Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Методика проверки банка по вопросам страхования вкладов (утв. решением Правления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" 22 октября 2020 г. (протокол N 93, раздел V))

 

1. Общие положения

 

1.1. Методика проверки банка по вопросам страхования вкладов (далее - Методика) разработана государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в соответствии с положениями Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 177-ФЗ), иных законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов Банка России, регулирующих деятельность кредитных организаций по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады (депозиты), открытие и обслуживание банковских счетов, устанавливающих правила ведения бухгалтерского учета денежных средств клиентов, подлежащих страхованию, а также определяющих порядок проведения Банком России проверок кредитных организаций.

1.2.  Банк России привлекает работников Агентства к участию в проверках банков - участников системы страхования вкладов (далее - банки), предусмотренных статями 27 и 32 Федерального закона N 177-ФЗ по следующим вопросам:

1) объем и структура обязательств банка перед вкладчиками;

2) уплата страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов (далее соответственно - страховые взносы, ФОСВ) (включая исчисление, своевременность и полноту уплаты банком страховых взносов);

3) исполнение обязанности по ведению учета обязательств банка перед вкладчиками;

4) исполнение обязанности по представлению банком вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов (далее - ССВ), о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

5) исполнение обязанности по размещению банком информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

6) способность банка сформировать реестр обязательств банка перед вкладчиками (далее - реестр обязательств);

7) исполнение иных обязанностей, установленных Федеральным законом N 177-ФЗ.

 

2. Подготовка к проведению проверки

 

2.1. Предпроверочная подготовка осуществляется работниками Департамента страхования банковских вкладов Агентства (далее - ДСБВ) на основе имеющейся в Банке России и (или) Агентстве информации для уточнения перечня подлежащих проверке вопросов из числа указанных в пункте 1.2 Методики, уточнения проверяемого периода и определения объема выборки документов (информации), необходимых для проведения проверки, в том числе с учетом предварительного анализа и оценки:

1) передаваемой Банком России Агентству и публикуемой отчетности банка;

2) результатов предыдущих проверок банка по вопросам страхования вкладов, а также сведений об устранении нарушений и недостатков, выявленных в ходе предшествующих проверок банка;

3) информации о банке, полученной из открытых источников, в том числе из средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");

4) информации о банке, содержащейся в используемых Агентством программно-аналитических комплексах;

5) поступивших в Агентство обращений, связанных с деятельностью банка, в том числе жалоб вкладчиков;

6) информации, полученной от Банка России, в том числе о соответствии реестров обязательств, сформированных по запросу Банка России, установленным требованиям;

7) разъяснений, представленных банком Агентству на основании письменного мотивированного запроса Агентства, касающихся информации об уплате банком страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей, предусмотренных Федеральным законом N 177-ФЗ.

2.2. При организации проверки Агентство и Банк России могут осуществлять обмен документами и информацией, имеющейся в Банке России и (или) в Агентстве, включая информацию и (или) разъяснения, предоставленные банком в связи с подготовкой к проведению проверки.

2.3.  Работниками ДСБВ проводится мониторинг рекламных кампаний банка, направленных на привлечение денежных средств физических лиц и организаций, проводимых в открытых источниках информации, в том числе в сети "Интернет", включающий:

1) выявление предлагаемого банком уровня доходности вкладов (депозитов), на которые распространяются гарантии ССВ, включающего в себя дополнительные процентные платежи и иную материальную выгоду ("бонусные", "маркетинговые" и иные программы лояльности вкладчиков, схемы выплаты третьими лицами вкладчикам части процентного дохода и т.п.);

2) мониторинг предложений банка по предоставлению вкладчикам финансовых инструментов и услуг, на которые не распространяются гарантии ССВ, в том числе по продаже небанковских продуктов;

3) изучение сети внутренних структурных подразделений банка, осуществляющих прием вкладов (далее - подразделения банка).

2.4. По результатам сбора, изучения и обобщения информации о банке:

1) определяются внутренние структурные подразделения банка вне места его нахождения (его филиала), подлежащие проверке (в случае необходимости);

2) определяется предварительный состав и объем выборки документов (информации) исходя из общего количества банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам) вкладчиков с учетом полученной в ходе предпроверочной подготовки информации о банке (приложение к Методике);

3) уточняется проверяемый период исходя из того, что он не должен превышать 5 календарных лет деятельности банка, предшествующих году проведения проверки, а также из того, что за один и тот же отчетный период деятельности банка не может проводиться более одной проверки по одним и тем же проверяемым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных нормативными документами Банка России;

4) проводятся необходимые организационно-технические мероприятия по обеспечению проведения проверки.

