На основании постановления Администрации области от 28 октября 2013 г. N 493 "Об утверждении Государственной программы Псковской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики" в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. N Р-136 "Об утверждении методических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целях создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" и признании утратившим силу распоряжения Минпросвещения России от 1 марта 2019 г. N Р-21 "Об утверждении рекомендуемого перечня средств обучения для создания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей" Методических рекомендаций по созданию экостанций в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование":
1. Утвердить прилагаемые:
Комплекс мер ("дорожную карту") по созданию и функционированию Экостанции в городе Пскове Псковской области;
Концепцию создания и функционирования Экостанции в городе Пскове Псковской области.
2. Определить:
Комитет по образованию Псковской области региональным координатором по реализации Комплекса мер ("дорожной карты") по созданию и функционированию Экостанции в городе Пскове Псковской области;
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Псковской области "Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества" ответственным за функционирование Экостанции в городе Пскове Псковской области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора области Емельянову В.В.
Губернатор области |
М. Ведерников |
Комплекс мер
("дорожная карта") по созданию и функционированию Экостанции в городе Пскове Псковской области
(утв. распоряжением Администрации области от 3 июля 2020 г. N 342-р)
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Результат |
Срок исполнения |
Утверждение должностного лица, ответственного за создание Экостанции в городе Пскове Псковской области (далее - Экостанция) |
Комитет по образованию Псковской области |
Приказ Комитета по образованию Псковской области |
В сроки, определенные ФГБОУ ДО "Федеральный детский эколого-биологический центр" |
Определение организации, в структуре которой будет создана Экостанция |
Комитет по образованию Псковской области |
Распоряжение Администрации области |
Июнь 2020 г. |
Определение перечня направлений деятельности Экостанции |
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Псковской области "Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества" (далее - Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества) |
Типовое положение об Экостанции |
Июнь 2020 г. |
Подготовка и утверждение учебно-методических документов Экостанции |
Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Учебно-методические документы Экостанции |
Июнь 2020 г. |
Формирование перечня оборудования и средств обучения и воспитания для создания Экостанции в целях открытия новых мест дополнительного образования естественнонаучной направленности |
Комитет по образованию Псковской области, Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Утвержденный инфраструктурный лист |
В сроки, определенные ФГБОУ ДО "Федеральный детский эколого-биологический центр" |
Организация работы с ФГБОУ ДО "Федеральный детский эколого-биологический центр" по получению экспертных заключений на перечень оборудования в рамках создания новых мест дополнительного образования детей естественнонаучной направленности |
Комитет по образованию Псковской области, Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Экспертные заключения |
В сроки, определенные ФГБОУ ДО "Федеральный детский эколого-биологический центр" |
Заключение соглашения с ФГБОУ ДО "Федеральный детский эколого-биологический центр" |
Комитет по образованию Псковской области, Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Соглашение |
Июнь 2020 года |
Подготовка и утверждение финансово-хозяйственной документации для создания Экостанции |
Комитет по образованию Псковской области, Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Смета |
Июнь 2020 года |
Объявление закупки товаров и услуг для Экостанции |
Комитет по образованию Псковской области, Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Извещение о проведении закупок |
Июнь 2020 года |
Закупка, доставка и наладка оборудования для Экостанции |
Комитет по образованию Псковской области, Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Товарные накладные и акты приемки работ |
Июнь 2020 года |
Набор персонала Экостанции |
Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Оформленные трудовые договоры |
Июнь-август 2020 года |
Проведение курсов повышения квалификации педагогических работников, осуществляющих функции Экостанции на базе ФГБОУ ДО "Федеральный детский эколого-биологический центр" Фонда новых форм развития образования, региональные ресурсные центры по развитию естественнонаучной направленности дополнительного образования |
Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Удостоверения о повышении квалификации |
Июнь-август 2020 года |
Набор обучающихся на новые (обновленные) дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности на базе Экостанции |
Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Списки обучающихся |
Август 2020 года |
Утверждение медиаплана работы Экостанции |
Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Медиаплан на 2020 - 2021 гг. |
Август 2020 года |
Открытие Экостанции |
Комитет по образованию Псковской области, Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества |
Торжественное открытие |
01 сентября 2020 года |
Внесение изменений в государственное задание организации, в структуре которой будет создана Экостанция |
Комитет по образованию Псковской области |
Новое государственное задание |
Октябрь 2020 года |
Концепция
создания и функционирования Экостанции в городе Пскове Псковской области
(утв. распоряжением Администрации области от 3 июля 2020 г. N 342-р)
Экостанция в городе Пскове Псковской области (далее -Экостанция) представляет собой современную организационно - методическую модель обновления содержания дополнительного образования естественно-научной направленности реализуемую в организационной форме структурного подразделения, созданного в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Псковской области "Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества" реализующая дополнительные общеобразовательные программы естественнонаучной направленности по трем профильным направлениям: "Био" "Экомониторинг" "Профи" соответствующим приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, и перечню критических технологий в Российской Федерации.
