Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение с предложением по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части повышения качества закупаемых товаров, работ, услуг, сообщает следующее.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено право заказчика при описании в документации о закупке объекта закупки указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Согласно части 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком при необходимости устанавливаются требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Указанные меры направлены на повышение ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за качество поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, разработанной с учетом методик и нормативов строительных работ и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, победитель закупки на выполнение подрядных работ по строительству выполняет работы в соответствии с условиями проектной документации.
При этом Законом N 44-ФЗ предусмотрена возможность установления дополнительных требований к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг. Соответствующие дополнительные требования установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям". Установленные указанным постановлением Правительства Российской Федерации к участникам закупки строительных работ требования дифференцированы в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность предъявления дополнительных квалификационных требований к участникам закупок на выполнение строительных работ в отношении линейных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, а также в отношении искусственных дорожных сооружений.
Кроме того, отмечаем, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 N 117-р утверждена Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 годах (далее - Концепция), в которой содержатся системные меры по дальнейшему совершенствованию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
С целью реализации целей и задач, содержащихся в Концепции, осуществляется подготовка проекта федерального закона, предусматривающего, в том числе, меры по обеспечению участия в закупках квалифицированных и опытных участников.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок установлена всесторонняя и объективная система необходимых механизмов, направленных на эффективное осуществление государственных и муниципальных закупок, в том числе подрядных работ по строительству.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Победитель закупки на выполнение подрядных работ по строительству выполняет работы в соответствии с условиями проектной документации.
Дополнительные квалификационные требования предъявляются к участникам закупок на выполнение строительных работ в отношении лилейных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капстроительства, а также в отношении искусственных дорожных сооружений.
Письмо Минфина России от 8 июня 2020 г. N 24-01-08/49152 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был