Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Споры о досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, проработавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда (Списки N 1, 2)
При рассмотрении вопроса о праве гражданина на пенсию на льготных условиях в первую очередь необходимо определить вид производства, в котором он занят, каким разделом или подразделом Списков N 1 и N 2 необходимо руководствоваться. В тех случаях, когда Списками N 1 и N 2 производств, цехов и должностей, работа в которых дает право на досрочную страховую пенсию, указаны производства и цеха без перечисления профессий и должностей, право на досрочную страховую пенсию имеют все работники этих производств и цехов, независимо от занимаемой должности или наименования профессии.
Когда Списками предусмотрены не только профессии или должности, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием в воздухе вредных веществ определенных классов опасности, то при установлении права работника на пенсию в связи с особыми условиями труда следует руководствоваться Государственными стандартами системы стандартов безопасности труда.
Изучение судебной практики свидетельствует о том, что основаниями для отказа в назначении досрочной страховой пенсии лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, являются: отсутствие доказательств, подтверждающих особый характер работ и (или) полную занятость работника на работах с особыми условиями; несоответствие наименования должности, занимаемой истцом, наименованию, предусмотренному Списками N 1 и N 2; отсутствие индивидуальных сведений персонифицированного учета; неправильное оформление трудовых книжек работодателями.
Характер работы и другие факторы (показатели), определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), подтверждаются справками и иными документами, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н) "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости").
Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Якутске Республики Саха (Якутия) (далее - ГУ УПФ РФ в г. Якутске) с иском об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, указывая, что решением ГУ УПФ в г. Якутске от 31.03.2017 в назначении указанной пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Не были зачтены периоды работы истца в должности санитарки радионуклидной диагностики в Государственном автономном учреждении Республики Саха (Якутия) "Республиканская больница N 1 - Национальный Центр Медицины" (далее - ГАУ РС (Я) "РБ-1 НЦМ"), поскольку по акту встречной проверки от 23.03.2017 не подтвердился специальный стаж в соответствии со Списком как работнику учреждения здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ, а также на гамма-терапевтических аппаратах.
Разрешая дело по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж, соответственно, Г. подпадает под перечень лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н) "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости").
При этом суд указал, что в материалы дела представлены соответствующие документы, подтверждающие стаж истца, а именно: справка ГАУ РС (Я) "РБ N 1-НЦМ", которой подтверждается работа Г. в течение полного рабочего дня в должности санитарки в ГАУ РС (Я) РБ N 1-НЦМ; служебная записка ГАУ РС (Я) "РБ N 1-НЦМ", из которой следует, что Г. весь рабочий день находится в непосредственном контакте с ионизирующим излучением; приказы об утверждении списков сотрудников, имеющих профессиональный контакт с источниками ионизирующих излучений, о допуске к работе с источниками ионизирующих излучений, ведется карточкой учета индивидуальных доз в отношении Г.; приказом ГАУ РС (Я) "РБ N 1-НЦМ" об отнесении отделения радионуклидной диагностики к группе "А" (персонал, работающий с источниками ионизирующего излучения); должностной инструкцией и другими доказательствами.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
(Апелляционное определение
N 33-3668/2017 от 20.09.2017)
Л. обратился с иском в суд к Пенсионному фонду о признании периодов работы во вредных условиях труда и права на назначение досрочной пенсии, указывая, что работает непрерывно, в одном и том же подразделении АК "АЛРОСА" - специализированный трест "Алмазавтоматика" с 02 февраля 1993 г. в должности инженера по наладке и испытаниям 1 категории на обогатительных фабриках и драгах. Просит признать условия труда в указанной должности относящимися к особо вредным условиям труда по списку 1 раздела XXII подраздела 5 позиция 12205000-1754б-работники, постоянно и непосредственно занятые на рентгеновских установках в промышленности, а также их регулировкой и наладкой, начиная с 01 апреля 1998 г. по 31 декабря 2000 г.; признать право на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2003 N 400 "О страховых пенсиях", с наступления возраста 45 лет - 10 сентября 2014 года; обязать ответчика назначить пенсию со дня обращения истца в пенсионный орган с заявлением - с 07 июля 2015 г.
Разрешая спор и оценивая в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о признании решения Пенсионного фонда об отказе в установлении пенсии незаконным и удовлетворил исковые требования.
Поскольку включение такого периода работы составляет необходимую продолжительность специального стажа, дающего право истцу на досрочную трудовую пенсию по старости, суд обоснованно признал условия труда истца в период с 01 апреля 1998 г. по 31 декабря 2000 г. относящимся к особо вредным условиям труда.
Характер льготной работы истца в спорный период в указанной должности подтверждается: записями в трудовой книжке, справками, уточняющими характер работы, приказами СТ "Алмазавтоматика" АК "АЛРОСА" об отнесении работников треста к персоналу категории "А", выполняющих работы на оборудовании с применением источников ионизирующего излучения; картой специальной оценки условий труда, картой аттестации рабочего места по условиям труда, должностной инструкцией инженера по наладке и испытаниям 1 категории на ОФ и драгах отдела разработок РМО, положением об отделе разработок РМО.