 

3. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками

 

3.1. Проверка объема и структуры обязательств банка перед вкладчиками (далее - проверка объема и структуры обязательств) проводится с целью определения правомерности отнесения вкладов к подлежащим или не подлежащим страхованию и для оценки страховой ответственности Агентства.

3.2. При проверке объема и структуры обязательств используются следующие документы и информация:

1) отчетность по форме 0409345 "Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств, размещенных во вклады" (далее - отчетность по форме 0409345);

2) отчетность по форме 0409119 "Данные о максимальных процентных ставках по вкладам физических лиц" (далее - отчетность по форме 0409119);

3) группировка счетов бухгалтерского учета для составления баланса кредитной организации (по головному офису, филиалам, сводные балансы) (далее - баланс банка);

4) оборотная ведомость по счетам кредитной организации (далее - оборотная ведомость);

5) ведомость остатков по счетам кредитной организации (далее - ведомость остатков по лицевым счетам);

6) реестр обязательств;

7) реестры и другие источники информации, содержащие сведения о юридических лицах, необходимые для определения страхового статуса денежных средств в соответствии с Федеральным законом N 177-ФЗ (далее - реестры юридических лиц) 1;

8) выписки из лицевых счетов аналитического учета банка;

9) книга регистрации открытых счетов банка;

10) условия выдачи сберегательных сертификатов банка;

11) договоры банковского вклада (депозита) и договоры банковского счета, смешанные договоры, содержащие элементы (признаки) указанных договоров;

12) договоры, заключенные банком с вкладчиками с целью реализации финансовых инструментов и услуг, на которые не распространяются гарантии ССВ;

13) договоры, заключенные банком с целью организации и обеспечения предоставления банковских услуг по привлечению денежных средств во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетов, в том числе с использованием финансовой платформы и дистанционных каналов банковского обслуживания;

14) приказы, распоряжения, протоколы заседаний коллегиальных органов управления банком, положения и другие внутренние документы банка, определяющие условия и процедуры привлечения вкладов (депозитов), открытия и ведения банковских счетов вкладчиков;

15) пояснительные записки, справки, письменные и устные разъяснения руководителей и работников банка;

16) иные документы и сведения, необходимые для проведения проверки.

3.3. В ходе проверки объема и структуры обязательств:

1) на основе представленных документов и сведений устанавливается размер обязательств перед вкладчиками по договорам банковского вклада (депозита) и договорам банковского счета перед физическими лицами (в том числе перед индивидуальными предпринимателями) и юридическими лицами, вклады которых в банке застрахованы в соответствии с Федеральным законом N 177-ФЗ, учитываемых на балансовых счетах, указанных в отчетности по форме 0409345 (по банку в целом, а также по головному офису и филиалам).

Анализ динамики изменения объема привлеченных банком средств вкладчиков проводится с учетом применяемых к нему Банком России мер, предусмотренных статьями 73 и 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статьей 48 Федерального закона N 177-ФЗ;

2) изучаются сведения о видах банковских счетов, вкладов (депозитов), в том числе специальных банковских счетов (депозитов) 2, открываемых в банке физическим и юридическим лицам. Изучаются действующие на дату начала проверки типовые формы договоров банковского счета, банковского вклада (депозита), в том числе смешанных договоров, содержащих условия (элементы) договоров банковского счета, банковского вклада (депозита). Проводится анализ указанных сведений в части правомерности отнесения денежных средств, размещенных на банковских счетах, во вкладах (депозитах), к обязательствам, подлежащим или не подлежащим страхованию в соответствии с Федеральным законом N 177-ФЗ, а также в части соответствия условий (режима) использования счета по учету средств вкладчиков его фактическому экономическому предназначению;

3) проводится анализ остатков денежных средств, отраженных на счетах по учету обязательств по прочим операциям, расчетов с прочими кредиторами, с целью выявления обязательств, подлежащих страхованию.

Проводится оценка объема привлеченных банком денежных средств, не подлежащих страхованию в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона N 177-ФЗ. Приводятся сведения о предлагаемых банком (в том числе в качестве агента) финансовых инструментах и услугах, на которые не распространяются гарантии ССВ.

