Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/2144
от 27 ноября 2019 г.
о требованиях к официальному одобрению типа транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств, в отношении их общей безопасности и защиты пассажиров транспортных средств и уязвимых участников дорожного движения, а также об изменении Регламента (ЕС) 2018/858 Европейского Парламента и Совета ЕС и об отмене Регламентов (ЕС) 78/2009, (ЕС) 79/2009 и (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС и Регламентов (ЕС) 631/2009, (ЕС) 406/2010, (ЕС) 672/2010, (ЕС) 1003/2010, (ЕС) 1005/2010, (ЕС) 1008/2010, (ЕС) 1009/2010, (ЕС) 19/2011, (ЕС) 109/2011, (ЕС) 458/2011, (ЕС) 65/2012, (ЕС) 130/2012, (ЕС) 347/2012, (ЕС) 351/2012, (ЕС) 1230/2012 и (ЕС) 2015/166 Европейской Комиссии*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Принимая во внимание Договор о функционировании Европейского Союза и, в частности, Статью 114,
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии,
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,
Принимая во внимание заключение Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(2),
После консультации с Комитетом регионов,
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(3),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Регламент (ЕС) 2018/858 Европейского Парламента и Совета ЕС*(4) устанавливает административные положения и технические требования к официальному одобрению типа всех новых транспортных средств, систем, компонентов и отдельных технических узлов с целью обеспечения надлежащего функционирования внутреннего рынка и для того, чтобы предложить высокий уровень безопасности и экологических показателей.
(2) Настоящий Регламент является регулятивным актом для целей процедуры официального одобрения типа ЕС, предусмотренной Регламентом (ЕС) 2018/858. В этой связи в Приложение II к Регламенту (ЕС) 2018/858 следует внести соответствующие изменения. Административные положения Регламента (ЕС) 2018/858, включая положения о корректирующих мерах и санкциях, полностью применимы к настоящему Регламенту.
(3) За последние десятилетия разработки в области безопасности транспортных средств внесли значительный вклад в общее сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и тяжелых травм. Однако в 2017 г. на дорогах Союза погибло 25 300 человек, и эта цифра остается неизменной в течение последних четырех лет. Кроме того, 135 000 человек получают серьезные травмы в результате столкновений каждый год*(5). Союз должен сделать все возможное, чтобы уменьшить или устранить несчастные случаи и травмы на автомобильном транспорте. В дополнение к мерам безопасности для защиты пассажиров транспортных средств, для защиты участников дорожного движения вне транспортного средства необходимо осуществление специальных мер по предотвращению гибели и травм уязвимых участников дорожного движения, таких как велосипедисты и пешеходы. Без новых инициатив в области общей безопасности дорожного движения влияние существующего подхода на безопасность больше не сможет компенсировать последствия увеличения объемов движения. Таким образом, показатели безопасности транспортных средств нуждаются в дальнейшем улучшении в рамках комплексного подхода к обеспечению безопасности дорожного движения и для лучшей защиты уязвимых участников дорожного движения.
(4) Положения об официальном одобрении типа транспортного средства должны обеспечивать повторяемость и воспроизводимость результатов оценки эксплуатационных характеристик моторных транспортных средств. Следовательно, технические требования в настоящем Регламенте относятся только к пешеходам и велосипедистам, поскольку только они в настоящее время существуют в качестве формально гармонизированных целевых объектов тестирования. Помимо пешеходов и велосипедистов, к уязвимым участникам дорожного движения, как правило, относятся и другие немоторизованные и моторизованные участники дорожного движения, которые могут использовать решения для индивидуальной мобильности без защитного кузова. Более того, новейшие технологии дают разумные основания полагать, что современные системы также будут реагировать на других уязвимых участников дорожного движения в обычных условиях вождения, несмотря на то, что они не были специально протестированы. Технические требования в настоящем Регламенте должны быть дополнительно адаптированы к техническому прогрессу после процесса оценки и пересмотра, чтобы охватить всех участников дорожного движения, которые используют персональные решения для мобильности без защитного кузова, такие как скутеры, самобалансирующиеся транспортные средства и инвалидные коляски.
(5) Технический прогресс в области современных систем безопасности транспортных средств открывает новые возможности для сокращения числа жертв. Чтобы свести к минимуму количество тяжелых травм и смертельных случаев, необходимо внедрить ряд новых технологий.
(6) В контексте Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС*(6) Европейская Комиссия оценила целесообразность расширения существующего требования в данном Регламенте к установке определенных систем (например, современных систем экстренного торможения и систем контроля давления в шинах) в определенных категориях транспортных средств, с тем чтобы они применялись ко всем категориям транспортных средств. Европейская Комиссия также оценила техническую и экономическую осуществимость и зрелость рынка для введения нового требования к установке других передовых функций безопасности. На основании данных оценок Европейская Комиссия опубликовала отчет для Европейского Парламента и Совета ЕС 12 декабря 2016 г., озаглавленный "Спасение жизней: повышение безопасности автомобилей в ЕС". В рабочем документе Европейской Комиссии, прилагаемом к данному отчету, определены и выдвинуты 19 потенциальных регулятивных мер, которые будут эффективными для дальнейшего сокращения числа дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и травм на дорогах.
