В соответствии с пунктом 8 раздела XVI Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р (далее - План мероприятий), Минсельхозу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предусмотрена реализация мероприятия по разработке комплекса мер, направленных на увеличение поставок водных биологических ресурсов и продукции из них на внутренний рынок и повышение объемов экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью (далее - проект комплекса мер).
До настоящего времени предложений Минсельхоза России по разработке проекта комплекса мер в адрес Минэкономразвития России не поступало.
Вместе с тем, при подготовке проекта комплекса мер считаем целесообразным принять во внимание следующее.
Поставки российской рыбы и рыбной продукции в настоящее время осуществляются более чем в 50 стран мира. Основными рынками сбыта российской рыбной продукции остаются Китай, Южная Корея, страны - члены ЕС, Япония, Белоруссия и Украина.
Объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы Российской Федерации, по данным ФТС России, за 2018 год составил 1778 тыс. тонн, что на 8% выше уровня 2017 года.
В товарной структуре экспорта 86% занимает мороженая рыба, 6% - филе рыбное и прочее мясо рыб, 5% - ракообразные, 3% - прочая рыбная продукция.
Одним из инструментов по улучшению условий доступа российской рыбной продукции на рынки третьих стран может являться формирование соответствующих требований на переговорах по заключению соглашений о свободной торговле (ССТ) государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с третьими странами. Так, согласно положениям ССТ ЕАЭС с Вьетнамом ввозные таможенные пошлины в отношении всех видов российской рыбы и большей части консервов из рыбы, применяемые Вьетнамом, отменяются в течение 5-9 лет со дня вступления ССТ в силу.
Поддержка российского экспорта аквакультуры также включена в проект паспорта федерального проекта "Экспорт продукции АПК" (одобрен на заседании проектного комитета национального проекта "Международная кооперация и экспорт", протокол от 26 ноября 2018 г. N 4) и предусматривает создание отраслевой системы поддержки и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции. Реализация указанного федерального проекта направлена на увеличение числа экспортеров сельскохозяйственной и рыбной продукции и нарастить# объемы экспорта существующими компаниями- экспортерами.
Особое внимание в настоящее время уделяется экспорту с высокой степенью переработки. Создание перерабатывающих производств на берегу и на рыбопромысловых судах обеспечивается Росрыболовством путем предоставления квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели.
По итогам двух заявочных кампаний по отбору инвестиционных проектов Росрыболовством в 2018 году заключено 55 договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления как промышленного, так и прибрежного рыболовства. Всего планируется строительство 23 рыбоперерабатывающих предприятий и 33 судов рыбопромыслового флота, оснащенных новейшим рыбоперерабатывающим оборудованием. Это позволит увеличить объем производства пищевой продукции из водных биологических ресурсов с высокой добавленной стоимостью, начиная от рыбного филе и заканчивая рыбной мукой и жиром.
Кроме того, согласно ранее представленной Росрыболовством информации, в ближайшие 4 года объем производства таких водных биологических ресурсов, как моллюски и прочие беспозвоночные, которые являются наиболее валютоемкой экспортной позицией, востребованной на внешних рынках, составит около 60 тыс. тонн.
Также, согласно информации Россельхознадзора, в настоящее время проводится работа по получению ветеринарно-санитарных требований и условий ввоза рыбы, рыбной продукции и морепродуктов от компетентных органов зарубежных стран. В ряд стран были направлены для рассмотрения и последующего согласования проекты ветеринарных сертификатов на экспорт российской рыбной продукции.
Вместе с тем сохраняется проблема доступа российской продукции аквакультуры в страны Европейского союза. Россельхознадзором проводится работа по выполнению требований Европейской комиссии в части контроля за остатками вредных и запрещенных веществ и контаминантов в организме животных и продукции животного происхождения. Соответствующий аудит в России по данному вопросу Еврокомиссия планирует провести в 2019 году.
Кроме того, проектом Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года (письмо Минсельхоза России от 1 апреля 2019 г. N ИШ-22-27/4315, далее - проект Стратегии) предусмотрена реализация комплекса основных (инвестиционных) и вспомогательных (поддерживающих) проектов, в том числе направленных на решение таких задач, как:
увеличение валовой добавленной стоимости, развитие производства глубокой переработки, высокомаржинальной, дающей повышенную добавленную стоимость;
обеспечение продовольственной безопасности в части достижения среднедушевого потребления рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации в объеме не менее 22 кг в год и поддержание удельного веса отечественной рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в общем объеме ее товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка на уровне не менее 85%;
укрепление лидерства на мировых рынках рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в части достижения не менее 25% доли рынка Европейского союза в продукции из минтая и атлантической трески (пикши) и не менее 10% доли рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона в продукции из лососевых видов рыб, и других.
Письмом от 25 апреля 2019 г. N 13159-МР/Д18и Минэкономразвития России согласовало проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении проекта Стратегии, в том числе план ее реализации.
Врио директора Департамента |
А.В. Киревнин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 8 мая 2019 г. N Д18и-15322 "Об обеспечении выполнения пункта 8 раздела XVI Плана развития конкуренции"
Текст письма опубликован не был