Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Государственный железнодорожный надзор
(Госжелдорнадзор)*
Примечание: * Принятые сокращения органов Ространснадзора даны во Введении к настоящему Докладу.
1. Состояние нормативно-правового регулирования для осуществления Госжелдорнадзора
Управлением государственного железнодорожного надзора (далее - Госжелдорнадзор) и территориальными органами государственного железнодорожного надзора (далее - территориальные органы Госжелдорнадзора) проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие в 2019 г. осуществление государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта.
В результате анализа установлено:
1. Государственный контроль (надзор) в сфере железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных статьей 20.1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
2. Для проведения мероприятий государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта приказами Минтранса России утверждены и зарегистрированы в Минюсте России 11 административных регламентов по предоставлению государственных услуги исполнения государственных функций Госжелдорнадзором и территориальными органами Госжелдорнадзора.
3. Законодательство, регулирующее государственный контроль (надзор) в сфере железнодорожного транспорта деятельность, устанавливающее обязательные требования к деятельности контролируемых лиц, соблюдение которых подлежит проверке в процессе его осуществления, в том числе возможности их исполнения и контроля, отсутствия признаков коррупциогенности, а также сведения о его опубликовании находится в свободном доступе в информационно-правовых справочниках "Гарант" или "Консультант Плюс", размещенои#, по мере необходимости, размещается на официальных сайтах Ространснадзора и территориальных органов Госжелдорнадзора в сети Интернет.
4. Для совершенствования государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта, предлагается провести работу по актуализации требований некоторых правовых актов, представленных в таблице 17.
N |
Реквизиты нормативного правового акта* |
Обоснования несоответствия НПА современным требованиям |
Сведения об опубликовании НПА в сети Интернет |
1. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Ространснадзора и их должностных лиц
| |||
1. |
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ N 294) |
Отсутствует типовой механизм (порядок) согласования совместных проверок между контрольными (надзорными) органами. В рамках ФЗ N 294 и ПП РФ N 489 контрольные (надзорные) органы проекты ежегодных планов проверок хозяйствующих субъектов (далее - проекты Планов) согласовывают с органами прокуратуры, которые проверяют проекты Планов на соблюдение законодательства Российской Федерации, и вносят предложения по согласованию проектов Планов контрольных (надзорных) органов между собой по срокам проведения проверок. |
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях "Российская газета", N 266, 30.12.2008, "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249, "Парламентская газета", N 90, 31.12.2008. Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам. |
2. |
Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - ПП РФ N 489) |
Между ФЗ N 294 и ПП РФ N 489 имеются противоречия в заполнении ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части касающихся указания даты начала проведения проверок. П.п. 3 п. 4 ст. 9 ФЗ N 294 - предусмотрено указание даты начала проведения каждой плановой проверки. Примечание <4> к типовой форме ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей данное в приложении к Правилам подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ПП РФ N 489 - не предусмотрено указание даты начала проведения плановой проверки, указывается только календарный месяц начала проведения проверки. |
Примечание к документу Начало действия редакции - 01.01.2020. Окончание действия редакции - 07.06.2020. Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.07.2019 N 256-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2020 года. |
2. Организация государственного контроля (надзора) Госжелдорнадзора
2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления представлены в таблице N 18
Таблица N 18
2.2. Перечень и описание видов государственного контроля (надзора) Госжелдорнадзора представлен в таблице N 19
Таблица N 19
Наименование исполняемой функции* |
Описание функции** |
1. Основные функции
| |
1.1. Контрольные (надзорные) функции
| |
1. Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении безопасности движения и эксплуатации ж.д. транспорта |
Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области железнодорожного транспорта, обязательных требований в области безопасности движения, эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" статья 4 пункт 2; пункт 5.1.5 ПП РФ N 398) |
2. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава |
Предметом государственного надзора за деятельностью юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию железнодорожного подвижного состава по железнодорожным путям общего и необщего пользования, является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и к их деятельности в области пожарной безопасности (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" статья 4 пункт 2; пункт 5.1.7 ПП РФ N 398; приказ Ространснадзора от 24.07.2019 N ВБ-619фс "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава") |
3. Расследование транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта |
Основными задачами функции являются: выявление причин нарушений безопасности движения; разработка мероприятий, направленных на предупреждение (профилактику) повторения причин возникновения нарушений безопасности движения. Классификация, расследование и учет транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2014 N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта) |
4. Прием уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности |
Контроль за порядком представления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности в сфере железнодорожного транспорта, в органы государственного контроля (надзора) уведомлений о начале своей деятельности. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности"; Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". |
5. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", |
Контроль за обеспечением соответствия продукции в сфере железнодорожного транспорта обязательным требованиям технических регламентов. П. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2015 N 104 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" |
6. Лицензионный контроль в области железнодорожного транспорта: - лицензионный контроль деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов; - лицензионный контроль деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров; - лицензионный контроль погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте |
Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований в сфере железнодорожного транспорта. Ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; п.п. а) п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"; Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, утвержденный Приказом Минтранса России от 20.12.2017 N 532; Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденный Приказом Минтранса России от 20.12.2017 N 531; Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, утвержденный Приказом Минтранса России от 20.12.2017 N 533. |
7. Государственный контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, по вопросам осуществления переданных полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом |
Контроль за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом. Часть 4 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
8. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг (в области гражданской авиации, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта) |
