Конституционный суд Республики Саха (Якутия) в составе Председателя А.Н. Ким-Кимэн, судей Ю.Н. Бацева, Е.М. Винокурова, Г.Г. Кононова, И.И. Николаева; с участием заявителя - Председателя Союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)" Н.Н. Дегтярева, представителя заявителя - руководителя правовой инспекции труда - Главного правового инспектора Союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)" Н.И. Барковской; представителей Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) как стороны, принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, - заместителя начальника государственно-правового управления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Н. Иванова, главного специалиста государственно-правового управления Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Т.Л. Самсоновой; представителя Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) - руководителя Департамента по государственно-правовым вопросам Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) О.В. Романовой; представителя Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) - заместителя Министра труда и социального развития Республики Саха (Якутия) А.В. Постникова; представителя Прокуратуры Республики Саха (Якутия) - прокурора отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Г.В. Тарского; представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) - ведущего специалиста-эксперта отдела регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Л.И. Неустроевой; рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба Союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)", а основанием - обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия) оспариваемые заявителем законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Г.Г. Кононова, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание представителей государственных органов, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
установил:
1. В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" звание "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" присваивается: 1) лицам, награжденным орденом Республики Саха (Якутия) "Полярная звезда", знаком отличия "Гражданская доблесть", удостоенным почетного звания "Почетный гражданин Республики Саха (Якутия)", почетного звания Республики Саха (Якутия) "Заслуженный" и имеющим страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, приходящийся на период работы (службы) на территории Республики Саха (Якутия); 2) лицам, имеющим страховой стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии по старости, не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин, из которых не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин страхового стажа приходится на период работы (службы) на территории Республики Саха (Якутия), в том числе не менее 15 лет - в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия).
Приведенные законоположения, конституционность которых оспаривается в жалобе Союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)", определяющие условия присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", по мнению заявителя, нарушают основные права граждан, поскольку не соответствуют статьям 3 (часть 2), 15 и 23 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)" полагает, что указанными положениями пунктов 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" в качестве условия присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" не предусматривается награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), как варианта более лояльной возможности, предоставляемой нормами подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", претендовать на присвоение звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" лицам, награжденным этими ведомственными знаками отличия, отсутствие которого ограничивает круг лиц, заслуживающих права на присвоение им звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" по сравнению с устанавливаемым указанным федеральным законоположением.
По мнению заявителя, положение пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)", устанавливающее круг лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", который ограничивается только лицами, награжденными орденом Республики Саха (Якутия) "Полярная звезда", знаком отличия "Гражданская доблесть", удостоенными почетного звания "Почетный гражданин Республики Саха (Якутия)", почетного звания Республики Саха (Якутия) "Заслуженный", исключает возможность присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" гражданам награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и ставит их тем самым в неравное правовое положение с гражданами, имеющими такую возможность по правилам, предусмотренным федеральным законодательством, а, следовательно, не соответствует нормам статей 15 и 23 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Заявитель указывает в жалобе, что положение пункта 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)", обусловливающее, не предусмотренное федеральным законодательством, нормативное единство взаимосвязанных правил, устанавливающих в качестве условия присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" требование наличия периода работы (службы) на территории Республики Саха (Якутия) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) исключительно Республики Саха (Якутия) при наличии страхового стажа, учитываемого для назначения страховой пенсии по старости, не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин, из которых не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин страхового стажа приходится на период работы (службы) на территории Республики Саха (Якутия), закрепляет нормативную дифференциацию этих граждан в соответствии с критерием сферы деятельности (отрасли экономики), который исключает возможность присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" гражданам, имеющим данный страховой стаж, приходящийся на период работы (службы) на территории Республики Саха (Якутия), но не включающий в себя период работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия), и тем самым нарушает основные права граждан, гарантированные статьями 3 (часть 2), 15 и 23 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)" считает, что взаимосвязанные нормативные установления положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)", определяющие условия присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", противоречат указанным статьям Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) в той мере, в какой по своему буквальному смыслу и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они исключают возможность присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" гражданам, продолжительная и добросовестная трудовая деятельность которых осуществлялась ими на территории Республики Саха (Якутия), и, следовательно, тем самым препятствуют наделению этих граждан, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством, заслуживающих ветеранский статус за их активное участие в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия), данным статусом, предполагающим социальную защиту в виде социальной поддержки в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Саха (Якутия) по настоящему делу являются положения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" в той мере, в какой эти положения служат законодательным основанием присвоения гражданам звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)".