(7) Для обеспечения технологической нейтральности требования к эксплуатационным характеристикам должны предусматривать прямые и косвенные системы контроля давления в шинах.
(8) Современные системы транспортных средств могут быть более эффективными в снижении смертности, уменьшении числа дорожно-транспортных происшествий и уменьшении травм и ущерба, если они разработаны таким образом, чтобы быть удобными для пользователей. В этой связи производители транспортных средств должны сделать все возможное для обеспечения того, чтобы системы и функции, предусмотренные в настоящем Регламенте, разрабатывались для поддержки водителя. Функционирование данных систем и функций и их ограничения должны быть объяснены в ясной и удобной для пользователя форме в инструкциях по эксплуатации моторного транспортного средства.
(9) Функции безопасности и предупреждения, используемые для оказания помощи при вождении, должны легко восприниматься каждым водителем, включая пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.
(10) Современные системы экстренного торможения, технология поддержания скорости движения, аварийные системы удержания полосы движения, предупреждение об усталости и невнимательности водителя, современное предупреждение об отвлечении водителя и система обнаружения объектов при движении задним ходом - это системы безопасности, которые имеют высокий потенциал для значительного снижения числа несчастных случаев. Кроме того, некоторые из указанных систем безопасности составляют основу технологий, которые также будут использоваться для развертывания автоматизированных транспортных средств. Любые такие системы безопасности должны функционировать без использования какой-либо биометрической информации о водителях или пассажирах, включая распознавание лиц. В связи с этим гармонизированные правила и процедуры испытаний для официального одобрения типа транспортных средств в отношении данных систем и для одобрения типа данных систем в качестве отдельных технических единиц должны быть установлены на уровне Союза. Технический прогресс данных систем должен приниматься во внимание при каждой оценке существующего законодательства, чтобы не потерять актуальности, строго придерживаясь принципов конфиденциальности и защиты данных, а также для уменьшения или устранения аварий и травм на автомобильном транспорте. Также необходимо обеспечить безопасное использование данных систем в течение всего эксплуатационного цикла транспортного средства.
(11) Должна быть предусмотрена возможность отключения системы поддержания скорости движения, например, когда водитель получает ложные предупреждения или неправильную обратную связь в результате неблагоприятных погодных условий, временных противоречий в дорожной разметке в зонах строительства или введения в заблуждение, неисправности или отсутствия дорожных знаков. Такая функция отключения должна находиться под контролем водителя. Она должна позволять водителю отключать систему предупреждения о выходе из занимаемой полосы на такой срок, который потребуется, и легко включить ее снова. При отключении системы может быть предоставлена информация об ограничении скорости. Система должна быть всегда активна при включении зажигания, а водитель всегда должен быть осведомлен о том, включена система или нет.
(12) Широко признано, что ремни безопасности являются одной из наиболее важных и эффективных функций безопасности автомобиля. Таким образом, системы напоминаний о ремнях безопасности могут дополнительно предотвращать смертельные случаи или смягчать травмы за счет повышения показателей использования ремней безопасности по всей территории Союза. По этой причине в соответствии с Регламентом (ЕС) 661/2009 система напоминаний о ремнях безопасности стала обязательной для сиденья водителя во всех новых пассажирских автомобилях с 2014 г. в соответствии с имплементацией Правил N 16 Организации Объединенных Наций (ООН), в которых установлены соответствующие технические положения. В результате внесения изменений в данные Правила ООН с учетом технического прогресса системами напоминаний о ремнях безопасности обязательно оснащаются все передние и задние сиденья транспортных средств категорий и , а также все передние сиденья транспортных средств категорий и с 1 сентября 2019 г. для новых типов транспортных средств и с 1 сентября 2021 г. для всех новых транспортных средств.
(13) Внедрение регистраторов данных о событиях, хранящих ряд важных анонимных данных о транспортном средстве, сопровождаемых требованиями к диапазону данных, точности, разрешению и их сбору, хранению и извлечению в течение короткого периода времени до, во время и сразу после столкновения (например, вызванных раскрытием подушки безопасности) является важным шагом в получении более точных и подробных данных об авариях. В этой связи все транспортные средства должны быть оснащены такими регистраторами. Регистраторы должны быть способны регистрировать и хранить данные таким образом, чтобы эти данные могли использоваться только государствами-членами ЕС для проведения анализа безопасности дорожного движения и оценки эффективности конкретных мер, принятых без возможности определения владельца или собственника конкретного транспортного средства на основе хранимых данных.
