Решение Суда по интеллектуальным правам от 16 октября 2020 г. по делу N СИП-564/2019
Именем Российской Федерации
Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 12 февраля 2021 г. N С01-203/2020 настоящее решение оставлено без изменения
Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2020 года.
Суд по интеллектуальным правам в составе:
председательствующего судьи Рогожина С.П.
судей Голофаева В.В., Сидосркой Ю.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жегаловой А.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании заявление иностранного лица "LEGO JURIS A/S" (DK-7190, Billund, Denmark) о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Бережковская наб., д. 30, корп. 1, Москва, 123995, ОГРН 1047730015200) от 16.04.2019, принятого по результатам рассмотрения возражения от 06.12.2018 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 629462.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Соколов Дмитрий Владимирович (Москва, ОГРНИП 315774600321387).
В судебном заседании приняли участие представители:
от иностранного лица "LEGO JURIS A/S" - Пилюгина В.С. (по доверенности от 30.05.2018), Семенова Е.А. (по доверенности от 14.08.2020);
от Федеральной службы по интеллектуальной собственности - Халявин С.Л. (по доверенности N 01/32-277/41 от 07.04.2020);
от индивидуального предпринимателя Соколова Дмитрия Владимировича - Обида С.Д., (по доверенности от 02.10.2019).
Суд по интеллектуальным правам
УСТАНОВИЛ:
иностранное лицо "LEGO JURIS A/S" (далее - компания) обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) от 16.04.2019 об отказе в удовлетворении возражения от 06.12.2018 и об оставлении в силе правовой охраны товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 629462.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Соколов Дмитрий Владимирович (далее - предприниматель).
Решением Суда по интеллектуальным правам от 10.12.2019 требования "LEGO JURIS A/S" удовлетворены, решение Роспатента от 16.04.2019 признано недействительным как не соответствующее требованиям пунктов 3, 6 статьи 1483 и пункта 3 статьи 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Суд обязал Роспатент повторно рассмотреть возражение LEGO JURIS A/S от 06.12.2018 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 629462.
Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 10.08.2020 указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Суд по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции.
При этом президиум Суда по интеллектуальным правам указал, что, для целей определения возможности смешения товарных знаков первоначально следует установить наличие между ними сходства исходя из совокупности фонетических, графических и смысловых признаков сходства, а не только на основании вхождения противопоставленного обозначения в спорный товарный знак.
В указанной связи президиум Суда по интеллектуальным правам указал на необходимость оценить выводы Роспатента о визуальном различии сравниваемых товарных знаков и об отсутствии смыслового сходства между сравниваемыми средствами индивидуализации в связи с фантазийностью их словесных элементов.
Только после установления наличия сходства исходя из вышеуказанных обстоятельств следует проверить выводы Роспатента в отношении однородности товаров (работ, услуг), для индивидуализации которых зарегистрированы спорный товарный знак и противопоставленные средства индивидуализации.
В оспариваемом решении, по мнению заявителя, Роспатент неправильно истолковал правовые нормы, а также ошибочно установлено, что предоставление правовой охраны спорному товарному знаку не нарушает положений пункта 3 и подпунктов 2 и 3 пункта 6 статьи 1483, а также пункта 3 статьи 1508 ГК РФ.
Компания указывает на то, что спорный товарный знак с датой приоритета 16.12.2016, является сходным до степени смешения с общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком N 129 "" (далее - общеизвестный товарный знак), а также с обладающими более ранними датами приоритета и зарегистрированными в отношении однородных товаров и услуг товарными знаками компании:
1. "" по свидетельству N 280003 в отношении товаров 16 класса МКТУ, указанных в регистрации знака;
2. "" по свидетельству N 474693 в отношении товаров и услуг 09, 21, 25, 35, 41 классов МКТУ, указанных в регистрации знака;
3. "" по международной регистрации N 869258 в отношении товаров и услуг 9-го, 16-го, 25-го, 28-го, 41-го классов МКТУ, указанных в регистрации знака;
4. "" по свидетельству N 74727 в отношении товаров 28-го класса МКТУ, указанных в регистрации знака;
5. "" по свидетельству N 161589 в отношении товаров 28-го класса МКТУ, указанных в регистрации знака;
6. "" по свидетельству N 180989 в отношении товаров 14-го, 18-го, 24-го, 25-го классов МКТУ, указанных в регистрации знака;
7. "" по свидетельству N 42932 в отношении товаров 28-го класса МКТУ, указанных в регистрации знака.
