Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Адыгея
от 3 декабря 2020 года N 249
Государственная программа
Республики Адыгея "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов"
Паспорт государственной программы Республики Адыгея "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов"
Наименование государственной программы |
государственная программа Республики Адыгея "Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов" (далее - государственная программа) |
Основание разработки государственной программы |
1) государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 15, 47; 2020, N 1); 2) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 47; 2017, N 8; 2018, N 41); 3) Концепция создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1506-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 31; 2018, N 44; 2019, N 39; 2020, N 23); 4) Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 37); 5) приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 875 "Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)"; 6) Стратегия социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 декабря 2018 года N 286 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2018, N 12); 7) постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 июня 2019 года N 146 "О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Республики Адыгея, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации государственных программ Республики Адыгея и ее критерии" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2019, N 6; 2020, N 1,9) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство труда и социального развития Республики Адыгея |
Соисполнители государственной программы |
1) Министерство здравоохранения Республики Адыгея; 2) Министерство образования и науки Республики Адыгея; 3) Министерство культуры Республики Адыгея; 4) Министерство цифрового развития, информационных и телекоммуникационных технологий Республики Адыгея; 5) Комитет Республики Адыгея по физической культуре и спорту; 6) Управление государственной службы занятости населения Республики Адыгея |
Цель государственной программы |
повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Адыгея |
Задачи государственной программы |
1) определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, получении услуг в рамках сопровождаемого проживания в Республике Адыгея; 2) формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Адыгея; 3) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Адыгея; 4) формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Адыгея |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы |
1) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Адыгея, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые); 2) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Адыгея, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети); 3) доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Республики Адыгея, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Республики Адыгея; 4) число инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания; 5) доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Республики Адыгея; 6) доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей Республики Адыгея, нуждающихся в получении таких услуг; 7) доля семей Республики Адыгея, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи; 8) доля специалистов Республики Адыгея, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Республики Адыгея |
Срок реализации государственной программы |
2021 - 2023 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы |
общий объем финансирования составляет 9405,86 тысячи рублей, из них: 1) в 2021 году - 0,00 тысячи рублей; 2) в 2022 году - 0,00 тысячи рублей; 3) в 2023 году - 9405,86 тысячи рублей. Объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (прогноз) составляет 9311,80 тысячи рублей, из них: 1) в 2021 году - 0,00 тысячи рублей; 2) в 2022 году - 0,00 тысячи рублей; 3) в 2023 году - 9311,80 тысячи рублей. Объем средств республиканского бюджета Республики Адыгея составляет 94,06 тысячи рублей, из них: 1) в 2021 году - 0,00 тысячи рублей; 2) в 2022 году - 0,00 тысячи рублей; 3) в 2023 году - 94,06 тысячи рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
1) увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Адыгея, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые); 2) увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Адыгея, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети); 3) увеличение доли реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Республики Адыгея, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Республики Адыгея; 4) увеличение числа инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания; 5) увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Республики Адыгея; 6) увеличение доли детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей Республики Адыгея, нуждающихся в получении таких услуг; 7) увеличение доли семей Республики Адыгея, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи; 8) увеличение доли специалистов Республики Адыгея, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Республики Адыгея |
I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48; 1998, N 31; 1999, N 2, 29; 2000, N 22; 2001, N 24, 33, 53; 2002, N 1, 22; 2003, N 2, 43; 2004, N 35; 2005, N 1; 2006, N 1; 2007, N 43, 49; 2008, N 9, 29, 30, 52; 2009, N 18, 30; 2010, N 50; 2011, N 27, 30, 45, 47, 49; 2012, N 29, 30, 53; 2013, N 8, 19, 27, 48, 52; 2014, N 26, 30, 49; 2015, N 14, 27, 48; 2016, N 1, 52; 2017, N 11, 23, 24, 31, 45, 50; 2018, N 1, 11, 31; 2019, N 29, 49; 2020, N 17) определены направления работы по реабилитации и (или) абилитации инвалидов на основе многопрофильной оценки их потребностей в сфере здравоохранения, труда, занятости, образования, культурной деятельности, физической культуры и спорта, социального обслуживания.
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49; 2016, N 1) (далее - Федеральный закон N 419-ФЗ), нормы которого направлены на создание взаимоувязанной системы полномочий, функций органов государственной власти и порядков содействия инвалидам в реализации установленных общегражданских прав. В рамках реализации Федерального закона N 419-ФЗ заинтересованными исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея и органами местного самоуправления проведен мониторинг законодательства Республики Адыгея в целях приведения в соответствие с его положениями.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 сентября 2015 года N 233-р "О Плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Республике Адыгея на 2016 - 2030 годы" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2015, N 9; 2016, N 6; 2017, N 5, 8; 2019, N 6; 2020, N 7) утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Республике Адыгея на 2016 - 2030 годы.
Для создания условий социальной интеграции и беспрепятственного доступа граждан с ограниченными физическими возможностями, проживающих на территории Республики Адыгея, к объектам социальной инфраструктуры организована служба "Социальное такси" (далее - Служба). Услугами Службы могут воспользоваться инвалиды-колясочники и граждане с ограниченными физическими возможностями. В 2019 году Службой предоставлена социальная услуга по транспортному обслуживанию 2394 гражданам указанных категорий.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 8 апреля 2014 года N 70-р "О мерах по организации работы по паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2014, N 4) в Республике Адыгея организована работа по паспортизации и классификации приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов.