(14) Любая обработка персональных данных, таких как информация о водителе, обработанная в регистраторах данных о событиях, или информация об усталости и невнимательности водителя или об отвлечении водителя, должна осуществляться в соответствии с законодательством Союза о защите данных, в частности, Регламентом (ЕС) 2016/679 Европейского Парламента и Совета ЕС*(7). Регистраторы данных о событиях должны работать в замкнутой системе, в которой сохраненные данные перезаписываются и которая не позволяет идентифицировать транспортное средство или владельца. Кроме того, предупреждение водителя об усталости и невнимательности или усовершенствованное предупреждение водителя об отвлечении внимания не должны непрерывно записывать или сохранять какие-либо данные, кроме тех, которые необходимы в связи с целями, для которых они были собраны или иным образом обработаны в рамках замкнутой системы. Кроме того, обработка персональных данных, собранных с помощью бортовой системы eCall на базе экстренной службы 112, подлежит применению специальных гарантий, изложенных в Регламенте (ЕС) 2015/758 Европейского Парламента и Совета ЕС*(8).
(15) В некоторых случаях современные системы экстренного торможения или аварийные системы удержания полосы движения могут не работать в полной мере, в частности, из-за недостатков дорожной инфраструктуры. В указанных случаях системы должны деактивироваться сами и должны передавать информацию о деактивации водителю. Если они не отключаются автоматически, должна быть возможность отключить вручную. Такая деактивация должна быть временной и должна длиться только в течение периода, когда система функционирует не полностью. От водителей также может потребоваться управлять транспортным средством с блокировкой автоматического срабатывания современной системы экстренного торможения или аварийной системы удержания полосы движения, когда функционирование системы может привести к большему риску или ущербу. Это обеспечит постоянный контроль транспортных средств водителем. Тем не менее указанные системы могут также распознавать случаи, когда водитель неспособен управлять транспортным средством и в этой связи требуется вмешательство системы для предотвращения аварии, которая была бы в разы хуже в противном случае.
(16) Регламент (ЕС) 661/2009 освобождает фургоны, спортивные внедорожники (SUVs) и многоцелевые транспортные средства (MPVs) от требований безопасности из-за высоты сидения и характеристик массы транспортного средства. Учитывая возросшие темпы проникновения на рынок таких транспортных средств (с 3% в 1996 г. до 14% в 2016 г.) и технологические достижения в области послеаварийных проверок электробезопасности, указанные освобождения являются устаревшими и неоправданными. В связи с этим они должны быть сняты, и к указанным транспортным средствам должен применяться весь спектр современных требований к системам транспортных средств.
(17) Регламент (ЕС) 661/2009 позволил значительно упростить законодательство Союза, заменив 38 Директив эквивалентными Правилами ООН, которые являются обязательными в соответствии с Решением 97/836/ЕС*(9) Совета ЕС. Чтобы добиться дальнейшего упрощения, большее количество правил Союза должно быть заменено существующими Правилами ООН, которые применяются в Союзе в обязательном порядке. Кроме того, Европейской Комиссии следует поощрять и поддерживать текущую работу на уровне ООН, с тем чтобы без каких-либо задержек и в соответствии с наивысшими имеющимися стандартами безопасности дорожного движения устанавливать технические требования к официальному одобрению типа систем безопасности транспортных средств, представленные в настоящем Регламенте.
(18) Правила ООН и изменения к ним, за которые Союз проголосовал или которые Союз применяет в соответствии с Решением 97/836/ЕС, должны быть включены в законодательство Союза об одобрении типа. Соответственно, полномочия должны быть переданы Европейской Комиссии для внесения изменений в список правил ООН, которые применяются в обязательном порядке, для обеспечения актуальности данного списка.
(19) Регламент (ЕС) 78/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС*(10) устанавливает требования к защите пешеходов, велосипедистов и других уязвимых участников дорожного движения в форме испытаний на соответствие и предельных значений для официального одобрения типа транспортных средств с учетом их передней конструкции и для официального одобрения типа систем фронтальной защиты (например, подвески). После принятия Регламента (ЕС) 78/2009 технические требования и процедуры испытаний транспортных средств получили дальнейшее развитие на уровне ООН с учетом технического прогресса. Правила ООН N 127, Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения моторных транспортных средств в отношении их характеристик, влияющих на безопасность пешеходов ("Правила N 127 ООН"), в настоящее время также применяются в Союзе в отношении официального одобрения типа транспортных средств.
