Заслушав и обсудив отчет Главы города Махачкалы Дадаева С.К. о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города Махачкалы за 2019 год, представленный в соответствии со статьями 35 и 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 29 Устава города Махачкалы и Положением о порядке представления и рассмотрения ежегодного отчета Главы городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", утвержденным Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 21 сентября 2017 г. N 18-13 Собрание депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" решает:
1. Отчет Главы города Махачкалы о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города Махачкалы за 2019 год принять к сведению (приложение).
2. Утвердить отчет Главы города Махачкалы о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города Махачкалы за 2019 год с оценкой "удовлетворительно".
3. Настоящее Решение опубликовать в газете "Махачкалинские известия".
Председатель Собрания |
М. Ильясов |
Утвержден
Решением Собрания депутатов
городского округа с
внутригородским делением
"город Махачкала"
от 26 ноября 2020 г. N 3-1
Отчет
главы городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" Дадаева С.К. о своей деятельности и деятельности администрации города за 2019 год перед Махачкалинским городским Собранием
В соответствии с Уставом городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" представляю ежегодный отчет Собранию депутатов городского округа "город Махачкала" о результатах своей деятельности и деятельности администрации города за 2019 год.
Уважаемые депутаты! Позвольте мне, доложить о том, каких результатов нам удалось достичь за прошедший год, и что еще предстоит сделать.
Местное самоуправление - это самая близкая к нашим гражданам ветвь власти, от эффективности и качества работы которой напрямую зависит их доверие к власти в целом. Это налагает на нас дополнительную ответственность и наши усилия должны быть направлены на повышение эффективности, действенности проводимой работы.
Отмечу, что сегодня в стране запущены масштабные процессы трансформации системы местного самоуправления, ведется разработка основ государственной политики в сфере развития местного самоуправления на период до 2030 года.
Полномочия и реальные возможности местного самоуправления будут расширены и укреплены.
Уверен, что эти законодательные новшества в системе местного самоуправления, запущенные по поручению Президента страны, в перспективе, положительно скажутся на решении проблем граждан.
Уважаемые депутаты!
В отчетном году Администрации города удалось решить большинство поставленных перед нами руководством республики и махачкалинцами задач, сохранить тенденции к устойчивому развитию, достичь положительных результатов в социально-экономической сфере.
В сложных экономических условиях и финансовой ситуации в городе, удалось выстроить и значительно улучшить работу по решению ключевых задач социально-экономического развития, найти новые решения и подходы в наведении порядка в ряде отраслей.
В целом, социально-экономическая ситуация в городе по итогам 2019 года характеризуется ростом темпов большинства основных экономических показателей развития.
Администрации города в 2019 удалось обеспечить положительную динамику в экономике и социальной сфере.
Раздел 1.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития города, в том числе реализация Национальных проектов, исполнение бюджета
Обеспечению стабильности экономического развития в городе Махачкале в 2019 году способствовала реализация мероприятий Национальных проектов, Государственных программ Российской Федерации и Республики Дагестан, муниципальных программ, а также иных мероприятий, направленных на развитие экономики и социальной сферы.
По итогам 2019 года, в сравнении с 2018 годом, по отдельным экономическим показателям достигнута положительная динамика развития, в частности: объем производства продукции сельского хозяйства за 2019 год составил 1,4 млрд. рублей или 105,9% к 2018 году. Объем ввода жилья составил 210,6 тыс. м2 (102,9% к 2018 году), оборот розничной торговли - 329,7 млрд. руб. (102,1%), объем платных услуг населению - 24,5 млрд. руб. (111, 5%).
Индекс потребительских цен на товары и услуги на конец 2019 года в столице составил 103,8 процентов, что в целом укладывается в наш, утвержденный прогноз социально-экономического развития города. Дополнительно отмечу, что инфляция в целом по республике также за анализируемый период составила 104,6 процентов, при том, что показатели, характеризующие уровень жизни населения, в том числе среднемесячная заработная плата по г. Махачкала значительно выше республиканских показателей.
Так, в течение 2019 года наблюдался устойчивый рост среднемесячной заработной платы. Положительное влияние на рост заработной платы оказало установление минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума, выполнение обязательств, закрепленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также рост производства в основных секторах экономики.
Среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника за 2019 года по крупным и средним предприятиям составил 32 075,4 рублей, что по сравнению с 2018 годом больше на 1 455,4 рублей или на 4,8 процентов, и на 19,5% превышает среднереспубликанский уровень оплаты труда (26,8 тыс. рублей).
Уважаемые коллеги! Наряду с положительными достижениями, по некоторым показателям социально-экономического развития города наблюдалось снижение. Связано это с объективными причинами.
Так, крупными и средними предприятиями г. Махачкалы отгружено промышленной продукции на 6, 2 млрд. рублей, что на 26,7% ниже уровня 2018 года. Удельный вес объема произведенной продукции предприятиями промышленного сектора города Махачкалы в общем объеме отгруженной продукции республики составил 9,2 процентов.
Основной причиной снижения производства промышленной продукции является существенное снижение объемов гособоронзаказа, в частности на предприятиях, расположенных в г. Махачкала АО "Завод им. Гаджиева", ОАО "Авиаагрегат". Стоит отметить, что тенденция снижения объемов производства промышленной продукции, характерна и для Республики Дагестан.
Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" составил 3,5 млрд. рублей или 84, 5% к уровню 2018 года.
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил в объеме 14,2 млрд. руб. или 76,6% к 2018 году.
В целях улучшения динамики по показателям "объем инвестиций в основной капитал" и "строительство" налажено эффективное взаимодействие с Дагестанстат и указанными предприятиями.
Так, одной из основных причин, при которой наблюдается снижение показателей развития столицы является то, что более 2000 ед. предприятий, зарегистрированных и осуществляющих производственную деятельность на территории г. Махачкалы, не сдают в установленные сроки соответствующую отчетность в органы статистики.
Стоит отметить, что в отношении указанных предприятий Дагестанстат не может применить меры административной ответственности, в связи с отсутствием по ним актуальных контактных сведений.
В связи с чем, Администрациями внутригородских районов по указанному перечню предприятий подготовлена необходимая информация, которая направлена в Дагестанстат.
Кроме того, по наиболее крупным предприятиям, не сдающим в сроки статистическую отчетность, проведена разъяснительная работа, направленная на выполнение установленных требований законодательства (сдачи в срок статистической отчетности необходимой формы).
В результате работы, проведенной Администрацией города совместно с Дагестанстат, и администрациями внутригородских районов в текущем году удалось обеспечить темпы роста по основным социально-экономическим показателям развития г. Махачкалы.
Уважаемые депутаты! В 2019 году город активно принимал участие в реализации Национальных проектов.
Приоритетное внимание здесь уделено таким вопросам как, эффективное расходование бюджетных средств и достижение установленных целевых индикаторов.
Могу с уверенностью сказать, что все выделенные в рамках региональных проектов в 2019 году средства в объеме 914,3 млн. рублей освоены, доведённые индикаторы выполнены.
Что нам удалось сделать за счет указанных средств?
В рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в 2019 году проведены работы по ремонту и обустройству техническими средствами автомобильных дорог общей протяженностью 59,5 км по 60 внутригородским, внутрипоселковым и внутрисельским улицам.
Включение в региональный проект автомобильных дорог осуществляется на основании обращений граждан, а также с учетом необходимости организации безопасного передвижения горожан (выездные улицы на центральные магистрали, центральные улицы микрорайонов, подъездные дороги к объектам образования и здравоохранения).
Кроме того, администрация города при реализации проектов и проведении работ по ремонту и благоустройству исходит из принципа первоочередной необходимости замены коммуникаций.