В целях создания условий для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в Республике Адыгея принят Закон Республики Адыгея от 30 июля 2014 года N 325 "О беспрепятственном доступе маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, а также доступности для жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2014, N 7; 2015, N 11; 2016, N 4; 2018, N 11, 12).
Распоряжением Главы Республики Адыгея от 22 декабря 2015 года N 237-рг "О некоторых мерах по реализации мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и услуг" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2015, N 12; 2017, N 1, 6; 2019, N 6; 2020, N 6) определены должностные лица, ответственные за координацию работы по повышению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры и услуг в соответствующих исполнительных органах государственной власти Республики Адыгея.
В соответствии с Указом Президента Республики Адыгея от 27 ноября 2000 года N 167 "Об утверждении именных премий Республики Адыгея для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2000, N 11; 2001, N 4, 10; 2005, N 12; 2009, N 8; 2011, N 6; 2013, N 4, 11; 2017, N 10; 2018, N 2; 2019, N 1,7; 2020, N 1,8) ежегодно решением комиссии по присуждению именных премий Республики Адыгея для лиц с ограниченными возможностями здоровья присуждаются именные премии. Получателям именных премий одновременно вручается почетный диплом и денежное вознаграждение. Именные премии присуждаются за достигнутые успехи в области образования и науки, литературы и искусства, физической культуры и спорта, технического и народного творчества, успехи в общественной деятельности десяти лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Министерством труда и социального развития Республики Адыгея, Министерством образования и науки Республики Адыгея, Министерством здравоохранения Республики Адыгея и Управлением государственной службы занятости населения Республики Адыгея размещаются необходимые сведения об инвалидах в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов".
Исходя из общих принципов Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Федеральным законом от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19), необходимо формирование системы комплексной реабилитации, направленной на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости. Права каждого человека, независимо от его личных качеств, физических данных или социального статуса являются равными. Инвалиды, возможности которых в той или иной степени являются ограниченными, нуждаются в дополнительной социальной поддержке, которая должна способствовать проявлению индивидуальности лиц с ограниченными возможностями здоровья в различных сферах общественной жизни, в том числе в учебе, в работе, в искусстве, культуре и спорте.
Способность инвалидов быть независимыми экономическими субъектами, участвовать в политической, культурной и социальной жизни общества отражает уровень реализации их прав как граждан социального государства, создает предпосылки для реализации их потенциала и способствует социальному и экономическому развитию государства.
Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", предусматривает в том числе реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации.
Государственная программа разработана в целях повышения уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, услугами ранней помощи, услугами по сопровождаемому проживанию инвалидов, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 363 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Концепцией создания, ведения и использования федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 1506-р, Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 875 "Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)", Стратегией социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26 декабря 2018 года N 286 "О Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года".
По состоянию на 1 января 2020 года доля лиц, имеющих инвалидность, в общей численности населения Республики Адыгея составляет около 7,4% - 33723 человека, в том числе 1737 детей-инвалидов - примерно 1,75% от общей численности детского населения Республики Адыгея.
В Республике Адыгея 16 организаций социального обслуживания, включенных в реестр поставщиков социальных услуг, оказывают инвалидам социальные услуги, в том числе услуги по социально-трудовой реабилитации, в соответствии с Перечнем предоставляемых социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания, утвержденным Законом Республики Адыгея от 18 декабря 2014 года N 367 "О Перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2014, N 12; 2019, N 5). На базе 9 комплексных центров социального обслуживания населения (далее - КЦСОН) функционирует 53 отделения социальной помощи на дому, которые предоставляют получателям социальных услуг, в том числе инвалидам, социальные услуги, в том числе услуги по социальной реабилитации и абилитации.
Одним из важных направлений работы с инвалидами является предоставление им технических средств реабилитации во временное пользование. Пункт проката и ремонта технических средств реабилитации функционирует на базе государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея "Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов". В 2019 году услугой по прокату технических средств реабилитации воспользовались более 300 человек, включая инвалидов.
В системе социального обслуживания Республики Адыгея функционирует 2 реабилитационных центра для несовершеннолетних: автономное учреждение Республики Адыгея "Реабилитационный центр "Звездный"; государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея "Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям "Доверие". В 2019 году данными учреждениями обслужено 847 детей, из них 169 детей-инвалидов, оказано 81489 социально-медицинских услуг.
С целью оказания комплекса социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, а также профилактики детской инвалидности на базе государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея "Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям "Доверие" функционирует отделение реабилитации. Ежегодно в отделении реабилитации курс социально-медико-психолого-педагогической реабилитации проходят около 300 детей. При прохождении медико-социальной реабилитации дети получают физиотерапевтическое лечение, проходят курс массажа, занятия лечебной физкультурой. Функционирует стационар на 33 койко-места для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 4 до 18 лет, с обеспечением проживания сопровождающего лица для детей, требующих постоянного ухода. Малообеспеченные семьи и дети из всех муниципальных образований могут бесплатно пройти курс реабилитации в условиях круглосуточного пребывания. Педагогическая реабилитация включает в себя услуги логопеда-дефектолога, коррекционные занятия с учителем-дефектологом. Социальная реабилитация в отделении представлена социально-бытовой адаптацией и социально-средовой ориентацией. Специалисты отделения помогают восстановить утраченные навыки самообслуживания, учат пользоваться техническими средствами, протезно-ортопедическими изделиями, содействуют в решении личных проблем.
