Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Министерства транспорта и дорожного хозяйства
Свердловской области
от 03.09.2020 г. N 302
Обзор
правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области за 1 полугодие 2020 года.
1. Общие положения
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области (далее - Министерство) за 1 полугодие 2020 года подготовлено во исполнение п. 3 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2018 N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами".
Согласно подп. 5 п. 9, подп. 6 п. 10 Положения о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2016 N 824-ПП (далее - Положение), к полномочиям Министерства относится осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси и осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области.
Предметом регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, имеющими разрешение на осуществление указанного вида деятельности, требований, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Свердловской области и иными нормативными актами Свердловской области в сфере осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, в том числе условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг в данной сфере в пределах своей компетенции.
Предметом регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог является соблюдение субъектами регионального государственного надзора требований, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Свердловской области:
1) по использованию полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, в том числе технических требований и условий по размещению объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, инженерных коммуникаций, подъездов, съездов, примыканий и иных объектов, размещаемых в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также требований и условий по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения;
2) по соблюдению обязанностей при использовании автомобильных дорог в части недопущения повреждений автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и их элементов.
Государственная функция осуществляется посредством: организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований;
организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований;
организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния их исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В данном докладе изложены вопросы организации и проведения мероприятий по контролю, проблемные вопросы, возникающие при осуществлении государственной функции, анализ наиболее часто встречающихся случаев нарушения обязательных требований законодательства, выявляемых в отчетном периоде, и меры, принимаемые Министерством для уменьшения количества нарушений обязательных требований.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- обеспечение единства практики применения федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, и контрольно-надзорных функций;
- повышение результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;
- выработка путей по минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов Министерства, позволяющих соблюдать периодичность плановых и внеплановых проверок объектов регионального государственного надзора.
Задачами обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- выработка оптимальных решений проблем правоприменительной практики с привлечением заинтересованных лиц и их реализация;
- выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
- выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения;
- выработка рекомендаций подконтрольным субъектам в целях недопущения типичных нарушений обязательных требований.
В качестве источников формирования материала использованы:
- результаты проверок и иных мероприятий по контролю, в том числе осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- результаты обжалований действий и решений должностных лиц Министерства в административном или судебном порядке;
- результаты применения мер прокурорского реагирования по вопросам надзорной деятельности;
- результаты рассмотрения заявлений и обращений граждан Министерством.
2. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
2.1. Правоприменительная практика организации и проведения государственного регионального контроля.
При осуществлении данного вида контроля Министерство руководствуется следующими нормативными правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);
- Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ);
- Федеральный закон от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ);
- Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ);
- Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ);
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 23 апреля 2012 года N 34-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Правила перевозок);
- постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2017 N 177 "Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)";
- постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
- приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 01.12.2015 N 347 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи";
- приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации";
- Закон Свердловской области от 21.12.2015 N 160-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Свердловской области";
- постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2012 N 1569-ПП "Об определении перечня должностных лиц Министерства транспорта и связи Свердловской области, осуществляющих на территории Свердловской области региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, и их полномочий";
- постановление Правительства Свердловской области от 29.01.2019 N 52-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требований, предусмотренных федеральным законом, а также правилами перевозок пассажиров и багажа легковым такси";
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, регламентирующими правоотношения в области перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
Обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного регионального контроля, содержатся в ч. 1.4 и 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ, а также в правилах перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В целях осуществления контрольных функций Министерством ежегодно составляется план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проект плана до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок направляется для рассмотрения в Прокуратуру Свердловской области, дорабатывается Министерством с учетом предложений органа прокуратуры и утверждается Министром. Утвержденный план до 01 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется в Прокуратуру Свердловской области и размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внесены изменения, предусматривающие освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства от проверок в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года, включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Руководствуясь пунктами 1. 2 и 3 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Министерством на основании Приказов от 31.03.2020 N 143 и от 15.04.2020 N 172 из Плана проверок на 2020 год исключены 17 плановые проверки из 23 запланированных к проведению на 2020 год. Также в указанный период было отменено проведение 3 внеплановых проверок по выполнению предписаний об устранении нарушений обязательных требований законодательства, выданных Министерством по итогам плановых проверок.
Прокуратурой Свердловской области было отказано в проведении 2 внеплановых проверок.
За отчетный период Министерством начато проведение 7 проверок. Из них 6 плановых выездных и 1 внеплановая документарная проверка. Фактически удалось провести 5 проверок: 4 плановых и 1 внеплановую. Две проверки провести не представилось возможным по причине уклонения хозяйствующим субъектом от проведения проверки и в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, а также отсутствием законного представителя по юридическому адресу.
