Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 03.04.2020 г. N 339
Перечень
мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов организаций, учреждений и предприятий, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы
Настоящий Перечень мероприятий (далее - Перечень) разработан на основании "Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации" и "Формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. N 8, и предназначен для применения в практической деятельности руководителями медицинских организаций, учреждений и предприятий, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы (далее - организации), иными заинтересованными органами (организациями), а также должностными лицами при организации и проведении мер по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
I. Нормативно-правовая база по обеспечению антитеррористической защищенности объектов
1. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
2. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности".
4. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. N 116 "О мерах по противодействию терроризму".
5. Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. N 988 "О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации".
6. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
8. Постановление Правительства РФ от 13 января 2017 г. N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)".
9. Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г. N 124-ПП "Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
II. Управление мероприятиями по обеспечению антитеррористической защищенности объектов
В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов в соответствии с "Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации" (далее - Требования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. N 8, руководитель организации - правообладателя объектов (далее - организация-правообладатель):
- организует изучение постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2017 г. N 8;
- утверждает план мероприятий организации по исполнению данного постановления;
- организует разработку (переработку), согласование (при необходимости) и утверждает организационно-распорядительные документы организации.
К ним относятся:
а) приказ "Об обследовании и категорировании объектов и разработке паспортов безопасности" (приложение 1 к настоящему Перечню);
б) паспорта безопасности объектов, с актами обследования и категорирования и перечнями мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с учетом присвоенной категории опасности (приложение 2 к настоящему Перечню);
в) приказ "О мерах по защите информации при разработке и хранении паспортов безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения" (приложение 3 к настоящему Перечню);
г) инструкция о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения и перечень видов служебной информации, которую необходимо относить к разряду ограниченного распространения;
д) положение (инструкция) об организации внутриобъектового и пропускного режимов;
е) план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (в соответствии с требованиями постановления Правительства Москвы от 24 февраля 2009 г. N 124-ПП "Об организации планирования действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
ж) план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов;
з) приказ "Об организации контроля за обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности объектов", а также другие документы, предусмотренные Требованиями.
Руководитель организации-правообладателя согласно п. 4 Требований отвечает за обеспечение антитеррористической защищенности объектов. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов организации-правообладателя руководитель организации возлагает своим приказом на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах по обеспечению их антитеррористической защищенности (далее - руководитель объекта), а также на должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (в соответствии с распоряжением Департамента здравоохранения города Москвы от 25 декабря 2017 г. N 1715-р "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатного расписания медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях"), с обязательным согласованием его кандидатуры с руководителем Службы обеспечения комплексной безопасности Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы" с последующим обучением организации антитеррористической деятельности на объекте в Службе обеспечения комплексной безопасности.
В соответствии с п. 18 Требований на объектах первой категории осуществляются особый порядок доступа, который предусматривает организацию постов охраны и контрольно-пропускных пунктов с учетом границ контролируемых и запретных зон, определение порядка доступа работников, пациентов и посетителей объекта и въезда автотранспортных средств на объект, определение порядка выдачи, учета, замены и возврата пропусков (электронных, материальных, временных, разовых и др.), осуществление контроля за обоснованностью их выдачи, определение перечня лиц, имеющих право на принятие решений о выдаче пропусков и иных документов, дающих их обладателям право прохода (доступа) на объект.
В своей работе по обеспечению антитеррористической защищенности, организации воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты, выявления признаков подготовки террористического акта и минимизации его возможных последствий (согласно п. 15 "а-г" Требований), как и в работе по предупреждению и ликвидации других чрезвычайных ситуаций, руководитель организации опирается на Комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации (далее - КЧС и ПБ) - координационный орган объектового уровня Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) согласно п. 7 Положения о РСЧС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
Руководитель организации утверждает дополнения в приказ и Положение о КЧС и ПБ и другие документы КЧС и ПБ в части координации деятельности по профилактике терроризма и экстремизма, обеспечения выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов организации, обеспечения режимов усиления противодействия терроризму при установлении уровней террористической опасности.
Руководитель организации имеет право делегировать часть полномочий своим заместителям.