В автономное учреждение Республики Адыгея "Реабилитационный центр "Звездный" направляются дети, нуждающиеся в медико-социальной реабилитации, в возрасте от 4 до 18 лет в сопровождении одного из родителей (законного представителя) по медицинским показаниям. Профили заболевания детей: заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания кожи, сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Дети получают физиолечение, светолечение, электролечение, водные процедуры, озокерите и грязелечение, ручной сегментарный массаж, занятия лечебной физкультурой и другое.
В системе здравоохранения реабилитационные услуги инвалидам предоставляются в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр медицинской реабилитации" (далее - АРЦМР), в 6 отделениях физиотерапии стационаров, в 2 отделениях амбулаторно-поликлинической службы, в 5 кабинетах физиотерапии в стационарах, в 18 амбулаторно-поликлинических службах. По окончании курса реабилитационного лечения в стационаре при необходимости организуется продолжение реабилитационных мероприятий по месту жительства пациентов и в АРЦМР. В условиях государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейская межрайонная больница им. К.М. Батмена" и "Кошехабльская центральная районная больница" функционирует 25 реабилитационных коек.
Инвалиды, нуждающиеся в реабилитационной помощи, могут получить направление на реабилитационное лечение в федеральных государственных учреждениях здравоохранения через портал информационной системы мониторинга оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Реабилитационная помощь детям в Республике Адыгея организована на трёх этапах оказания медицинской помощи. Особое внимание уделяется реабилитации родившихся с низкой и экстремально низкой массой тела.
Первый этап медицинской помощи по реабилитации осуществляется в отделениях реанимации, специализированных отделениях по профилю оказываемой помощи в условиях перинатального центра государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Майкопская городская клиническая больница" и государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейская республиканская детская клиническая больница" (далее - ГБУЗ РА АРДКБ).
Второй этап медицинской реабилитации детей, в том числе детей-инвалидов, осуществляется в отделении медицинской реабилитации, организованном в структуре ГБУЗ РА АРДКБ. Отделение медицинской реабилитации на 15 коек расположено на 3 этаже лечебного корпуса ГБУЗ РА АРДКБ с отдельным входом, оснащено необходимым реабилитационным оборудованием. В отделении медицинской реабилитации осуществляется комплексное непрерывное сопровождение детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, в том числе с детским церебральным параличом, применяются новые подходы к лечению и реабилитации детей с использованием лечебно-диагностических возможностей ГБУЗ РА АРДКБ.
Кроме того, в отделении медицинской реабилитации ГБУЗ РА АРДКБ созданы условия для взаимодействия специалистов разного профиля (неврологов, психиатров, медицинских психологов, ортопедов, педагогов), обучения родителей и детей методам реабилитации, уходу за больными, сохранения способности к обучению детей в образовательных организациях.
Третий этап реабилитации осуществляется в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Адыгея "Майкопская городская детская поликлиника" и в детских консультациях (кабинетах) центральных районных больниц.
В Республике Адыгея проводятся мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы, оснащение медицинским оборудованием кабинетов и отделений, оказывающих реабилитационную медицинскую помощь.
В системе образования реабилитационные услуги инвалидам предоставляются в государственном казенном общеобразовательном учреждении Республики Адыгея "Адыгейская республиканская школа-интернат для детей с нарушениями слуха и зрения", государственном казенном общеобразовательном учреждении Республики Адыгея "Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также в муниципальных образовательных организациях.
В 2019 - 2020 учебном году в образовательных организациях обучалось 1774 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, охваченных различными формами организации образования, из них 770 - дети-инвалиды.
Отдельные классы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи обучающимся с ОВЗ. Положительным фактором в данном случае является наличие возможности у обучающихся с ОВЗ осваивать адаптированную образовательную программу в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, психофизиологическими возможностями и образовательными потребностями и, при необходимости, в пролонгированные сроки обучения, но при этом иметь возможность участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов.
Основные мероприятия по реализации в Республике Адыгея права детей с ОВЗ на получение дошкольного образования, начального, основного и среднего общего образования в образовательных организациях проводятся в соответствии с государственной программой Республики Адыгея "Развитие образования", утверждённой постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 29 ноября 2019 года N 286 "О государственной программе Республики Адыгея "Развитие образования" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2019, N 11; 2020, N 5,8, 9).
В профессиональных образовательных организациях Республики Адыгея в 2019 - 2020 учебном году обучалось 59 студентов из числа лиц, признанных инвалидами или лицами с ОВЗ. В образовательных организациях высшего образования обучается 122 студента из числа лиц, признанных инвалидами.
В период с 15 по 17 мая 2019 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 26 апреля 2019 года N 462 "О проведении III регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" в 2019 году в Республике Адыгея" проведен III региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" по 11 компетенциям. На площадках свои навыки продемонстрировал 61 участник, в том числе 31 школьник, 25 студентов образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего и среднего профессионального образования, 5 специалистов.
