В целях реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной министерством образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 года и в соответствии с протоколом заседания Совета Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (детей-инвалидов) (Протокол N ОВ-8/07 пр от 28 мая 2019 г.) приказываю:
1. Утвердить Стратегию развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в системе образования Нижегородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия).
2. Утвердить состав рабочей группы по разработке плана мероприятий реализации Стратегии (далее - Рабочая группа).
3. Определить региональным координатором за реализацию Стратегии государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Нижегородский институт развития образования" (далее - ГБОУ ДПО НИРО) (ректор - Павленков И.М.).
4. Рабочей группе разработать план мероприятий реализации Стратегии в срок до 20 июня 2020 года.
5. Отделу по вопросам дополнительного образования и воспитания (Охотникова Г.Ю.) ежегодно осуществлять мониторинг реализации Стратегии.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Е.Л. Родионову.
Министр |
С.В. Злобин |
Утверждена
приказом министерства образования,
науки и молодежной политики
Нижегородской области
от 29 апреля 2020 г. N 316-01-63-859/20
Стратегия
развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в системе образования Нижегородской области на период до 2025 года
1. Общие положения
Стратегия развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в системе образования Нижегородской области на период до 2025 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи, ресурсы и механизмы развития психологической службы, отвечающие современным тенденциям развития системы образования Нижегородской области, а также актуальным запросам участников образовательного процесса и общественности, исходя из особенностей, специфики и ресурсов системы образования Нижегородской области и служит правовой, организационно-управленческой и методической основой организации и функционирования психологической службы, устанавливает ее структуру и порядок управления.
Необходимость развития психологической службы обусловлена рядом объективных обстоятельств: рост числа детей с проблемными вариантами развития различной этиологии; снижение уровней психического и психологического здоровья и физического развития; неравномерность психофизиологического развития в детской популяции; расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения; рост игровой и интернет-зависимостей; десоциализация, виктимность, явления насилия, агрессии, противоправных действий и антисоциального поведения обучающихся; вовлечение в потребление психоактивных веществ; суицидальное поведение; раннее начало половой жизни; межэтническая напряженность и межнациональные конфликты; снижение толерантности в общении людей разных культур, разных возрастных групп; интенсивность информационных потоков при слабой структуре системы безопасности информационной среды для обучающихся.
А также: изменениями законодательства в сфере образования и трудового законодательства; введением в действие профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"; изменениями в целях, задачах и приоритетах современной системы образования; принятием Концепции развития психологической службы образования Российской Федерации на период до 2025 года.
Стратегия разработана в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, регулирующими отношения в сфере образования.
2. Термины и определения, используемые в Стратегии
В настоящей Стратегии применяются следующие понятия.
Психологическая служба образования - один из компонентов целостной системы образования. Целью ее деятельности является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста, основной задачей - содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей, средством - создание благоприятных психологических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенных в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.
Модель деятельности психологической службы в образовании последовательность организационных форм работы педагога-психолога с педагогами, родителями (законными представителями) и обучающимися, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в образовательной организации и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут - проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения, обучающегося с ОВЗ и (или) инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий описание регламента, содержания и форм организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.
Психологическая помощь - система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.
Психолого-медико-педагогическая коррекция - деятельность, направленная на исправление особенностей психофизического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств практической психологии, медицины и педагогики, а также деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Психологическая безопасность образовательной среды - состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную образовательную среду и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Профессиональная ориентация - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.
Психолого-педагогическое сопровождение - целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются оптимальные психолого-педагогические условия для успешного решения поставленных задач.
Психолого-педагогические условия - определенная организация образовательного процесса в совокупности психолого-педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов психолого-педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на учащихся.
Психологическая экспертиза - оценка соответствия образовательной среды поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценка психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций.
Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к сложившимся условиям социальной среды за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.
Социально-психологический мониторинг - информационное сопровождение инновационных процессов в образовании, позволяющее органам управления образованием, администрации и педагогическому коллективу образовательной организации осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.