В рамках проекта "Формирование современной городской среды" благоустроены 33 дворовых и 5 общественных территорий.
Включение дворовых территорий в региональный проект также осуществлялось на основании, в первую очередь, обращений граждан и по подачи заявки для участия в программе, в установленной форме.
Отбор общественных территорий осуществлен в соответствии с Порядком организации и проведения голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке (Приказ Минстроя РД) и по результатам рейтингового голосования.
Здесь, как я уже отмечал, и проведение самих работ также ведется с максимальным учетом пожеланий населения.
Активно применяется весь инструментарий обратной связи для оперативного и наиболее полного внесения изменений в те или иные элементы конструкций и общественных пространств.
Также администрацией приняты меры, благодаря которым удалось привлечь управляющие компании многоквартирных домов к проведению текущего и капитального ремонта в подъездах домов, прилегающих к территориям, вошедшим в проект "Формирование комфортной городской среды".
По проекту "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" заключены соглашения об изъятии путем выкупа жилых помещений непригодных для проживания, общая площадь которых в 2019 году составила 223,7 кв. м., гражданам перечислены денежные средства в размере 9 013,0 тыс. рублей.
Кроме того, в 2019 году в городе реализованы мероприятия в рамках проектов "Образование", "Культура", "Демография", "Цифровая экономика" направленные на развитие школьного образования, воспитания, выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи, волонтерства, непрерывного образования взрослого населения и цифровизации образования.
В результате работы проведенной Администрацией города, в текущем 2020 году увеличена представленность города в реализации национальных проектов. Нам удалось запланировать мероприятия по: благоустройству 34 дворовых и 12 общественных территорий в г. Махачкалы; ремонту автомобильных дорог на 85 улицах протяженностью 57,2 км и проведению работ по обустройству технических средств организации дорожного движения на 66 улицах.
В рамках проекта "Экология" прорабатывается вопрос ликвидации до конца 2022 года городской свалки твердых коммунальных отходов (ТКО) и рекультивации территории, на которой она размещена.
Отдельно стоит отметить, что в настоящее время в рамках Республиканской инвестиционной программы планируется строительство инженерной инфраструктуры, в частности систем водоснабжения, водоотведения и объектов газификации наших поселков и сел.
То есть, мы уже начинаем создавать инфраструктуру на окраине города, или как принято ее называть - периферии.
В рамках национального проекта "Чистая вода" на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов предусмотрено проектирование и строительство 8 объектов водоснабжения: Красноармейск; Шамхал; Новый Хушет; Семендер; Шамхал-Термен; Ленинкент; Сулак; Богатыревка.
Наряду с вопросами обеспечения водоснабжения жителей наших населённых пунктов, мы решаем вопросы и водоотведения. Так, в текущем году в рамках Республиканской инвестиционной программы предусмотрено подготовка проектно-сметной документации для водоотведения в МКР "Пальмира" и в МКР "ДОСААФ".
Несмотря на то, что мы в 2020 году увеличили представленность города в реализации Национальных проектов, все же еще имеются проекты, в которых я считаю, можно было бы обеспечить участие.
Поручаю всем ответственным структурным подразделениям администрации оперативно организовать работу по участию города в региональных и федеральных проектах и представить соответствующие предложения. Для этого необходимо промониторить все федеральные проекты на предмет полномасштабного участия города в них.
По состоянию на 1 января 2020 г. в ГО с ВД "город Махачкала" разработаны 25 муниципальных программ, из которых финансировались 23 муниципальные программы.
В 2019 году на реализацию муниципальных программ в ГО с ВД "город Махачкала" было предусмотрено 1 726 387,6 тыс. руб., в том числе средств федерального бюджета - 262 966,0 тыс. руб., республиканского бюджета Республики Дагестан - 5 689,7 тыс. руб., и муниципального бюджета - 1 457 731,9 тыс. рублей.
Фактически профинансировано и освоено 1 675 668,94 тыс. руб., в том числе средства федерального и республиканского бюджета Республики Дагестан освоены в полном объеме.
При этом, фактическое выделение и освоение средств муниципального бюджета составило 1 407 013,24 тыс. рублей (96, 5% от предусмотренного в городском бюджете финансирования).
На реализацию мероприятий по строительству объектов социальной сферы в рамках федеральных и республиканских программ в 2019 году по г. Махачкале было предусмотрено 3 353,2 млн. руб. (рост в 7,4 раз относительно 2018 года).
Эти средства были направлены на строительство в 2019 году 20 объектов социальной инфраструктуры столицы.
При этом, в целях обеспечения населения столицы объектами социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с нормативной потребностью, а также своевременного ввода таких объектов в эксплуатацию, необходимы соответствующие земельные участки, оформленные согласно требованиям градостроительного законодательства.
В связи с чем, прошу Управление имущественных и земельных отношений города оперативно сформировать и представить перечень таких зарезервированных земельных участков.
Уважаемые коллеги!
Важнейшим инструментом развития города является бюджетная обеспеченность и его сбалансированность.
Говоря о показателях бюджета города за 2019 год, хотел бы отметить, что он исполнен с дефицитом на сумму 219,9 млн. рублей. Доходы составили 8,7 млрд. рублей или 92% к плану, расходы - 8,9 млрд. рублей или 95,6%.
При этом прирост доходов по сравнению с 2018 годом составил 0, 7 млрд. рублей, или 8,3%.
Бюджет города Махачкалы по-прежнему сохраняет свою социальную направленность. В структуре расходов бюджета города доля расходов на социальную сферу составила 69, 3% или 6,1 млрд. рублей.
Наибольшую долю в структуре расходов составили расходы на Образование 63% (5,6 млрд. рублей) и Жилищно-коммунальное хозяйство (1,1 млрд. рублей) 12%.
Расходы на указанные направления по отношению к 2018 году возросли на 18,2% и 64,7% соответственно.
Объем поступлений налоговых и неналоговых доходов за 2019 год составил 3,4 млрд. рублей при плане 3,3 млрд. рублей (101,4%). По отношению к 2018 года собственные доходы бюджета увеличились на 475,6 млн. рублей (116,3%).
На 2020 год запланировано поступление налоговых и неналоговых доходов бюджет г. Махачкалы в размере 3 758,6 млн. рублей, что на 360,8 млн. рублей больше, чем фактические поступления за 2019 год.
Стоит также отметить, что по результатам проведенной работы кредиторская задолженность перед поставщиками товаров, работ и услуг в течение 2019 года уменьшилась на 419,8 млн. рублей с 899,4 млн. рублей до 479,5 млн. рублей.
Муниципальный долг по состоянию на 1 января 2020 года составил 862,7 млн. рублей (862,3 млн. рублей - бюджетный кредит перед МФ РД, 0,417 млн. рублей - муниципальные гарантии).
Бюджету МО ГО "город Махачкала" в 2020 г. предоставлен бюджетный кредит из республиканского бюджета Республики Дагестан в размере 70,4 млн. рублей.
В целях увеличения собственных доходов муниципального бюджета в 2019 году проводятся мероприятия по постановке на налоговый учет физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без регистрации и мероприятий по снижению теневой составляющей экономики города.
Так, за 2019 г. совместными рабочими группами проведено 582 выездных мероприятия, выявлены 2723 субъекта предпринимательства, осуществляющих деятельность без государственной регистрации.
За 2019 год в налоговых органах зарегистрировались 2 188 предпринимателя, из которых - 1 015 ед. по результатам проведенных рейдовых мероприятий.
Кроме того, в ходе проводимых мероприятий по снижению неформальной занятости и заключению трудовых отношений с работниками с начала 2019 года выявлено занятых, с которыми не заключены трудовые договора - 6751 граждан, из них в рамках мероприятий с 4917 работниками оформлены трудовые отношения.