Приводятся сведения о сумме и количестве отправленных и поступивших переводов физических лиц без открытия банковского счета за отчетный квартал, предшествующий дате начала проверки;

4) рассматриваются порядок и особенности принятия банком решений (в том числе в его подразделениях) о видах заключаемых договоров банковского счета, договоров банковского вклада (депозита) и условиях их открытия (условиях привлечения средств). Проводится проверка правильности расчета и включения в отчетность по форме 0409119 максимальных процентных ставок по вкладам, исходя из полной стоимости вкладов, анализ динамики изменения максимальных процентных ставок по вкладам.

 

4. Проверка уплаты банком страховых взносов

 

4.1. Проверка уплаты банком страховых взносов проводится с целью оценки:

1) правильности определения банком расчетной базы для исчисления страховых взносов и размера страховых взносов;

2) полноты и своевременности выполнения банком обязанности по уплате страховых взносов.

4.2. При проверке уплаты страховых взносов используются следующие документы и информация:

1) выписки из контрольной карточки по учету Агентством страховых взносов, сформированные в аналитическом комплексе "Прогноз";

2) отчетность по форме 0409345;

3) отчетность по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации";

4) ежедневный баланс банка;

5) ежедневная оборотная ведомость банка;

6) ведомость остатков по лицевым счетам в банке;

7) выписки из лицевых счетов аналитического учета банка;

8) книга регистрации открытых счетов банка;

9) условия выдачи сберегательных сертификатов банка;

10) реестры юридических лиц;

11) договоры банковского вклада (депозита), договоры банковского счета, корешки и бланки сберегательных сертификатов;

12) внутренние документы банка (приказы, распоряжения, должностные инструкции и т.п.), определяющие лиц, ответственных за составление отчетности по формам 0409345 и 0409119, а также за расчет и перечисление страховых взносов;

13) пояснительные записки, справки, письменные и устные разъяснения руководителей и работников банка;

14) иные документы и информация, необходимые для проведения проверки.

4.3. Проверка вопроса уплаты банком страховых взносов проводится в следующем порядке:

1) изучаются технология и процедура формирования отчетности по форме 0409345;

2) проводится анализ полноты и правильности включения в отчетность по форме 0409345 данных об остатках денежных средств физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом N 177-ФЗ, в рублях и иностранной валюте, в том числе в выходные и праздничные дни. Проводится сверка данных отчетности по форме 0409345 с ведомостью остатков по лицевым счетам. При этом проверяется правильность исключения банком из отчетности по форме 0409345 денежных средств, не подлежащих страхованию в соответствии с Федеральным законом N 177-ФЗ, но учитываемых на балансовых счетах, отражаемых в данной отчетности;

3) проводится проверка полноты и своевременности включения в отчетность по форме 0409345 подлежащих страхованию капитализированных (причисленных) процентов на сумму вклада (депозита) на выборочной основе по разным видам открываемых банковских счетов, вкладов (депозитов), действующих на дату начала проверки;

4) устанавливается наличие банковских счетов (счетов по вкладам), процентная ставка по которым соответствует критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов.

4.4. При выявлении в ходе проверки уплаты страховых взносов нарушений, допущенных банком при составлении отчетности по формам 0409119 и 0409345, оценивается их влияние на размер расчетной базы для исчисления страховых взносов и на размер страховых взносов. При выявлении фактов несвоевременной или неполной уплаты банком страховых взносов определяется размер неуплаченной либо несвоевременно уплаченной суммы взносов и (или) пени, устанавливаются причины указанных нарушений.

 

5. Проверка исполнения обязанностей по ведению учета обязательств банка перед вкладчиками

 

5.1. Проверка ведения учета обязательств банка перед вкладчиками (далее - проверка учета обязательств) проводится с целью оценки готовности банка сформировать при наступлении страхового случая, а также на любой день по требованию Банка России (в течение 5 рабочих дней со дня поступления в банк указанного требования) реестр обязательств, соответствующий установленным требованиям.

5.2. При проверке учета обязательств используются следующие документы и информация, имеющиеся в банке:

1) внутренние документы банка, регламентирующие порядок учета сведений о вкладчиках, открытия и ведения банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), учета обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам;

2) типовые формы договоров банковского счета, банковского вклада (депозита), действующие в банке на начало проверки;

3) имеющиеся в автоматизированных банковских системах (далее - АБС) данные о вкладчиках и открытых им лицевых счетах;

4) юридические дела (досье) по договорам банковского счета и банковского вклада (депозита);

5) досье заемщиков;

6) выписки по лицевым счетам по учету обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам;

7) ведомость остатков по лицевым счетам;

8) реестр обязательств;

9) реестры юридических лиц;

10) пояснительные записки, справки, письменные и устные разъяснения руководителей и работников банка;

11) иные документы и сведения, необходимые для проведения проверки.