Обеспечение доступной среды. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; п.п. "з" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре" |
9. Контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об организации, обеспечении и выполнении организациями железнодорожного транспорта перевозок высших должностных лиц Российской Федерации и иностранных государств |
Реализация полномочий, возложенных на Ространснадзор. П. 5.1.6 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" |
10. Проведение плановых (рейдовых) осмотров |
Реализация полномочий, возложенных на Ространснадзор. Контрольно-надзорные мероприятия, направленные на пресечение нарушений законодательства. Ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". |
11. Проведение комиссионных обследований железнодорожных переездов |
Реализация полномочий, возложенных на Ространснадзор. Контрольно-надзорные мероприятия, направленные на пресечение нарушений законодательства. П. 5 Приказа Минтранса от 31.07.2015 N 237 "Об утверждении Условий эксплуатации железнодорожных переездов" |
12. Участие в комиссии по определению мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования |
П. 5 Приказа Минтранса от 06.08.2008 N 127 "Об утверждении Порядка определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования" |
13. Участие в комиссии Росжелдора по определению готовности железнодорожного пути к открытию для постоянной эксплуатации |
П. 5 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" |
14. Принятие решения о применении (наложении, снятии) электронных навигационных пломб при транзитных международных железнодорожных перевозках |
Контроль за международными железнодорожными транзитными перевозками с применением навигационных пломб. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1877 |
15. Выдача свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом |
Осуществление специальной разрешительной функции. Постановление Правительства РФ от 31.08.2019 N 1122 "О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" (с 23.01.2020) (П. п. 5.4.2 (2)); Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"; Приказ Минтранса России от 22.08.2019 N 273 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом, приостановления действия и аннулирования указанного свидетельства, а также требований к его оформлению и Формы свидетельства". |
16. Государственный контроль за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере железнодорожного транспорта |
Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта"; Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 24); Приказ Минтранса России от 06.07.2012 N 195 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по контролю (надзору) за соответствием установленным требованиям соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". |
17. Контроль за исполнением перевозчиком обязанностей по страхованию гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров |
Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (ст. 6); Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном". |
Примечание:
* перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций, исполнение которых обязательно для всех подразделений Ространснадзора даны в п. 2.2. Раздела I
наименование и реквизиты административных регламентов по предоставлению государственных услуг органами Ространснадзора, представлены в таблице 1 Раздела I;
** Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
В 2019 году на Управление государственного железнодорожного надзора и его территориальные органы были возложены функции, в том числе:
специальные разрешительные по выдачи свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом;
по контролю за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, по вопросам осуществления переданных полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом;
по принятию решения о применении (наложении, снятии) электронных навигационных пломб при транзитных международных железнодорожных перевозках;
по контролю за обеспечением доступной среды для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг в области железнодорожного транспорта.
2.3. Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения функций ОГЖДН, представлены в таблице N 20
Таблица N 20
N |
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок исполнения контрольных функций |
1. |
Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" |
2. |
Федеральный закон от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" |
3. |
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
4. |
Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" |
5. |
Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" |
6. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" |
7. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 184 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" |
8. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" |
9. |
Постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" |
10. |
Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре" |
11. |
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2015 г. N 104 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов таможенного Союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" и "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" |
12. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.12.2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта" |
13. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.10.2011 N 270 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте" |
14. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.10.2011 N 271 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок при осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, об обеспечении пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава" |
15. |
Федеральный закон от 29.12.2017 N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" |
16. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.12.2017 N 533 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов" |
17. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.12.2017 N 531 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте" |
18. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.12.2017 N 532 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров" |
19. |
Технические регламенты Таможенного союза, утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011); "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011); "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011) |
20. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" |
21. |
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22.08.2019 N 273 "Об утверждении Порядка выдачи свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, моторвагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом, приостановления действия и аннулирования указанного свидетельства, а также требований к его оформлению и Формы свидетельства" |
22. |
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" |
23. |
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" |
24. |
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" |
25. |
Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" |
26. |
Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" |
Примечание:
* Наименование и реквизиты:
административных регламентов по предоставлению государственных услуг органами Ространснадзора, представлены в таблице 1 Раздела I;
нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнение функций, действия которых распространяются, на все органы Ространснадзора даны в п. 2.3. Раздела I.
В целях совершенствования государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта Госжелдорнадзором в 2019 г. проведена работа по актуализации нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения функций (услуг). Сведения о перечне таких документов представлены в таблице N 20.1
Таблица N 20.1.