(20) После принятия Регламента (ЕС) 79/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС*(11) технические требования и процедуры испытаний для официального одобрения типа транспортных средств, работающих на водородном топливе, а также водородных систем и компонентов были дополнительно разработаны на уровне ООН с учетом технического прогресса. Правила ООН N 134, Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения механических транспортных средств и их элементов оборудования в отношении связанных с обеспечением безопасности эксплуатационных характеристик транспортных средств, работающих на водороде (HFCV)*(12) ("Правила ООН N 134"), в настоящее время также применяются в Союзе в отношении официального одобрения типа водородных систем в моторных транспортных средствах. В дополнение к указанным требованиям на уровне Союза должны быть установлены критерии качества материалов и топливных сосудов, используемых в водородных транспортных средствах.
(21) В интересах ясности, рациональности и упрощения Регламенты (ЕС) 78/2009, (ЕС) 79/2009 и (ЕС) 661/2009 должны быть отменены и заменены настоящим Регламентом.
(22) Исторически сложилось так, что правила Союза ограничивали общую длину состава грузовика, что приводило к типичным конструкциям кабины над двигателем, поскольку они максимизировали грузовое пространство. Тем не менее высокое положение водителя привело к увеличению слепой зоны и ухудшению прямой видимости вокруг кабины грузовика. Это является основным фактором в дорожно-транспортных происшествиях с участием уязвимых участников дорожного движения. Число жертв может быть значительно уменьшено путем улучшения прямого обзора. В этой связи необходимо ввести требования для улучшения прямого обзора, чтобы улучшить дальность прямой видимости пешеходов, велосипедистов и других уязвимых участников дорожного движения с места водителя путем уменьшения в максимально возможной степени слепых зон спереди и сбоку от водителя. Должна быть принята во внимание специфика различных категорий транспортных средств.
(23) Автоматизированные транспортные средства могут внести огромный вклад в снижение смертности на дорогах, учитывая, что более 90% дорожно-транспортных происшествий, по оценкам, являются следствием человеческой ошибки. Поскольку автоматизированные транспортные средства будут постепенно брать на себя функции водителя, гармонизированные правила и технические требования к автоматизированным транспортным системам, в том числе касающиеся поддающихся проверке гарантий безопасности для принятия решений автоматизированными транспортными средствами, должны быть приняты на уровне Союза при соблюдении принципа технологической нейтральности и должны поощряться на международном уровне в рамках Всемирного форума ЕЭК ООН по гармонизации правил в области транспортных средств (WP.29).
(24) Участники дорожного движения, такие как пешеходы и велосипедисты, а также водители неавтоматизированных транспортных средств, которые не могут получать электронную информацию о состоянии автоматизированного транспортного средства, должны быть проинформированы об этом состоянии обычными средствами, как это предусмотрено правилами ООН или иными регулятивными актами в кратчайшие сроки после их вступления в силу.
(25) Движение в автоколонне потенциально может привести к более безопасному, чистому и эффективному транспорту в будущем. В ожидании внедрения технологии движения в автоколонне и соответствующих стандартов потребуется регулятивная база с гармонизированными правилами и процедурами.
(26) Подключение и автоматизация транспортных средств увеличивают возможность несанкционированного удаленного доступа к данным внутри транспортного средства и незаконной модификации программного обеспечения беспроводным способом. Чтобы учесть подобные риски, правила ООН или другие регулятивные акты о кибербезопасности должны применяться в обязательном порядке как можно скорее после их вступления в силу.
(27) Модификации программного обеспечения могут существенно изменить функциональность автомобиля. Гармонизированные правила и технические требования к модификациям программного обеспечения должны устанавливаться в соответствии с процедурами одобрения типа транспортного средства. В связи с этим правила ООН или другие регулятивные акты, касающиеся процессов обновления программного обеспечения, должны применяться в обязательном порядке как можно скорее после их вступления в силу. Тем не менее, указанные меры безопасности не должны ставить под угрозу обязательства производителя транспортного средства по обеспечению доступа к всеобъемлющей диагностической информации и данным в автомобиле, относящимся к ремонту и техническому обслуживанию транспортного средства.
(28) Союз должен продолжать содействовать разработке технических требований к шуму от шин, сопротивлению качению и характеристикам сцепления шин с мокрым дорожным покрытием на уровне ООН. Это связано с тем, что в Правилах ООН N 117 (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин в отношении звука, издаваемого ими при качении, и/или их сцепления на мокрых поверхностях и/или сопротивления качению*(13) ("Правила ООН N 117")) в настоящее время содержатся подробные положения. Процесс адаптации требований к шинам с учетом технического прогресса должен быть быстро и целенаправленно продолжен на уровне ООН, в частности, для обеспечения того, чтобы эксплуатационные характеристики шин также оценивались в конце срока эксплуатации шины в ее изношенном состоянии, а также для пропаганды идеи о том, что шины должны соответствовать требованиям на протяжении всего срока эксплуатации и не должны заменяться преждевременно. Существующие требования Регламента (ЕС) 661/2009, касающиеся характеристик шин, должны быть заменены эквивалентными правилами ООН.
