Определение Верховного Суда РФ от 3 августа 2020 г. N 310-ЭС20-9746 по делу N А83-16281/2018
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Спецгазпостач" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.03.2020 по делу N А83-16281/2018 Арбитражного суда Республики Крым,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецгазпостач" (далее - ООО "Спецгазпостач", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным постановления Администрации города Ялты Республики Крым от 08.02.2018 N 216-п.
Дело рассматривалось с участием Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым, Совета Министров Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.05.2019 заявление удовлетворено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2019, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 04.03.2020, решение от 08.05.2019 отменено, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу постановления апелляционного и окружного судов, оставить в силе решение первой инстанции, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что решение Комиссии от 29.12.2017, оформленное протоколом N 8, по установлению для Общества повышающего коэффициента к размеру арендной платы за пользование земельным участком в городе Ялта, ул. Свердлова, 7 основано на результатах муниципального контроля, изложенного в актах осмотра территории и Управлением земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты во исполнение протокольного поручения Комиссии от 01.12.2017 N 6, где зафиксированы факты несоблюдения условий использования земельного участка, предоставленного Обществу в аренду.
Однако в самом решении Комиссии, оформленном протоколом N 8 от 29.12.2017, в график "Обоснование принятия решения" указано, что основанием для принятия указанного решения послужили следующие документы: договор купли-продажи объекта от 13.11.2007 N 6784, договор аренды от 26.10.2010 на 49 лет, акт осмотра N 27 от 16.10.2017, акт от 25.10.2017, письмо Администрации города Ялта от 28.12.2017 N 6292/02.1-19 об установленных фактах несоблюдения условий использования земельного участка и необходимости установления повышающего коэффициента.
Ни о каких актах осмотров территории Управления земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты во исполнение протокольного поручения Комиссии от 01.12.2017 N 6, на которые указали суды апелляционной и кассационной инстанций, в решении Комиссии нет ссылки.
Постановлением Администрации города Ялта от 08.02.2018 N 216-п "Об установлении повышающего коэффициента к размеру арендной платы за пользование земельным участком, расположенным по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, д. 7" противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Коэффициент 100 к арендной плате, установленный Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 08.02.2018 N 216-п "Об установлении повышающего коэффициента к размеру арендной платы за пользование земельным участком, расположенным по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 7", экономически не обоснован, не соответствует основным принципам и предельным ставкам за аналогичные земли, указанным в Постановлении N 582.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, ООО "Спецгазпостач" является собственником жилого дома, общей площадью 889,4 кв.м, жилой - 535,1 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 7, на основании договора купли-продажи от 13.11.2007 N 6784, заключенного между ООО "Ломбард Украины" и ООО "Спецгазпостач".
По договору от 26.10.2010 Ялтинский городской Совет передал ООО "Спецгазпостач", зарегистрированному по адресу: г. Киев, ул. Владимирская, д. 69, в аренду на 49 лет земельный участок площадью 540 кв.м, кадастровый номер N 0111900000:01:005:0107, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 7, для реконструкции, строительства и обслуживания гостиницы.
Пунктом 2.5 договора аренды от 26.10.2010 (далее - договор) установлены ограничения права пользования всем земельным участком площадью 0,0540 га: соблюдение режима использования земель исторического ядра "Старая Ялта"; соблюдение режима зоны исторического ареала; зоны прибрежной защитной полосы вдоль Черного моря.
Пунктом 6.5 договора предусмотрено, что срок освоения земельного участка составляет 2 (два) года с момента заключения и его государственной регистрации.
Согласно пункту 9.4 договора арендатор обязан приступить к использованию земельного участка после государственной регистрации договора аренды и подписания акта приема-передачи.
В ходе осуществления муниципального контроля Управлением земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты установлено, что с 15.04.2011 (более 8 лет) условия использования земельного участка, предусмотренные договором аренды, Обществом не соблюдались, жилой дом, расположенный на указанном земельном участке, находится в аварийном состоянии, его стены и конструкции разрушены, существует реальная угроза жизни и здоровью неограниченного круга лиц, учитывая его местонахождение в центральной части г. Ялты.
В связи с установленными фактами несоблюдения условий использования земельного участка, Администрация 08.02.2018 приняла постановление N 216-п "Об установлении повышающего коэффициента в отношении ООО "Спецгазпостач".