Примерное распределение полномочий в организации между должностными лицами организации-правообладателя по обеспечению антитеррористической защищенности (далее - АТЗ) объектов:
Должностное лицо |
Должностные обязанности |
Руководитель организации |
Осуществляет общее руководство обеспечением АТЗ объектов организации. |
Заместители руководителя организации |
Осуществляют: - планирование мероприятий по обеспечению АТЗ объектов; - ресурсное обеспечение мероприятий АТЗ объектов; - организацию контроля выполнения требований по АТЗ объектов; - координацию деятельности подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов; - организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, МВД, Росгвардии по вопросам противодействия терроризму и экстремизму. |
Должностные лица организации, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению АТЗ объектов |
Участвуют: - в планировании, осуществлении и контроле мероприятий по обеспечению АТЗ объектов; - в разработке проектов организационно-распорядительных документов организации в части обеспечения АТЗ объектов. |
Должностные лица, осуществляющие непосредственное руководство деятельностью работников на объектах по обеспечению их антитеррористической защищенности (руководители объектов) |
Осуществляют непосредственное руководство мероприятиями по АТЗ объектов в соответствии с Требованиями и организационно-распорядительными документами организации. |
III. Порядок организации и проведения обследования и категорирования объектов
Для определения и утверждения перечня объектов руководитель организации-правообладателя издает приказ "Об обследовании и категорировании объектов и разработке паспортов безопасности" (приложение 1 к настоящему Перечню). Приказом утверждается перечень объектов, подлежащих обследованию и категорированию; утверждается состав комиссии - председатель комиссии, его заместитель (при необходимости), секретарь комиссии (при необходимости) и члены комиссии (с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности); определяются сроки работы комиссии, порядок оформления результатов работы комиссии, порядок и сроки разработки паспортов безопасности объектов по результатам категорирования, порядок информирования Департамента здравоохранения города Москвы и пр.
В состав комиссии могут включаться (помимо указанных в п. 8 Требований):
- сотрудники организации, отвечающие за обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов, антитеррористическую защищенность, пожарную безопасность, инженерно-техническое и материально-техническое обеспечение деятельности организации, руководители объектов или уполномоченные ими лица;
- представители организации-соправообладателя, если здание (объект) используется на законном основании двумя (или более) правообладателями;
- представитель частной охранной организации, оказывающей услуги по охране объектов организации в соответствии с действующим контрактом;
- представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), территориального органа МЧС России - по согласованию, т.е. без указания в приказе их Ф.И.О. и должностей, например: "От отдела по Западному АО УФСБ России по Москве и Московской области (по согласованию)".
Акт обследования и категорирования объекта составляется в двух экземплярах и содержит обязательные элементы:
- ограничительную пометку "Для служебного пользования, экз. N __", в силу содержащихся в акте сведений;
- реквизит "УТВЕРЖДАЮ", должность, подпись, инициалы и фамилию председателя комиссии, дату утверждения;
- состав комиссии, с указанием фамилии, имени, отчества и занимаемой должности каждого;
- наименование объекта обследования, адреса его фактического местонахождения;
- установленные в результате обследования количественные показатели:
а) официальные данные государственной статистики о количестве случаев совершения или попыток совершения террористических актов на территории субъекта Российской Федерации;
б) прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта (до ... человек);
в) прогнозируемый размер материального ущерба в результате террористического акта (до ... млн. руб.);
- установленная категория опасности объекта;
- отметка "Решение принято голосами членов комиссии "за" __, "против" __, "воздержались" __.";
- подписи членов комиссии, с указанием их статуса в составе комиссии, инициалов и фамилий (в алфавитном порядке).
В акте указываются также основные данные об объекте:
- основные конструктивные и эксплуатационные характеристики объекта, позволяющие его идентифицировать (материал конструкций, этажность, площадь, год постройки, количество корпусов, количество людей на объекте (максимально прогнозируемое единовременное) и т.п.);
- режим функционирования объекта;
- действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (внутриобъектовый и пропускной режимы, физическая охрана, технические системы охраны, контроля и управления доступом, система противопожарной защиты и т.п.);
- критические элементы и уязвимые места объекта;
- наличие наглядных пособий, содержащих информацию о противодействии терроризму и планов эвакуации;
- наличие системы видеонаблюдения (количество видеокамер; обеспечивает/не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение за потенциально опасными участками и критическими элементами, уязвимыми местами объекта; обеспечивает/не обеспечивает архивирование и хранение данных не менее 1 месяца (п. 16 "б" Требований);
- наличие системы оповещения и управления эвакуацией - автономность и способность обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (п. 16 "н" Требований).
К акту обследования и категорирования объекта могут прилагаться:
- пояснительная записка, в которую (с описанием, при необходимости, обосновывающих расчетов и исследований) вносятся все собранные об объекте сведения, подлежащие последующему внесению в паспорт безопасности объекта;
- особое мнение членов комиссии, не согласных с общим принятым решением (при наличии таковых).
Основные данные об объекте, имеющем несколько зданий (корпусов), а также значения прогнозируемых показателей и установленная категория опасности указываются для каждого здания (корпуса) объекта. В случае отнесения их к разным категориям объекту присваивается категория, наивысшая из установленных для отдельных зданий объекта.
