Методические рекомендации
по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
(утв. Министерством транспорта РФ 30 июня 2020 г.)
Введение
Методические рекомендации предназначены для использования при разработке документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее соответственно - Методические рекомендации, Документ планирования), определяющего единые подходы, основные направления и конкретные мероприятия по развитию регулярных перевозок на среднесрочную перспективу.
Методические рекомендации носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом.
I. Общие положения
1. Документ планирования разрабатывается в соответствии с положениями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
2. Документ планирования является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.
Документ планирования рекомендуется разрабатывать на срок не менее чем 5 лет.
3. В Методических рекомендациях использованы следующие понятия:
владельцы объектов транспортной инфраструктуры - индивидуальные предприниматели и юридические лица, владеющие на законном основании объектами инфраструктуры, используемыми при организации и осуществлении регулярных перевозок автобусами, троллейбусами, трамваями, с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию такого объекта;
маршрутная сеть - система (совокупность) маршрутов регулярных перевозок, которые обслуживают определённую территорию;
территориально-административное образование - субъект Российской Федерации, сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, внутригородской район.
Понятия "маршрут регулярных перевозок", "остановочный пункт", "расписание", "перевозчик", "регулярные перевозки", "объекты транспортной инфраструктуры" используются в значениях, указанных в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Понятия "автовокзал, автостанция", "вид регулярных перевозок", "вид транспортного средства", "Документ планирования регулярных перевозок", "карта маршрута регулярных перевозок", "класс транспортных средств", "конечный остановочный пункт", "межмуниципальный маршрут регулярных перевозок", "муниципальный маршрут регулярных перевозок", "начальный остановочный пункт", "регулярные перевозки по регулируемым тарифам", "регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам", "свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок" используются в значениях, указанных в Федеральном законе N 220-ФЗ.
4. Документ планирования следует разрабатывать на основании документов территориального, транспортного и социально-экономического планирования (при их наличии). Обязательным условием для разработки Документа планирования является наличие разработанного на основе распоряжения Минтранса России от 31 января 2017 г. N НА-19-р "Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (в ред. распоряжения Минтранса России от 13 апреля 2018 г. N НА-55-р) и утвержденного на региональном или местном уровне Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Социальный стандарт) или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению. Документ планирования служит непосредственным основанием для проведения конкурсов и заключения контрактов на выполнение перевозок, установления, изменения и отмены маршрутов регулярных перевозок, изменению вида регулярных перевозок.
5. Главными целями планирования и организации регулярных перевозок пассажиров в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях являются:
повышение качества транспортного обслуживания населения для всех жителей территориально-административного образования в соответствии с Социальным стандартом или другим нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры, характеристик транспортного спроса с учетом имеющихся бюджетных возможностей;
повышение привлекательности перевозок транспортом общего пользования и создание условий для переориентации на него перевозок, осуществляемых личным автотранспортом;
обеспечение эффективного мультимодального взаимодействия всех видов транспорта и "безбарьерности" транспортных связей, в том числе в транспортных узлах и пересадочных пунктах;
снижение совокупных издержек общества, связанных с обеспечением мобильности населения, включающих:
- прямые эксплуатационные затраты (в том числе на содержание транспортной инфраструктуры и работу транспортных средств, включая автотранспорт, принадлежащий населению);
- затраты времени населения на передвижения;
- ущерб от дорожно-транспортных происшествий;
- ущерб от загрязнения окружающей среды.
Для различных территориально-административных образований приоритетность целей разработки Документа планирования может различаться в зависимости от уровня их социально-экономического развития и иных факторов.
6. Документ планирования обеспечивает реализацию целей, указанных в пункте 5, на основе:
интеграции градостроительного, социально-экономического и транспортного планирования, в том числе в городских агломерациях между муниципальными образованиями, а также между субъектами Российской Федерации, в том числе путем оценки и прогнозирования транспортного спроса населения;
разработки топологии (конфигурации) маршрутной сети, выбора вида, класса, характеристик транспортных средств, установления расписаний движения, обеспечивающих соблюдение нормативов Социального стандарта или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, с учетом имеющейся транспортной инфраструктуры, характеристик транспортного спроса с учетом имеющихся бюджетных возможностей;
выбора варианта системы транспортного обслуживания населения на основе определения рационального сочетания различных видов перевозок (по регулируемому, либо нерегулируемому тарифу) для достижения заданного (максимально возможного) уровня качества при существующих возможностях местного/регионального бюджетов и допустимых уровнях расходов населения (ценовой доступности).