N |
Проекты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения функций |
Стадии проектов на 31.12.2019 |
1 |
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного транспортного надзора за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта" (ТР ТС 002/2011) |
Согласование в Ространснадзоре |
2 |
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного транспортного надзора за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011) |
Согласование в Ространснадзоре |
3 |
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного транспортного надзора за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" (ТР ТС 001/2011) |
Согласование в Ространснадзоре |
4 |
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации об обеспечении безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта |
Согласование в Ространснадзоре |
5 |
Типовой Административный регламент "По исполнению органом государственной власти субъекта Российской Федерации функции по осуществлению государственного контроля контролю за соблюдением ПТЭ внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом" |
Размещен на официальном сайте regulation.gov.ru |
6 |
Приказ Минтранса России "Об определении порядка расследования и учета ТП, аварий и ЧС техногенного характера на внеуличном транспорте" |
На согласовании в Минтрансе России (N ВГ-10/2-458 от 23.12.2019) |
7 |
Приказ Минтранса России "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом" |
На согласовании в Минэкономразвития России (документ Минтранса России) |
8 |
Приказ Ространснадзора "О содержании и форме представления отчетности об осуществлении переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом" |
Размещен на официальном сайте regulation.gov.ru |
9 |
Приказ "Об утверждении формы отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых, предоставляется субвенция из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации для финансового обеспечения осуществления переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом" |
На согласовании в Минфине России (документ Минтранса России) |
10 |
Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по предоставлению государственной услуги по выдаче свидетельства, подтверждающего право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом |
На согласовании в Минтрансе России |
2.4. Информация о взаимодействии Госжелдорнадзора и территориальных органов Госжелдорнадзора при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия, представлена в таблице N 21
Таблица N 21
Наименование органа государственного контроля (надзора) с которым организовано взаимодействие |
Основание для взаимодействия (договор, соглашение, нормативный правовой акт и т.п.) |
Формы взаимодействия |
Территориальные органы Генеральной прокуратуры Российской Федерации |
ч. 1 ст. 22 ФЗ N 2202-1 |
Участие в проверках, проводимых транспортными прокурорами, в качестве специалистов, обладающих специальными техническими знаниями; ежемесячное направление отчетов о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях |
ч. 2 ст. 25 ФЗ N 2202-1 |
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ N 2202-1 |
|
п. 2 УП РФ N 224 |
Направление перечня организаций, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без наличия лицензии, выдаваемой Федеральной службой по надзору в сфере транспорта |
|
ч. 6 ст. 9 ФЗ N 294 |
Направление в установленные сроки для согласования ежегодного плана проведения плановых проверок |
|
п. 1.5 Пр ГПРФN 93 |
Ежемесячное направление информации о проведенных внеплановых выездных проверках |
|
Федеральная служба судебных приставов |
в соответствии со п. 6 ч. 1 ст. 12 ФЗ N 229 |
Взыскание неуплаченных в установленный срок административных штрафов |
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу |
соглашение от 02 июня 2009 года |
Проведение регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в рамках Постановления Правительства Российской Федерации N 83 от 06.02.2002"О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух" |
ОАО "Российские железные дороги" |
соглашение от 13.10.2017 N 207 о взаимодействии между ОАО "Российские железные дороги" и Ространснадзором |
Сотрудничество в области безопасности движения на железнодорожном транспорте |
Минтранс России, Росжелдор, Ространснадзор, ФГУП "Ведомственная охрана на ждт", ОАО "Российские железные дороги" |
Соглашение от 05.04.2013 N 10-38-12/К-6/75 |
Осуществление информационного обмена при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах железнодорожного транспорта |
Саморегулируемая организация Союз Участников Железнодорожного Рынка |
соглашение от 28.05.2019 N 7.2.13-2 |
Организация взаимодействия в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на путях необщего пользования. |
Саморегулируемая организация Ассоциация "Промжелдортранс" |
соглашение от 28.05.2019 N 7.2.13-3 |
Организация взаимодействия в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на путях необщего пользования. |
Общественная организация - Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей |
соглашение от 21.11.2019 N 7.2.13-37 |
Осуществление взаимодействия и сотрудничества по вопросам обеспечения контрольно-надзорной деятельности Ространснадзора в сфере железнодорожного транспорта |
Некоммерческое партнерство "Объединение производителей железнодорожной техники" |
соглашение от 21.11.2019 N 7.2.12-38 |
Организация взаимодействия в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожной техники |
Акционерное общество "Трансмашхолдинг" |
соглашение от 19.11.2019 N 7.2.12-36 |
Организация взаимодействия в целях повышения эффективности государственного контроля (надзора) и корпоративного контроля за соответствием изготавливаемой продукции железнодорожного назначения требованиям Технических регламентов Таможенного союза (ТР ТС), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 710 и её безопасной эксплуатации на железнодорожном транспорте |
Примечание: * Принятые сокращения нормативных правовых актов даны в п. 2.3. Раздела I.
2.5. Сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта подведомственными организациями
ОГЖДН подведомственных организаций не имеет.
2.6. Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок
ОГЖДН аккредитацию не проводит.
