В соответствии с пунктом 5 Порядка по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента культуры Тюменской области при осуществлении регионального государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, утвержденного приказом Департамента культуры Тюменской области N 308 от 09.11.2017, руководствуясь Положением о Департаменте культуры Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 17.01.2011 N 2-п, приказываю:
1. Утвердить доклад по результатам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента культуры Тюменской области при осуществлении регионального государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, за II квартал 2020 года, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Директор |
Е.В. Майер |
Утвержден
приказом
Департамента культуры
Тюменской области
N 169 от "13" июля 2020 г.
Доклад
по результатам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента культуры Тюменской области при осуществлении регионального государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, за II квартал 2020 года
Настоящий доклад подготовлен во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", в соответствии с Методическими рекомендациями по организации и проведению публичных обсуждений результатов правоприменительной практики, руководств по соблюдению обязательных требований органа государственного контроля (надзора), утверждёнными протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития "Реформа контрольной и надзорной деятельности" от 21 февраля 2017 года N 13 (2).
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 208-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации" и Положением о Департаменте культуры Тюменской области, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области от 17.01.2011 N 2-п, Департамент культуры Тюменской области (далее по тексту - Департамент) является региональным органом государственной власти, осуществляющим государственную функцию по государственному контролю за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Предметом государственного контроля является соблюдение лицами, в отношении которых осуществляется государственный контроль, требований, установленных законодательством Российской Федерации в части сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Государственный контроль осуществляется Департаментом в отношении некоммерческого учреждения культуры, созданного собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Региональный государственный контроль осуществляется посредством:
- проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
- проведения мероприятий по контролю без взаимодействия;
- систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности подконтрольными субъектами.
Проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
В отчетном квартале 2020 года Департаментом не проводились плановые проверки в связи с тем, что в 2019 году проведена плановая проверка в отношении всех государственных музеев Тюменской области (3).
Основания для проведения внеплановых проверок в отношении подконтрольного Департаменту культуры Тюменской области субъекта, государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Тюменское музейно-просветительское объединение", в состав которого входят вышеназванные музеи, отсутствовали, соответственно внеплановые проверки не проводились, типовые и массовые нарушения обязательных требований не выявились, меры административной и иной публично-правовой ответственности не применялись.
В отчетном периоде не было и актов прокурорского реагирования, а также административных и судебных оспариваний решений, действий (бездействия) органа государственного контроля и его должностных лиц.
Проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований
Организация и проведение профилактических мероприятий Департамента, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов к обеспечению хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, осуществляется ответственными исполнителями Департамента на основании соответствующего плана-графика, ежегодно разрабатываемого и утверждаемого директором Департамента, в рамках Программы профилактики нарушений обязательных требований на 2020 год.
В отчетном квартале 2020 года в рамках осуществления мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, Департаментом проводились рабочие онлайн совещания с представителями государственного автономного учреждения культуры Тюменской области "Тюменское музейно-просветительское объединение", направлялись информационные письма об изменениях действующего законодательства в подконтрольной сфере.
Проведение мероприятий по контролю без взаимодействия
По результатам проведенных Департаментом мероприятий по контролю без взаимодействия предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подконтрольным субъектам не направлялись в связи с отсутствуем сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований, указанных в частях 5 - 7 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности подконтрольными субъектами
Во II квартале 2020 года Департаментом осуществлялось систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности подконтрольными субъектами.
Систематическое наблюдение и анализ информации осуществлялись в отношении факта раскрытия информации; источника опубликования информации, избранного подконтрольным субъектом; сроков и периодичности раскрытия информации; полноты раскрытия информации; порядка уведомления Департамента об источниках опубликования информации; форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм.
По результатам систематического наблюдения в отчетном квартале нарушений не установлено.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Доклад по правоприменительной практике Департамента культуры Тюменской области ("как делать нельзя")
Департаментом были проанализированы типовые нарушения обязательных требований, допущенные субъектами проверок.
В результате обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Департамента выявлены наиболее часто нарушаемые подконтрольными субъектами Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
Департаментом осуществляется мониторинг действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
В целях предупреждения нарушений обязательных требований юридическими лицами, устранения причин и факторов, способствующих нарушениям обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон) Музейный фонд Российской Федерации - совокупность подлежащих государственному учету и постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается с соблюдением ограничений, установленных Законом.
Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Музеи, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, обязаны обеспечить в порядке, установленном едиными правилами организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры:
физическую сохранность музейных предметов и музейных коллекций, а также проведение реставрационных работ лицами, прошедшими в федеральном органе исполнительной власти в сфере культуры аттестацию на право их проведения в отношении музейных предметов и музейных коллекций в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры; безопасность музейных предметов и музейных коллекций, включая наличие присвоенных им учетных обозначений и охранной маркировки музейных предметов и музейных коллекций; учет музейных предметов и музейных коллекций, ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями.