Компания полагает, что спорный товарный знак и зарегистрированные на её имя товарные знаки сходны до степени смешения и могут ввести потребителя в заблуждение, соответственно вывод Роспатента об отсутствии такого сходства является ошибочным и не соответствует методологии, изложенной в Правилах составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (далее - Правила N 482) и в Методических рекомендациях по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденных приказом Роспатента от 31.12.2009 N 197.
Компания ссылается, что Роспатентом необоснованно не приняты во внимание представленные ею доказательства, в частности результаты социологического опроса потребителей, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в мае 2018 года (далее - отчет ВЦИОМ).
Роспатент в отзыве не согласился с заявленными требованиями, полагая, что оспариваемый ненормативный правовой акт является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Предприниматель в отзыве также не согласился с заявленными требованиями, просит оставить заявление без удовлетворения.
Компанией представлены дополнительные письменные пояснения, а также рецензия лаборатории социологической экспертизы Федерального социологического центра Российской академии наук N 319-2019 от 18.11.2019 (далее - Рецензия N 319-2019 от 18.11.2019), и ответ на отзыв Роспатента на заявление компании от 18.11.2019 N 120 Фонда содействия изучению общественного мнения (ВЦИОМ) (далее - ответ ВЦИОМ от 18.11.2019 N 120), которые приобщены к материалам дела.
В абзаце третьем пункта 137 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 10) отмечено, что правообладатель, и податель возражения, заявления вправе представлять дополнительные доказательства по существу поданного возражения, заявления и принятого на его основе решения в опровержение доказательств, представляемых иными лицами, участвующими в деле, непосредственно в суд.
То обстоятельство, что названные доказательства не были предметом исследования Роспатента при рассмотрении возражения компании в палате по патентным спорам, не исключает возможность их принятия судом.
В судебном заседании в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к материалам дела приобщены письменные пояснения компании.
В судебном заседании представитель компании поддержал заявленные требования, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представители Роспатента и третьего лица возражали против удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом, товарный знак "" по свидетельству Российской Федерации N 629462 зарегистрирован на имя предпринимателя по заявке N 2016747872 с приоритетом от 16.12.2016 в отношении широкого перечня товаров 16-го и услуг 35-го, 41-го классов МКТУ.
Против предоставления правовой охраны указанному товарному знаку компанией подано возражение, мотивированное тем, что знак является сходным до степени смешения с товарными знаками компании, зарегистрированными для однородных товаров и услуг, а также с общеизвестным товарным знаком, способен ввести потребителей в заблуждение относительно производителя (исполнителя) товаров (услуг), в отношении которых спорный знак зарегистрирован. Ссылаясь на указанные обстоятельства, компания просила признать правовую охрану спорного товарного знака недействительной, ввиду несоответствия пункту 3 и подпунктам 1, 3 пункта 6 статьи 1483 ГК РФ, а также пункту 3 статьи 1508 ГК РФ.
В обоснование своих доводов компанией с возражением представлены многочисленные материалы, приведенные в оспариваемом решении, в том числе отчет ВЦИОМ.
По результатам рассмотрения названного возражения Роспатентом принято решение от 16.04.2019, которым в удовлетворении возражения отказано, правовая охрана спорного товарного знака оставлена в силе.
Компания, полагая, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы компании, обратилась в Суд по интеллектуальным правам с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзывах на него и письменных пояснениях, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательства, представленные в материалы дела, заслушав правовые позиции явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, Суд по интеллектуальным правам считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (пункт 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установленный законом срок заявителем соблюден.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Полномочия Роспатента по рассмотрению возражения против выдачи патента на промышленный образец и принятию по его результатам решения установлены частью четвертой ГК РФ и Положением о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 N 218, и лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
В пункте 27 постановления Пленума N 10 разъяснено, что при оспаривании решений Роспатента и федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям суды должны учитывать: заявки на выдачу патента, заявки на товарный знак, а также заявки на наименование места происхождения товара подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством, действовавшим на дату подачи заявки, а международные заявки на изобретение, промышленный образец или товарный знак и преобразованные евразийские заявки - на дату поступления заявки в Роспатент.
