Заслушав и обсудив информацию министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края А.В. Ляшко о ходе реализации Закона Краснодарского края от 13 марта 2000 года N 245-КЗ "Об отходах производства и потребления" (далее также - Закон), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае ведется определенная работа по осуществлению государственной политики в области обращения с отходами на территории Краснодарского края.
В рамках исполнения требований федерального законодательства в Краснодарском крае продолжается реформирование отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - ТКО), проводимое с 2015 года в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон).
На территории Краснодарского края региональную политику в сфере обращения с отходами в рамках своей компетенции осуществляют министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, министерство природных ресурсов Краснодарского края, а также Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также - Южное межрегиональное управление Росприроднадзора), органы местного самоуправления в Краснодарском крае.
На сегодняшний день в Краснодарском крае сформирована вся необходимая нормативная правовая база регионального уровня для организации деятельности в сфере обращения с ТКО в соответствии с требованиями проводимой реформы.
Во исполнение требований Федерального закона в Краснодарском крае приказом министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 16 января 2020 года N 19 была утверждена территориальная схема обращения с отходами Краснодарского края (далее также - Территориальная схема).
В соответствии с Территориальной схемой на территории Краснодарского края в год образуется около 2,5 млн. тонн ТКО при численности населения 5,6 млн. человек. В муниципальных образованиях организовано около 25,3 тыс. мест (площадок) накопления ТКО, эксплуатируется более 49,2 тыс. контейнеров.
Территориальной схемой определены 11 зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональные операторы).
В настоящее время на территории Краснодарского края работают пять региональных операторов. Оставшиеся шесть зон деятельности в конце 2019 года были распределены между действующими региональными операторами в соответствии с приказами министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края сроком на один год. Это АО "Мусороуборочная компания" (Краснодарская, Абинская, Крымская, Тимашевская зоны), ООО "ЭкоЦентр" (Новокубанская, Мостовская, Тихорецкая зоны), ООО "Чистая станица" (Староминская зона), ООО "ЭкоЮг" (Новороссийская зона), АО "Крайжилкомресурс" (Белореченская, Усть-Лабинская зоны). В настоящее время министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края объявлены конкурсы для определения региональных операторов по данным зонам.
По четырем зонам деятельности (Абинская, Мостовская, Тихорецкая и Усть-Лабинская) региональные операторы фактически не приступили к работе ввиду того, что на данных территориях отсутствуют лицензированные полигоны ТКО.
На сегодняшний день отсутствие лицензированных полигонов ТКО на территории края - одна из ключевых проблем сферы обращения с ТКО.
Так, по информации Южного межрегионального управления Росприроднадзора, на территории Краснодарского края существует 66 объектов размещения ТКО. Фактически эксплуатируется 30 из них, оставшиеся 36 - закрыты. При этом в рамках правового поля работают лишь 14 полигонов ТКО, в том числе 2 объекта включены в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее - Перечень).
Суммарная площадь, занимаемая свалками на территории края, составляет 460 га. Площадь лицензированных полигонов составляет 150 га. Таким образом, в настоящее время самым актуальным становится вопрос о необходимости рекультивации около 300 га земель, нарушенных вследствие обращения с ТКО.
На сегодняшний день в ряде муниципальных образований Краснодарского края уже вынесены судебные решения о понуждении администраций муниципальных образований к рекультивации свалок, особенно в черте населенных пунктов.
При этом имеют место случаи необходимости рекультивации свалок, образовавшихся не только в результате несанкционированного размещения ТКО, но и отходов иных категорий, не относящихся к ТКО.
Так, например, на администрацию муниципального образования Апшеронский район возложена обязанность организовать утилизацию промышленных отходов на несанкционированной свалке (полигоне), расположенной на северной окраине города Апшеронска в районе производственной территории. Но до настоящего времени данная свалка не ликвидирована.
Также не решенным на сегодняшний день остается вопрос о ликвидации свалки отходов, образовавшихся в результате ликвидации чрезвычайной ситуации в 2018 году в Кабардинском сельском поселении Апшеронского района.
В целом ситуация в сфере обращения с ТКО усугубляется отсутствием мощностей для размещения ТКО на действующих полигонах.
