В соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в целях профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования:
1. Утвердить прилагаемую Ведомственную программу профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2021 - 2023 годы (далее - Программа).
2. Управлению государственного контроля (надзора) в сфере образования обеспечить осуществление мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, в соответствии с Программой.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Первый заместитель министра |
Е.А. Михайлова |
Утверждена
распоряжением
Министерства образования
Московской области
от 23.11.2020 N Р-734
Ведомственная программа
профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2021 - 2023 годы
Паспорт
Наименование Программы |
Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2021 - 2023 годы |
Правовые основания разработки Программы |
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
Разработчик Программы |
Управление государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования Московской области |
Цели Программы |
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в подконтрольной сфере общественных отношений; - предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований); - создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства в сфере образования; - формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов; - повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности |
Задачи Программы |
- выявление причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований законодательства в сфере образования на территории Московской области, выработка и реализация профилактических мер, способствующих их снижению; - установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов; - определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; - повышение квалификации кадрового состава управления государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования Московской области; - создание системы консультирования подконтрольных субъектов, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; - повышение уровня правовой компетентности руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях законодательства в сфере образования и необходимых мерах по их исполнению; - создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению; - формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности; - снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты |
Сроки и этапы реализации Программы |
2021 - 2023 годы. I этап - 2021 год (краткосрочный период); II этап - 2022 - 2023 год (плановый период) |
Источники финансирования |
Федеральный бюджет, текущее финансирование Министерства образования Московской области (бюджет Московской области) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- снижение рисков нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании; - увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов - развитие системы профилактических мероприятий контрольно-надзорного органа; - внедрение различных способов профилактики; - разработка и внедрение технологий профилактической работы внутри контрольно-надзорного органа; - разработка образцов эффективного, законопослушного поведения подконтрольных субъектов; - обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц контрольно-надзорного органа; - повышение прозрачности деятельности контрольно-надзорного органа; - уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты; - повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов; - обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами; - мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению; - снижение количества нарушений законодательства об образовании, выявляемых при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области |
Раздел 1. Анализ и оценка состояния подконтрольной сферы
Министерством образования Московской области в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), Положением о Министерстве образования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 07.02.2014 N 41/2 "Об утверждении Положения о Министерстве образования Московской области", реализуется следующее полномочие Российской Федерации в сфере образования, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области (за исключением образовательных организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона об образовании), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.
Общее количество объектов надзора и контроля - 5397, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, - 63.
В 2020 году Министерство образования Московской области при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования руководствовалось постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с вышеуказанным документом приказами Министерства внесены изменения в План проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год плановые и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 1 апреля и до конца 2020 года не проводились.
Исключение составляли проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, приема в организацию и проверки органов местного самоуправления.
Министерством образования Московской области в 2020 году проведено 782 контрольно-надзорных мероприятия (далее - КНМ), из них:
плановых проверок - 228 (в 2019 - 943, в 2018 - 534);
внеплановых проверок - 99 (в 2019 - 160, в 2018 - 297);
мероприятий без взаимодействия с ЮЛ - 455 (в 2019 - 0, в 2018 - 0).
Анализ результатов проведенных КНМ позволил установить образовательные организации, работающие в рамках правового поля, а также выявить типичные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования на территории Московской области:
Несоответствие содержания уставов законодательству Российской Федерации об образовании - 167 (в 2019 - 79, в 2018 - 138).
Нарушение требований к наличию, содержанию, разработке и принятию локальных нормативных актов - 455 (в 2019 - 418, в 2018 - 415).
Нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, предусмотренных статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", - 559 (в 2019 - 559, в 2018 - 542), из них:
нарушение п. 1 ч. 3 ст. 28: разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов - 128;
нарушение п. 5 ч. 3 ст. 28: прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников - 10;
нарушение п. 6 ч. 3 ст. 28: разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации - 23;
нарушение п. 8 ч. 3 ст. 28: прием обучающихся в образовательную организацию - 348.
Нарушения обязательных требований законодательства РФ, связанные с размещением информации на официальном сайте, - 361, из них:
отсутствие на сайте обязательной информации - 243, в том числе сведений об условиях и организации обучения лиц с ОВЗ - 73;
нарушение требований к структуре сайта - 118.
Нарушение требований к порядку проведения аттестации педагогических работников - 34.