2. Конституция Российской Федерации относит социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72). По смыслу данного конституционного установления, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации призваны совместно с федеральными государственными органами в меру своих конституционных полномочий участвовать в реализации функций социального государства и обеспечивать эффективные правовые механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством.
Следовательно, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, в том числе имеющих трудовые заслуги перед обществом и государством, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение, недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты. Обязанность законодателя соблюдать названные принципы неоднократно подтверждалась Конституционным Судом Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 1 марта 2007 года N 129-О-П и от 17 июля 2007 года N 624-О-П).
Положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающими правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), определяющими статусные категории ветеранов, а также закрепляющими условия, соблюдение которых необходимо для получения статуса ветерана конкретной категории, а, следовательно, приобретения права на соответствующие меры социальной поддержки как основного неотъемлемого элемента этого статуса, предусмотрено, что ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (пункт 1 статьи 7). Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7). Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22). Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации установление правового статуса ветерана, выбор критериев присвоения гражданину статуса ветерана, а также отнесения граждан, наделенных этим статусом, к конкретной категории ветеранов, предусмотренной Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", позволяющей им претендовать на соответствующие меры социальной поддержки, является прерогативой федерального законодателя, который в процессе реализации на основании статей 71 (пункты "в", "е") и 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации своих полномочий в сфере социальной защиты обладает широкой дискрецией как при установлении мер социальной поддержки, так и при определении категорий граждан, нуждающихся в социальной защите. При этом, осуществляя соответствующее правовое регулирование, федеральный законодатель связан требованиями Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 19 (части 1 и 2), обязывающими его следовать гарантирующим защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод принципам юридического равенства и справедливости, из которых вытекает необходимость равного обращения с лицами, находящимися в равных условиях, и соблюдение которых означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 года N 24-П и от 6 февраля 2014 года N 2-П).
Предоставление Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (пункт 4 статьи 7) субъектам Российской Федерации полномочий определять своими законами и иными нормативными правовыми актами порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" не предполагает обязанности субъектов Российской Федерации присваивать гражданам равнозначное либо замещающее звание "Ветеран труда" звание "Ветеран труда субъекта Российской Федерации", законодательное закрепление которого предусматривает нормативную дифференциацию наличия у граждан статуса ветерана труда на общероссийский и региональный. Согласно правил федерального законодательства установление правового регулирования, предусматривающего присвоение звания "Ветеран труда субъекта Российской Федерации", предполагающего предоставление соответствующих мер социальной поддержки данной категории ветеранов труда, является правомочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, федеральными нормами не предусматривается императивное требование учреждения законодателями субъектов Российской Федерации собственного правового статуса "Ветеран труда субъекта Российской Федерации". Вместе с тем, федеральными законоположениями не ограничивается возможность субъектов Российской Федерации устанавливать своими законами и иными нормативными правовыми актами региональный статус ветерана труда в качестве специфического статуса особой категории граждан, предполагающего предоставление мер социальной поддержки, которые являются расходными обязательствами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Кроме того, субъекты Российской Федерации, в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, имеют возможность установить дополнительные гарантии закрепленных федеральным законом прав граждан, направленные на конкретизацию основных гарантий этих прав и создание специальных механизмов их реализации, с учетом региональных особенностей (условий) и с соблюдением конституционных требований о непротиворечии законов субъектов Российской Федерации федеральным законам и о недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина в форме иной, нежели федеральный закон (Постановления от 21 июня 1996 года N 15-П, от 30 ноября 2000 года N 15-П, от 11 марта 2008 года N 4-П, от 18 июля 2012 года N 19-П, от 8 декабря 2015 года N 32-П и др.).
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, включающим социальную защиту, предполагает право субъектов Российской Федерации устанавливать собственное правовое регулирование отношений в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе, нормативно определять порядок и условия присвоения регионального звания ветерана труда, являющегося основанием предоставления дополнительных мер социальной поддержки за счет средств собственных бюджетов.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, и относит разрешение этих вопросов к компетенции законодателя, который, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, предусматривает конкретные меры социальной защиты, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих наличие у отдельных категорий граждан специального правового статуса. При этом соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лицам, принадлежащим к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания, а при установлении соответствующего правового регулирования и внесении в него изменений законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства, в соответствии с которыми такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П, от 20 декабря 2010 года N 21-П и др.).