По результатам проверок выдано 5 предписаний об устранении нарушений обязательных требований, а также возбуждены 26 дел об административных нарушениях:
по ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ - 2 дела;
по ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ - 1 дело;
по ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ - 3 дела;
по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ - 4 дела;
по ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ - 2 дела;
по ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ - 6 дел;
по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - 1 дело;
по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ - 2 дела;
по ст. 9.13 КоАП РФ - 5 дел.
За уклонение от проведения проверок возбуждено 1 дело по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, по результатам рассмотрения 1 индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 4000 рублей.
За осуществление предпринимательской деятельности без разрешения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении 1 юридического лица возбуждено административное дело и направлено для рассмотрения в Арбитражный суд Свердловской области. По результатам рассмотрения Арбитражным судом Свердловской области дело прекращено в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
По результатам рассмотрения дел 3 юридических лица привлечены к административной ответственности в виде 7 предупреждений и 1 штрафа на сумму 30000 рублей, 3 индивидуальных предпринимателя привлечены к административной ответственности в виде 4 предупреждений и штрафа в размере 5000 рублей, 3 должностных лица привлечены к административной ответственности в виде 5 предупреждений и 1 штрафа на сумму 5000 рублей.
Специалисты Министерства участвовали в 9 выездных рейдовых мероприятиях, направленных на выявление и профилактику нарушений законодательства лицами, осуществляющими деятельность в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
По результатам рейдовых мероприятий Министерством возбуждены и направлены для рассмотрения в мировые суды, 24 дела об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). В настоящее время мировым судом рассмотрены 14 административных дел. По результатам рассмотрения судами административных дел 12 физических лиц привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 24Б00, 2 дела прекращены в связи с отсутствием состава правонарушения.
Также по результатам рейдовых мероприятий специалистами Министерства возбуждено 1 дело по ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ (отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом), 10 дел по ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ (отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства). По результатам рассмотрения административных дел к административной ответственности в виде предупреждений привлечены 11 физических лиц.
Составлено и направлено подконтрольному субъекту 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
За указанный период специалистами Министерства на основании материалов, поступивших из ГИБДД, Уральского управления государственного автодорожного надзора, а также на основании обращений возбуждены и направлены для рассмотрения в мировые суды Свердловской области 8 дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения мировым судом административных дел 2 физических лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 4000 рублей, один индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности в виде предупреждения. Также возбуждены и рассмотрены 1 дело по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ (осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств), 6 дел по ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ и 5 дел по ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения административных дел по ч. 1 ст. 11.14.1 КоАП РФ 3 дела прекращены в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, 3 физических лица привлечены к административной ответственности в виде предупреждений. По результатам рассмотрения 5 дел по ч. 3 ст. 11.14.1 КоАП РФ 1 юридическое лицо и 1 индивидуальный предприниматель, 2 физических лица привлечены к административной ответственности в виде предупреждений, 1 дело прекращено в связи с истечением срок давности привлечения к административной ответственности.
За неуплату административного штрафа возбуждено 1 дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом.
В 1 полугодии 2020 года в Министерство поступило 19 обращений граждан, содержащих информацию о нарушении лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, их прав и законных интересов, а также требований действующего законодательства.
По результатам рассмотрения поступивших обращений Министерством принято решение о возбуждении в отношении виновных лиц 1 дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 11.14.1 КоАП РФ и 1 дела по ч. 2 ст.14.1 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дел виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 и предупреждения.
В 1 полугодии 2020 года в судебном порядке обжаловалось решение должностных лиц Министерства по поводу отказа в выдаче разрешения на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Арбитражным судом Свердловской области от 03.06.2020 по делу N А60-2269/2020 заявленные требования удовлетворены, решение Министерства признано недействительным. В настоящее время решение Арбитражного суда Свердловской области обжаловано Министерством в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
2.2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.
Обязательные требования к легковым такси, установленные в целях обеспечения безопасности пассажиров и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствами, соблюдение которых подлежит проверке Министерством при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, содержатся в ч. 16 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ, в Правилах перевозок.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "в ч. 16 ст. 9 Закона"
Анализ результатов осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере такси показывает, что наиболее частыми нарушениями обязательных требований являются:
- отсутствие на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографической схемы, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке (подп. "б" п. 1 ч. 16 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подп. "б" п. 1 ч. 16 ст. 9 Закона"
- отсутствие на крыше опознавательного фонаря оранжевого цвета (подп. "г" п. 1 ч. 16 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подп. "г" п. 1 ч. 16 ст. 9 Закона"
- отсутствие на передней панели легкового такси справа от водителя информации, предусмотренной п. 117 Правил;
- непроведение контроля технического состояния легкового такси перед выездом на линию (подп. "б" п. 3 ч. 16 ст. 9 Закона N 69-ФЗ; ч. 4 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Ч. 4 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ отсутствует
- водителем легкового такси не пройден предрейсовый медицинский осмотр подп. "в" п. 3 ч. 16 ст. 9 Закона N 69-ФЗ; п. 3, 7 ст. 23 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);
В ходе рейдовых мероприятий выявляется большое количество перевозчиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность но перевозке пассажиров и багажа без специального разрешения на осуществление указанного вида деятельности.