3. Финансовое и кадровое обеспечение Госжелдорнадзора
3.1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора) представлены в таблице N 22
Таблица N 22
Периоды |
Объем финансовых средств, выделяемых в отчетном периоде из бюджетов всех уровней на выполнение функций по контролю (надзору), тыс. руб. |
Выплаты экспертным организациям и экспертам, привлекаемым к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок, тыс. руб. |
|
план |
факт |
||
2019 год |
23816 |
23816 |
0 |
3.2. Данные о штатной численности работников, выполняющих функции по контролю (надзору) и об укомплектованности штатной численностью представлены в таблице N 23
Таблица N 23
Период |
Количество штатных единиц, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю (надзору), ед. |
Укомплектованность штатных единиц, по которым предусмотрено выполнение функций по контролю (надзору), % |
||
всего |
замещенных |
вакантных |
|
|
2019 год |
226 |
240 |
26 |
90,2 |
3.3. Сведения о квалификации работников, выполняющих функции по контролю (надзору), и о мероприятиях по повышению их квалификации
3.3.1. Сведения по федеральным государственным гражданским служащим, которых необходимо направить на обучение, представлены в таблице N 24 (далее - Заявка)
Таблица N 24
Период |
Кол-во федеральных гос. служащих, выполняющих функции по контролю (надзору) |
Кол-во федеральных государственных служащих, направляемых на обучение (чел.) |
Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете (тыс. руб.) |
||||
всего |
профессиональной переподготовки |
повышение квалификации |
всего |
профессиональной переподготовки |
Повышение квалификации |
||
2019 год |
240 |
33 |
- |
33 |
54,018 |
- |
54,018 |
3.3.2. Сведения о мероприятиях по повышению квалификации федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих контрольные функции, представлены в таблице N 25.
Таблица N 25
Период |
Количество федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих контрольные (надзорные) функции, (единиц) |
||||
запланированных на повышение квалификации в отчетном году |
прошедших повышение квалификации |
||||
согласно Заявке |
за счет целевых средств гос. заказа(при распределении денежных средств) |
всего |
из них: |
||
за счет целевых средств, выделенных на исполнение гос. заказа |
за счет средств по текущему виду финансирования |
||||
2019 год |
37 |
37 |
33 |
25 |
8 |
3.4. Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю (надзору) представлены в таблице N 26
Таблица N 26
3.5. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору)
Эксперты и представители экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю (надзору) не привлекались.
4. Проведение государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта
4.1. Сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля (надзора)
4.1.1. Сведения о проверках, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,представлены в таблице N 27
Таблица N 27
4.1.2. Сведения о проверках транспортных средств, представлены в таблице N 28
Таблица N 28
4.1.3. Сведения об уведомлениях, о начале предпринимательской деятельности,представлены в таблице N 29
Таблица N 29
4.1.4. Сведения об аттестационной деятельности
ОГЖДН аттестационную деятельность не проводит.
4.2. Сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору), а также о размерах финансирования их участия в контрольной деятельности в сфере железнодорожного транспорта
Эксперты и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю (надзору) ОГЖДН не привлекались.
4.3. Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также о случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Таблица N 30
Наименование показателя |
2018 г. |
2019 г. |
|||||||
Всего |
общего пользования |
Необщего пользования |
Всего |
общего пользования |
Необщего пользования |
% к факту 2018 г. |
|||
Всего |
общего пользования |
необщего пользования |
|||||||
Общее количество случаев нарушения безопасности движения, учитываемых в соответствии с законодательством*, в том числе: |
3349 |
2782 |
567 |
3071 |
2637 |
434 |
91,7 |
94,8 |
76,5 |
Крушения |
15 |
9 |
6 |
21 |
14 |
7 |
140,0 |
155,6 |
116,7 |
Аварии |
5 |
1 |
4 |
8 |
4 |
4 |
160,0 |
400,0 |
100,0 |
События, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе: |
3329 |
2772 |
557 |
3042 |
2619 |
423 |
91,4 |
94,5 |
75,9 |
Столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях |
840 |
309 |
531 |
653 |
250 |
403 |
77,7 |
80,9 |
75,9 |
Количество случаев нарушений безопасности движения с особыми мнениями |
80 |
73 |
7 |
92 |
82 |
10 |
115,0 |
112,3 |
142,9 |
Пожары и возгорания железнодорожного подвижного состава, в том числе: |
66 |
65 |
1 |
40 |
39 |
1 |
60,6 |
60,0 |
100,0 |
в локомотивах |
39 |
39 |
0 |
24 |
24 |
0 |
61,5 |
61,5 |
0,0 |
в моторвагонном подвижном составе |
3 |
3 |
0 |
2 |