Нарушение прав родителей (законных представителей) обучающихся и воспитанников в части ознакомления с уставом образовательной организации, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательной организации, основными образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, - 53.
Нарушение правил оказания платных образовательных услуг - 156.
По результатам проведенных мероприятий по контролю в 2020 году образовательным организациям выдано 136 обязательных для исполнения предписаний (в 2019 году - 475, в 2018 году - 388).
Министерством образования Московской области осуществляется систематический контроль своевременности исполнения выданных предписаний. В 2020 году рассмотрено 323 отчета об исполнении ранее выданных предписаний, по итогам рассмотрения которых 322 ЮЛ направлены уведомления о снятии предписаний с контроля. В отношении одного юридического лица - муниципального учреждения дополнительного образования "Федюковская детская школа искусств" составлен протокол об административном правонарушении, направлено повторное предписание об устранении ранее выявленных нарушений. Повторное предписание исполнено юридическим лицом в полном объеме, предписание снято с контроля.
Информация о фактах выявленных нарушений доведена до сведения учредителей образовательных организаций, в адрес которых направлены предписания.
Мировым судьям в 2020 году направлено на рассмотрение 24 протокола об административных правонарушениях в отношении 23 юридических лиц и 1 должностного лица:
за ограничение права на образование (по части 1 статьи 5.57 КоАП РФ) - 1;
за нарушение прав и свобод обучающихся на свободу информации (по части 2 статьи 5.57 КоАП РФ) - 3;
за невыполнение в установленный срок законного предписания (по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ) - 1;
за нарушение правил оказания платных образовательных услуг (по части 1 статьи 19.30 КоАП РФ) - 8;
за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом (по части 2 статьи 19.30 КоАП РФ) - 1;
за нарушение порядка приема в образовательную организацию (по части 5 статьи 19.30 КоАП РФ) - 5;
за грубое нарушение лицензионных требований (по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ) - 3;
за нарушение лицензионных требований (по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ) - 1;
за осуществление образовательной деятельности без лицензии (по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ) - 1.
Уменьшение количества правонарушений в 2020 году явилось следствием увеличения профилактических мероприятий, а именно количества контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами (далее - КНМ без взаимодействия с ЮЛ).
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и на основании приказа министра образования Московской области от 10.08.2017 N 2380 "О наделении должностных лиц Министерства образования Московской области полномочиями по принятию решения о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании" в 2020 году по результатам КНМ без взаимодействия с ЮЛ Министерством составлено и направлено в образовательные организации 455 предостережений о возможных нарушениях обязательных требований (в 2019 году - 2, в 2018 году - 18).
По итогам аналитической работы в проект Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год включены:
304 образовательные организации, в отношении которых по результатам проверок, проведенных муниципальными органами управления образованием, подтвердились факты нарушения законодательства в сфере образования, изложенные в обращениях граждан;
167 образовательных организаций, имеющих отрицательную динамику образовательных достижений обучающихся;
148 образовательных организаций, имеющих признаки необъективности оценивания качества образования;
311 образовательных организаций, имеющих нарушения законодательства в сфере образования в документах, размещенных на официальных сайтах образовательных организаций.
Результаты исполнения Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2021 году.
В рамках Программы профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, в 2020 году проведены следующие мероприятия:
1) сбор сведений и актуализация перечня обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования. Распоряжением Министерства от 13.11.2020 N Р-720 утверждены и размещены на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования и лицензионного контроля за образовательной деятельностью;
2) разработаны и размещены на сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в 2020 году методические материалы для подконтрольных субъектов по самообследованию на предмет соблюдения требований к государственному надзору в сфере образования;
3) проведено 11 совещаний в режиме видеоконференцсвязи по вопросам предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по темам:
"Типовые нарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного контроля качества образования".
"Федеральный государственный контроль качества образования в организациях СПО".
"Подготовка, проведение и анализ результатов Всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях".
"Повышение эффективности управления качеством образования посредством своевременного выявления рисков образовательной деятельности для принятия соответствующих управленческих решений по их устранению".
"Об осуществлении государственного контроля (надзора) в 2020 году".
"Контроль проведения ЕГЭ в 2020 году".
"Соблюдение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при организации образовательного процесса".
"Структура и содержание учебного плана, требования к формированию".
"Требования к ведению официального сайта образовательной организации в сети Интернет.
"Полномочия образовательных организаций по внесению сведений в ФИС ФРДО".
