Письмо Министерства здравоохранения РФ от 27 апреля 2020 г. N 22-00-09/375
Департамент учетной политики и контроля Министерства здравоохранения Российской Федерации в рамках формирования учетной политики учреждений на 2020 год сообщает следующее.
С 1 января 2020 года ведение бюджетного учета, бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений, составление бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2020 года осуществляется с применением следующих федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и методических рекомендаций к ним:
- приказ Минфина России от 28.02.2018 N 37н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности" (далее - СГС "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности");
- приказ Минфина России от 30.05.2018 N 124н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах" (далее - СГС "Резервы");
- приказ Минфина России от 29.06.2018 N 146н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концессионные соглашения" (далее - СГС "Концессионные соглашения");
- приказ Минфина России от 29.06.2018 N 145н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры" (далее - СГС "Долгосрочные договоры");
- приказ Минфина России от 07.12.2018 N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы" (далее - СГС "Запасы");
- письмо Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075 "О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы";
- письмо Минфина России от 05.08.2019 N 02-07-07/58716 "О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах";
- письмо Минфина России от 06.08.2019 N 02-06-07/59183 "О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности";
- письмо Минфина России от 28.10.2019 N 02-06-07/84752 "О направлении Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Долгосрочные договоры";
- письмо Минфина России от 29.10.2019 N 02-06-07/84753 "О направлении методических рекомендаций по первому применению СГС "Концессионные соглашения".
В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), п. 13 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н (далее - СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"), изменение в учетную политику может производиться при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
Согласно п. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете, изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.
В целях обеспечения соответствия учетной политики требованиям законодательства о бухгалтерском учете в 2020 году необходимо было внести изменения в учетную политику и скорректировать ее положения с учетом принятых федеральных стандартов бухгалтерского учета и методических рекомендаций к ним.
Вместе с тем Департамент учетной политики и контроля Минздрава России обращает внимание на недостатки, отмеченные при рассмотрении учетных политик учреждений за 2019 год:
1) учетная политика содержит положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, однозначно установленные законодательством о бухгалтерском учете, например:
- выдержки из инструкций по бухгалтерскому учету: "при ведении бухгалтерского учета применяется метод начисления";
- нормы трудового, гражданского и налогового законодательства, которые не относятся к правилам бухгалтерского учета. Так, порядок расчета командировочных расходов и заработной платы регулируется трудовым законодательством, отношения с контрагентами - гражданским законодательством и законодательством о закупках. Если ранее такие порядки были включены в учетную политику, то их следует переутвердить отдельными документами;
- личные данные сотрудников (Ф.И.О.). В случае увольнения сотрудников, учетную политику необходимо корректировать, а делать это можно в исключительных случаях;
- способы и методики учета, которые не относятся к деятельности учреждения;
2) не установлен порядок передачи документов бухгалтерского учета при смене руководителя субъекта учета и (или) главного бухгалтера либо иного должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета;
3) не определен состав инвентарного объекта, признаваемого для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств;
4) не установлены способы учета суммы накопленной амортизации, исчисленной на дату переоценки основных средств;
5) не отражен порядок отнесения на финансовый результат платежей учреждения за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности, производимых в виде периодических платежей;
6) не раскрыт состав прямых расходов, накладных, общехозяйственных расходов;
7) отсутствует порядок формирования раздельного учета по видам доходов (расходов) на счетах финансового результата текущего финансового года, в том числе для целей налогового (управленческого) учета;
8) не отражен способ указания статуса объекта учета в графе 8, в графе 9 инвентаризационной описи (ф. 0504087) (по наименованию и (или) по коду), порядок ведения Многографной карточки (ф. 0504054) в разрезе аналитических показателей, применяемых по соответствующим объектам учета;
9) отдельные учетные политики, размещенные на официальных сайтах учреждений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не раскрывают основные положения учетной политики, приведен только перечень разделов и приложений, входящих в состав учетной политики.
В свою очередь Департаментом учетной политики и контроля Минздрава России подготовлен перечень требований законодательства о бухгалтерском учете к формированию учетной политики (приложение) для использования учреждениями в практической деятельности.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
Н.Б. Саволайнен |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 27 апреля 2020 г. N 22-00-09/375
Текст письма опубликован не был