По возражениям против выдачи патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара основания для признания недействительным патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара определяются исходя из законодательства, действовавшего на дату подачи заявки в Роспатент или в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям. Основания для признания недействительным патента на изобретение, выданного по международной заявке на изобретение или по преобразованной евразийской заявке, признания недействительным предоставления правовой охраны промышленному образцу или товарному знаку по международной регистрации определяются исходя из законодательства, действовавшего на дату поступления соответствующей международной или преобразованной евразийской заявки в Роспатент, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Вместе с тем подлежит применению порядок рассмотрения соответствующих возражений, действующий на момент обращения за признанием недействительными патента, предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товаров.
С учетом даты подачи заявки на регистрацию спорного товарного знака (16.12.2016), правовая база для оценки его охраноспособности включает ГК РФ и Правила N 482.
Порядок рассмотрения возражений установлен Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56 (далее - Правила N 56).
В обоснование оспариваемого решения Роспатента положен выводы об отсутствии сходства до степени смешения между спорным товарным знаком и знаками компании, в том числе и с общеизвестным товарным знаком, а также об отсутствии возможности ввода потребителей в заблуждение спорным обозначением.
Проверив по доводам заявления выводы Роспатента по пункту 6 статьи 1483 ГК РФ и выполняя указания президиума Суда по интеллектуальным правам, суд пришел к следующим выводам.
Согласно подпункту 2 пункта 6 статьи 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, признанными в установленном настоящим Кодексом порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения.
Согласно пункту 41 Правил N 482 обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 44 Правил N 482 комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил N 482, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Как следует из материалов дела, в композицию как спорного товарного знака, так и всех противопоставленных знаков компании всходят словесные элементы.
Согласно пункту 42 Правил N 482 словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:
1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;
2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;
3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Указанные признаки учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 43 Правил изобразительные и объемные обозначения сравниваются с изобразительными, объемными и комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы.
Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков:
1) внешняя форма;
2) наличие или отсутствие симметрии;
3) смысловое значение;
4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное);
5) сочетание цветов и тонов.
Указанные признаки учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 45 Правил N 482 при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Как отмечено в пункте 162 постановление Пленума N 10 для установления факта нарушения достаточно опасности, а не реального смешения товарного знака и спорного обозначения обычными потребителями соответствующих товаров. При этом смешение возможно, если в целом, несмотря на отдельные отличия, спорное обозначение может восприниматься указанными лицами в качестве соответствующего товарного знака или если потребитель может полагать, что обозначение используется тем же лицом или лицами, связанными с лицом, которому принадлежит товарный знак.
Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров или при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
Однородность товаров устанавливается исходя из принципиальной возможности возникновения у обычного потребителя соответствующего товара представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом суд учитывает род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей, взаимодополняемость или взаимозаменяемость и другие обстоятельства.
Установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство - сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
Специальных знаний для установления степени сходства обозначений и однородности товаров не требуется.
При наличии соответствующих доказательств суд, определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, оценивает и иные обстоятельства, в том числе:
используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
длительность и объем использования товарного знака правообладателем;
степень известности, узнаваемости товарного знака;
степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
При определении вероятности смешения также могут учитываться представленные лицами, участвующими в деле, доказательства фактического смешения обозначения и товарного знака, в том числе опросы мнения обычных потребителей соответствующего товара.
Суд учитывает влияние степени сходства обозначений, степени однородности товаров, иных обстоятельств на вероятность смешения, а не каждого из соответствующих обстоятельств друг на друга.
Выводы оспариваемого решения об отсутствии сходства до степени смешения между спорным товарным знаком и товарными знаками компании основаны на том, что сравниваемые обозначения формируют различное общее зрительное впечатление, ввиду наличия в спорном знаке изобразительного элемента, использования яркой цветовой гаммы, оригинального шрифта, разной визуальной длины сравниваемых обозначений, использования букв разного алфавита, а также звуковых отличий сравниваемых словесных элементов, за счет присутствия в них разного количества букв, звуков и слогов, и отсутствия между сравниваемыми обозначениями семантического сходства.
Судебная коллегия проверила выводы оспариваемого решения Роспатента и считает их ошибочными ввиду следующего.
Во исполнение указания президиума Суда по интеллектуальным правам судебная коллегия суда первой инстанции провела анализ спорного товарного знака и противопоставленных обозначений на предмет сходства по графическому, звуковому и смысловому критериям с учетом представленных сторонами доказательств на основании методологического подхода, отраженного в пункте 162 постановление Пленума N 10, по своему внутреннему убеждению и установила следующее.
