Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Принять Обращение Законодательного Собрания Ростовской области "К Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу упрощения добровольной сертификации в целях допуска субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам государственных компаний, государственных корпораций и компаний с государственным участием".
2. Направить указанное Обращение в Правительство Российской Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Ростовской области по экономической политике, промышленности, предпринимательству, инвестициям и внешнеэкономическим связям (Бураков И.В.).
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательного |
А.В. Ищенко |
Законодательное Собрание Ростовской области
Обращение Законодательного Собрания
К Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу упрощения добровольной сертификации в целях допуска субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам государственных компаний, государственных корпораций и компаний с государственным участием
Одной из ключевых задач национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" является увеличение крупнейшими заказчиками страны доли закупок у малого и среднего бизнеса, в том числе за счет обеспечения доступности таких закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства.
И действительно, в последнее время доступность государственного заказа для российского малого и среднего бизнеса постепенно растет, это становится устойчивой тенденцией. Очередное свидетельство тому - наличие решений, которые существенно снижают требования к малому и среднему бизнесу для участия в государственных закупках, в пакете антикризисных мер, принятых на федеральном уровне и связанных с поддержкой отечественной экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Однако в ряде государственных компаний, государственных корпораций и компаний с государственным участием сложилась прямо противоположная практика, когда при проведении закупок, помимо обязательного отраслевого сертификата соответствия техническому регламенту Таможенного союза, заказчики дополнительно требуют прохождения добровольной сертификации в рамках собственных корпоративных систем оценки соответствия. Причем издержки на дополнительную добровольную сертификацию часто оказываются значительно выше, чем на обязательную.
Также обращает на себя внимание тот факт, что у прямых конкурентов госкомпаний из частного сектора такой ограничительный барьер, как дополнительная добровольная сертификация для участия в тендерах, чаще всего отсутствует.
Кроме того, в большинстве случаев различные госкомпании, осуществляющие схожие виды деятельности и закупающие продукцию для одних и тех же целей, не признают и не принимают при осуществлении закупок документы добровольной сертификации друг друга. Поэтому потенциальным участникам таких закупок приходится нести дополнительные издержки и отдельно проходить сертификацию у каждого из заказчиков.
Все это становится серьезным ограничительным барьером для участия в данных закупках субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, например, швейным предприятиям, подавляющее большинство которых в России относится к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, на добровольную сертификацию одного костюма спецодежды для нефтегазовой отрасли приходится тратить более 1,5 млн. рублей при стоимости обязательной сертификации в пределах 200 тысяч рублей. С учетом сложившейся сегодня в отечественной легкой промышленности рентабельности швейному предприятию, чтобы окупить такие затраты на добровольную сертификацию, надо продать продукции не менее чем на 30-35 млн. рублей. В то время как успешная добровольная сертификация вовсе не гарантирует победы в закупках, и на данное изделие производитель может в итоге не найти покупателя.
Дорогая добровольная сертификация, кроме прочего, тормозит внедрение инноваций, которых на самом деле немало.
В этой связи депутаты Законодательного Собрания Ростовской области предлагают на уровне Правительства Российской Федерации с участием всех заинтересованных сторон рассмотреть возможные решения данной проблемы в целях повышения доступности закупок государственных компаний для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В числе возможных вариантов решений предлагаются следующие:
взаимное признание государственными компаниями, государственными корпорациями и компаниями с государственным участием документов о добровольной сертификации продукции, полученных участниками закупок в рамках аналогичных закупок;
частичное софинансирование заказчиками (государственными компаниями) расходов субъектов малого и среднего предпринимательства на добровольную сертификацию;
предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части расходов на добровольную сертификацию;
выработка рекомендаций государственным компаниям по полному или частичному отказу от применения добровольной сертификации в подобных случаях.
Решению части вышеназванных проблемных вопросов также будет способствовать скорейшее принятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения требований и снижения затрат субъектов малого и среднего предпринимательства при прохождении добровольной сертификации" (законопроект N 517657-7).
г. Ростов-на-Дону
30 июля 2020 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30 июля 2020 г. N 836 "Об Обращении Законодательного Собрания Ростовской области "К Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу упрощения добровольной сертификации в целях допуска субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам государственных компаний, государственных корпораций и компаний с государственным участием"
Вступает в силу с 30 июля 2020 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 5 августа 2020 г. N 6100202008050034, "Официальном портале правовой информации Ростовской области" (www.pravo.donland.ru) 5 августа 2020 г.