1 |
1 |
66,7 |
33,3 |
0,0 |
в пассажирских вагонах локомотивной тяги |
2 |
2 |
0 |
5 |
5 |
0 |
250,0 |
250,0 |
0,0 |
в грузовых вагонах |
18 |
17 |
1 |
7 |
7 |
0 |
38,9 |
41,2 |
0,0 |
в специальном железнодорожном подвижном составе |
4 |
4 |
0 |
2 |
2 |
0 |
50,0 |
50,0 |
0,0 |
Столкновение железнодорожного подвижного состава с транспортным средством на железнодорожном переезде, в том числе: |
272 |
256 |
16 |
283 |
251 |
32 |
104,0 |
98,0 |
200,0 |
количество случаев, в результате которых погибли люди |
15 |
15 |
|
28 |
28 |
0 |
186,7 |
186,7 |
0,0 |
Число работников железнодорожного транспорта, погибших в результате транспортных происшествий |
1 |
1 |
0 |
6 |
3 |
3 |
600,0 |
300,0 |
0,0 |
Число погибших граждан в происшествиях на железнодорожных переездах |
62 |
62 |
0 |
31 |
30 |
1 |
50,0 |
48,4 |
0,0 |
Число работников железнодорожного транспорта, получивших тяжкие телесные повреждения в результате транспортных происшествий |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Число граждан, получивших тяжкие телесные повреждения в происшествиях на железнодорожных переездах |
137 |
135 |
2 |
56 |
56 |
0 |
40,9 |
41,5 |
0,0 |
4.3.1. Сведения об основных причинах возникновения нарушений безопасности движения, допущенных в 2019 году
Таблица N 31
Укрупненные причины нарушений безопасности движения |
Всего |
Общего пользования |
Необщего пользования |
||||||
количество |
тяжесть последствий |
риск |
количество |
средняя тяжесть |
риск |
количество |
тяжесть последствий |
риск |
|
Всего, в том числе |
682 |
18911 |
51,81 |
268 |
13305 |
36,45 |
414,0 |
5607 |
15,36 |
Нарушения правил текущего содержания пути |
302 |
7611 |
20,85 |
59 |
3737 |
10,24 |
243 |
3874 |
10,61 |
Нарушения правил ремонта подвижного состава |
57 |
3373 |
9,24 |
44 |
3281 |
8,99 |
13 |
92 |
0,25 |
Нарушения технологии производства маневровой работы |
234 |
3327 |
9,12 |
114 |
1910 |
5,23 |
120 |
1417 |
3,88 |
Излом деталей тележки |
11 |
1810 |
4,96 |
11 |
1810 |
4,96 |
|
|
0,00 |
Нарушения правил погрузки и размещения груза |
25 |
465 |
1,27 |
5 |
371 |
1,02 |
20 |
94 |
0,26 |
Внешний фактор |
1 |
643 |
1,76 |
1 |
643 |
1,76 |
|
|
0,00 |
Излом рельса |
7 |
556 |
1,52 |
5 |
540 |
1,48 |
2 |
16 |
0,04 |
Нарушение водителем ПДД |
8 |
493 |
1,35 |
6 |
490 |
1,34 |
2 |
3 |
0,01 |
Нарушения технологии производства поездной работы |
20 |
389 |
1,07 |
18 |
321 |
0,88 |
2 |
69 |
0,19 |
Наезд на посторонний предмет |
13 |
218 |
0,60 |
1 |
175 |
0,48 |
12 |
43 |
0,12 |
Текущее содержание СЦБ |
4 |
27 |
0,07 |
4 |
27 |
0,07 |
|
|
0,00 |
4.3.2. Матрица рисков возникновения нарушений безопасности движения на железнодорожных путях общего пользования
Таблица N 32
Укрупненные причины нарушений безопасности движения |
2018 г. |
2019 г. |
+/- к 2018 г. |
% к 2018 г. |
||||
частота возникновения |
средняя тяжесть последствий |
значение риск |
частота возникновения |
средняя тяжесть последствий |
значение риск |
|
|
|
Нарушения правил текущего содержания пути |
0,30 |
44,4 |
13,39 |
0,16 |
63,3 |
10,24 |
-3,2 |
76,5 |
Нарушения правил ремонта подвижного состава |
0,31 |
29,7 |
9,07 |
0,12 |
74,6 |
8,99 |
-0,1 |
99,1 |
Нарушения технологии производства маневровой работы |
0,08 |
90,8 |
7,65 |
0,31 |
16,8 |
5,23 |
-2,4 |
68,5 |
Излом деталей тележки |
0,02 |
80,2 |
1,69 |
0,03 |
164,6 |
4,96 |
3,3 |
293,7 |
Нарушения правил погрузки и размещения груза |
0,05 |
51,7 |
2,72 |
0,01 |
74,2 |
1,02 |
-1,7 |
37,4 |
Внешний фактор |
0,02 |
173,5 |
3,04 |
0,00 |
643,3 |
1,76 |
-1,3 |
57,9 |
Излом рельса |
0,00 |
0,0 |
0,00 |
0,01 |
107,9 |
1,48 |
1,5 |
0,0 |
Нарушение водителем ПДД |
0,02 |
283,7 |
5,98 |
0,02 |
81,6 |
1,34 |
-4,6 |
22,5 |
Нарушения технологии производства поездной работы |
0,02 |
12,9 |
0,23 |
0,05 |
17,8 |
0,88 |
0,7 |
386,9 |
Наезд на посторонний предмет |
0,03 |
45,2 |
1,43 |
0,00 |
174,6 |
0,48 |
-0,9 |
33,5 |
Текущее содержание СЦБ |
0,02 |
7,4 |
0,16 |
0,01 |
6,8 |
0,07 |
-0,1 |
47,6 |
Всего |
0,87 |
51,9 |
45,35 |
0,73 |
49,6 |
36,45 |
-8,9 |
80,4 |
4.4. Сведения о применении риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) представлены в таблице N 33
Таблица N 33
Наименование профильного (территориального) управления Ространснадзора |
Риск-ориентированный подход |
|
сведения о применении |
проблемные вопросы |
|
Госжелдорнадзор |
Госжелдорнадзором проведена работа по отнесению субъектов к категориям рисков согласно проекту Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного транспортного надзора и федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности". Всего (на 31.12.2019) по категориям риска: Высокий риск (1 раз в год) - 7 ю.л.; Значительный риск (1 раз в 3 года) - 58 ю.л.; Средний риск (не чаще 1 раза в 5 лет) - 496 ю.л.; Низкий риск (не чаще 1 раза в 10 лет) - 17940 ю.л. |