В спорном товарном знаке и противопоставленных обозначениях по свидетельству Российской Федерации N 161589, по международной регистрации N 869258 и по свидетельству Российской Федерации N 180989, по свидетельствам Российской Федерации N 280003, N 474693 и N 42932 совпадают начальные 4 звука "ЛЕГО", а отличие спорного знака от противопоставленных обусловлено наличием в конце спорного словесного элемента 3 букв и звуков "РОД". Обозначения также отличаются изобразительными элементами в виде абстрактного изображения пяти многоэтажных домов разного цвета слитых в один ряд в спорном товарном знаке и серого либо красного квадрата в противопоставленных товарных знаках по свидетельству Российской Федерации N 161589, по международной регистрации N 869258 и по свидетельству Российской Федерации N 180989.
При восприятии сравниваемых обозначений внимание потребителей сосредоточено на словесных элементах, именно словесный элемент, а не изобразительный является доминирующим и в спорном товарном знаке.
Таким образом, в сравниваемых обозначениях совпадают первые звуки "ЛЕГО" (LEGO), составляющие бльшую часть доминирующего словесного элемента - 4 из 7 звуков (букв).
Между словесными элементами противопоставленных обозначений "LEGO" и "ЛЕГОРОД" имеется явное фонетическое сходство ввиду полного вхождения единственного словесного элемента противопоставленных обозначений в спорный товарный знак.
При этом не может быть установлено полное отсутствие сходства обозначений при наличии совпадающих элементов.
Аналогичная позиция содержится в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 29.06.2018 по делу N СИП-710/2017.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о фонетическом и графическом сходстве сравниваемых обозначений, которое суд оценивает как среднее.
В отношении семантических признаков сравниваемых обозначений Роспатент указал, что если словесные элементы "LEGO/ЛЕГО" могут вызывать в сознании потребителя ассоциации с конструктором "LEGO/ЛЕГО", то словесный элемент "ЛЕГОРОД" вызывает ассоциации со словом "ГОРОД", что дополнительно усиливается изобразительным элементом в виде ряда стилизованных домов как части городской застройки.
Вместе с тем, доводы Роспатента, приведенные в оспариваемом решении, о звуковых отличиях сравниваемых словесных элементов, за счет присутствия в них разного количества букв, звуков и слогов, увеличенной на три звука фонетической длины словесного элемента "ЛЕГОРОД", не опровергают явное созвучие сравниваемых элементов при их произношении.
Доводы Роспатента об отсутствии возможности установить семантическое сходство словесных элементов "ЛЕГОРОД" и "LEGO/ЛЕГО", как и доминирование в слове "ЛЕГОРОД" двух первых слогов "ЛЕГО", поскольку указанные слова не имеют смыслового значения не опровергают высокой степени созвучности обозначения за счет полного вхождения противопоставленного обозначения, составляющего часть словесного элемента спорного товарного знака.
Доводы Роспатента о том, что словесные элементы "LEGO/ЛЕГО" имеют устойчивое ударение на первый слог "LE-/ЛЕ", в то время как в фантазийном слове "ЛЕГОРОД" ударение может падать на второй слог, вызывая ассоциации со словом "ГОРОД" являются предположением и не подтверждают такое ударение в спорном словесном элементе.
Действительно ввиду фантазийности обозначения "LEGO" ("ЛЕГО"), а также наличия в противопоставленном знаке изобразительного элемента в виде домов и дополнительных букв "РОД", семантические ассоциации элемента "ЛЕГОРОД" могут варьироваться.
Однако обозначение "ЛЕГОРОД" очевидно образовано путем соединения словесных элементов "ЛЕГО" и "ГОРОД" с исключением повторяющегося слога "ГО". При этом слог "го" одновременно относится как к части "ЛЕГО", так и к части "город".
При таких обстоятельствах не представляется возможным установить какие-либо определённые семантические признаки как у элемента "LEGO" ("ЛЕГО"), так и у элемента "ЛЕГОРОД", в том числе и указание на "город".
Вместе с тем, имеет место высокая фонетическая созвучность от вхождения в спорный товарный знак аналогичного противопоставленному товарному знаку фантазийного словесного элемента.
Вместе с тем, Роспатент в указанной связи не учитывал явное созвучие обозначений в части широко известного обозначения - "LEGO".
Судебная коллегия считает, что при восприятии спорных обозначений в целом они стойко ассоциируются друг с другом за счет установленной средней степени звукового и графического сходства. Следовательно, отсутствие возможности определить степень смыслового сходства в настоящем случае не исключает возможности смешения обозначений потребителями.