3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих деятельность службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в системе образования Нижегородской области
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., ратифицирована Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";
Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.);
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ);
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года N 1375-р "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства";
Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 г.;
план мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2017 г.; 11.05.2018;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 года N 636 "Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации";
приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";
постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2015 г. N 55 "Об утверждении положения об организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации";
постановление Правительства Нижегородской области от 04.06.2014 N 373 "Об утверждении Положения о предоставлении родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры";
распоряжение Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2019 года N 928-р "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области";
распоряжение Правительства Нижегородской области от 25 октября 2019 г. N 1117-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области на 2020 - 2022 годы";
приказ министерства образования Нижегородской области от 14 ноября 2014 г. N 2637 "Об утверждении порядка работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии Нижегородской области";
письмом Министерства образования РФ от 28.10.2003 N 18-52-1044ин/18-28 "О рекомендациях по организации деятельности психологической службы в среднем специальном учебном заведении. О примерной должностной инструкции педагога-психолога среднего специального учебного заведения";
письмом Минобрнауки РФ от 24.09.2009 N 06-1216 "О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам", "Методические рекомендациями по расчету бюджетных ассигнований на оказание государственным (муниципальным) учреждением для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) на основе государственного (муниципального) задания";
письмом Минобрнауки РФ от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи".
Практическая реализация положений Стратегии в Нижегородской области будет осуществляться с учетом изменений в федеральном и региональном законодательстве.
4. Анализ текущего состояния службы психолого-педагогической помощи в системе образования Нижегородской области
В настоящее время психологическая служба в системе образования Нижегородской области представляет собой организационную структуру, основными элементами которой являются:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Нижегородской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (далее - ГБУДО НО ЦППМСП), в состав которого входит региональный ресурсный центр по организации сопровождения детей с расстройством аутистического спектра;
муниципальные бюджетных учреждения дополнительного образования "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (далее - МБУ ДО ЦППМСП) (6 МБУ ДО ЦППМСП - 2 - г. Дзержинск, 1 - г. Бор, 1 - г. Сергач, 1 - г. Богородск, 1 - с. Починки);
психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК) (1 центральная, 48 - территориальных);
консультационные пункты для родителей (законных представителей), оказывающие психолого-педагогическую, консультативную и методическую помощь в вопросах воспитания и обучения детей (275 консультационных пункта);
областной ресурсный образовательный кабинет - консультационный пункт для слепоглухих детей (структурное подразделение ГКОУ НОС(К) школы-интерната для слепых и слабовидящих обучающихся);
педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, тьюторы и другие специалисты образовательных организаций дошкольного, общего и профессионального образования, осуществляющих работу по психологическому сопровождению образовательного процесса и оказанию комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ППМС-помощи) обучающимся, педагогам, руководителям, сотрудникам образовательных организаций, родителям (законным представителям) (802 педагога-психолога, 448 социальных педагогов, 586 учителей-логопедов, 137 учителей-дефектологов, 38 тьюторов).
Научно-методическое сопровождение деятельности психологической службы, повышение квалификации и переподготовку педагогов-психологов проводит ГБОУ ДТТО "Нижегородский институт развития образования" (далее - ГБОУ ДПО НИРО).
Подготовку и переподготовку психологов и педагогов-психологов осуществляют ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" и ФГБАУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского".
На сегодняшний день в среднем обеспеченность педагогами-психологами, работающих в штате образовательных организаций, составляет 1 специалист на 616 детей, а именно 1 специалист на 488 детей в дошкольных образовательных организациях, в муниципальных общеобразовательных организациях 1 специалист на 720 детей. Обеспеченность в образовательных организациях штатными логопедами, численность которых составляет 1 специалист на 844 ребенка: 1 специалист на 406 детей в дошкольных образовательных организациях, в муниципальных общеобразовательных организациях 1 специалист на 2060 детей. Обеспеченность учителями-дефектологами, работающих в штате образовательных организаций, составляет 1 специалист на 3610 детей: 1 специалист на 1735 детей в дошкольных образовательных организациях, в муниципальных общеобразовательных организациях 1 специалист на 8871 детей.
Данные цифры указывают на отсутствие достаточного количества узких специалистов в образовательных организациях, несоответствие кадровых ресурсов Службы требованиям приказов Министерства образования и науки от 30 августа 2013 года N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"; N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Материально-технические условия работы специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Деятельность специалистов психолого-педагогического сопровождения осуществляется в условиях дефицита технического оснащения, наличия отдельного оборудованного кабинета, современных автоматизированных диагностических методик, специализированного оборудования и методического обеспечения. Только 40% специалистов имеют персональный компьютер, 52% имеют отдельный рабочий кабинет, всего в 11% образовательных организаций имеется специализированное автоматизированное оборудование. Подобная нехватка есть и в отношении развивающих автоматизированных методик, автоматизированных программ психологического сопровождения и оздоровления детей и подростков. Такие методики и программы имеются в 12% организациях. Беспрепятственным доступом для людей с ОВЗ обеспечены 47% образовательных организаций.