Если объект представляет собой отдельное помещение или группу помещений нежилого назначения, занимающих часть жилого или не относящегося к подведомственности Департамента здравоохранения города Москвы нежилого здания, акт обследования и категорирования составляется только в отношении этих помещений. При оценке их антитеррористической защищенности могут учитываться критические элементы, уязвимые места и элементы систем безопасности остального здания, если они непосредственно влияют на антитеррористическую защищенность объекта.
После утверждения председателем комиссии Акта обследования и категорирования объекта производится его регистрация в организации - присвоение документу регистрационного номера и внесение данных о документе в регистрационно-учетную форму (в соответствии с п. 3.2.2.84 ГОСТ Р 7.0.8-2013).
Каждый из двух экземпляров акта прилагается к соответствующему экземпляру паспорта безопасности объекта.
Отдельным документом по результатам категорирования объекта (приложением к Паспорту безопасности объекта) разрабатывается Перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (приложение 2 к настоящему Перечню) с указанием планируемых сроков их выполнения (п. 14 Требований).
IV. Организация внутриобъектового и пропускного режимов
Внутриобъектовый режим, как система обеспечения безопасности организации в целом и ее антитеррористической защищенности в частности (п. 16.1 "а-з" Требований), включает в себя:
1. Правила внутреннего распорядка.
2. Правила обеспечения сохранности служебной тайны.
3. Систему информационной безопасности и порядок допуска сотрудников к информационным ресурсам.
4. Порядок документооборота в организации.
5. Правила охраны труда.
6. Пропускной режим.
Система внутриобъектового и пропускного режимов, как правило, устанавливается специальным (обобщенным) локальным актом организации - положением или инструкцией. Документ утверждается руководителем организации и согласовывается с руководителем охранного предприятия.
Локальный акт регламентирует организацию внутриобъектового и пропускного режимов на объектах организации, как единый установленный порядок. Разрабатывается, как минимум, один раз за период действия контракта с частной охранной организацией и корректируется по мере необходимости. Требования конкретизируются и уточняются ежегодно приказом руководителя организации "Об организации охраны, внутриобъектового и пропускного режимов".
Требования к отдельным составляющим внутриобъектового режима в организации устанавливаются отдельными локальными и распорядительными актами, например:
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- инструкцией о порядке обращения с документированной служебной информацией ограниченного распространения;
- приказом "О мерах по защите информации при разработке и хранении паспортов безопасности и других документов, содержащих информацию ограниченного распространения" (приложение 3 к настоящему Перечню);
- инструкцией по делопроизводству в организации;
- положением и инструкциями по охране труда;
- инструкцией о действиях персонала по эвакуации людей (согласно п. 12 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390) и пр.
V. План действий при установлении уровней террористической опасности
План действий при установлении уровней террористической опасности (далее - план действий) - документ оперативного характера, в котором отражена заранее намеченная система деятельности организации при установлении в субъекте (отдельной территории) Российской Федерации уровней террористической опасности, предусматривающая порядок выполнения согласованных по целям, задачам, месту и времени мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий террористического акта.
План действий состоит из пояснительной записки (собственно плана в виде текста с таблицами) и приложения, разрабатываемого в схематичной форме - "Организация управления, оповещения и связи при угрозе и совершении террористического акта". План действий утверждается руководителем организации.
План действий разрабатывается, оформляется, утверждается и актуализируется порядком, установленным Требованиями для разработки, согласования, утверждения и актуализации паспортов безопасности объектов, и по возможности одновременно с ними.
План действий в соответствии с п. 19 Требований должен иметь ограничительную пометку "Для служебного пользования" и составляется в единственном экземпляре, который хранится в организации вместе с первыми экземплярами паспортов безопасности объектов организации (п. 35 Требований).
План действий оформляется как отдельный документ с титульным листом и содержит:
I. Цели и задачи.
II. Мероприятия, осуществляемые на объектах организации, обеспечивающие усиление противодействия террористической опасности при установлении в субъекте (отдельной территории) Российской Федерации уровней террористической опасности.
III. Календарный план мероприятий по предупреждению или снижению негативных последствий террористического акта.
IV. Порядок информирования и реагирования при угрозе совершения или при совершении террористического акта на объекте.
Приложение к плану действий: "Организация управления, оповещения и связи при угрозе и совершении террористического акта".