В V Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" (далее - V Национальный чемпионат), проходившем в период с 18 по 22 ноября 2019 года в городе Москве, приняла участие делегация Республики Адыгея в составе участников по 11 компетенциям, сопровождающих лиц, волонтеров, тим-лидера, региональных экспертов, приглашенных в качестве экспертов и главных экспертов V Национального чемпионата. По итогам V Национального чемпионата в компетенциях художественный дизайн (студент) и обработка текста (специалист) представители Республики Адыгея заняли призовые (первые) места.
Государственным казенным учреждением Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр занятости населения" и его филиалами осуществляется работа с инвалидами в сфере занятости населения, сопровождение при содействии занятости инвалидов.
В 2019 году численность инвалидов в трудоспособном возрасте составляла 11760 человек, в том числе I группы инвалидности - 1207 человек, II группы инвалидности - 5351 человек, III группы инвалидности - 5202 человека. Из числа инвалидов трудоспособного возраста 2993 человека заняты трудовой деятельностью, из них 64 человека - инвалиды I группы, 1181 человек - инвалиды II группы, 1748 человек - инвалиды III группы.
По оперативным данным уровень занятости инвалидов в Республике Адыгея по состоянию на 1 января 2020 составляет 29% (в Российской Федерации - 24,3%, в Южном федеральном округе - 25,7%).
В Республике Адыгея реализуется комплекс мер, направленных на повышение занятости инвалидов. В их число входят формирование персональных списков инвалидов, взаимодействие с федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея (Адыгея)" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, внедрение клиентоориентированных принципов в работу органов службы занятости населения Республики Адыгея, расширение базы вакансий для трудоустройства инвалидов, создание специальных сервисов для инвалидов на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.adygheya.ru).
Одним из действенных механизмов, направленных на повышение уровня занятости инвалидов, является квотирование рабочих мест. Управление государственной службы занятости населения Республики Адыгея обеспечивает оказание государственных услуг в сфере занятости населения гражданам с ОВЗ.
В Республике Адыгея действуют Закон Республики Адыгея от 30 июля 2014 года N 331 "О квотировании рабочих мест и минимальном количестве специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2014, N 7; 2015, N 10; 2017, N 12) и Закон Республики Адыгея от 4 августа 2016 года N 562 "О проведении специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2016, N 8).
В целях реализации мероприятий по сопровождаемому трудоустройству инвалидов приняты нормативные правовые акты, регламентирующие оказание государственной услуги. Организовано обучение специалистов органов службы занятости населения Республики Адыгея по вопросам реабилитации и абилитации инвалидов, а также реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов при трудоустройстве.
В целях улучшения информирования населения о работе органов службы занятости населения Республики Адыгея на Интернет-странице Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея официального Интернет-сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.adygheya.ru) размещена информация о состоянии рынка труда Республики Адыгея, основные направления деятельности органов службы занятости населения Республики Адыгея, перечень всех оказываемых ими государственных услуг, сведения, необходимые работодателям и гражданам, ищущим работу.
Управление государственной службы занятости населения Республики Адыгея ведет перечень работодателей, создающих (выделяющих) квотируемые рабочие места, который размещается на Интернет-странице Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея официального Интернет-сайта исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.adygheya.ru). Работа по информированию инвалидов о возможностях трудоустройства и профессионального обучения в средствах массовой информации, размещение информации о вакантных рабочих местах в Республике Адыгея ведется на постоянной основе.
В сфере физической культуры и спорта работу с инвалидами осуществляет государственное бюджетное учреждение Республики Адыгея "Адыгейский республиканский физкультурно-спортивный центр адаптации инвалидов" (далее - Центр). Предметом деятельности Центра является осуществление деятельности, определенной федеральным законодательством, законодательством Республики Адыгея и Уставом Центра, в целях выполнения социально-значимых функций, направленных на поддержку спорта высших достижений, социальную защиту спортсменов-инвалидов, являющихся членами сборных команд России и Республики Адыгея, стимулирование творческой активности тренеров при подготовке к участию во всероссийских и международных соревнованиях по инвалидному спорту, подготовку спортивного резерва, обеспечение подготовки сборных команд Республики Адыгея по инвалидному спорту, привлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни.
Численность инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, в Республике Адыгея составляет 4101 человек (11,3% от общей численности инвалидов). Центр уделяет большое внимание развитию спорта инвалидов и участию их во всероссийских и международных соревнованиях, сотрудничает с общественными организациями инвалидов Республики Адыгея, где происходит отбор в спортивные секции и в группы для занятий адаптивной физкультурой. Инвалиды всех возрастов и видов патологий занимаются в различных секциях.
Спортсмены с ограниченными физическими возможностями неоднократно становились победителями и призерами международных и всероссийских соревнований, в том числе Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр.