"Законность привлечения в образовательную организацию внебюджетных денежных средств".
Участниками каждого совещания в режиме ВКС становилось более 2000 директоров школ и заведующих детскими садами. К каждому ВКС готовились презентации с материалами, которые рассылались участникам, а также размещались на сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
4) в феврале 2020 года проведено совещание с экспертами - членами ГЭК Московской области "Работа экспертов по контролю Порядка проведения ГИА в 2019 году и задачи на 2020 год", целью которого стало повышение качества экспертной работы при контроле ГИА - 2020;
5) проведено 4 совещания с руководителями муниципальных образовательных организаций, руководителями и специалистами органов местного самоуправления городских округов Богородский, Одинцово, Пушкинский, Химки по вопросам соблюдения требований законодательства и контроля качества образования;
6) в течение 2020 года сотрудниками управления проведено консультирование 987 руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области, по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в рамках обращений граждан на телефон "горячей линии" и посредством использования телефонной связи;
7) ежеквартально в 2020 году Министерством проводились публичные слушания результатов правоприменительной практики. В обсуждениях приняли участие 420 представителей органов местного самоуправления и подконтрольных субъектов. По итогам мероприятий проводилось анкетирование участников. 96% опрошенных высказали мнение о том, что публичные обсуждения соответствовали их ожиданиям по тематической направленности, программе, квалификации выступающих и организации мероприятия. Отчетные материалы по проведенным мероприятиям размещены на сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
8) управлением государственного контроля (надзора) в сфере образования Министерства образования Московской области в 2020 году в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами выдано 455 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
В ходе мероприятий установлено, что образовательные организации некачественно и не в полном объеме осуществляли полномочия по ведению официальных сайтов.
Образовательным организациям было предложено устранить существующие пробелы в выполнении полномочий. По факту предоставления образовательными организациями уведомлений о выполнении предостережений 100% сняты с контроля Министерства;
9) в рамках работы по вопросам подготовки, проведения и анализа всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях, по профилактике причин необъективных результатов проведены следующие мероприятия:
- спрогнозированы предварительные результаты ВПР-2020, по итогам которых сформированы рекомендации по подготовке, проведению и анализу ВПР-2020;
- издано распоряжение Министерства образования Московской области от 08.09.2020 N Р-562 "О контроле организации и проведения всероссийских проверочных работ в 2020 году":
выборка Рособрнадзора - 8 школ;
необъективные результаты в 2019 году, результаты Прогноза результатов ВПР-2020 - 10 школ;
необъективность выдачи медалей "За особые успехи в учении" - 4 школы;
- 7 зональных совещаний по вопросам совершенствования функционирования внутренней системы оценки качества образования с участием специалистов Министерства образования Московской области, руководителей муниципальных органов управления образованием, директоров и заместителей директоров образовательных организаций Московской области (в совещаниях приняли участие 7009 участников).
По результатам мероприятий по контролю объективности Министерством образования Московской области установлено следующее:
- в состав экспертов по проверке работ в образовательной организации включены учителя, работающие в данных классах: 4 образовательные организации из 4 муниципальных образований.
Вместе с тем показатель нарушения процесса организации и проведения ВПР составил 0,4%, что говорит о положительных результатах выполненной профилактической работы.
Для ликвидации признаков необъективной оценки всероссийских проверочных работ образовательными организациями приняты следующие меры:
- разработан комплекс мероприятий по развитию механизмов управления качеством образования;
- разработаны "дорожные карты" по формированию и совершенствованию внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации;
- на базе ФИОКО прошли обучение на курсах повышения квалификации "Оценка качества образования в общеобразовательной организации" 76 школьных команд, "Оценивание ответов на задания всероссийских проверочных работ. 4 класс", "Оценивание ответов на задания всероссийских проверочных работ по русскому языку. 5 - 8 классы" - 215 педагогических работников;
- организованы курсы подготовки для экспертов и педагогических работников, принимающих участие в организации проведения всероссийских проверочных в рамках муниципальных методических площадок;
- проведен анализ и корректировка образовательных программ школ и рабочих программ учебных предметов;
- проведен сравнительный анализ результатов оценочных процедур в динамике;
- разработан маршрут психолого-педагогического сопровождения подготовки обучающихся к всероссийским проверочным работам;
10) в январе - феврале 2020 года подготовлен и размещен в установленные сроки в ФИС АКНДПП, а также на сайте Министерства доклад об осуществлении Министерством образования Московской области государственного контроля (надзора) в сфере образования в 2019 году и эффективности такого контроля (надзора);
11) на постоянной основе работники управления принимают участие в "горячей линии" Министерства образования Московской области по вопросам организации образовательного процесса, приема в дошкольные и общеобразовательные учреждения и отчисления из них, формирования внебюджетных источников финансирования образовательных учреждений, оказания платных образовательных услуг, защиты законных прав и интересов несовершеннолетних обучающихся. Всего в рамках "горячей линии" за 2020 год рассмотрено 520 обращений, что на 90% превышает показатель 2019 года (267 обращений).