Кроме того, положение ухудшает крайне низкий уровень обработки (сортировки) и утилизации (вторичного использования) образуемых отходов. Так, например, по данным статистической отчетности, в 2019 году на территории края образовано 974 тыс. тонн ТКО. При этом обработке (сортировке) было подвергнуто только 20 процентов, а во вторичное использование (утилизацию) было вовлечено около 2 процентов отходов. Данный факт свидетельствует о необходимости принятия мер по созданию условий для раздельного сбора мусора, экологической культуры в области обращения с ТКО и проведения работы по развитию на территории Краснодарского края отрасли промышленности, осуществляющей переработку вторичного сырья для его дальнейшего использования.
Общий требуемый объем капитальных вложений, указанный в Территориальной схеме, содержит расчетные данные и составляет около 22,3 млрд. рублей, из которых 8 млрд. рублей необходимы для проведения работ по рекультивации закрытых полигонов.
В настоящее время с региональными операторами и инвесторами подписаны протоколы о намерениях по реализации инвестиционных проектов по строительству объектов отходоперерабатывающей инфраструктуры на сумму более 4,5 млрд. рублей.
В рамках подпрограммы "Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" на 2020 - 2021 годы предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидий из краевого бюджета на разработку проектной документации по рекультивации закрытых свалок на территории края (в городах Анапе, Горячий Ключ, Апшеронске, Краснодаре, а также на территории Белореченского, Динского и Славянского районов) общей площадью 68,9 га на сумму 167,643 млн. рублей.
При этом в 2020 году отмечается недостаточный уровень выполнения данного мероприятия. Из предусмотренного объема финансирования за счет средств краевого бюджета в сумме 81321,5 тыс. рублей соглашения с муниципальными образованиями Краснодарского края на предоставление субсидий из краевого бюджета местным бюджетам на разработку проектов рекультивации полигонов ТКО заключены на сумму 68079,5 тыс. рублей (83,7 процента). По итогам девяти месяцев 2020 года выполнение проектных работ не завершено, освоение средств краевого бюджета отсутствует.
Ориентировочно на проведение работ по рекультивации данных объектов потребуется около 1,0 млрд. рублей. Финансирование таких мероприятий не может быть реализовано только за счет средств краевого бюджета и требует поддержки за счет средств федерального бюджета, в том числе путем включения запланированных на рекультивацию свалок в федеральный проект "Чистая страна" национального проекта "Экология".
В настоящее время министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края ведется работа по корректировке Территориальной схемы и формированию Перечня. При этом в соответствии с требованиями федерального законодательства утвердить тарифы и приступить к деятельности региональные операторы должны не позднее 1 января 2021 года. В этой связи необходимо включение не менее четырех объектов размещения ТКО в Перечень.
Полномочия в сфере федерального государственного экологического надзора в области обращения с отходами в части соблюдения органами исполнительной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае требований законодательства в области обращения с отходами осуществляет Южное межрегиональное управление Росприроднадзора.
В настоящий момент на территории Краснодарского края 689 хозяйствующих субъектов имеют лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданные Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора.
За период с 2015 по 2019 год Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора по результатам проведенных проверок деятельности хозяйствующих субъектов количество выявленных нарушений в области обращения с отходами составило 1770, за восемь месяцев 2020 года - 187.
Выдано по результатам проведенных проверок 1881 предписание, общая сумма наложенных штрафов составила 111,2 млн. рублей.
Рассчитано и предъявлено 90 ущербов на общую сумму 512,9 млн. рублей.
Полномочия по осуществлению регионального государственного экологического надзора, в том числе государственного надзора в области обращения с отходами, возложены на министерство природных ресурсов Краснодарского края.
В 2015 - 2019 годах министерством природных ресурсов Краснодарского края было проведено 2058 плановых и 2259 внеплановых проверок деятельности хозяйствующих субъектов, за восемь месяцев 2020 года - 22 плановые и 19 внеплановых проверок.
По результатам проведенных проверок за нарушение законодательства в области обращения с отходами привлечено к административной ответственности 1345 должностных лиц, 139 индивидуальных предпринимателей, 167 юридических лиц, в том числе:
за несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - 196 должностных лиц, 48 индивидуальных предпринимателей, 53 юридических лица;
за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - 1161 должностное лицо, 130 индивидуальных предпринимателей, 124 юридических лица;
за сокрытие или искажение экологической информации - 78 должностных лиц, 12 юридических лиц.
Общая сумма наложенных штрафов составила 30356,0 тыс. рублей.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края А.В. Ляшко о ходе реализации Закона Краснодарского края от 13 марта 2000 года N 245-КЗ "Об отходах производства и потребления" принять к сведению.