В сфере культуры и искусства работу с инвалидами осуществляет государственное казенное учреждение Республики Адыгея "Адыгейская республиканская специальная библиотека для слепых" (далее - библиотека), которая проводит активную работу по социокультурной реабилитации и интеграции инвалидов по зрению в общество. Наибольшую доступность услуг библиотеки жителям Республики Адыгея обеспечивает сеть внестационарного обслуживания, которая включает в себя 26 библиотечных пунктов в районах Республики Адыгея, "заочный" и "надомный" абонементы. Услугами библиотеки пользуются инвалиды по зрению и инвалиды других нозологий, члены семей инвалидов и специалисты, работающие в области реабилитации и социализации слепых. Ежегодно библиотеку посещает более 13 тысяч человек. Созданные в Республике Адыгея условия доступности, оснащение оборудованием позволили библиотеке расширить перечень услуг и категорий обслуживаемых инвалидов, не ограничиваясь библиотечным обслуживанием лиц с нарушениями зрения.
Сегодня стоит задача развивать такие формы жизнеустройства, которые позволят людям с ментальной инвалидностью жить в условиях привычного социального окружения, а не в интернатах. Граждане с ментальной инвалидностью могут быть активными и продуктивными, но для этого необходимо создать определенные условия по их обучению и адаптации к быту, подготовке к самостоятельной жизни вне стен интернатов и сопровождению при проживании, по социальной дневной занятости.
Под сопровождаемым проживанием понимается такая форма жизнеустройства человека с инвалидностью, не способного вести полностью самостоятельный образ жизни, при которой он живет дома (один или в группе) и получает комплекс социальных услуг и различных форм сопровождения, направленных на поддержку его максимально возможной независимости и самостоятельности в организации быта, досуга, общения и социальных связей с учетом его индивидуальных потребностей.
В двух психоневрологических домах-интернатах проживает 465 граждан, признанных судом недееспособными, и 17 детей-инвалидов.
В психоневрологических домах-интернатах проводится работа по организации получения основного общего или среднего профессионального образования гражданами, страдающими психическими расстройствами. Проведен мониторинг уровня нуждаемости граждан, страдающих психическими расстройствами, в получении образования, по результатам которого выявлено 207 граждан указанной категории, нуждающихся в получении образования, в том числе 17 детей-инвалидов и 190 граждан с психическими расстройствами. С октября 2019 года 21 гражданин из данной категории обучается по образовательным программам основного общего образования.
В психоневрологических домах-интернатах разработаны планы индивидуальной ежедневной занятости граждан, в которых предусмотрены мероприятия по социальной, трудовой, социокультурной реабилитации и абилитации.
В 2019 году 5 граждан с психическими расстройствами, проживающих в государственном бюджетном учреждении Республики Адыгея "Майкопский психоневрологический дом-интернат", возвращены в семью.
В государственном бюджетном учреждении Республики Адыгея "Адамийский психоневрологический дом-интернат" с января 2019 года подготовлен кабинет социально-бытовой ориентации и внедряется технология "учебного (тренировочного) сопровождаемого проживания". Данной технологией охвачено 6 граждан, страдающих психическими расстройствами. Планируется обучение детей-инвалидов в учебно-тренировочных отделениях для организации сопровождаемого проживания в квартирах, что позволит предотвратить попадание или прямой переход из "детских" психоневрологических домов-интернатов во "взрослые".
В целях реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-р, в Республике Адыгея с 2018 года ведется работа по обеспечению реализации комплекса услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, образовательных организаций.
Приняты необходимые нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы оказания ранней помощи детям целевой группы.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 июня 2019 года N 147 "О Комплексной программе ранней помощи в Республике Адыгея на 2019 - 2020 годы" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2019, N 6, 12) утверждена Комплексная программа ранней помощи в Республике Адыгея на 2019 - 2020 годы, которая с 2019 года начала реализовываться на практике.
На базе государственного бюджетного учреждения Республики Адыгея "Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям "Доверие" с 2018 года осуществляет свою деятельность республиканский ресурсно-методический центр ранней помощи (далее - центр ранней помощи), основной задачей которого является координация деятельности служб ранней помощи Республики Адыгея.
С целью оценки уровня развития детей раннего возраста центром ранней помощи в июле 2019 года приобретена и установлена Программа диагностической методики комплексной оценки уровня развития младенцев в возрасте от 2 до 16 месяцев и детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев.
В каждом районе Республики Адыгея специалисты, уполномоченные на оказание услуг ранней помощи, проводят работу по организации заполнения родителями анкеты первичной оценки функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья ребенка.
Эти данные поступают в центр ранней помощи, где проводится комплексная оценка развития детей по диагностической методике лицензионного программного комплекса KID и RCDI, которая определяет степень развития ребенка по основным показателям: социальная сфера, самообслуживание, крупная моторика, тонкая моторика, речь, понимание, движение.
Заключение по развитию ребенка и рекомендации по сопровождению семьи и ребенка направляются в КЦСОН, где в дальнейшем определяется маршрут оказания услуг ранней помощи каждой семье. Услуги ранней помощи получает 72 ребенка.
С учетом изложенного представляется необходимым формирование и развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, возникает потребность в вовлечении в эту технологию их семей, социальных институтов, взаимодействующих с указанной категорией граждан, в активном вовлечении инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, в жизнь общества в целях их положительного жизнеустройства.
Направления реализации государственной программы нацелены на инвалидов различных возрастных групп независимо от места их проживания, активности в обществе, нуждаемости в помощи и поддержке, а также на их семьи, лиц, обеспечивающих им поддержку и уход.
