Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием
(утв. Минцифры России, 2020 г.)
1. Общие положения
Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью методического обеспечения порядка разработки и актуализации стратегий (программ) цифровой трансформации (далее - Стратегия), включая предложения по структуре, содержанию и перечню ключевых показателей эффективности для мониторинга реализации Стратегий (далее - КПЭ) государственных корпораций, компаний с государственным участием и других организаций, определенных директивами представителям интересов Российской Федерации для участия в заседаниях советов директоров (наблюдательных советов) организаций в рамках исполнения отдельных поручений Правительства Российской Федерации (далее - Директивы, госкомпания), а также порядок мониторинга реализации Стратегии.
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Цифровые технологии", утвержденного протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - президиум Правительственной комиссии) от 28 мая 2019 г. N 9 (далее - федеральный проект "Цифровые технологии"), в рамках реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденной протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7 (далее - национальная программа "Цифровая экономика").
Настоящие Методические рекомендации определяют структуру и содержание Стратегии, порядок мониторинга ее реализации, а также форму отчетности госкомпании для представления в Минцифры России.
Методические рекомендации могут применяться любой организацией. Положения, содержащиеся в документе, носят рекомендательный характер, если иное не указано в Директивах.
Правовыми актами, определяющими общие подходы, принятые при разработке настоящих Методических рекомендаций, являются:
Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы";
перечень поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2020 г. N Пр-113;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 3 июля 2020 г. N Пр-1068;
национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. N 7;
паспорт федерального проекта "Цифровые технологии", утвержденный протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. N 9;
паспорт федерального проекта "Информационная безопасность", утвержденный протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. N 9;
паспорт федерального проекта "Кадры для цифровой экономики", утвержденный протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 г. N 9;
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 (ред. от 8 июля 2020 г.) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество";
постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. (ред. от 7 декабря 2019 г.) N 234 "О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р (ред. от 3 августа 2020 г.) "О перечне акционерных обществ, в отношении которых определение позиции акционера - Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации";
директивы Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. N 10068п-П13;
ведомственные проекты, приказы ФОИВ и др.
Участниками мониторинга и оценки качества разработки и реализации Стратегии являются:
1) президиум Правительственной комиссии;
2) Минцифры России;
3) Госкомпания.
2. Методика внешнего мониторинга проекта Стратегии
2.1 Общие положения методики внешнего мониторинга проекта Стратегии
Проект Стратегии разрабатывается в виде отдельного документа (допускается наличие приложений) в текстовом формате или в формате презентации с применением Методических рекомендаций, требует согласования с Минцифры России для всех госкомпаний, получивших соответствующие Директивы. Проект Стратегии разрабатывается на период не менее 3 лет. Стратегия вместе с приложениями утверждается советом директоров (наблюдательным советом) госкомпании.
Госкомпании, не получившие Директив, могут направлять проекты Стратегий в Минцифры России для оценки соответствия настоящим Методическим рекомендациям в инициативном порядке.
Рекомендации к структуре и содержанию проекта Стратегии содержатся в приложении N 2.
Стратегия цифровой трансформации госкомпании должна быть направлена на достижение стратегических целей, закрепленных в стратегии развития госкомпании, и учитывать положения других документов долгосрочного планирования, принятых в госкомпании (в частности, долгосрочной программы развития, программы инновационного развития). При наличии в госкомпании долгосрочной программы развития рекомендуется дополнить ее положениями Стратегии в части целей и задач цифровой трансформации госкомпании, а также включить КПЭ, касающиеся цифровой трансформации, такие как "Объем инвестиций в цифровую трансформацию", "Доля расходов на закупку российского программного обеспечения", "Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий" и другие, в том числе КПЭ, характеризующие достижение в рамках национальной цели "Цифровая трансформация" "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Госкомпании, имеющие в своей структуре отдельные дочерние и зависимые общества (далее - ДЗО), различающиеся спецификой производственных процессов (операций), производимой продукцией или оказываемыми услугами, рынками сбыта, на совете директоров (наблюдательном совете) утверждают перечень ДЗО, разрабатывающих собственные Стратегии (программы цифровой трансформации). Цели, приоритетные направления и инициативы цифровой трансформации, а также КПЭ всех прочих ДЗО определяются Стратегией головной госкомпании.
В Стратегии госкомпания отражает подразделения головной госкомпании и ДЗО, инициативы и мероприятия которых являются частью Стратегии госкомпании. Стратегия предусматривает включение перечень# ДЗО, участвующих в реализации Стратегии головной госкомпании, и соответствующие инициативы и мероприятия цифровой трансформации данных подразделений головной госкомпании и ДЗО в рамках Стратегии госкомпании.
2.2 Рекомендации к структуре и содержанию проекта Стратегии
В проекте Стратегии следует представить следующие разделы:
1. Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации госкомпании.
2. Целевое видение, цели и КПЭ цифровой трансформации госкомпании.
3. Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации госкомпании.
4. Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации госкомпании.
5. Модель управления цифровой трансформацией госкомпании.
6. Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации госкомпании.
Указанные разделы проекта Стратегии предусматривают содержание подразделов, приведенные ниже; сами положения разделов и подразделов носят рекомендательный характер.
