Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
УТВЕРЖДЕНА
приказом Роспотребнадзора
от 7 июля 2020 г. N 379
Обучающая (просветительская) программа
по вопросам здорового питания для работающих в тяжелых и вредных условиях труда
I. Общие положения
Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для работающих в тяжелых и вредных условиях труда разработана в целях реализации федерального проекта "Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)" в рамках национального проекта "Демография", а также в соответствии с Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" на 2019 год и перспективный период 2020-2024 годов, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 25.01.2019 N 29, для решения задач по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания.
II. Целевой раздел
2.1. Актуальность программы:
В современных условиях уровень здоровья населения является одним из факторов обеспечения экономического роста и национальной безопасности государства и, в этой связи, вопросы здорового питания для работающих в тяжелых и вредных условиях труда в целях реализации мероприятий федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" в рамках национального проекта "Демография", направлены на улучшение качества и продолжительности жизни.
2.2. Цель программы:
Целью программы является увеличение к 2024 году доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, включая соблюдение принципов здорового питания, через формирование информационно-образовательной среды, способствующей распространению устойчивых изменений в образе жизни, включая приверженность схемам питания, обеспечивающим ликвидацию микронутриентной недостаточности, сокращение потребления соли, добавленного сахара, насыщенных жиров, увеличение потребления овощей, фруктов, обеспечивающих профилактику алиментарно-зависимых заболеваний.
2.3. Задачи программы:
Повышение уровня информированности и образованности работающих в тяжелых и вредных условиях труда о требованиях к качеству пищевой продукции, значении в питании основных пищевых веществ и пищевых продуктов, критических компонентов пищевых продуктов для формирования мотивации к приверженности здоровому питанию, умений выбора пищевых продуктов и формирования здорового рациона питания.
Информирование аудитории о роли лечебно-профилактического питания в профилактике неинфекционной заболеваемости.
2.4. Целевая аудитория программы
Специалисты по охране труда, руководители организаций, инженеры по технике безопасности, специалисты профильных направлений научных и практических организаций.
2.5. Механизмы реализации программы
Оказание консультативно-методической помощи организациям Роспотребнадзора, хозяйствующим субъектам и населению, работающему в тяжелых и вредных условиях труда, по вопросам здорового питания.
Мониторинг за состоянием питания различных групп населения, работающих во вредных и особо вредных условиях труда в различных регионах, с целью детальной оценки состояния питания трудоспособного населения.
Проведение научно-исследовательских работ, направленных на научное обоснование и методическое обеспечение просветительских программ в области здорового питания для групп населения, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, включая анализ и оценку эффективности лучших практик.
Разработка и демонстрация информационно-методических комплексов для просветительских программ в области здорового питания для групп населения, работающих в тяжелых и вредных условиях труда.
Анализ эффективности мероприятий по проведению просветительской деятельности по вопросам здорового питания групп населения, работающих в тяжелых и вредных условиях труда.
2.5.1. Разработка программы
- по функциональному принципу - для работающих в тяжелых и вредных условиях труда и их методического обеспечения, включая программы, методики и методические материалы для проведения просветительских мероприятий по вопросам формирования у населения приверженности принципам здорового питания с учетом региональных и профессиональных особенностей во взаимосвязи со структурой питания.
- по территориальному принципу - реализуется весь комплекс исследований всех изучаемых когорт населения, программы которых рассмотрены и утверждены объединенным консультативным органом (научно-методическим советом).
2.5.2. Внедрение программы
Субъекты для реализации мониторинговых и исследовательских работ - предприятия с тяжелыми и вредными условиями труда в различных регионах Российской Федерации.
Субъекты для реализации программ - предприятия с тяжелыми и вредными условиями труда в различных регионах Российской Федерации.
2.5.3. Реализация программы
Проведение обучения сотрудников территориальных органов и организаций Роспотребнадзора по обеспечению внедрения обучающих (просветительских) программ по вопросам здорового питания в соответствии с "дорожной картой".