Общество, являясь иностранным юридическим лицом (Украина), посчитав незаконным постановление Администрации от 08.02.2018, о котором оно узнало 05.10.2018 при ознакомлении с материалами дела N А83-9989/2018, 15.10.2018 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73, удовлетворил требование Общества, придя к выводам о том, что оспоренное постановление противоречит гражданскому законодательству в части обязательности исполнения условий договора его сторонами, недопустимости одностороннего изменения условий договора, а также не соответствием основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, правомерно исходил из следующего.
Принимая оспариваемое постановление от 08.02.2018 N 216-п об установлении повышающего коэффициента к размеру арендной платы за пользование земельным участком общей площадью 540 кв.м, расположенным по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Свердлова, 7, кадастровый номер 90:25:010105:117, находящимся в пользовании у общества с ограниченной ответственностью "Спецгазпостач" на основании договора аренды, зарегистрированного 15.04.2011 N 011190004000015, в размере 1000, Администрация руководствовалась п. 5 приложения N 3 к протоколу от 29.12.2017 N 8 заседания Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, статьями 11, 25, 39.1, 39.2, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Крым от 21.08.2014 N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республики Крым", Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", Законом Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", Законом Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории", Постановлением Совета министров Республики Крым от 15.12.2017 N 686 "Об утверждении Порядка осуществления полномочий исполнительными органами государственной власти Республики Крым в зонах с особой архитектурно-планировочной организацией территории", Постановлением Совета министров Республики Крым от 01.11.2017 N 571 "Об утверждении Порядка установления повышающих коэффициентов к размеру платы за пользование земельными участками и (или) объектами недвижимого имущества в зонах с особой архитектурно-планировочной организацией территории".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Закона Республики Крым следует читать как "N 66-ЗРК/2015"
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 22.08.2018 N 127-АПГ18-7 оставлено без изменения решение Верховного суда Республики Крым от 03.04.2018, которым отказано в удовлетворении административных исковых заявлений о признании недействующими Закона N 409-ЗРК/2017, а также постановления Совета министров Республики Крым от 11.09.2017 N 454 "О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территорий".
Согласно ч. 7 ст. 4 Закона N 409-ЗРК/2017, в границах архитектурно-планировочной зоны могут быть установлены повышающие коэффициенты к размеру платы за пользование земельными участками и (или) объектами недвижимого имущества, в том числе установленной в договорах, заключенных до момента вступления в силу настоящего Закона. Порядок, основания установления повышающих коэффициентов и их размер определяются Советом министров Республики Крым.
Пункт 1 Порядка установления повышающих коэффициентов к размеру платы за пользование земельными участками и (или) объектами недвижимого имущества в зонах с особой архитектурно-планировочной организацией территории (далее - Порядок, архитектурно-планировочная зона) определяет последовательность действий, направленных на установление повышающих коэффициентов к размеру арендной платы, предусмотренной в договорах аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе заключенных до момента вступления в силу Закона N 409-ЗРК/2017.
В соответствии с п. 4 Порядка N 571 основанием для принятия арендодателем решения об установлении повышающего коэффициента является решение Межведомственной правительственной комиссии по выявлению, пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым (далее - Комиссия).
Решение Комиссии от 29.12.2017, оформленное протоколом N 8, по установлению для Общества повышающего коэффициента к размеру арендной платы за пользование земельным участком в г. Ялта, ул. Свердлова, 7 основано на результатах муниципального контроля, изложенного в актах осмотра территории Управлением земельного и градостроительного муниципального контроля Администрации города Ялты во исполнение протокольного поручения Комиссии от 01.12.2017 N 6, где зафиксированы факты несоблюдения условий использования земельного участка, предоставленного Обществу в аренду.
Таким образом, Постановление от 08.02.2018 N 216-п "Об установлении повышающего коэффициента в отношении "Спецгазпостач" принято Администрацией г. Ялта Республики Крым в соответствии с предоставленными ей полномочиями, на основании действующего, не оспоренного решения Комиссии, норм законодательства Российской Федерации и Республики Крым.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Спецгазпостач" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 3 августа 2020 г. N 310-ЭС20-9746 по делу N А83-16281/2018
Текст определения опубликован не был