К сожалению, сегодня еще не все предприниматели понимают и осознают, что свою деятельность необходимо осуществлять в рамках правового поля.
В связи с этим Управлению экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей города необходимо продолжить мероприятия по легализации предпринимательской деятельности, погашению задолженности в бюджет города, а также вовлечению в налоговый оборот земельных участков и объектов капитального строительства.
Раздел 2.
Эффективность муниципального управления и контроля, взаимодействие с органами государственной власти, внутригородскими районами, гражданами и организациями
Сбалансированность и устойчивость социально-экономического развития города Махачкалы напрямую зависит от качества управления, эффективного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями.
В целях повышения качества управления проведена работа по оптимизации структуры Администрации города.
Так, объединены Управление по жилищной политике и Управление по жилищным вопросам, Управление информационных технологий и отдел МГИС, Комитет по управлению имуществом города и Управление по земельным ресурсам и землеустройству города.
Работа по оптимизации структуры Администрации будет продолжена и в 2020 году.
Указанные меры, прежде всего имеют целью устранение излишних административных и бюрократических процедур и барьеров в работе и главное - повышение качества оказания услуг населению.
В городе Махачкала в 2019 г. в пилотном режиме реализовывались мероприятия проекта "Бережливое производство".
Проведенная в 2019 году работа с применением инструментов бережливого производства позволила оптимизировать 8 процессов в деятельности администрации города, в том числе оказание наиболее востребованных горожанами муниципальных услуг.
По результатам проведенных мероприятий в рамках проекта:
оптимизированы маршруты согласования документов, путем исключения дублирующих звеньев в процессе оказания услуг;
разработаны и утверждены технологические схемы внутреннего прохождения документа с закреплением сроков согласования за каждым задействованным подразделением (средний срок согласования не превышает 8 дней);
в среднем на 30% сокращены фактические сроки оказания услуг и тем самым приведены в соответствие с регламентными сроками, а в некоторых случаях сокращены и последние, к примеру, в два раза - с 60 до 30 дней сокращен срок оказания услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа "город Махачкала", аннулирование такого разрешения";
территориально оптимизировано размещение подразделений, участвующих в процессе оказания муниципальных услуг земельно-имущественного характера, что сократило потерю времени при передаче документов курьером.
В рамках обеспечения нумерацией и адресацией домов в городе Махачкале проведена работа по инвентаризации объектов недвижимости в пригородных поселках города. Установлено порядка 2,5 тыс. информационных табличек, работа в этом направлении будет продолжена.
Безусловно, стремительная цифровизация всех отраслей требует квалифицированных специалистов, с соответствующим уровнем компетенции.
Нехватка именно квалифицированных рабочих кадров радикально ограничивает наши возможности. В этой связи мы вынуждены проводить ревизию кадров. Мы заинтересованы в создании команды профессионалов, в привлечении к работе специалистов, обладающих современными знаниями и имеющих профессиональную подготовку и требуемый опыт работы, а также в обучении новым знаниям существующих кадров. Так, в 2019 году повышение квалификации и профессиональную переподготовку в кадровом центре Республики Дагестан прошли 18 муниципальных служащих. Мы и дальше будем продолжать эту работу поскольку квалифицированные специалисты составляют основу долгосрочного успеха.
Правовое регулирование вопросов функционирования системы городского хозяйства является одним из наших ключевых направлений.
В 2019 году Администрацией города Махачкалы принят 40 нормативный правовой акт, из которых на Ваше рассмотрение внесено 24 проекта решений по вопросам местного значения, а именно в сфере благоустройства территории города, улучшения жилищных условий граждан, образования, промышленности, транспорта, связи и дорожного хозяйства.
Всего, на основании вступивших в законную силу судебных решений в 2019 году возвращены в муниципальную собственность земельные участки общей площадью 155 га, с кадастровой стоимостью порядка 680 млн. руб., в текущем году более 7 га общей кадастровой стоимостью порядка 440 млн. рублей.
Дополнительно ведется работа по возвращению в муниципальную собственность территорий общей площадью более 250 га земли.
Очень важные с точки зрения развития городской среды документы нам предстоит утвердить и в текущем году, включая правила землепользования и застройки территорий. Многие акты требуют также приведения в соответствие с законодательством. Муниципальное нормотворчество является постоянным процессом, и мы рассчитываем на плодотворную совместную работу в этом направлении. Хочу также отметить, что по наиболее значимым проектам нормативных правовых актов, затрагивающих наиболее важные сферы жизни нашего города, мы проводим публичные слушания в целях максимального учета мнений граждан.
Уважаемые депутаты!
Являясь самым близким и доступным населению уровнем власти, мы также расширяем формы взаимодействия и обратной связи с населением. Открытость власти имеет большое значение для граждан.
С этой целью активно используются официальный сайт с разделом "Активный гражданин" и официальные страницы в социальных сетях "Инстаграм" и "Фейсбук".
В Администрации города Махачкалы за 2019 год зарегистрировано 53006 документов, поступивших в адрес руководства Администрации города Махачкалы, что на 10,4% меньше, чем за 2018 год - 58508.
Руководством Администрации принято по личным вопросам 337 граждан, обратившихся в общественную приемную Главы города Махачкалы.
В отделе по работе с обращениями граждан принято и получили разъяснения более 5000 граждан.
Структурный анализ поступивших в Администрацию города Махачкалы обращений граждан показывает, что наиболее часто люди обращаются по вопросам выделения и оформления земельных участков, градостроительства и архитектуры, обеспечения жильем.
Частыми являются жалобы на перебои в электро- и водоснабжении, захват придомовых территорий под строительство жилых и коммерческих зданий, вырубку деревьев, загрязненность дворов.
Все поступающие обращения рассматриваются нами своевременно и в срок, а по вопросам, требующим неотложного решения, налажен четкий механизм реагирования. Указанная работа ведется централизованно, в том числе в рамках организации ЕДДС Администрации Города Махачкалы.
Для оперативности реагирования на обращения граждан созданы аккаунты всех структурных подразделений мэрии в социальных сетях, а также аккаунт, который фиксирует все обращения и направляет поручения руководителям структур незамедлительно прореагировать и направить ответ заявителю.
Помимо этого, мы ввели в практику рассмотрение сообщений, комментариев и публикаций, которые поступают на официальные страницы (аккаунты) Главы города Махачкалы и администрации города Махачкалы, аналогично рассмотрению обращений граждан. По моему поручению рассмотрено уже более 500 таких сообщений, по которым приняты конкретные меры реагирования.
Благодаря использованию системы инцидент-менеджмента удалось сократить общее количество обращений на 70 процентов.
Раздел 3.
Жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство территорий городского округа, развитие инфраструктуры, мероприятия по созданию условия для обеспечения жизнедеятельности людей
На территории города в минувшем году успешно реализована программа "Формирование современной городской среды городского округа с внутригородским делением "город Махачкала". Стоит отметить, что это та программа, в которой максимально учтены пожелания жителей столицы по благоустройству общественных пространств.
Общий объем финансирования Программы на 2019 г. составил 225, 3 млн. рублей.
Как я уже отметил, в рамках программы благоустроены 33 дворовые и 5 общественных территорий.
Экономия по результатам проведенных конкурсных процедур составила 1,4 млн. руб., за счет чего дополнительно проведены работы по устройству ограждения в скверах п. Семендер и п. Шамхал и проезда к многоквартирному дому по пр. Р. Гамзатова 117.
В 2020 году мы продолжаем реализацию этой программы.
В рамках программы будет благоустроено еще больше общественных пространств это - 34 дворовых и 12 общественных территорий, которые охватывают 62 многоквартирных дома.