5.3. В ходе проверки учета обязательств:

1) на основании сведений и документов, полученных от банка, описывается технология учета сведений о вкладчиках и обязательствах перед ними, операций по счетам вкладчиков и встречных требований банка к вкладчикам, в том числе с использованием средств автоматизации, учитываются особенности (различия) технологических процессов для отдельных банковских продуктов, услуг, а также различия технологий и систем автоматизации в подразделениях банка;

2) определяется перечень используемых для ведения учета программных продуктов с приведением сведений о договорах на право использования и поддержку (сопровождение) программного обеспечения. Устанавливается количество отдельных баз данных о клиентах и их счетах, используемых банком, в том числе его подразделениями;

3) при оценке полноты получаемых банком сведений о вкладчике при заключении договора банковского счета, банковского вклада (депозита) анализируются:

а) перечень документов, представляемых банку вкладчиками для заключения договора банковского счета и договора банковского вклада (депозита);

б) форма и порядок заключения с вкладчиками договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита);

в) полнота отражения в учетной системе банка сведений о вкладчиках, подлежащих установлению при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) в соответствии с требованиями нормативных документов Банка России;

г) порядок получения и отражения в учетной системе банка сведений по вкладам, размещенным с использованием финансовой платформы;

д) порядок и способы отражения в учетной системе банка дополнительных сведений о вкладчиках, необходимых для определения страхового статуса денежных средств в соответствии с Федеральным законом N 177-ФЗ (организационно-правовой формы некоммерческой организации, категории субъекта малого предпринимательства, иных необходимых данных (к примеру, наличие сведений о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, или в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях")), а также порядок сверки сведений о юридических лицах с данными реестров юридических лиц в целях обеспечения поддержания банком в актуальном состоянии сведений о вкладчиках - юридических лицах;

е) порядок и способы отражения в учете банка дополнительных сведений об обязательствах, по которым Федеральным законом N 177-ФЗ предусмотрены особенности страхования (например, сведений об адресе и кадастровом (условном) номере многоквартирного дома, сведений, необходимых для определения периода страхования денежных средств на счете эскроу, открытом для расчетов по сделке купли-продажи недвижимого имущества);

ж) сервисные возможности АБС по защите от ошибок при вводе данных;

4) в процессе оценки полноты, достоверности и своевременности отражения
в учете сведений о вкладчиках, обязательствах банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам, необходимых для формирования реестра обязательств в соответствии с установленными требованиями, осуществляется:

а) выборочная проверка юридических дел (досье) по договорам банковского счета и договорам банковского вклада (депозита), досье заемщиков на предмет наличия документов (копий документов) и сведений, подтверждающих идентификационные данные физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей), и их соответствие данным в электронных анкетах в АБС;

б) выборочная проверка юридических дел (досье) по договорам банковского счета и договорам банковского депозита, досье заемщиков и сведений, подтверждающих данные о юридическом лице, вклады которого застрахованы в соответствии с Федеральным законом N 177-ФЗ, и сведений о его полномочных представителях, имеющих право действовать без доверенности;

в) выборочная проверка юридических дел (досье) по договорам банковского счета и договорам банковского вклада с несколькими физическими лицами (совместные счета), анализ движения денежных средств по счетам на предмет правильности отражения в бухгалтерском учете принадлежащих каждому физическому лицу прав на денежные средства, находящиеся на счете;

г) выборочная проверка юридических дел (досье) по договорам счетов эскроу, открытых для расчетов по сделкам купли-продажи недвижимого имущества, счетов эскроу, открытых для расчетов по договорам участия в долевом строительстве;

д) анализ ошибок учета сведений о вкладчиках, выявленных по результатам тестирования реестра обязательств банка перед вкладчиками;

е) проверка (выборочным методом) сроков исполнения и отражения в бухгалтерском учете банка операций по банковским счетам, вкладам (депозитам) вкладчиков и их соответствие распоряжениям владельцев банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), периодичности начисления в соответствии с условиями договоров и отражения в бухгалтерском учете процентов по банковским счетам, счетам по вкладам (депозитам), а также возможности ежедневного расчета процентов в разрезе каждого договора нарастающим итогом с даты последнего их отражения в бухгалтерском учете;