При этом судебная коллегия учитывает представленные сторонами доказательства и всю совокупность обстоятельств дела, в частности наличие у компании серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом "LEGO", что, как отмечено в пункте 162 постановление Пленума N 10, может усиливать вероятность смешения обозначений потребителями.
Заявитель представил сведения о наличие у него исключительного права на серию товарных знаков, объединенных общим словесным элементом "LEGO" ("ЛЕГО"), что также влияет на вероятность смешения.
Таким образом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела выводы обжалуемого решения Роспатента об отсутствии вероятности смешения товарных знаков.
Кроме того, о наличии стойкой ассоциации у потребителей между спорным товарным знаком и обозначениями компании свидетельствует отчет ВЦИОМ.
Как отмечено в абзаце тринадцатом пункта 162 постановления Пленума N 10 при определении вероятности смешения также могут учитываться представленные лицами, участвующими в деле, доказательства фактического смешения обозначения и товарного знака, в том числе опросы мнения обычных потребителей соответствующего товара.
Как следует из текста оспариваемого решения в обоснование вывода Роспатента об отсутствии у спорного обозначения возможности вводить потребителей в заблуждение относительно лица, использующего обозначение, положены отсутствие ассоциаций потребителей между товарами и услугами регистрации спорного знака и самим спорным знаком.
Между тем, согласно представленному отчету ВЦИОМ 72% опрошенных ассоциируют спорный товарный знак с конструкторами "LEGO" ("ЛЕГО"), производимыми под контролем компании. Указанное, свидетельствует о стойкой ассоциативной связи между спорным обозначением и обозначением компании, в силу которой обозначения и ассоциируются в целом, несмотря на отдельные отличия.
Доводам Роспатента и предпринимателя о том, что отчет ВЦИОМ не является относимым доказательством, поскольку опрос проведен позже приоритета спорного товарного знака, отклоняются судебной коллегией ввиду следующего.
То обстоятельство, что опрос по отчету ВЦИОМ проведен позже даты приоритета спорного товарного знака, не может быть основанием для отклонения указанного доказательства, поскольку сходство обозначения устанавливается с позиции рядового потребителя. При этом предполагается, что мнение рядового потребителя не претерпело изменений, если не доказано иное.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 23.04.2018 по делу N СИП-171/2016.
Роспатент и предприниматель не представили доказательств, свидетельствующих о том, что мнение рядового потребителя за период с декабря 2016 по май 2018 года могло измениться.
Ссылки предпринимателя на правовую позицию, изложенную в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 18.12.2017 N СИП-700/2016 в отношении сходства знаков обслуживания "АФИ" и "АФИМОЛЛ/AFIMALL", отклоняются судебной коллегий ввиду следующего.
Так в постановлении президиума Суда по интеллектуальным правам от 18.12.2017 по делу N СИП-700/2016 указано, что при установлении обстоятельств фонетического вхождения одного словесного обозначения в другое имеет значение то, воспринимается ли совпадающее буквосочетание как элемент, обладающий самостоятельным семантическим значением (в том числе является ли этот элемент корнем слова, являются ли совпадающие буквосочетания сильными элементами, на которых акцентируется внимание потребителей; несут ли данные элементы основную смысловую нагрузку).
В настоящем случае имеет место не только полное вхождение обозначения "LEGO" ("ЛЕГО") в спорный товарный знак, но и иные фактические обстоятельства, в частности, в сравниваемых обозначениях совпадают первые звуки "ЛЕГО" (LEGO), составляющие часть доминирующего словесного элемента - 4 из 7 звуков (букв), а слог "го" в середине составного слова "ЛЕГОРОД" одновременно отнесен как к части "ЛЕГО", так и к части "ГОРОД", что усиливает созвучие слов "ЛЕГО" и "ЛЕГОРОД".
Иные фактические обстоятельства восприятия обозначения потребителями имеют место, так согласно отчету ВЦИОМ именно 72% опрошенных ассоциируют спорный товарный знак с конструкторами "ЛЕГО", производимыми под контролем компании. Указанное, свидетельствует о стойкой ассоциативной связи между спорным обозначением и обозначением компании, в силу которой обозначения и ассоциируются в целом, несмотря на отдельные отличия.
Судебная коллегия считает необоснованными доводы Роспатента об отсутствии вероятности смешения товарных знаков. Вопреки мнению Роспатента из представленных доказательств и фактических обстоятельств дела в совокупности следует, что различия в буквенном и фонетическом составе словесных элементов сравниваемых знаков, как и наличие изобразительного элемента в спорном знаке, не приводят к различному общему зрительному впечатлению.