Из приведенных федеральных законоположений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что регулирование вопросов социального обеспечения является прерогативой законодателя, который определяя в законе правовые основания государственной социальной помощи (поддержки) граждан, ее виды, условия, формы и порядок предоставления, вправе устанавливать как общие условия предоставления государственной социальной помощи (поддержки), так и особенности приобретения права на государственную социальную помощь (поддержку), включая определение критериев принадлежности граждан к категории лиц, имеющим особый правовой статус, в зависимости от объективно значимых жизненных обстоятельств.
3. Положения Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), возлагающие на государство обязанности защищать и гарантировать права и свободы человека и гражданина как высшей ценности, разрабатывать и осуществлять политику, направленную на обеспечение социальной защиты граждан (часть 1 статьи 2, статья 23, пункты 2 и 4 статьи 52) предполагают осуществление органами государственной власти Республики Саха (Якутия) нормотворческой деятельности, направленной на формирование правовой основы, обеспечивающей надлежащий уровень социальной защиты ветеранов труда, соответствующий их особому правовому статусу, обусловленному повышенной социальной значимостью этого статуса, уважением многонациональным народом Республики Саха (Якутия) вклада предшествующих поколений в развитие республики и уважением Республикой Саха (Якутия) прав и свобод человека и гражданина (преамбула, часть 1 статьи 10).
Законодатель Республики Саха (Якутия), руководствуясь приведенными конституционными установлениями, принимая во внимание уважение многонациональным народом Республики Саха (Якутия) вклада предшествующих поколений в развитие республики (преамбула Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), в целях создания условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, принял Закон Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)", положениями пунктов 1 и 2 части 1 статьи 2 которого предусмотрено, что звание "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" присваивается: 1) лицам, награжденным орденом Республики Саха (Якутия) "Полярная звезда", знаком отличия "Гражданская доблесть", удостоенным почетного звания "Почетный гражданин Республики Саха (Якутия)", почетного звания Республики Саха (Якутия) "Заслуженный" и имеющим страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, приходящийся на период работы (службы) на территории Республики Саха (Якутия); 2) лицам, имеющим страховой стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии по старости, не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин, из которых не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин страхового стажа приходится на период работы (службы) на территории Республики Саха (Якутия), в том числе не менее 15 лет - в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия).
Таким образом, по смыслу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" звание "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" присваивается лицам, продолжительная добросовестная трудовая деятельность которых осуществлялась ими на территории Республики Саха (Якутия), и по сути является нормативной формой выражения общественного и государственного признания особых заслуг этих лиц в области социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), в целях создания условий, обеспечивающих им почет и уважение в обществе. Присвоение данным лицам звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" означает, что они наделяются Республикой Саха (Якутия) за их активное участие в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) и трудовые заслуги перед обществом и государством специальным правовым статусом ветерана труда Республики Саха (Якутия), предполагающим повышенный уровень их социальной защиты в виде соответствующих мер социальной поддержки, предоставляемых Республикой Саха (Якутия) в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь.
Законодатель Республики Саха (Якутия), определяя формы и способы социальной защиты, в том числе комплексную систему социальных гарантий, реализуя при этом свои дискреционные полномочия, в рамках которых ему предоставлена достаточно широкая свобода усмотрения, устанавливая правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения, предусмотрел с учетом экономических и социальных факторов предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в целях как локализации (минимизации) трудной жизненной ситуации, являющейся следствием обстоятельств, объективно ухудшающих условия жизнедеятельности гражданина, последствия которых гражданин не может преодолеть самостоятельно, так и компенсации материальных и финансовых затрат, связанных с нахождением гражданина в конкретных жизненных обстоятельствах, в том числе с учетом особенностей объективно значимых жизненных обстоятельств, предполагающих объективную необходимость предоставления ему соответствующих мер социальной поддержки.
