Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 10 июня 2020 г. N Исх-24416/02
"Информация по безопасности полетов N 5 1"
Выполнение полетов в весенне-летний период может сопровождаться повышением риска событий, связанных с влиянием на безопасность полетов грозовой деятельности на маршруте и в районе аэродрома, а также сдвига ветра.
1. Грозовая деятельность на маршруте или в районе аэродрома.
Требования к правилам полетов в условиях грозовой деятельности и сильных ливневых осадков содержатся в разделе XXXII Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации. Пункт 163 указанных правил запрещает выполнение полетов по правилам ППП в зоне грозовой деятельности и сильных ливневых осадков без наличия бортовых РЛС или при отсутствии наземного радиолокационного контроля. При обнаружении в полете кучево-дождевых (грозовых) и мощно-кучевых облаков бортовыми РЛС разрешается обходить эти облака на удалении не менее 15 км от ближней границы отметки облака на экране РЛС. Пересечение фронтальной облачности с отдельными грозовыми очагами может производиться в том месте, где расстояние между границами отметок облаков на экране РЛС не менее 50 км. Согласно пункту 165 данных правил полеты над кучево-дождевыми (грозовыми) и мощно-кучевыми облаками могут выполняться на высоте (эшелоне) полета, обеспечивающей пролет воздушного судна над верхней границей облаков с превышением не менее 500 метров.
Пункт 5.3.21 Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации" (далее - ФАП ОрВД) предусматривает необходимость перед взлетом передавать экипажу воздушного судна информацию об изменении метеорологической информации, в том числе в части наличия грозы или кучево-дождевой облачности, умеренной или сильной турбулентности, сдвига ветра, за исключением тех случаев, когда известно, что это воздушное судно уже получило такую информацию. Кроме того, согласно пункту 6.14 ФАП ОрВД информация, отображаемая на индикаторе воздушной обстановки, может быть использована диспетчером органа ОВД для предоставления опознанным воздушным судам информации о местоположении особых явлений погоды и, если это целесообразно, рекомендаций воздушным судам в отношении наилучших вариантов обхода любых таких районов с неблагоприятными погодными условиями.
2. Сдвиг ветра.
Пункты 3.50 и 3.89 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - ФАП-128) запрещают выполнение взлетов и посадок при наличии информации о сильном дожде и метеорологической видимости менее 600 метров без использования бортового радиолокатора и системы заблаговременного предупреждения о сдвиге ветра. Пункт 3.117 ФАП-128 требует от экипажа, как только станет возможным, информировать орган ОВД о попадании воздушного судна в зону опасных для полета метеорологических явлений.
Следует обратить внимание на то, что сдвиг ветра - это явление, которое в настоящее время не может достаточно хорошо наблюдаться с земли и единственным доказательством его наличия в большинстве случаев служат данные наблюдений с борта воздушных судов (раздел 5.6 Приложения 3 "Метеорологическое обеспечение международной аэронавигации" к Конвенции о международной гражданской авиации). Поэтому пункты 39 и 41 Федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" предусматривают необходимость проведения с борта воздушного судна наблюдений и передачи органу ОВД информации о слабом, умеренном, сильном, очень сильном сдвиге ветра.
В соответствии с пунктом 60 Федеральных авиационных правил "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов" предупреждения о сдвиге ветра должны выпускаться аэродромным метеорологическим органом и содержать краткую информацию о наблюдаемом или ожидаемом сдвиге ветра, который может представлять опасность на конечном этапе захода на посадку или при взлете в слое до 500 метров включительно над уровнем порога ВПП или на этапах разбега (при взлете), или пробега (при посадке).
Соблюдение указанных выше требований членами экипажа воздушного судна, диспетчерами органов ОВД и специалистами по метеорологическому обеспечению полетов, позволяет снижать риск событий, приводящих к авиационным происшествиям и инцидентам, связанным с потерей управления в полете, грубым приземлением, посадкой до ВПП или выкатыванием за пределы ВПП. В приложении к настоящей информации приведены примеры событий, связанных с выполнением и обеспечением полетов в условиях грозовой деятельности и сдвига ветра.
Эксплуатантам также следует обратить внимание на требования и рекомендации разработчиков воздушных судов по действиям и особенностям пилотирования воздушного судна в условиях болтанки и сдвига ветра, в том числе при отключении системы автоматического управления и переходе на ручное пилотирование на больших высотах полета. В условиях грозовой деятельности, возникшей сложной ситуацией и связанного с этим перехода на ручное пилотирование при полете на большой высоте произошли, например, катастрофа самолета Ту-154М RA-85185 22.08.2006 в районе Донецка (Украина) 2, катастрофа самолета А-330 F-GZCP 01.06.2009 над Атлантическим океаном 3.