2.6. Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения обучающей (просветительской) программы должны стать:
1. Ликвидация информационного дефицита должна стать приоритетным этапом при формировании у работающих в тяжелых и вредных условиях труда навыков здорового питания.
2. Совершенствование системы лечебно-профилактического питания, которое способствует повышению общей резистентности организма, защитных функций физиологических барьеров, изменению метаболизма ксенобиотиков, компенсированию повышенных затрат пищевых и биологически активных веществ, воздействие пищевых веществ с заданными лечебно-профилактическими свойствами на состояние наиболее поражаемых органов и систем.
3. Коррекция питания за счет применения биологически активных добавок, полиненасыщенных жирных кислот и фосфолипидов, витаминов, минеральных веществ и пищевых волокон.
4. Соблюдение основных принципов рационального и сбалансированного питания, рекомендации по изменению структуры продовольственной корзины в сторону увеличения потребления овощей, фруктов и ягод, уменьшения потребления сахара.
III. Содержательный раздел
3.1. Общее содержание обучающей (просветительской) программы:
Обучающая (просветительская) программа включает четыре логически взаимосвязанных блока, изложение которых представлено в следующей последовательности:
- значение в питании основных пищевых веществ и основных групп пищевых продуктов. Критически значимые компоненты пищи;
- современное состояние питания отдельных групп работающих в тяжелых и вредных условиях труда;
- пути оптимизации питания рабочих промышленных предприятий: функциональные пищевые продукты, специализированные пищевые продукты;
- гигиеническая коррекция рационов лечебно-профилактического питания работающих в тяжелых и вредных условиях труда.
Широкое распространение заболеваний, риски возникновения которых напрямую связаны с нарушением питания (заболевания сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, ожирение, некоторые виды злокачественных новообразований и др.), представляет серьезную медико-социальную проблему, обусловленную неуклонным ростом числа больных, высокой частотой, тяжестью и прогрессированием различных осложнений, снижением продолжительности жизни.
Анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о значительном его ухудшении за последние годы.
Ведущее место в системе лечебно-профилактических мероприятий, содержащей новые технические и санитарно-гигиенические решения, занимает профилактика профессиональной и производственно-обусловленной патологии, которую следует рассматривать как существенную интегральную характеристику здоровья работающих, структура и уровни которой находятся в прямой зависимости от вредных и неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса, адекватно отражая состояние производства.
Вместе с тем не всегда представляется возможным полностью исключить или обеспечить постоянное соблюдение предельно допустимых величин вредных химических или физических факторов на производстве.
В этих условиях особенно возрастает значение гигиенических и медико-биологических мероприятий, среди которых важное место отводится оптимизации питания, лечебно-профилактическому питанию.
Среди факторов питания, имеющих важнейшее значение для поддержания здоровья, работоспособности и активного долголетия, особая роль принадлежит полноценному и регулярному снабжению организма человека всеми необходимыми макро- и микроэлементами. В рамках лечебно-профилактического питания работающих в тяжелых и вредных условиях труда особый интерес представляет применение специализированной пищевой продукции, обладающей протекторными свойствами или повышающей резистентность организма. В настоящее время разработан целый ряд профилактических продуктов с заданными свойствами за счет обогащения их пищевыми волокнами, витаминами, минеральными веществами и др.
В обучающей (просветительской) программе представлены сведения о значении в питании основных пищевых веществ и пищевых продуктов, а также критических компонентов пищевых продуктов, о роли лечебно-профилактического питания в профилактике неинфекционной заболеваемости работающих в тяжелых и вредных условиях труда.
3.2. Этапы реализации программы
Первый этап:
1.1 Анализ данных по профессиональным факторам риска для здоровья работающих в тяжелых и вредных условиях труда в разрезе ведущих отраслей промышленности различных регионов Российской Федерации.
1.2 Проведение анализа фактического питания работающего населения в различных отраслях промышленности
1.3 Анализ данных мониторинга состояния здоровья работников ведущих отраслей промышленности: общая и профессиональная заболеваемость, включая наиболее распространенные алиментарно-зависимые заболевания и результаты оценки алиментарного статуса.
