Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Споры о досрочном назначении страховой пенсии лицам, имевшим статус индивидуального предпринимателя
Неуплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальным предпринимателем является основанием для отказа в назначении досрочной пенсии.
Г. обратился в суд к ГУ УПФ РФ в г. Якутске РС (Я) об обязании включить в общий страховой стаж период его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, применении при начислении пенсии коэффициент 1.9, взыскании перерасчета за период его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, компенсации морального вреда, расходов на оплату юридических услуг, указывая, что не согласен с размером назначенной ему пенсии. С 06.10.1997 по 01.01.2005 года он осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, между тем пенсия ему была начислена без учёта этого периода. По состоянию на 2010 год у него имеется полный страховой стаж, что подтверждается ответом ГУ ПФР по РС (Я) в г. Якутске PC (Я) от 05.05.2017. Также указывает, что при начислении пенсии районный коэффициент должен быть 1,9, что подтверждается соответствующими справками.
Отказывая в зачете в общий страховой стаж истца периодов деятельности истца в качестве индивидуального предпринимателя 06.10.1997 по 01.01.2002, суд первой инстанции исходил из того, что индивидуальный предприниматель Г. с 1997 года по 2004 год не уплачивал страховые взносы в пенсионный фонд РФ. При этом правила об ответственности работодателей за неуплату страховых взносов не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.
Также суд отказал в удовлетворении исковых требований о применении коэффициента 1,9 при начислении пенсии с 01.01.2010, так как повышенный районный коэффициент к прииску "Адычанский" не применяется.
Г. был зарегистрирован с 09.09.1998 в п. Малое Луговое Калининградской области, т.е. за пределами районов Крайнего Севера, в связи с чем ответчиком был применен ограничивающий коэффициент 1,2, установленный указанной статьей.
01.01.2010 вступил в законную силу Федеральный закон N 123-ФЗ, который допускает применение норм ст. 94 ранее действовавшего Закона РФ от 20.11.1990 N 310-1 в части льготного исчисления периодов работы, протекавшей в северных территориях, в связи с чем истцу был произведен перерасчет пенсии с 01.01.2010 с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ. При этом к расчету пенсии применен районный коэффициент 1,7. При назначении пенсии ответчиком среднемесячный заработок для расчета пенсии был учтен исходя из представленной архивной справки истца о заработной плате за период работы (прииск "Адычанский", Комбинат "Куларзолото" Объединения "Якутзолото") с 1985 - 1989 г.г., выданной Администрацией Верхоянского района 21.01.2009. Согласно архивной справке N 280 от 17 июня 2016 года истец с 11.03.1983 по 21.02.1990 работал в старательской артели "Индигирская" комбината "Индигирзолото" объединения "Якутзолото" при прииске "Адычанский".
В соответствии с пунктом 1 постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 04.09.1964 N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников народного хозяйства занятых в районах Крайнего севера" повышенный районный коэффициент 2,0 применяется только к приискам "Депутатский" и "Кулар". Прииск "Адычанский" в данном нормативно-правовом акте не указан, следовательно, в удовлетворении требования истца о применении коэффициента 1,9 при начислении пенсии с 1 января 2010 г. судом обосновано отказано.
Кроме того, суд посчитал доводы истца о перерасчете пенсии в связи с деятельностью истца в качестве индивидуального предпринимателя с момента подачи заявления о перерасчете от 21.11.2016 несостоятельными, поскольку с указанным заявлением истец не представил документы, подтверждающие уплату страховых взносов в период работы индивидуальным предпринимателем. Данные документы истцом были представлены только 24.01.2017.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
(Апелляционное определение
N 33-3666/2017 от 20.09.2017)
В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения об отдельных периодах предпринимательской деятельности или данные сведения отсутствуют, то условием для включения в страховой стаж периода осуществления такой деятельности является уплата страховых взносов, которая подтверждается документами, выданными территориальными органами Пенсионного Фонда РФ, территориальными налоговыми органами или архивными справками.