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, для их самоконтроля и информирования на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://mtis.midural.ru/) размещена следующая информация:
1) перечень обязательных требований, предъявляемых к субъектам государственного регионального контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области;
2) действующие нормативно-правовые акты, содержащие требования, предъявляемые к субъектам, подлежащим государственному региональному контролю;
3) перечень учреждений, имеющих лицензию на осуществление работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послересовым) на территории Свердловской области;
4) образец информации для размещения на передней панели легкового такси;
5) методические рекомендации для подконтрольных субъектов по недопущению нарушений обязательных требований законодательства;
5) проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые Министерством при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
6) сервис самопроверки.
Специалисты Министерства в ходе проведения рейдовых мероприятий разъясняют лицам, осуществляющим перевозку в качестве легкового такси, требования действующего законодательства, регулирующего деятельность такси, вручают им памятки, консультируют заинтересованных лиц на личных приемах и по телефону по вопросам получения разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области и соблюдения обязательных требований.
В 1 полугодии 2020 года подконтрольным субъектам выдано 1 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси.
Министерством 25.06.2019 в формате онлайн-конференции с использованием сервиса "Zoom" проведено публичном мероприятии по обсуждению обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области за 2019 год. В публичном мероприятии приняли участие 12 человек: из них 7 представителей хозяйствующих субъектов, начальник отделения технического надзора УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, 3 представителя органов исполнительной власти Свердловской области, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков в Уральском Федеральном округе.
В ходе проведения мероприятия до сведения присутствующих лиц доведены результаты контрольно-надзорной деятельности Министерства за 2019 года, рассмотрен вопрос о перечне требований законодательства, обязательных для исполнения хозяйствующими субъектами и предоставляемых документах при осуществлении Министерством контрольно-надзорных мероприятий, о нарушения обязательных требований законодательства, наиболее часто допускаемых подконтрольными субъектами, обозначены проблемные вопросы, возникающие у Министерства при осуществлении курируемых видов контроля, до сведения участников доведена информация о порядке отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска и практика рассмотрения поданных хозяйствующими субъектами заявлений об изменении присвоенных ранее категорий риска или класса опасности.
2.3. Предложении по совершенствованию законодательства.
В настоящее время в Свердловской области только на территории г. Екатеринбурга действует порядка 20 диспетчерских служб, принимающих и распределяющих заказы на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. С развитием информационных технологий все большее распространение получает заказ такси через онлайн-сервисы. При этом никаких гарантий, что заказ на перевозку будет передан владельцу транспортного средства, на которое выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, что транспортное средство и водитель соответствуют обязательным требованиям, нет. Диспетчерские службы такси действующим законодательством не отнесены к лицам, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и неподконтрольны уполномоченному органу исполнительной власти.
Между тем количество транспортных средств, на которых фактически осуществляется перевозка пассажиров и багажа в качестве легкового такси, значительно превышает количество транспортных средств, на которые выданы разрешения, что негативно отражается на безопасности пассажиров, создает недобросовестную конкуренцию в сфере такси и угрозу причинения вреда иным охраняемым законом общественным интересам.
Считаем, что для наиболее эффективного контроля в сфере такси контролирующему органу должны быть предоставлены полномочия на проверку соблюдения обязательных требований не только лицами, имеющими разрешения, но и лицами, фактически осуществляющими данную деятельность (без разрешения); диспетчерские службы такси должны быть отнесены к субъектам контроля и нести ответственность за передачу заказов на перевозку транспортными средствами, разрешения на которые не выдавались. Необходимо изменить порядок выдачи разрешений на осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси путем введения процедуры предварительного контроля (проверки) возможности соблюдения заявителем установленных действующим законодательством требований (соответствие технического состояния транспортного средства требованиям безопасности, возможность обеспечения прохождения водителями легкового такси предрейсового медицинского осмотра и контроль технического состояния транспортного средства, соответствие транспортного средства требованиям к внешнему оформлению).