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, в 2020 году выполнена Министерством образования Московской области в полном объеме.
Ведомственная программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2021 - 2023 годы сформирована на основе анализа результатов за 2020 год Ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, министерства образования Московской области на 2020 - 2022 годы, утвержденной распоряжением министерства образования Московской области от 19.12.2019 N 106, и является ее логическим продолжением.
Раздел 2. Цели и задачи профилактической работы
Профилактика нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования - это деятельность Министерства образования Московской области по комплексной реализации мер организационного, информационного, правового, социального и иного характера, направленных на достижение следующих основных целей:
- предупреждение нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования на территории Московской области;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований законодательства в сфере образования;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения подконтрольных субъектов;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности.
Для достижения основных целей профилактической работы необходимо решение следующих задач:
- формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях законодательства в сфере образования и необходимых мерах по их исполнению;
- оценка состояния подконтрольной среды и установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от присвоенных подконтрольным субъектам уровней риска;
- создание условий для изменения отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Первый этап реализации Программы (2021 год):
- корректировка практики осуществления предусмотренных законом мер профилактики:
поддержание в актуальном состоянии перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования;
проведение публичных мероприятий по обсуждению результатов правоприменительной практики;
разработка руководств по соблюдению обязательных требований;
формирование профильной группы для решения наиболее острых вопросов, возникающих при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
- проведение на постоянной основе с подконтрольными субъектами общей и индивидуальной разъяснительной работы относительно процедур контроля.
Второй этап реализации Программы (2022 - 2023):
- совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и диверсификации подходов к осуществлению профилактической деятельности;
- разработка методики оценки влияния профилактических мероприятий на эффективность и результативность осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- организационная интеграция элементов профилактической деятельности в состав процессов осуществления контрольно-надзорной деятельности;
- работа на официальном сайте Министерства образования Московской области по приведению деятельности по профилактике нарушений обязательных требований в соответствие с требованиями законодательства:
1) освоение действующих канатов обратной связи с подконтрольными субъектами и разработка необходимых дополнительных каналов такой связи для непосредственного накопления и анализа информации по проблемным вопросам применения обязательных требований и осуществления процедур контроля;
2) запуск интерактивных сервисов, обеспечивающих взаимодействие с подконтрольными субъектами, в том числе для самостоятельного добровольного подтверждения подконтрольными субъектами соблюдения обязательных требований;
- периодический анализ опыта субъектов Российской Федерации в части профилактики нарушений обязательных требований с целью выявления актуальных и эффективных подходов к осуществлению профилактической деятельности и внедрения их в собственную практику.
Раздел 3. Программные мероприятия
Условиями предотвращения и сокращения числа нарушений обязательных требований законодательства в сфере государственного контроля (надзора) в сфере образования являются:
- формирование общедоступного исчерпывающего перечня обязательных требований законодательства в сфере образования, соблюдение которых проверяется в ходе надзорных мероприятий;
- разработка методических материалов для подконтрольных субъектов по самообследованию на предмет соблюдения законодательства в сфере образования;
- организация и проведение публичных обсуждений результатов осуществления контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению обязательных требований законодательства в сфере образования;
- обеспечение информационного доступа к обязательным требованиям законодательства в сфере образования.
Программные мероприятия предусматривают комплекс мер по предотвращению (снижению) нарушений законодательства в сфере образования, которые содержат конкретный перечень мероприятий, подлежащих реализации, а также информацию о ресурсах, срока, ответственных должностных лицах и ожидаемом результате проведенного мероприятия.
Организация и проведение профилактических мероприятий Министерства образования Московской области, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства в сфере образования, осуществляются ответственными исполнителями на основании соответствующего плана-графика, ежегодно разрабатываемого и утверждаемого руководителем Министерства (прилагается).