Общий объем финансирования Программы на 2020 г. почти на 40 млн. рублей больше, чем в 2019 году (264, 9 млн. рублей).
Также в городе реализуется национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Общий объем финансирования проекта в 2019 году составил 680 млн. руб., в том числе на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог 605,08 млн. руб., и на организацию дорожного движения 74,92 млн. рублей.
Всего приведены в нормативное состояние сети автомобильных дорог общего пользования местного значения общей протяженностью 59, 5 км. Проведены мероприятия по организации дорожного движения на 47 улицах города
Для приемки отремонтированных улиц в эксплуатацию с участием депутатов городского собрания, работников ГИБДД, представителями УПТС и Дх и районных администраций создана специальная комиссия, которой к концу года были проверены и приняты в эксплуатацию все 60 улиц.
Уважаемые депутаты! Как вы видите, в 2019 году был выполнен огромный объем работ по приведению в нормативное состояние общественных пространств и дорог.
Мы планируем провести реконструкцию магистральной улицы
(пр. И. Шамиля) общегородского значения 3-го класса регулируемого движения с общей протяженностью - 5, 572 км.
Предполагаемая стоимость объекта, согласно обновленной проектно-сметной документации, составляет 2,8 млрд. рублей.
В 2018 году из бюджета города Москвы было выделено 350 млн. рублей на капитальный ремонт площади им. В.И. Ленина в г. Махачкале.
В конце 2019 года часть работ по капитальному ремонту площади была принята с замечаниями, которые, впоследствии, были устранены в сжатые сроки.
Обращаю Ваше внимание, что в соответствии с действующим законодательством, в связи с пропуском сроков сдачи работ, подрядным организациям ООО "СД-ИНТЕР" и ООО "СК "Армада" также предъявлены штрафные санкции.
Для сведения: из 350 млн. руб. оплачено подрядчикам за выполненные работы по проектированию и капитальному ремонту площади им. В.И. Ленина 250 млн. руб.
Приоритетное внимание нами уделяется вопросу повышения качества жизни инвалидов.
В 2019 году в рамках госпрограммы "Доступная среда" проведены соответствующие работы в 15 образовательных учреждениях, освоено более 25 млн. рублей.
В рамках программы по всем объектам завершены демонтажные работы, установлены металлические дверные блоки, обустроены санузлы и установлены пандусы на всех объектах. Установлены хромированные ограждения, электронные табло, выполнены работы по облицовке керамогранитными плитками.
Участие в указанной госпрограмме запланировано и на текущий год.
В соответствии с поручением Главы РД Министерством экономики и территориального развития РД в 2019 г. проведен конкурсный отбор в рамках проектов "100 школ" и "Поддержка местных инициатив" муниципальных образований на получение субсидии из республиканского бюджета РД
Это региональные проекты, в которых участвуют и наши горожане, предприниматели, которым небезразлична судьба нашего города.
По результатам отбора 5 проектов местных инициатив
г. Махачкалы прошло для предоставления субсидий из республиканского бюджета:
- Строительство гравийной дороги в мкр. Скачки.
- Строительство дороги в пос. Сулак.
- Капитальный ремонт ДОУ N 62
- Капитальный ремонт ДОУ N 2
- Строительство современного футбольного поля в пос. Богатыревка.
Объем софинансирования проекта республиканским бюджетом составил 21257,7 тыс. руб., средства меценатов-спонсоров составили 3 648,9 тыс. рублей.
В рамках проекта "100 школ" от столицы конкурсный отбор прошли 37 общеобразовательных учреждений.
Примечательно, что этот проект был включен Агентством стратегических инициатив в перечень лучших практик социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.
Всем жителям и меценатам, которые внесли свой вклад в реализацию этих проектов, мы совместно с депутатским корпусом, выражаем огромную благодарность.
Поручаю соответствующим структурным подразделениям подготовить предложения по награждению наиболее активных участников проектов.
В целях расширения представленности города в указанных проектах, структурным подразделениям поручаю организовать необходимую работу.
Санитарное состояние города Махачкалы - это одно из самых узких мест в системе городского хозяйства. Связано это и с тем, что здесь наши полномочия ограничены.
В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 29 ноября 2018 г. с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан город Махачкала разделен на 2 зоны (Центральная-1 и Центральная-2).
Всего на территории г. Махачкалы имеются 950 контейнерных площадок, фактически обслуживаемых региональным операторам ООО УК "Лидер", согласно утвержденного графика вывоза: Советский район - 309; Кировский район - 289; Ленинский район - 352.
После разработки Генеральной схемы очистки территории города, для разработки которой в бюджете на 2020 г. утверждены средства в размере 6, 3 млн. руб. все контейнерные площадки будут внесены в официальный реестр.
На сегодняшний день размещение бытовых отходов региональный оператор производит на городской свалке, ежедневно более 600 тонн бытовых отходов, однако их утилизация не производится, хотя в тарифе заложены средства на указанные цели. Подвижек в этом направлении пока не наблюдается. Нарушения в части размещения отходов на не приспособленной для этого территории и не принятие безотлагательных мер по их утилизации может привести к экологической катастрофе, так как данная территория находится вблизи нового жилого микрорайона.
Какие меры для решения этой проблемы нами принимаются? В соответствии с Национальным проектом "Экология" (Федеральный проект "Чистая страна") до 31 декабря 2024 года должны быть ликвидированы свалки в границах городов, а также объекты накопленного экологического вреда окружающей среде.
На сегодняшний день начаты проектно-изыскательские и лабораторные работы по определению нанесенного и накопленного вреда окружающей среде и включение городской свалки ТКО в реестр объектов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
В дальнейшем необходимо провести: разработку проектно-сметной документации на проведение работ по ликвидации городской свалки ТКО и рекультивации территории, на которой она размещена;
выполнение работ по ликвидации городской свалки ТКО и рекультивации территории, на которой она размещена.
Для решения перечисленных задач необходимо около 162 млн. рублей.
По информации Минприроды РД завершить все перечисленные работы в текущем году не представляется возможным, т.к. до конца 2021 года на территории республики отсутствуют альтернативы этой свалки.
Помимо выполнения требований федерального законодательства и улучшения экологической обстановки города, указанные работы позволят:
вернуть в гражданский оборот 5 Га земель города, занятых сейчас свалкой;
на 11,6 млн. руб., вложенных за 2 года из муниципального бюджета, планируется привлечь 60 млн. руб. из федерального бюджета и бюджета Республики.
При внесении соответствующих корректировок в бюджет города, прошу Вас, Уважаемые депутаты поддержать наши предложения.
В дальнейшем на указанной территории город предлагает построить экотехнопарк.
Неудовлетворительное функционирование городской ливневой канализации является источником справедливых нареканий жителей столицы, особенно в период выпадения осадков.
Основные проблемы здесь - неудовлетворительное техническое состояние коллекторов; локальные повреждения труб сети дождевой канализации и колодцев; засорение колодцев и коллекторов.
Нами установлены 12 наиболее уязвимых участков города, по каждому из которых выработан отдельный план работ, определено количество необходимой техники (включая насосы) и рабочей силы.
Частичное решение указанных вопросов планируется в рамках разработанной совместно с Минэкономразвития РД Государственной программы Республики Дагестан "Обеспечение реализации городским округом с внутригородским делением "город Махачкала" функций столицы Республики Дагестан".
Необходимо обеспечить реализацию всего комплекса инженерно-технических мероприятий по отведению ливневых вод, который позволит уже в среднесрочной перспективе существенно улучшить систему жилищно-коммунального хозяйства города.
Раздел 4.