Соответствующие предложения неоднократно высказывались Министерством при рассмотрении проектов федеральных законов в сфере такси, вносились в проект резолюции Международного Евразийского форума "ТАКСИ".
К сожалению, до настоящего времени изменения в федеральное законодательство, позволяющие наиболее эффективно осуществлять контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, не приняты, а полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации при осуществлении данного вида контроля крайне ограничены.
Кроме того, одной из наиболее эффективной мерой борьбы с нелегальными перевозчиками является применение такой меры обеспечения по делу об административном правонарушении как арест транспортного средства, явившегося орудием совершения правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). В соответствии с ч. 2 ст. 27.14 КоАП РФ арест транспортных средств осуществляется должностными лицами, указанными в статье 27.3, части 2 статьи 28.3 КоАП РФ. В перечне должностных лиц, уполномоченных осуществлять арест транспортного средства (ст. 27.3 и ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) отсутствуют должностные лица, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Вместе с тем Министерством проводится работа, направленная на легализацию деятельности лиц, осуществляющих перевозку. В рамках соглашения об информационном взаимодействии в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области агрегаторы в 1 полугодии 2020 года прекратили доступ к сервисам заказа такси 721 автомобилям, на которые не получены разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области.
На основании постановления Правительства Свердловской области от 28.06.2018 N 411-ПП "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области", в случаях поступления в Министерство обращения юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым выдано разрешение, либо собственника транспортного средства, на которое выдано разрешение, о внесении изменений в реестр в связи с прекращением предпринимательской деятельности, прекращением деятельности такси, прекращением использования конкретных транспортных средств в качестве такси; получения сведений о прекращении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя (при использовании единого государственного реестра юридических лиц, единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, размещенных на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.nalog.ru)). Министерство вносит в реестр запись об изменении статуса разрешения на "недействующее". Ведение реестра в соответствии с данным порядком позволило актуализировать содержащуюся в нем информацию и пресечь незаконное использование разрешений. За 1 полугодие 2020 год из реестра исключено 838 разрешений.
2.4. Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении деятельности в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
1. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ).
2. Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение (ч. 3 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ).
3. Транспортное средство, используемое в качестве легкового такси, должно соответствовать следующим требованиям:
- наличие на кузове (боковых поверхностях кузова) легкового такси цветографической схемы, представляющей собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке (подп. "б" п. 1 ч. 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ; п. 116 Правил перевозок);
- наличие на крыше легкового такси опознавательного фонаря оранжевого цвета подпункт "г" пункт 1 часть 16 статьи 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ; пункт 115 Правил перевозок;
- размещение на передней панели легкового такси справа от водителя следующей информации:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа (пункт 117 Правил перевозок);
- наличие в легковом такси правил пользования соответствующим транспортным средством (пункт 118 Правил перевозок);
- наличие в транспортном средстве информации, предусмотренной законодательством для пассажиров из числа инвалидов, а также наличие возможности ознакомления с указанной информацией для данной категории пассажиров (часть 6 статьи 21.1 Устава автомобильного транспорта; подпункт "в" пункта 3, подпункт "г" пункта 6 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минтранса России от 01.12.2015 N 347 (далее - Приказ Минтранса России от 01.12.2015 N 347));
- наличие в салоне легкового такси разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области (оформленного в бумажном виде с использованием бланка, в форме электронного документа) (пункт 10 Порядка подачи заявления на выдачу разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, выдачи и переоформления разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.06.2018 N 411-ПП).
4. Перед выпуском на линию индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны:
- проверять наличие у водителей легковых такси общего водительского стажа не менее трех лет (п. 2 ч. 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ; п. 4 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);
- осуществлять проведение контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию (подп. "б" п. 3 ч. 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ; п. 1 и 4 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);
- обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра (подп. "в" п. 3 ч. 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ; п. 1 ст. 20 и п. 1 ст. 23 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 4 ч. 2 ст. 46, ч. 7 ст. 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ) и внесение результатов проведенных предрейсовых медицинских осмотров в журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров (п. 14 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее - Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 835н);
- обеспечивать оформление путевых листов на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси (ч. 2 ст. 6 Устав автомобильного транспорта; п. 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152; подп. 2.1.1 п. 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090) и регистрацию оформленных путевых листов в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152);
- осуществлять регистрацию заказов в журнале регистрации заказов (п. 104, 105 Правил перевозок).