(29) Для обеспечения эффективности настоящего Регламента полномочия по принятию актов в соответствии со Статьей 290 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU) должны быть делегированы Европейской Комиссии для дополнения настоящего Регламента в отношении требований к одобрению типа в отношении современных систем транспортных средств и для внесения изменений в настоящий Регламент в отношении Приложения II к нему с учетом технического прогресса и изменений в регулятивных положениях. Особенно важно, чтобы Европейская Комиссия проводила соответствующие консультации в ходе своей подготовительной работы, в том числе на уровне экспертов, и чтобы указанные консультации проводились в соответствии с принципами, изложенными в Межинституциональном соглашении от 13 апреля 2016 г. по совершенствованию законодательной работы*(14). В частности, для обеспечения равного участия в подготовке делегированных актов Европейский Парламент и Совет ЕС получают все документы одновременно с экспертами государств-членов ЕС, а их эксперты систематически имеют доступ к заседаниям экспертных групп Европейской Комиссии, занимающихся подготовкой делегированных актов.
(30) В целях обеспечения единообразных условий для имплементации настоящего Регламента имплементационные полномочия должны быть возложены на Европейскую Комиссию. Полномочия должны осуществляться в соответствии с Регламентом (ЕС) 182/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС*(15).
(31) В связи с приведением законодательства Союза, относящегося к регулятивной процедуре с проверкой, в соответствие с правовыми рамками, введенными TFEU, и в целях дальнейшего упрощения законодательства Союза в области безопасности транспортных средств, следующие Регламенты должны быть отменены и заменены имплементационными актами, принятыми на основании настоящего Регламента:
- Регламент (ЕС) 631/2009*(16) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 406/2010*(17) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 672/2010*(18) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 1003/2010*(19) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 1005/2010*(20) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 1008/2010*(21) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 1009/2010*(22) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 19/2011*(23) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 109/2011*(24) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 458/2011*(25) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 65/2012*(26) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 130/2012*(27) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 347/2012*(28) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 351/2012*(29) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 1230/2012*(30) Европейской Комиссии;
- Регламент (ЕС) 2015/166*(31) Европейской Комиссии.
(32) Учитывая, что официальные одобрения типа ЕС, предоставленные в соответствии с Регламентом (ЕС) 78/2009, Регламентом (ЕС) 79/2009 или Регламентом (ЕС) 661/2009, и их мерами по их имплементации должны считаться эквивалентными тем, которые были предоставлены в соответствии с настоящим Регламентом, если только соответствующие требования не изменены настоящим Регламентом или пока они не будут изменены делегированными актами или имплементационными актами, принятыми в соответствии с настоящим Регламентом, необходимы переходные положения для обеспечения того, чтобы такие официальные одобрения не были признаны недействительными.
(33) Даты отказа в предоставлении официального одобрения типа ЕС, отказа в регистрации транспортного средства и запрета на размещение на рынке или ввода в эксплуатацию компонентов и отдельных технических узлов должны быть установлены для каждого регулируемого элемента.
(34) Поскольку цель настоящего Регламента, а именно обеспечение надлежащего функционирования внутреннего рынка посредством введения гармонизованных технических требований, касающихся безопасности и экологических характеристик моторных транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств, не может быть в достаточной степени достигнута государствами-членами ЕС, но может благодаря своим масштабам и результатам действий быть эффективнее достигнута на уровне Союза, Союз может принять меры в соответствии с принципом субсидиарности, изложенным в Статье 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, изложенным в данной Статье, настоящий Регламент не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанной цели.
(35) Подробные технические требования и надлежащие процедуры испытаний, а также положения, касающиеся единообразных процедур и технических спецификаций, для официального одобрения типа транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических узлов должны быть изложены в делегированных актах и имплементационных актах заблаговременно до даты их применения, с тем чтобы у производителей было достаточно времени для адаптации к требованиям настоящего Регламента, делегированных актов и имплементационных актов, принятых в соответствии с ним. Некоторые транспортные средства производятся в небольших количествах. В связи с этим целесообразно, чтобы требования, изложенные в настоящем Регламенте, а также в делегированных актах и имплементационных актах, принятых в соответствии с ним, принимали во внимание такие транспортные средства или классы транспортных средств, если подобные требования несовместимы с использованием или конструкцией указанных транспортных средств или когда дополнительное возложенное на них бремя непропорционально. В этой связи применение настоящего Регламента должно быть отложено,
приняли настоящий Регламент:
Настоящий Регламент является обязательным во всей своей полноте и подлежит непосредственному применению во всех государствах-членах ЕС.
Совершено в Страсбурге 27 ноября 2019 г.
