 млн. тонн); АО "Оренбургские минералы" (22,4% или 12,229 млн. тонн); ЗАО "Ормет" (22,3% или 12,2107 млн. тонн); на долю остальных предприятий приходится 9,5%.
Из общего количества образовавшихся в 2018 году отходов производства и потребления утилизировано и обезврежено всего 29%.
На территории Оренбургской области образуются около 800 тыс. тонн ТКО в год.
С одной стороны, накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб.
С другой стороны, отходы могут являться источником вторичных материальных ресурсов (бумаги, картона, металлов черных и цветных, текстиля, стекла, кожи, резины, пластмассы, полиэтилена).
Основной объем образующихся в Оренбургской области ТКО и отходов, подобных коммунальным, размещаются без предварительной сортировки. В г. Оренбурге действует мусоросортировочный комплекс по обработке ТКО, поступающих от жителей и промышленных предприятий.
В государственный реестр объектов размещения отходов внесены 59 объектов, расположенных в Оренбургской области, в том числе 11 полигонов ТКО (г. Оренбург, г. Орск, г. Бузулук, г. Гай, г. Соль-Илецк, г. Медногорск, г. Ясный, г. Бугуруслан, пос. Новосергиевка, с. Курманаевка, пос. Новоорск). На территориях муниципальных районов Оренбургской области находятся 28 несанкционированных свалок, подлежащих рекультивации, а также 772 поселковых свалок, подлежащих ликвидации.
Анализ существующей ситуации в сфере обращения с отходами на территории Оренбургской области позволил выделить ряд проблем:
наличие несанкционированных объектов размещения ТКО и их функционирование с нарушениями природоохранного законодательства;
неэффективность системы накопления, сбора и удаления отходов на территориях ряда муниципальных образований Оренбургской области вследствие значительного износа технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами;
низкая экологическая культура населения Оренбургской области по причине недостаточной информированности о необходимости раздельного накопления компонентов ТКО и способах их вторичного использования;
отсутствие системы раздельного накопления и сбора ценных компонентов ТКО (в том числе отходов от использования товаров) и их переработки;
сокращение срока эксплуатации полигонов ТКО, увеличение объемов отходов, поступающих на захоронение, потеря ценных вторичных материальных ресурсов и загрязнение окружающей среды;
необходимость ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе свалок ТКО, и земель, нарушенных в результате эксплуатации свалок.
Единственным способом сокращения потока отходов на объекты их захоронения является масштабное и своевременное выделение (сортировка) из ТКО ресурсов, пригодных для вторичного использования, строительство мусоросортировочных комплексов и заводов по переработке ТКО.
Программа включает мероприятия по реализации направлений, предусмотренных территориальной схемой обращения с отходами Оренбургской области (далее - территориальная схема) и источники финансирования реализации таких мероприятий.
Целью Программы является создание комплексной системы обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Оренбургской области.
Для достижения цели Программы необходимо решение следующих задач:
формирование нормативно-правовой и информационно-технической базы в сфере обращения с отходами на территории Оренбургской области;
организация инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, в том числе ТКО;
создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования ТКО;
реализация мер по выявлению и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе объектов несанкционированного размещения отходов;
обеспечение доступа к информации в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;
организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО.
Программа разработана в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Оренбургской области (утв. приказом МПР области от 06.12.2019 г. N 606).
Срок реализации Программы 2020 - 2024 годы.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, описание путей достижения ее цели и решения задач, прогнозируемые результаты реализации Программы
На территории Оренбургской области приоритеты государственной политики в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, определены:
Федеральными законами от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;
государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326;
Стратегией развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года N 84-р;
комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 14 августа 2013 года N 298;
стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп.
Основными приоритетными направлениями в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, являются:
восстановление захламленных территорий, ликвидация свалок;
строительство комплексных мусороперерабатывающих заводов, полигонов ТКО, отвечающих требованиям природоохранного законодательства;
рекультивация нарушенных земель;
развитие экологического образования.
3. Целевые показатели Программы
Сведения о целевых показателях Программы и их значениях представлены в приложении N 1 к настоящей Программе.
4. Перечень и характеристика мероприятий Программы
В рамках Программы реализуются следующие мероприятия:
1) мероприятие 1 "Создание эффективных механизмов управления в области обращения с отходами".
Данное мероприятие предусматривает реализацию следующих мер, направленных на формирование необходимой нормативно-правовой и информационно-технической базы для решения задач в сфере обращения с отходами на территории Оренбургской области:
разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на регулирование в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Оренбургской области;
корректировка территориальной схемы обращения с отходами Оренбургской области, а также актуализация ее электронной модели;
создание систем учета на основе автоматизированного поступления информации весового контроля с объектов утилизации и размещения ТКО, а также данных об их перемещении (электронной базы абонентов и автоматической системы учета, контроля сбора и перевозки ТКО "Управление ТКО");
утверждение предельных тарифов в области обращения с ТКО, инвестиционных и производственных программ в области обращения с ТКО;
установление нормативов накопления ТКО;
перевод земельных участков в категорию земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" в целях обеспечения возможности проведения работ по строительству объектов обработки и размещения ТКО;
2) мероприятие 2 "Организация инфраструктуры по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов, в том числе ТКО".