ж) проверка полноты отражения в учете сведений о встречных требованиях банка к вкладчикам;

з) сверка размера обязательств банка перед заявителями, ранее обратившимися в Банк России и (или) Агентство, сведения о которых содержатся в соответствующих обращениях, с данными учета банка;

5) на основании изучения учетных технологий банка, проверки и анализа представленных документов оценивается возможность:

а) определения на любой день подлежащих и не подлежащих страхованию в соответствии с Федеральным законом N 177-ФЗ денежных средств, учитываемых на одних и тех же балансовых счетах;

б) определения на любой день наличия и размеров вкладов, размещенных в банке с использованием финансовой платформы;

в) определения на любой день размеров остатков денежных средств на совместных счетах, причитающихся каждому из владельцев совместного счета исходя из его доли в правах на денежные средства, находящиеся на таком счете;

г) консолидации сведений об обязательствах перед вкладчиком и встречных требованиях к данному вкладчику, в том числе по отдельным видам обязательств, по которым Федеральным законом N 177-ФЗ предусмотрены особенности расчета страхового возмещения.

 

6. Проверка исполнения обязанностей по предоставлению банком вкладчикам информации о своем участии в ССВ, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам и по размещению банком информации о ССВ в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков

ГАРАНТ:

См. Рекомендации о порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов, утвержденные решением Правления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 24 декабря 2018 г. (протокол N 146, раздел 9)

6.1. Проверка предоставления банком вкладчикам информации о своем участии в ССВ, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам проводится с целью оценки полноты и качества указанной информации и способов ее предоставления (далее - проверка предоставления информации).

6.2. В ходе проверки предоставления информации:

1) проверяется наличие в банке информационных материалов (буклетов, листовок, иных информационных материалов), содержащих информацию о ССВ, в том числе о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

2) оценивается информированность (степень квалификации, уровень знаний) работников банка, в том числе консультантов и исполнителей, осуществляющих непосредственное обслуживание вкладчиков, по вопросам страхования вкладов (путем проведения интервью с работниками банка и письменного тестирования);

3) устанавливаются способы предоставления вкладчикам соответствующей информации (устное или письменное уведомление вкладчиков, включение соответствующих положений в договоры банковского счета и договоры банковского вклада (депозита), размещение информации на официальном сайте банка в сети "Интернет", размещение информации в помещениях банка, доступных для посетителей);

4) изучаются способы информирования вкладчиков о возможных рисках инвестирования на финансовом рынке в случае предложения им соответствующих финансовых услуг или финансовых инструментов (включая банковские вклады в сумме свыше 1 400 000 руб., ценные бумаги, договоры доверительного управления денежными средствами и др.), а также проверяется, применяет ли банк при работе с клиентами подходы, указанные в информационном письме Банка России от 27 февраля 2017 г. N ИН-01-59/10 "Об информировании граждан при предложении им финансовых инструментов и услуг в кредитных организациях".

6.3. В ходе проверки размещения банком информации о ССВ в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков, оценивается:

1) способ доведения информации по вопросам страхования вкладов до посетителей банка (путем размещения информации на стендах, раздачи буклетов, информационных листков или других печатных материалов, размещения зарегистрированного Агентством знака "Вклады застрахованы. Система Страхования Вкладов", демонстрации видеоматериалов и т.п.);

2) размещение информационных материалов в помещениях банка, доступных для посетителей.

 

7. Проверка способности банка сформировать реестр обязательств банка перед вкладчиками

 

7.1. Проверка способности банка сформировать реестр обязательств (далее - проверка формирования реестра обязательств) проводится с целью оценки готовности банка сформировать реестр обязательств на предложенную дату по установленной форме и включает в себя также оценку соответствия данных, приведенных в реестре обязательств, данным учетной системы банка, первичных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности.

7.2. При проверке формирования реестра обязательств используются следующие документы и информация:

1) внутренние документы банка, регламентирующие порядок формирования реестра обязательств;

2) реестр обязательств;

3) реестры юридических лиц;

4) ежедневный баланс банка на дату формирования реестра;

5) ежедневная оборотная ведомость на дату формирования реестра;

6) ведомость остатков по лицевым счетам на дату формирования реестра;

7) выписки из лицевых счетов по учету обязательств перед вкладчиками и требований банка;

8) сведения о вкладчиках и открытых им лицевых счетах в АБС;

9) юридические дела (досье) по договорам банковского счета и договорам банковского вклада (депозита);

10) досье заемщиков, другие документы аналитического учета и первичные документы, на основании которых возникают встречные требования банка к вкладчикам по денежным обязательствам;

11) пояснительные записки, справки, письменные и устные разъяснения руководителей и работников банка;

12) иные документы и информация, необходимые для проведения проверки.