По смыслу пункта 6 статьи 1483 ГК РФ при оценке сходства обозначений для решения вопроса о наличии смешения между противопоставленными товарными знаками с целью проверки охраноспособности обозначения устанавливается наличие определенной степени сходства или отсутствие таковой. При наличии в указанных объектах правовой охраны совпадающих элементов не может быть установлено полное отсутствие сходства обозначений, а степень сходства подлежит учету при формулировании вывода о вероятности смешения наряду со степенью однородности товаров.
При этом низкая степень сходства может быть компенсирована идентичностью (или близостью) товаров.
В возражении против предоставления правовой охраны спорному товарному знаку компания указала, что спорному товарному знаку предоставлена правовая защита в отношении товаров и услуг, однородных тем, для которых зарегистрированы знаки компании.
Судебная коллегия оценила степень однородности товаров и услуг спорного товарного знака и противопоставленных обозначений, её влияние на опасность смешения в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 ГК РФ и установила следующее.
В отношении товарных знаков по свидетельствам Российский Федерации N 74727, 161589, 180989, 42932 Роспатент установил, что между товарами и услугами для которых зарегистрированы указанные знаки и товарами и услугами регистрации спорного знака отсутствует однородность в силу различий по виду, роду, назначению, кругу потребителей, условиям реализации и отсутствия взаимозаменяемости или взаимодополняемости.
В отношении товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации N 280003, 474693 и по международной регистрации N 869258 в оспариваемом решении установлено, что перечни товары 16-го и услуг 35-го, 41-го классов МКТУ, в отношении которых зарегистрирован спорный товарный знак и охраняются противопоставленные товарные знаки, содержат однородные товары, относящиеся к одним родовым и видовым группам товаров 16-го класса МКТУ: канцелярским и писчебумажным товарам, печатной и полиграфической продукции, упаковочным материалам и изделиям, и однородные услуги, относящиеся к одним родовым группам услуг 35-го класса МКТУ: услугам в области рекламы, продвижения товаров и в сфере бизнеса, и родовым группам услуг 41-го класса МКТУ: услугам в области воспитания и образования, организации культурно-развлекательных мероприятий.
Указанный вывод об однородности части товаров и услуг, для которых зарегистрированы противопоставленные знаки, товарам и услугам регистрации спорного знака сторонами и третьим лицом не оспаривается.
В настоящем случае усиливает вероятность смешения относимость вышеприведенных однородных товаров 16-го и услуг 41-го классов МКТУ к товарам и услугам широкого потребления, поскольку при этом обстоятельстве имеет место более низкая степень внимательности потребителей.
На повышение вероятности смешения в отношении товаров широкого потребления также обращалось внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 3691/06.
Суд учитывает, что компания является правообладателем серии "старших" товарных знаков по свидетельствам Российской Федерации N 280003, 474693, по международной регистрации N 869258 с использованием словесного элемента общеизвестного товарного знака в отношении идентичных и однородных товаров 16-го и услуг 35-го, 41-го классов МКТУ оспариваемого товарного знака, что согласно положениям статьи 1508 ГК РФ с учетом разъяснений методологии сравнения обозначений, изложенных в постановлении Пленума N 10 может усиливать возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
Оценив указанные обстоятельства, судебная коллегия считает, что спорному товарному знаку и противопоставленным товарным знакам компании N 280003, 474693, товарному знаку по международной регистрации N 869258 правовая охрана предоставлена в отношении товаров и услуг, обладающих по видовому и родовому признакам высокой степенью однородности.
Между тем высокая степень однородности услуг, для которых предоставлена охрана противопоставленным знакам может компенсировать низкую степень сходства и усиливает вероятность смешения сравниваемых обозначений. Кроме того, вероятность смешения обозначений, в отношении которых установлена та или иная степень сходства, может зависеть от иных факторов, в том числе от степени известности, узнаваемости товарного знака.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что перечни товаров 16-го и услуг 35-го, 41-го классов МКТУ, в отношении которых зарегистрирован спорный товарный знак, являются однородными товарам и услугам, противопоставленным товарных знакам компании.
Относительно вывода решения Роспатента об отсутствии оснований для применения положений ГК РФ об общеизвестном в Российской Федерации товарном знаке судебная коллегия отмечает следующее.
В силу пункта 3 статьи 1508 ГК РФ правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы такого обладателя.