Развитие и поддержка реального сектора экономики, повышение его инвестиционной привлекательности, регулирование земельных и имущественных отношений в столице
В 2019 году Администрацией города Махачкалы проведена работа по развитию сферы торговли, поддержке предпринимательства, содействию рекламной деятельности, социальной пропаганде населения, и упорядочению торговой деятельности.
В целях упорядочения торговой деятельности в городе Махачкалы систематически проводились мероприятия по выявлению самовольно установленных нестационарных торговых объектов и фактов несанкционированной уличной торговли. Составлены списки самовольно установленных объектов, подлежащих демонтажу.
Всего с начала года в целом по городу демонтировано 73 таких объекта, пресечено более 1250 фактов несанкционированной уличной торговли, соответствующие лица привлечены к административной ответственности.
В весенне-летний период и в дни предновогодней торговли с выездом на место обследовано свыше 300 мест дислокации объектов уличной торговли, реализации сельхозпродукции с малотоннажных автомашин.
Сотрудниками администрации совместно со специалистами службы ветеринарного надзора на розничных рынках города проведены рейдовые мероприятия по проверке соблюдения санитарных норм при реализации продукции животного происхождения.
Систематически проводились мероприятия по демонтажу несанкционированных рекламных и информационных конструкций.
В 2019 году демонтировано 125 щитовых конструкций, 750 рекламных баннеров (около 4000 кв. м.), 140 электронных табло, 2 видеоэкрана, около 2700 кв. метров самоклеек, 50 световых коробов, очищено 535 опор линий электропередач от объявлений, листовок.
Внедрена практика согласования схемы размещения НТО и рекламных конструкций с бизнес-сообществом города Махачкалы.
В связи с чем, нами проводится системная работа, направленная не только на пресечение незаконной предпринимательской деятельности, но и на стимулирование к "выводу из тени" нелегального бизнеса.
В 2019 году внедрены стандарты, направленные на улучшение условий для бизнеса и инвестиционной деятельности, разработанные Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов.
Так, утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в городском округе с внутригородским делением "город Махачкала" на 2019 - 2022 гг.", предусматривающий увеличение доли частного сектора в экономике города.
Реализуется План мероприятий ("дорожная карта") по улучшению позиции Республики Дагестан в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, направленный на улучшение условий ведения бизнеса (сокращение сроков и оптимизация административных регламентов, связанных с осуществлением предпринимательской и инвестиционной деятельностью), в рамках которого сокращены сроки предоставления муниципальных услуг, в том числе:
согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах до 27 рабочих дней;
перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение в многоквартирных домах до 27 рабочих дней;
выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции до 30 (календ.) дней.
В целях содействия продвижению продукции сельского хозяйства на потребительский рынок Махачкалы в 2019 году проведено 53 торговые ярмарки. Достигнута договоренность с управляющими рынками компаниями по отведению специальных торговых мест для реализации фермерскими хозяйствами республики своей продукции.
Наша цель здесь - сделать так, чтобы любой производитель, минуя звено посредников, имел бы возможность реализовать свою продукцию населению по доступным ценам, и, как вы видите, результаты уже есть.
Все это позволило обеспечить поступление неналоговых платежей в бюджет города за 2019 год в сумме 39, 7 млн. рублей, при установленном плановом показателе - 26,0 млн. рублей, т.е. - с перевыполнением более чем в 1,5 раза.
Заключено 132 договора на размещение 405 рекламных объектов на сумму 40, 1 млн. рублей.
Анализ закупок, осуществляемых структурными подразделениями города для возможного размещения части заказов на предприятиях города Махачкалы, показал, что в городском бюджете 2019 году профинансировано по закупочным статьям 2 524,8 млн. рублей (из которых 126,7 млн. рублей на погашение задолженности), в том числе более 1,2 млрд. рублей на строительные работы, реконструкцию и ремонт муниципальных объектов.
С субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями по результатам торгов заключено 172 муниципальных контрактов на сумму 243,4 млн. рублей.
Стоит отметить, что в соответствии с законодательством заказчик при определении подрядчика вправе установить в извещении требование о привлечении к выполнению работ субъектов малого предпринимательства.
Общий объем закупок, в извещении которых было установлено требование о привлечении субъектов СМП составляет 246,9 млн. рублей.
Таким образом, с субъектами СМП было заключено контрактов в сумме 490,3 млн. рублей, что составляет 19,5% от СОГЗ, при установленном требовании не менее 15 процентов.
С дагестанскими товаропроизводителями в 2019 году заключено 361 договоров на сумму 318,2 млн. рублей методом у единственного поставщика, что составляет около 13,0 процентов от общего объема средств, профинансированных по закупочным статьям.
Сельскохозяйственные товаропроизводители столицы в 2019 году активно участвовали в программе импортозамещения. Так, из общего объема произведенных овощей (6,2 тыс. тонн), более 45, 0 процентов овощи закрытого грунта.
С учетом имеющейся логистики, территория города Махачкалы является наиболее привлекательной для инвесторов в реализации проектов по строительству тепличных комплексов (ООО "Югагрохолдинг", ООО "Агромир"). Инициаторами указанных проектов ведется работа по расширению производственных мощностей.
Так, в г. Махачкале в поселке Шамхал-Термен реализуется 2 этап проекта по строительству тепличного комплекса с применением новейших технологий на площади 5 га (инициатор - ООО "Югагрохолдинг"). Первый этап строительства комплекса на площади 5 га завершен и введен в эксплуатацию в конце 2017 года. В настоящее время продолжается реализация 2 этапа строительства тепличного комплекса (5,5 га). Объем инвестиций в реализацию проекта составляет 556,22 млн. руб., из которых уже освоено 432,12 млн. рублей. Создано 36 рабочих мест.
В поселке Ленинкент завершена реализация проекта по строительству тепличного комплекса на площади 10 га (инициатор - ООО "Агромир").
Объем инвестиций в реализацию проекта составил 700 млн. руб. С начала реализации проекта создано 105 рабочих мест.
Несмотря на положительную динамику производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств за последние годы, деятельность МУПов в этой сфере пока оставляет желать лучшего.
Так, практически все показатели производства продукции за 2019 год в сравнении к 2018 году показывают отрицательную динамику. Растет задолженность по налоговым и неналоговым платежам, заработной плате, в частности у МУП "8 марта"
Здесь необходимо принять соответствующие меры по выводу предприятия из кризиса.
Одной из основных задач социально-экономического развития города является обеспечение благоприятных условий для привлечения частных инвестиций, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы.
В рамках нашей муниципальной программы по развитию предпринимательства, для решения проблемы обеспеченности мест в ДОУ в городе успешно реализуется проект "Билдинг-сад". Направленные на эти цели в 2019 году средства муниципального бюджета, в объеме 10,0 млн. руб., позволили сократить очередность в дошкольные образовательные учреждения на 300 мест и создать дополнительно 20 ед. рабочих мест.
При этом, здесь, стоит отметить, что проектная стоимость строительства одного типового детского садика на 280 мест составляет около 300,0 млн. рублей.
Как вы видите, эффективность реализации данного проекта "на лицо".
Считаю необходимым расширить номенклатуру финансовой поддержки бизнеса, с учетом наиболее актуальных проблем и востребованных, с точки зрения представителей бизнес-сообщества мер поддержки (создание муниципального дома предпринимателя, лизинговая поддержка, микрофинансирование, обучающие программы и т.д.), а также анализа действующих государственных программ по развитию предпринимательства.
Поручаю Управлению экономического развития, инвестиций и внешнеэкономических связей города разработать проект муниципальной программы на 2021 - 2023 годы, с предусмотрением в нем этих и других мер муниципальной поддержки бизнеса.
Мы намерены продолжить работу по дополнению перечня муниципального имущества новыми свободными объектами и площадками для бизнеса. Для этого в 2019 году создана рабочая группа по имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, перед которой стоит, в первую очередь, задача пополнить соответствующий перечень востребованным для бизнеса имуществом.