Раздел 1 "Текущее состояние и перспективы цифровой трансформации госкомпании"
Раздел 1 включает подразделы:
1) "Результаты анализа цифровой трансформации отрасли";
2) "Результаты оценки цифровой зрелости госкомпании";
3) "Ключевые вызовы и возможности для цифровой трансформации";
4) "Риски и угрозы информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации".
Первый подраздел содержит перечень направлений анализа цифровой трансформации отрасли и включает изменения в поведении потребителей, изменения в бизнес-моделях игроков отрасли и появление новых онлайн-платформ и цифровых экосистем, изменения в технологических векторах цифровой трансформации, изменения в качестве внешних условий для цифровой трансформации (например, условия финансирования, меры государственной поддержки, образовательные программы).
Оценка цифровой зрелости, представленная во втором подразделе, предусматривает анализ ключевых направлений цифровой трансформации и ключевых элементов базовых корпоративных условий для цифровой трансформации (примерный перечень направлений цифровой трансформации и базовых корпоративных условий приводится в Методических рекомендациях ко второму разделу Стратегии). Оценка цифровой зрелости также включает текущий уровень использования современных цифровых технологий и программного обеспечения для цифровой трансформации.
Третий подраздел содержит определение ключевых вызовов и возможностей, которые цифровая трансформация создает для повышения конкурентоспособности и развития госкомпании. Ключевые вызовы и возможности учитывают изменения, которые происходят в отрасли за счет цифровой трансформации и влияют на позиции госкомпании на рынке. Ключевые вызовы и возможности для цифровой трансформации госкомпании включают также текущий уровень и потенциал роста цифровой зрелости госкомпании относительно лучших российских и международных практик и решений цифровой трансформации, как общих для всех отраслей, так и специфичных для отрасли. Ключевые вызовы и возможности должны формировать достаточную обосновывающую базу для выбора стратегических направлений цифровой трансформации, описываемых в разделе 2 Стратегии.
Четвертый подраздел содержит определение рисков и угроз информационной безопасности, которые могут возникнуть в ходе реализации цифровой трансформации при внедрении в деятельность госкомпаний современных цифровых технологий.
При реализации цифровой трансформации госкомпаниями проводится определение рисков (ущерба) и угроз информационной безопасности, связанных с внедрением современных информационных технологий.
При реализации цифровой трансформации госкомпаниями проводится оценка рисков (ущерба) и угроз информационной безопасности, реализация которых может привести к негативным последствиям для деятельности госкомпаний, в том числе к нарушению функционированию и утечке защищаемой информации.
При оценке рисков и угроз информационной безопасности учитывается текущий уровень использования современных цифровых технологий.
Риски и угрозы информационной безопасности должны формировать достаточную обосновывающую базу для выбора правовых, организационных и технических мер по обеспечению информационной безопасности в ходе реализации цифровой трансформации, описываемых в разделе 3 Стратегии.
Для госкомпаний, являющихся субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, определение рисков и угроз информационной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
Раздел 2 "Целевое видение, цели и ключевые показатели эффективности цифровой трансформации госкомпании"
Раздел 2 включает подразделы:
1) "Целевая бизнес-модель";
2) "Система целей и ключевых показателей эффективности цифровой трансформации";
3) "Стратегические направления развития цифровой трансформации";
4) "Горизонты планирования стратегии цифровой трансформации".
Первый подраздел "Целевая бизнес-модель" включает описание целевой бизнес-модели госкомпании в контексте цифровой трансформации (или нескольких бизнес-моделей, если планируется использование более одной модели). При выборе целевой бизнес-модели учитывается текущее состояние и перспективы цифровой трансформации отрасли, уровень цифровой готовности (зрелости) госкомпании, ключевые возможности и вызовы для цифровой трансформации госкомпании.
Во втором подразделе "Система целей и КПЭ цифровой трансформации" ставятся цели цифровой трансформации госкомпании. Реализация Стратегии должна быть ориентирована на повышение конкурентоспособности госкомпании, отвечать критерию экономической эффективности и включать оценку вклада цифровой трансформации в рост прибыли или другого аналогичного показателя (далее - прибыли) госкомпании, а также оценку необходимых инвестиций в цифровую трансформацию и оценку их окупаемости, а также должна быть направлена (согласно сфере деятельности госкомпании) на достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474.
Цели Стратегии декомпозируются в систему ключевых показателей эффективности цифровой трансформации, которая включает три уровня:
а) вклад цифровой трансформации в стратегические цели госкомпании (включая увеличение прибыли или аналогичного показателя (далее - прибыли), увеличение выручки или аналогичного показателя (далее - выручка), снижение затрат или аналогичного показателя (далее - затраты);
б) цифровая трансформация ключевых сфер деятельности госкомпании - взаимодействие с потребителями, разработка и эксплуатация продуктов (для применимых отраслей), операции и цепочки поставок, поддерживающие функции (управление кадрами, управление финансами, управление закупками, управление зданиями и офисами и пр.);
в) обеспечение базовых корпоративных условий для цифровой трансформации - цифровая инфраструктура и система управления данными, кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации, модель управления цифровой трансформацией.
КПЭ цифровой трансформации декомпозируются в операционные КПЭ подразделений госкомпании.
Целевые значения КПЭ цифровой трансформации рассчитываются на основании текущих показателей госкомпании, ее стратегических целей, отраслевых и кросс-отраслевых сопоставлений ("бенчмарков").