Поскольку правовой статус ветерана труда Республики Саха (Якутия) в силу приведенных положений Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и правил законодательства Республики Саха (Якутия) по своей правовой природе является нормативно оформляемой благодарностью (вознаграждением) выражаемой населением Республики Саха (Якутия) и законодательно закрепляемой Республикой Саха (Якутия) в виде общественного и государственного признания особых трудовых заслуг ветеранов труда Республики Саха (Якутия) перед обществом и Республикой Саха (Якутия) за их активное участие в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия) в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение в обществе, меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда Республики Саха (Якутия), не обладают качествами социальных пособий, а, следовательно, право на получение данных мер не может рассматриваться в контексте реализации конституционного права на социальное обеспечение, гарантированного статьей 23 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия).
Конституционный суд Республики Саха (Якутия), по смыслу части 1 статьи 86 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", оценивает конституционность проверяемых законоположений исходя из их места в системе правовых норм. Поэтому конституционность пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" согласно которому звание "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" присваивается лицам, награжденным орденом Республики Саха (Якутия) "Полярная звезда", знаком отличия "Гражданская доблесть", удостоенным почетного звания "Почетный гражданин Республики Саха (Якутия)", почетного звания Республики Саха (Якутия) "Заслуженный" и имеющим страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, приходящийся на период работы (службы) на территории Республики Саха (Якутия), оценивается Конституционным судом Республики Саха (Якутия) в нормативном единстве с положениями Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 года 135/1-З N 275-III "О государственных наградах Республики Саха (Якутия)", устанавливающего правовые основы учреждения и присвоения государственных наград Республики Саха (Якутия) (преамбула).
Согласно положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2004 года 135/1-З N 275-III "О государственных наградах Республики Саха (Якутия)" государственные награды Республики Саха (Якутия) являются высшей формой государственного и общественного признания особых заслуг граждан в области общественно-политического, социально-экономического и культурного развития, государственного строительства Республики Саха (Якутия) (статья 1), систему государственных наград составляют ордена, медали, почетные звания, государственные премии, Грамота Главы Республики Саха (Якутия) и знаки отличия Республики Саха (Якутия) (статья 2), к государственным наградам относятся: 1) орден Республики Саха (Якутия) "Полярная звезда"; 2) медали Республики Саха (Якутия), учрежденные в порядке, установленном настоящим законом; 3) почетное звание "Почетный гражданин Республики Саха (Якутия)"; 4) почетное звание Республики Саха (Якутия) "Народный"; 5) почетное звание Республики Саха (Якутия) "Заслуженный"; 6) государственные премии Республики Саха (Якутия); 7) Грамота Главы Республики Саха (Якутия); 8) знаки отличия и почетные знаки Республики Саха (Якутия) (статья 4).
Правомочие закрепления законодателем Республики Саха (Якутия) в пункте 1 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" исчерпывающего перечня государственных наград Республики Саха (Якутия), являющихся основанием присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", который не включает в себя иные государственные награды Республики Саха (Якутия), составляющие систему государственных наград Республики Саха (Якутия), и тем самым ограничивает круг лиц, заслуживающих присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", по сравнению с лицами, награжденными этими государственными наградами Республики Саха (Якутия), вытекает по сути из самой его статусной законодательной дискреции.
Вместе с тем, соответствующая пункту 1 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" дифференциация, не учитывающая иные государственные награды Республики Саха (Якутия), кроме указанных в настоящем пункте, устанавливает нормативный запрет присвоению звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" лицам, имеющим иные государственные награды Республики Саха (Якутия), а, следовательно, принадлежащим к одной категории лиц, награжденных государственными наградами Республики Саха (Якутия), являющимися высшей формой государственного и общественного признания особых заслуг этих граждан в области общественно-политического, социально-экономического и культурного развития, государственного строительства Республики Саха (Якутия), ограничивает круг лиц, заслуживающих присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", по сравнению с лицами, награжденными этими государственными наградами Республики Саха (Якутия), не имеет должного объективного и разумного обоснования преследуемых законодателем Республики Саха (Якутия) конституционно значимых целей, достижение которых необходимо для существования справедливости в данной сфере правового регулирования.