Для данного вида надзора не установлены индикаторы риска. В связи с этим ведомственная ИС не предусматривает включение оперативно поступающих сведений (индикаторов риска), что требуется на Среднем уровне Стандарта. Вывод: ведомственная ИС соответствует Базовому уровню Стандарта информатизации и пока не соответствует Среднему уровню Стандарта. В данном виде надзора критерии и алгоритм присвоения категорий риска устанавливаются постановлением Правительства РФ. Соответственно, автоматизированное изменение критериев на основании оперативно поступающих сведений на данной стадии развития РОП невозможно. |
4.5. Сведения о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, включая выдачу предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований представлены в таблице N 34
Таблица N 34
Наименование профильного (территориального) управления Ространснадзора |
Проведение профилактики нарушений обязательных требований, при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий |
|
Количество проведенных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований |
количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, ед. |
|
Госжелдорнадзор |
646 совещаний с руководителями и специалистами, владельцами железнодорожных путей необщего пользования |
408 предостережений |
31 публичное обсуждение результатов правоприменительной практики с подконтрольными субъектами | ||
36 публикаций в СМИ | ||
|
Выдано 665 представлений о принятии мер об устранении выявленных нарушений и условий, способствующих их совершению |
|
|
На сайтах территориальных органов размещено 296 информационных письма и направлено 146 рассылок по электронной почте |
4.6. Сведения о проведении мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями представлены в таблице N 35
Таблица N 35
количество проведенных рейдовых осмотров в 2019 году |
осмотрено ПС (ед.) |
выявлено несоответствий |
|
всего |
критических |
||
Госжелдорнадзор |
5942 |
4654 |
1565 |
4.7. Сведения о количестве проведенных в отчетном периоде проверок в отношении субъектов малого предпринимательства представлены в таблице N 36
Таблица N 36
Наименование профильного (территориального) управления Ространснадзора |
Количество проведенных в отчетном периоде проверок малого предпринимательства, ед. |
Госжелдорнадзор |
492 |
5. Действия ОГЖДН по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
5.1. Сведения о принятых мерах реагирования по фактам выявленных нарушений
Сведения о результатах проверок и административных расследований, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представлены в таблице N 36.
Таблица N 37
5.2. Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки в сфере железнодорожного транспорта, направленной на предотвращение нарушений с их стороны
Сотрудниками центрального аппарата Управления государственного железнодорожного надзора и его территориальных органов в 2019 году проведена работа по:
- сбору статистических данных по причине возникновения нарушений безопасности движения в разрезе путей общего и необщего пользования, произошедших с 2014 года (собраны и проанализированы материалы расследования и технические заключения);
- разработана и внедрена Методика определения тяжести последствий нарушений безопасности движения, которая содержит критерии, степень и объем повреждений в результате транспортного происшествия;
- оцифрована частота возникновения нарушений безопасности движения по учетным причинам их возникновения и тяжести последствий, что позволило провести оценку нарушений безопасности движения по причинам;
- проанализирована динамика возникновения рисков с 2014 года и определены приоритетные направления контрольно-надзорной деятельности по профилактике несоблюдения обязательных требований.
- организован учет в АИС РПТ нарушений безопасности движения и установлен контроль за ходом их расследования;
- обеспечено среднее время реагирования на случаи нарушения безопасности движения, учтенные в АИС РПТ, менее 23 часов со времени создания учетной карточки ДДС, при норме 24 часа;
- разработаны функциональные требования к интеграции АИС РПТ с другими информационными системами, применяемыми в деятельности государственного железнодорожного надзора, что в будущих периодах позволит Управлению перейти на расследование нарушений безопасности движения в цифровой среде и автоматическому формированию государственной статистической отчетности (10БД).
- внесен на утверждение "Регламент взаимодействия Центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов при расследовании нарушений безопасности движения на железнодорожном транспорте Российской Федерации" взамен "Методических рекомендаций о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий Федеральной службой по надзору в сфере транспорта", утвержденных 16 марта 2009 г. N НЛ-220фс.