2. Рекомендовать министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края:
1) до 1 января 2021 года разработать, согласовать и утвердить план мероприятий по стабилизации ситуации в сфере обращения с ТКО, по созданию условий для раздельного сбора отходов и их переработке;
2) до 1 января 2021 года обеспечить начало деятельности региональных операторов по обращению с ТКО во всех 11 зонах их деятельности, включая решение вопроса о легализации объектов размещения ТКО во всех зонах деятельности региональных операторов;
3) привести в соответствие с федеральным законодательством Территориальную схему, предусмотрев в ней в том числе порядок обращения со строительными, медицинскими и биологическими отходами, а также порядок вывоза ТКО с морских судов, заходящих в порты Краснодарского края и (или) стоящих на рейде в акваториях Черного и Азовского морей;
4) проработать вопрос о строительстве объектов размещения ТКО на территории Краснодарского края, а также об увеличении лимитов на размещение ТКО на действующих объектах размещения ТКО;
5) принять меры по дополнительному включению объектов размещения ТКО на территориях отдельных муниципальных образований Краснодарского края в Перечень;
6) инициировать решение вопроса по увеличению объема финансирования за счет средств краевого бюджета мероприятий по предоставлению субсидий муниципальным образованиям края на изготовление проектной документации по рекультивации земельных участков, реализуемого в рамках подпрограммы "Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства";
7) обеспечить проведение необходимых мероприятий по привлечению средств федерального бюджета на выполнение работ по рекультивации земельных участков в рамках федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология";
8) инициировать решение вопроса по выделению средств краевого бюджета в рамках закона Краснодарского края о краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и включению в подпрограмму "Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства", государственную программу Краснодарского края "Развитие образования" следующих мероприятий:
предоставление субсидий за счет средств краевого бюджета муниципальным образованиям Краснодарского края на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО (контейнерных площадок), а также на приобретение контейнеров;
предоставление субсидий за счет средств краевого бюджета муниципальным образованиям края на работу по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры в области обращения с ТКО;
9) усилить работу с региональными операторами по обращению с ТКО в части необходимости увеличения доли отходов, направляемых на утилизацию, в общем объеме образуемых ТКО;
10) совместно с министерством финансов Краснодарского края до 1 января 2021 года рассмотреть вопрос об оказании содействия органам местного самоуправления Апшеронского района в ликвидации свалок, образовавшихся в результате накопления производственных отходов и ликвидации чрезвычайной ситуации, и выделении на эти цели средств краевого бюджета.
3. Рекомендовать министерству природных ресурсов Краснодарского края:
1) продолжить работу по осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
2) в рамках реализации полномочий в области обращения с отходами продолжить работу по выявлению несанкционированных мест размещения отходов на территории муниципальных образований Краснодарского края.
4. Рекомендовать министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, департаменту инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края и департаменту промышленной политики Краснодарского края до 1 января 2021 года проработать вопрос о создании на территории Краснодарского края дополнительных мощностей отрасли промышленности, осуществляющей переработку вторичного сырья для его дальнейшего использования.
5. Рекомендовать Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования продолжить работу по осуществлению государственного надзора в области обращения с отходами.
6. Рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю продолжить работу по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью в области обращения с отходами.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:
1) продолжить работу по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
2) завершить работу по формированию, согласованию, утверждению и размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления реестров мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований;
3) продолжить работу по выявлению и ликвидации стихийных свалок на территории муниципальных образований;
4) рассмотреть вопрос об участии в мероприятиях подпрограммы "Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие жилищно-коммунального хозяйства" в целях возможности получения финансирования за счет средств краевого бюджета разработки проектно-сметной документации и проведения работ по рекультивации земельных участков, находящихся в муниципальной собственности;
5) усилить работу по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
8. Рекомендовать министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края совместно с департаментом инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края проработать вопрос о завершении процедур, связанных с реализацией масштабных инвестиционных проектов по строительству региональных экотехнопарков.
9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов, экологической безопасности, санаторно-курортного комплекса и туризма.
Председатель Законодательного Собрания |
Ю.А. Бурлачко |
г. Краснодар
25 ноября 2020 года
N 2021-П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 25 ноября 2020 г. N 2021-П "О ходе реализации Закона Краснодарского края "Об отходах производства и потребления"
Вступает в силу с 25 ноября 2020 г.
Текст постановления опубликован на официальном сайте Законодательного Собрания Краснодарского края (http://www.kubzsk.ru) 1 декабря 2020 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru) 3 декабря 2020 г. N 2300202012030003