Положения п. 20 Требований включаются в приложение к плану действий "Организация управления, оповещения и связи при угрозе и совершении террористического акта" в виде схемы прохождения информации от работника на объекте через руководителей объектов, руководителя организации-правообладателя, вышестоящего органа (Департамент здравоохранения города Москвы), управы района, территориальных органов безопасности, Росгвардии, МВД России, МЧС России, с указанием их номеров телефонов (факсов), адресов электронной почты и пр.
Руководитель организации в разделе IV Плана действий "Порядок информирования и реагирования при угрозе совершения или при совершении террористического акта на объекте" устанавливает форму доклада с учетом подпунктов "а"-"д" п. 21 и п. 22 Требований. При этом доклад начинается со слова "Говорит..." и заканчивается фразой "сообщите, кто принял информацию".
Например: "Говорит Иванов Иван Иванович, главный врач ГБУЗ "Городская поликлиника N 111 ДЗМ". Филиал N 1 поликлиники по адресу: Москва, Карантинная улица, д. 7, корп. 2. 15 сентября 2019 г. в 12 часов 15 минут на телефонный номер (495) 111-11-11 от неизвестного лица поступила информация о заложенном в здании взрывном устройстве.
На объекте 75 человек. Сообщите, кто принял информацию".
_________________________________________________________________________
"Петров Петр Петрович
Дежурный по отделу МВД по району Кузьминки
Сообщение передано 15 сентября 2019 г., 12 часов 22 минуты"
_________________________________________________________________________
"Сергеев Сергей Сергеевич
Дежурный по управлению ГОЧС ЮВАО
Сообщение передано 15 сентября 2019 г., 12 часов 40 минут"
... и т.д.
_________________________________________________________________________
Форма-шаблон доклада содержит постоянную информацию и место для переменной информации в виде символов __________. Под ними в скобках шрифтом меньшего размера располагается указание на содержание информации. Например: фамилия, имя, отчество, занимаемая должность.
Для повышения оперативности сообщений руководитель организации заблаговременно (в Плане действий) назначает должностных лиц организации, ответственных за подготовку и передачу информации. Форма-шаблон доклада и перечень телефонных номеров (электронных адресов) должна храниться у этих лиц в электронном виде (в т.ч. на мобильных устройствах).
Содержание и сроки мероприятий, предусмотренных пунктом 23 Требований, устанавливаются в разделах III и IV Плана действий.
Меры, осуществляемые на объектах организации и обеспечивающие усиление противодействия террористической опасности при введении в субъекте Российской Федерации (на отдельной территории Российской Федерации) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства", используются при разработке раздела II Плана действий.
VI. Организация контроля за обеспечением антитеррористической защищенности объектов
Для обеспечения выполнения Требований, а также федеральных законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов города Москвы, постановлений Правительства Москвы по противодействию терроризму, а также организационно-распорядительных документов по вопросам АТЗ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Департамента здравоохранения города Москвы руководитель организации издает необходимые организационно-распорядительные документы, в т.ч. упомянутые в настоящем Перечне (положения, инструкции, приказы, распоряжения, указания) и обеспечивает проверку их выполнения на объектах организации.
Контроль должен носить системный, комплексный характер и включать проверки по составляющим безопасности:
- обеспечения антитеррористической защищенности объектов;
- условий исполнения контракта на оказание услуг по охране имущества, обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах (далее - контракт на охрану) частной охранной организацией;
- соблюдения на объектах требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Руководитель организации издает приказ "Об организации контроля за обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности объектов", в котором устанавливает порядок осуществления и оформления результатов контроля, ответственных должностных лиц и утверждает документы, содержащиеся в приложениях к приказу:
а) план-график контроля обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов организации, который составляется на год;
б) типовые проверочные карты соблюдения требований по вопросам, относящимся к одной из составляющих безопасности.
Рекомендуется планировать ежемесячно не менее двух проверок каждого объекта по отдельным составляющим безопасности и АТЗ, при этом рекомендуется одну проверку проводить руководителю объекта, вторую - руководителю организации (или уполномоченным им лицам).
Для реализации единого подхода к оценке состояния уровня безопасности и АТЗ объектов, оперативного анализа отклонений от установленных требований действующих нормативных правовых актов организация разрабатывает проверочные листы (приложение 4 к настоящему Перечню) - бумажные бланки формата А4, содержащие перечни проверяемых вопросов со ссылками на положения нормативных правовых и распорядительных актов. Лицо, проводящее проверку, по каждому проверяемому вопросу делает отметку о соответствии или несоответствии требованиям.
По факту проверок организация ведет Журнал учета проверок состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов (приложение 5 к настоящему Перечню).
Журнал учета проверок состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов, проверочные листы с результатами проверок и акты обследования хранятся установленным в организации порядком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.