Заслушав и обсудив в рамках "правительственного часа" 13 мая 2020 года информацию Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко об охране здоровья граждан в период коронавирусной эпидемии, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению информацию Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко об охране здоровья граждан в период коронавирусной эпидемии.
2. Принять к сведению выступление заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации Г.С. Изотовой.
3. Государственная Дума поддерживает принимаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации меры по охране здоровья граждан Российской Федерации в период распространения новой коронавирусной инфекции и отмечает эффективную работу по предотвращению ее распространения, а также положительно оценивает деятельность, направленную на открытость сведений о распространении новой коронавирусной инфекции. Уровень летальности от новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации является самым низким среди стран с наибольшим количеством заболевших.
4. Государственная Дума отмечает, что к 13 мая 2020 года развернуто более 140 тысяч специализированных стационарных коек, в том числе за счет строительства стационаров из легковозводимых конструкций, перепрофилирования отделений медицинских организаций и медицинских организаций для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией. В субъектах Российской Федерации развернуты дополнительные реанимационные и резервные койки. Медицинские организации оснащаются системой подачи кислорода, обеспечиваются аппаратами искусственной вентиляции легких, аппаратами экстракорпоральной мембранной оксигенации, рентгеновским оборудованием.
Государственная Дума подчеркивает важность проделанной Министерством здравоохранения Российской Федерации работы по методическому сопровождению оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией. Издан временный порядок организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции. Разработаны и регулярно обновляются временные методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции. Созданы федеральные дистанционные консультативные центры анестезиологии-реаниматологии по вопросам диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции и пневмоний. Развиваются дистанционные формы взаимодействия с пациентами, в том числе с применением телемедицинских технологий. Разработаны образовательные программы по обучению медицинских работников особенностям оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, которые освоили более 1,4 миллиона медицинских работников.
С апреля 2020 года осуществляются выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция. Предусмотрены дополнительные страховые гарантии отдельным категориям медицинских работников.
Упрощена процедура государственной регистрации лекарственных препаратов и медицинских изделий, используемых для профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, а также средств индивидуальной защиты. Организована работа по созданию вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции.
5. Государственная Дума разделяет позицию Счетной палаты Российской Федерации о недопустимости снижения доступности и качества медицинской помощи гражданам в период распространения новой коронавирусной инфекции и необходимости дальнейшего развития системы здравоохранения и обеспечения увеличения ее финансирования, корректировки показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", внедрения телемедицинских технологий, эпидемиологического мониторинга, прогнозирования и обмена данными.
6. Государственная Дума отмечает:
1) существенные различия в уровне летальности в субъектах Российской Федерации, что может указывать на недостаточную эффективность принимаемых мер, направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекцией, а также на низкие доступность и качество медицинской помощи в субъектах Российской Федерации;
2) снижение объемов оказания медицинской помощи в плановой форме, приостановление проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, что может привести к повышению уровня заболеваемости граждан неинфекционными заболеваниями;
3) в ряде субъектов Российской Федерации дефицит лекарственных препаратов и медицинских изделий, а также средств индивидуальной защиты, используемых для профилактики, диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции;
4) неудовлетворительную работу органов исполнительной власти некоторых субъектов Российской Федерации по осуществлению в полном объеме выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция;
5) низкий уровень кадрового и ресурсного обеспечения медицинских организаций, расположенных в сельских населенных пунктах.
7. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
1) ускорить доработку проекта федерального закона N 850485-7 "О биологической безопасности Российской Федерации" и проекта федерального закона N 902457-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания";
2) ускорить подготовку официальных отзывов Правительства Российской Федерации на проект федерального закона N 912246-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", проект федерального закона N 812687-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и проект федерального закона N 271597-7 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
3) во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 2 сентября 2019 года N Пр-1755 по итогам совещания по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона об обязательном согласовании с Министерством здравоохранения Российской Федерации кандидатуры на должность руководителя органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации;
4) во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 15 апреля 2020 года N Пр-665 по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) в регионах Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона об обязательном страховании жизни и здоровья медицинских работников при исполнении ими служебных обязанностей;
5) продолжить работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части установления особенностей организации оказания медицинской помощи гражданам при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в том числе с применением телемедицинских технологий, а также закрепления понятия "временные клинические рекомендации";
6) внести предложения по обеспечению единого на всей территории Российской Федерации подхода к реализации и финансированию мероприятий в сфере охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;
7) предусмотреть в рамках разработки программы модернизации первичного звена здравоохранения нормативно-правовое регулирование, позволяющее медицинским организациям оперативно реагировать в условиях чрезвычайных ситуаций и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;
8) проанализировать обоснованность и достижимость запланированных целевых показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография", при необходимости внести предложения по их корректировке и направить в Государственную Думу соответствующую информацию;
9) рассмотреть вопрос о создании на федеральном уровне постоянно действующего координирующего органа по реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан, а также Научного противоэпидемического совета в структуре Министерства здравоохранения Российской Федерации;
10) разработать комплекс мер, направленных на недопущение снижения доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения граждан, в том числе страдающих неинфекционными заболеваниями;
