Методические рекомендации
по организации и предоставлению психологической помощи, содействию в психологической реабилитации добровольцев (волонтеров), участвующих в деятельности, связанной с особыми условиями
(утв. Директором ФКУ "Центр экстренной психологической помощи МЧС России" 24 декабря 2019 г.)
Введение
В настоящее время, в России реализуется ряд мер, способствующих развитию добровольчества (волонтёрства) в различных сферах жизни общества. Основные направления реализации добровольческой деятельности и меры по содействию добровольчества (волонтёрства) определяются Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 г. N 2950-р "Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 г." (далее - Распоряжение Правительства).
Одним из таких направлений, выступает развитие добровольческой (волонтёрской) деятельности в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). В рамках данного направления, помимо популяризации и освящения с участием добровольцев (волонтёров) профилактических мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и пожаров, основных способов защиты населения и территорий от ЧС, обозначено участие добровольцев (волонтёров) в ликвидации пожаров и последствий ЧС техногенного и природного характера.
Участие добровольцев (волонтёров) в деятельности, связанной с особыми условиями, подразумевает необходимость обеспечения доступности психологической помощи, как на этапе проведения работ по ликвидации последствий ЧС, так и на последующем этапе, после окончания этих работ. Данная необходимость обоснована в следующих пунктах, описывающих психологические особенности состояния участников ликвидации последствий ЧС.
Организация и оказание психологической помощи, содействие в психологической реабилитации добровольцев (волонтеров), участвующих в деятельности, связанной с особыми условиями
1. В условиях ликвидации последствий пожаров и ЧС выделяются следующие аспекты:
Влияние стрессогенных факторов на участников ликвидации последствий ЧС носит различный характер, начиная от особых условий труда и заканчивая травматическими факторами ЧС, оказывающими негативное влияние на психику человека. Влияние этих факторов может способствовать проявлению таких реакций, которые принято классифицировать как острые реакции на стресс. В международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ - 10) острые реакции на стресс определяются как преходящее расстройство, которое развивается у человека без каких-либо других проявлений психических расстройств в ответ на необычный физический или психологический стресс и обычно стихает через несколько часов или дней.
Реакции на стресс могут характеризоваться изменениями в когнитивной, социальной и эмоциональной сферах:
а) в когнитивной - может проявляться в виде нарушений целесообразной деятельности, снижении функций внимания, памяти, способности к критической оценке ситуации и планированию деятельности;
б) в социальной - это может быть нарушение контактов с другими людьми, а также в проявлении конфликтности, самоизоляции и т.д.
в) в эмоциональной - может характеризоваться повышением тревоги, агрессивности и проявлением страха.
На этом этапе ключевой выступает выстроенная система психологического обеспечения в ЧС, реализуемая психологической службой МЧС России. Эта система представлена в реализации мероприятий по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим, родственникам пострадавших и погибших в ЧС, психологическому сопровождению личного состава МЧС России. Эта система реализуется в мероприятиях по оказанию психологической помощи иным участникам ликвидации последствий ЧС, в категорию которых могут попадать добровольцы (волонтёры).
2. После завершения работ по ликвидации пожаров и ЧС:
По завершению работ, сопряжённых с высокими психоэмоциональными нагрузками, в отдалённом периоде у участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций могут возникать изменения в эмоциональной, поведенческой, когнитивной и психофизиологических сферах. Так, после воздействия неблагоприятных факторов работы в особых условиях у добровольцев (волонтёров) могут отмечаться состояния, характеризующиеся снижением функциональных резервов, работоспособности, сопровождаемые астеническими или гипостеническими симптомами. Также могут формироваться симптомокомплексы, связанные с воздействием стрессогенных факторов ЧС:
а) снижение уровня функционального состояния и истощение функциональных резервов;
б) проявление симптомов эмоционального выгорания;
в) психосоматические проявления и состояния;
г) тревожные и депрессивные проявления;
д) снижение когнитивных процессов (памяти, внимания, мышления).
Приведенные выше неблагоприятные последствия работы в особых условиях обозначают необходимость системной и продолжительной работы по коррекции состояния участников ликвидации последствий ЧС и реализации мероприятий по психологической реабилитации добровольцев (волонтёров).
В настоящий момент внедрена и успешно реализуется межведомственная инструкция "О порядке оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах", утверждённая заседанием Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности 19 декабря 2012 г. (далее соответственно - межведомственная инструкция, решение Правительственной комиссии).
Решением Правительственной комиссии, комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовлены и утверждены: списки организаций субъектов Российской Федерации, специалисты - психологи которых могут быть привлечены к мероприятиям по оказанию экстренной психологической помощи (далее - ЭПП) пострадавшим в ЧС и при пожарах, а также к оказанию пролонгированной психологической помощи пострадавшему населению; разработана и утверждена схема взаимодействия органов исполнительной власти и организаций, субъектов Российской Федерации при привлечении к мероприятиям по оказанию ЭПП пострадавшим в ЧС и при пожарах.
Проведённые меры позволили успешно реализовать механизм передачи пострадавших в ЧС и при пожарах для пролонгированной психологической помощи на базе организаций, оказывающих психологическую помощь. В том числе реализован механизм передачи пострадавшего населения для проведения мероприятий по психологической реабилитации.
В каждом субъекте Российской Федерации определён и утверждён перечень организаций, оказывающих психологическую помощь пострадавшим в ЧС и при пожарах на безвозмездной основе. Определена схема взаимодействия, между территориальными органами МЧС России и организациями, оказывающими психологическую помощь, при привлечении к работам по оказанию ЭПП и пролонгированной психологической помощи. Определены ответственные лица из числа постоянно действующих членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.
Успешный опыт внедрения межведомственной инструкции по организации и оказанию ЭПП и пролонгированной психологической помощи пострадавшим в ЧС и при пожарах, может быть использован для организации психологической помощи и мероприятий по психологической реабилитации для добровольцев (волонтёров) привлекаемых к работам, связанным с особыми условиями.
Для получения информации об организациях, оказывающих психологическую помощь и/или проводящих мероприятия по психологической реабилитации, добровольцами (волонтёрами) будет необходимо обратиться в территориальный орган МЧС России в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Директор ФКУ "Центр экстренной |
Ю.С. Шойгу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации и предоставлению психологической помощи, содействию в психологической реабилитации добровольцев (волонтеров), участвующих в деятельности, связанной с особыми условиями (утв. Директором ФКУ "Центр экстренной психологической помощи МЧС России" 24 декабря 2019 г.)
Текст Методических рекомендаций опубликован не был