Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Споры о досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
Формальное несоответствие наименований отделений, указанных в трудовой книжке претендента на пенсию, наименованиям, предусмотренным Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может служить основанием для отказа во включении спорных периодов работы претендента на пенсию в его специальный стаж в льготном исчислении.
П. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в г. Якутске РС (Я) о признании незаконным и отмене решения об отказе на досрочное назначение пенсии, включении в специальный стаж работы периодов работы, обязании назначить пенсию с момента обращения, ссылаясь на то, что решением УПФ от 25.10.2018 г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием 30 лет специального стажа, ответчиком не были включены периоды ее работы с 02.04.1992 г. по 26.08.1994 г. в должности акушерки родблока роддома Якутской городской клинической больницы; с 01.06.1995 г. по 11.06.1996 г. и с 23.06.1998 г. по 22.09.1999 г. в должности операционной медицинской сестры родблока роддома Якутской городской клинической больницы. Указанные периоды не зачтены УПФ в полуторном размере, поскольку наименование "родовой блок" отсутствует в Списке должностей работников, дающих право за выслугу лет.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам, Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Согласно подп. "б" п. 5 вышеуказанных Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подп. "а", так и подп. "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что работа П. в спорные периоды в должности акушерки и операционной медицинской сестры родового блока тождественна работе акушерки и операционной медицинской сестры родового (родильного) отделения, в связи с чем, ее стаж в эти периоды должен исчисляться как 1 год 6 месяцев за год работы.
Судебная коллегия оставила решение первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
(Апелляционное определение
N 33-1639/2019 от 13.05.2019)
Должность претендента на пенсию должна быть предусмотрена в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев. Данный Перечень является приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
М. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ в г. Якутске о признании отказа в назначении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости, указывая, что решением комиссии от 14.01.2019 ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого для досрочного назначения страховой пенсии по старости специального стажа работы. Не включены в специальный стаж период отпуска по уходу за ребенком с 04.01.1992 по 13.11.1994; период работы в должности выездного фельдшера ГБУ РС (Я) "Станция скорой медицинской помощи" с 01.01.1997 по 31.12.1998, с 05.08.2000 по 31.12.2000 в должности фельдшера выездной бригады реанимации и интенсивной терапии ГБУ РС (Я) "Станция скорой медицинской помощи" поскольку наименование должности санитар и выездной фельдшер не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право досрочное назначение страховой пенсии.
Решением суда отказано в удовлетворении исковых требованиях М.
Отказывая в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж периода работы в должности выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи, суд указал на то, что такая должность не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, действовавших в период спорных отношений и в настоящее время.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции принят судебный акт об отмене решения Якутского городского суда РС (Я) в части отказа в удовлетворении иска и принято в этой части новое решение, которым суд обязал включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы М. в должности выездного фельдшера ГБУ РС (Я) "Станция скорой медицинской помощи" с 01.01.1997 по 31.12.1998, с 05.08.2000 по 31.12.2000. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Отклоняя требования о включении указанного периода в расчетный стаж, суд не дал оценки тому, что в соответствии с п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Согласно п. 3 Списка, утвержденного постановлением Правительства от 22.09.1999 N 1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
Согласно уточняющей справке ГБУ Республики Саха (Якутия) "Станция скорой медицинской помощи" М. с 16.11.1990 принята санитаром, с 01.03.1995 переведена на должность фельдшера, с 19.01.2010 переведена фельдшером выездной бригады реанимации и интенсивной терапии, с 06.04.2018 по настоящее время переведена на должность старшего фельдшера. Данные периоды, за исключением отпуска по уходу за ребенком с 04.01.1992 по 13.11.1994 указаны работодателем как стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В соответствии со штатным расписанием Станции скорой медицинской помощи г. Якутска на 1997 - 2000 г.г. средний медицинский персонал состоял из фельдшера по лекарственному обеспечению, фельдшера-диспетчера, фельдшера-оператора, фельдшера по контролю за медицинским оборудованием, остальной штат фельдшеров (72,5 единицы) значился как "фельдшеры выездные".
При рассмотрении требований о включении в льготный стаж периода работы в должности "фельдшера выездного/выездного фельдшера" ГБУ РС (Я) "Станции скорой медицинской помощи с 01.01.1997 по 31.12.1998, с 05.08.2000 по 31.12.2000 судом первой инстанции допущена ошибка, выразившаяся в существенном нарушении норм материального права.