Кроме того, практика регионального правового регулирования показывает, что в большинстве субъектов Российской Федерации, законодательством которых устанавливается статус ветеранов труда соответствующих субъектов Российской Федерации, в качестве основания его присвоения предусматривается факт награждения государственной наградой этого субъекта Российской Федерации, в том числе орденом, медалью, почетной грамотой (благодарностью) высшего должностного лица (главы, губернатора) и (или) законодательного (представительного) органа государственной власти, а также знаком отличия, либо присвоения почетного звания.
Следовательно, законодатель Республики Саха (Якутия), исходя из требований Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), в том числе ее статьи 3 (часть 2), устанавливающей обязанность государства осуществлять свою деятельность на принципе социальной справедливости, правомочен сформулировать нормативное правило, предусматривающее, что порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Республики Саха (Якутия), и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Республики Саха (Якутия).
Таким образом, установление правового регулирования, предполагающего дифференцированный подход законодателя Республики Саха (Якутия) к определению условий присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", содержащих в качестве одного из критериев, предъявляемых лицам, претендующим на присвоение этого звания, факт награждения конкретной государственной наградой Республики Саха (Якутия) из перечня государственных наград Республики Саха (Якутия), указанного в пункте 1 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)", само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционный принцип правового равенства граждан или ограничивающее конституционное право на социальное обеспечение, предусмотренные Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), ее статьями 15 и 23.
4. Положением пункта 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" в качестве условия присвоения лицам, имеющим страховой стаж, учитываемый для назначения страховой пенсии по старости, не менее 40 лет для мужчин и не менее 35 лет для женщин, из которых не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин страхового стажа приходится на период работы (службы) на территории Республики Саха (Якутия), звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", предусматривается требование наличия периода работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия).
Данное требование имеют целью стимулировать граждан к продолжительной работе в одной сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия), предполагающей приобретение специфического трудового опыта, включающего в себя накопленные специальные знания, умения и навыки соответствующих высокому уровню профессионально-квалификационных характеристик и профессионально-компетентной репутации этих граждан, обеспечивающих их актуальную конкурентоспособность как работников и тем самым востребованность обществом и государством их уникальной профессиональной пригодности.
Тем не менее названное требование препятствует присвоению звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" гражданам, которые при соблюдении иных условий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)", в том числе имеющим страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, приходящийся на период работы (службы) на территории Республики Саха (Якутия) в различных сферах деятельности (отраслях экономики) Республики Саха (Якутия), не могут быть наделены этим званием по причине отсутствия периода работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия).
Мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации, где предусмотрен статус ветеранов труда соответствующих субъектов Российской Федерации, показывает, что критерий наличия периода работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) исключительно этих субъектов Российской Федерации в качестве условия присвоения регионального звания ветерана труда правовым регулированием данных субъектов Российской Федерации не устанавливается.
В современных условиях рыночной экономики, характеризующейся существованием острой конкуренции в сфере трудовых отношений, нестабильности и динамичности экономической ситуации как в стране, так и в мире в целом, обусловленных периодическими кризисами глобальной экономики, являющихся причиной банкротства и (или) ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм собственности и иных работодателей, либо сокращения численности их работников, многие граждане, утратившие работу в результате этих жизненных обстоятельств, а не по собственной инициативе, были вынуждены трудоустраиваться в иных сферах деятельности (отраслях экономики) Республики Саха (Якутия). Кроме того, современные процессы кардинальной модернизации национальной экономики в связи с ее цифровым моделированием, телекоммуникационной оптимизацией, широким распространением технологий робототехники и внедрением других научно-технических инноваций, также неблагоприятно отражаются на ситуации в сфере занятости населения и имеют негативные последствия, нивелирующие стабильное состояние трудовых ресурсов, и являются причиной возникновения многочисленных рисков существования возможности продолжить гражданину работать (служить) в одной сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия) не менее 15 лет.
С этой точки зрения, исполнение лицами, заслуживающими присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" по всем иным основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)", требования наличия периода работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия), как сформулированное законодателем Республики Саха (Якутия) на необъективных критериях жизненных обстоятельств, является чрезмерно затруднительным. Вместе с тем наделение в установленном законом порядке граждан, признанных на основании определяемых законом условий заслуживающими присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", соответствующими этому званию правами, как и само по себе законодательное закрепление перечня условий при соблюдении которых гражданину может быть присвоено данное звание, не выходит за рамки дискреционных полномочий законодателя Республики Саха (Якутия), поскольку является элементом правового механизма социальной защиты и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение конституционного принципа правового равенства граждан, ни как умаление государственных гарантий реализации права на социальное обеспечение в установленных законом случаях.