В части, касающейся межмуниципальных перевозок, среди прочих могут рассматриваться варианты маршрутных схем, имеющиеся в других документах транспортного планирования.
При необходимости разработку Документа планирования возможно проводить одновременно с корректировкой положений действующего на рассматриваемой территории Социального стандарта или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению.
7. Основными задачами развития регулярных перевозок, решение которых обеспечивает достижение перечисленных в пункте 5 целей, являются следующие:
интеграция перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по регулярным маршрутам, в единую мультимодальную сеть перевозок пассажиров всеми видами транспорта, предусматривающую использование различных видов транспорта общего пользования, классов, характеристик, влияющих на качество перевозок, транспортных средств, обладающих различными техническими возможностями и провозной способностью и используемых в зависимости от уровня спроса и показателей эффективности;
оптимизация структуры и топологии маршрутной сети наземного пассажирского транспорта по параметрам территориальной доступности, пересадочности, продолжительности поездки, с рассмотрением в том числе возможности максимального использования существующей инфраструктуры транспорта общего пользования;
координация расписаний движения транспортных средств на различных маршрутах и контроль частоты движения на каждом участке маршрутной сети с целью снижения затрат населения на ожидание транспорта и повышения привлекательности транспорта общего пользования;
создание эффективных маршрутов, связывающих основные районы проживания в пригородах с городским центром и крупнейшими местами приложения труда, проходящих через основные пересадочные узлы;
развитие городского наземного электрического транспорта (в тех случаях, когда его использование для перевозок по магистральным маршрутам с большими объемами пассажиропотоков является экономически оправданным);
обеспечение удобства пользования гражданами и минимизация времени, затрачиваемого ими на переезд к месту назначения при обеспечении максимального уровня безопасности перевозки;
расширение использования транспортных средств, адаптированных для маломобильных категорий населения;
обеспечение приоритета в движении маршрутных транспортных средств, в том числе путём организации выделенных полос для таких транспортных средств или их обособлении от остальной проезжей части;
обеспечение нормативных сроков эксплуатации транспортных средств, включая своевременное проведение капитальных ремонтов подвижного состава;
повышение комфортабельности транспортных средств;
создание структуры маршрутной сети, легко воспринимаемой и запоминающейся жителями и нерезидентами, в том числе за счет повышения информированности населения о работе пассажирского транспорта общего пользования (путем внедрения систем информирования пассажиров о движении транспортных средств на маршрутах в режиме реального времени и др.);
введение тарифных меню без доплат за пересадки, стимулирование использования безлимитных билетов длительного действия (одни сутки и более), действительных для различных перевозчиков, для повышения привлекательности транспорта общего пользования относительно индивидуального автотранспорта;
повышение платежной дисциплины пассажиров, совершенствование системы контроля оплаты проезда;
повышение устойчивости пассажирских перевозок за счет создания долгосрочных предсказуемых условий работы для перевозчиков, совершенствования системы оплаты выполненной работы из бюджета при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам путем перехода на брутто-контракты;
внедрение механизмов адресного обеспечения ценовой доступности транспорта общего пользования для малообеспеченных групп населения (адресные льготы для лиц с низкими доходами; целевые транспортные субсидии, реализуемые посредством электронных систем оплаты проезда);
совершенствование механизмов контроля за работой перевозчиков, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа;
внедрение и развитие интеллектуальных транспортных систем;
мониторинг соблюдения нормативов Социального стандарта и положений иных нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования.