5. При осуществлении деятельности на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возлагаются также следующие обязанности:
- проведение технического обслуживания и ремонта легковых такси (подп. "а" п. 3 ч. 16 ст. 9 Закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ; п. 1 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);
- соблюдение периодичности прохождения легковыми такси технического осмотра (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");
- проверять соответствие лиц, осуществляющих контроль технического состояния транспортных средств перед выпуском на линию, профессиональным и квалификационным требованиям (п. 4 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ);
- проверять наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей (п. 1 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ; п. 11 приложения 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации"; пункт 46 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон от 04.05.20111 N 99-ФЗ);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 46 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ"
- проверять наличие документов, подтверждающих право штатных медицинских работников юридического лица или индивидуального предпринимателя проводить предрейсовые медицинские осмотры (п. 46 ст. 12 Закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ; ч. 4 ст. 24 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; п. 8 Приказа Минздрава России от 15.12.2014 N 835н "Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров"; приложение N 2 к методическим рекомендациям "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств", утв. Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств");
- обеспечивать выдачу кассовых чеков или квитанций в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси (п. 111 Правил перевозок 112; п. 5 ст. 31 Устав автомобильного транспорта);
- обеспечивать наличие и организацию работы по проведению обследования транспортных средств и предоставляемых услуг в соответствии с требованиями законодательства (п. 11 Приказ Минтранса России от 01.12.2015 N 347; ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");
- обеспечивать оформление в установленном порядке и утверждение паспортов (вместе с отчетом) доступности транспортных средств, используемых в качестве легковых такси (п. 8, 9, 10, 13, 15 Приказ Минтранса России от 01.12.2015 N 347).
3. Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области
3.1. Правоприменительная практика организации и проведения государственного регионального надзора.
При осуществлении данного вида надзора Министерство руководствуется следующими нормативными правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ);
- Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ);
- Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ);
- Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ);
- постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Правила дорожного движения);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 166 "Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения";
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации";
- приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 05.06.2019 N 167 "Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства";
- постановлением Правительства Свердловской области от 09.03.2010 N 361-ПП "О размере вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Свердловской области";
- постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП "Об утверждении Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения";
- постановлением Правительства Свердловской области от 14.12.2012 N 1452-ПП "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области";
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области, регламентирующими правоотношения в области сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В соответствии с п. 5 Порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14.12.2012 N 1452-ПП, предметом регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог является соблюдение субъектами регионального государственного надзора требований, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Свердловской области:
1) по использованию полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, в том числе технических требований и условий по размещению объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, инженерных коммуникаций, подъездов, съездов, примыканий и иных объектов, размещаемых в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, а также требований и условий по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения;
2) по соблюдению обязанностей при использовании автомобильных дорог в части недопущения повреждений автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и их элементов.
В целях осуществлении контрольных функций Министерством ежегодно составляется план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Проект плана до 01 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок направляется для рассмотрения в Прокуратуру Свердловской области, дорабатывается Министерством с учетом предложений органа прокуратуры и утверждается Министром. Утвержденный план до 01 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направляется в Прокуратуру Свердловской области и размещается на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
В соответствии с пунктами 10-7, 10-10 Порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 14.12.2012 N 1452-ПП проведение плановых проверок субъектов регионального государственного надзора в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется с периодичностью, установленной критериями отнесения деятельности субъектов регионального государственного надзора и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска при осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области.
Плановые проверки в отношении субъектов регионального государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, не проводятся.
Включение в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в отношении субъекта регионального государственного надзора, деятельность которого отнесена к категории значительного риска, осуществляется при истечении (в году проведения плановой проверки) установленной периодичности проверок со дня: окончания проведения последней плановой проверки субъекта регионального государственного надзора;
государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося субъектом регионального государственного надзора, если плановые проверки ранее не проводились.
Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внесены изменения, предусматривающие освобождение субъектов малого и среднего предпринимательства от проверок в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года, включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Руководствуясь пунктами 1. 2 и 3 постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 год государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Министерством на основании Приказов от 31.03.2020 N 143 и от 15.04.2020 N 172 из Плана проверок на 2020 год исключены 35 плановых проверок из 40 запланированных к проведению на 2020 год.
За отчетный период Министерством начато проведение 5 плановых документарных проверок. Фактически удалось провести 4 плановых проверки. Одну проверку провести не представилось возможным по причине уклонения хозяйствующего субъекта от проведения проверки. За уклонение от проведения проверки в отношении юридического лица возбуждено дело по ч. 2 ст. 19.14.1 КоАП РФ.
По результатам проведения плановых проверок нарушения в сфере сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области не выявлены.
Следует отметить, что нарушение запрета пользователям автомобильными дорогами на осуществление движения по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, предусмотренного п. 3 ч. 1. ст. 29 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, является наиболее массовым типовым нарушением среди перевозчиков.