Госкомпания разрабатывает собственную систему КПЭ с учетом рекомендаций этого подраздела. При этом для целей внешнего мониторинга система КПЭ включает показатели, определенные в разделе 3.2 "Требования внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ" Методических рекомендаций с учетом положений приложения N 3 "Описание КПЭ и их расчетных методов для целей мониторинга реализации Стратегии госкомпании".
В третьем подразделе "Стратегические направления развития цифровой трансформации" рекомендуется выбирать стратегические направления цифровой трансформации на базе интегральной оценки по критериям потенциала вклада направления в достижение стратегических целей госкомпании и уровня готовности госкомпании к цифровой трансформации направления. В перечень направлений цифровой трансформации госкомпании рекомендуется включать, но не ограничиваясь, новую бизнес-модель (несколько бизнес-моделей) и/или развитие дополнительных источников доходов, новые цифровые продукты и услуги, управление взаимоотношениями с потребителями, проектирование и инжиниринг, сервисное обслуживание, эффективность операций, управление цепочками поставок, управление кадрами, управление финансами, управление закупками. Для защиты информации, подлежащей защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо использовать сертифицированные ФСБ России средства криптографической защиты информации.
В четвертом подразделе "Горизонты планирования стратегии цифровой трансформации" рекомендуется выделять три горизонта планирования цифровой трансформации:
краткосрочный горизонт - примерно 12 месяцев: целевые значения для КПЭ устанавливаются с детализацией по времени на год, КПЭ по импортозамещению устанавливаются на ежеквартальной основе;
среднесрочный горизонт - 3-5 лет; целевые значения для КПЭ определяются с детализацией по времени на каждый год;
долгосрочный горизонт - 10 лет; целевое состояние описывается в терминах целей.
Каждый следующий горизонт развивает и расширяет ключевые результаты и приоритетные направления цифровой трансформации предыдущего горизонта.
Раздел 3 "Инициативы и дорожная карта цифровой трансформации госкомпании"
Раздел 3 включает подразделы:
1) "Инициативы по внедрению цифровых решений";
2) "Инициативы по развитию цифровой инфраструктуры";
3) "Инициативы по развитию поставщиков цифровых решений";
4) "Организационные мероприятия в рамках цифровой трансформации";
5) "Мероприятия по импортозамещению";
6) "Дорожная карта инициатив и мероприятий цифровой трансформации";
7) "Мероприятия по обеспечению информационной безопасности в рамках цифровой трансформации".
Подразделы раздела 3 могут быть реализованы в качестве отдельного приложения к Стратегии. Изменения в подразделы раздела 3, реализованные в виде приложения к Стратегии, могут утверждаться отдельно, на уровне не ниже руководителя госкомпании, периодичность обновления и порядок внесения изменений в приложение определяется госкомпанией.
Первый подраздел "Инициативы по внедрению цифровых решений" содержит полный перечень инициатив по направлениям цифровой трансформации, включая внедрение новых бизнес-моделей и развитие дополнительных источников доходов, взаимодействие с потребителями, операции и цепочки поставок, поддерживающие функции (управление кадрами, управление финансами, управление закупками, административно-хозяйственный отдел, юридическую службу и т.п.), а также по бизнес-направлениям и подразделениям госкомпании.
Рекомендуется описать применяемый подход по выбору инициатив. Типовой подход включает формирование полного списка инициатив (на основании отраслевых практик, применимого опыта других отраслей, предложений от поставщиков и пр.) и отбор инициатив для внедрения (примеры критериев: соответствие Стратегии госкомпании, наибольший эффект для госкомпании, готовность инфраструктуры и др.).
Рекомендуется для каждой инициативы дать краткое описание, включая описание решаемой бизнес-задачи, описание внедряемого решения (используемые цифровые технологии), описание 5-10 ключевых вех реализации инициативы и определить сроки достижения каждой вехи, определить ответственное подразделение, другие подразделения головной компании и ДЗО, операционные КПЭ и КПЭ экономических эффектов: перечень КПЭ и целевые значения (включая промежуточные).
Второй подраздел "Инициативы по развитию цифровой инфраструктуры" включает описание требований к ИТ-инфраструктуре, ИТ-архитектуре, системе управления данными госкомпании, системе информационной безопасности и инструментам разработки цифровых решений (хранение кода, библиотеки разработки и т.п.).
На основании требований к цифровой инфраструктуре и анализа ее текущего состояния формируется перечень инициатив по ее развитию с кратким описанием каждой инициативы (включая 5-10 ключевых вех реализации инициативы и сроки достижения каждой вехи, содержание работ, ответственное подразделение, операционные КПЭ, затраты).
Третий подраздел "Инициативы по развитию поставщиков цифровых решений" включает определение ресурсов, которые будут задействованы при разработке и внедрении цифровых решений (собственные ресурсы или внешние поставщики), оценку объема работ для внешних поставщиков, установление подходов к работе с поставщиками (долгосрочная работа с ограниченным числом поставщиков и развитие их компетенций или выбор поставщика под каждую задачу и т.п.), программы и порядка работы со стартап-проектами, перечня инициатив по развитию поставщиков с кратким описанием каждой инициативы (включая 5-10 ключевых вех реализации инициативы и сроки достижения каждой вехи, ответственное подразделение).