Второй этап:
2.1 Оценка риска метаболического синдрома и ожирения при воздействии производственной вибрации и физических перегрузок.
2.2 Нутриционная поддержка работающих во вредных условиях труда с применением специализированных продуктов лечебно-профилактического питания.
2.3 Методические рекомендации к оптимизации лечебно-профилактического питания работающих во вредных условиях труда.
Третий этап:
3.1 Формирование информационных материалов по тематикам: факторы риска развития профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний в различных отраслях промышленности; факторы риска алиментарно-зависимых заболеваний у работающего населения; развитие лечебно-профилактического питания в СССР и Российской Федерации (исторические аспекты); современные специализированные продукты нутриционной поддержки и эффективность их применения.
3.2 Создание тематических рубрик на сайте учреждения по вопросам здорового питания в тяжелых и вредных условиях труда
3.3 Подготовка наглядных информационных материалов (буклетов) по тематике фактического питания и здорового образа жизни для работающих контингентов.
3.4 Подготовка публикационных материалов по проблемам здорового питания работающих в тяжелых и вредных условиях труда.
Четвертый этап:
4.1 Подготовка материалов к проведению семинаров и лекций для специалистов, занимающихся вопросами организации лечебно-профилактического питания на промышленных предприятиях, охране труда и технике безопасности.
4.2 Подготовка материалов к проведению семинаров и лекций для специалистов по медицине труда, врачей-профпатологов лечебно-профилактических учреждений, центров профпатологии, кафедр и клиник профпатологии, медицинских образовательных и научных учреждений, специалистов медико-санитарных частей.
4.3 Организация просветительской работы среди работников промышленных предприятий.
IV. Организационный раздел
4.1 Общие рамки организации обучающего процесса:
Курс рассчитан на 15 учебных часов и предполагает различные виды деятельности слушателей (прослушивание лекций, практическую работу и самостоятельную работу). В рамках изучения используются разнообразные источники информации (электронные ресурсы, учебная литература, нормативные документы, карты). Технологическое обеспечение курса подразумевает наличие в учебной аудитории презентационной техники (проектор, экран, компьютер/ноутбук) с соответствующим программным обеспечением, меловую (и) или маркерную доски, а также, оснащение компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет.
4.2. Содержание учебного курса
Раздел 1. Гигиенические проблемы питания основных групп работающих в тяжелых и вредных условиях труда
Планируемые результаты
Знать базовые принципы здорового питания.
Уметь пользоваться информацией о режиме питания.
Владеть информацией о критически значимых компонентах пищи.
Тема 1.1. Здоровое и безопасное питание
Лекция 1. Принципы здорового и безопасного питания. (белки, жиры, углеводы. Режим питания. Потребление воды. Ограничения (сахар, соль, трансжиры).
Практическая работа.
Лекция 2. Значение в питании основных пищевых веществ и основных групп пищевых продуктов. Продукты, относящиеся к "вредным". Способы изготовления. Механизм воздействия на организм компонентов вредных продуктов
Лекция 3. Критически значимые компоненты пищи.
Практическая работа.
Лекция 4. Основы рационального питания.
Практическая работа.
Раздел 2. Неблагоприятные и вредные условия труда и здоровое питание
Планируемые результаты
Знать факторы риска производственной среды.
Уметь объяснить, что такое микронутриенты.
Владеть информацией о значении витаминов в рационе питания работающих в тяжелых и вредных условиях труда.
Тема 2.1 Факторы риска производственной среды
Лекция 1. Факторы производственной среды и здоровье работающих.
Практическая работа.
Тема 2.2. Система питания работающих во вредных условиях с целью сохранения здоровья
Лекция 1. Еда как лекарство для работающих в тяжелых и вредных условиях труда.
Практическая работа.