В соответствии с рекомендуемым Министерства образования и науки Российской Федерации нормативом (письмо от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"). ППМС-центры должны создаваться из расчета 1 Центр на 5 тысяч детского населения, проживающего в муниципальном образовании, но не менее 1 в нем. На сегодняшний день в Нижегородской области на 494669 детей от 3 до 18 лет 7 ППМС-центров.
Анализ современного состояния Службы обнаруживает ряд проблем, требующих решения:
- отсутствие достаточного количества узких специалистов в образовательных организациях и системы их подготовки;
- слабая материально-техническая база психологической службы; низкая доступность психологической помощи в районах области; отсутствие стандартов оказания профессиональной помощи, включая стандарт применения диагностического инструментария;
- несформированность единой системы внутриведомственного взаимодействия, в том числе в части преемственности психолого-педагогического сопровождения на уровнях дошкольного, общего и профессионального образования;
- отсутствие системы распространения и внедрения эффективных психолого-педагогических практик, технологий и моделей деятельности.
Таким образом, Служба нуждается в решении ряда системных проблем, что определяет основные цели и задачи развития деятельности Службы.
5. Цели, задачи Стратегии
Цель Стратегии - создание эффективной психологической службы в системе образования Нижегородской области, направленной на сохранение психологического здоровья всех участников образовательных отношений и создание благоприятных психолого-педагогических условий реализации целей и задач современного образования посредством психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и оказания комплексной ППМС-помощи обучающимся, педагогам, руководителям, сотрудникам образовательных организаций, родителям (законным представителям) обучающихся на всех уровнях образования.
Задачи:
- обновление нормативной правовой базы организации деятельности психологической службы;
- разработка и совершенствование организационной структуры оказания психолого-педагогической помощи в области, в том числе определение зон ответственности между элементами службы и налаживание внутриведомственного взаимодействия между ними;
- обеспечение методического и информационного единства деятельности службы на всей территории области, равного доступа к эффективным практикам и инструментам оказания помощи;
- модернизация системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, тьюторов и др.);
- разработка критериев оценки эффективности деятельности психологической службы в системе образования;
- совершенствование материально-технической базы психологической службы на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
- развитие межведомственного сотрудничества по вопросам оказания комплексной ППМС-помощи участникам образовательных отношений;
- разработка единых стандартов оказания помощи и требований к ним;
- разработка моделей оказания помощи на разных уровнях образования, в том числе по инклюзивному образованию;
- обеспечение качества и доступности психолого-педагогической помощи всем категориям детей независимо от места проживания;
- совершенствование системы дистанционной помощи;
- создание условий для привлечения в сферу практической психологии образования молодых специалистов, их профессиональное и творческое развитие.
6. Основные направления развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в системе образования Нижегородской области на период до 2025 года
На основе анализа ключевых трудностей и возможных ресурсов развития Службы определены следующие приоритетные направления ее развития: нормативно-правовое регулирование; организационно-управленческое обеспечение; научно-методическое обеспечение; кадровое обеспечение; информационное обеспечение; материально-техническое обеспечение.
Нормативно-правовое регулирование включает в себя: совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность Службы на региональном и муниципальном уровнях; обновление нормативных актов, регламентирующих организацию предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям; включение в региональную программу "Развитие образования Нижегородской области" мероприятий, направленных на развитие Службы; обновление и утверждение нормативных документов согласно требованиям профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", форм отчетной документации педагогов-психологов согласно федеральным государственным образовательным стандартам.
Организационно-управленческое обеспечение функционирования деятельности Службы предполагает: разработку регионального плана мероприятий по развитию психологической Службы с учетом положений, закрепленных в Стратегии; организацию ресурсных (инновационных) площадок на базе образовательных организаций по психолого-педагогическому направлению; обеспечение преемственности между психолого-педагогическими службами разных ступеней образования и межведомственного взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса.
Научно-методическое обеспечение предполагает: создание единой системы стандартизированного (научно обоснованного) психодиагностического инструментария для отслеживания сформированных образовательных результатов обучающихся в целях реализации требований ФГОС; создание комплекса разработанных и адаптированных общеразвивающих дополнительных общеобразовательных программ (профилактические, общеразвивающие, коррекционно-развивающие, просветительские и иные программы); формирование психологической компетентности всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся).