Раздел 4. Ресурсное обеспечение программы
Реализация Программы осуществляется в рамках текущего финансирования деятельности Министерства образования Московской области.
Раздел 5. Механизм реализации программы
Цели и задачи настоящей Программы могут быть достигнуты только при условии создания действенных механизмов ее реализации.
Организация работы по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, и персональная ответственность за состояние профилактической работы возложена на первого заместителя министра образования Московской области Е.А. Михайлову.
Ответственным за координацию и контроль деятельности участников настоящей Программы является начальник управления государственного контроля (надзора) в сфере образования А.В. Гребцова.
Участниками реализации Программы являются отделы управления государственного контроля (надзора) в сфере образования:
- отдел государственного надзора за соблюдением законодательства;
- отдел государственного контроля качества образования;
- отдел контроля государственной итоговой аттестации.
Раздел 6. Оценка эффективности программы
6.1. Непосредственные результаты (реализованные мероприятия).
В открытом доступе на официальном сайте Министерства образования Московской области (https://mo.mosreg.ru) в сети Интернет в разделе "Государственный контроль (надзор) в сфере образования и лицензионный контроль" размещены:
- нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования законодательства в сфере образования;
- ежегодный доклад об осуществлении Министерством государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
- результаты контрольных мероприятий и проверок в отношении регулируемых организаций Министерства образования Московской области;
- сведения по форме федерального статистического наблюдения по форме N 1-контроль;
- разъяснения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, изменениях в действующие нормативные правовые акты по мере вступления их в силу.
6.2. Конечные результаты (социальный и экономический эффект от реализованных мероприятий).
6.2.1. Ожидаемый социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований может быть достигнут в условиях исключения избыточного административного давления на подконтрольные субъекты (снижения административной нагрузки) и конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования на постоянной основе.
Факт исключении Министерством избыточного административного давлении на подконтрольные субъекты (снижения административной нагрузки) и конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами по вопросам соблюдения обязательных требований и осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования подтвержден письмом Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области от 10.11.2020 N 16Исх-10909 об отсутствии в 2020 году обращений предпринимателей по проблемам взаимодействия с Министерством образования Московской области при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
Экономический эффект от реализованных мероприятий:
1) минимизация ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления;
2) снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований;
3) снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
4) уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
5) расширение круга подконтрольных субъектов, с которыми проводятся профилактические мероприятия и налажен механизм обратной связи;
6) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
7) повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Министерству образования Московской области.
Оценка
достижения целевых показателей качества и результативности реализации программы за 2020 год
Наименование целевых показателей |
План, 2020 год, % |
Факт, 2020 год, % |
Доля проведенных профилактических мероприятий от запланированных
ПМф - фактическое количество профилактических мероприятий; ПМп - плановое количество профилактических мероприятий |
100 |
100 |
Опубликование на официальном сайте Министерства нормативных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления контроля (НПА)
НПАраз - количество НПА, регулирующих вопросы осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, размещенных на официальном сайте Министерства; НПАут - общее количество НПА, регулирующих вопросы осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования |
100 |
100 |
Доля выданных предостережений о недопустимости нарушения требований
Пред - количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований; Сп - количество поступивших сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений |
100 |
100 |
Доля охвата субъектов контроля профилактическими мероприятиями
Спм - количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия; Собщ - общее количество подконтрольных субъектов |
50 |
50 |
Повышение степени исполнительности подконтрольных субъектов. Устранение причин и условий выявленных нарушений требований
Преди - количество исполненных предостережений о недопустимости нарушения требований; Пи - количество исполненных предписаний об устранении выявленных нарушений требований; N - общее количество выданных предписаний и предостережений |
100 |
100 |
6.2.2. Уровень результативности профилактической работы Министерства в 2020 году.
Эффективность реализации Программы оценивается:
информированностью подконтрольных субъектов о требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе требований, о порядке проведения проверок, правах подконтрольного субъекта в ходе проверки и др.;
понятностью требований, обеспечивающей их однозначное толкование подконтрольными субъектами и Министерством;
вовлечением подконтрольных субъектов в регулярное взаимодействие с Министерством;
снижением количества нарушений, выявляемых в ходе плановых проверок.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно (по итогам календарного года) в течение всего срока реализации Программы.
