Постановление Верховного Суда РФ от 13 октября 2020 г. N 5-АД20-107
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобы защитников компании "Оверни Трейдинг Лимитед" (далее - "Оверни Трейдинг Лимитед", Компания) Кошелевой Л.Н. и Куликова В.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя главного государственного инспектора района Хамовники г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 1 РОНД Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 29 марта 2018 года, решение заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника управления - начальника отдела надзора в области пожарной безопасности Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве от 9 октября 2018 года, решение судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 8 мая 2019 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2020 года, вынесенные в отношении "Оверни Трейдинг Лимитед" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора района Хамовники г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 1 РОНД Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 29 марта 2018 года, оставленным без изменения решением заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника управления - начальника отдела надзора в области пожарной безопасности Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве от 9 октября 2018 года, решением судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 8 мая 2019 года и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2020 года, "Оверни Трейдинг Лимитед" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, защитники Кошелева Л.Н. и Куликов В.Н. просят отменить постановления, вынесенные в отношении "Оверни Трейдинг Лимитед" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными и прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалоб позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Компании к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном нарушении следует, что на основании распоряжения заместителя начальника 1 РОНПР Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 30 января 2018 года N 18 проведена плановая выездная проверка в отношении "Оверни Трейдинг Лимитед" по адресу: г. Москва, пер. Сивцев Вражек, д. 25/9, стр. 1 (л.д. 22-24).
В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, зафиксированные в акте проверки N 18 от 14 марта 2018 года (л.д. 25-29).
Из содержания названного акта усматривается, что в помещениях Компании по вышеуказанному адресу, выявлены следующие нарушения:
- руководителем организации не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты;
- отсутствует декларация пожарной безопасности на объект защиты;
- отсутствуют утвержденные инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленные разделом XVIII правил противопожарного режима в Российской Федерации, для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения;
- руководитель организации не обеспечивает содержание ограждений на цинк (покрытиях) здания и сооружений в исправном состоянии и не организует (не реже 1 раза в 5 лет) проведение эксплуатационных испытаний ограждений на крыше с составлением соответствующего протокола испытания;
- при монтаже системы автоматической пожарной сигнализации допущено нарушение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (допускается размещение пожарных извещателей у кабинета N 211 на 2 этаже и в других помещениях на этажах здания, на расстоянии менее 0,5 м до электросветильников);
- дверь лестничной клетки 2 этажа (по плану БТИ лестница обозначенная литерой "А"), отделяющая лестничную клетку от поэтажного коридора не оборудована приспособлениями для самозакрывания;
- помещение N 3 по плану БТИ на 1 этаже не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации;
- количество пожарных извещателей установленных в помещениях N 12, 13 и 14 (по плану БТИ) на 3 этаже не соответствует требованиям пожарной безопасности, а именно допущена установка в помещениях одного пожарного извещателя системы автоматической пожарной сигнализации, при этом алгоритмом работы АПС предусмотрено формирование сигнала на управление системой оповещения и другими инженерными системами объекта защиты (здания) от двух пожарных извещателей;
- руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (системы противодымной защиты), а также проведение их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами, а именно: не обеспечил проведение аэродинамических испытаний систем противодымной защиты (не реже одного раза в 2 года или чаще, если это не указано в технико-эксплуатационной документации здания) с составлением соответствующего акта проверки;
- руководитель не обеспечил наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (помещения по плану БТИ - венткамера, электрощитовая, тепловой пункт, склад и т.д.);
- руководителем организации не обозначено указателями направления движения к пожарным гидрантам (с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения);
- при эксплуатации эвакуационных выходов не соблюдены требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: в лестничных клетках 1-го и 2-го этажа (по плану БТИ лестницы с литерой "А" и "Б") допущено размещение батарей отопления выступающих из полости стены на высоте менее 2,2 м от поверхности проступи и площадок лестницы;
- при эксплуатации эвакуационных выходов не соблюдены требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: запор на двери эвакуационного выхода в помещении N 5 (по плану БТИ) не обеспечивает возможность свободного открывания изнутри без применения ключа;
- при эксплуатации эвакуационных выходов не соблюдены требования нормативных документов по пожарной безопасности, а именно: допущено из помещения N 14 1-го этажа по плану БТИ устройство лестницы частично криволинейной, а также ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки; не обеспечена ширина эвакуационного пути из помещения N 14 по плану БТИ на 1 этаже (по факту 0,83 м), не менее 0,9 метра;
- руководитель организации не обеспечил исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (СОУЭ), а также проведение их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами, а именно: количество и мощность звуковых оповещателей (СОУЭ) расположенных в помещении N 301 на 3 этаже, не обеспечивает должного уровня звука в местах постоянного или временного пребывания людей.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения "Оверни Трейдинг Лимитед" к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностных лиц и нижестоящих судебных инстанций о наличии в действиях Компании состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, "Оверни Трейдинг Лимитед" не были приняты все зависящие от Компании меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние "Оверни Трейдинг Лимитед" квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о пожарной безопасности.
Постановление о привлечении Компании к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящих жалобах, были предметом проверки в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что должностными лицами и судами допущены нарушения норм материального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено "Оверни Трейдинг Лимитед" в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящих жалоб не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление заместителя главного государственного инспектора района Хамовники г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника 1 РОНД Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 29 марта 2018 года, решение заместителя главного государственного инспектора г. Москвы по пожарному надзору - заместителя начальника управления - начальника отдела надзора в области пожарной безопасности Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по г. Москве от 9 октября 2018 года, решение судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 8 мая 2019 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28 февраля 2020 года, вынесенные в отношении "Оверни Трейдинг Лимитед" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобы защитников Кошелевой Л.Н. и Куликова В.Н. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 13 октября 2020 г. N 5-АД20-107
Текст постановления опубликован не был