См. справку "Коронавирус COVID-19"
1. Основные положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по особенностям организации работы на подвижных пунктах управления в условиях коронавирусной инфекции (далее - Методические рекомендации), дополнительно к действующим нормативно-методическим документам, направлены на обеспечение эффективного управления силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) в условиях распространения коронавирусной инфекции.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, а также с учётом мер, принимаемых Правительством Российской Федерации по противодействию распространения коронавирусной инфекции.
При разработке настоящих методических рекомендаций за основу взяты Методические рекомендации МЧС России по оборудованию и функционированию подвижных пунктов управления территориальных органов МЧС России (от 14.06.2013 г. N 2-4-87-7-14).
2. Нормативные правовые акты и методические документы
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Федеральный закон от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
Постановление Правительства Российской Федерации 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 18.03.2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения COVID-19".
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19".
Рекомендации Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции среди работников (от 10.03.2020 г. N 02/3853-2020-27).
Инструкция Роспотребнадзора по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (от 23.01.2020 г. N 02/770-2020-32).
Рекомендации Роспотребнадзора по использованию и обработке защитной одежды и средств индивидуальной защиты при работе в контакте с больными COVID-19 (подозрительными на заболевание) либо при работе с биологическим материалом от таких пациентов (от 09.04.2020 г. N 02/6475-2020-32).
3. Особенности организации работы на подвижных пунктах управления в условиях коронавирусной инфекции
В дополнение к Методическим рекомендациям МЧС России по оборудованию и функционированию подвижных пунктов управления территориальных органов МЧС России (от 14.06.2013 г. N 2-4-87-7-14) рекомендуется:
3.1. Обеспечить при организации развёртывания и функционирования ППУ взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях осуществления непрерывного мониторинга санитарно-эпидемического состояния территории, входящей в зону ЧС, для выявления условий, влияющих на распространение коронавирусной инфекции, в том числе оперативного выявления инфицированных и заболевших коронавирусной инфекцией в районах размещения пострадавшего населения, а также в районах размещения ППУ и сил РСЧС.
3.2. При определении места развёртывания ППУ дополнительно определить возможные места его передислокации в случае ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки с учётом обеспечения возможности эффективного управления ликвидацией последствий ЧС и выполнением АСДНР.
В районе развёртывания ППУ дополнительно необходимо предусмотреть обязательное несение комендантской службы с патрулированием территории и выставлением контрольно-пропускных пунктов, постов оцепления, а также санитарных постов для пресечения доступа посторонних лиц и предотвращения заноса на ППУ инфекции COVID-19.
3.3. Провести работу по оптимизации штатного состава ППУ с целью его минимизации, исходя из характера складывающейся обстановки в зоне ЧС и прогноза её развития.
Минимизацию штатного состава ППУ рекомендуется осуществить за счёт перераспределения функционала должностных лиц, обеспечивающих его функционирование, а также возможностей решения задач дистанционно (в режиме видео-конференц-связи) должными лицами, входящими в переменный состав (представителями органов управления территориальной подсистемы РСЧС, функциональной подсистемы РСЧС, аварийно-спасательных служб и иных организаций), без кардинального снижения эффективности управления на ППУ.
Минимизацию штатного состава ППУ также можно осуществить за счёт временного исключения из состава таких элементов, как поста радиационного и химического контроля (при отсутствии угрозы радиационного загрязнения или химического заражения местности), выездного пресс-центра и других элементов, исходя из характера складывающейся обстановки в зоне ЧС.
3.4. Организовать работу по созданию и ускоренной подготовке кадрового резерва, согласно оптимизированному штатному составу ППУ, при этом принять меры по максимальному сокращению в составе кадрового резерва лиц из групп риска, а также определить порядок привлечения лиц из состава кадрового резерва к работе при заболеваниях действующего на ППУ личного состава (в том числе порядок временного перераспределения функций и задач, решаемых заболевшим личным составом, до момента их замены).
3.5. Определить порядок выполнения задач, решаемых ППУ, в случае частичного или полного прекращения его функционирования при подтверждении COVID-19 среди постоянного или переменного состава, изоляции контактных с ними лиц на период замены штатного состава, а также дезинфекционных и иных мероприятий по восстановлению функционирования ППУ.