Основания для проведения внеплановой проверки содержатся в ч. 2 ст. 10 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Такими основаниями в отношении регионального государственного надзора, осуществляемого Министерством, являются:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В 1 полугодии 2020 года случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав национального библиотечного фонда, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации последствий причинения такого вреда не выявлено.
Действия (бездействия) и решения должностных лиц Министерства в судебном и внесудебном порядке не обжаловались.
В I полугодии 2020 года в Министерством рассмотрено 17 обращений граждан, содержащих информацию о нарушении лицами, осуществляющими деятельность в сфере использования автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области требований действующего законодательства.
Все обращения рассмотрены в установленном законом порядке. По результатам рассмотрения обращений проведены предварительные проверки информации, изложенной в обращениях. В 5 случаях, информация, изложенная в обращениях, не нашла подтверждения. Одно обращение было анонимное, одно без адреса - ответы на них не даны.
Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Министерства, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации" направлены для рассмотрения в уполномоченные органы (Роспотребнадзор, ГИБДД, Администрацию города Екатеринбурга).
3.2. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований.
Анализ результатов осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере регионального государственного надзора показывает, что наиболее массовыми нарушениями обязательных требований являются:
- превышение допустимых осевых нагрузок и массы транспортных средств над установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом";
нарушение требований ч. 8 ст. 26 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ к размещению объектов дорожного сервиса в придорожных полосах автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (отсутствие согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащего технические требования и условия, также неисполнение лицами полученных технических требований и условий).
В целях предупреждения нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, специалистами Министерства проводится информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований при проведении проверок, в ходе рассмотрения поступивших в Министерство обращений, устного консультирования по телефону, а также проводятся совещания, рабочие группы с участием представителей подконтрольных субъектов и общественных организаций по обсуждению проблемных вопросов.
Также работа по профилактике нарушений ведется путем размещения на официальном сайте Министерства следующей информации:
- перечень обязательных требований, предъявляемых к субъектам государственного регионального надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
- проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые Министерством при проведении плановых проверок;
- методические рекомендаций по принятию обязательных мер с целью недопущения хозяйствующими субъектами нарушений законодательства;
- обзоры правоприменительной практики с руководством по соблюдению обязательных требований законодательства;
- действующие нормативно-правовые акты, содержащие требования, предъявляемые к субъектам, подлежащим государственному региональному надзору;
- сервис самоконтроля.
В 1 полугодии 2020 года специалисты Министерства участвовали в 1 выездном рейдовом мероприятии, направленном на выявление и профилактику нарушений законодательства лицами, осуществляющими деятельность в сфере использования автомобильных дорог Свердловской области. В ходе проведения данного мероприятия были выявлены незаконные примыкания к автомобильной дороге регионального значения Свердловской области, данная информация была направлена в ГКУ СО "Управление автомобильных дорог".
В отчетном периоде предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере сохранности автомобильных дорог не выдавались.
На территории Свердловской области действуют три автоматизированных пункта весогабаритного контроля (далее - АПВГК):
- 22 км а/д г. Екатеринбург - г. Реж - г. Алапаевск;
- 155 и 346 км а/д г. Екатеринбург - г. Н. Тагил - г. Серов.
В первом полугодии 2020 года на указанных пунктах проведено взвешивание 522773 транспортных средств, Центром автоматизированной фиксации административных правонарушений вынесено 72 постановления. Начислены штрафы на общую сумму 17 550 000 руб. Взыскано 5 003 931,72 руб.
Количество передвижных пунктов весогабаритного контроля (далее - ГТПВГК) в первом полугодии 2020 года составило 3 единицы. Проверено 152 транспортных средств. По результатам работы ППВГК вынесено 152 постановления об административных правонарушениях, в счет возмещения ущерба начислено 100 502,21 рублей. Взыскано возмещения вреда по актам взвешивания 23 887,63 руб.
Хотелось бы отметить, что нарушение перевозчиками грузов по статье 12.21.1 КоАП РФ начинается не с момента фиксации нарушения на АПВГК, а с момента выезда транспортного средства с места погрузки на автомобильные дороги общего пользования. Законодательством Российской Федерации установлены требования об обязанности перевозчика и грузоотправителя иметь полную информацию о весовых и габаритных характеристиках груза еще до погрузки груза на транспортное средство (часть 1 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). Обязанности по подготовке груза к перевозке, а также по иным погрузочным работам, в том числе по его взвешиванию, возлагаются на грузоотправителя (если иное не предусмотрено условиями договора). Для исполнения своих обязательств грузоотправитель и перевозчик должны и имеют возможность осуществлять корректную загрузку транспортного средства что позволяет на стадии погрузки транспортному средству в процессе погрузки не стать тяжеловесным. Учитывая изложенное, при исполнении перевозчиком и грузоотправителем всех обязанностей, предписанных Законодательством Российской Федерации, разгрузка транспортного средства по пути следования не потребуется.
