Информационное сообщение Минфина России от 22 октября 2020 г. N ИС-аудит-34
В рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" Минфином России переиздан ряд приказов, регулирующих вопросы аудиторской деятельности:
от 8 июня 2020 N 97н "Об утверждении Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля";
от 26 июня 2020 г. N 121н "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов";
от 29 июня 2020 г. N 122н "Об утверждении Порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов, а также перечней включаемых в них сведений".
Данные приказы вступают в силу с 1 января 2021 г. Одновременно утрачивают силу приказы Минфина России от 18 декабря 2015 г. N 203н, от 30 апреля 2009 г. N 41н и от 30 ноября 2009 г. N 111н, взамен которых изданы названные выше акты.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа N 111н следует читать как "30 октября 2009 г."
Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов
1. Уточнены основные принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов (далее - ВККР). В новой редакции приказа Минфина России к ним отнесены: осуществление ВККР в отношении всех аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов; независимость ВККР; обеспеченность финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами; прозрачность процедуры назначения контролеров для проведения внешней проверки качества работы; публичность результатов ВККР (ранее - помимо перечисленных указывались принципы: надлежащий уровень профессиональной компетентности контролеров; отчетность о состоянии и результатах ВККР; обеспечение устранения проверенной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором нарушений и недостатков, выявленных по результатам внешней проверки).
2. Формулировка требования независимости контролера при осуществлении ВККР приведена в соответствие с формулировками Федерального закона "Об аудиторской деятельности". Кроме этого, содержание этого требования дополнено положением, согласно которому в проверяемый период и в период проведения контрольного мероприятия контролер не должен быть связан гражданско-правовыми отношениями с объектом ВККР (ранее - только финансовыми отношениями).
3. Перечень требований к организации ВККР дополнен требованием формирования отчетности о состоянии и результатах ВККР.
4. Уточнен ряд вопросов составления программы внешней проверки качества работы:
а) перечень вопросов, включаемых в программу внешней проверки, дополнен вопросами соблюдения аудиторской организации, индивидуальным аудитором обязанностей по информированию Росфинмониторинга, установленных пунктом 3.1 части 2 статьи 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности";
б) из формы программы внешней проверки исключен реквизит "Тема внешней проверки".
5. В число областей деятельности проверяемого субъекта, подлежащих оценке в ходе внешней проверки качества работы, дополнительно включено соблюдение требования независимости аудиторской организацией, индивидуальным аудитором при осуществлении аудиторской деятельности. Основными вопросами такой оценки являются:
а) соблюдение ограничений, установленных частью 1 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций, при приеме на обслуживание новых клиентов и принятии решения о продлении обслуживания аудируемого лица;
б) соблюдение требований, установленных частью 2 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", а также условия, согласно которому порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение аудита не зависит и не определяется оказанием аудируемому лицу прочих услуг;
в) наличие и эффективность процедур выявления и предотвращения рисков нарушения правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также угроз возникновения конфликта интересов, предусмотренного частью 3 статьи 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Оценка соблюдения требования независимости будет вестись путем изучения процедур соблюдения правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, применяемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, проверки соблюдения аудиторами и другими работниками аудиторской организации, индивидуального аудитора таких процедур, в частности, рабочей документации аудитора по конкретным аудиторским заданиям.
Порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов
Упрощена процедура предоставления некоммерческой организацией документов для внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Такая организация может не предоставлять копию свидетельства о государственной регистрации и копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц. При этом Минфин России самостоятельно запрашивает их по системе межведомственного электронного взаимодействия в ФНС России.
Порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов
1. Упрощена процедура предоставления аудиторской организацией, индивидуальным аудитором документов для внесения сведений о них в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр). При вступлении в члены саморегулируемой организации аудиторов коммерческая организация может не предоставлять сведения о государственной регистрации и идентификационном номере налогоплательщика, а индивидуальный предприниматель - сведения о государственной регистрации. Данные сведения саморегулируемая организация аудиторов самостоятельно получает на официальном Интернет-сайте ФНС России.
2. Изменен механизм обеспечения соответствия данных реестра и его контрольного экземпляра: при несоответствии между сведениями, содержащимися в них, приоритет имеют сведения, содержащиеся в реестре (ранее - ежегодная сверка сведений, содержащихся в реестре и его контрольном экземпляре).
3. Унифицирован подход к раскрытию сведений о мерах дисциплинарного и иного воздействия, принятых к аудиторской организации, аудитору саморегулируемой организацией аудиторов и Федеральным казначейством. При публикации реестра и его контрольного экземпляра на официальных Интернет-сайтах соответственно саморегулируемой организации аудиторов и Минфина России, а также в выписках из реестра, выдаваемых саморегулируемой организацией аудиторов, такие сведения указываются лишь в течение 365 дней с даты внесения их в реестр (ранее - в выписках из реестра сведения указывались без ограничения времени). Исключение составляют случаи, когда до истечения этого срока мера воздействия отменяется органом, применившим ее.
4. Сокращен объем сведений, предоставляемых аудиторской организацией о своем членстве (или ином участии) в международных сетях аудиторских организаций. По каждой международной сети, членом которой является аудиторская организация, указываются сведения о месте, где может быть получена информация об этой сети и ее членах (ранее - адреса (места нахождения) всех членов каждой международной сети, членом которой является аудиторская организация).
Департамент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с реализацией механизма "регуляторной гильотины" Минфин переиздал приказы по вопросам внешнего контроля качества работы аудиторов, ведения госреестра СРО аудиторов, реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО и контрольного экземпляра реестра. Новые правила будут действовать с 1 января 2021 г.
В частности, упрощена процедура предоставления документов для внесения сведений в реестры.
Информационное сообщение Минфина России от 22 октября 2020 г. N ИС-аудит-34
Текст информационного сообщения опубликован не был