Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при секретаре Ивановой Д.В.,
с участием прокурора Войновой О.А.,
представителя административных истцов Панченко А.В.,
представителя административного ответчика и заинтересованного лица Яговкина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Занозиной Любови Геннадьевны, Вялкова Ильи Андреевича, Боярских Сергея Викторовича, Паньковой Елены Николаевны о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
решением Думы Горноуральского городского округа от 26 октября 2017 года N 4/3 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа" (далее - Решение N 4/3) утверждены Правила землепользования и застройки Горноуральского городского округа (приложение N 1), Правила землепользования и застройки Горноуральского городского округа. Градостроительные регламенты (приложение N 2) и Карты градостроительного зонирования (Приложение N 3).
В Приложении N 3 содержится схема N 62, поименованная как "карта градостроительного зонирования территории вне границ населённых пунктов", оспариваемая часть которой действует на момент рассмотрения административного дела в своей первоначальной редакции.
Муниципальный правовой акт, включая картографическую часть, размещён на официальном интернет сайте Горноуральского городского округа.
01 ноября 2019 года Занозина Л.Г., Вялков И.А. обратились в Свердловский областной суд с административным иском в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просят признать недействующей со дня принятия карту градостроительного зонирования территории вне границ населенных пунктов (схема N 62 приложения N 3 "Карты градостроительного зонирования") Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа, утвержденных Решением N 4/3 (в действующей редакции), в части установления зоны СХ-6 относительно места расположения принадлежащих им земельных участков с кадастровыми номерами N, N. В обоснование доводов административного иска указали, что Занозиной Л.Г. на праве собственности, Вялкову И.А. на праве аренды принадлежат соответственно земельные участки с кадастровыми номерами N, N. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешённого использования - для сельскохозяйственного использования.
Вышеназванной "картой градостроительного зонирования территории вне границ населённых пунктов" Правил землепользования и застройки территориальная зона земельных участков, принадлежащих административным истцам, установлена как зона СХ-6 "Зона сельскохозяйственных угодий", что, по мнению Занозиной Л.Г. и Вялкова И.А. произведено с нарушением положений статей 34, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и не соответствует Генеральному плану Горноуральского городского округа, утвержденному решением Думы Горноуральского городского округа от 27 декабря 2012 года N 19/4 (далее - Генеральный план).
13 января 2020 года в Свердловский областной с аналогичным административным иском обратились Боярских С.В. и Панькова Е.Н., с учетом уточнения заявленных требований, просят признать недействующей со дня принятия карту градостроительного зонирования территории вне границ населенных пунктов (схема N 62 приложения N 3 "Карты градостроительного зонирования") Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа, утвержденных Решением N 4/3 в части установления зоны СХ-6 относительно места расположения принадлежащих им на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
Определением суда от 19 декабря 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Горноуральского городского округа.
Определением суда от 22 января 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Занозиной Л.Г. и Вялкова И.А. (N 3а-40/2020) и административное дело по административному исковому заявлению Боярских С.В. и Паньковой Е.Н. (N 3а-138/2020) объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер 3а-40/2020 (т. 1 л.д. 124).
Представитель административных истцов Панченко А.В. в судебном заседании доводы уточненных административных исков Занозиной Л.Г., Вялкова И.А., Боярских С.В. и Паньковой Е.Н. поддержал в полном объеме по предмету и основаниям, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Думы Горноуральского городского округа и заинтересованного лица Администрации Горноуральского городского округа Яговкин А.С. в судебном заседании требования административного истца не признал. Не оспаривая факт, что в оспариваемой части Правила землепользования и застройки не соответствуют Генеральному плану, указал, что земли лесного фонда в отношении данной территории, ошибочно установленные Генеральным планом, не соответствуют действительности и к таковым не относятся. В муниципальном образовании проводится работа по внесению изменений в Генеральный план (в том числе, и в этой части).
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заключение прокурора Войновой О.А., полагавшей, что требования административных исковых заявлений подлежат удовлетворению, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, а также материалы административного дела N 3а-192/2019, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим. Исходя из предписаний части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и применительно к рассматриваемому административному делу, суд должен выяснить:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие нормативного правового акта;
б) форма и вид, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативного правового акта в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Как предусмотрено пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Принимаемые муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона).
В соответствии с Законом Свердловской области от 12 октября 2004 года N 143-ОЗ "Об установлении границ муниципального образования Пригородный район и наделении его статусом городского округа" муниципальное образование Пригородный район наделено статусом городского округа. Впоследствии, в результате принятия решения представительного органа от 19 мая 2005 года N 14/1 "О внесении изменений в Устав муниципального образования Пригородный район", в статье 1 Устава указано, что наименование муниципального образования - Горноуральский городской округ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона N 143-ОЗ следует читать как "от 2512 октября 2004 года"
В состав территории Горноуральского городского округа входят различные населённые пункты, перечисляемые в статье 2 Устава; административным центром Горноуральского городского округа является город Нижний Тагил, в котором находится Дума Горноуральского городского округа.