11) усилить контроль за осуществлением в субъектах Российской Федерации выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция;
12) рассмотреть возможность дополнительного финансирования здравоохранения, включая увеличение стимулирующих выплат медицинским работникам, их заработной платы и социальной поддержки, обеспечение медицинских организаций современным оборудованием, а также внедрение новых программ обучения медицинских работников;
13) проработать вопрос дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета федеральных научных медицинских центров, медицинских вузов. Рассмотреть возможность изменения механизма их финансирования в целях сохранения научного потенциала, медицинских и научных кадров, их статуса и уровня оказания медицинской помощи;
14) рассмотреть возможность выделения дополнительных средств федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для финансового обеспечения мер по компенсации медицинским организациям недополученных доходов в связи с сокращением объемов оказываемой ими медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2020 год;
15) обратить внимание на случаи эпидемических вспышек в медицинских организациях, недостаточной защищенности медицинских и иных работников медицинских организаций, в том числе при оказании помощи пациентам, которые потенциально могут быть носителями новой коронавирусной инфекции. Создать комплекс мер, направленных на охрану труда медицинских и иных работников медицинских организаций, включая разработку новых типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты медицинским и иным работникам медицинских организаций, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
16) проработать вопрос, касающийся обеспечения безопасности медицинской деятельности;
17) разработать комплекс мер, направленных на ликвидацию кадрового дефицита медицинских работников, в том числе:
подготовить предложения по увеличению количества бюджетных мест в образовательных организациях высшего образования по медицинским специальностям;
обратить внимание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения на необходимость существенного увеличения количества бюджетных мест в медицинских колледжах, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации;
18) разработать механизм привлечения медицинских работников частной системы здравоохранения для работы в государственных и муниципальных медицинских организациях в условиях чрезвычайных ситуаций и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;
19) рассмотреть возможность обеспечения медицинских и иных работников медицинских организаций, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, санаторно-курортным лечением по окончании эпидемии, а также подготовить предложения, направленные на поддержку студентов медицинских вузов, привлеченных к борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Предусмотреть учреждение ведомственных наград для медицинских работников и иных лиц, привлеченных к борьбе с новой коронавирусной инфекцией;
20) проработать вопрос о создании на федеральном и региональном уровнях запаса средств индивидуальной защиты, медицинских изделий, лекарственных препаратов, а также резервного коечного фонда. Рассмотреть возможность разработки механизма перераспределения лекарственных препаратов между медицинскими организациями в случае их дефицита;
21) ускорить разработку вакцин для профилактики новой коронавирусной инфекции, проведение их клинических исследований и запуск их промышленного производства;
22) рассмотреть возможность установления нулевой ставки таможенной пошлины на ввоз в Российскую Федерацию лекарственных препаратов и фармакологических субстанций, а также нулевой ставки налога на добавленную стоимость на произведенные в Российской Федерации фармацевтические субстанции;
23) рассмотреть возможность дальнейшей централизации закупок лекарственных препаратов для пациентов, в том числе страдающих орфанными заболеваниями;
24) рассмотреть целесообразность создания дистанционных консультативных центров анестезиологии-реаниматологии по вопросам диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции и пневмоний в субъектах Российской Федерации;
25) активизировать работу по расширению использования передвижных форм оказания медицинской помощи, мобильных медицинских комплексов и дистанционных методов мониторинга состояния здоровья граждан, проживающих в сельской местности. Расширять использование телемедицинских технологий, в том числе завершить формирование личных кабинетов пациентов и переход медицинских организаций на электронный документооборот, а также подключение всех медицинских организаций к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
26) подготовить проект концепции современной производственной медицины;
27) совместно с Государственной Думой проработать вопрос о расширении компетенции органов местного самоуправления в сфере обеспечения оказания первичной медико-санитарной помощи, в том числе предусмотрев участие в материально-техническом обеспечении и финансировании здравоохранения (улучшении материальной базы, проведении текущего ремонта, приобретении оборудования, устранении последствий обстоятельств непреодолимой силы для объектов здравоохранения);
28) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести инвентаризацию медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, на предмет выявления зданий медицинских организаций, нуждающихся в капитальном ремонте и реконструкции, находящихся в аварийном состоянии, а также медицинских организаций, расположенных в неприспособленных помещениях, с определением потребности в строительстве новых объектов, в обновлении медицинского оборудования. Также разработать комплекс мер по сокращению просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций;
29) продолжить работу по совершенствованию нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру получения гражданами медицинского заключения о допуске к занятиям физической культурой и спортом, в том числе к участию в физкультурных и спортивных мероприятиях;
30) представить в Государственную Думу до 1 сентября 2020 года результаты мониторинга формирования, экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
8. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести в субъектах Российской Федерации мониторинг осуществления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией. О результатах мониторинга проинформировать Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
9. Поручить Комитету Государственной Думы по охране здоровья совместно с Комитетом Государственной Думы по контролю и Регламенту осуществлять контроль за реализацией настоящего Постановления.
10. Провести в рамках контроля за исполнением настоящего Постановления в период осенней сессии 2020 года совместное заседание Комитета Государственной Думы по охране здоровья и Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту.
11. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Государственную Думу о ходе реализации настоящего Постановления в период осенней сессии 2020 года (декабрь).
12. Направить настоящее Постановление Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Счетную палату Российской Федерации, исполнительные и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
13. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
10 июня 2020 г.
N 8332-7 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 июня 2020 г. N 8332-7 ГД "Об информации Министра здравоохранения Российской Федерации М.А. Мурашко об охране здоровья граждан в период коронавирусной эпидемии"
Вступает в силу с 10 июня 2020 г.
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 июня 2020 г. N 25 ст. 3873