Кадровое обеспечение Службы предполагает: последовательность ступеней профессионального образования педагога-психолога (психолога); обеспечение дополнительного профессионального образования специалистов Службы, в том числе переподготовку и повышение квалификации согласно требованиям образовательных и профессионального стандартов; формирование современной системы непрерывного профессионального повышения квалификации кадров Службы (реализация сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе, организация дополнительного профессионального образования в форме стажировки на базе ресурсных площадок и лучших практик и др.); повышение психолого-педагогической компетентности, обеспечение профессионального развития педагогов-психологов посредством участия в конкурсах профессионального мастерства, конкурсах методических разработок и иных региональных, муниципальных мероприятиях; поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ (ассоциаций), некоммерческих общественных организаций психологической направленности; разработку и внедрение эффективных механизмов стимулирования и поддержки профессионального развития кадрового состава Службы.
Информационное обеспечение Службы включает в себя: создание единой веб-платформы для сбора психологических данных, их обработки и хранения для неперсонифицированных данных, разработка регламента их сбора, хранения и использования; создание единого информационного пространства организаций, включенных в систему Службы для объединения различных ресурсов и информирования субъектов образовательной деятельности о возможностях, специфики и объема получения психологической помощи; привлечение региональных СМИ к популяризации деятельности педагогов-психологов (психологов) и Службы в целом; создание информационных сервисов для родителей и обучающихся, позволяющих им дистанционно получить ряд доступных психологических услуг и консультаций.
Материально-техническое обеспечение предполагает: создание необходимых материально-технических условий для осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога (психолога), связанной с решением им разнообразных задач в системе образования (консультирование, диагностика, коррекция, поддержка, просвещение, обучение и др.) и обеспечение Службы учебным, диагностическим коррекционно-развивающим оборудованием; разработку типовых моделей оснащения Службы; разработку требований к помещению, используемому оборудованию, программному обеспечению и методическому инструментарию в зависимости от специфики решаемых задач; разработку рекомендаций к типовому рабочему месту педагога-психолога (психолога) образовательной организации, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального и регионального уровней; обеспечение требований по защите персональной информации всех участников образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством.
7. Модель службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в системе образования Нижегородской области
В Нижегородской области создается Децентрализованная трехуровневая модель оказания психологической помощи:
1 уровень - ГБОУ ДПО НИРО, ГБУДО НО ЦППМСП, внештатный психолог Нижегородской области, областная ПМПК.
2 уровень - муниципальные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - муниципальный ППМС-центр), районные ПМПК, консультационные пункты для родителей (законных представителей), обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в семейной форме, консультативные пункты, созданные в рамках реализации федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование", социально активные некоммерческие образовательные организации психологического профиля.
3 уровень, состоящая из педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов и других профильных специалистов образовательных организаций. Служба создается в общеобразовательной (базовой) школе в соответствии со спецификой территориального расположения, численностью детского населения и его потребностью в помощи, представляет собой структурное подразделение 00 и обеспечивает психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь в 00 и на территории в соответствии с запросами. Штатная численность структурного подразделения формируется на основе рекомендаций для психологических служб.
Такая структура позволяет обеспечить высокую централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности. Эффективность образовательной парадигмы области предполагает создание целостной системы психологической службы, включающей ее звенья, выстроенные в определенной иерархической последовательности и находящиеся в тесном взаимодействии.
Функции ГБОУ ДПО НИРО, ГБУДО НО ЦППМСП, внештатного психолога Нижегородской области и областной ПМПК (1 уровень)
Функции ГБОУ ДПО НИРО, ГБУДО НО ЦППМСП и внештатного психолога Нижегородской области по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся:
- разработка нормативно-правовой основы предоставления ППМС-помощи;
- разработка стратегий развития системы ППМС-помощи;
- проведение комплексной экспертизы образовательных программ, проектов, учебно-методических комплектов, педагогических технологий и инноваций;
- разработка стратегии, технологии, принципов, критериев, инструментов проведения мониторинга психического и психологического здоровья детей, начиная с раннего возраста, и мониторинга по выявлению уровня сформированности универсальных учебных действий в рамках ФГОС общего образования;
- участие в проектировании развития образования в регионе с учетом результатов проводимых мониторингов;
- организация и проведение научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в организациях образования по запросу организаций и органов исполнительной власти - в сетевом взаимодействии с научными организациями и вузами;
- разработка и реализация целевых программ и проектов региона по осуществлению приоритетных направлений образовательной и социальной политики;
- проведение курсов повышения квалификации и переподготовки специалистов, оказывающих услуги по предоставлению ППМС-помощи (при наличии соответствующей лицензии);
- анализ социального и ведомственного запросов от субъектов образования на услуги сопровождения;
- организация и проведение научно-практических конференций регионального уровня.
