Министерство финансов Российской Федерации, рассмотрев в рамках установленной компетенции предложения союза по внесению изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, предложения), сообщает следующее.
1. Согласно подпункту 1 пункта 1 предложений предусматривается внесение изменений в Закон N 44-ФЗ, согласно которым предлагается дополнить часть 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ подпунктом 56, в соответствии с которым предусматривается право заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом (городским наземным электрическим транспортом), в целях обеспечения транспортного обслуживания по одному или нескольким маршрутам регулярных перевозок в течение срока, необходимого для определения конкурентным способом нового подрядчика взамен подрядчика, с которым контракт, предусматривающий осуществление таких перевозок, был расторгнут. Указанный срок не может превышать ста восьмидесяти дней.
В этой связи отмечаем, что в соответствии с положениями части 4 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом N 44-ФЗ, применяются правила международного договора.
Пунктом 3 статьи 88 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС) установлено, что закупки в государствах-членах осуществляются согласно приложению N 25 к Договору о ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 10 Протокола о порядке регулирования закупок, являющегося приложением N 25 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол), закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляются с учетом требований, указанных в пункте 10 приложения N 1 к Протоколу, в случаях, предусмотренных приложением N 3 к Протоколу.
При этом случай осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренный предложениями приложением N 3 к Протоколу, не предусмотрен.
Вместе с тем отмечаем, что на основании части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При этом согласно части 17.1 статьи 95 Закона 44-ФЗ установлено, что в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 указанной статьи, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78, первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 настоящего Федерального закона) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 указанного Федерального закона, и после предоставления в соответствии с Законом N 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке. При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона N 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с частью 17.1 допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 указанного Федерального закона принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи отмечаем, что Минфином России разработан и направлен на межведомственное согласование проект федерального закона, предусматривающий, в том числе расширение применения электронного документооборота при расторжении контракта с использованием функционала единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), а также установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписанное усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика автоматически, с использованием функционала ЕИС, направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
При этом датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.
Таким образом, принятие указанных изменений позволит сократить срок расторжения контракта в одностороннем порядке до 10 дней.
2. Подпунктом 2 пункта 1 предложений также предлагается дополнить часть 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ пунктом 11, согласно которому изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае индексации цены контракта (этапа исполнения контракта) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В этой связи необходимо отметить, что положениями Закона N 44-ФЗ предусмотрен механизм определения начальной максимальной цены контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), предусматривающий, в том числе использование индексов и коэффициентов с учетом экономических условий, особенностей и специфики закупок товаров, работ, услуг.
Так, частью 4 статьи 22 Закона N 44-ФЗ установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Кроме того на основании части 22 статьи 22 Закона N 44-ФЗ приказом Минтранса России от 30.05.2019 N 158 утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Порядок).
Положениями Порядка установлены единые правила расчета заказчиками НМЦК при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предусматривающие, в том числе использование в формулах индексов цен и коэффициентов расходов и издержек, которые учитывают экономические особенности сферы регулирования.
Также отмечаем, что положениями статьи 42 Закона N 44-ФЗ оплата контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом.
Таким образом, заказчики вправе производить оплату контрактов исходя из фактически выполненного объема работ по цене единицы работы исходя из объема фактически выполненной работы.
При этом частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона N 44-ФЗ изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с указанным Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 Закона N 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. РСПП предлагается также дополнить статью 96 Закона N 44-ФЗ частью 12, согласно которой особенности предусмотренного указанной статьей порядка обеспечения исполнения контракта, в сфере государственного, муниципального заказа на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, устанавливаются положениями Законом N 220-ФЗ.
Согласно общему порядку определения размера обеспечения исполнения контракта, установленному статьей 96 Закона N 44-ФЗ, размер соответствующего обеспечения устанавливается от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения и установлено требование обеспечения исполнения контракта, в ходе исполнения данного контракта размер этого обеспечения подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7.2 и 7.3 указанной статьи.
Так, согласно части 7.2 статьи 96 Закона N 44-ФЗ уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ в случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ предусмотренный указанной частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, устанавливается от цены, по которой заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса.
При этом в соответствии с частью 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ 8.1. участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ при соблюдении условий, предусмотренных частью 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, согласно части 64 статьи 112 Закона N 44-ФЗ до 31.12.2020 при осуществлении закупок в соответствии со статьей 30 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, если контрактом не предусмотрена выплата аванса.
Указанные положения распространяются в том числе на закупки в сфере государственного, муниципального заказа на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок.
С учетом изложенного, Закон N 44-ФЗ уже содержит необходимый комплекс мер, направленный на разрешение проблем, возникающих при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, и внесение дополнительных изменений не требуется.
|
А.М. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин предлагает расширить применение электронного документооборота при расторжении контракта с использованием функционала ЕИС в сфере закупок. Это позволит сократить срок расторжения контракта в одностороннем порядке до 10 дней.
Заказчики вправе оплачивать контракты исходя из фактически выполненного объема работ по цене единицы работы.
В 2020 г. по соглашению сторон допускается изменение цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, если при его исполнении из-за коронавируса, а также в иных случаях, установленных Правительством, возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность исполнения.
44-ФЗ содержит необходимый комплекс мер, направленный на разрешение проблем, возникающих при выполнении регулярных перевозок пассажиров автотранспортом и городским наземным электротранспортом.
Письмо Минфина России от 24 апреля 2020 г. N 24-01-06/33665 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был