Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев в соответствии с поручением заместителя Министра экономического развития Российской Федерации - руководителя Росреестра В.В. Абрамченко от 14.08.2019 N 103262 обращение Ассоциации Саморегулируемой организации "Межрегиональный союз кадастровых инженеров" (далее - Ассоциация СРО "МСКИ"), сообщает.
Росреестр в соответствии с подпунктами 5.1.1, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.5(2) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее - Положение о Росреестре), осуществляет в том числе государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем, государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее также - СРО КИ), национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Росреестре).
Росреестр и его территориальные органы не наделены полномочиями контроля (надзора) за профессиональной деятельностью кадастровых инженеров.
Вместе с тем деятельность Росреестра, как органа регистрации прав, непосредственно связана с результатами профессиональной деятельности кадастровых инженеров и позволяет выявлять нарушения в работе кадастровых инженеров в целом и в отношении каждого кадастрового инженера в отдельности.
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определены статьей 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Целевой моделью "Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р (далее - Целевая модель), установлен показатель, характеризующий профессионализм участников кадастрового учета, "доля заявлений о постановке на государственный кадастровый учет, в том числе с одновременной регистрацией прав, вновь образованных земельных участков и вновь созданных объектов капитального строительства, рассмотрение которых приостановлено государственным регистратором прав по основаниям, указанным в статье 26 Закона N 218-ФЗ, в общем количестве таких заявлений.
Следует отметить, что отсутствие должного контроля со стороны государственных органов и СРО КИ за деятельностью кадастровых инженеров, качеством их работы и, как следствие, последующее приостановление учетно-регистрационных действий органом регистрации прав в связи с некачественно подготовленными и представленными для осуществления государственного кадастрового учета документами приводит к дополнительным расходам со стороны заказчиков кадастровых работ (как правило, граждан) и возникновению значительного количества судебных разбирательств по указанным вопросам.
В целях применения единых подходов при организации работы, направленной на снижение количества принимаемых решений о приостановлении (отказе) в проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, Росреестром подготовлены и направлены в территориальные органы поручения по координации их деятельности по этому направлению (письма Росреестра от 19.12.2017 N 19-15010-ВС/17, от 13.02.2018 N 07-01460-МС/18, от 14.12.2018 N 19-12595-ВС/18).
В рамках указанной работы территориальные органы Росреестра направляют в СРО КИ информацию о нарушениях законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, допущенных их членами - кадастровыми инженерами, в целях применения последними необходимых мер реагирования, направленных на устранение таких нарушений, и исключение подобных нарушений в дальнейшей деятельности своих членов.
При выявлении в деятельности кадастрового инженера признаков административного правонарушения в соответствии с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) территориальные органы Росреестра обязаны направить материалы в органы прокуратуры, поскольку в соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.35 КоАП РФ, наделены прокуроры, а рассмотрение таких дел осуществляют суды (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ).
Направление информации в органы прокуратуры по каждому приостановлению вне зависимости от наличия признаков административного правонарушения не соответствует требованиям законодательства.
Росреестр и его территориальные органы не вправе подменять органы прокуратуры, при рассмотрении материалов, содержащих признаки события административного правонарушения по части 4 статьи 14.35 КоАП РФ, поскольку согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Следует отметить, что в обращении Ассоциации СРО "МСКИ" не содержится конкретных фактов злоупотребления со стороны территориальных органов Росреестра обязанностью по направлению материалов в органы прокуратуры, не приведены данные по увеличению количества принятых судебных решений о привлечении кадастровых инженеров к административной ответственности по части 4 статьи 14.35 КоАП РФ.
Кроме того, при вынесении указанных судебных решений кадастровый инженер обладает правом его обжалования в вышестоящей судебной инстанции.
На основании изложенного, предложение Ассоциации СРО "МСКИ" по определению Росреестром перечня причин, в том числе послуживших основанием для принятия соответствующих решений о приостановлении государственного кадастрового учета, представляемых в органы прокуратуры в качестве аргументов, указывающих на наличие в действиях кадастровых инженеров правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 4 статьи 14.35 КоАП РФ, с последующим направлением его в территориальные органы Росреестра по субъектам Российской Федерации, может быть принято после представления указанных материалов и дополнительной проработке вопроса.
|
В.А. Спиренков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 сентября 2019 г. N 18/1-09113-ВС/19 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был