Четвертый подраздел "Организационные мероприятия в рамках цифровой трансформации" включает планируемые изменения в организационной структуре госкомпании в связи с цифровой трансформацией, создание центров цифровых компетенций, создание должности руководителя цифровой трансформацией (РЦТ, CDO/CDTO (Chief Digital Officer/Chief Digital Transformation Officer), формирование его подразделения (офиса цифровой трансформации), описание функций, должностных обязанностей и полномочий. В данном подразделе приводится перечень организационных мероприятий в рамках цифровой трансформации с кратким описанием каждого мероприятия (включая 5-10 ключевых вех реализации мероприятия и сроки достижения каждой вехи, ответственное подразделение).
Пятый подраздел "Мероприятия по импортозамещению" является обязательной частью Стратегии и включает перечень мероприятий, направленных на обеспечение перехода госкомпании на преимущественное использование российского программного обеспечения и радиоэлектронной продукции российского происхождения при реализации Стратегии госкомпании, с кратким описанием каждого мероприятия (включая 5-10 ключевых вех реализации мероприятия и сроки достижения каждой вехи, ответственное подразделение).
Шестой подраздел "Дорожная карта инициатив и мероприятий цифровой трансформации" включает перечень всех инициатив цифровой трансформации анализ связей между инициативами (последовательность реализации инициатив, потребности инициатив в инфраструктуре и т.п.), анализ достаточности ресурсов (кадры, финансовые ресурсы и др.), уточнение сроков реализации инициатив, расчет промежуточных значений КПЭ цифровой трансформации госкомпании.
Портфель всех инициатив цифровой трансформации включает инициативы по внедрению цифровых решений, по развитию цифровой инфраструктуры, по развитию поставщиков цифровых решений, организационные мероприятия, мероприятия по импортозамещению, а также прочие инициативы госкомпании в рамках цифровой трансформации (например, по развитию кадров и культуры госкомпании в области цифровой трансформации, инициативы по изменению модели управления цифровой трансформацией) с кратким описанием каждой инициативы (включая 5-10 ключевых вех реализации инициативы и сроки достижения каждой вехи, ответственное подразделение).
Седьмой подраздел "Мероприятия по обеспечению информационной безопасности в рамках цифровой трансформации" является обязательной частью Стратегии и включает перечень мероприятий, направленных на реализацию правовых, организационных, технических и иных мер обеспечения информационной безопасности при реализации Стратегии госкомпаний.
Выбор правовых, организационных, технических и иных мер обеспечения информационной безопасности должен быть направлен на предотвращение негативных последствий для деятельности госкомпаний, в том числе предотвращение нарушения функционирования информационной инфраструктуры госкомпаний и утечки защищаемой информации.
В данном подразделе приводится перечень мероприятий, направленных на реализацию правовых, организационных, технических и иных мер обеспечения информационной безопасности в рамках цифровой трансформации с кратким описанием каждого мероприятия (включая ключевые вехи реализации мероприятия и сроки достижения каждой вехи, ответственное подразделение).
Ответственным подразделением за реализацию мероприятий по обеспечению информационной безопасности в рамках цифровой трансформации является подразделение по информационной безопасности госкомпаний.
Для госкомпаний, являющихся субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, реализация мероприятий по обеспечению информационной безопасности в рамках цифровой трансформации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
Раздел 4 "Кадры, компетенции и культура для цифровой трансформации госкомпании"
Раздел 4 включает подразделы:
1) "Модель цифровых компетенций и кадрового обеспечения цифровой трансформации госкомпании, оценка потребности в кадрах";
2) "Обучение цифровым навыкам и развитие цифровых компетенций сотрудников госкомпании";
3) "Управление сотрудниками цифровых специальностей";
4) "Мероприятия по развитию цифровой культуры и культуры информационной безопасности госкомпании".
Первый подраздел "Модель цифровых компетенций и кадрового обеспечения цифровой трансформации госкомпании, оценка потребности в кадрах" включает:
а) описание модели цифровых компетенций (или инициативы по внедрению модели цифровых компетенций);
б) перечень специальностей, востребованных в условиях цифровой экономики, с их описанием в терминах модели цифровых компетенций;
в) расчет потребности в кадрах на основании портфеля инициатив цифровой трансформации с учетом стратегии компании по выбору поставщиков цифровых решений или внедрению цифровых решений собственными силами ("сорсинг-модели");
г) подход к привлечению кадров для реализации мероприятий по цифровой трансформации госкомпании (наем, развитие собственных кадров и пр.).
Второй подраздел включает краткое описание образовательных программ и оценку численности сотрудников госкомпании для прохождения обучения компетенциям и технологиям, востребованным в условиях цифровой экономики, необходимых для разработки и реализации Стратегии.
Образовательные программы (курсы) госкомпании могут проводиться с использованием собственных ресурсов госкомпании или на базе сторонних образовательных учреждений. Для руководителей госкомпании предусматриваются отдельные программы обучения.
В перечень компетенций и технологий, которым обучается персонал, должны входить знания и навыки в области информационной безопасности. Перечень знаний и навыков в области информационной безопасности должен быть согласован с подразделом "Мероприятия по обеспечению информационной безопасности в рамках цифровой трансформации".