При решении вопроса о возможности введения спорным знаком потребителей в заблуждение, Роспатент исходил из того, что для вывода о возможности введения потребителей в заблуждение через ассоциацию с заявителем, как производителем товаров 16-го и услуг 35-го, 41-го классов МКТУ, в отношении которых зарегистрирован спорный товарный знак, необходимо наличие доказательств, подтверждающих наличие у российских потребителей стойкой ассоциативной связи между этими товарами и услугами и заявителем.
При исследовании представленных с возражением материалов Роспатент посчитал, что результаты отчета ВЦИОМ не подтверждают довод возражения о введении потребителя в заблуждение относительно лица, производящего товары и оказывающего услуги регистрации спорного знака, поскольку свидетельствуют о том, что большинство респондентов (72%) ассоциируют спорный товарный знак с товарами 28-го класса МКТУ (Лего, конструкторы), а не с товарами 16-го класса МКТУ. Также Роспатент сослался на то, что представленный опрос показал низкую степень известности потребителю спорного товарного знака в отношении каких-либо услуг.
Роспатент указал, что ассоциации у потребителей возникают в связи с деятельностью компании по производству товаров 28-го класса МКТУ (игр и игрушек), в отношении которых признан общеизвестным товарный знак "LEGO", и не свидетельствуют о том, что потребитель может быть введен в заблуждение относительно производителя товаров 16-го класса МКТУ и лица, оказывающего услуги 35-го, 41-го классов МКТУ.
Отклоняя результаты отчета ВЦИОМ, Роспатент учитывал, что участникам исследования задавался вопрос о том, связаны ли между собой владелец спорного обозначения и компания содержащий указание на то, что спорный знак используется в качестве названия детских игровых комнат в торговых центрах, то есть на область деятельности, не связанную с товарами и услугами регистрации спорного знака.
Суд по интеллектуальным правам считает вышеуказанные выводы Роспатента необоснованными и несоответствующими положениям ГК РФ Правил N 462.
Статья 1508 ГК РФ не содержит каких-либо требований к количеству потребителей (большинство или иное количество), у которых должны возникнуть ассоциации с общеизвестным товарным знаком.
Широкая известность потребителю товарного знака "LEGO" подтверждается признанием его в установленном законом порядке общеизвестным, о чем выдано свидетельство Российской Федерации N 129. Поэтому у потребителей любые товары и услуги, маркированные данным обозначением, могут ассоциироваться с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак.
Проверив по доводам заявления выводы Роспатента об отсутствии доказательств введения спорным товарным знаком потребителя в заблуждение относительно товаров (услуг) и их производителя (исполнителя), судебная коллегия считает, что указанные выводы не соответствуют пункту 3 статьи 1483 ГК РФ в силу следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 1483 ГК РФ не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил N 482 при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара, либо его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один их элементов обозначения, то обозначение признаётся ложным или вводящим в заблуждение.
В обоснование довода о несоответствии спорного товарного знака требованиям пункта 3 статьи 1483 ГК РФ компания указала, что является, в том числе, правообладателем общеизвестного в Российской Федерации товарного знака N 129 "" и что под обозначением "LEGO" с согласия компании осуществляется производство широкого перечня товаров и оказание развлекательных и образовательных услуг. Заявитель считает, что ввиду указанных обстоятельств использование обозначения "ЛЕГОРОД" будет ассоциироваться у потребителей с компанией.
Роспатент лишь привел результаты отчета ВЦИОМ и указал, что только 20% респондентов предположили, что владельцем обозначения "ЛЕГОРОД" является компания, при этом 21% респондентов полагает, что владелец обозначения "ЛЕГОРОД" не связан с компанией, 30% респондентов полагают, что владелец обозначения "ЛЕГОРОД" не связан с компанией, но ведет свою деятельность под контролем или по лицензии или с разрешения компании, а остальные 29% респондентов не смогли определиться с ответом.
При этом вопреки выводам Роспатента представленный отчет ВЦИОМ содержит сведения об ассоциациях потребителей между спорным обозначением и компаний как производителем товаров и исполнителем услуг регистрации спорного знака.
Так Роспатент ошибочно не учитывал, что число респондентов считающих лицо, использующее спорный знак самой компанией, подконтрольным компании лицом либо её лицензиатом составляет по совокупности 50% респондентов.
Указанное свидетельствует о стойкой ассоциативной связи между спорным обозначением и компанией, в силу которой спорный товарный знак способен ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров (исполнителя услуг).