Д. обратился в суд к ГУ УПФ в Мирнинском районе РС (Я) с иском о признании незаконным решения ответчика от 19.12.2016 об отказе в назначении пенсии, обязании включить в периоды работы в районе Крайнего Севера деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 30.09.1998 по 01.01.2005, с 01.03.2005 по 30.03.2009, с 05.06.2012 по настоящее время, дающее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначить трудовую пенсию досрочно с 05.02.2017, указывая, что в назначении трудовой пенсии ему было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа. С данным отказом истец не согласен, поскольку он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 30.09.1998 и осуществлял трудовую деятельность с 30.09.1998 по 01.01.2005, с 01.03.2005 по 30.03.2009 и с 05.06.2012 по настоящее время. С момента регистрации индивидуальным предпринимателем истец уплачивал налоги в МРИ ФНС России N 1 по РС (Я). По мнению истца, его общий трудовой стаж составляет 25 лет 4 месяца 4 дня, трудовой стаж в районе Крайнего Севера - 15 лет 0 месяцев 24 дня.
В силу ст. 10 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в частности периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно ответу МРИ ФНС N 1 по РС (Я) от 15.11.2016 Д. состоял на налоговом учете как индивидуальный предприниматель с 30.09.1998 по 01.01.2005, с 01.03.2005 по 30.03.2009 и с 05.06.2012 по настоящее время является действующим предпринимателем.
Согласно ответу МРИ ФНС N 1 по РС (Я) от 09.12.2016 факт выплаченных налогов за период с 1998 по 2008 подтвердить возможности не имеется, поскольку налоговые дела индивидуальных предпринимателей хранятся 5 лет.
Таким образом, учитывая, что Д. не состоял на учете зарегистрированных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета, доказательства уплаты им страховых взносов отсутствуют.
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, дал им полную и объективную оценку, и обоснованно установил, что истцом не предоставлены в суд доказательства получения доходов в качестве индивидуального предпринимателя и уплаты страховых взносов за период предпринимательской деятельности с 30.09.1998 по 2001 г., наличие статуса индивидуального предпринимателя не является подтверждением страхового стажа.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
(Апелляционное определение
N 33-1968/2017 от 24.05.2017)
Непредоставление претендентом на досрочную страховую пенсию сведений об уплате страховых взносов Пенсионному фонду не должно лишать его права на назначение и выплату пенсии с момента возникновения права на нее, поскольку на Пенсионный фонд возложены полномочия по ведению учета индивидуальных сведений по каждому застрахованному лицу с целью правильного определения и последующего начисления пенсии.
Л. обратился в суд к ГУ УПФР по РС (Я) в г. Якутске с иском о назначении пенсии с момента возникновения права на получение страховой пенсии, обязании произвести перерасчет пенсии до размера МРОТ, указывая, что решением ГУ - УПФР в г. Якутске ему отказано в установлении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемых 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера. Страховая пенсия по старости ему была установлена с 29.03.2019 г. и составила 12 998,40 руб. Считает, что пенсия подлежит перерасчету и должна быть установлена с момента возникновения права на назначение пенсии - с 04.11.2018 г.
Суд первой инстанции принял во внимание, что перерасчет пенсии носит заявительный характер, за перерасчетом пенсии Л. к ответчику не обращался, и пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Л.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции судебная коллегия установила, что в материалах дела имеется справка Пенсионного органа о произведенной истцом оплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за период осуществления им предпринимательской деятельности с 01.01.2001 по 31.12.2011, которой подтвержден факт выполнения Л. Как индивидуального предпринимателя возложенной на него обязанности по уплате страховых взносов в УПФ РФ до момента принятия пенсионным органом решения об отказе в установлении страховой пенсии, что влечет включение указанного периода в общий стаж для назначения страховой пенсии.
То обстоятельство, что З. не предоставил справку об уплате страховых взносов ответчику, не должно лишать его права на назначение и выплату пенсии с момента возникновения права на нее, поскольку возложенную на него обязанность по уплате страховых взносов он исполнил. На Пенсионный фонд возложены полномочия по ведению учета индивидуальных сведений по каждому застрахованному лицу с целью правильного определения и последующего начисления пенсии.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона РФ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Исходя из обязанности ответчика по выплате истцу пенсии с 04.11.2018, пенсионным органом самостоятельно должен быть произведен перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение суда первой инстанции отменено в части назначения пенсии с момента возникновения права на получение страховой пенсии. Суд обязал ГУ УПФ в г. Якутске РС (Я) назначить и выплатить Л. страховую пенсию с 04 ноября 2018 года. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
(Апелляционное определение
N 33-711/2020 от 18.03.2020)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.