Основные направления государственной поддержки инвалидов, в том числе детей-инвалидов, предусмотренные нормами федерального законодательства, законодательства Республики Адыгея, содержат систему правовых, организационных и экономических мер, направленных на обеспечение достойного уровня жизни, доступности социальных услуг, медицинской помощи, равного доступа к основным и дополнительным образовательным программам, посильной трудовой занятости, гарантий в части условий и оплаты труда, создание условий для культурно-досуговой деятельности, занятий физической культурой и спортом.
Проведенный анализ системы комплексной реабилитации и абилитации в Республике Адыгея показал наличие условий для отработки подходов по формированию комплексной системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
1) сформированные действенные ведомственные системы реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
2) реализация всех направлений комплексной реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
3) широкий спектр предоставляемых услуг;
4) наличие материально-технической базы и кадрового потенциала для предоставления реабилитационных и абилитационных услуг;
5) опыт успешной реализации программ и проектов социальной направленности.
При этом, существуют следующие проблемы в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
1) несформированность эффективного межведомственного взаимодействия в сфере комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, комплексного и системного подхода при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);
2) отсутствие системы межведомственного обмена данными о потребностях инвалидов в реабилитационных мероприятиях;
3) отсутствие единой системы оценки результативности и эффективности реабилитационных мероприятий;
4) несформированность системы подготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия для инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
5) низкая мотивация инвалидов, семей детей-инвалидов к исполнению рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) и вовлечению в реабилитационный процесс;
6) недостаточный уровень информационной открытости организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия;
7) необходимость укрепления материально-технической базы организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия, для внедрения современных технологий реабилитации с учетом потребностей инвалидов (детей-инвалидов).
Решение выявленных проблем возможно путем:
1) формирования механизма эффективного межведомственного взаимодействия при предоставлении реабилитационных, абилитационных услуг, рационального и избирательного соединения необходимых видов реабилитационных, абилитационных мероприятий и услуг на протяжении жизненного маршрута инвалида (ребенка-инвалида);
2) разработки алгоритма выявления потребностей инвалида (ребенка-инвалида) и межведомственного обмена данными;
3) разработки единой системы оценки результативности и эффективности реабилитационных мероприятий;
4) формирования системы подготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих реабилитационные и абилитационные мероприятия для инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
5) активного включения в реабилитационный процесс не только инвалида, но и членов его семьи;
6) развития информационного сопровождения процессов реабилитации и абилитации;
7) укрепления материально-технической базы организаций, осуществляющих реабилитационные мероприятия, для внедрения современных технологий реабилитации с учетом потребностей инвалидов (детей-инвалидов);
8) создания и развития информационных систем и обеспечения их взаимной интеграции.
Таким образом, организация реабилитационного процесса предусматривает наличие принципиально важных условий для достижения поставленных целей - комплексность реабилитационных мероприятий, непрерывность реабилитационного процесса, преемственность в работе специалистов и организаций, цикличность проведения курсов реабилитации, профессионализм кадров и доступность реабилитационных мероприятий. Успех в реализации планов реабилитации достигается только при тесном сотрудничестве занятых в этой области учреждений и специалистов.
Создание системного подхода, последовательность и преемственность в проведении комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с использованием современных реабилитационных технологий, эффективное межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея и учреждений возможно с использованием программно-целевого метода.
II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) государственной программы
Целью государственной программы является повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Адыгея.
Задачи государственной программы:
1) определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, получении услуг в рамках сопровождаемого проживания в Республике Адыгея в целях обеспечения комплексности реабилитационных мероприятий;
2) формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Адыгея в целях их вовлечения в активную трудовую деятельность, преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в жизнь общества;
3) формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Адыгея в целях формирования в Республике Адыгея единой нормативной правовой базы в сфере реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов;
4) формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Адыгея в целях обеспечения предоставления реабилитационных и абилитационных услуг на основе межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, образовательных организаций.
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы:
1) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Адыгея, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые);
2) доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Республики Адыгея, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети);
3) доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, Республики Адыгея, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Республики Адыгея;
4) число инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания;
5) доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста Республики Адыгея;
6) доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей Республики Адыгея, нуждающихся в получении таких услуг;
7) доля семей Республики Адыгея, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи;
8) доля специалистов Республики Адыгея, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Республики Адыгея.
Сведения о целевых показателях (индикаторах) государственной программы приведены в приложении N 1 к государственной программе.
III. Срок реализации государственной программы
Срок реализации государственной программы - 2021 - 2023 годы.
IV. Перечень программных мероприятий
1. Мероприятия по определению потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, получении услуг в рамках сопровождаемого проживания в Республике Адыгея:
1.1. Мероприятия по определению потребности в реабилитационных и абилитационных услугах:
1.1.1. Проведение анализа потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере здравоохранения.
1.1.2. Проведение анализа потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере образования.
1.1.3. Проведение анализа потребности инвалидов в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере занятости.
1.1.4. Проведение анализа потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере социального обслуживания.
1.1.5. Проведение анализа потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере культуры.
1.1.6. Проведение анализа потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах в сфере физической культуры и спорта.
1.2. Мероприятия по определению потребности в услугах ранней помощи:
1.2.1. Организация работы по своевременному выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с риском развития инвалидности.
1.2.2. Проведение анализа потребности семей с детьми-инвалидами в услугах ранней помощи.