При проведении анализа осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, с помощью автоматических пунктов весового и габаритного контроля, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения, установлено, что 2,97% от общего количества проверенных транспортных средств, осуществляют движение с превышением весовых параметров, из них 80,96% с закрытыми государственными регистрационными знаками.
Перевозчики преднамеренно закрывают государственные регистрационные знаки транспортных средств зная, что их транспортные средства осуществляют движение с нарушением весовых и (или) габаритных параметров, тем самым уклоняясь от административной ответственности.
В целях устранения типовых нарушений подконтрольными субъектами транспортной деятельности целесообразно:
1. Провести анализ причин и условий возникновения типовых массовых нарушений, разработать меры по организации их устранения, в том числе:
- провести дополнительное изучение ответственными должностными лицами и водительским составом требований, соответствующих нормативных правовых актов;
- провести мониторинг существующей на предприятии системы контроля обеспечения соблюдения требований, предъявляемых к перевозкам.
2. Проводить ежемесячный анализ количественных и качественных показателей допущенных нарушений с принятием дополнительных адекватных управленческих решений.
3. Проводить самоконтроль соблюдения обязательных требований в соответствии с вопросами проверочного листа, подготовленного Министерством.
4. Ввести в практику проведение консультаций в Министерстве по разъяснению новых требований нормативных правовых актов, неоднозначных или неясных обязательных требований.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
3.2. Предложения по совершенствованию законодательства.
В настоящее время требования к составу автоматических пунктов весового и габаритного контроля (далее - АПВГК) установлены Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядком организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утверждёнными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 29.03.2018 N 119 (далее - Порядок).
Порядком не предусмотрено наличие табло переменной информации (далее - ТПИ) в составе АПВГК, отсутствуют технические требования к виду и размерам электронного табло, отображаемой информации, расстоянию от АПВГК., требования к организации площадок в непосредственной близости от АПВГК или по пути следования транспортного средства для устранения выявленных нарушений путем перезакрепления, переукладки или перегрузки груза.
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации прошел третье чтение проект Федерального закона N 483297-7 "О внесении изменений в статьи 11 и 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части, касающейся весового и габаритного контроля транспортных средств". Законопроектом предлагается внести требование к информационному табло, обеспечивающему визуальное информирование водителей транспортных средств о нарушениях правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото и киносъемки, видеозаписи для фиксации весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также требование о порядке обеспечения информирования собственника (владельца) транспортного средства посредством передачи сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи в течение пяти минут с момента окончания измерения его весовых и габаритных параметров о фиксации нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. Законопроект отклонен в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации и отправлен на доработку. Текст данного законопроекта размещен на официальном сайте Государственной Думы https://sozd.duma.gov.ru.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
1.4. Руководство по соблюдению обязательных требований за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области.
Выполнение подконтрольными субъектами обязательных требований законодательства поможет избежать нарушений.
Осуществление деятельности, связанной с движением транспортных средств и специальной техники по автомобильным дорогам общего пользования, включает в себя выполнение обязательных требований, таких как:
N П/П |
Обязательное требование законодательства |
НПА, устанавливающее обязательное требование |
1. |
наличие документов, содержащих информацию, о маршруте, весовых и габаритных характеристиках транспортного средства и груза |
ст. 8 и 12 Закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ; Приложения N 1-3, п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272; поди. 2.1.1 п. 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090: ч. 1 и 2 ст. 31 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ; ч. 1 и 2 ст. 31 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ; пункт 8 и приложение 1 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденного приказом Минтранса России от 05.06.2019 N 167 |
2. |
соответствие информации, отражающей весовые характеристики груза и (или) транспортного средства, указанной в транспортных, регистрационных и сопроводительных документах фактическим показателям транспортного средства и (или) груза |
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272; пункт 8 и приложение 1 Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденного приказом Минтранса России от 05.06.2019 N 167; п. 2 и 4 ч. 1 ст. 29, ч. 2 ст. 31 Закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ; подпункт 2.1.1 пункта 2.1 Правил дорожного движения. |
3. |
Оформление путевого листа на каждое транспортное средство |
часть 2 статьи 6 Закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ; Пункт 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152. |
4. |
Регистрация путевого листа в журнале регистрации путевых листов |
пункт 17 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152. |
5. |
Наличие в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отметки владельца транспортного средства о поездке (поездках) транспортного средства (указывается дата начала каждой поездки, заверяется подписью ответственного лица и печатью организации), отметки грузоотправителя об отгрузке груза при межрегиональных и местных перевозках (указывается дата отгрузки, реквизиты грузоотправителя, заверяется подписью ответственного лица и печатью организации) |
приложение N 1 к Порядку выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденному приказом Минтранса России от 05.06.2019 N 167. |
Осуществление деятельности, связанной с размещением объектов дорожного сервиса в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области
N П/П |
Обязательное требование законодательства |
НПА, устанавливающее обязательное требование |
1. |
Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов |
часть 1 статьи 22 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ; пункты 3, 8 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП. |