От имени Европейского Парламента
Председатель
D.M. SASSOLI
От имени Совета ЕС
Председатель
T. TUPPURAINEN
*(1) Regulation (EU) 2019/2144 of the European Parliament and of the Council of 27 November 2019 on type-approval requirements for motor vehicles and their trailers, and systems, components and separate technical units intended for such vehicles, as regards their general safety and the protection of vehicle occupants and vulnerable road users, amending Regulation (EU) 2018/858 of the European Parliament and of the Council and repealing Regulations (EC) No 78/2009, (EC) No 79/2009 and (EC) No 661/2009 of the European Parliament and of the Council and Commission Regulations (EC) No 631/2009, (EU) No 406/2010, (EU) No 672/2010, (EU) No 1003/2010, (EU) No 1005/2010, (EU) No 1008/2010, (EU) No 1009/2010, (EU) No 19/2011, (EU) No 109/2011, (EU) No 458/2011, (EU) No 65/2012, (EU) No 130/2012, (EU) No 347/2012, (EU) No 351/2012, (EU) No 1230/2012 and (EU) 2015/166. (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 325, 16.12.2019, стр. 1.
*(2) ОЖ N C 440, 6.12.2018, стр. 90.
*(3) Позиция Европейского Парламента от 17 апреля 2019 г. (еще не опубликована в ОЖ) и решение Совета ЕС от 8 ноября 2019 г.
*(4) Регламент (ЕС) 2018/858 Европейского Парламента и Совета ЕС от 30 мая 2018 г. об одобрении и рыночном надзоре в отношении моторных транспортных средств, их прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для указанных транспортных средств, об изменении Регламентов (ЕС) 715/2007 и (ЕС) 595/2009 и об отмене Директивы 2007/46/ЕС (ОЖ N L 151, 14.6.2018, стр. 1).
*(5) https://ec.europa.eu/transport/road_safety/sites/roadsafety/files/vademecum_2018.pdf.
*(6) Регламент (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС от 13 июля 2009 г. об утверждении типовых образцов требований к общей безопасности моторных транспортных средств, их прицепов и систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для них (ОЖ N L 200, 31.7.2009, стр. 1).
*(7) Регламент (ЕС) 2016/679 Европейского Парламента и Совета ЕС от 27 апреля 2016 г. о защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных, а также об отмене Директивы 95/46/EC (Общий Регламент о защите персональных данных) (ОЖ N L 119, 4.5.2016, стр. 1).
*(8) Регламент (ЕС) 2015/758 Европейского Парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2015 г. о требованиях к одобрению типа для развертывания систем eCall на транспортном средстве на базе службы 112 и об изменении Директивы 2007/46/ЕС (ОЖ N L 123, 19.5.2015, стр. 77).
*(9) Решение 97/836/EC Совета ЕС от 27 ноября 1997 г. с целью присоединения Европейского Сообщества к Соглашению ЕЭК ООН о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и условий взаимного признания официальных одобрений, предоставленных на основании данных предписаний ("Пересмотренное Соглашение 1958 г.") (ОЖ N L 346, 17.12.1997, стр. 78).
*(10) Регламент (ЕС) 78/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС от 14 января 2009 г. об одобрении типа моторных транспортных средств в отношении защиты пешеходов и других уязвимых участников дорожного движения, а также об изменении Директивы 2007/46/EC и об отмене Директив 2003/102/EC и 2005/66/EC (ОЖ N L 35, 4.2.2009, стр. 1).
*(11) Регламент (ЕС) 79/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС от 14 января 2009 г. об одобрении типа для моторных транспортных средств, работающих на водородном топливе, а также об изменении Директивы 2007/46/EC (ОЖ N L 35, 4.2.2009, стр. 32).
*(12) ОЖ N L 129, 17.5.2019, стр. 43.
*(13) ОЖ N L 218, 12.8.2016, стр. 1.
*(14) ОЖ N L 123, 12.5.2016, стр. 1.
*(15) Регламент (ЕС) 182/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 февраля 2011 г., устанавливающий правила и общие принципы относительно механизмов контроля государствами-членами ЕС выполнения Европейской Комиссией имплементационных полномочий (ОЖ N L 55, 28.2.2011, стр. 13).
*(16) Регламент (ЕС) 631/2009 Европейской Комиссии от 22 июля 2009 г. о подробных правилах по имплементации Приложения I к Регламенту (ЕС) 78/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС об официальном одобрении типа транспортных средств в отношении защиты пешеходов и других уязвимых участников дорожного движения, вносящих изменения в Директивы 2007/46/EC и отменяющих Директивы 2003/102/EC и 2005/66/EC (ОЖ N L 195, 25.7.2009, стр. 1).