Из положений статей 20, 21 и 47 Устава Горноуральского городского округа следует, что Дума городского округа является представительным органом муниципального образования, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа. По вопросам, отнесённым к её компетенции, Дума городского округа принимает нормативные правовые акты в форме решений, которые входят в систему муниципальных правовых актов городского округа и устанавливают правила, обязательные для исполнения на территории городского округа. К числу полномочий Думы городского округа относится утверждение правил землепользования и застройки территории городского округа, в том числе внесение изменений в них, по представлению главы городского округа либо уполномоченного органа местного самоуправления. В статье 49 Устава определено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в газете "Пригородная газета" и (или) в информационном бюллетене "Вестник Горноуральского городского округа". Помимо этого, предусмотрено, что формами официального обнародования муниципальных правовых актов является размещение их полного текста в иных средствах массовой информации, в том числе электронных (через сеть "Интернет").
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из ГрК РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ (часть 1 и 4 статьи 3 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 8 статьи 1, пункт 2 части 2 и часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Процедуры подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы в статьях 30 - 35 ГрК РФ.
Решением Свердловского областного суда от 24 апреля 2019 года по административному делу N 3а-192/2019, вступившем в законную силу на основании апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 04 сентября 2019 года N 45-АПА19-20 установлено, что Правила землепользования приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющему стратегию градостроительного развития территорий и содержащему в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ. Из системного толкования пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Судом установлено, что Занозина Л.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, Вялков И.А., Боярских С.В., Панькова Е.Н. являются арендаторами земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N соответственно.
Вышеуказанные земельные участки расположены в урочище Горняк Пригородного района Свердловской области и входят в состав территории Горноуральского городского округа.
Согласно Карте градостроительного зонирования, являющейся приложением N 3 к Решению N 4/3, указанные земельные участки относятся к территориальной зоне СХ-6 (зона сельскохозяйственных угодий).
Решением Думы Горноуральского городского округа от 27 декабря 2012 года N 19/4 утверждён Генеральный план Горноуральского городского округа. В первоначальную редакцию Генерального плана вносились изменения (в том числе, применительно к территории вне границ населённых пунктов); между тем, территория, на которой расположены земельные участки административных истцов, не претерпевала никаких изменений, и действует в первоначальной редакции. На карте Генерального плана "Современное состояние и использование территории" земельные участки административных истцов с кадастровыми номерами N, N, N, N расположены на землях лесного фонда.
Как уже было отмечено судом выше, в силу требований частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен соблюдаться принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определённым генеральным планом.
Установленная территориальная зона СХ-6, в которой находятся земельные участки административных истцов с кадастровыми номерами N, N, N, N, не соответствует Генеральному плану, где та же территория обозначена как "земли лесного фонда". Такое установление территориальной зоны СХ-6 в Правилах землепользования и застройки, не соответствующее Генеральному плану, по мнению суда, следует признать недействующим, удовлетворив в связи с этим требования административных истцов.
Возражения административного ответчика и заинтересованного лица, которые сводятся к тому, что в настоящее время проводится работа и готовится внесение соответствующих изменений в Генеральный план, не могут быть приняты судом во внимание, учитывая, что судом на момент рассмотрения данного административного дела установлено нарушение принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определённым генеральным планом.
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемое положение нормативного правового акта следует признать недействующим, суд исходит из того, что оспариваемая правовая норма применялась, порождая правовые последствия. Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части недействующим только со дня вступления решения суда в законную силу.
В резолютивной части решения суда должно содержаться указание на опубликование в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, сообщения о принятии решения суда, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (пункт 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Занозиной Любови Геннадьевны, Вялкова Ильи Андреевича, Боярских Сергея Викторовича, Паньковой Елены Николаевны о признании недействующим в части нормативного правового акта удовлетворить частично.
Признать недействующей с момента вступления в законную силу решения суда карту градостроительного зонирования территории вне границ населённых пунктов (схема N 62 приложения N 3 "Карты градостроительного зонирования") Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа, утверждённых решением Думы Горноуральского городского округа от 26 октября 2017 года N 4/3 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа" (в действующей редакции), в части установления зоны СХ-6 относительно места расположения земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, принадлежащих административным истцам.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Думы Горноуральского городского округа, а также на официальном сайте Горноуральского городского округа.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Председательствующий: |
Жейнова С.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 2 марта 2020 г. N 3а-40/2020 "О признании частично недействующей схемы N 62 приложения N 3 к Решению Думы Горноуральского городского округа от 26.10.2017 N 4/3 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Горноуральского городского округа"
Текст решения опубликован на сайте Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)