3.6. Принять меры по ограничению до минимума численности личного состава, одновременно присутствующего в помещениях ППУ, а также по соблюдению социальной дистанции личным составом без снижения эффективности решения задач, в том числе за счёт увеличения количества транспортных средств, палаток, пневмокаркасных модулей и т.п.
3.7. Организовать динамическое медицинское наблюдение за личным составом, в том числе с проведением термометрии 2 раза в день на протяжении всего периода функционирования ППУ, а также ежедневное направление сведений о состоянии здоровья соответствующих лиц в центры управления в кризисных ситуациях при главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации.
3.8. Определить мероприятия по своевременной изоляции личного состава ППУ с наличием симптоматики инфекционных заболеваний, в первую очередь респираторного характера, и его госпитализации при подтверждении случаев COVID-19, а также мероприятия по организации оперативного лабораторного обследования всего личного состава ППУ при подтверждении случаев COVID-19 на ППУ.
3.9. Обеспечить контроль за проведением противоэпидемических мероприятий на ППУ.
3.10. Предусмотреть в составе автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) специалистов дежурного расчёта комплекса оперативного управления ППУ АРМ, обеспечивающих сбор, регистрацию, обобщение, хранение и передачу между участниками ликвидации ЧС данных о санитарно-эпидемиологической обстановке в зоне ЧС, связанной с распространением коронавирусной инфекции, в том числе в части, касающейся личного состава ППУ и сил РСЧС, задействованных для ликвидации ЧС или проведения АСДНР.
3.11. Предусмотреть обеспечение СИЗ, рекомендованными Роспотребнадзором при работе в контакте с больными COVID-19 (подозрительными на заболевание) личного состава ППУ, выезжающего в зону ЧС для проведения разведки (рекогносцировки) и передачи информации на ППУ непосредственно из зоны ЧС. Остальной личный состав должен работать в медицинских масках (респираторах).
3.12. Дополнительно предусмотреть в составе элементов ППУ помещение (модуль, палатка и т.п.) для снятия использованных СИЗ (для дезинфекции и обработки, или последующей утилизации при использовании одноразовых комплектов), а также специально оборудованные места для проведения санитарной обработки личного состава и специальной обработки техники после выполнения задач.
Дезинфекция, обработка и утилизация СИЗ должны осуществляться в соответствии с Рекомендациями Роспотребнадзора по использованию и обработке защитной одежды и средств индивидуальной защиты при работе в контакте с больными COVID-19 (подозрительными на заболевание) либо при работе с биологическим материалом от таких пациентов (от 09.04.2020 г. N 02/6475-2020-32).
3.13. Предусмотреть дополнительно к существующему оснащению элементов ППУ:
оборудование для обработки воздуха в помещениях ППУ (в присутствии личного состава) на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов) или различных видов фильтров (в том числе электрофильтров);
открытые ультрафиолетовые облучатели для обработки воздуха в помещениях или в салонах автотранспортных средств ППУ (в отсутствие личного состава);
оборудование для проведения дезинфекции способом орошения;
оборудование для проведения дезинфекции аэрозольным способом;
запас дезинфицирующих средств, разрешённых к использованию в присутствии личного состава ППУ (на основе катионных поверхностно-активных веществ);
запас дезинфицирующих средств на основе хлорактивных и кислородактивных соединений (в отсутствие личного состава ППУ);
аппараты для измерения температуры тела бесконтактным способом;
СИЗ - защитные костюмы 1-го типа или его аналоги (комбинезоны, респираторы класса защиты FFP2 в сочетании с лицевым щитком, или FFP3, защитные очки, бахилы, перчатки);
СИЗ - респираторы, медицинские маски, перчатки;
запас моющих и дезинфицирующих средств для рук в дозаторах, а также дезинфицирующих салфеток.
3.14. Организовать дополнительно подготовку и инструктажи личного состава ППУ с участием специалистов учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии и профилактики COVID-19, обеспечению противоэпидемического режима и использованию СИЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации для территориальных органов МЧС России по оказанию помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по особенностям организации работы на подвижных пунктах управления в условиях коронавирусной инфекции (разработаны ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий), 2020 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован не был