II. Порядок подготовки и утверждения Документа планирования или изменений в Документ планирования
8. Разработка Документа планирования или внесение в него изменений осуществляется на основании распоряжения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего:
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, ответственный за разработку проекта Документа планирования или внесений в него изменений, а также перечень заинтересованных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, согласующих Документ планирования;
порядок информирования населения и иных заинтересованных сторон с обязательным размещением информации (включая проект Документа планирования или проект изменений в него) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) средствах массовой информации;
порядок приёма, рассмотрения и учёта ответственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования предложений населения и иных заинтересованных сторон по составу Документа планирования, общие требования к составу таких предложений, подходов и критериев для его разработки или внесения изменений;
порядок и условия бюджетного финансирования разработки проекта Документа планирования или внесения в него изменений;
порядок и сроки экспертизы проекта Документа планирования или проекта изменений в него (при необходимости);
порядок и сроки представления проекта Документа планирования на согласование в соответствующие органы, а также на утверждение в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.
9. В случае необходимости изменения мероприятий, предусмотренных уже утверждённым Документом планирования, орган, ответственный за его разработку, организует работу по внесению в него соответствующих изменений.
Основаниями для внесения изменений в Документ планирования могут быть:
выявленные нарушения нормативов действующего Социального стандарта транспортного обслуживания населения или иного акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, а также прогнозируемые нарушения этих нормативов;
изменения в застройке территории и соответствующего изменения транспортного спроса;
изменения конфигурации улично-дорожной сети и схем организации дорожного движения;
иные причины, возникшие вследствие изменений показателей транспортного спроса, транспортных корреспонденций населения, существенных для конкретного территориально-административного образования;
изменения параметров обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа;
установления, изменения или отмены маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа (по основаниям, изложенным в статье 12 Федерального закона N 220-ФЗ);
актуализации графика заключения контрактов и графика проведения открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
10. Последовательность разработки проекта Документа планирования или внесения в него изменений рекомендуется отражать в план-графике либо календарном плане его разработки или внесения изменений.
11. Одним из требований при подготовке Документа планирования или внесения изменений в него являются его открытость, доступность для публичного обсуждения с возможностью внесения замечаний и предложений заинтересованными сторонами.
Проект Документа планирования или внесения в него изменений, а также утверждённый Документ планирования, размещаются на официальном сайте территориально-административного образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) средствах массовой информации.
III. Состав и содержание Документа планирования
12. Документ планирования содержит перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров и багажа, включая обоснование необходимости их проведения, сроки выполнения, сведения об ответственных исполнителях и объёмах необходимых ресурсов, включая финансовые.
Исходя из положений Федерального закона N 220-ФЗ в Документ планирования следует включать:
план изменения вида регулярных пассажирских перевозок (в соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 220-ФЗ);
план изменения маршрутов регулярных пассажирских перевозок (в соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона N 220-ФЗ);
график проведения конкурсных процедур и заключения государственных или муниципальных контрактов на осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам (в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ).
13. Примерное содержание Документа планирования.
Утверждаемая часть, в которую входят:
1) цели и задачи, решаемые Документом планирования;
2) план мероприятий по реализации Документа планирования, включая:
2.1) параметры маршрутной сети на период планирования, включающие:
схему маршрутной сети с нанесением на плане территориально-административного образования:
- административных границ образования;
- улично-дорожной сети с наименованиями улиц и дорог, по которым проходят регулярные маршруты;
- трасс регулярных маршрутов с указанием их номеров, местоположением и названиями остановочных пунктов (в случае затруднения с нанесением названий вследствие перегруженности схемы допускается присваивать остановочным пунктам номера с приложением к схеме соответствующей экспликации - номер остановочного пункта рекомендуется составлять из номера маршрута и порядкового номера остановочного пункта на маршруте);