Функции ГБУДО НО ЦППМСП по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
- консультирование детей и их родителей (законных представителей) по вопросам возрастного развития, предупреждения и преодоления трудностей обучения, развития, социализации;
- своевременное выявление и коррекция особенностей (отклонений) в развитии детей;
- организация работы служб ранней помощи для детей с выявленными и неустановленными нарушениями развития;
- обучение детей в соответствии с медицинскими или социально-педагогическими показателями по адаптированным общеобразовательным и адаптированным основным общеобразовательным программам;
- организация вариативных форм групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста ("Особый ребенок", специализированной подготовки к школе, лекотека и других;
- оказание помощи детям и подросткам в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии дезадаптации, суицидальной готовности и других состояниях;
- оказание комплексной индивидуально-ориентированной помощи детям из приемных и опекунских семей;
- оказание комплексной помощи несовершеннолетним, признанным подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, и другие.
Функции по выявлению, преодолению и предупреждению детского неблагополучия:
- разработка подходов и технологий работы по выявлению и устранению эмоционального неблагополучия детей и подростков в образовательной среде, профилактике поведенческих рисков, агрессии и жестокости, саморазрущающего и асоциального поведения;
- участие в разработке и реализации целевых региональных программ по предупреждению детского неблагополучия;
- проведение исследований по проблеме детского неблагополучия с целью выявления тенденций и значимых факторов - в сетевом взаимодействии с научными организациями и вузами;
- оказание экстренной помощи детям и подросткам, находящимся в кризисном состоянии, в состоянии суицидальной готовности, в ситуации конфликта, потери, состоянии острого стресса, испытавшим жестокое обращение, ставшим потерпевшими или жертвами преступлений; организация работы телефона экстренной психологической помощи;
- участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципалитета, координационных советов и межведомственных групп на уровне муниципалитета;
- проведение комплексного обследования несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации; проведение обучения специалистов центров и организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- проведение мониторинга эффективности работы образовательных организаций по предупреждению неблагополучия детей и подростков, поведенческих рисков, агрессии и жестокости в детской и подростковой среде и другие.
Функции областной ПМПК по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии:
- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
- подготовка рекомендаций по оказанию детям ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания;
- подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций и других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
- оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- осуществление учета данных о детях с ОВЗ и (или) девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
- координация и организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных комиссий;
- проведение обследования детей по направлению муниципальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения муниципальной комиссии и другие.
Функции муниципального ППМС-центра (2 уровень)
Функции по оказанию помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся:
- обеспечение психолого-педагогического сопровождения реализации основных общеобразовательных программ и адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- оказание ППМС-помощи участникам образовательного процесса - детям и подросткам, родителям (законным представителям), педагогам - образовательных организаций в предупреждении и разрешении проблем обучения, самореализации, социализации;
- оказание методической помощи, включая работу ПМП-консилиума, разработку образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выбор оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью, выявлении и устранении препятствий к обучению;
- проведение психолого-педагогических мониторингов психофизиологического и психоэмоционального состояния, социального самочувствия, адаптированности к условиям обучения и т.п. обучающихся, воспитанников, в частности - с особыми образовательными потребностями;
- участие в проектировании образовательной среды в образовательных организациях с учетом результатов проводимых мониторингов;
- осуществление мониторинга эффективности оказываемой организациями психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- осуществление методического, информационного и организационного обеспечения деятельности педагогов и специалистов образовательных организаций по ППМС-сопровождению участников образовательного процесса.