- по внеуличному транспорту были направлены запросы о наличии объектов внеуличного транспорта в 85 субъектов Российской Федерации, из которых 11 субъектов РФ заявили о наличии внеуличного транспорта:
Москва - метрополитен, монорельс
Санкт-Петербург - метрополитен
Республика Татарстан - метрополитен
Нижегородская обл. - метрополитен, канатная дорога
Новосибирская обл. - метрополитен
Самарская обл. - метрополитен
Свердловская обл. - метрополитен
Республика Крым - канатная дорога (2)
Калининградская обл. - канатная дорога
Ставропольский край - канатная дорога (2)
Приморский край - фуникулер
Совместно с Департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта разработан, согласован и направлен на утверждение в Минтранс России проект приказа "Об определении порядка расследования и учета транспортных происшествий, аварий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера на внеуличном транспорте".
Разработан приказ Ространснадзора "О содержании и формах, а также сроках представления отчетности об осуществлении переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом".
Разработан приказ Ространснадзора "Об утверждении Типового административного регламента по исполнению органом государственной власти субъекта Российской Федерации функции по осуществлению федерального государственного контроля за соблюдением требований правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом".
Согласован подготовленный Департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта проект приказа Минтранса России "Об утверждении Порядка осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий Российской Федерации по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом".
В соответствии с Методикой определения общего объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2019 N 1100, определены и в соответствующем объеме направлены в субъекты Российской Федерации субвенции (общий объем 7 млн 244 тыс. 100 руб.).
В целях реализации положений Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сформирован перечень проблемных вопросов в сфере внеуличного транспорта и, совместно с Департаментом государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, подготовлены соответствующие разъяснения и проекты решений.
В целях реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и в соответствии с План - графиком работы Ространснадзора проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики с подконтрольными субъектами.
Принимается участие в заседаниях у Полномочных представителей Президента Российской Федерации, Коллегиях транспортных прокуратур, селекторных совещаниях, заседаниях технико-технологического совета, совещаниях-семинарах по развитию транспортной инфраструктуры, направляются информационные письма о состоянии безопасности движения. Осуществляется прием граждан в приемных Президента Российской Федерации в федеральных округах.
5.3. Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю представлены в таблице N 38
Таблица N 38
Орган государственного контроля (надзора) |
Количество удовлетворенных судом заявлений |
Типовые основания для удовлетворения обращений заявителей |
Меры реагирования, принятые в отношении должностных лиц Ространснадзора |
год | |||
Госжелдорнадзор |
0 |
нарушение требований, установленных ч. 12 ст. 9 N 294-ФЗ |
нет |
6. Анализ и оценка эффективности Госжелдорнадзора
6.1. Показатели эффективности государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта
Показатели эффективности государственного контроля (надзора) рассчитаны на основании сведений, содержащихся в форме N 1-контроль "Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", утвержденной Росстатом, и их значения представлены в таблице N 39.
Таблица N 39
6.1.1. Анализ ключевых показателей результативности контрольно-надзорной деятельности в сфере железнодорожного транспорта, устанавливаемых отдельными решениями Правительства Российской Федерации для федеральных органов исполнительной власти и их значений
Таблица N 40
Целевые значения ключевых показателей результативности федерального государственного надзора в области железнодорожного транспорта | |||||||||
Наименование |
А1.1 |
А1.2 |
А2 |
||||||
Количество людей, погибших в результате транспортных происшествий при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на 100 тыс. перевезенных пассажиров, чел. |
Количество людей, травмированных в результате транспортных происшествий и событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на 100 тыс. перевезенных пассажиров, чел. |
Материальный ущерб, причиненный гражданам, организациям и государству в результате транспортных происшествий, произошедших при перевозке пассажиров железнодорожным транспортом, млн руб. ( к уровню цен 2015 года) |
|||||||
период |
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
2018 |
2019 |
2020 |
план |
Нет методики расчета |
||||||||
факт |
0 |
0 |
|
8,6*106 |
0 |
|
Нет методики расчета |
Общее количество перевезенных пассажиров по итогам 2019 года составило более 1196,7 млн человек, за аналогичный период 2018 г. этот показатель составил более 1157,2 млн человек.
Смертельных случаев пассажиров, по контролируемым видам риска на железнодорожном транспорте,в 2019 году не было, также как и число травмированных пассажиров равно нулю (в 2018 году травмированных пассажиров - 1).
6.1.2. Показатели, характеризующие особенности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта, расчет и анализ которых проводится на основании сведений ведомственных статистических наблюдений результативности контрольно-надзорной деятельности, устанавливаемых отдельными решениями Правительства Российской Федерации для федеральных органов исполнительной власти и их значений
Указанные показатели представлены в таблице N 41 в виде "Плана показателей деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2019 год",
Таблица N 41
6.2. Анализ эффективности действий ОГЖДН по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений
Показатели эффективности контрольной (надзорной) деятельности Ространснадзора, в том числе и ОГЖДН, планируются по всей контрольной (надзорной) деятельности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Выполнение данных показателей представлены в таблице N 42.