Экостанция размещена в двухэтажном отдельно стоящем здании с общей площадью помещений 1 047,3 кв. м по адресу: ул. Яна Фабрициуса, д. 24, г. Псков, Псковская область, 180004.
Помещения, выделенные под размещение Экостанции, соответствуют требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
Экостанция располагается в удобной транспортной доступности для населения, вблизи главных автомагистралей, в 100 м от остановок пассажирского транспорта. Пешеходные переходы организованы на выделенных участках, обозначенных специальными дорожными знаками и разметкой.
К зданию Экостанции имеются удобные подъездные пути для легкового и грузового транспорта, оборудована автостоянка. Рядом с Экостанцией располагаются общеобразовательные организации, детские сады, школы, что создает благоприятную геопозицию для реализации сетевых образовательных программ.
Здание Экостанции подключено ко всем необходимым коммуникациям.
Экостанция выступает в роли координатора направлений по проведению мониторинговых исследований окружающей среды, по освоению и изучению исследовательских методов, применяемых основными биологическими науками, развитию экологии и охраны окружающей среды, профориентации школьников в Псковской области.
Цель Экостанции - создание современной практико-ориентированной, мотивирующей образовательной среды, ориентированной на удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей обучающихся в интеллектуальном и духовно-нравственном развитии, формирование у детей и молодежи естественнонаучной грамотности, а также подготовку кадрового резерва для работы в сфере актуальных и перспективных профессий в области естественных наук.
Задачи Экостанции:
создание современной инфраструктуры, а внутри нее -образовательной практико-ориентированной среды, обеспечивающей формирование детей и молодежи любви и ответственного отношения к окружающей среде, Родине, семье;
способствовать социализации и адаптации обучающихся разных социальных групп к жизни в обществе;
формирование условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
обеспечение доступа молодежи к высокотехнологичному научно- исследовательскому оборудованию и технологиям;
способствовать профессиональной ориентации детей и молодежи на получение фундаментального естественнонаучного образования, научные исследования;
увеличить доступность дополнительного образования и охват обучающихся дополнительными общеобразовательными программами естественнонаучной направленности.
Функции Экостанции:
разработка, апробация и распространение современных вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ нового поколения по естественнонаучной направленности в тесной взаимосвязи с профессиональными образовательными и научными организациями, природоохранными учреждениями, ведущими производственными предприятиями и компаниями, негосударственным сектором экономики, в том числе с использованием сетевой формы реализации дополнительных общеобразовательных программ;
реализация модели адресной работы с детьми с особыми образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, одаренные дети) в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности;
организация дополнительного профессионального образования в целях совершенствования профессиональных компетенций педагогических кадров сферы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности по программам Экостанции;
участие в разработке и реализации приоритетных инновационных и эколого-просветительских проектов на региональном и федеральном уровнях, в том числе в проектах государственно-частного и социального партнерства;
разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и новых форм обучения в сфере дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в Псковской области;
обеспечение подготовки и ранней профессиональной ориентации будущих кадров для потребностей социально-экономического и устойчивого экологического развития Псковской области;
организация и проведение муниципальных и региональных мероприятий в сфере естественнонаучной направленности;
внедрение проектного управления в деятельность Экостанции;
формирование и развитие института наставничества и волонтерства для сопровождения исследовательских и проектных инициатив обучающихся в естественнонаучной сфере;
формирование и распространение лучших образовательных практик в сфере дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в Псковской области.
Экостанция предполагает работу со следующими категориями населения:
с детьми от 10 до 18 лет;
с родительским сообществом (вовлечение в разработку образовательных программ, просветительская работа);
с руководителями, специалистами и педагогами сферы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности в рамках организации повышения профессиональной компетенции;
со студенческой молодежью, выступающей в статусе наставников (тьюторов) и/или образовательных волонтеров Экостанции;
со специалистами (в статусе наставников) предприятий реального сектора экономики, научных организаций, бизнес компаний.
