Определение Верховного Суда РФ от 5 августа 2020 г. N 310-ЭС20-7507 по делу N А35-10968/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова" (правопреемника Федерального государственного бюджетного учреждения "Льговская опытно-селекционная станция") на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2020 по делу Арбитражного суда Курской области N А35-10968/2018
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Льговская опытно-селекционная станция") (далее - учреждение) к Комитету агропромышленного комплекса Курской области (далее - комитет) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на поддержку племенного животноводства, оформленного уведомлением от 17.12.2018 N 1, об обязании комитета заключить Соглашение о предоставлении субсидии и выплатить субсидию в размере 1 573 334 рублей,
установила:
решением Арбитражного суда Курской области от 22.05.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2019, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 10.02.2020 решение суда первой инстанции от 22.05.2019 и постановление суда апелляционной инстанции от 09.09.2019 отменены. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит об отмене постановления суда округа, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам спора.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, 14.12.2018 учреждение обратилось в комитет с заявлением о предоставлении субсидии на поддержку племенного животноводства в сумме 1 573 334 рублей.
Уведомлением от 17.12.2018 N 1 учреждению было отказано в предоставлении субсидии по причине несоответствия сельскохозяйственного товаропроизводителя условиям и требованиям "Правил предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку племенного животноводства", утвержденных постановлением Администрации Курской области от 19.10.2017 N 809-па (далее - Правила N 809-па).
Полагая, что данный отказ является незаконным и нарушает права учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций признали необоснованным довод комитета о несоответствии заявителя требованиям к получателю субсидий в связи с наличием у него статуса бюджетного учреждения, поскольку законодательством не исключается возможность предоставления субсидий в отношении государственных бюджетных учреждений, а устанавливаются специальные основания для этого.
Суды указали, что учреждение включено в Перечень сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на племенное маточное поголовье сельскохозяйственных животных в 2018 года, утвержденному Минсельхозом России по направлению "молочное скотоводство".
Судами учтено, что в постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", с 08.02.2019 внесены изменения, согласно которым к числу получателей субсидий отнесены научные и образовательные организации, включенные в перечень сельскохозяйственных организаций.
Суды отметили наличие у заявителя статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя и представление всех требуемых законодательством документов для получения спорной суммы субсидии.
Суд округа, отменяя судебные акты судов нижестоящих инстанций и отказывая в удовлетворении требований, руководствовался положениями пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, приведенных в приложении 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, Правилами N 809-па.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства, суд округа признал обоснованным выводы комитета о несоответствии учреждения требованиям к получателю субсидий, поскольку на момент обращения за получением субсидии и оспариваемого отказа заявитель являлся федеральным государственным бюджетным учреждением.
Принимая во внимание, что Правила N 809-па касаются условий предоставления бюджетных субсидий в порядке статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями которой не предусмотрена возможность предоставления из областного бюджета субсидий на поддержку племенного животноводства для федерального государственного бюджетного учреждения, суд округа признал, что Правила N 809-па также не регламентируют порядок предоставления из областного бюджета субсидий государственным (муниципальным) учреждениям.
Отклоняя довод учреждения о том, что оно является сельскохозяйственным товаропроизводителем, а законодательство не содержит запрета на предоставление субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, суд округа указал, что согласно подпункту "б" пункта 6 Правил N 809-па субсидии предоставляются при условии заключения с комитетом соглашения о предоставлении субсидий в соответствии с Типовой формой соглашения, утвержденной приказом комитета финансов Курской области от 12.12.2016 N 105н. Однако указанный приказ издан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 и касается типовых форм соглашений, заключаемых с юридическими лицами, за исключением государственных учреждений, которым является заявитель. Следовательно, со стороны учреждения не могло быть исполнено условие, предусмотренное подпунктом "б" пункта 6 Правил N 809-па.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда округа и им дана надлежащая правовая оценка, не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать Федеральному государственному бюджетному научному учреждению "Всероссийский научно-исследовательский институт сахарной свеклы и сахара имени А.Л. Мазлумова" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 5 августа 2020 г. N 310-ЭС20-7507 по делу N А35-10968/2018
Текст определения опубликован не был