1.3. Мероприятия по определению потребности в получении услуг в рамках сопровождаемого проживания:
1.3.1. Информирование населения об оказании услуг в рамках сопровождаемого проживания.
1.3.2. Проведение анализа потребности инвалидов в получении услуг в рамках сопровождаемого проживания инвалидов.
2. Мероприятия по формированию условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Республике Адыгея:
2.1. Мероприятия по формированию условий для повышения уровня профессионального развития инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
2.1.1. Проведение профориентационной работы для детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях, в рамках мероприятий по профессиональной реабилитации.
2.2. Мероприятия по формированию условий для повышения уровня занятости, включая сопровождаемое содействие занятости, инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
2.2.1. Информирование инвалидов в республиканских средствах массовой информации о возможностях трудоустройства, реализации мероприятий по профессиональной реабилитации.
2.2.2. Обучение инвалидов технологиям поиска работы, включающим обучение оформлению резюме, прохождению собеседования с работодателем и адаптации инвалидов на новом рабочем месте.
3. Мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Адыгея:
3.1. Мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
3.1.1. Организация информационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея в рамках организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов; подготовка нормативных правовых актов по межведомственному взаимодействию исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, созданию единой интегрированной системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
3.2. Мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации ранней помощи в Республике Адыгея:
3.2.1. Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по предоставлению услуг ранней помощи.
3.2.2. Методическое сопровождение служб ранней помощи.
3.3. Мероприятия по формированию и поддержанию в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Адыгея:
3.3.1. Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы, направленной на создание условий для организации сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Адыгея.
3.3.2. Методическое сопровождение государственных учреждений Республики Адыгея (далее - учреждения) по организации сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Адыгея.
4. Мероприятия по формированию условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Республике Адыгея:
4.1. Мероприятия по формированию условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов:
4.1.1. Оснащение учреждений, осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов в сфере культуры, реабилитационным оборудованием для проведения реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
4.1.2. Оснащение учреждений, осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов в сфере физической культуры и спорта, реабилитационным оборудованием для проведения реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
4.1.3. Оснащение учреждений, осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов в сфере социального обслуживания, реабилитационным оборудованием для проведения реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
4.1.4. Оснащение учреждений, осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов в сфере здравоохранения, реабилитационным оборудованием для проведения реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
4.1.5. Оснащение учреждений, осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов в сфере образования, реабилитационным оборудованием для проведения реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
4.1.6. Приобретение компьютерной техники, оргтехники и программного обеспечения для оснащения учреждений, осуществляющих мероприятия по реабилитации и (или) абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, организаций, оказывающих услуги ранней помощи и реализующих сопровождаемое проживание инвалидов, в целях непосредственного проведения мероприятий по реабилитации и (или) абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, оказания услуг ранней помощи.
4.1.7. Создание, эксплуатация и развитие (доработка) единой информационной системы Республики Адыгея в целях формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, включая раннюю помощь и сопровождаемое проживание инвалидов.
4.2. Мероприятия по формированию условий для развития ранней помощи:
4.2.1. Оснащение реабилитационным оборудованием служб ранней помощи в сфере здравоохранения в целях непосредственного проведения реабилитационных мероприятий.
4.2.2. Оснащение реабилитационным оборудованием служб ранней помощи в сфере социального обслуживания в целях непосредственного проведения реабилитационных мероприятий.
4.2.3. Оснащение реабилитационным оборудованием служб ранней помощи в сфере образования в целях непосредственного проведения реабилитационных мероприятий.
4.3. Мероприятия по подготовке кадров системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, ранней помощи, а также сопровождаемого проживания инвалидов:
4.3.1. Организация обучения специалистов в сфере социального обслуживания, осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по программам повышения квалификации и переподготовки.
4.3.2. Организация обучения специалистов в сфере образования, осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по программам повышения квалификации и переподготовки.
4.3.3. Организация обучения специалистов в сфере культуры, осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по программам повышения квалификации и переподготовки.
4.3.4. Организация обучения специалистов в сфере физической культуры и спорта, осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по программам повышения квалификации и переподготовки.
4.3.5. Организация обучения специалистов в сфере занятости, осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по программам повышения квалификации и переподготовки.
4.3.6. Организация обучения специалистов в сфере здравоохранения, осуществляющих мероприятия по реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, по программам повышения квалификации и переподготовки.
4.3.7. Организация обучения специалистов в сфере образования по технологиям оказания ранней помощи.
4.3.8. Организация обучения специалистов в сфере здравоохранения по технологиям оказания ранней помощи.
4.3.9. Организация обучения специалистов в сфере социального обслуживания по технологиям оказания ранней помощи.
4.3.10. Организация обучения специалистов в сфере социального обслуживания по технологиям сопровождаемого проживания инвалидов.
4.4. Мероприятия по формированию условий для развития сопровождаемого проживания инвалидов:
4.4.1. Приобретение мебели, бытовой техники для государственных учреждений Республики Адыгея, реализующих сопровождаемое проживание инвалидов.
4.4.2. Проведение обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов, и членов их семей навыкам ухода, подбору и пользованию техническими средствами реабилитации, реабилитационным навыкам.