Музейные предметы и музейные коллекции, в том числе включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, независимо от того, в чьей собственности или во владении они находятся, подлежат государственному учету. Государственный учет состоит из первичного государственного учета (далее - первичный учет) и централизованного государственного учета (далее - централизованный учет). Первичный учет включает в себя: экспертизу культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам и музейным коллекциям; первичную регистрацию музейных предметов и музейных коллекций, подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации.
В государственных и муниципальных музеях экспертиза культурных ценностей и экспертиза музейных предметов и музейных коллекций, в том числе включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, в целях реализации настоящего Федерального закона проводятся уполномоченным коллегиальным органом музея, в собственности или во владении которого находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации. Первичная регистрация проводится музеями, иными организациями, в собственности или во владении которых находятся музейные предметы и музейные коллекции на основании приказа руководителя музея, иной организации, в собственности или во владении которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, в том числе подлежащие включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, в срок не более 30 календарных дней со дня утверждения результатов экспертизы культурных ценностей.
Для осуществления первичной регистрации сведения о музейных предметах и музейных коллекциях вносятся в книгу поступлений основного фонда музея (главную инвентарную книгу музея), порядковый номер записи в которой является неотъемлемым учетным обозначением музейного предмета или музейной коллекции.
Централизованный учет включает в себя: внесение сведений о музейных предметах и музейных коллекциях,
подлежащих включению в состав Музейного фонда Российской Федерации, в государственный каталог;
присвоение каждому музейному предмету и каждой музейной коллекции уникального идентификационного номера. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, исключению из состава Музейного фонда Российской Федерации не подлежат, за исключением случаев утраты, разрушения, а также отсутствия историко-культурной, художественной, научной и иной их ценности, установленного экспертизой, проведенной в отношении этих музейных предметов и музейных коллекций, наличия судебного решения, вступившего в законную силу.
Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации осуществляется с учетом заключения экспертизы, проведенной в их отношении, по решению федерального органа исполнительной власти в сфере культуры.
Музеи, иные организации, физические лица, в собственности, во владении или в пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и содержащие в своем составе драгоценные камни и драгоценные металлы или относящиеся к предметам геологии, зоологии, археологии, палеонтологии, к оружию, государственным наградам, государственным знакам почтовой оплаты и иным видам объектов гражданских прав, учет, хранение и использование которых подпадают под правовое регулирование законодательства Российской Федерации в соответствующих сферах, осуществляют учет, обеспечивают хранение и использование таких музейных предметов и музейных коллекций с учетом требований законодательства Российской Федерации
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям с разрешения федерального органа исполнительной власти в сфере культуры на основании соответствующих договоров в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2017 N 960 "Об утверждении Положения о передаче музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям".
Таким образом не допускается нарушение процедуры учета музейных предметов, предусмотренной действующим законодательством.
3. Доклад по правоприменительной практике Департамента культуры Тюменской области ("как делать нужно (можно)")
При реализации государственной функции по осуществлению государственного контроля за состоянием государственной части Музейного фонда Российской Федерации Департамент руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также:
1) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
2) Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
3) Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
4) Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
5) Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
6) Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
7) Федеральным законом от 03.07.2016 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
8) Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
9) Приказом Департамента культуры Российской Федерации от 15.01.2019 N 17 "Об утверждении Положения о Музейном фонде Российской Федерации";
10) Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 504 "Об общероссийском мониторинге состояния и использования памятников истории и культуры, предметов Музейного фонда Российской Федерации, документов библиотечных фондов, Архивного фонда Российской Федерации, а также кинофонда";
11) Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
12) Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 N 724-р "Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация";
13) Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 N 93 "О реализации Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
14) Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21.04.2014 N 222 "О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления";
15) Приказом Департамента экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
16) Законом Тюменской области от 28.12.2004 N 330 "О государственной политике в сфере культуры и искусства в Тюменской области";
17) Постановлением Правительства Тюменской области от 26.10.2011 N 391-п "Об определении органов исполнительной власти Тюменской области, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора)";
18) Постановлением Правительства Тюменской области от 17.01.2011 N 2-п "Об утверждении Положения о Департаменте культуры Тюменской области";
19) Постановлением Правительства Тюменской области от 29.04.2014 N 208-п "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного контроля в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации".
Плановые и внеплановые проверки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора и муниципального контроля" и на основании приказа Департамента.
Основанием для включения проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица или дня окончания проведения его последней плановой проверки. Внеплановые проверки не предусмотрены Планом проверок. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
истечение срока исполнения лицом, в отношении которого исполняется государственная функция ранее выданного Департаментом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
мотивированное представление Департамента по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в Департамент обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах:
а) наличие ходатайства должностного лица Департамента о проведении внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований Департамента;
б) наличие распоряжения Департамента, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
в) поступление в Департамент обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений юридическим лицом обязательных требований;
г) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации, требование Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Тюменской области о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая проверка проводится в виде документарной или выездной.