Третий подраздел описывает подход в управлении сотрудниками цифровых специальностей в госкомпании:
а) особенности найма персонала;
б) создание условий работы (например, особый график работы и условия работы в офисе);
в) учет особенностей планирования карьеры (например, экспертные карьерные траектории);
г) учет особенностей мотивации (например, усиление связи вознаграждения сотрудников госкомпании с результатами инициатив цифровой трансформации);
д) особенности программ развития навыков и другие факторы.
Четвертый подраздел описывает мероприятия (инициативы) по развитию цифровой культуры и культуры информационной безопасности госкомпании и включает такие инициативы, как внедрение клиентоориентированных подходов в работе, практик работы в условиях постоянно меняющихся требований (agile) и дизайн-мышления, внедрение продуктово-ориентированного подхода в работе, сервисов обратной связи для сотрудников госкомпании, а также соблюдения организационных мер защиты информации и требований законодательства Российской Федерации, в том числе в части использования сертифицированных средств защиты информации.
Раздел 5 "Модель управления цифровой трансформацией госкомпании"
Раздел 5 включает следующие подразделы:
1) "Структура управления цифровой трансформацией";
2) "Система управления результативностью";
3) "Система управления отдельными инициативами цифровой трансформации";
4) "Система управления портфелем инициатив";
5) "Процесс обновления стратегии цифровой трансформации";
6) "Система обеспечения информационной безопасности".
При разработке подраздела "Структура управления цифровой трансформацией" предусматривается:
создание комитетов по цифровой трансформации при совете директоров (наблюдательных советах), при руководителе госкомпании (генеральном директоре) и в крупных подразделениях (в зависимости от размера госкомпании), при этом госкомпания самостоятельно определяет для них вид, состав, наименование, функции, полномочия, периодичность проведения заседаний, описывает типовую повестку заседания;
определение роли РЦТ в структуре управления цифровой трансформацией;
создание офиса цифровой трансформации, описание его функционала, полномочий и численности сотрудников (если такой офис создается в дополнение или вместо подразделения цифровой трансформации - см. описание в подразделе 4 раздела 3 Стратегии).
Подраздел "Система управления результативностью" включает:
постановку целей в области цифровой трансформации в терминах КПЭ для госкомпании (руководителя госкомпании), для подразделений госкомпании (руководителей подразделений) и для отдельных инициатив цифровой трансформации (руководителей инициатив);
регулярный расчет текущих значений КПЭ;
систему регулярных отчетов о ходе цифровой трансформации;
систему совещаний о ходе цифровой трансформации (или включение вопросов цифровой трансформации в повестку существующей системы совещаний) с обсуждением отклонений план-факт и выработкой корректирующих мер с назначением ответственных и сроков их выполнения;
систему вознаграждения за выполнение целей и санкций за невыполнение целей в области цифровой трансформации.
В данном подразделе также предусматриваются мероприятия по включению отчета о ходе цифровой трансформации в годовой отчет госкомпании.
Подраздел "Система управления отдельными инициативами цифровой трансформации" описывает порядок управления отдельными инициативами цифровой трансформацией: запуск инициативы, планирование исполнения, процесс исполнения, отчетность инициативы, закрытие инициативы. Для инициатив, реализуемых в методиках agile, госкомпания может описать отдельный порядок управления инициативами.
Подраздел "Система управления портфелем инициатив" содержит следующие элементы:
выбор госкомпании по использованию продуктово-ориентированного подхода или работа в рамках проектного управления;
этапы реализации инициатив и внедрение поэтапного процесса их реализации (применение практик "Stage-Gate");
механизмы формирования расширенного списка возможных инициатив, отбора инициатив для реализации, запуска реализации инициатив и приоритизации инициатив;
порядок отслеживания результатов реализованных инициатив (фактически достигнутый эффект);
описание процесса управления портфелем инициатив (шаги процесса, ответственные подразделения госкомпании, распределение полномочий по принятию решений).
Подраздел "Процесс обновления стратегии цифровой трансформации" описывает периодичность и порядок обновления разделов Стратегии (может различаться для различных горизонтов стратегического планирования), определяет ответственного за процесс обновления, порядок вовлечения подразделений госкомпании в исполнение процесса.
Подраздел "Система управления информационной безопасностью" описывает порядок выполнения требований законодательства Российской Федерации в части обеспечения информационной безопасности при цифровой трансформации, разработку организационных и технических мероприятий по защите информации.
Раздел 6 "Модель финансирования реализации стратегии цифровой трансформации госкомпании"
Раздел 6 включает следующие подразделы:
1) "Экономические эффекты от реализации стратегии цифровой трансформации и потребность в инвестициях";
2) "Источники финансирования инициатив и мероприятий стратегии цифровой трансформации";
3) "Экономическая эффективность реализации стратегии цифровой трансформации";
4) "Отраслевые и кросс-отраслевые сопоставления инвестиционной активности по цифровой трансформации".
Подраздел "Экономические эффекты* от реализации стратегии цифровой трансформации и потребность в инвестициях" включает прогноз (расчет) интегральных экономических показателей стратегии цифровой трансформации в соответствии с таблицей 1:
Таблица 1 - Интегральные экономические показатели стратегии цифровой трансформации
Экономический показатель |
Единица измерения |
Год 1 |
Год 2 |
Год 3 |
Год 4 |
Год 5 |
Ежегодно, начиная с года 6 |
Снижение (изменение) операционных затрат |
Млн руб. |
|
|
|
|
|
|
Снижение (изменение) капитальных затрат |
Млн руб. |
|
|
|
|
|
|
Увеличение (изменение) выручки |
Млн руб. |
|
|
|
|
|
|
Инвестиции в стратегию цифровой трансформации |
Млн руб. |
|
|
|
|
|
|
Рекомендуется рассчитывать показатели из таблицы 1 для каждой инициативы цифровой трансформации и затем рассчитывать показатели стратегии как сумму по всем инициативам. Описание методик расчета показателей приведено в приложении N 3.