Задача стратегического масштаба для нас - выстраивание работы по рациональному использованию городских территорий и планированию социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Для этого нами подготовлены проектные предложения по организации платных парковочных пространств, строительству современных остановочных пунктов для пассажиров и общественного транспорта, созданию пунктов весогабаритного контроля на муниципальных дорогах с привлечением средств инвесторов и предоставлением им возможности возврата вложенных средств за счет дальнейшей эксплуатации.
Сформирован перечень мест под размещение остановок и парковочных пространств, проведены переговоры с потенциальными инвесторами, рассмотрены проектные предложения по заключению соглашений о муниципально-частном партнерстве.
Нами также сформирован пул земельных участков, которые мы готовы в рамках действующего законодательства предоставить инвесторам, с наиболее проработанными проектами.
Наиболее узкое место в вопросах развития инвестиционной деятельности - это наличие свободных земельных участков для размещения индустриальных парков, которые за счет предоставляемых налоговых льгот своим резидентам могут стать локомотивами роста производства.
Важной считаю задачу подбора свободных земельных участков, отвечающих базовым условиям для создания индустриального парка.
Также необходимо сформировать перечень земельных участков под размещение парковочных мест и остановочных пунктов, подготовив, при этом, конкурсную документацию на право заключения соглашения с потенциальными инвесторами в формате муниципально-частного партнерства.
Все эти задачи нам безусловно необходимо решать при взаимодействии с бизнесом, и у нас для этого в 2019 году сформировалась хорошая площадка - Экономический Совет при Главе города Махачкалы, в который вошли предприниматели, общественные и научные деятели.
Уважаемые депутаты!
Эффективное управление муниципальной собственностью стратегический приоритет в нашей работе.
По состоянию на 1 января 2020 года в Реестре муниципальной собственности г. Махачкалы учтено 249 муниципальные организации, в пользовании которых значатся 1579 объектов недвижимости и 212 земельных участков.
Стоимость муниципального имущества, числящегося в реестре муниципальной собственности города Махачкалы, составляет 13 457,3 млн. рублей.
В бюджет города Махачкалы в 2019 году за наем муниципальных жилых помещений поступило более 1,0 млн. руб. Сумма конечно не значительная, но установленный плановый показатель перевыполнен на 35, 5 процентов.
Указанную работу необходимо продолжить и текущем году.
В целях выполнения федеральной целевой программы "Дети-сироты" в 2019 г. нами приобретено жилье для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей в количестве 41 квартир.
Отдельного нашего внимания заслуживают муниципальные унитарные предприятия. Это слабое звено в системе муниципальной собственности.
По состоянию на 1 января 2019 года в реестре объектов муниципальной собственности города Махачкалы числилось 25 муниципальных унитарных предприятия.
В результате принятых в 2019 году мер по оптимизации состава муниципальных предприятий г. Махачкалы ликвидированы 6 предприятий.
В процессе ликвидации находятся следующие МУПы: "Аптечное управление города Махачкалы", "мМТс", "Винсовхоз им. Ленина", "Махачкала-такси".
Комиссии по оценке эффективности деятельности МУПов, по результатам работы, с учетом в том числе выполнения плановых показателей по налоговым и неналоговым платежам, необходимо внести соответствующие предложения.
Указанную работу необходимо завершить уже в первом полугодии текущего года.
Значительные преобразования мы должны обеспечить в системе городского пассажирского транспорта.
В 2019 году обновлено порядка 15% парка пассажирского транспорта города, в том числе за счет средств бюджета приобретено 4 новых комфортабельных троллейбуса. За счет средств инвесторов (перевозчиков) приобретено и поставлено на линии городских маршрутов 256 автобусов малого класса марки Газель NEXT. Полностью обновлен парк пассажирского городского транспорта по маршрутам: N 2 как тр., 4, 4б, 12а, 15, 20, 30, 45, 61 а, 69а, 125, 125а, 146, что позволило оптимизировать маршрутную сеть по указанным маршрутам на 30%
В целях улучшения качества транспортного обслуживания населения
с. Богатыревка и дачников сулакской зоны проведены открытые конкурсы на право осуществления регулярных перевозок по маршруту "Махачкала - Богатыревка" и сезонному маршруту "Махачкала - Кривая балка".
В установленном порядке определены обслуживающие компании.
Хочу проинформировать городское собрание, что в целях развития пассажирского наземного электрического транспорта, а также увеличения парка автобусов большой вместимости, которые планируется использовать в качестве основного вида общественного транспорта, на магистралях города администрацией города была подана заявка на участие в отборе по определению субъектов Российской Федерации для реализации мероприятия по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". По итогам рассмотрения, с суммой взвешенной оценки 2, 09 балла заявка г. Махачкалы получила 17 место из 60, что не позволило претендовать на получение соответствующих субсидий из Федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования, предусмотренных настоящим Порядком.
В целях внедрения системы безналичной оплаты проезда пассажиров на общественном транспорте, путем проведения конкурсного отбора определён оператор автоматизированной системы контроля оплаты проезда пассажиров (АСОП). В настоящее время системой АСОП оборудованы 40 троллейбусов, обслуживающих муниципальные и два межмуниципальных маршрута "Махачкала-Каспийск".
Администрацией принимаются меры и по повышению безопасности дорожного движения. Так, проведена инвентаризация установленных в городе дорожных знаков и других средств организации дорожного движения.
В ходе обследований улично-дорожной сети города выявлено значительное количество незаконно установленных и несоответствующих нормативным требованиям искусственных неровностей (свыше 450). Соответствующей службе дано поручение по их демонтажу.
В рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные дороги" проведена работа по организации дорожного движения на 42 улицах города по установлению светофоров дорожных знаков, консолей над проезжей частью.
Раздел 5.
Развитие социальной сферы, с учетом, прежде всего, помощи и поддержки отдельным категориям граждан
Уважаемые коллеги!
Муниципальная система образования города Махачкалы представлена 146 муниципальными образовательными организациями, в которых обучается более 100 тысяч детей.
В городе функционирует 65 дошкольные образовательные учреждения, 6 из которых "Начальная школа - детский сад", с общим охватом 19 631 детей. Численность детей от 0 до 7 лет, стоящих в системе Автоматизированная информационная система "Электронный детский сад", составляет 22 092.
По этой причине в 2019 году мы начали строительство 9 новых детских садов (с учетом садов, по которым ведутся проектно-изыскательские работы) общей мощностью 1540 мест. Мы должны быть готовы к тому, чтоб с нашей стороны не было задержек в сдаче объектов в эксплуатацию.
Стоит также отметить, что с целью оказания помощи родителям детей, не охваченных дошкольным образованием, на базе 64-х дошкольных организаций открыты консультационные центры, в 2019 году квалифицированную помощь по вопросам воспитания и обучения детей получили 1,4 тыс. родителей.
Нельзя не сказать и о том, что ежегодно в городе увеличивается контингент учащихся в общеобразовательных учреждениях.
Прирост количества детей в 2020-2021 учебном году по сравнению с предыдущим учебным годом составил 4441 ребёнок. В 2019-2020 учебном году в трехсменном режиме ведут образовательную деятельность 9 учреждений (ОУ N 22, 27, 39, 41, 43, 47, 50, 56, 58).
Какие меры в этой части сегодня нами совместно с республикой реализуются?
Так, для ликвидации трехсменного режима обучения и перевода учащихся из зданий с высоким уровнем износа в г. Махачкале в 2020 году завершается строительство школы на 360 ученических места в п. Талги.