Направления деятельности Экостанции
Направлениями деятельности Экостанции являются:
"Био" (фундаментальные тематические направления программ: ботаника, зоология, общая экология).
В рамках данного направления реализуются дополнительные общеобразовательные программы, ориентированные на освоение и изучение исследовательских методов, применяемых основными биологическими науками: ботаникой, зоологией, общей экологией.
Это направление включает в себя реализацию программ по всем отраслям фундаментальной биологии, систематике и географии низших и высших растений (геоботаника, биоморфология, микология), зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, зоогеографии, почвоведении, гидробиологии и др.
Направление сфокусировано на работу с детьми, ориентированными на участие в научных и образовательных конкурсах, научно-практических конференциях, исследовательских и поисковых коллективных и индивидуальных проектах, предметных олимпиадах различного уровня.
"Экомониторинг" (тематические направления программ: общая экология, прикладная экология и организация мониторинговых исследований окружающей среды).
Данное направление включает в себя теоретическую подготовку по направлению "экология" освоение навыков организации проектной и исследовательской деятельности, в том числе проведение экологического мониторинга за состоянием окружающей среды.
В рамках данного направления предполагается реализация комплекса образовательных программ и методик высокой степени научной, технологической и педагогической проработки в области экологии, знакомство обучающихся с современным инструментарием и методами наблюдения, сбора, обработки и распространения информации о состоянии и динамике окружающей среды. Обучение детей происходит на современном исследовательском оборудовании и использовании цифровых технологий обработки данных (приборы, датчики, экспресс-лаборатории).
"Профи" (тематические направления программ: профориентирование и"зеленые профессии будущего, биотехнологии, урбанистика, ландшафтный дизайн).
Данное направление носит профориентационный характер и предполагает реализацию модульных дополнительных общеобразовательных программ, ориентированных на знакомство обучающихся с актуальными и перспективными профессиями в естественнонаучной сфере.
Цель реализации программ данного направления - предпрофильная подготовка обучающихся к выбранным профессиям естественнонаучного профиля, в том числе к профессиям, входящим в атлас профессий будущего в соответствии с направлениями деятельности Экостанции.
Данное направление рассчитано для обучающихся старшего школьного возраста и реализуется в тесной связи с учреждениями профессионального образования (в рамках сетевого взаимодействия), индустриальными партнерами и другими компаниями.
Организация образовательного процесса в Экостанции
Образовательный процесс в Экостанции осуществляется по дополнительным общеобразовательным программам естественнонаучной направленности, разработанным на основе модульного принципа в соответствии с тремя направлениями деятельности Экостанции.
Основными видами организации образовательного процесса Экостанции является учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Экостанция самостоятельно определяет перечень дополнительных общеобразовательных программ на учебный год, который является открытым и ежегодно может изменяться и (или) дополняться. Экостанцией также обеспечивается разработка дополнительных общеобразовательных программ.
Совершенствование дополнительных общеобразовательных программ осуществляется посредством реализации следующих механизмов:
обновление содержания дополнительных образовательных программ и методов обучения на основе программного подхода, включающего в себя методы целеполагания, прогнозирования, планирования, программирования развития региональной системы дополнительного образования детей естественнонаучной направленности, исходя из приоритетов обновления и содержания дополнительных общеобразовательных программ, определяемых на основе документов стратегического планирования федерального и регионального уровней;
создание условий для построения обучающимися индивидуального учебного плана и возможности непрерывного образования путем выстраивания образовательных связей на разных уровнях образования, в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных программ;
конвергентный подход в разработке дополнительных образовательных программ, реализация междисциплинарных программ, включающих в себя элементы нескольких направленностей;
модульный подход (разработка модульных программ, представляющих собой "конструктор" состоящий из самостоятельных образовательных блоков, которые могут компоноваться в зависимости от цели деятельности, быть изучены автономно как отдельная образовательная программа с планируемыми результатами обучения и формами контроля);
использование в реализации дополнительных общеобразовательных программ современных методов и форматов обучения, направленных на развитие метапредметных навыков, навыков проектной деятельности, учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями, навыками, при котором образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное обучение);
ориентация дополнительных общеобразовательных программ на образовательные потребности и интересы обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам;
вовлечение в разработку дополнительных общеобразовательных программ представителей общественных объединений, работодателей, родительского сообщества;
ориентация дополнительных общеразвивающих программ на приоритетные направления социально-экономического развития Псковской области на среднесрочные и долгосрочные периоды.