Подраздел "Источники финансирования инициатив и мероприятий стратегии цифровой трансформации" включает прогноз использования различных источников финансирования в соответствии с таблицей 2:
Таблица 2 - Источники финансирования инициатив и мероприятий стратегии цифровой трансформации
Экономический показатель |
Единица измерения |
Год 1 |
Год 2 |
Год 3 |
Год 4 |
Год 5 |
Ежегодно, начиная с года 6 |
Инвестиции в мероприятия стратегии цифровой трансформации |
|
|
|
|
|
|
|
В том числе из источников: | |||||||
Собственные и кредитные средства компании |
|
|
|
|
|
|
|
Банковский кредит на цели цифровой трансформации на рыночных условиях |
|
|
|
|
|
|
|
Льготные кредиты и займы на цели цифровой трансформации |
|
|
|
|
|
|
|
Средства поставщиков цифровых решений и других контрагентов в цифровой трансформации |
|
|
|
|
|
|
|
Негосударственный венчурный фонд |
|
|
|
|
|
|
|
Государственный венчурный фонд |
|
|
|
|
|
|
|
Государственное субсидирование |
|
|
|
|
|
|
|
Государственное проектное финансирование |
|
|
|
|
|
|
|
Государственное финансирование из других источников |
|
|
|
|
|
|
|
Финансирование из других негосударственных источников |
|
|
|
|
|
|
|
Выбор источников финансирования стратегии цифровой трансформации обосновывается, в том числе отражается аспект использования различных источников в зависимости от степени зрелости цифровой технологии (исследования, доказанный в отрасли эффект и т.п.) и этапов внедрения цифровых решений (разработка, пилотирование и широкое внедрение и т.п.).
Подраздел "Экономическая эффективность стратегии цифровой трансформации" включает расчет показателей отдачи инвестиций в цифровую трансформацию на основании данных подраздела 1 "Экономические эффекты от реализации стратегии цифровой трансформации и потребность в инвестициях". Госкомпания самостоятельно выбирает методику расчета эффективности инвестиций.
Подраздел "Отраслевые и кросс-отраслевые сопоставления инвестиционной активности по цифровой трансформации" включает сравнение инвестиционной активности госкомпании в области цифровой трансформации с отраслевыми и кросс-отраслевыми российскими и международными практиками (источниками). Рекомендуется использовать показатель "Отношение инвестиций в цифровую трансформацию к выручке". Компания самостоятельно выбирает для сравнения компании, отрасли и источники данных.
Для госкомпаний, характеризующихся исключительными особенностями государственного регулирования, не позволяющими применять перечисленные рекомендации к Стратегии, структура Стратегии уточняется по результатам обсуждения в Минцифры России при предоставлении достаточной аргументации.
2.3. Порядок мониторинга проекта Стратегии
Участники мониторинга проекта Стратегии реализуют следующие функции:
1) президиум Правительственной комиссии одобряет/утверждает методические документы по цифровой трансформации;
2) Минцифры России осуществляет методическую поддержку госкомпании по вопросам разработки Стратегий, проводит оценку и согласование проектов Стратегий и скорректированных Стратегий, готовит заключения на проекты Стратегий и проекты актуализированных Стратегий;
3) в случае непреодолимых в рамках указанной процедуры разногласий по оценке и согласованию проекта Стратегии в целях их разрешения допускается участие президиума Правительственной комиссии;
4) Госкомпания разрабатывает проект Стратегии в соответствии с положениями Методических рекомендаций, проводит согласование проекта Стратегии с Минцифры России и утверждает согласованный проект Стратегии на совете директоров (наблюдательном совете) госкомпании;
5) при наличии у госкомпании долгосрочной программы развития госкомпания направляет проект положений, касающихся цифровой трансформации, в Минцифры России на согласование;
6) Методические рекомендации распространяются на уже утвержденные Стратегии, которые направляются госкомпанией для согласования в Минцифры России. В случае необходимости внесения изменений в Стратегию по результатам рассмотрения в Минцифры России осуществляется ее доработка и последующее согласование и утверждение в госкомпании в соответствии с принятой процедурой.
Порядок мониторинга проекта Стратегии представлен в приложении N 4.
Руководство госкомпании во исполнение Директив назначает уполномоченное должностное лицо, ответственное за реализацию Стратегии госкомпании и достижение установленных показателей эффективности по ее реализации.
Для выполнения функций РЦТ в госкомпании утверждается отдельное должностное лицо, либо функции РЦТ возлагаются на руководителя госкомпании, его заместителя или ответственное лицо с прямым подчинением руководителю госкомпании.
РЦТ наделяется полномочиями и обеспечивается ресурсами для реализации инициатив и проектов в рамках осуществления мероприятий по цифровой трансформации госкомпании.