Таблица N 42
7. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта
7.1. Выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора), в том числе планируемые на текущий период показатели его эффективности
Внеплановые проверки в отчетном периоде проводились на основании приказов (распоряжений), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, приказами и поручениями Минтранса России.
Основные показатели работы контрольной (надзорной) деятельности ОГЖДН в 2019 году в сравнении с 2018 годом представлены в таблице N 43.
Таблица N 43
7.2. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта
Предлагается внести изменение в действующий приказ Минтранса России от 22.08.2019 г. N 273, учитывая переход на реестровую модель при выдаче разрешительных документов, предусмотренную проектом Федерального закона "Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации".
Предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации": Статью 2 "Основные понятия" дополнить абзацем:
"организации железнодорожного транспорта - владельцы инфраструктур и (или) объектов инфраструктуры, перевозчики, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, владельцы инфраструктурных комплексов железнодорожного транспорта необщего пользования, операторы, другие юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом, содержанием и эксплуатацией железнодорожного подвижного состава и объектов железнодорожного транспорта, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов"; Статью 20 "Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств" дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Организации железнодорожного транспорта должны разрабатывать и применять систему управления безопасностью движения поездов в порядке, установленным Правительством Российской Федерации";
Статью 21 "Основные положения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта" дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. Запрещается эксплуатация технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава и его запасных частей, узлов, механизмов не соответствующих требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, строительства, приемки в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (за исключением объектов капитального строительства, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) и их эксплуатации, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности железнодорожного транспорта.
Эксплуатации технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава и его запасных частей, узлов, механизмов с нарушением установленных требований, а равно наличие информации о такой эксплуатации, является основанием для федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере транспорта для выдачи предписания о приостановке эксплуатации технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава и его запасных частей, узлов, механизмов до выполнения требований, предусмотренных главой 4 настоящего Федерального закона и главами 6 и 7 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" дополнить статьей 5.3. следующего содержания:
"Статья 5.3. Особенности технического регулирования на транспорте. Техническое регулирование на транспорте применительно к эксплуатации технических средств, устройств, сооружений, железнодорожного подвижного состава как источников повышенной опасности, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом особенностей, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность на транспорте"
В целях оптимизации бюджетных расходов и с учетом решения Правительства Российской Федерации о сокращении бюджетных расходов, а также в целях сокращения административных ограничений в предпринимательской деятельности предполагается исключить участие сотрудников Ространснадзора из состава комиссий по принятию в эксплуатацию железнодорожных путей и комиссий по определению мест примыкания.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предметом проверки является выполнение требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, строительства, приемки в эксплуатацию объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Проверка организуется и проводится в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Участие в комиссиях по принятию в эксплуатацию железнодорожных путей и комиссиях по определению мест примыкания противоречит Федеральному закону N 294-ФЗ.
Учитывая вышесказанное, считаем необходимым:
- в пункте 64 приказа Минтранса России от 01.02.2013 N 20 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства железнодорожного транспорта предоставления государственной услуги по принятию решений об открытии для постоянной эксплуатации путей общего пользования, на основе предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути": исключить слово "Ространснадзора";
- в пункте 5 приказа Минтранса России от 06.08.2008 N 127 "Об утверждении Порядка определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования" исключить слова: "федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере железнодорожного транспорта".
7.3. Предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере железнодорожного транспорта, направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности
В целях повышения эффективности контрольной (надзорной) деятельности и сокращению административных ограничений в предпринимательской деятельности предлагается:
1. Считать приоритетным проведение профилактических мероприятий по отношению к мероприятиям по контролю (надзору).
2. Обеспечить не менее 40% внеплановых документарных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от их планового количества.
3. Обеспечить не более 30% внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от их планового количества.
4. Повысить к уровню 2019 г. не менее чем на 110% участие в проверках, осуществляемых органами прокуратуры с привлечением территориальных органов Госжелдорнадзора.
5. Обеспечить не менее 60% проведения рейдовых осмотров подвижного состава от количества плановых проверок.
6. Провести не менее 500 комиссионных осмотров железнодорожных переездов, в каждом из которых осмотреть не менее 5 железнодорожных переездах
7. Повысить не менее чем на 5% доступность объектов транспортной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения к существующему на 01.01.2020 года количеству железнодорожных вокзалов, соответствующих требованиям доступности для пассажиров из числа инвалидов.
8. Обеспечить использование не менее 20% контролируемых лиц "Личного кабинета контролируемого лица".
9. Внедрить не менее 3 услуг (функций) предоставляемых с использованием портала Госуслуг.
10. Обеспечить не ниже 0,8 оценку качества расследования нарушений безопасности движения.
11. Обеспечить не менее 100% использование АРМ "Инспектор" при проведении проверок (осмотров).
12. Организовать не более 5% отказов в согласовании взаимодействие с органами транспортной прокуратуры по согласованию внеплановых проверок.
13. Организовать работу по снижению рисков возникновения нарушений безопасности движения не менее чем на 5% к уровню 2019 года.
14. Обеспечить выполнение Плана показателей деятельности Ространснадзора на 2020 год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.