В целях реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 года и в соответствии с протоколом заседания Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) (Протокол N ОВ-8/07пр от 28 мая 2019 г.) приказываю:
1. Утвердить Стратегию развития региональных центров (служб) психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Определить региональным координатором по реализации Стратегии Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения" (далее - ОКУ ЦППМСП) (директор - Т.Г. Зубарева).
3. ОКУ ЦППМСП разработать план мероприятий ("дорожную карту") реализации Стратегии в срок до 10 июля 2020 года.
4. Отделу специального образования комитета образования и науки Курской области (И.В. Шумакова) ежегодно осуществлять мониторинг реализации Стратегии.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя комитета образования и науки Курской области Е.Н. Российскую.
Председатель комитета |
Н.А. Пархоменко |
УТВЕРЖДЕНА
приказом комитета образования
и науки Курской области
от 25 июня 2020 г. N 1-625
Стратегия
развития региональных центров психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области на период до 2025 года
I. Общие положения
Стратегия развития региональных центров психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) направлена на достижение системных результатов качества оказания психолого-педагогической помощи детям, в том числе раннего возраста, с нарушениями в развитии, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и/или инвалидностью в Курской области.
Стратегия определяет комплекс действий по формированию региональной системы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста, включающий единые подходы к организации инфраструктуры психолого-педагогической помощи, цели, задачи, приоритеты и направления, механизмы реализации, ожидаемые результаты организации предоставления услуг психолого-педагогического сопровождения, а также координирует деятельность различных ведомств в регионе.
Стратегия опирается на Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.
Стратегия направлена на реализацию регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" в рамках Государственной программы Курской области "Развитие образования в Курской области", утвержденной постановлением Администрации Курской области от 15.10.2013 N 737-па, а также учитывает основные мероприятия, проводимые в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года.
В Курской области разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие процесс оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста:
Закон Курской области от 09.12.2013 N 121-ЗКО "Об образовании в Курской области" (с изменениями и дополнениями);
постановление Администрации Курской области от 29.10.2018 N 858-па "О реализации мероприятий, направленных на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области, на 2019 год";
постановление Губернатора Курской области от 24.09.2019 N 399-пг "О межведомственном взаимодействии по оказанию ранней помощи детям и их семьям в Курской области";
Межведомственный комплексный план мероприятий (дорожная карта) по вопросу комплексной поддержки и образования инвалидов (детей-инвалидов) и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Курской области на 2016 - 2020 годы;
приказ комитета образования и науки Курской области от 12.01.2016 N 1-4а "Об организации работы по реализации мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида";
приказ комитета образования и науки Курской области от 06.07.2016 N 1-723 "О реализации программы Курской области "Комплексная поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью "Нам доступно все!";
межведомственный приказ комитета здравоохранения Курской области и комитета образования и науки Курской области от 25.12.2012 N 556 "Об организации межведомственного взаимодействия учреждений здравоохранения с Центром раннего вмешательства";
межведомственный приказ комитета образования и науки Курской области, комитета социального обеспечения Курской области, комитета здравоохранения Курской области от 07.05.2018 N 1-452/127/211 "Об утверждении Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры системы ранней помощи детям с выявленными нарушениями развития, угрозой их возникновения, детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и семьям, их воспитывающим, в Курской области на 2018 - 2019 годы".
Стратегия направлена на реализацию регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" в рамках Государственной программы Курской области "Развитие образования в Курской области", утвержденной постановлением Администрации Курской области от 15.10.2013 N 737-па, а также учитывает основные мероприятия, проводимые в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года.
При разработке Стратегии приняты во внимание научные и методические материалы, федеральные программы раннего выявления и осуществления комплексной коррекции нарушений в развитии, опыт служб ранней помощи, психолого-педагогического сопровождения, а также имеющийся в этой сфере опыт региона. Использование накопленного опыта позволит организовать сотрудничество межведомственных структур, а также определить оптимальный механизм и порядок взаимодействия организаций в интересах ребенка и семьи.
Реализация Стратегии предполагает максимально раннее выявление детей с нарушениями развития или риском их возникновения на территории муниципальных образований региона и оказание им современной эффективной комплексной психолого-педагогической помощи, организацию работы по реализации реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации (ИПРА) ребенка-инвалида.