Департамент в ходе проведения проверки проверяет:
1) штатное расписание и структура;
2) номенклатуру дел;
3) положения о структурных подразделениях, осуществляющих учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций;
4) положение об Экспертной фондово-закупочной комиссии;
5) положение о Реставрационном совете;
6) внутримузейные инструкции, регламентирующие учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций;
7) инструкцию по ключевому хозяйству;
8) документы, подтверждающие полномочия руководителя (для юридического лица), должностные инструкции сотрудников, осуществляющих учетно-хранительскую деятельность и реставрацию музейных предметов и музейных коллекций, должностные инструкции заместителей директора, связанные с обеспечением учетно-хранительской деятельности, в том числе должностные инструкции смотрителей и главного инженера (заместителя директора по административно-хозяйственной части);
9) справку о кадровой обеспеченности учётно-хранительского направления деятельности;
10) справку о соответствии кадрового состава учётно-хранительского корпуса квалификационным требованиям;
11) ежегодные описи книг поступлений и инвентарных книг за соответствующий (проверяемый) период;
12) план-график проведения сверок наличия музейных предметов и музейных коллекций, включая акты сверок их наличия;
13) книги поступлений музейных предметов и музейных коллекций;
14) инвентарные книги и инвентарные карточки;
15) книги специального учета;
16) акты поступления, исключения и движения музейных предметов и музейных коллекций с журналами регистрации;
17) протоколы Экспертной фондово-закупочной комиссии и Реставрационного совета;
18) учетные документы (в том числе топографические описи, акты ювелирных экспертиз, акты, отражающие движение музейных предметов, акты, свидетельствующие о наличии музейных предметов до момента пропажи) - в случае наличия фактов пропажи музейных предметов, а также документы, подтверждающие факт регистрации обращения в книге учета сообщений о преступлениях в правоохранительных органах;
19) справку о распределении музейных площадей;
20) справку о закреплении музейных предметов и музейных коллекций за ответственными хранителями;
21) договор на оказание охранных услуг;
22) внутримузейные инструкции по безопасности (о пропускном режиме, допуске в фондохранилище, действиях в случае чрезвычайных ситуаций);
23) журналы учета температурно-влажностного режима помещений;
24) журналы учета вскрытия фондохранилищ (акты вскрытия);
25) акты выдачи предметов на постоянное (временное) хранение;
26) акты приёма предметов на материально ответственное хранение;
27) должностные инструкции хранителей музейных предметов и музейных коллекций;
28) акты опробования музейных предметов, состоящих из драгоценных металлов;
29) топографические описи;
30) реставрационные паспорта;
31) решение Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам о передаче государственных наград и документов к ним государственным или муниципальным музеям на постоянное хранение и для экспонирования;
32) договоры дарения, безвозмездного пользования музейными предметами и музейными коллекциями.
Изменения в Перечне нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования
В целях информированности подконтрольных субъектов о действующих нормативных правовых актов приказом Департамента от 28.04.2017 N 124 утвержден Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Департаментом мероприятий по региональному государственному контролю в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Указанный перечень размещен на официальном сайте "Государственный контроль (надзор)" на Портале органов государственной власти Тюменской области и поддерживается Департаментом в актуальном состоянии.
Мероприятия, необходимые для реализации нормативных правовых актов
Департаментом в соответствии с Программой профилактики нарушений обязательных требований на 2020 проводит публичные мероприятия по обсуждению результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, которые являются весомым вкладом в работу по профилактике нарушений.
Обращаем внимание на необходимость неукоснительного соблюдения требований нормативных правовых актов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие требования, в том числе:
- выполнять приказы, предписания Департамента. Одновременно разъясняем, что в случае невозможности устранения выявленных нарушений в установленные сроки, юридические лица, индивидуальные предприниматели могут заблаговременно, до истечения сроков обращаться в Департамент с мотивированным ходатайством о продлении установленных сроков исполнения предписаний. При этом должна быть предоставлена информация о том, какая работа проведена по исполнению предписания Департамента, какие обстоятельства препятствуют его исполнению в полном объеме и т. д.
- своевременно устранять имеющиеся нарушения, принимать меры по их профилактике.
- обеспечивать надлежащий учет и хранение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента культуры Тюменской области от 13 июля 2020 г. N 169 "Об утверждении доклада по результатам правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности за II квартал 2020 года"
Вступает в силу с 5 августа 2020 г.
Текст приказа опубликован на официальном портале исполнительных органов государственной власти Тюменской области (http://www.admtyumen.ru) 5 августа 2020 г.