- отстойно-разворотных площадок с указанием номеров обслуживаемых маршрутов;
- автовокзалов и автостанций с указанием номеров обслуживаемых маршрутов. Для схем муниципальных образований - остановочных пунктов межмуниципальных и межрегиональных автобусных маршрутов с указанием номеров обслуживаемых маршрутов;
- перехватывающих парковок с указанием их ёмкости;
- железнодорожных вокзалов и пассажирских станций;
- вокзалов и пассажирских причалов водного транспорта;
- аэропортов, аэровокзалов;
- станций метрополитена и других видов внеуличного транспорта;
перечень остановочных пунктов, которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов и (или) конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (в соответствии с частью 13 статьи 4 Федерального закона N 220-ФЗ);
2.2) план-график внесения изменений в маршрутную сеть, включая:
план изменений вида регулярных перевозок;
план отмены и (или) изменения маршрутов регулярных перевозок с разделением по видам регулярных перевозок - по регулируемым тарифам или по нерегулируемым тарифам;
план заключения государственных или муниципальных контрактов на осуществление регулярных перевозок, частично или полностью оплачиваемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов;
сведения о свидетельствах об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и о картах соответствующих маршрутов;
2.3) класс и количество подвижного состава для обслуживания каждого маршрута, расписания движения по каждому маршруту;
2.4) тарифы на перевозки пассажиров и багажа по регулярным маршрутам, тарифные меню; план-график изменений тарифов (при наличии) на период планирования;
2.5) перечень ответственных за реализацию плана мероприятий по реализации Документа планирования;
3) план бюджетного финансирования, включающий:
наименование финансируемого мероприятия;
прогнозные данные о сборе выручки от платы за проезд и эксплуатационных затратах;
объём финансирования за весь период и по годам, с указанием источников финансирования (федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, муниципальный бюджет, средства конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей);
4) параметры мониторинга реализации и эффективности Документа планирования, в том числе в части реализации Социального стандарта или другого нормативного правового акта исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению, в том числе:
номенклатура и значения параметров, утверждаемые на период планирования (включая нормируемые параметры качества транспортного обслуживания);
порядок сбора и учёта данных.
Обосновывающая часть.
14. Обосновывающая часть Документа планирования разрабатывается на основе утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительными органами муниципального образования документов транспортного планирования (при наличии), таких как:
документы стратегического социально-экономического планирования, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
генеральные планы или схемы территориального планирования поселений, городских округов, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
отраслевые схемы и программы развития отдельных видов транспорта, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
комплексные схемы организации дорожного движения, планы организации дорожного движения, документы, их обосновывающие, данные, полученные при их разработке;
Социальный стандарт или иные акты исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающие аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению;
программы развития как отдельных видов транспорта, так и в целом транспорта общего пользования;
законодательные акты об организации регулярных перевозок пассажиров на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
законодательные акты об организации дорожного движения на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
законодательные акты об организации парковок автомобильного транспорта на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
законодательные акты о распределении полномочий по регулированию тарифов на перевозки пассажиров на территории субъектов Российской Федерации;
законодательные акты о бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах;
законодательные акты о предоставлении преимуществ по провозной плате на транспорте общего пользования различным категориям населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
законодательные или распорядительные акты об установлении величин тарифов на перевозку пассажиров на регулярных маршрутах, пользование парковками транспортных средств, проезд по платным участкам автомобильных дорог, пользование объектами дорожной сети (муниципальные образования, входящие в состав субъектов Российской Федерации, на территории которых регулирование тарифов на перевозки пассажиров находится в ведении соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, направляют запрос в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о прогнозном плане изменения тарифов на пассажирские перевозки) и другие.
При необходимости обосновывающая часть Документа планирования разрабатывается одновременно с корректировкой вышеуказанных документов.