РЦТ является ответственным за разработку и согласование проекта Стратегии с Минцифры России. Сроки разработки и согласования проекта Стратегии определяются Директивами для всех госкомпаний, получивших соответствующие Директивы.
Проект Стратегии оценивается на соответствие рекомендациям, предъявляемым к структуре Стратегии (приложение N 2).
В случае наличия у госкомпании курирующего ФОИВ направляемый в Минцифры России проект Стратегии должен учитывать позицию ФОИВ. Если госкомпания не является акционерным обществом или государственной корпорацией, то проект Стратегии направляется в Минцифры России через курирующий ФОИВ.
Минцифры России в течение одного месяца после получения проекта Стратегии от госкомпании рассматривает и осуществляет его оценку, включая соответствие структуры разделов и их подразделов Методическим рекомендациям, а также готовит заключение на проект Стратегии.
Заключение на проект Стратегии, а также рекомендации по доработке проекта Стратегии (при наличии) Минцифры России направляет в госкомпанию.
Госкомпания дорабатывает (при необходимости) проект Стратегии в месячный срок, если иное не указано в заключении. Доработанный проект Стратегии направляется госкомпанией повторно в Минцифры России с пояснительной запиской, содержащей описание учета и обоснование неучета рекомендаций по доработке, изложенных Минцифры России к проекту Стратегии госкомпании.
В случае наличия у госкомпании курирующего ФОИВ направляемый в Минцифры России доработанный проект Стратегии также должен учитывать позицию ФОИВ. Если госкомпания не является акционерным обществом, то доработанный проект Стратегии направляется в Минцифры России через курирующий ФОИВ.
Минцифры России после получения доработанного проекта Стратегии в течение одного месяца организует его повторное рассмотрение и формирует итоговое заключение о соответствии проекта Стратегии положениям, содержащимся в Методических рекомендациях, и направляет в госкомпанию.
В случае отсутствия существенных замечаний в заключении Минцифры России к проекту Стратегии (проект Стратегии соответствует структуре, изложенной в настоящих Методических рекомендациях), документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) госкомпании и направляется в Минцифры России.
Внесение изменений в Стратегию (корректировка)
1) при внесении изменений в утвержденную Стратегию госкомпания направляет в Минцифры России проект актуализированной (скорректированной) Стратегии с пояснительной запиской, содержащей обоснование и описание вносимых изменений;
2) Минцифры России в течение 10 рабочих дней после получения проекта актуализированной (скорректированной) Стратегии рассматривает ее и готовит заключение. При этом Минцифры России оценивает и отражает в заключении степень проведенной корректировки.
В случае если изменения признаны Минцифры России существенными, проект актуализированной (скорректированной) Стратегии проходит дальнейшее рассмотрение, оценку и одобрение со стороны Минцифры России в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 2.3 Методических рекомендаций.
Изменения считаются существенными, если приводят к снижению уровня соответствия проекта актуализированной (скорректированной) Стратегии Методическим рекомендациям.
В случае если изменения признаны Минцифры России несущественными, проект актуализированной (скорректированной) Стратегии утверждается советом директоров (наблюдательным советом) госкомпании. Изменения в подразделы раздела 3, реализованные в виде приложения к Стратегии, могут утверждаться отдельно, на уровне не ниже руководителя госкомпании.
3. Методика внешнего мониторинга реализации Стратегии
3.1. Общие положения методики внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ
Внешний мониторинг реализации Стратегии госкомпании осуществляет Минцифры России.
Задачами внешнего мониторинга реализации Стратегии являются: сбор, систематизация и обобщение информации о процессе цифровой трансформации госкомпании; оценка степени достижения запланированных результатов цифровой трансформации по КПЭ в соответствии с годовыми планами реализации Стратегии; анализ соответствия плановых и фактических интегральных оценок вклада инициатив по цифровой трансформации в рост прибыли госкомпании, а также оценок необходимых инвестиций в цифровую трансформацию и окупаемости инвестиций.
3.2. Требования внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ
Внешний мониторинг реализации Стратегии осуществляется на основе 20 общих показателей, входящих в систему КПЭ госкомпании.
Целевые значения КПЭ цифровой трансформации самостоятельно устанавливаются госкомпанией по перечню КПЭ для целей внешнего мониторинга на основании текущих показателей госкомпании, ее стратегических целей, отраслевых и кросс-отраслевых сопоставлений ("бенчмарков").
Общие показатели распределены по 3 уровням управления цифровой трансформацией.
На первом уровне находятся КПЭ, измеряющие вклад цифровой трансформации в реализацию стратегических целей госкомпании, включая рост прибыли и внедрение новых бизнес-моделей за счет цифровой трансформации:
1) оценка снижения операционных затрат за счет цифровой трансформации;
2) оценка увеличения EBITDA за счет цифровой трансформации;
3) оценка снижения капитальных затрат за счет цифровой трансформации;
4) оценка увеличения выручки за счет цифровой трансформации;
5) оценка доли выручки от цифровых бизнес-моделей в общей выручке компании.
На втором уровне находятся показатели, измеряющие ход цифровой трансформации ключевых сфер деятельности госкомпании, включая цифровую трансформацию продуктов и/или услуг и взаимодействия с потребителями, операций и цепочки поставок, поддерживающих функций:
6) доля выручки в цифровых каналах;
7) доля цифровых продуктов/услуг в выручке;
8) число активных пользователей цифровых решений (физических лиц);
9) число активных пользователей цифровых решений (юридических лиц);
10) доля цифровизированных бизнес-процессов в поддерживающих функциях.