Ежегодно статистические показатели подконтрольной среды и текущий уровень развития профилактических мероприятий сравнивается с предыдущим отчетным периодом в целях определения оценки фактических (достигнутых) показателей Программы, указанных в разделе 6 Программы.
Основным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка фактических (достигнутых) показателей качества и результативности реализации Программы (далее - показатели).
Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года, до 1 марта года следующего за отчетным) по следующим формулам:
Отклонение фактического значения показателя от планового значения показателя определяется по формуле:
где:
Зi - значение i-го показателя;
Фi - фактическое значение i-го показателя;
Пi - плановое значение i-го показателя.
В случае подсчета значения понижаемого показателя он определяется по формуле:
В 2020 году плановые значения целевых показателен выполнены в полном объеме. Отклонений фактического значения показателей от плановых нет.
6.2.3. Итоговая оценка результативности профилактической работы определяется по формуле:
где:
- сумма значений показателей;
Опоказ - общее количество показателей.
По итогам оценки эффективности реализации Программы определяется уровень профилактической работы Министерства:
Итоговая оценка эффективности реализации Программы |
Значение Пэффект < 70% |
Значение Пэффект < 90%, но > 70% |
Значение Пэффект > 90% |
Уровень результативности профилактической работы Министерства |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Итоговая оценка результативности профилактической работы Министерства в 2020 году составила:
Уровень результативности профилактической работы Министерства образования Московской области в 2020 году является высоким.
6.3. Целевые показатели качества и результативности реализации Программы на 2021 - 2023 годы.
Номер (индекс) показателя |
Наименование целевого показателя |
Базовое значение показателя (2020 год), % |
2021 год, % |
2022 год, % |
2023 год, % |
1 |
Доля проведенных профилактических мероприятий от запланированных
ПМф - фактическое количество профилактических мероприятий; ПМп - плановое количество профилактических мероприятий |
100 |
100 |
100 |
100 |
2 |
Опубликование на официальном сайте Министерства нормативных правовых актов, регулирующих вопросы осуществления контроля (НПА)
НПАраз - количество НПА, регулирующих вопросы осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, размещенных на официальном сайте Министерства; НПАут - общее количество НПА, регулирующих вопросы осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования |
100 |
100 |
100 |
100 |
3 |
Доля выданных предостережений о недопустимости нарушения требований
Пред - количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований; Сп - количество поступивших сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений |
100 |
100 |
100 |
100 |
4 |
Доля охвата субъектов контроля профилактическими мероприятиями
Спм - количество подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия; Собщ - общее количество подконтрольных субъектов |
50 |
55 |
60 |
65 |
5 |
Повышение степени исполнительности подконтрольных субъектов. Устранение причин и условий выявленных нарушений требований
Преди - количество исполненных предостережений о недопустимости нарушения требований; Пи - количество исполненных предписаний об устранении выявленных нарушений требований; N - общее количество выданных предписаний и предостережений |
100 |
100 |
100 |
100 |
План-график
проведения профилактических мероприятий
N |
Краткое описание формы профилактического мероприятия |
Периодичность проведения |
Адресаты мероприятия |
Ожидаемые результаты проведенных мероприятий |
Ответственные лица за реализацию профилактического мероприятия |
|
1-й этап - 2021 г. |
||||
1. |
Сбор сведений и актуализация перечня обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования |
По мере обновления информации |
Регулируемые организации |
Актуализированный перечень обязательных требований |
Начальник управления А.В. Гребцова |
2. |
Размещение на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет актуализированного перечня обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования |
Не реже 2 раз в год |
Регулируемые организации |
Доступность обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, для регулируемых организаций |
Заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
3. |
Разработка методических материалов для подконтрольных субъектов по самообследованию на предмет соблюдения требований к государственному надзору в сфере образования |
Июнь |
Регулируемые организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности |
Снижение количества нарушений, выявляемых при государственном надзоре в сфере образования |
Заведующий отделом Е.Н. Жигульская |
4. |
Разработка методических материалов для подконтрольных субъектов по самообследованию на предмет соблюдения требований к государственному контролю качества образования |
Июнь |
Регулируемые организации, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности |
Снижение количества нарушений, выявляемых при государственном надзоре в сфере образования |
Заведующий отделом И.А. Новикова |
5. |
Проведение совещания в режиме видеоконференцсвязи по вопросам предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме "Типичные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере образования в организации образовательного процесса" |
1 раз в месяц |
Муниципальные и негосударственные образовательные организации |
Соблюдение образовательными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, снижение количества нарушений обязательных требований в сфере образования |
Начальник управления А.В. Гребцова |
6. |