15. В состав обосновывающей части Документа планирования регулярных перевозок рекомендуется включать:
1) анализ текущего состояния транспортного обслуживания населения, включая:
1.1) показатели развития территориально-административного образования и градостроительного планирования:
площадь, рельеф, природно-климатические условия и другие характеристики территории, требующие учета при транспортном планировании;
характеристики расселения;
расположение, назначение и основные характеристики объектов застройки;
объемы строительства жилой и коммерческой недвижимости;
объемы ввода в эксплуатацию автомобильных дорог и другие (фактические и прогнозируемые) показатели, по данным планов социально-экономического развития (краткий реферат);
1.2) характеристики, влияющие на показатели транспортной подвижности и транспортного спроса населения:
показатели численности и структуры населения по возрастным, социальным показателям и доходам;
структура населения по праву использования преимуществ в оплате проезда и другие;
1.3) топологию улично-дорожной сети и существующей маршрутной сети транспорта общего пользования, размещения остановочных пунктов; существующие пассажиропотоки на сложившейся маршрутной сети; типичные суточные схемы пассажирских корреспонденций для рабочих и выходных дней с отображением крупнейших пассажирообразующих и пассажиропоглощающих объектов; транспортный спрос населения, в том числе с учетом платежеспособного спроса; анализ существующей потребности и фактической удовлетворённости потребностей населения в передвижениях с учётом перевозок транспортом общего пользования и личным транспортом;
1.4) состояние транспортного обслуживания в целом, включая показатели работы занятых на маршрутах перевозчиков, а также состояния транспортной инфраструктуры:
информация о перевозчиках и владельцах объектов транспортной инфраструктуры, используемой при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, в том числе о наличии и состоянии производственных мощностей, включая парк транспортных средств;
анализ действующей системы государственного и муниципального управления регулярными перевозками (система диспетчеризации, оплаты проезда, информирования);
анализ показателей экологичности транспорта общего пользования и личного автотранспорта населения (фактические и планируемые (прогнозируемые) значения и другие);
1.5) показатели финансовой и экономической эффективности системы транспорта общего пользования:
фактические и планируемые (прогнозируемые) показатели бюджетного финансирования транспорта общего пользования;
анализ нагрузки на население от оплаты услуг транспорта общего пользования;
анализ финансово-экономической деятельности перевозчиков (при наличии соответствующих данных);
2) перечень основных проблем в развитии регулярных перевозок пассажиров и багажа, выявленных на основе проведенного анализа.
При этом обосновываются цели и задачи развития регулярных перевозок применительно к конкретному территориально-административному образованию, с учетом:
2.1) оценки транспортного спроса и его прогноза на период планирования;
2.2) выявления и анализа случаев нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих требования к качеству транспортного обслуживания населения (Социального стандарта и других нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающего аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению);
2.3) выявления случаев и определения причин низкой эффективности работы транспортной системы (дублирование маршрутов, неверный выбор класса, характеристик транспортных средств и интервалов их движения, не соответствующих пассажиропотоку, отсутствие транспортной доступности для населения отдельных поселков, районов, улиц, наличие транспортных заторов на маршрутах движения пассажирских транспортных средств и другие);
2.4) предложений населения и иных заинтересованных сторон по организации транспортного обслуживания и другого.
3) обоснование выбора (разработки) мероприятий, направленных на решение проблем развития регулярных перевозок пассажиров и багажа. В случае поэтапного развития регулярных перевозок информацию приводят для каждого этапа;
4) оценку эффектов (социально-экономического, бюджетного и экологического - при необходимости) от реализации мероприятий Документа планирования, в том числе затрат бюджета региона, муниципального образования, хозяйствующих субъектов на их реализацию, оценку возможности таких затрат, согласование затрат с хозяйствующими субъектами, от которых они потребуются либо отрицательно влияющих на их доходы, влияние данных затрат на стоимость перевозки граждан;
5) обоснование формирования маршрутной сети на период планирования, включая размещение остановочных пунктов, а также, при необходимости, иных элементов транспортной инфраструктуры, специализированных элементов организации дорожного движения, обеспечивающих осуществление регулярных перевозок.
IV. Рекомендации по разработке мероприятий по организации регулярных перевозок и проектированию маршрутных сетей
16. Рекомендации по сбору и обработке исходной информации, анализу транспортного спроса на передвижения населения приведены в приложении 1 к Методическим рекомендациям.
17. Рекомендации по оценке текущего состояния транспортных систем на территории рассматриваемых маршрутных сетей регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом приведены в приложении 2 к Методическим рекомендациям.
18. Рекомендации по проектированию маршрутных сетей приведены в приложении 3 к Методическим рекомендациям.