Вместе с тем включение указанных периодов в специальный стаж не дает истцу право на назначение досрочной пенсии по старости с 01.10.2018 в связи с отсутствием требуемого 30-летнего стажа, в связи с чем выводы суда первой инстанции в указанной части являются законными и обоснованными.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам решение суда первой инстанции отменено в части отказа в иске и принято в этой части новое решение, которым включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы М. в должности выездного фельдшера ГБУ РС (Я) "Станция скорой медицинской помощи" с 01.01.1997 по 31.12.1998, с 05.08.2000 по 31.12.2000. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
(Определение Девятого кассационного суда
общей юрисдикции N 88-1375/2020 от 19.03.2020
Апелляционное определение
N 33-2071/2020 от 12.08.2020)
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ.
П. обратилась в суд к ГУ УПФ в г. Якутске РС (Я) с иском об оспаривании решения пенсионного фонда в установлении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального стажа. Ответчиком не были учтены периоды работы истца с 15.05.2009 по 18.09.2012, с 09.01.2014 по 13.03.2016, с 10.04.2016 по 31.12.2017 в должности участковой медицинской сестры ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия", поскольку отсутствуют сведения, подтверждающие работу истца в должности участковой медицинской сестры по непосредственному обслуживанию туберкулезных больных в течение полного рабочего дня. Кроме того, ответчиком не засчитан период с 14.03.2016 по 09.04.2016 - курсы повышения квалификации.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствует обязательное условие при назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ - непосредственное обслуживание туберкулезных больных в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени). Период прохождения сертификационного цикла с 14.03.2016 по 09.04.2016 не включен в специальный стаж, так как это не предусмотрено Правилами N 516.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют, в том числе, женщины по достижении ими возраста 50 лет, проработавшие не менее 10 лет в условиях полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, и имеющие страховой стаж не менее 20 лет. К числу таких работников относится и средний медицинский персонал, непосредственно обслуживающий больных в туберкулезных учреждениях, отделениях, кабинетах.
В разделе XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и подлежащего применению к спорному периоду работы П. (с 1 августа 2007 г. по 31 октября 2016 г.), поименованы работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах, в том числе средний медицинский персонал (позиция 2260000а).
Судом апелляционной инстанции для определения обстоятельств, имеющих значение для дела, в качестве дополнительных и новых доказательств приобщены: акт по результатам камеральной проверки периода работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию по старости, заявление П. в ГУ - УПФ РФ в г. Якутске о назначении пенсии, согласие П. на предоставление работодателем заявления о назначении пенсии в территориальный орган ПФР (представлены представителем ответчика); копия карты аттестации рабочего места по условиям труда медицинской палатной сестры отделения туберкулеза легких N 4 ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия", копия карты аттестации медицинской сестры (участковой) клиники N 1 диспансерное отделение ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия"; справки, уточняющие особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающие полную занятость на льготной работе в должности палатной медицинской сестры, медицинской сестры 2 отделения легочного туберкулеза клиники N 2 ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия" (представлены истцом).
В соответствии с картами аттестации рабочего места по условиям труда класс условий труда по названной должности определен как 3,3; фактическая продолжительность рабочего времени определена как 30-часовая рабочая неделя; предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии, постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10 п. льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списком N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, п. 22600000а-1754б, ФЗ N 173-ФЗ ст. 27 п.п. 20 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях РФ", ФЗ N 319-ФЗ от 30.12.2008 "О трудовых пенсиях в РФ".
Таким образом, специальный стаж истца подтверждается картами аттестации рабочего места по условиям труда, которым суд первой инстанции не дал оценки.
Согласно части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения работодателем аттестации рабочего места П. 6 апреля 2009 г.) аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В настоящее время отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела установлено, что ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия" не уплачивает за П. дополнительный тариф страховых взносов, предусмотренный главой 34 части второй Налогового кодекса РФ. Вместе с тем неуплата работодателем страховых взносов не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
С 14.03.2016 по 09.04.2016 истец находилась на курсах повышения квалификации - сертифицированный цикл.
Период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, следовательно, исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Апелляционным определением судебной коллегии решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, которым удовлетворен иск П. Суд постановил признать незаконным решение в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязал ГУ УПФ РФ в городе Якутске РС (Я) включить в специальный стаж П. периоды работы с 15.05.2009 по 18.09.2012, с 09.01.2014 по 13.03.2016, с 10.04.2016 по 31.12.2016, с 14.03.2016 по 09.44.2016 в должности палатной медицинской сестры ГБУ РС (Я) "НПЦ "Фтизиатрия"; обязал ГУ УПФ РФ в городе Якутска РС (Я) назначить П. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 25 апреля 2019 года.
Девятым кассационным судом общей юрисдикции принято решение об оставлении без изменения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РС (Я).
(Апелляционное определение N 3605 от 23.10.2019
Определение Девятого кассационного суда
общей юрисдикции N 88-2043/2020 от 27.02.2020
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.