Также результаты опроса по отчету ВЦИОМ подтверждают широкую известность противопоставленных товарных знаков, в том числе общеизвестного в Российской Федерации товарного знака "LEGO".
Судебная коллегия оценивает результаты отчета ВЦИОМ в совокупности и взаимосвязи со средней степенью сходства обозначений и с высокой степенью однородности товаров и услуг, а также со сведениями о серии противопоставленных знаков компании и их известности.
При таких обстоятельствах, имеются сведения о способности спорного знака ввести в заблуждение потребителя относительно лица, изготавливающего товары и оказывающего услуги.
Рассмотрев доводы, изложенные в отзывах Роспатента и третьего лица, судебная коллегия считает, что они соответствуют доводам оспариваемого решения, выводы которого суд признает ошибочными, и не содержат сведений, подтверждающих соответствие решения указанным нормам права.
Принимая во внимание вышеизложенное, Суд по интеллектуальным правам полагает, что решение Роспатента от 16.04.2019 об отказе в удовлетворении возражения от 06.12.2018 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 629462 не соответствует пунктам 3, 6 статьи 1483 и пункту 3 статьи 1508 ГК РФ, нарушает права и законные интересы компании в сфере предпринимательской деятельности. При этом суд приходит к выводу о том, что Роспатент как орган, осуществляющий публичные полномочия, не доказал законность и обоснованность принятого им решения.
В соответствии с частями 2 и 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает 34 решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 138 Постановления N 10, если по результатам рассмотрения дела об оспаривании решения Роспатента, принятого по результатам рассмотрения возражения, Судом по интеллектуальным правам установлено, что данный ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя, то суд согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании этого акта недействительным и в резолютивной части на основании пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает на обязанность Роспатента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в разумный срок.
Отменяя решение Роспатента, суд также вправе в случае признания установленными фактических обстоятельств, требующихся для вынесения соответствующего решения, обязать Роспатент выдать патент, предоставить правовую охрану товарному знаку, наименованию места происхождения товара или предоставить исключительное право на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, восстановить или аннулировать патент, восстановить или прекратить правовую охрану товарного знака, наименования места происхождения товара, аннулировать запись в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров Российской Федерации и все свидетельства об исключительном праве на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара.
Коллегия судей считает, что в данном случае при рассмотрении настоящего дела установлены фактические обстоятельства, требующиеся для принятия соответствующего решения, в связи с чем в рамках восстановления нарушенных прав и законных интересов компании признает недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 629462 в отношении всех товаров и услуг, для которых знак зарегистрирован и обязывает Роспатент внести соответствующую запись в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Роспатент и подлежат взысканию с последнего в пользу иностранного лица "LEGO JURIS A/S".
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам
РЕШИЛ:
требования иностранного лица "LEGO JURIS A/S" удовлетворить.
Признать решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 16.04.2019 об отказе в удовлетворении возражения от 06.12.2018 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству Российской Федерации N 629462 недействительным как не соответствующее пунктам 3, 6 статьи 1483 и пункту 3 статьи 1508 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обязать Федеральную службу по интеллектуальной собственности в тридцатидневный срок с момента вступления настоящего судебного акта в законную силу аннулировать правовую охрану товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 629462.
Взыскать с Федеральной службы по интеллектуальной собственности в пользу иностранного лица "LEGO JURIS A/S" 3 000 (Три тысячи) рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины за подачу заявления.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Суда по интеллектуальным правам в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.П. Рогожин |
Судья |
В.В. Голофаев |
Судья |
Ю.М. Сидорская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Суда по интеллектуальным правам от 16 октября 2020 г. по делу N СИП-564/2019
Текст решения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2021 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда России N 300-ЭС21-6309
23.04.2021 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда России N 300-ЭС21-6309
12.02.2021 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-203/2020
17.12.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-203/2020
09.12.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-203/2020
16.10.2020 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-564/2019
13.10.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-564/2019
14.09.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-564/2019
11.08.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-564/2019
10.08.2020 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-203/2020
05.06.2020 Жалоба Суда по интеллектуальным правам N С01-203/2020
07.05.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-203/2020
27.03.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-203/2020
14.02.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-203/2020
13.02.2020 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-203/2020
10.12.2019 Решение Суда по интеллектуальным правам N СИП-564/2019
20.11.2019 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-564/2019
07.10.2019 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-564/2019
16.09.2019 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-564/2019
16.08.2019 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-564/2019
17.07.2019 Определение Суда по интеллектуальным правам N СИП-564/2019