Результатом реализации Стратегия станет достижение максимально возможного уровня развития и социализации детей с ОВЗ и/или инвалидностью, снижение показателей детской инвалидности, обеспечение взаимодействия организаций, оказывающих услуги психолого-педагогической и ранней помощи в Курской области.
II. Современная инфраструктура оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста
В Курской области сформирована региональная система, целью деятельности которых является обеспечение условий оказания психолого-педагогической помощи обучающимся. Ведется работа по созданию и включению в нее муниципальных служб оказания помощи детям раннего возраста.
Выстроенная региональная система функционально взаимосвязанных образовательных организаций связана единой стратегией взаимодействия при создании специальных образовательных условий обучающимся с ОВЗ и/или инвалидностью.
Научно-методическим куратором региональной системы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области является Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения" (далее - ОКУ ЦППМСП).
Комплекс условий, ресурсов и средств, гарантирующих возможность получения качественных и доступных услуг ОКУ ЦППМСП, включает кадровый, материально-технический и информационно-методический компоненты и позволяет учреждению функционировать в формате опережающей образовательной инфраструктуры. Ежегодно прирост числа обращений в различные службы ОКУ ЦППМСП составляет в среднем до 15%.
В настоящее время в региональную систему оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области включены следующие структурные единицы:
Областное казенное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения" (координатор научно-методического обеспечения инклюзивного образования в регионе);
Региональный ресурсно-методический центр ранней помощи детям (координирующий орган по организации предоставления услуг ранней помощи детям в структуре ОКУ ЦППМСП);
муниципальное казенное учреждение "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Гармония";
Центральная и 6 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК);
240 психолого-педагогических консилиумов (ППк) дошкольных и школьных образовательных организаций, в состав которых включены различные специалисты сопровождения (педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды);
53 службы оказания ранней помощи на базе 28 организаций различной ведомственной подчиненности:
2 кабинета психолого-педагогической поддержки и реабилитации семьи;
20 кабинетов раннего вмешательства;
8 лекотек;
16 групп кратковременного пребывания;
4 мобильные бригады, осуществляющие "домашнее визитирование";
3 консультативных пункта для родителей.
Региональная система опирается на административный ресурс: психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и детей раннего возраста реализуется при активном участии специалистов органов управления образованием, которые курируют данный процесс, контролируют реализацию адаптированных основных образовательных программ, а также осуществляют анализ качества и эффективности создания специальных образовательных условий для каждого конкретного ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью.
Ежегодный анализ деятельности региональной системы оказания психолого-педагогической помощи в Курской области показывает, что дети, находящиеся на сопровождении в различных ее службах, имеют положительную динамику в развитии.
Формирование современной инфраструктуры региональной системы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области призвано способствовать активному внедрению инновационных технологий в работу ее структурных единиц, деятельность которых направлена на организацию профилактической и реабилитационной работы с семьями, коррекцию и минимизацию выявленных нарушений в развитии детей, а также на социальную интеграцию и адаптацию детей с ОВЗ и/или инвалидностью.
III. Цель Стратегии
Целью Стратегии является определение инструментов и механизмов достижения ожидаемых результатов ее реализации, обеспечивающих доступность и качество оказания услуг психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области, их семьям, а также создание необходимых условий для включения лиц с ОВЗ и/или инвалидностью в общий социальный и образовательный контекст, начиная с раннего возраста, обеспечения разнообразия психолого-педагогической помощи на всех уровнях образования в соответствии с потребностями и индивидуальными возможностями с целью социальной интеграции, формирования способности к ведению максимально самостоятельной жизни, успешной самореализации в различных сферах деятельности.