19. Одним из основных параметров функционирования маршрутной сети является скоординированная работа транспортных средств на различных маршрутах, позволяющая существенно повысить скорость пассажирского сообщения как внутри разрабатываемой маршрутной сети, так и с учётом смежных сетей. Рекомендации по разработке общего расписания (в разрезе остановочных пунктов) по маршрутной сети и определению потребности в необходимом виде и количестве транспортных средств на каждом маршруте приведены в приложении 4 к Методическим рекомендациям.
20. Рекомендации по отражению тарифной политики в Документе планирования приведены в приложении 5 к Методическим рекомендациям.
21. Рекомендации по обоснованию отнесения маршрутов по видам регулярных перевозок пассажиров (по регулируемым тарифам и нерегулируемым тарифам) приведены в приложении 6 к Методическим рекомендациям.
Следует учитывать, что в случае осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам согласно части 1 статьи 20 Федерального закона N 220-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд по муниципальным, межмуниципальным маршрутам при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
22. Проект плана внесения изменений в маршрутную сеть в целях установления оптимального варианта, при необходимости, может разрабатываться на вариантной основе. Варианты могут различаться трассами маршрутов и видами транспорта, характеристиками используемого подвижного состава, расположением отдельных остановочных пунктов, схемами организации дорожного движения, расписаниями движения, применяемой тарифной политикой, предоставлением преимуществ по провозной плате и т.д.
Также возможно руководствоваться планом внесения изменений в маршрутную сеть при их наличии в документах транспортного планирования.
23. Для разработанного плана внесения изменений в маршрутную сеть проводят анализ:
стоимости эксплуатации маршрутной сети и инвестиций в транспортные средства и транспортную инфраструктуру;
источников финансирования эксплуатационных и инвестиционных затрат;
транспортного и нетранспортного эффектов вариантов маршрутной сети, включая экономические и бюджетные показатели, показатели безопасности и экологии транспортной системы с учётом транспорта необщего пользования;
выполнения Социального стандарта или других нормативных правовых актов исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающих аналогичные требования к качеству транспортных услуг, оказываемых населению.
Для оценки стоимости эксплуатации маршрутной сети и инвестиций в транспортные средства используют:
Методические рекомендации по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования, утвержденные распоряжением Минтранса России от 25 декабря 2013 г. N НА-143-р;
Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденный приказом Минтранса России от 30 мая 2019 г. N 158 (зарегистрирован в Минюсте России 28 июня 2019 г., регистрационный N 55085).
24. При необходимости, сравнение вариантов производится по критериям решения поставленных задач и (или) достижения целевых показателей, а также обеспеченности финансирования из различных источников, в т.ч. бюджетов различных уровней, и выбирается окончательный (оптимальный) вариант для утверждения.
25. Рекомендации по выбору типовых контрактов в целях осуществления государственных или муниципальных закупок, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, с учётом местных особенностей по организации транспортного обслуживания, приведены в приложении 7 к Методическим рекомендациям.
26. Рекомендации по оценке эффектов от реализации мероприятий Документа планирования приведены в приложении 8 к Методическим рекомендациям.
27. При открытии, изменении и закрытии маршрутов регулярных перевозок в Документе планирования должны быть предусмотрены меры по информированию населения о работе маршрутной сети на ближайший сезон года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средствах массовой информации и в остановочных пунктах, расписание движения по которым изменилось. Рекомендуется размещать информацию о трассах и расписаниях маршрутов, периодах действия каждого из маршрутов с целью получения данных об актуальной работе транспортной системы на каждый день в период действия спецификации.
Рекомендуемым форматом размещения информации о трассах и расписаниях маршрутов является международный формат GTFS (с сохранением архива предыдущих версий файлов GTFS в открытом доступе с указанием даты обновления, указанием параметров времени с точностью до секунд, протяженностей и координат - с точностью до десяти метров) или иной схожий с ним.
Размещение информации рекомендуется осуществлять не менее, чем за месяц до планируемой даты изменений маршрутов и расписаний (как правило, не менее 2 раз в год: за один месяц до перехода на летнее расписание и за один месяц до перехода на зимнее расписание).
Заместитель Министра транспорта |
А.К. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Министерством транспорта РФ 30 июня 2020 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был