Функции по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:
- обследование детей для определения индивидуальных особенностей, ограничений и ресурсов, оценки ситуации развития, выявления причин трудностей;
- консультирование детей, родителей (законных представителей);
- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации;
- оказание экстренной помощи детям и подросткам в кризисном состоянии, ситуации конфликта, состоянии суицидальной готовности и других;
- обеспечение индивидуального сопровождения и поддержки;
- обеспечение комплексной специализированной ППМС-помощи детям с ОВЗ и детям-инвалидам на всех возрастных этапах, начиная с раннего;
- организация работы служб ранней помощи для детей с выявленными и неустановленными нарушениями;
- психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних обучающихся, признанных подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;
- организация работы по предупреждению, выявлению, преодолению неблагополучия детей и подростков в образовательной и социальной среде;
- профилактика неблагоприятных явлений в детской и подростковой среде (саморазрушающее поведение; экспериментирование и злоупотребление ПАВ; агрессия, жестокость и насилие, асоциальное поведение, экстремизм и ксенофобия и другие).
Функции по выявлению, преодолению и предупреждению детского неблагополучия:
- проведение мониторинга эмоционального благополучия детей и подростков в контексте социально-экономической и социокультурной ситуации в муниципалитете - совместно с учреждениями социальной сферы, общественными организациями, родительской общественностью;
- оказание экстренной помощи детям и подросткам, находящимся в кризисном состоянии, в состоянии острого стресса, суицидальной готовности, в ситуации конфликта, потери, испытавшим жестокое обращение, ставшим потерпевшими или жертвами преступлений;
- организация работы телефонов экстренной психологической помощи; осуществление индивидуально-ориентированной психологической реабилитации - совместно с учреждениями здравоохранения и социального развития;
- организация консультирования и проведение углубленного психолого-педагогического обследования детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении;
- оказание им индивидуально-ориентированной коррекционной помощи во взаимодействии с учреждениями социальной сферы; организация работы групп поддержки;
- проведение комплексного обследования детей и подростков с девиантным поведением (по направлениям комиссий по делам несовершеннолетних, других субъектов профилактики); разработка и осуществление индивидуальной программы реабилитации - на базе центра или других организаций;
- участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципалитета, координационных советов и межведомственных групп на уровне муниципалитета;
- проведение комплексного диагностического обследования детей и подростков со стойкими нарушениями поведения, поведенческими рисками, социальной и учебной дезадаптацией; разработка рекомендаций образовательным организациям по созданию оптимальных условий обучения и воспитания;
- организация работы групп общения и взаимодействия, самопознания и самоорганизации, личностного роста и других - для детей и подростков;
- организация работы детско-родительских групп по развитию способностей взаимопонимания и взаимодействия, индивидуально-ориентированных занятий по коррекции детско-родительских отношений;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в вопросах эффективного
- взаимодействия с детьми и подростками с выраженным и скрытым неблагополучием и поведенческими нарушениями; организация обучающих семинаров и тренингов, дискуссий и конференций для педагогов; подготовка и выпуск информационно-методических материалов в помощь педагогам;
- организация консультирования родителей по вопросам предупреждения и преодоления неблагополучия детей и подростков;
- оказание организационно-методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в проектировании и осуществлении работы по профилактике детского неблагополучия;
- проведение исследований детского неблагополучия в образовательных организациях, мониторинга эффективности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и другие.
Функции территориальной ПМПК по обеспечению функционирования психолого-медико-педагогической комиссии:
- проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
- подготовка рекомендаций по оказанию детям ППМС-помощи и организации их обучения и воспитания;
- подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций и других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
- содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- осуществление учета данных о детях с ОВЗ и (или) девиантным поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
- оказание методической, информационной и организационной помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, в работе психолого-медико-педагогических консилиумов и другие.
Основные функции ППМС-центров 1 и 2 уровня по подготовке детей с ОВЗ и инвалидностью к включению в образовательную среду
Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
- углубленное исследование индивидуальных особенностей ребенка, выявление его индивидуальных и семейных ресурсов, образовательных потребностей и социальных интересов;
- разработка индивидуальной программы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения специалистами центра с учетом индивидуальных особенностей и задач интеграции;
- осуществление индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами со специалистами Центра, включая раннюю помощь - психологом, дефектологом, логопедом, педагогом дополнительного образования и другими - в соответствии с индивидуальной программой сопровождения;
- организация социализирующих мероприятий в поддержку интеграции детей в среду сверстников и окружающий мир;
- организация работы групп по подготовке к школе и детскому саду детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе групп кратковременного пребывания детей, работающих по программам адаптации;
- мониторинг динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью, получающих коррекционно-развивающую помощь в Центре и другие.