Тема 2.3. Микронутриенты и их источники. Витамины в рационе питания
Лекция 1. Микронутриенты, жизненно необходимые организму человека. Продукты, содержащие необходимые микронутриенты. Суточное потребление микронутриентов.
Практическая работа.
Лекция 2. Витаминизация рациона питания.
Практическая работа
Раздел 3. Современное состояние питания основных групп работающих в тяжелых и вредных условиях труда
Знать принципы питания работающих в тяжелых условиях труда.
Уметь оценить статус питания.
Владеть информацией о современном состоянии вопросов питания, работающих во вредных условиях труда.
Тема 3.1 Тяжелые и вредные условия труда и современное состояние питания
Лекция 1. Гигиенические принципы питания работающих в тяжелых и вредных условиях труда.
Практическая работа.
Тема 3.2 Питание по группам интенсивности труда
Лекция 1. Специальное питание при вредных условиях труда и специальное питание за вредные условия труда.
Практическая работа.
Тема 3.3 Статус питания организма
Лекция 1. Оценка статуса питания организма и разработка мероприятий по его оптимизации.
Практическая работа.
Раздел 4. Пути оптимизации питания рабочих промышленных предприятий
Знать о способах приготовления мяса, рыбы, фруктов, ягод.
Уметь искать информацию о потребляемых продуктах
Владеть информацией о безопасности пищевых продуктов из генетически модифицированного сырья, биологически активных добавок к пище.
Тема 4.1 Совершенствование организации питания рабочих на промышленных предприятиях в современных условиях
Лекция 1. Функциональные пищевые продукты.
Практическая работа.
Лекция 2. Специализированные пищевые продукты.
Практическая работа.
Раздел 5. Гигиеническая коррекция рационов лечебно-профилактического питания работающих в тяжелых и вредных условиях труда
Знать перечень производств, профессий и должностей, работа которых дает право на получение бесплатного ЛПП.
Уметь разрабатывать недельные меню-раскладки.
Владеть информацией о построении рационов ЛПП на предприятиях с тяжелыми и вредными условиями труда.
Тема 5.1 Оптимизация лечебно-профилактических рационов рабочих промышленных предприятий
Лекция 1. Лечебно-профилактическое питание и организация гигиенического контроля за ним.
Практическая работа.
Лекция 2. Разработка недельных меню-раскладок рациона лечебно-профилактического питания для работающих во вредных условиях труда.
Практическая работа.
Лекция 3. Картотека блюд рационов лечебно-профилактического питания. Реестр продукции диетического профилактического питания работающих в тяжелых и вредных условиях труда.
Практическая работа.
4.3. Учебный план
4.3. Контроль состояния программы
Вопросы для проверки знаний
1. Назовите основные принципы здорового питания.
2. Рациональное питание?
3. Что такое белки, жиры, углеводы?
4. Критически значимые компоненты?
5. Какие группы продуктов относятся к "вредным"?
6. Каковы механизмы воздействия вредных веществ на организм человека Вы знаете?
7. Факторы производственной среды?
8. Вредные и тяжелые условия труда?
9. Какие производственные факторы могут влиять на здоровье человека?
10. Особенности питания людей, работающих во вредных условиях труда. Если да, то какие?
11. Специальное питание при вредных условиях труда
12. Какие механизмы адаптации человека к неблагоприятным производственным условиям вы знаете?
13. Как питание может способствовать преодолению негативных ответов со стороны здоровья на неблагоприятные производственные условия?
14. Принципы здорового питания работающих в тяжелых и вредных условиях труда?
15. Что такое микронутриенты?
16. Назовите основные группы продуктов, в которых содержатся самые необходимые человеку микронутриенты?
17. Функциональные пищевые продукты?
18. Специализированные пищевые продукты?
19. Лечебно-профилактическое питание?
20. Лечебно-профилактическое питание при наличии элементов профессиональной вредности, его виды и организация?
21. Законодательные и нормативные документы по организации ЛПП?
22. Требования к составлению ЛПП?
23. Меню-раскладки рациона ЛПП?