IV. Задачи Стратегии
Для достижения Цели Стратегии требуется решение следующих задач:
создание единого механизма межведомственного взаимодействия организаций Курской области, оказывающих услуги психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста;
обеспечение доступности оказания услуг психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста;
продолжение поиска эффективных приемов и методов оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в регионе;
обеспечение преемственности в оказании ранней помощи, помощи в дошкольном и школьном возрасте, а также содействие переходу ребенка из системы ранней помощи на обучение в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях;
формирование кадрового потенциала, обладающего необходимыми компетенциями для оказания психолого-педагогической, а том числе ранней, помощи;
обеспечение поддержки семьи как полноправного участника образовательного процесса на основе повышения ее ответственности за выбор индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью и формирования абилитационно-реабилитационной компетентности с учетом рекомендаций индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
V. Направления развития системы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста
Система оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста включает следующие направления:
совершенствование регионального нормативного законодательства для создания общего подхода к выявлению групп детей, нуждающихся в ранней помощи (включая детей групп биологического и социального риска), и организации условий для получения доступной и эффективной психолого-педагогической и ранней помощи;
создание системы раннего выявления детей с проблемами развития на территории каждого муниципального образования Курской области;
реализация индивидуальных программ ранней помощи с целью включения детей в возрасте до 3-х лет с нарушениями в развитии в образовательную среду сверстников, социум;
реализация программ психолого-педагогической помощи в образовательных организациях для создания специальных образовательных условий обучающимся с ОВЗ и/или инвалидностью;
организация работы по реализации реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида;
обеспечение непрерывности и системности психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью, детей раннего возраста в образовательных организациях на основе сетевого и межведомственного взаимодействия с соблюдением принципа преемственности всех структурных единиц региональной системы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста;
расширение форм и возрастных рамок оказания помощи за счет создания новых и развития ранее созданных служб психолого-педагогической помощи обучающимся, в том числе детям раннего возраста, на базе организаций образования, социального обслуживания, здравоохранения, некоммерческих организаций;
создание условий для развития дополнительного образования детей с ОВЗ и/или инвалидностью, в том числе с применением дистанционных технологий;
совершенствование кадрового потенциала системы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста;
изучение и внедрение инновационных технологий в работу специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и детей раннего возраста;
консолидация профессиональных усилий педагогического сообщества региона по информационной и методической поддержке инклюзивного и специального образования;
трансляция успешного опыта организации психолого-педагогической помощи обучающимся, в том числе детям раннего возраста, через портал РИС "Помощь";
внедрение семейного центрированного подхода, организация сотрудничества с семьей, активное вовлечение родителей в процесс реабилитации через развитие ответственной родительской позиции;
оказание всесторонней консультативной поддержки семьям, воспитывающим детей с ОВЗ и/или инвалидностью;
поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
обеспечение мониторинга потребностей родителей детей с ОВЗ и/или инвалидностью и их удовлетворенности деятельностью служб психолого-педагогической, в том числе ранней, помощи;
развитие сотрудничества субъектов системы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста (семьи, образовательные, общественные организации, организации культуры и спорта, СМИ) в совершенствовании содержания и условий образования детей с ОВЗ и/или инвалидностью, обеспечивающих содействие их самоопределению, приобщению к различным видам социально-значимой деятельности, освоению новых жизненных компетенций, социальную интеграцию.
VI. Механизмы реализации Стратегии
Правовые:
развитие и совершенствование региональной и муниципальной нормативной правовой базы в сфере оказания услуг психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста, а также их семьям в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области образования.
Организационно-управленческие:
принятие плана мероприятий "дорожной карты" по развитию системы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области;
формирование эффективной системы обучения и воспитания лиц с ОВЗ и/или инвалидностью на всех уровнях получения образования;
создание условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов;
обеспечение последовательности, комплексности и непрерывности в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамического наблюдения и контроля за эффективностью проводимых мероприятий в соответствии с ИПРА ребенка-инвалида;
совершенствование системы ранней помощи в Курской области посредством внедрения и развитие вариативных форм оказания услуг детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии, в том числе с тяжелыми и множественными нарушениями развития (кабинеты раннего вмешательства, лекотеки, группы кратковременного пребывания, консультативные пункты для родителей, кабинеты психолого-педагогической поддержки и реабилитации семьи, мобильные бригады, осуществляющие "домашнее визитирование");
развитие психолого-педагогической помощи обучающимся по месту жительства, в том числе посредством деятельности психолого-педагогических консилиумов (ППк) образовательных организаций муниципальных образований Курской области;
организация сотрудничества в диагностико-консультативном и методическом направлениях, осуществление информационно-методического сопровождения ППк;
развитие сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций в интересах ребенка с ОВЗ и/или инвалидностью, дистанционных форм обучения;
поддержка родительских и иных общественных объединений, способствующих созданию условий для обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ и/или инвалидностью в общество;
формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей, повышению родительской социальной, коммуникативной, психологической и педагогической компетентности;
организация мониторинга эффективности реализации Стратегии в муниципальных образованиях региона.
