Определение Верховного Суда РФ от 16 октября 2020 г. N 309-ЭС20-14615 по делу N А71-13191/2019
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АгроЯр" (далее - ООО "АгроЯр", общество) с дополнениями от 21.09.2020 и 02.10.2020 на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.11.2019 по делу N А71-13191/2019, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.06.2020 по тому же делу
по иску общества к Удмуртской Республике в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Минсельхоз УР, министерство) и Министерства финансов Удмуртской Республики о взыскании 560 533 рублей 79 копеек ущерба в виде недополученной субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве,
установила:
решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.11.2019, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2019 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 17.06.2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ООО "АгроЯр" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм права. Общество считает, что суды оставили без внимания юридически значимые обстоятельства дела, как то противоправный характер действий Минсельхоза УР по установлению дополнительного условия для предоставления субсидии по ставке 0,85 рублей на 1 кг произведенного и реализованного (отгруженного на собственную переработку) коровьего, козьего молока, не предусмотренное нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Незаконные действия министерства подтверждаются постановлением от 23.08.2019 N 56 о назначении административного наказания, которым Министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики Абрамова О.В. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также решением Первомайского районного суда г. Ижевска, вынесенным по жалобе на данное постановление.
Действия министерства привели к возникновению у общества убытков в размере недополученной суммы субсидии. Поскольку субсидия предназначена для компенсации уже произведенных расходов на производство молока, в результате начисления субсидии в ошибочном размере общество по итогам года получило меньшую прибыль, чем та, на которую имело право рассчитывать. Предоставление субсидии в надлежащем размере является обязанностью министерства, от исполнения которой оно не может отказаться в одностороннем порядке.
Общество ссылается на акт выездной проверки от 02.08.2019 и представление Министерства финансов Удмурткой Республики от 03.10.2019 N 412/07-06/15, где отражено, что в результате установления дополнительной ставки для расчета размера субсидии 94 сельскохозяйственных товаропроизводителя получили субсидии в меньшем размере. По мнению общества, оно имеет право претендовать дополнительную выплату в размере не менее 329 725 рублей 76 копеек - при расчете общей суммы субсидии по ставке 0,78 рублей на 1 килограмм продукции, которую общество считает правильной.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке при изучении доводов кассационной жалобы и дополнений к ней не установлено.
Как следует из судебных актов, на основании заявки ООО "АгроЯр" от 11.04.2019 и договора от 15.04.2019 N 158, заключенного с Минсельхозом УР, обществу была предоставлена субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в сумме 2 242 135 рублей 17 копеек, рассчитанная по ставке 0,68 рублей на 1 кг произведенного и реализованного (отгруженного на собственную переработку) молока.
Общество, считая, что размер субсидии подлежал определению исходя из ставки 0,85 рублей на 1 кг молока, что ввиду применения более низкой ставки оно получило субсидию в меньшем размере, чем имело право получить, и понесло в этой связи убытки, обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, Положением о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10.03.2015 N 96, и исходили из обстоятельств дела, свидетельствующих об отсутствии у общества убытков.
Суды установили, что к полномочиям Минсельхоза УР относится установление порядка расчета ставки и размера ставки субсидии, применяемого в текущем финансовом году.
Приказом Минсельхоза УР от 26.03.2019 N 130 утверждены Порядок расчета ставки и размер ставки субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2019 год. Приказом от 29.03.2019 N 143 в него внесены изменения, согласно которым установлена дифференцированная ставка: в размере 0,85 рублей - для сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивших прирост молочной продукции в отчетном финансовом году, и в размере 0,68 рублей - для иных производителей молока.
Субсидия исчислена и предоставлена обществу в соответствии с установленным порядком, оснований для применения повышенной ставки на момент обращения общества с заявлением о предоставлении субсидии не имелось.
Кроме того, на основании приказа Минсельхоза УР от 02.07.2019 N 350 подпункт 1 пункта 1 приказа от 29.03.2019 N 130, которым установлена дополнительная ставка в размере 0,85 руб./кг, признан утратившим силу, в связи с чем общая ставка на субсидию на 1 кг молока в 2019 году стала равной 0,68 рублей.
Учитывая изложенное, суды пришли к выводу, что требования общества, по существу, направлены на изменение установленного порядка предоставления субсидии.
Юридически значимые обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судами на основе представленных доказательств, пояснений и возражений сторон, и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенном судами нарушении, направлены на изменение оснований иска, повторное исследование обстоятельств дела, что не входит в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать обществу с ограниченной ответственностью "АгроЯр" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 16 октября 2020 г. N 309-ЭС20-14615 по делу N А71-13191/2019
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18487/19
17.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-616/20
03.03.2020 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-616/20
19.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18487/19
13.11.2019 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-13191/19