Данное мероприятие предусматривает реализацию комплекса мер, направленных на проектирование и строительство объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе ТКО, а также объектов по накоплению, сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров.
Потребность в производственных мощностях определяется на основании территориальной схемы;
3) мероприятие 3 "Создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования ТКО".
Данное мероприятие предусматривает реализацию следующих мероприятий:
приобретение и установка контейнеров для накопления ТКО, обустройство контейнерных площадок;
приобретение автотранспорта для сбора, вывоза и перевозки ТКО;
4) мероприятие 4 "Ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе объектов несанкционированного размещения отходов".
Данное мероприятие предусматривает реализацию комплекса мер, направленных на выявление мест несанкционированного размещения отходов и предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе ТКО, случаев причинения такого вреда и принятие мер по их ликвидации.
В соответствии с территориальной схемой 28 несанкционированных свалок в муниципальных районах Оренбургской области подлежат рекультивации, 772 поселковых свалок - ликвидации. В целях реализации данного мероприятия муниципальными образованиями области должны быть приняты меры по их ликвидации;
5) мероприятие 5 "Реализация мероприятий, направленных на обеспечение населения информацией в области обращения с отходами, в том числе ТКО".
Данное мероприятие предусматривает реализацию следующих мер, направленных на обеспечение доступа к информации в области обращения с отходами, в том числе ТКО:
а) организация и проведение экологических акций и мероприятий по формированию новой системы обращения с отходами в Оренбургской области;
б) организация постоянного информирования населения Оренбургской области о формировании новой системы обращения с отходами в Оренбургской области:
проведение информационных и агитационных кампаний в целях повышения информированности населения Оренбургской области о способах минимизации образования отходов, способах их удаления, в том числе посредством утилизации (использования);
организация доступа населения Оренбургской области к информации о центрах сбора компонентов, входящих в состав ТКО, которые могут быть утилизированы (использованы) в целях вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
издание и распространение информационных материалов;
изготовление информационных роликов по тематике обращения с ТКО;
в) мониторинг и анализ информационных материалов в федеральных, областных и муниципальных средствах массовой информации, проводимые с целью изучения общественного мнения и нивелирования рисков, возникающих при реализации государственной политики в области обращения с отходами.
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении N 2 к Программе.
5. Источники финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств:
бюджетов муниципальных образований;
внебюджетных источников.
Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджетов всех уровней на соответствующий финансовый год и плановый период исходя из возможностей областного бюджета, затрат, необходимых для реализации Программы, а также инвестиционных программ в области обращения с ТКО.
Кроме того, к финансированию Программы могут быть привлечены иные источники в объемах и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области.
Прогнозная оценка расходов на реализацию Программы за счет всех источников финансирования представлена в приложении N 3 к Программе.
Перечень мероприятий Программы с указанием планируемых объемов финансирования представлен в приложении N 4 к Программе.
6. Управление Программой, контроль за ходом ее реализации и порядок отчетности
Ответственным исполнителем Программы является МПР Оренбургской области, которое осуществляет полномочия в области обращения с отходами и координирует деятельность участников Программы.
Участниками Программы являются:
органы исполнительной власти Оренбургской области в рамках исполняемых полномочий;
региональный оператор по обращению с ТКО (определенный на основе конкурсного отбора, проводимого МПР Оренбургской области, и осуществляющий регулируемую деятельность по обращению с ТКО на территории Оренбургской области);
органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (по согласованию, в соответствии с полномочиями в сфере обращения с отходами, установленными законодательством Российской Федерации и Оренбургской области);
хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами на территории Оренбургской области.
Участники Программы представляют ответственному исполнителю Программы:
1) ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, информацию о ходе реализации мероприятий Программы;
2) ежегодно, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
В целях обеспечения согласованных действий между органами исполнительной власти Оренбургской области в соответствии с распоряжением Губернатора Оренбургской области от 2 октября 2017 года N 295-р образована рабочая группа по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит снизить объемы размещаемых в окружающей среде отходов, предотвратить дальнейшее загрязнение компонентов окружающей среды, минимизировать негативное воздействие отходов на окружающую среду.
К концу 2024 года ожидается достижение следующих результатов:
создание комплексной системы обращения с отходами, в том числе:
сокращение доли ТКО, направляемых на захоронение, в общем количестве образованных ТКО;
обеспечение раздельного накопления и сортировки ТКО;
увеличение доли населенных пунктов Оренбургской области, обеспеченных системами сбора и удаления отходов, соответствующих требованиям природоохранного законодательства, в общем количестве населенных пунктов Оренбургской области до 100 процентов;
ликвидация несанкционированных мест размещения ТКО;
повышение информированности населения Оренбургской области в сфере обращения с отходами;
увеличение доли утилизированных отходов в общем количестве образованных твердых коммунальных отходов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.