Таким образом, законодатель Республики Саха (Якутия), реализуя свои дискреционные полномочия, предоставленные ему федеральными законоположениями, по установлению правового механизма социальной защиты для отдельных категорий граждан, предусмотрел специальное регулирование, в том числе в части определения критериев присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", установив правила, закрепляющие в качестве условий присвоения этого звания требование наличия периода работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия), нормативно ограничивающее круг лиц, претендующих на присвоение данного звания, не нарушил конституционные пределы законодательной компетенции субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, законодатель Республики Саха (Якутия), устанавливая перечень условий присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)" и определяя нормативное содержание правил этих условий, должен принимать во внимание целевое назначение положений включаемых в него элементов и исходить из того, что их законодательное закрепление, как и формулирование иных правовых норм, может быть оправдано исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами государственной власти Республики Саха (Якутия) возложенных на них функций по эффективной реализации государственной социальной политики в сфере социальной защиты, в том числе предоставлению гражданам государственных мер социальной поддержки, и не должно создавать необоснованных и чрезмерных затруднений в соблюдении гражданами данных условий, которые должны быть адекватными существующим жизненным обстоятельствам, разумно и объективно учитывать реальные жизненные ситуации.
Следовательно, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) руководствуясь вытекающим из положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), требованием соблюдения конституционно-правового баланса частно-публичных интересов, согласующегося с государственно-правовой природой Республики Саха (Якутия) как демократического правового государства, осуществляющего свою деятельность на конституционных принципах социальной справедливости и юридического равноправия граждан, уважающего и защищающего права и свободы человека и гражданина, являющихся в Республике Саха (Якутия) высшей ценностью (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 2, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 10, статья 15 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), исходя из правовых позиций, выраженных Конституционным судом Республики Саха (Якутия) в настоящем Постановлении, с учетом бюджетных возможностей Республики Саха (Якутия), вправе совершенствовать механизм нормативного регулирования статуса ветерана труда Республики Саха (Якутия), в том числе установить условия присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", предусматривающие формулирование более лояльных оснований присвоения данного звания по сравнению с действующими правилами, закрепленными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)", в части расширения круга лиц, заслуживающих этого звания, из числа категории граждан, награжденных государственными наградами Республики Саха (Якутия), а также имеющих необходимый страховой стаж, который не обязательно должен содержать период работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) Республики Саха (Якутия), при соблюдении иных условий его присвоения, согласно своей законодательной дискреции.
На основании вышеизложенного и в соответствии со статьями 85, 86, 87, 91, 101, 102 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
постановил:
1. Признать пункты 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" не противоречащими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования отношений в сфере социальной защиты - содержащиеся в них положения, определяющие условия присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)", устанавливают правовой механизм социальной защиты отдельных категорий граждан в пределах конституционной компетенции Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и дискреционных полномочий законодателя Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законодательством.
2. Признание пунктов 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" не противоречащими Конституции (Основному закону) Республики Саха (Якутия), не исключает правомочия законодателя Республики Саха (Якутия) внести - исходя из требований Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) и с учетом правовых позиций, выраженных Конституционным судом Республики Саха (Якутия) в настоящем Постановлении - в действующее правовое регулирование соответствующие изменения, направленные на совершенствование правового механизма социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе его составного компонента, устанавливающего условия присвоения звания "Ветеран труда Республики Саха (Якутия)".
3. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, его юридическая сила не может быть преодолена актами органов государственной власти Республики Саха (Якутия).
4. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн" и на официальном сайте Конституционного суда Республики Саха (Якутия) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, также в "Вестнике Конституционного суда Республики Саха (Якутия)".
Конституционный суд Республики Саха (Якутия)
г. Якутск
29 июня 2020 года
N 1-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Конституционного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2020 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 части 1 статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 4 июля 2017 года 1882-З N 1321-V "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" в связи с жалобой Союза организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)"
Текст постановления опубликован в парламентской газете "Ил Тумэн" от 10 июля 2020 г. N 26, в "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха Сирэ") от 23 июля 2020 г. N 15