В целях надлежащей подготовки членов летных экипажей к выполнению полетов в условиях сдвига ветра пунктом 5.84 ФАП-128 предусмотрена разработка эксплуатантом программы подготовки членов летных экипажей, которая обеспечивает надлежащую подготовку членов летного экипажа для выполнения возложенных на них обязанностей. Требованиями подпункта "е" пункта 5.84 ФАП-128 предусмотрена не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретическая подготовка к выполнению полетов в условиях сдвига ветра, включая сдачу экзамена, и тренировку на летном тренажере, включая проверку.
С целью выработки и поддержания навыков ручного пилотирования воздушного судна эксплуатанту следует по результатам оценки рисков определять в руководстве по производству полетов нормы и этапы ручного пилотирования воздушного судна членами летного экипажа при выполнении производственных полетов.
Согласно части "б" пункта 5.87 ФАП-128 требования относительно летной подготовки на конкретном типе воздушного судна считаются выполненными, если проводилась через определенное время проверка уровня подготовки, предусмотренная в пункте 5.95 ФАП-128, на данном типе воздушного судна. В соответствии с пунктом 5.95 ФАП-128 эксплуатант обеспечивает проведение проверок техники пилотирования и умения действовать в аварийной обстановке, которые выявляют фактическую подготовленность пилотов выполнять полеты на воздушном судне каждого типа или его модификации. В случаях, если полеты выполняются по ППП, эксплуатант обеспечивает демонстрацию умения пилотов выполнять такие полеты назначенному им пилоту.
Указанные проверки должны осуществляться дважды в течение последовательных 12 месяцев с интервалом не менее 120 дней.
Данные требования пунктов ФАП-128 проверяются при проведении плановых (инспекционных) проверок базовых объектов эксплуатанта при подтверждении его соответствия требованиям федеральных авиационных правил, в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил". Для этих целей используются контрольные карты раздела 2-ОЛР N 2.3.13 и 2.11.2.3 приложения N 1 к "Методическим рекомендациям по порядку проведения проверок эксплуатантов (заявителей), осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, и применению автоматизированной системы электронных контрольных карт", утвержденных Росавиацией 27.12.2018:
контрольная карта N 2.3.13: эксплуатант предусматривает в РПП подробные сведения о программе теоретической подготовки к выполнению полетов в условиях сдвига ветра, включая сдачу экзамена, и тренировки на летном тренажере, включая проверку, которые должны выполняться не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев (пункт 5.84 (е) ФАП-128).
контрольная карта N 2.11.2.3: эксплуатант устанавливает, что при наличии информации о сильном дожде и метеорологической видимости менее 600 м без использования бортового радиолокатора и системы заблаговременного предупреждения о сдвиге ветра не допускается выполнение взлета и/или посадки. Запрещается выполнение посадки при наличии информации о сильном дожде и метеорологической видимости менее 600 м без использования бортового радиолокатора и системы заблаговременного предупреждения о сдвиге ветра (пункты 3.50, 3.89 ФАП-128).
Предлагаю:
1. Руководителям территориальных органов Росавиации:
1.1. довести настоящую информацию до подконтрольных эксплуатантов воздушных судов и организаций гражданской авиации.
1.2. Обратить внимание подчиненных специалистов, привлекаемых к проведению проверок в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", содержащиеся в настоящей информации по безопасности полетов ссылки на требования нормативных документов. Обеспечить контроль их соблюдения в ходе плановых и внеплановых инспекционных проверок, в том числе с учетом факторов опасности, приводивших или способствовавших авиационным происшествиям и инцидентам, связанным с полетами в условиях грозовой деятельности и сдвига ветра.
2. Рекомендовать руководителям организаций и эксплуатантов гражданских воздушных судов:
2.1. Обратить внимание руководителей соответствующих структурных подразделений на использованные в настоящей информации по безопасности полетов ссылки на требования нормативных правовых актов Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности полетов в условиях грозовой деятельности и сдвига ветра.
2.2. использовать настоящую информацию при проведении занятий с членами летных экипажей воздушных судов, специалистами органов ОВД и специалистами по метеорологическому обеспечению полетов.
Приложение: на 5 л.
|
О.Г. Сторчевой |
------------------------------
1 Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.
2 Информация о результатах расследования размещена на официальном сайте МАК в сети Интернет по адресу: https://mak-iac.org/upload/iblock/9a7/Tu-154M 22-08-2006.pdf
3 Информация о результатах расследования размещена на официальном сайте ВЕА в сети Интернет по адресу: https://www.bea.aero/en/investigation-reports/notified-events/detail/event/ассident-to-the-airbus-a330-203-registered-f-gzcp-and-operated-by-air-france-occured-on-06012009-i/.
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 10 июня 2020 г. N Исх-24416/02 "Информация по безопасности полетов N 5"
Текст письма опубликован не был