Для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
- консультирование родителей по вопросам особенностей развития, социализации и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- работа с родителями детей с ОВЗ и инвалидностью по оптимизации семейного воспитания, овладения современными представлениями и навыками эффективного взаимодействия с детьми, адаптации, обучения и социализации - консультации, родительские группы и клубы, детско-родительские группы и другие;
- проведение социализирующих мероприятий и программ, таких как соревнования, смотры работ детского творчества, музейные программы, программы летних выездных лагерей и т.п.;
- мониторинг динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью, получающих коррекционно-развивающую помощь в Центре, социологический опрос родителей и другие.
Функции психологической службы образовательной организации (3 уровень):
- проведение психолого-педагогической диагностики для оценки адаптированности к условиям образования и выявление детей, нуждающихся в ППМС-помощи;
- организация работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации;
- участие в разработке адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов, оптимизации обучения и воспитания обучающихся, испытывающих учебные трудности, детей с ОВЗ и инвалидностью;
- проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, испытывающими трудности в обучении, адаптации, социализации, детьми с ОВЗ и инвалидностью;
- психолого-педагогическое консультирование детей и подростков, их родителей (законных представителей);
- содействие детям в выборе образовательного маршрута с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и склонностей; профессиональной ориентации; в планировании профессиональной карьеры;
- проведение мониторинга состояния и динамики развития детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательном процессе;
- оказание первичной психологической помощи и поддержки детям и подросткам в состоянии дезадаптации, стресса; оказание индивидуально-ориентированной ППМС-помощи одаренным детям, детям из семей в трудной жизненной ситуации, семей в социально опасном положении, приемных и опекунских семей;
- осуществление помощи педагогам в индивидуальном подходе к детям, индивидуализации обучения;
- содействие родителям (законным представителям) в сфере детско-родительских отношений, воспитания детей;
- ведение просветительской работы в целях повышения психологической компетентности всех участников образовательной деятельности;
- взаимодействие с ППМС-центрами и ППМК.
Функции по выявлению, преодолению и предупреждению детского неблагополучия:
- выявление детей, испытывающих трудности в адаптации к образовательной среде и имеющих проблемы в обучении, общении, социализации, с целью установления причин затруднений, индивидуальных особенностей, ресурсов, социальной ситуации развития и оказания своевременной коррекционно-развивающей помощи и создания оптимальных условий обучения - педагог-психолог, социальный педагог, ПМП-консилиум;
- выявление детей с выраженным эмоциональным неблагополучием, поведенческими нарушениями, риском социальной дезадаптации; определение индивидуальных особенностей восприятия и реагирования, семейной и социальной ситуации, ресурсов и оказание им адекватной помощи в т.ч. с привлечением специалистов других организаций;
- выявление детей с неявным, скрытым неблагополучием, определение причин психологического дискомфорта - индивидуально-типологических, средовых (семейная ситуация, образовательная среда, общение со сверстниками), риска саморазрушающего и асоциального поведения;
- проведение тренинговых занятий с обучающимися, воспитанниками по развитию позитивного восприятия, опыта преодоления трудностей, навыков конструктивного взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций;
- организация консультирования родителей и педагогов по вопросам оптимизации обучения и воспитания детей в целях предупреждения эмоционального неблагополучия и поведенческих рисков у детей и подростков;
- организация взаимодействия с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, другими субъектами профилактики; сопровождение детей, оказавшихся в зоне ответственности организации и КДН и ЗП;
- индивидуальная работа с детьми и подростками групп риска во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, социальной защиты, физкультуры и спорта, культуры, общественными организациями;
- выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей из семей в социально опасном положении; оказание им необходимой психологической, педагогической, медицинской и социальной помощи;
- организация профилактических акций и системы мер по предупреждению негативных явлений в детской и подростковой среде - агрессии, жестокости, экспериментирования с ПАВ, игромании и др.;
- проведение лекций, бесед, дискуссий для педагогов и родителей на темы предупреждения и преодоления детского неблагополучия, поведенческих рисков и другие.
8. Механизмы реализации Стратегии
В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.
Правовые механизмы включают:
- совершенствование регионального и муниципального нормативно-правового обеспечения деятельности психологической службы;
- нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения.
Организационно-управленческими механизмами являются:
- создание моделей и внедрение в практику алгоритмов организации межведомственного, межпрофессионального и межуровневого взаимодействия;
- учет в деятельности органов государственной власти Нижегородской области функций по формированию соответствующей системы управления и кадрового обеспечения, включая подготовку образовательными организациями высшего образования специалистов для Службы с учетом потребностей.