На третьем уровне находятся показатели, измеряющие развитие базовых корпоративных условий, необходимых для успешной цифровой трансформации госкомпании, включая развитие корпоративной цифровой инфраструктуры и системы управления данными, кадров, компетенций и культуры для цифровой трансформации, модели финансирования и управления цифровой трансформацией:
11) доля облачной серверной мощности;
12) число активных пользователей API;
13) доля доменов данных, управляемых в соответствии со стандартом;
14) доля руководителей, специалистов и служащих, обладающих знаниями в сфере цифровой трансформации;
15) объем инвестиций в цифровую трансформацию;
16) доля инвестиций в цифровую трансформацию от общего объема инвестиций;
17) отношение инвестиций в цифровую трансформацию к выручке;
18) доля инициатив цифровой трансформации, реализованных с применением искусственного интеллекта, как ключевой технологии;
19) доля расходов на закупку российского программного обеспечения;
20) увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий.
В случае финансового сектора показатель "оценка снижения капитальных затрат за счет цифровой трансформации" не рассчитывается; использовать "операционные расходы" в качестве аналога "операционных затрат", "прибыль до налогообложения" в качестве аналога "EBITDA", "чистые операционные доходы (до вычета резервов)" в качестве аналога "выручки".
Целевые и фактические значения КПЭ для внешнего мониторинга реализации Стратегии измеряются в соответствии с расчетными методами, изложенными в приложении N 3.
Форма и состав отчетов для целей внешнего мониторинга реализации Стратегии определяются положениями, изложенными в приложении N 5.
Для госкомпаний, характеризующихся исключительными особенностями государственного регулирования, не позволяющими применять перечисленные общие показатели, перечень КПЭ уточняется по результатам обсуждения в Минцифры России при предоставлении достаточной аргументации.
По результатам мониторинга реализации Стратегии принимаются меры, включая, при необходимости, корректировку Стратегии для достижения целей Стратегии.
Основанием принятия решения о корректировке Стратегии может являться:
значительное изменение внутренних и внешних условий, в том числе влияющих на достижение в планируемые сроки установленных в Стратегии целей;
значительное изменение текущей деятельности госкомпании;
принятие новых (или новых редакций) государственных и корпоративных документов стратегического планирования, реализация которых изменяет сроки достижения целей Стратегии и КПЭ;
отсутствие корректировки Стратегии в течение 3 лет со дня ее утверждения.
3.3. Порядок внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ
Участники внешнего мониторинга и оценки реализации Стратегии осуществляют следующие функции:
1) президиум Правительственной комиссии согласовывает ежегодный доклад Минцифры России по результатам мониторинга реализации Стратегий госкомпаний;
2) Минцифры России:
а) обеспечивает методическую поддержку госкомпаниям в вопросах подготовки квартальных и годовых отчетов;
б) организует сбор, рассмотрение и анализ квартальных и годовых отчетов, получаемых от госкомпаний;
в) готовит ежегодный доклад по результатам мониторинга реализации Стратегий госкомпаний;
3) госкомпания осуществляет подготовку квартальных и годовых отчетов и их представление в Минцифры России.
Процедура внешнего мониторинга реализации Стратегии по перечню КПЭ
Процесс мониторинга реализации Стратегии подразумевает квартальный и годовой цикл представления отчетности госкомпанией в Минцифры России. В годовых отчетах госкомпания отчитывается о достижении плановых значений КПЭ по перечню в соответствии с пунктом 3.2 Методических рекомендаций, а также о выполнении инициатив, мероприятий дорожной карты по импортозамещению. Формы отчетности представлены в приложении N 5.
Процедура мониторинга реализации Стратегии представлена в Приложении N 4 и включает следующие шаги:
1. Каждый квартал госкомпания формирует и направляет в Минцифры России отчет о ходе реализации Стратегии с указанием плановых и фактических значений КПЭ по импортозамещению и мероприятий по импортозамещению за прошедший отчетный период (приложение N 5).
2. По истечении годового цикла реализации Стратегии госкомпания формирует годовой отчет (приложение N 5) о ходе реализации Стратегии с указанием плановых и фактических значений КПЭ за отчетный период, а также плановых значений КПЭ через 12 месяцев после отчетного периода, с указанием плановых и фактических дат достижения ключевых вех по мероприятиям по импортозамещению за отчетный период, а также плановых значений КПЭ по импортозамещению поквартально на следующий годовой период после отчетного периода.
3. Минцифры России проводит анализ отчета госкомпании о ходе реализации Стратегии за отчетный период и формирует заключение, которое направляется в госкомпанию.
Сроки подготовки и представления отчетных материалов по реализации Стратегии в Минцифры России:
для квартальных отчетов - в течение 10 дней после окончания отчетного периода, если иное не предусмотрено Директивами;
для годовых отчетов - в течение 4 месяцев после окончания отчетного периода (до 30 апреля), если иное не предусмотрено Директивами.
______________________________
* Экономические эффекты - это влияние на экономические показатели госкомпании, включая операционные и капитальные затраты, выручку, прибыль
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием (утв. Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, 2020 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/ru) 17 ноября 2020 г.