Во исполнение требований статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, утвержденных протоколом заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09.2016 N 7 приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, относящейся к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области, за 2019 год.
2. Разместить Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, относящейся к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области, за 2019 год на официальном сайте Департамента промышленности и торговли Смоленской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. начальника Департамента |
И.А. Соколов |
Утвержден
приказом начальника Департамента
промышленности и торговли
Смоленской области
от 30.06.2020 г. N 92/01-01
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, относящейся к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области, за 2019 год
Введение
Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, относящейся к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области, за 2019 год (далее также - Обзор правоприменительной практики) подготовлен в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктами 33-38 Общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680, Методическими рекомендациями по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (Приложение N 4 к протоколу заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.09. 2016 N 7).
Настоящий обзор правоприменительной практики содержит обобщение и анализ результатов контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области (далее также - Департамент) за 2019 год по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Смоленской области, относящейся к полномочиям Департамента (далее также - региональный государственный контроль) и имеет целью:
- обеспечение единства практики применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Смоленской области в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Смоленской области, относящихся к полномочиям Департамента, путем их публикации для сведения юридических лиц, их руководителей и иных должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, их уполномоченных представителей (далее - объекты контроля);
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности объектов контроля о практике применения обязательных требований;
- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Смоленской области, относящихся к полномочиям Департамента, за счет обеспечения соблюдения обязательных требований;
- совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление регионального государственного контроля.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение открытости и доступности сведений о контрольно-надзорной деятельности Департамента;
- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
- выявление проблемных вопросов применения обязательных требований;
- выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- подготовка предложений по совершенствованию законодательства.
1. Общие положения
В соответствии с Положением о Департаменте промышленности и торговли Смоленской области, утверждённым постановлением Администрации Смоленской области от 01.03.2019 N 91 "О создании Департамента промышленности и торговли Смоленской области", Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере осуществления государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Смоленской области.
В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 23.11.2011 N 758 "Об органах исполнительной власти Смоленской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)" Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим региональный государственный контроль.
Предметом государственного контроля является соблюдение юридическими лицами требований, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Смоленской области в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции осуществляется в отношении:
а) соискателей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, представивших заявление о выдаче лицензии;
б) лицензиатов, представивших заявление о переоформлении или продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
в) лицензиатов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
2. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора)
2.1. В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Департаментом составляются ежегодные планы проверок объектов контроля, которые формируются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", с учетом Методических рекомендаций по реализации органами государственного контроля (надзора) Российской Федерации, органами государственного контроля (надзора) субъектов Российской Федерации и органами муниципального контроля мер, направленных на повышение результативности и эффективности осуществляемых ими в рамках контрольно-надзорной деятельности проверок, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 09.06.2016 N 142.
Во исполнение статьи 26.2 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2019 году Департаментом не проводились.
В 2019 году внеплановые проверки по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Департаментом не осуществлялись.
2.2. Иные мероприятия по контролю, в том числе осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в 2019 году Департаментом не проводились.
3. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Основные нарушения, допускаемые лицензиатами, предусмотрены статьями:
- частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции);
- частью 4 статьи 15.12 КоАП РФ (Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны);
- статьей 15.13 КоАП РФ (Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей);
- частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В последнее время все чаще применяется механизм замены административного штрафа на предупреждение, предусмотренный частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В целях соблюдения обязательных требований и правомерного поведения необходимо проведение следующих мероприятий:
1) Осуществление контроля за розничной продажей алкогольной продукции в неустановленное время.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается.
Нарушение лицензионных требований, установленных абзацем вторым пункта 9 статьи 16, абзацем двадцать четвертым пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ, а именно нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Меры, которые следует предпринять организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушений особых требований и правил розничной продажи алкогольной продукции:
- изучить действующее законодательство в части установления ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в части соблюдения ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции;
- обеспечить обучение кадрового состава организаций по вопросам соблюдения особых лицензионных требований и правил розничной продажи алкогольной продукции;
- использовать в работе информацию, размещаемую Департаментом на официальном сайте.
2) Контроль минимальных розничных цен на алкогольную продукцию. Согласно требованиям пункта 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти.
В соответствии с требованиями абзаца 30 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещена розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ.
Осуществление розничной продажи алкогольной продукции по цене, ниже цены, установленной приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Мерами, которые необходимо предпринять в целях недопущения совершения данного правонарушения, являются:
- изучить действующее законодательство, в том числе приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 года N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов";
- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, в части розничной продажи алкогольной продукции по цене, не ниже которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов;
- использовать в работе информацию, размещаемую Росалкоголь регулированием на официальных интернет-порталах.
3) Контроль за сроками действия правоустанавливающих документов на стационарные торговые объекты и складские помещения (стационарные объекты общественного питания).
В соответствии с лицензионным требованием, установленным абзацем первым пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.
В соответствии с лицензионным требованием, установленным абзацем вторым пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в сельских населенных пунктах, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 25 квадратных метров по каждому месту нахождения обособленного подразделения.
В соответствии с лицензионным требованием, установленным абзацем восьмым пункта 10 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, организации, (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.
Абзацем двадцать четвёртым пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, запрещается.
Административное правонарушение в виде оборота алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции влечет административную ответственность по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Меры, которые следует предпринять организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, в целях недопущения нарушения лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции:
- усилить контроль со стороны руководителей организаций, за исполнением должностных обязанностей сотрудниками, ответственными за осуществление контроля за сроками действия договора аренды.
4) Недопущение оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии (ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ).
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещен оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу.
Меры, которые следует предпринять участникам алкогольного рынка, в целях недопущения нарушения статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ:
- изучить законодательство в сфере оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществлять, в том числе, мониторинг изменений, внесенных в нормативные правовые акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента промышленности и торговли Смоленской области от 30 июня 2020 г. N 92/01-01 "Об утверждении Обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента промышленности и торговли Смоленской области в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, относящегося к полномочиям Департамента промышленности и торговли Смоленской области, за 2019 год"
Текст приказа опубликован не был