*(17) Регламент (ЕС) 406/2010 Европейской Комиссии от 26 апреля 2010 г. об имплементации Регламента (ЕС) 79/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС об одобрении типа моторных транспортных средств, работающих на водородном топливе (ОЖ N L 122, 18.5.2010, стр. 1).
*(18) Регламент (ЕС) 672/2010 Европейской Комиссии от 27 июля 2010 г. о требованиях к одобрению типа систем обогрева и обдува ветрового стекла некоторых моторных транспортных средств и об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС о требованиях к официальному одобрению типа в отношении общей безопасности транспортных средств, их прицепов и систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для них (ОЖ N L 196, 28.7.2010, стр. 5).
*(19) Регламент (ЕС) 1003/2010 Европейской Комиссии от 8 ноября 2010 г. о требованиях к официальному одобрению типа места для установки и крепления задних номерных знаков на транспортных средствах и их прицепах и об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС о требованиях к официальному одобрению типа в отношении общей безопасности транспортных средств, их прицепов и систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для них (ОЖ N L 291, 9.11.2010, стр. 22).
*(20) Регламент (ЕС) 1005/2010 Европейской Комиссии от 8 ноября 2010 г. о требованиях к официальному одобрению типа буксировочных устройств для моторных транспортных средств и об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС о требованиях к официальному одобрению типа в отношении общей безопасности транспортных средств, их прицепов и систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для них (ОЖ N L 291, 9.11.2010, стр. 36).
*(21) Регламент (ЕС) 1008/2010 Европейской Комиссии от 9 ноября 2010 г. о требованиях к одобрению типа систем стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла определенных моторных транспортных средств и об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС о требованиях к официальному одобрению типа в отношении общей безопасности транспортных средств, их прицепов и систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для них (ОЖ N L 292, 10.11.2010, стр. 2).
*(22) Регламент (ЕС) 1009/2010 Европейской Комиссии от 9 ноября 2010 г. о требованиях к официальному одобрению типа колесных щитков некоторых моторных транспортных средств и об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС о требованиях к официальному одобрению типа в отношении общей безопасности транспортных средств, их прицепов и систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для них (ОЖ N L 292, 10.11.2010, стр. 21).
*(23) Регламент (ЕС) 19/2011 Европейской Комиссии от 11 января 2011 г. о требованиях к официальному одобрению типа заводской таблички и идентификационного номера транспортного средства для транспортных средств и их прицепов и об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС о требованиях к официальному одобрению типа в отношении общей безопасности транспортных средств, их прицепов и систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для них (ОЖ N L 8, 12.1.2011, стр. 1).
*(24) Регламент (ЕС) 109/2011 Европейской Комиссии от 27 января 2011 г. об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении требований к одобрению типа для некоторых категорий моторных транспортных средств и их прицепов в отношении систем защиты от брызг (ОЖ N L 34, 9.2.2011, стр. 2).
*(25) Регламент (ЕС) 458/2011 Европейской Комиссии от 12 мая 2011 г. о требованиях к официальному одобрению типа моторных транспортных средств и их прицепов в отношении установки шин и об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС о требованиях к официальному одобрению типа в отношении общей безопасности транспортных средств, их прицепов и систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для них (ОЖ N L 124, 13.5.2011, стр. 11).
*(26) Регламент (ЕС) 65/2012 Европейской Комиссии от 24 января 2012 г. об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении индикаторов переключения передач и об изменении Директивы 2007/46/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС (ОЖ L 28, 31.1.2012, стр. 24).
*(27) Регламент (ЕС) 130/2012 Европейской Комиссии от 15 февраля 2012 г. о требованиях к официальному одобрению типа моторных транспортных средств в отношении доступа к транспортным средствам и их маневренности и об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС о требованиях к официальному одобрению типа в отношении общей безопасности транспортных средств, их прицепов и систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для них (ОЖ N L 43, 16.2.2012, стр. 6).
*(28) Регламент (ЕС) 347/2012 Европейской Комиссии от 16 апреля 2012 г. об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении требований к одобрению типа для определенных категорий моторных транспортных средств относительно современных систем экстренного торможения (ОЖ N L 109, 21.4.2012, стр. 1).
*(29) Регламент (ЕС) 351/2012 Европейской Комиссии от 23 апреля 2012 г. об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении требований к одобрению типа для установки систем предупреждения о выходе из занимаемой полосы на моторные транспортные средства (ОЖ N L 110, 24.4.2012, с. 18).
*(30) Регламент (ЕС) 1230/2012 Европейской Комиссии от 12 декабря 2012 г. об имплементации Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС в отношении требований к одобрения типа для масс и размеров транспортных средств и их прицепов и об изменении Директивы 2007/46/EC Европейского Парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 353, 21.12.2012, стр. 31).