Для решения вопроса перевода учащихся МБОУ "СОШ N 27", МБОУ "СОШ N 41" и МБОУ "СОШ N 58" обучающихся в третью смену в односменный режим обучения начато строительство трех общеобразовательных организаций на 604 места, 502 места и 1224 места (2330 мест) соответственно. Ввод в эксплуатацию которых запланирован в 2021 году.
В 2021 году запланировано строительство одной школы на 1224 уч. места в МКР "Ипподром".
Строительство школ осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
Реализация мероприятий в системе образования способствует повышению обеспеченности учреждений книжным фондом. Так, если в 2018 году обеспеченность учебниками составляла 88%, то на сегодняшний день уже составляет для 1 - 4 классов - 99%, 5-11 классы - 98 процентов.
В 2019 году относительно 2018 года наблюдались успехи и в проведении государственной итоговой аттестации.
По итогам проведения государственной итоговой аттестации в 2019 году:
- медаль "За особые успехи в учении" получили 195 (9,4%) выпускников;
- увеличилось количество 100 балльников - 17 выпускников(в 2018 году - 8 выпускников);
- уменьшилось количество выпускников, не преодолевших минимальный порог по различным предметам по сравнению с прошлым годом - 650 выпускников (в 2018 году - 838 выпускников).
Школьники и учителя города Махачкалы ежегодно принимают самое активное участие, и становятся призерами различных олимпиад и конкурсов.
Так, в 2019 году 45 научных работ XXV Республиканской научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее" удостоились призовых мест (в 2018 года - 42 призовых места). В настоящее время 50 научных работ направлены в оргкомитет регионального этапа XXVI Республиканской конференции "Шаг в будущее", которая состоится 23 ноября 2020 года.
На заключительном этапе конференции "Шаг в будущее" в 2020 году в дистанционном формате приняло участие 19 учащихся общеобразовательных организаций города. Результаты будут объявлены в течение ноября 2020 года.
В текущем году 9 учителей стали победителями республиканского конкурса на присуждение премий лучшим учителям образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В 2019 году 6 учителей образовательных учреждений города стали победителями республиканского конкурса на присуждение премий лучшим учителям образовательных организаций, 3 руководителя образовательных учреждений стали лауреатами конкурса "100 лучших школ России 2019" в различных номинациях, обладателями значка "Лучший директор 2019", 1 дошкольное образовательное учреждение стало обладателем гранта в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в целях обеспечения реализации федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей".
К вопросам нашего постоянного контроля относятся вопросы исполнения Майских указов Президента России В.В. Путина (2012 года).
Таким образом, по итогам 2019 года средняя заработная плата педагогических работников составляет:
по педагогам общеобразовательным учреждениям - 27 134 руб. (индикатор средней заработной платы - 22 060 руб.), исполнение составило - 123%.
по педагогам дополнительного образования на - 22 285 руб. (индикатор средней заработной платы - 22 545 руб.), исполнение составило - 99%.
Не достигнут целевой индикатор среднего заработной платы педагогов дошкольного образования, финансирование которых осуществляется за счет субвенций из республиканского бюджета, (средняя заработная плата составила
17 243 руб., или 88% от индикативного значения (19 510 рублей).
В области культуры всего в минувшем году проведено 911 мероприятий, с общим охватом зрителей 394 050 человек. По сравнению с предыдущим годом количество мероприятий увеличилось на 157 единиц, охват зрителей увеличился на 117 190 человек соответственно. Всего в 2019 году на территории городского округа проведено 4221 мероприятий с охватом зрителей в количестве 584 353 человек. По сравнению с предыдущим годом количество проводимых мероприятий увеличилось на 287 единицы, охват зрителей увеличился на 119 003 человек соответственно. Солистами и творческими коллективами Детской филармонии и Детских школ искусств администрации города организованы концертные выступления на 24 площадках.
В части исполнения майских указов Президента РФ за 2019 год, средняя заработная плата: работников учреждений культуры за 2019 год - 23 803, 9 руб., что на 4,5% больше установленного индикатора (22 784, 9 руб.); средняя зарплата педагогических работников дополнительного образования составила 23 985, 4 руб. что также выше установленного задания на 1, 3% от установленной Минфином РД средней заработной платы по региону в размере (23 671 рублей).
Администрацией города проведена подготовительная работа для участия в 2020 году в заявочных кампаниях Министерства культуры РД на получение субсидий из федерального и республиканского бюджетов - а именно:
текущий ремонт и модернизация сельских учреждений культуры в 2020 г. (Центр традиционной культуры народов России в с. Богатыревка, 731, 7 тыс. руб.); создание в 2021 году модельных библиотек в Центральной городской библиотеке (10 млн. руб.); Центральной детской библиотеке - филиал N 1 (10 млн. рублей).
В рамках Государственной программы РД "Развитие культуры в Республике Дагестан на 2015 - 2020 годы" и в соответствии с приказом Министерства культуры РД от 28.02.2019 г. N 91-од "Об итогах конкурса на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры, находящимися на территории сельских поселений, и их работниками в 2019 году" победителями были признаны Центр традиционной культуры народов России с. Новый Хушет, Центр традиционной культуры народов России с. Богатыревка, МБУ ДО "Детская школа искусств N 7" с. Новый Хушет и их работники. Общая сумма субсидий составила 273 552 рубля, в том числе из федерального бюджета - 257 500 руб., республиканского - 13 552 руб., софинансирование за счет средств местного бюджета - 2 500 рублей.
В рамках региональной квоты и в целях реализации федерального проекта "Творческие люди" в 2019 году по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации с применением дистанционных образовательных технологий на базах федеральных образовательных учреждений прошли обучение 53 преподавателя школ искусств и работников учреждений культуры
Происходит внедрение цифровых технологий и в рамках Нац. проекта "Культура". В г. Махачкала в 2019 года открыт виртуальный концертный зал, оснащенный современным мультимедийным оборудованием и высокоскоростным интернетом, формат которого позволит жителям нашего города и республики в онлайн-режиме стать зрителями знаковых федеральных и региональных культурных мероприятий.
В сфере физической культуры и спорта в течение 2019 года проведено 125 мероприятий городского масштаба с охватом 35 тыс. человек, что на 5 тыс. больше, чем в 2018 году.
Численность систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2019 году возросла более чем на 33 тыс. человек по сравнению с прошлым годом и достигла 372 тыс. чел., а это более половины от численности населения возрастной категории от 3 до 79 лет.
Общее количество спортивных сооружений за год выросло на 16 единиц и составило 374. Из общего количества сооружений установлено 8 воркаут-площадок. Кроме того, на территории города были открыты 6 частных спортивных залов, две спортивные школы - муниципальная "Спортивная школа N 5" и частная Школа единоборств имени Абдулманапа Нурмагомедова.
В 2019 году в муниципальных спортивных школах подготовлено 1 - Мастер спорта международного класса, 8 - Мастеров спорта России, 76 - кандидатов в мастера спорта, 222 - спортсменов первого разряда, 1479 спортсменов массовых разрядов. 492 спортсмена муниципальных спортивных школ по итогам 2019 года вошли в составы сборных команд Республики Дагестан, 95 из них являются членами сборных команд России по различным видам спорта.
Значительных успехов добились спортсмены-инвалиды на всероссийских и международных соревнованиях, завоевав 18 золотых, 5 серебряных и 3 бронзовых медалей.
В 2019 году продолжена работа по дальнейшему внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне (ГТО)". Проведено 14 масштабных мероприятий, в которых приняло участие 19 тыс. человек.