В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 года N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке Списков производств, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Факт работы истца более 80% рабочего времени с источниками ионизирующего излучения подтверждается вышеуказанными документами.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
(Апелляционное определение
N 33-1482/2019 от 24.04.2019)
Наименование профессии, указанной в трудовой книжке претендента на пенсию, должна соответствовать Спискам должностей, которыми определен исчерпывающий перечень профессии, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
К. обратился в суд к ГУ УПФ РФ в Нерюнгринском районе РС (Я) с иском о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости по ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2003 N 400 "О страховых пенсиях". Решением комиссии в назначении пенсии К. отказано в связи с отсутствием требуемого стажа работы с тяжелыми условиями труда. В стаж не включены периоды его работы с 15.08.1984 по 22.10.1984 в Специализированном строительном управлении N 11 комбината "Якутуглестрой" в должности каменщика-монтажника железобетонных конструкций третьего разряда участка N 3; с 27.01.1987 по 24.11.1992 в Нерюнгринском домостроительном комбинате комбината "Якутуглестрой" в должности монтажника третьего разряда СП N 1; период службы в армии с 04.11.1984 по 21.11.1986.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов его работы и назначения ему досрочной пенсии.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Согласно разделу XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2 от 22 августа 1956 г. в подраздел "а" включена профессия "монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций". Данная профессия предусмотрена также разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 26 января 1991 г. N 10 (код позиции 2290000а-14612).
Судебная коллегия пришла к выводу, что наименование профессий, указанных в трудовой книжке К. (каменщик-монтажник ж/б конструкций 3 разряда, монтажник 3 разряда) не соответствуют вышеуказанным Спискам, которыми определен исчерпывающий перечень профессии монтажника, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, а именно: монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций.
Списком N 2 раздел XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" код по 2290000а-12680 предусмотрено наименование профессии "Каменщики, постоянно работающие в бригадах каменщиков и в специализированных звенья каменщиков комплексных бригад". С учетом технологических процессов законодатель одним из основных условий назначения пенсии по данному основанию, определил подтверждение работы непосредственно в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
Из предоставленных материалов не усматривается, что истец работал в указанные периоды именно в бригадах каменщиков и специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад.
(Апелляционное определение
N 33-1163/2018 от 28.03.2018)
Право на досрочное назначение пенсии работу имеют лица, чья работа связана с технологической обработкой алмазов в бриллианты без применения робототехники, должность которых поименована в Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда.
Ю. обратилась в суд к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) (далее - Пенсионный фонд) с иском о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400 от 28.12.2013 "О страховых пенсиях", указывая, что решением от 28.01.2019 ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа. Считает отказ незаконным, так как она работала в АК "АЛРОСА" (ПАО) в должности сортировщика алмазов участка экспертной оценки ЦСА, а также в должности эксперта 1 категории по оценке алмазов участка экспертной оценки Центра сортировки алмазов (далее ЦСА) - структурного подразделения АК "АЛРОСА".
В соответствии с кодом позиции 2151100а-18630, 2151100а-18632 подраздела 21511000 пункта 11 "Обработка алмазов в бриллианты без применения робототехники" раздела XIV "Металлообработка" указанного Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено сортировщикам алмазов, сортировщикам бриллиантов, занятым на производстве по обработке алмазов в бриллианты без применения робототехники.
Исходя из положений вышеуказанных норм, регулирующих право граждан на назначение досрочной пенсии за работу в тяжелых и вредных условиях труда, юридическое значение имеет выполнение работы именно в поименованной по списку сфере металлообработки производства по обработке алмазов в бриллианты без применения робототехники.
Истец производит сортировку и аттестацию алмазов по установленным технологическим регламентам, но каких-либо операций по технологической обработке алмазов в бриллианты никогда не производила, Центр сортировки алмазов деятельностью по обработке алмазов в бриллианты в процессе обогащения руды, добываемой ГОКами АК "АЛРОСА" (ПАО), не занимается.
Суд первой инстанции дал надлежащую оценку указанным доказательствам, а также должностным инструкциям сортировщика алмазов ЦСА, эксперта по оценке алмазов ЦСА, картам специальной оценки условий труда и пришел к правильному выводу об отсутствии тождественности занимаемых истцом в указанные периоды должностей должности сортировщика алмазов и бриллиантов без применения робототехники.
В соответствии с п. 2.1 Положения о структурном подразделении АК "АЛРОСА" (ПАО) Центр сортировки алмазов основной целью деятельности ЦСА являются отправка алмазов, полученных в процессе обогащения руды, добываемой горно-обогатительными комбинатами Компании и другими организациями, действующими на территории РС (Я), в Единую сбытовую организацию АК "АЛРОСА" (ПАО) по ценам предварительной оценки.
Для достижения поставленных целей ЦСА решает задачи по приему, сортировке, оценке, отправке и хранению алмазов на основании приказов и распоряжений президента или уполномоченных им лиц и по накоплению, систематизации и аналитической обработки информации по сортировке алмазов (п. 2.2 Положения).
Для достижения цели и решения задач ЦСА осуществляет функции, в том числе планировки и проведения работ и услуг по приему алмазов, разделению алмазов на условно ситовые классы и размерно-весовые группы, сортировке алмазов, определению средней цены, формированию партий алмазной продукции и др. (п. 3.1 Положения). Данный перечень работ, осуществляемых ЦСА, где работает истец, не включает в себя деятельность по обработке алмазов в бриллианты.
Наличие одного лишь факта осуществления истцом работы в должности сортировщика алмазов, поименованной Списком, недостаточно для включения в страховой стаж истца периода данной деятельности, так как законодатель связывает право на досрочное назначение пенсии работу в указанной должности в сфере обработки алмазов в бриллианты без применения робототехники.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Девятым кассационным судом общей юрисдикции принято решение об оставлении без изменения решения Мирнинского районного суда РС (Я) и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я).
(Апелляционное определение
N 33-3042/2019 от 09.09.2019,
Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции
N 88-2862/2020 от 09.07.2020)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.