Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о порядке определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из остаточной стоимости имущества, включающей в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с этим имуществом, и сообщает.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 375 Кодекса при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей главы 30 Кодекса определяется без учета таких затрат.
Разъяснения по вопросу признания для целей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в соответствии с пунктом 3 статьи 375 Кодекса оценочного обязательства направлены в адрес акционерного общества письмом от 28.11.2017 N 03-05-05-01/78664.
Исходя из Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (далее - Положение), утвержденного приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н, оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при условии, среди прочего, что у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В зависимости от характера оценочного обязательства его величина относится при признании на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива.
Если оценочное обязательство соответствует условиям пункта 5 Положения, то величина оценочного обязательства, связанного с основным средством, увеличивает в соответствии с ПБУ 8/2010 стоимость этого объекта.
По мнению Департамента, на основании пункта 3 статьи 375 Кодекса остаточная стоимость основного средства, включающая в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат в отношении данного объекта (т. е. величину оценочного обязательства), при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций принимается без учета величины оценочного обязательства (за вычетом амортизации в части, относящейся к данному оценочному обязательству).
Заместитель директора |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин считает, что остаточная стоимость основного средства, включающая денежную оценку предстоящих затрат по объекту (т. е. величину оценочного обязательства), при исчислении базы по налогу на имущество организаций принимается без учета величины оценочного обязательства (за вычетом амортизации в части, относящейся к данному обязательству).
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 10 июля 2020 г. N 03-05-05-01/59977 "Об определении налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из остаточной стоимости ОС, включающей величину оценочного обязательства"
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", август 2020 г., N 8