7.3. В ходе проверки формирования реестра обязательств:

1) рассматриваются организационные и технологические процедуры банка
по формированию реестра обязательств. Анализируется порядок принятия банком решений по вопросам формирования реестра обязательств, проверяется наличие внутренних документов (приказов, распоряжений, положений, инструкций и др.), определяющих порядок формирования реестра обязательств по установленной форме в определенный срок и ответственных лиц. Отмечается использование банком разработанных Агентством программных средств автоматизации контроля реестра обязательств (далее - Программы контроля), а также программных средств контроля для самостоятельной проверки правильности формирования реестра обязательств;

2) осуществляется технический контроль реестра обязательств с использованием Программы контроля и проводится анализ полученных результатов контроля, а именно:

а) целостности данных реестра обязательств, в том числе файловой структуры реестра обязательств, соответствия показателей контрольного файла расчетным значениям по реестру обязательств, соответствия форматов предоставления информации в реестре обязательств установленным требованиям;

б) наличия в реестре обязательств полных и точных сведений о банке в соответствии с установленными требованиями;

в) соответствия сведений об обязательствах, отраженных в реестре обязательств, данным бухгалтерского учета. С этой целью проводится сплошным методом сверка итоговых сумм обязательств по балансовым счетам второго порядка в реестре обязательств с данными сводного баланса банка, выявляются причины расхождений; проводится сплошная сверка данных об обязательствах в реестре обязательств с данными ведомости остатков по лицевым счетам, выявляются причины расхождений;

г) соответствия сведений о встречных требованиях банка к вкладчикам, отраженных в реестре обязательств, данным бухгалтерского учета. С этой целью проводится сверка данных о встречных требованиях, отраженных в реестре обязательств, с данными ведомости остатков по лицевым счетам, выявляются причины расхождений;

д) полноты и точности включенных в реестр обязательств сведений о вкладчиках и их представителях, однозначности идентификации вкладчиков при консолидации обязательств банка перед вкладчиками и встречных требований банка к вкладчикам. Особое внимание уделяется проверке корректности включения сведений о вкладчиках по договорам банковского вклада (депозита) в пользу третьего лица, по договорам номинального счета, открытого опекунам или попечителям, бенефициарами по которым являются подопечные, по счетам эскроу, открытым для расчетов по сделкам купли-продажи недвижимого имущества или открытым физическими лицами (депонентами) для расчетов по договорам участия в долевом строительстве;

е) полноты включения в реестр обязательств сведений о юридических лицах, денежные средства которых застрахованы в соответствии Федеральным законом N 177-ФЗ. С этой целью проводится сверка данных о юридических лицах (включенных и не включенных в реестр обязательств) с данными реестров юридических лиц.

 

8. Оформление результатов проверки

 

Результаты проверки банка по вопросам страхования вкладов отражаются в акте проверки банка, составляемом в соответствии с требованиями нормативных документов Банка России.

 

 

------------------------------

1 Единый государственный реестр юридических лиц, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, реестры (перечни) кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, а также (при необходимости) иные реестры, перечни, базы данных, ведение которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2 Счетов эскроу, номинальных, залоговых, совместных счетов, специальных счетов (депозитов), предназначенных для формирования и использования средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также иных счетов, открываемых в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации для осуществления предусмотренных ими операций соответствующего вида.

3 В случае если в ходе выборочной проверки (на отдельные даты по отдельным балансовым счетам) выявляются нарушения, оказывающие существенное влияние на размер страховых взносов банка, проверяющий переходит к сплошной проверке по согласованию с директором Департамента страхования банковских вкладов.

4 Перечень рекомендуемых для проверки документов в ходе проверки может уточняться.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Разработана методика проверки банка по вопросам страхования вкладов, которая содержит:

- подготовительные мероприятия;

- порядок проверки уплаты страховых взносов;

- оценку способности банка сформировать реестр обязательств банка перед вкладчиками;

- процедуру проверки исполнения обязанностей перед вкладчиками.


Методика проверки банка по вопросам страхования вкладов (утв. решением Правления Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" 22 октября 2020 г. (протокол N 93, раздел V))


Текст методики опубликован не был