Кадровые механизмы включают:
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов психологической службы в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.
Научно-методические механизмы предусматривают:
- методологическое и методическое обеспечение деятельности Службы на региональном уровне с целью создания равных возможностей получения профессиональной помощи обучающимися на территории Нижегородской области;
- научно-методическое обеспечение деятельности Службы, ориентированное на разработку эффективных технологий и механизмов, исследований в сфере оказания профессиональной помощи обучающимся, распространение инновационного опыта работы, обобщение и внедрение лучших моделей региона.
Информационные механизмы предполагают:
- информационное обеспечение, включая осуществление мониторинга и прогнозирования хода и оценки эффективности реализации Стратегии;
- привлечение региональных средств массовой информации к популяризации деятельности психологической службы в образовании.
Финансово-экономические механизмы включают:
- создание гибкой системы материального стимулирования качества специалистов психологической службы;
- создание необходимых организационно-финансовых механизмов по обеспечению необходимыми материально-техническими условиями для осуществления профессиональной деятельности педагога-психолога, связанной с решением им разнообразных задач в системе образования (консультирование, диагностика, коррекция, поддержка, просвещение, обучение и др.) и обеспечение психологической службы учебным, диагностическим коррекционно-развивающим оборудованием.
9. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Реализация Стратегии обеспечит к 2025 году следующие результаты:
- во всех муниципальных районах/городских округах области созданы центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
- в системе образования Нижегородской области функционирует психологическая служба как единое научно-методическое и организационное пространство оказания психолого-педагогической помощи;
- создана структура эффективного разделения первичной и специализированной помощи;
- разработаны единые стандарты оказания помощи;
- разработаны модели оказания помощи на разных уровнях образования, в том числе по инклюзивному образованию;
- обеспечено методическое и информационное единство деятельности службы на всей территории области, равный доступ к эффективным практикам и инструментам оказания помощи путем создания специализированных информационных ресурсов для специалистов Службы и системы интерактивной методической поддержки профессиональной деятельности;
- 100% специалистов Службы вовлечены в процесс непрерывного повышения профессионального мастерства и повышения квалификации;
- 100% доступность, качество и полнота спектра профессиональной психологической помощи для всех нуждающихся.
Утвержден
приказом министерства образования,
науки и молодежной политики
Нижегородской области
от 29 апреля 2020 г. N 316-01-63-859/20
Состав
рабочей группы по разработке плана реализации Стратегии
Охотникова Галина Юрьевна |
начальник отдела по вопросам дополнительного образования и воспитания министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (председатель) |
Павленков Иван Михайлович |
ректор ГБОУ ДПО НИРО (сопредседатель) |
Члены рабочей группы: | |
Бусыгина Татьяна Сергеевна |
руководитель центральной ПМПК Нижегородской области |
Голубева Евгения Юрьевна |
директор МБУ ДО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", г.о.г. Бор (по согласованию) |
Гусева Надежда Юрьевна |
руководитель регионального ресурсного центра по организации сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра |
Еделева Елена Гурьевна |
заведующая кафедрой психологии ГБОУ ДПО НИРО |
Еременко Наталья Александровна |
старший преподаватель кафедры психологии ГБОУ ДПО НИРО |
Лагунова Ирина Николаевна |
директор МБУ ДО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", г.о.г. Дзержинск (по согласованию) |
Морозова Евдокия Дмитриевна |
директор ГКОУ "Нижегородская областная специальная (коррекционная) школа-интернат для слепых и слабовидящих детей" |
Неверова Лариса Валерьевна |
заместитель директора ГБУДО НО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" |
Павлычева Татьяна Николаевна |
доцент кафедры психологии ГБОУ ДПО НИРО |
Пашанова Анна Жексеновна |
внештатный психолог Нижегородской области, заместитель директора МБУ ДО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи", г.о.г. Дзержинск (по согласованию) |
Шиголина Татьяна Николаевна |
директор ГБУДО НО "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" |
Шилова Ольга Владимировна |
доцент кафедры психологии ГБОУ ДПО НИРО |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 29 апреля 2020 г. N 316-01-63-859/20 "Об утверждении Стратегии развития службы психолого-педагогической помощи обучающимся и детям раннего возраста в системе образования Нижегородской области на период до 2025 года"
Текст приказа опубликован не был