*(31) Регламент (ЕС) 2015/166 Европейской Комиссии от 3 февраля 2015 г. о дополнении и изменении Регламента (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС относительно включения конкретных процедур, методов оценки и технических требований, а также об изменении Директивы 2007/46/EC Европейского Парламента и Совета ЕС и Регламентов (ЕС) 1003/2010, (ЕС) 109/2011 и (ЕС) 458/2011 Европейской Комиссии (ОЖ N L 28, 4.2.2015, стр. 3).
*(32) Правила ООН N 1, 8 и 20 не применяются для официального одобрения типа транспортных средств ЕС.
*(33) Обязательная установка функции контроля устойчивости требуется в соответствии с Правилами ООН. Она также является обязательной для транспортных средств категории .
*(34) Если производитель транспортного средства заявляет, что транспортное средство пригодно для буксировки грузов (пункт 2.11.5 информационного документа, указанного в Статье 24(1) Регламента (ЕС) 2018/858) и любая часть подходящего механического сцепного устройства независимо от того, установлено оно или нет на типе транспортного средства, может (частично) заслонять любой элемент освещения и/или пространство для установки и крепления заднего номерного знака, то применяются следующие положения:
- руководство пользователя (например, руководство по эксплуатации транспортного средства) должно четко указывать, что установка механического соединительного устройства, которое не может быть легко снято или перемещено, не допускается;
- в инструкциях также должно быть четко указано, что механическое соединительное устройство всегда должно быть снято или перемещено, если оно не используется; и
- в случае официального одобрения типа системы транспортного средства в соответствии с Правилом ООН N 55 необходимо обеспечить, чтобы положения о снятии, перемещении и/или альтернативном расположении также полностью соблюдались в отношении установки освещения и пространства для установки и крепления заднего номерного знака.
*(35) Речь идет только об ограничителях скорости (SLD) и обязательной установке SLD на транспортные средства категорий и .
*(36) На транспортных средствах категорий и должны быть установлены устройства для предотвращения несанкционированного использования, а на транспортных средствах категории - системы иммобилайзеров.
*(37) См. пояснительную записку 4 к таблице в Приложении II.
*(38) Для транспортных средств категорий с максимальной массой 3 500 кг и которые не оснащены сдвоенными колесами на оси.
*(39) Регламент (ЕС) 2019/2144 Европейского Парламента и Совета ЕС от 27 ноября 2019 г. о требованиях к официальному одобрению типа транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств, в отношении их общей безопасности и защиты пассажиров транспортных средств и уязвимых участников дорожного движения, а также об изменении Регламента (ЕС) 2018/858 Европейского Парламента и Совета ЕС и об отмене Регламентов (ЕС) 78/2009, (ЕС) 79/2009 и (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС и Регламентов (ЕС) 631/2009, (ЕС) 406/2010, (ЕС) 672/2010, (ЕС) 1003/2010, (ЕС) 1005/2010, (ЕС) 1008/2010, (ЕС) 1009/2010, (ЕС) 19/2011, (ЕС) 109/2011, (ЕС) 458/2011, (ЕС) 65/2012, (ЕС) 130/2012, (ЕС) 347/2012, (ЕС) 351/2012, (ЕС) 1230/2012 и (ЕС) 2015/166 Европейской Комиссии (ОЖ N L 325, 16.12.2019, стр. 1)";
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2019/2144 от 27 ноября 2019 г. о требованиях к официальному одобрению типа транспортных средств и их прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических узлов, предназначенных для таких транспортных средств, в отношении их общей безопасности и защиты пассажиров транспортных средств и уязвимых участников дорожного движения, а также об изменении Регламента (ЕС) 2018/858 Европейского Парламента и Совета ЕС и об отмене Регламентов (ЕС) 78/2009, (ЕС) 79/2009 и (ЕС) 661/2009 Европейского Парламента и Совета ЕС и Регламентов (ЕС) 631/2009, (ЕС) 406/2010, (ЕС) 672/2010, (ЕС) 1003/2010, (ЕС) 1005/2010, (ЕС) 1008/2010, (ЕС) 1009/2010, (ЕС) 19/2011, (ЕС) 109/2011, (ЕС) 458/2011, (ЕС) 65/2012, (ЕС) 130/2012, (ЕС) 347/2012, (ЕС) 351/2012, (ЕС) 1230/2012 и (ЕС) 2015/166 Европейской Комиссии
Регламент адресован государствам - членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Вступает в силу на двадцатый день после публикации в Официальном Журнале Европейского Союза
Применяется с 6 июля 2022 г., за исключением статьи 4(3), (6) и (7), статьи 5(4), статьи 6(6), статьи 7(6), статьи 8(3), статьи 9(7), статьи 10(3), статьи 11(2) и статей 12 и 13, которые должны применяться с 5 января 2020 г.
Переводчик - Маркеева И.А.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 325, 16.12.2019 г., стр. 1.