Благодаря реализации программных мероприятий, в сфере молодежной политики в 2019 году удалось достичь следующих показателей:
численность молодежи, вовлеченной в деятельность по развитию молодежного самоуправления, увеличилась по сравнению с 2018 годом на 28% и возросла с 715 до 1002 чел.;
доля молодежи, вовлеченной в добровольческое волонтерское движение, увеличилась на 19% и достигла 567 человек. Для расширения волонтерского движения сформированы новые направления такие как "Цифровые волонтеры", "Волонтеры культуры", "Волонтеры "Победа-75" ".
Общее количество проведенных муниципальных мероприятий в сфере молодежной политики за 2019 год составило 78 мероприятий. Охват участников по сравнению с 2018 год увеличился на 7% и достиг 25 тыс. человек
Регулярно проводятся культурно-просветительские и воспитательные мероприятия, направленные на противодействие терроризму.
В 2019 году оказана поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений и организаций, общее количество которых в г. Махачкале составляет 26.
Одним из приоритетных направлений развития Махачкалы является реализация ее туристического потенциала. В 2018 году количество мест в гостиницах составляло 2021, а в 2019 году выросло до 2150 единиц.
По сравнению с 2018 годом туристический поток вырос на 38 тысяч человек (7,5%) и составил по итогам 2019 года 538 тыс. человек.
Охват населения туристическими мероприятиями муниципального уровня в 2019 году составил 10,5 тыс. человек. Наиболее востребованными направлениями являются пляжный, событийный и гастрономический туризм. Разработан туристический паспорт города, имеется реестр объектов туризма, продолжается разработка брендбука Махачкалы.
Продолжена работа по установке в городе знаков туристической навигации. В рамках муниципального проекта "Узнай Махачкалу" дополнительно были установлены указательные столбы с табличками на двух языках (русский и английский). В местах массового посещения туристов проведена работа по установке табличек с информацией об объектах туристического показа на двух языках (русский и английский) с QR-кодами.
Разработано 7 туристических маршрутов, в том числе: "Город на берегу моря", "Первые улицы Махачкалы", "Махачкала - город поэтов", "Махачкала спортивная", "Боевая слава Махачкалы", "Махачкала - детям", "По улицам столицы".
Туристический потенциал города был представлен на региональном туристическом форуме "OpenDagestan", где прошла презентация VlAR-тура по Махачкале. В течение года представители города приняли участие в международных туристических выставках "Интурмаркет" и "Miit" в городе Москве.
Ряд мероприятий в сфере туризма на территории города Махачкалы был организован и проведен при поддержке Министерства по туризму и народным художественным промыслам, в их числе: Международный туристический форум "VIZIT-DAGESTAN", выставка народных художественных промыслов "Серебряная сказка", всероссийский квест "Прошагай город", цель которых - создание условий для развития внутреннего туризма и увеличения туристического потока в столицу Дагестана.
Совместно с Федерацией водных видов спорта Республики Дагестан имени Е.А. Гвоздева ведется работа по созданию в г. Махачкале современного яхт-клуба с необходимой инфраструктурой, а также развитию морского круизного туризма.
В течение года организованы и проведены встречи с представителями туристской индустрии и экономического совета, в ходе которых определены основные перспективные направления развития туристской отрасли Махачкалы и сформированы предложения по повышению инвестиционной привлекательности города.
Нами проводилась работа по линии внешних связей, как с регионами России, так и с городами-побратимами в других странах.
Такие партнерские связи между городами динамичны и экономически оправданы, поскольку создают необходимые предпосылки для взаимодействия и налаживания деловых связей и контактов в экономической области представителям власти и бизнеса городов.
В 2019 году по линии международных связей и межмуниципального сотрудничества город Махачкалу посетила делегация города-побратима Ольденбург (Германия). Примечательно, что приезд иностранной делегации был приурочен к 30-летию подписания соглашения об установлении побратимских связей между Махачкалой и Ольденбургом.
В истекшем году также состоялась встреча руководства города Махачкалы с Чрезвычайным и полномочным послом Исламской Республики Иран в Российской Федерации Мехди Санаи.
Летом 2019 года делегация города Махачкалы приняла участие в мероприятиях, посвященных Дню города Ялова (Турция), а также в X Международном фестивале музыки и танца народов Кавказа, проходившем в Турции под лозунгом "Мир на Кавказе и мир во всем мире".
Раздел 6.
Реализация комплекса мер, направленных на обеспечение общественной безопасности, профилактику терроризма и экстремизма, и противодействия коррупции
Уважаемые коллеги!
В рамках мероприятий по обеспечению общественной безопасности обеспечен должный уровень взаимодействия с правоохранительными и надзорными органами, экстренными службами, общественными организациями и объединениями города.
По итогам проведения культурно-массовых и праздничных мероприятий, в результате грамотно организованной работы всех уровней власти, не допущено фактов нарушений общественного порядка. При этом, общественно-политическая ситуация по линии противодействия идеологии терроризма в целом характеризуется как сложная, но стабильная.
Всего за истекший период проведено свыше 620 адресно-профилактических бесед с лицами, подверженными идеологии религиозного экстремизма.
Организация работы на территории г. Махачкалы по линии противодействия террористическим и экстремистским проявлениям была положительно оценена по итогам комплексной проверки, проведенной прокуратурой РД и аппаратом АТК в Республике Дагестан.
Деятельность по линии адресно-профилактической работы, проводимая в муниципалитете признана образцовой представителями НАК России по итогам выборочной проверки, проведенной в декабре месяце 2019 года.
Важно продолжить эту работу и в текущем году, именно с привлечением, прежде всего, духовенства и Вас, Уважаемые депутаты.
За 2019 год в правоохранительные органы направлено 36 первичных материалов, с признаками фальсификации правоустанавливающих документов на земельные участки, о возможном наличии признаков преступлений при выделении и предоставлении земельных участков, о совершении неправомерных действий с целью хищения муниципального имущества, о возможных мошеннических действиях, а также материалы по фактам завышения объема выполненных работ, незаконного строительства и самовольного захвата земельных участков и другие.
Все указанные материалы находятся в работе у правоохранительных органов. Отмечу, что по 7 материалам уже возбуждены уголовные дела, остальные находятся в работе. В результате совместной работы с правоохранительными органами надеемся вернуть в муниципальную собственность земельные участки, которые нам сегодня так необходимы под создание нормативной социальной инфраструктуры.
Осуществлялись мероприятия и по контролю за деятельностью муниципальных служащих. За 2019 год проведено свыше 200 служебных проверок, по итогам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 367 муниципальных служащих, а также работников структурных (отраслевых) органов Администрации города Махачкалы.
Обработано 299 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера работников администрации города Махачкалы. По итогам анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера проведено 9 заседаний Комиссии по урегулированию конфликта интересов, 16 работников привлечены к ответственности в связи с представлением недостоверных сведений.
Уважаемые коллеги, завершая свое выступление, хочу сказать, что в своем отчете я остановился лишь на ключевых направлениях работы администрации за 2019 год.
Нельзя также не отметить, что за прошлый год мы добились очевидных успехов. Результатом реализации всех вышеуказанных программ, проектов и мероприятий является то, что 2019 году в рейтинге эффективности управления в городских округах Российской Федерации, проведённом Агентством политических и экономических коммуникаций, столица Дагестана переместилась с последнего 92 на 72 место. То есть, результаты нашей совместной с Вами работы были оценены и на уровне страны.
Конечно, есть направления деятельности, где необходимо засучив рукава продолжать активно работать над улучшением ситуации. Эти сферы всем нам хорошо известны. И у нас для этого, как я уже отметил выше, есть необходимые проработанные решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от 26 ноября 2020 г. N 3-1 "Об отчете Главы города Махачкалы о результатах своей деятельности и деятельности Администрации города за 2019 год"
Текст решения опубликован в газете "Махачкалинские известия" от 4 декабря 2020 г. N 49