Перечень мероприятий государственной программы с указанием объемов финансирования приведен в приложении N 2 к государственной программе.
V. Ресурсное обеспечение государственной программы
Реализация мероприятий государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Адыгея. Общий объем финансирования реализации государственной программы составляет 9405,86 тысячи рублей, из них:
1) в 2021 году - 0,00 тысячи рублей;
2) в 2022 году - 0,00 тысячи рублей;
3) в 2023 году - 9405,86 тысячи рублей.
Объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (прогноз) составляет 9311,80 тысячи рублей, из них:
1) в 2021 году - 0,00 тысячи рублей;
2) в 2022 году - 0,00 тысячи рублей;
3) в 2023 году - 9311,80 тысячи рублей.
Объем средств республиканского бюджета Республики Адыгея составляет 94,06 тысячи рублей, из них:
1) в 2021 году - 0,00 тысячи рублей;
2) в 2022 году - 0,00 тысячи рублей;
3) в 2023 году - 94,06 тысячи рублей.
Для реализации мероприятий государственной программы планируется привлечение средств федерального бюджета в виде субсидии на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в государственную программу.
Объем ресурсного обеспечения представлен в приложении N 3 к государственной программе.
Сведения о планируемом распределении бюджетных ассигнований государственной программы приведены в приложении N 4 к государственной программе.
VI. Управление и контроль реализации государственной программы
Ответственным исполнителем государственной программы, осуществляющим организацию исполнения мероприятий, текущее управление, координацию работы соисполнителей государственной программы и контроль за ходом ее реализации (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) государственной программы, является Министерство труда и социального развития Республики Адыгея в соответствии с разделом VI настоящей государственной программы.
Ответственный исполнитель государственной программы разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации государственной программы.
Ответственный исполнитель государственной программы совместно с соисполнителями разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации государственной программы, осуществляет согласование планов реализации мероприятий.
Соисполнители государственной программы организуют исполнение мероприятий государственной программы, в установленные в государственной программе сроки представляют информацию об их исполнении ответственному исполнителю государственной программы, а также при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности государственной программы).
Организация исполнения мероприятий соисполнителями государственной программы осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, 50; 2012, N 53; 2013, N 23, 27, 51, 52; 2014, N 11; 2015, N 1,27, 29; 2016, N 15,27; 2017, N 1,24; 2018, N 1,27, 32, 45, 49; 2019; N 18, 31, 52; 2020, N 17, 31), от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, 27, 52; 2014, N 23, 30, 48, 49; 2015, N 1, 10, 14, 27, 29; 2016, N 1, 11, 15, 23, 26, 27; 2017, N 1, 9, 14, 18, 24, 31; 2018, N 1, 18, 27, 31, 32, 45, 53; 2019, N 14, 18, 26, 52; 2020, N 9, 14, 17, 24, 31).
В случае экономии бюджетных ассигнований, образовавшейся в результате снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в рамках проведения конкурсных процедур на право заключения государственного контракта, денежные средства расходуются на финансовое обеспечение мероприятий, на реализацию которых предоставляется субсидия из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Адыгея, в размере не менее 10% и не более 20% на одно направление деятельности (сферу) от общего объема сэкономленных средств республиканского бюджета Республики Адыгея.
Для оперативного контроля (мониторинга) исполнения государственной программы соисполнители государственной программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют информацию о выполнении мероприятий государственной программы ответственному исполнителю государственной программы.
Ответственный исполнитель государственной программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:
1) информацию об исполнении мероприятий региональной программы с указанием сведений о выполнении мероприятий, включающих в себя количественно-качественные показатели и описание выполнения, или о невыполнении мероприятий;
2) отчет об осуществлении расходов республиканского бюджета Республики Адыгея, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Адыгея на софинансирование расходов по реализации мероприятий, включенных в государственную программу.
VII. Оценка эффективности реализации государственной программы
Оценка эффективности государственной программы осуществляется с учетом того, что она направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграции в общество, формирование равных возможностей во всех сферах жизни общества, а также на развитие ранней помощи и сопровождаемого проживания инвалидов.
При оценке эффективности государственной программы учитывается социальная эффективность государственной программы, которая должна выражаться в снижении социальной напряженности в обществе за счет:
1) повышения уровня и качества предоставляемых инвалидам, в том числе детям-инвалидам, реабилитационных и абилитационных услуг;
2) возвращения инвалидов к активной жизни за счет частичного или полного восстановления или компенсации способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, а также формирования у них новых способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности;
3) увеличения уровня информированности инвалидов, получателей услуг ранней помощи о реабилитационных и абилитационных услугах, а также услугах ранней помощи, формате их предоставления;
4) преодоления социальной изоляции и включенности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в жизнь общества, включая совместные с другими гражданами мероприятия (в том числе досуговые, культурные, спортивные);
5) информационных кампаний и акций средств массовой информации в освещении проблем инвалидов для граждан, не являющихся инвалидами.
Экономическая эффективность государственной программы обеспечивается путем рационального использования средств республиканского бюджета Республики Адыгея, в том числе в результате перераспределения расходов.
При достижении значений целевых показателей 90% и выше от запланированных показателей эффективность реализации государственной программы признается высокой, при значении целевых показателей от 70% до 89% - средней, при значениях целевых показателей меньше 69% - низкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.