Кадровое обеспечение
Для реализации программ Экостанции планируется привлекать педагогов дополнительного образования с высшим педагогическим естественнонаучным образованием без предъявления требования к квалификационной категории, но обладающих достаточным практическим опытом, особенно в области организации проектной и исследовательской деятельности с учащимися в естественнонаучном направлении, владеющих инновационными технологиями организации образовательного процесса и имеющих высокий уровень ИКТ-компетентности.
Штатное расписание Экостанции
Категория персонала |
Должность |
Количество штатных единиц |
Руководитель Экостанции |
Руководитель Экостанции в городе Пскове Псковской области |
1 |
Методист |
|
1 |
Педагог дополнительного образования |
Педагог дополнительного образования |
3 |
Педагог организатор |
|
1 |
Лаборант |
|
1 |
Перечень показателей деятельности Экостанции
Ключевой показатель эффективности деятельности Экостанции |
% от общего количества |
Количество детей, охваченных новыми дополнительными общеразвивающими программами естественнонаучной направленности на базе Экостанции |
100 |
в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
По факту |
Количество педагогов, имеющих профильное (естественнонаучное) образование |
100 |
Количество педагогов, прошедших повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам по профилю работы Экостанции |
Не менее 50 |
Кол-во привлеченных специалистов (наставников), в том числе из предприятий реального сектора экономики, образовательных волонтеров для реализации дополнительных общеразвивающих программ |
Не менее 1 на каждое направление Экостанции |
Количество направлений Экостанции |
Не менее 2 |
Участие обучающихся в различных конкурсах, мероприятиях по плану работы Федерального детского эколого-биологического центра |
Не менее 5 |
в том числе в мероприятиях из Перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, утверждаемых Министерством просвещения Российской Федерации |
Не менее 3 |
Участие педагогов и методистов в различных конкурсах, мероприятиях по плану работы Федерального детского эколого-биологического центра |
10 |
Участие педагогических работников в методических и научно-методических мероприятиях Федерального детского эколого-биологического центра (вебинары, совещания, конференции) |
80 |
Количество публикаций работ победителей и дипломантов (обучающихся) всероссийских конкурсных мероприятий от Экостанции в информационно-методическом журнале Федерального детского эколого-биологического центра"Юннатский вестник |
Не менее 20% от общего объема |
Количество публикаций методических материалов участников всероссийских конкурсных мероприятий для педагогов и методистов Экостанции в информационно-методическом журнале Федерального детского эколого-биологического центра"Юннатский вестник |
Не менее 2 публикаций в год на 1 педагога или методиста |
Количество публикаций педагогов и методистов в рецензируемых научных и научно-методических изданиях |
1 публикация в год на 1 педагога или методиста |
Количество федеральных и региональных проектов, в которых участвует Экостанция |
Минимально 1 проект |
Участие Экостанции и ее сотрудников в конкурсных отборах по предоставлению грантов, конкурсах инноваций в экологической сфере |
Факт участия |
Презентация опыта Экостанции для других экостанций, созданных в субъектах Российской Федерации |
Не менее 2 мероприятий в год |
Количество заключенных соглашений Экостанции с профессиональными образовательными и научными организациями, природоохранными учреждениями, ведущими производственными предприятиями и компаниями, организациями негосударственного сектора, в том числе договоров о сетевой форме реализации дополнительных общеразвивающих программ |
Не менее 2 заключенных соглашений по каждому направлению деятельности Экостанции |
Количество дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в сетевой форме на базе Экостанции |
Не менее 2 |
Наличие собственной экспериментальной базы или заключенного договора о предоставлении пользования экспериментальной базой |
Наличие |
в том числе: |
|
лабораторий |
Наличие |
ботанического сада и/или экспериментальных участков |
Наличие |
мини-зоопарка и/или живого уголка |
Наличие |
естественнонаучного музея |
Наличие |
Наличие собственной библиотеки и медиатеки |
Наличие |
Наличие "зеленой инфраструктуры" на базе Экостанции (организация работы со сбором отходов и их правильной утилизацией, экологизация деятельности сотрудников и учащихся, рациональное энергопотребление, наличие рекреационных зон и т.д.) |
Наличие |
Количество выпускников Экостанции, выбравших естественнонаучные специальности/направления профессионального образования (среднего или высшего) |
30 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Псковской области от 3 июля 2020 г. N 342-р "О мероприятиях по созданию Экостанции в городе Пскове Псковской области"
Вступает в силу с 3 июля 2020 г.
Текст распоряжения опубликован не был