2. |
Наличие разрешения на строительство, выданного в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса |
части 4, 5 статьи 22 закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ. |
3. |
Наличие письменного согласия владельца автомобильной дороги на строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дорога объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса с приложением технических требований и условий |
часть 1 статьи 22 и пункт 8 статьи 26 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ. |
4. |
Наличие договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге с её владельцем |
часть 7 статьи 22 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ. |
5. |
Исполнение лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги общего пользования объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, выданных им владельцем автомобильной дороги технических требований и условий |
часть 8 статьи 26 закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ. |
6. |
Наличие согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги на выполнение реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам |
часть 11 статьи 22 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ |
7. |
Исполнение лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, выданных им владельцем автомобильной дороги технических требований и условий |
часть 11 статьи 22 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ. |
8. |
Обустройство объектов дорожного сервиса площадками для стоянки и остановки автомобилей в соответствии с техническими требованиями и условиями, выдаваемыми владельцем автомобильной дороги регионального значения, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги регионального значения. Оборудование подъездов и съездов при примыкании к автомобильной дороге регионального значения переходно-скоростными полосами и обустройство таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения |
часть 6 статьи 22 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ. |
Размещение инженерных коммуникаций в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области предусматривает выполнение таких требований как:
N п/п |
Обязательное требование законодательства |
НПА, устанавливающее обязательное требование |
1. |
наличие договора, содержащего технические требования и условия, на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильной дороги, заключенного владельцем инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги |
ч. 2 ст. 19 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ; п. 14 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП |
2. |
наличие разрешения на строительство, выданного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом N 257-ФЗ, в случае если такое разрешение необходимо, при прокладке, переносе или переустройстве инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги |
ч. 2 ст. 19 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ; п. 14 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП |
3. |
наличие согласия, содержащего технические требования и условия, на прокладку, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах придорожных полос автомобильной дороги, выданного в письменной форме владельцем автомобильной дороги |
ч. 3 ст. 19 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ; п. 19 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Пункт 19 в порядке отсутствует |
4. |
наличие разрешения на строительство, выданного в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ, в случае если такое разрешение необходимо, при прокладке, переносе или переустройстве инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги |
ч. 3 ст. 19 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ |
5. |
исполнение владельцами инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации технических требований и условий, предусмотренных договором с владельцем автомобильной дороги |
|
6. |
наличие согласования планируемого размещения инженерных коммуникаций (при проектировании прокладки, переноса или переустройства) в границах полос отвода автомобильных дорог, выданного в письменной форме владельцем автомобильных дорог |
ч. 2.1 ст. 19 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ; п. 15 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 12.01.2011 N 6-ПП |
4. Порядок отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска и практика рассмотрения поданных хозяйствующими субъектами заявлений об изменении присвоенных ранее категорий риска или класса опасности.
Отнесение деятельности субъектов регионального государственного надзора к категориям риска осуществляется решением Министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области либо лица, исполняющего его обязанности, в соответствии с критериями отнесения деятельности субъектов регионального государственного надзора и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска.
При осуществлении регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области категории риска устанавливаются согласно приложению к Порядку осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Свердловской области, утвержденному Постановление Правительства Свердловской области от 14.12.2012 N 1452-ПП.
При осуществлении регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси категории риска устанавливаются на основании Положения о региональном государственном контроле в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 29.01.2019 N 52-ПП.
Изменение присвоенных субъектам регионального государственного надзора категорий риска осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806.
По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора) (далее - заявление).
Заявление содержит следующие сведения:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту);
д) информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности;
е) адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).
К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.
Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворение заявления и изменение категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора);
б) отказ в удовлетворении заявления.
Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного в пункте 20 настоящих Правил, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления по почтовому адресу, указанному в заявлении, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа государственного контроля (надзора), по адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо был ранее представлен ими в орган государственного контроля (надзора).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.
В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области от 3 сентября 2020 г. N 302 "Об утверждении Обзора... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.