Проведение семинаров/вебинаров и конференций по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере образования по теме "Повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов. Новое в законодательстве" |
1 раз в квартал: 17.02.2021; 18.05.2021; 15.09.2021; 03.11.2021 |
Муниципальные и негосударственные образовательные организации |
Повышение правовой грамотности подконтрольных субъектов, соблюдение образовательными организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере образования, снижение количества нарушений обязательных требований в сфере образования |
Заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
7. |
Проведение совещания "Работа экспертов по контролю Порядка проведения ГИА в 2019 году и задачи на 2020 год" |
Февраль |
Эксперты - члены ГЭК Московской области |
Повышение качества экспертной работы при контроле ГИА-2020 |
Начальник управления Гребцова А.В.; заведующий отделом Гаврилова И А. |
8. |
Консультирование руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования и образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области, по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в рамках обращений граждан на телефон "горячей линии" и посредством использования телефонной связи |
По мере необходимости в порядке рассмотрения обращений |
Регулируемые организации |
Понимание объектами контроля процедур и содержания контрольно-надзорных мероприятий |
Начальник управления А.В. Гребцова |
9. |
Обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования |
Ежеквартально: до 20.02.2021; до 20.05.2021; до 20.09.2021; до 20.11.2021 |
Регулируемые организации |
Размещение на сайте материалов обобщения практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования |
Заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
10. |
Обсуждения результатов правоприменительной практики Министерства образования Московской области |
Ежеквартально: до 20.02.2021; до 20.05.2021; до 20.09.2021; до 20.11.2021 |
Регулируемые организации |
Проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Министерства образования Московской области |
Заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
11. |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
Не позднее 30 дней со дня обнаружения признаков нарушений обязательных требований законодательства |
Регулируемые организации |
Снижение рисков нарушений законодательства в сфере образования |
Заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
12. |
Подготовка доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) и его размещение в федеральных и региональных информационных системах |
До 20.02.2021 |
Регулируемые организации |
Размещение на сайте доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) |
Начальник управления А.В. Гребцова |
|
2-й этап - 2022 - 2023 гг. |
||||
13. |
Актуализация обязательных требований с последующим размещением на официальном сайте Министерства образования Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет |
По мере выхода новых НПА или внесения изменений в действующие |
Регулируемые организации |
Доступность актуальных обязательных требований, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, для регулируемых организаций |
Начальник управления А.В. Гребцова |
14. |
Проведение семинаров и конференций по вопросам соблюдения обязательных требований |
2021 - 2023, ежемесячно |
Регулируемые организации |
Снижение количества нарушений при реализации основных образовательных программ в общеобразовательных организациях |
Заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
15. |
Консультирование руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования и образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Московской области, по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) в рамках обращений граждан на телефон "горячей линии" и посредством использования телефонной связи |
Постоянно (по мере поступления обращений) |
Регулируемые организации |
Понимание объектами контроля процедур и содержания контрольно-надзорных мероприятий |
Начальник управления А.В. Гребцова |
16. |
Обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования |
1 раз в квартал |
Регулируемые организации |
Размещение на сайте материалов обобщения практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования |
Начальник управления А.В. Гребцова |
17. |
Обсуждения результатов правоприменительной практики Министерства образования Московской области |
Ежеквартально |
Регулируемые организации |
Проведение публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Министерства образования Московской области |
Заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
18. |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
По мере получения достоверных сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушений |
Регулируемые организации |
Снижение рисков нарушений законодательства в сфере образования |
Заместитель начальника управления М.В. Гусельникова |
19. |
Подготовка доклада об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования и об эффективности такого контроля (надзора) и его размещение в федеральных и региональных информационных системах |
До 20.02.2022; до 20.02.2023 |
Регулируемые организации |
Снижение рисков нарушений законодательства в сфере образования |
Начальник управления А.В. Гребцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования Московской области от 23 ноября 2020 г. N Р-734 "Об утверждении ведомственной программы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством российской федерации, соблюдение которых является предметом государственного контроля (надзора) в сфере образования, Министерства образования Московской области на 2021 - 2023 годы"
Текст распоряжения опубликован на сайте Министерства образования Московской области (http://mo.mosreg.ru) 26 ноября 2020 г.