24. Роль основных пищевых веществ в предупреждении метаболических нарушений в организме при воздействии профессиональных вредных факторов?
25. Организация приготовления и выдачи ЛПП на промышленных предприятиях?
26. Контроль за организацией ЛПП?
4.4. Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Воронина Г.А., Федорова М.З. Основы рационального питания: 10-11 классы. учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М: Вентана-Граф, 2009 , 128 с.
2. Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. М.: ФАИР-ПРЕСС. 2001. 207с.
3. Тармаева И.Ю., Белых А.И. Лечебно-профилактическое питание учебное пособие для студентов медицинских вузов.- Иркутск: ИГМУ, 2010. - 69 с.
4. Артамонова В.Г., Мухин Н.А. Профессиональные Болезни: Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2006. - 480 с.: ил. (Учеб. лит. для Студентов мед. вузов.);
5. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные Болезни: Учебник. - М.: Гэотар - Медиа, 2010. - 368 с.
6. Измеров Н.Ф. Профессиональные болезни: Учебник. - Академия, 2011. - 464 с.
6. Национальное Руководство по профпатологии. под редакцией Н.Ф. Измерова. - М.: Гэотар - Медиа, 2011. - 784 с.
Дополнительная литература
1. Зарубина Н.Н. Вегетарианство в России: индивидуальный выбор против традиции//Историческая психология и социология истории. Том 9. 2016. N 2. С. 138.
2. Коробейникова Т.В. Вегетарианство и микронутриенты//Микроэлементы в медицине. Том 19. 2018. N 2. С. 34-35.
3. Спиричев В.Б. Что могут витамины: парадоксы правильного питания. М. АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2011. 287 с.
4. Энциклопедия питания. Том 2. Нутриенты пищевых продуктов. Справочное издание/Черевко А.И. под общ. ред., Михайлов В.М. под общ. ред. и др. - Москва: КноРус, 2019. - 128 с.
Электронные ресурсы*
1. Федеральная служба по аккредитации. Официальный интернет-ресурс. URL: https://fsa.gov.ru/.
2. Официальный сайт Всемирной Организации Здравоохранения. URL: https://www.who.int/ru/home.
3. Пищевая система MyPyramid (2005 г.)//https://www.choosemyplate.gov/brief-history-usda-food-guides; Food Pyramids: What Should You Really Eat?//Harvard School of Public Health. 2007. https://cdn1.sph.harvard.edu/wp-content/uploads/sites/30/2012/10/healthy-eating-pyramid-huds-handouts.pdf.
4. Канадское руководство по здоровому питанию//Официальный сайт правительства Канады. URL: https://www.canada.ca/en/health-canada/services/canada-food-guide/resources/snapshot/languages/russian-russe.html.
5. Официальный сайт Гидрометцентра России. URL: https://meteoinfo.ru/
Нормативные документы
1. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 05.12.2019) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".
2. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. [Электронный документ]. URL: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA57/A57_R17-ru.pdf.
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей".
4. МР 2.3.1.2432-08 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации". [Электронный документ]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200076084.
______________________________
* В список электронных ресурсов включены американские и канадские национальные рекомендации для того, чтобы в рамках освоения настоящей обучающей (просветительской) программы, обучающиеся могли познакомиться с опытом других развитых стран в сфере здорового питания. Также включен Интернет-Сервис "Мой здоровый рацион - приложение для ведения дневника питания и тренировок", который не является официальным государственным источником информации, но предлагает удобный инструмент, с качественным набором опций. Данные, представленные на Интернет-Сервисе относительно состава продуктов основываются на справочнике И.М. Скурихина (см.: Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник/Под ред. член-корр. МАИ, проф. И.М. Скурихина и академика РАМН, проф. В.А. Тутельяна. - Х46 М.: ДеЛи принт, 2002. - 236 с.). Интернет-Сервис поможет обеспечить наглядную демонстрацию процесса ведения дневника питания и структурировать информацию о способах самостоятельного контроля собственного питания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.