Кадровые:
развитие кадрового потенциала служб психолого-педагогической и ранней помощи, а также формирование информационно-методической базы для обеспечения непрерывного методического сопровождения специалистов;
привлечение к работе в систему ранней помощи и ППк образовательных организаций квалифицированных специалистов, имеющих специальное образование и необходимые компетенции для работы с детьми с ОВЗ и/или инвалидностью и для организации ранней помощи, а также повышение закрепляемости молодых специалистов в профессии;
повышение квалификации специалистов, участвующих в реализации программ оказания психолого-педагогической, в том числе ранней помощи по овладению современными технологиями взаимодействия в рамках междисциплинарной команды специалистов, умеющих работать с детьми с ОВЗ и/или инвалидностью в различных образовательных условиях.
Научно-методические:
разработка научно-методического обеспечения реализации Стратегии; привлечение методического потенциала центров опережающей образовательной инфраструктуры региона и внедрение инновационных практик в деятельность специалистов, оказывающих услуги психолого-педагогической и ранней помощи;
внедрение механизмов адресной методической поддержки специалистов;
оказание методического содействия организациям, оказывающим услуги психолого-педагогической и ранней помощи, в обеспечении информацией об актуальных диагностических и развивающих методиках в области применения новых технологий обучения, воспитания, сопровождения и социализации детей с ОВЗ и/или инвалидностью;
издание тематических материалов для специалистов по оказанию психолого-педагогической, в том числе ранней помощи с целью определения особых образовательных потребностей детей и разработки индивидуальных программ ранней помощи и программ психолого-педагогического сопровождения.
Финансово-экономические:
обеспечение деятельности инфраструктуры системы ранней помощи детям с выявленными нарушениями развития, угрозой их возникновения, детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и семьям, их воспитывающим в регионе;
обновление материально-технической базы в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи для обеспечения условий комплексного сопровождения детей с инвалидностью и их семей за счет создания универсальной безбарьерной среды, оснащения специальным, реабилитационным оборудованием для диагностической и коррекционно-развивающей работы, а также специализированным автотранспортом для перевозки детей с инвалидностью и проведения выездных консультаций (организация "домашнего визитирования").
Информационные:
использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста;
совершенствование открытого общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения о региональной системе оказания психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста посредством размещения сведений и методических материалов в информационно-телекоммуникационных сетях - региональная информационная система "Помощь" (pomosh.pmckursk.ru);
организация информационной поддержки Стратегии развития региональных центров психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области на период до 2025 года с привлечением региональных СМИ.
VII. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии развития региональных центров психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области на период до 2025 года должна обеспечить:
повышение уровня обеспеченности детей-инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью;
территориальную и финансовую доступность оказания услуг психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста, а также их семьям;
преемственность психолого-педагогической помощи на всех этапах образовательной вертикали;
повышение эффективности оказания комплексной помощи по коррекции ограничений жизнедеятельности, а также профилактика вторичных нарушений у детей с ОВЗ и/или инвалидностью, начиная с самых ранних этапов онтогенеза;
создание трех региональных центров психолого-педагогической помощи обучающимся в Курской области на базе территориальных психолого-медико-педагогических комиссий;
развитие доступных вариативных форм оказания услуг детям раннего, дошкольного возраста с нарушениями в развитии и риском их возникновения (кабинеты раннего вмешательства, лекотеки, группы кратковременного пребывания, консультативные пункты для родителей, кабинеты психолого-педагогической поддержки и реабилитации семьи, региональный образовательный лекторий);
развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив;
повышение компетентности родителей обучающихся с ОВЗ и (или) инвалидностью в вопросах обучения и воспитания, в том числе раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям);
повышение общедоступности, качества и скорости предоставляемых информационных услуг в рамках психолого-педагогического сопровождения за счет широкого использования сетевых ресурсов, сервисов и средств телекоммуникации;
совершенствование информационно-просветительской поддержки родителей посредством организации постоянно действующих обучающих мероприятий, в том числе в дистанционном формате на портале РИС "Помощь", с привлечением высококвалифицированных специалистов в области общей и коррекционной педагогики и психологии, права, семейного права, социального сопровождения семей на безвозмездной для родителей основе;
формирование региональной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия для детей-инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета образования и науки Курской области от 25 июня 2020 г. N 1-625 "Об утверждении Стратегии развития региональных центров (служб) психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в Курской области на период до 2025 года"
Вступает в силу с 25 июня 2020 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Комитет образования и науки Курской области (https://www.komobr46.ru/)