Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 мая 2020 г. N 03-11-11/37319
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Для субъектов малого предпринимательства Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Кодекса к специальным налоговым режимам, в частности, относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения (далее - УСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) и патентная система налогообложения (далее - ПСН) (главы 26 2, 26 3 и 26 5 Кодекса), а также налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента).
При этом Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по специальным налоговым режимам.
Так, на основании пункта 1 статьи 346 20 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, установлена налоговая ставка в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 346 20 Кодекса).
В части применения ЕНВД, в соответствии со статьей 346 31 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на уплату данного специального налогового режима, установлена налоговая ставка в размере 15 процентов величины вмененного дохода. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут быть установлены ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог.
Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (пункты 7 и 8 статьи 346 43 Кодекса).
Минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не ограничен.
Поскольку предоставление указанных преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства, применяющим специальные налоговые режимы, следует обращаться в указанные органы власти или в финансовые органы власти субъекта Российской Федерации по месту ведения предпринимательской деятельности.
Одновременно отмечаем, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 102-ФЗ) Правительству Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия по изданию в 2020 году нормативных правовых актов по отдельным вопросам налогового регулирования.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление N 409), принятым на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 1 Закона N 102-ФЗ, предусмотрено для организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), за исключением налога на добавленную стоимость, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента, от 3 до 6 месяцев, а также продление сроков уплаты страховых взносов организациям и индивидуальным предпринимателям, относящимся к категории микропредприятий, - от 4 до 6 месяцев.
Постановлением N 409, предусмотрено, в частности, продление сроков уплаты следующих налогов (авансовых платежей по налогам):
1. По УСН:
- за 2019 год срок уплаты налога для организаций продлевается с 31 марта 2020 года до 30 сентября 2020 года, для индивидуальных предпринимателей с 30 апреля 2020 года до 30 октября 2020 года;
- авансовых платежей за I квартал 2020 года продлевается с 25 апреля 2020 года до 25 октября 2020 года, а за полугодие с 25 июля 2020 года до 25 ноября 2020 года;
2. По ЕНВД:
- за I квартал 2020 года продлевается с 25 апреля 2020 года до 25 октября 2020 года, а за 2 квартал с 25 июля 2020 года до 25 ноября 2020 года;
3. По ПСН:
в случае если срок уплаты налога приходится на II квартал 2020 год такой срок продлевается на 4 месяца.
Постановлением N 409 установлены дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов, изменения порядка и условий ее предоставления организациям и индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением N 409, а также стратегическим, системообразующим и градообразующим организациям в соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации.
Также предусмотрено продление сроков представления налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами налоговых деклараций (расчетов), документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, обязанность по представлению которых предусмотрена законодательством о налогах и сборах; приостановление до 31 мая 2020 года проведения выездных налоговых проверок, вынесения налоговыми органами решений о приостановлении операций в банках и переводов электронных денежных средств и т.д.
Постановлением N 409 установлено, что уплата сумм налогов (авансовых платежей), страховых взносов производится равными частями в размере одной двенадцатой указанной суммы ежемесячно, не позднее последнего числа, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты соответствующих налогов (авансовых платежей), страховых взносов, продленный на основании соответствующего подпункта пункта 1 постановления N 409.
Таким образом, в настоящее время, постановлением N 409 для организаций и индивидуальных предпринимателей, принят ряд мер, снижающих налоговую нагрузку, а также отсрочки по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
При этом Законом N 102-ФЗ высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающие продление сроков уплаты налогов по специальным налоговым режимам на период с 1 января вплоть до 31 декабря 2020 года (включительно), а также право продлевать установленные законодательством субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами муниципальных образований о местных налогах и сборах сроки уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам).
Кроме того, в связи с новой коронавирусной инфекцией рассматриваются различные варианты введения дополнительных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 8 мая 2020 г. N 03-11-11/37319
Текст письма опубликован не был